В чем заключается ответственность работников перед оао ржд сдо

Обновлено: 28.06.2024

6.3.1 Обязанности в области охраны труда руководителей, специалистов и работников ОАО "РЖД" установлены статьями 15, 21, 76, 212, 213, 214, 217, 218, 221 - 223, 225 - 229.2, 370 Трудового кодекса Российской Федерации [1] и положением[7].

6.3.2 Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников в ОАО "РЖД" осуществляет президент общества, а также руководители всех подразделений общества в соответствии с наделенными полномочиями.

6.3.3 Первые вице-президенты, старшие вице-президенты и вице-президенты, директора ОАО "РЖД" при выполнении своих обязанностей ведут вопросы и несут ответственность за организацию работы по обеспечению охраны труда, рациональное использование финансовых средств, направляемых на решение вопросов охраны труда в курируемых хозяйствах железных дорог и других филиалах в соответствии с приказом о распределении обязанностей.

6.3.4 ЦБТ осуществляет свои функции в соответствии с Положением о Департаменте охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО "РЖД".

Обязанности специалистов ЦБТ устанавливают организационно-распорядительными документами на основе положений о подразделениях, утверждаемых в установленном порядке.

6.3.5 Функции НБТ регламентируют положением о службе (отделе) охраны труда железной дороги, утверждаемым начальником железной дороги, разработанным на основе типового положения, обязанности специалистов НБТ устанавливают организационно-распорядительными документами, утверждаемыми в установленном порядке.

6.3.6 Обязанности руководителей и специалистов подразделений аппарата управления ОАО "РЖД" в области охраны труда устанавливают организационно-распорядительными документами на основе положений о подразделениях аппарата управлениями ОАО "РЖД" и с учетом специфики выполняемых ими функций.

Руководители всех подразделений аппарата управления ОАО "РЖД" несут ответственность за обеспечение безопасных условий и охраны труда в подразделениях, находящихся в их ведении.

6.3.7 Обязанности руководителей филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД" в области охраны труда, с учетом специфики деятельности и особенностей выполняемых работ, устанавливают организационно-распорядительными документами ОАО "РЖД".

Обязанности начальников служб (отделов) финансов, экономической, юридической, труда и заработной платы, управления персоналом, технической политики, инвестиционной, технологической, аппарата ревизоров по безопасности движения поездов региональных дирекций, железных дорог, структурных подразделений ОАО "РЖД" в части обеспечения выполнения работ в области охраны труда устанавливают руководители филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД" в соответствующих положениях.

6.3.8 Обязанности начальников служб, отделов (секторов), специалистов по охране труда центральных, региональных дирекций и структурных подразделений устанавливают положениями о службе, отделе (секторе), утверждаемыми в установленном порядке.

6.3.9 Работники ОАО "РЖД обязаны соблюдать требования охраны труда при выполнении своих трудовых обязанностей, выполнять требования инструкций по охране труда, правил внутреннего трудового распорядка, соблюдать производственную, технологическую и трудовую дисциплину, выполнять указания руководителя работ, участвовать в контроле за состоянием условий и охраны труда, правильно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты и приспособления, извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о выявленных нарушениях и недостатках, любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о несчастном случае или об ухудшении состояния своего здоровья или иных лиц и осуществлять другие обязанности, установленные статьями 21 и 214 Трудового кодекса Российской Федерации и положением[7].

6.3.10 Руководителей и специалистов в соответствии с распределением обязанностей, а также работников, виновных в нарушении законодательства об охране труда и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлекают к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6.3.11 Обязанности, ответственность и полномочия в области охраны труда должны быть доведены до сведения всех руководителей, специалистов и работников на соответствующих уровнях управления.

В чем заключается ответственность работников перед ОАО «РЖД» (выберите один вариант ответа):

Предоставлении социального обеспечения, медицинской помощи и других элементов корпоративной социальной защиты в рамках программ, реализуемых ОАО «РЖД», оказании материальной и социальной поддержки при увольнении работников и по созданию эффективной пенсионной программы для работников компании;

Обеспечении стабильной и достойной заработной платы, условий охраны труда, сохранении здоровья и производственной безопасности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и нормативных документов ОАО «РЖД»;

Добросовестном выполнении своих должностных обязанностей, совершенствовании своих профессиональных знаний и умений, проявлении ответственности и инициативы, стремлении к поиску решений, повышающих производительность труда и снижающих затраты ОАО «РЖД».

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами по вопросам охраны труда и устанавливает основные требования охраны труда для инженера I категории (по обслуживанию подвижного состава) (далее - инженер I категории) при обслуживании, приемке, сдаче, при приеме-передаче на техническое обслуживание высокоскоростных электропоездов "Сапсан" и автомотрис серии 611М (далее - подвижной состав).

1.3. К работе инженером I категории допускаются лица, прошедшие в установленном порядке профессиональный отбор, обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр, вводный и первичный инструктажи по охране труда, стажировку, дублирование, обучение и проверку знаний требований охраны труда, правил пожарной безопасности, проверку знаний норм и правил работы в электроустановках.

Вновь принимаемый на работу инженер I категории должен пройти обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве установленным в ОАО "РЖД" порядком.

1.4. До назначения на самостоятельную работу или при переходе на другую работу, а также при перерыве в работе свыше одного года, инженер I категории обязан пройти стажировку под руководством ответственного обучающего работника. Продолжительность стажировки должна быть от 2 до 14 рабочих смен в зависимости от уровня профессионального образования, опыта работы, профессии (должности) обучаемого.

1.5. В процессе работы инженер I категории обязан проходить обязательные периодические медицинские осмотры, в установленном порядке повторные, внеплановые и целевые инструктажи по охране труда, инструктажи о порядке применения средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ), обучение по охране труда, пожарной и электробезопасности, очередную и внеочередную проверку знаний требований охраны труда, пожарной безопасности, норм и правил работы в электроустановках.

Не реже 1 раза в год инженер I категории должен проходить обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.

1.6. Инженер I категории, направляемый в командировку, должен проходить целевой инструктаж по месту постоянной работы, а по прибытию на место командирования - вводный и первичный инструктажи по охране труда с учетом особенностей выполнения работы в структурном подразделении Дирекции.

1.7. Во время работы на инженера I категории могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:

1) движущийся подвижной состав и другие транспортные средства;

2) повышенный уровень шума;

3) повышенный уровень вибрации;

4) повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

5) повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования и воздуха рабочей зоны;

6) недостаток естественной или искусственной освещенности рабочей зоны (в темное время суток);

7) острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхности оборудования;

8) не огражденные движущиеся или вращающиеся элементы оборудования;

9) падающие с высоты предметы и инструмент;

10) повышенный уровень инфразвуковых и ультразвуковых колебаний;

11) повышенный уровень электромагнитных излучений;

по характеру результирующего химического воздействия на организм человека.

1.8. Инженер I категории должен знать:

1) ПТЭ и другие нормативные документы ОАО "РЖД" в объеме, необходимом для выполнения своих должностных обязанностей;

2) правила внутреннего трудового распорядка;

3) схему формирования обслуживаемого подвижного состава;

4) порядок проведения технологических операций при подготовке, экипировке, приемке и сдаче подвижного состава;

5) способы предупреждения, выявления и устранения неисправностей в работе деталей и узлов вагонов;

6) действие на человека опасных и вредных производственных факторов, которые могут возникнуть во время работы, и меры защиты от их воздействия;

7) требования охраны труда, пожарной и электробезопасности при обслуживании подвижного состава;

8) знаки безопасности, видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения;

9) правила нахождения на железнодорожных путях, маршруты служебных проходов по территории станции, структурного подразделения Дирекции;

10) места хранения на подвижном составе аптечек для оказания первой помощи пострадавшим, СИЗ, первичных средств пожаротушения, инструмента, сигнальных принадлежностей;

11) места хранения на подвижном составе аварийного оборудования, аварийных устройств и правила их использования;

12) порядок действий в случае возникновения пожара на подвижном составе, правила пользования первичными средствами пожаротушения;

13) порядок действий при эвакуации пассажиров;

14) способы оказания первой помощи пострадавшим;

15) требования настоящей Инструкции.

1.9. В процессе работы инженер I категории обязан:

1) соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

2) руководствоваться требованиями по выполнению режимов труда и отдыха в соответствии с Трудовым законодательством Российской Федерации;

3) использовать и содержать в исправном состоянии спецодежду, спецобувь и другие СИЗ;

4) выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих надписей и знаков безопасности;

5) немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве;

6) соблюдать требования настоящей Инструкции и других нормативных документов по охране труда, электробезопасности, пожарной безопасности, установленные для выполняемой им работы.

1.10. При исполнении служебных обязанностей инженер I категории должен иметь при себе служебное удостоверение, удостоверение по электробезопасности, удостоверение о проверке знаний требований охраны труда, предупредительный талон по охране труда и другие документы в соответствии с должностной инструкцией по организации работы инженеров 1 категории.

1.11. Инженер I категории относится к электротехническому персоналу и должен иметь группу по электробезопасности не ниже IV и права оперативно-ремонтного персонала.

1.12. При проведении осмотра и технического обслуживания подвижного состава в основном депо для защиты от загрязнений и иных производственных факторов инженер I категории обязан использовать СИЗ.

Приемка подвижного состава под конкретный поезд или осмотр подвижного состава в пути следования поезда осуществляется в форменной одежде.

1.13. Инженеру I категории выдается следующая специальная одежда (далее - спецодежда), специальная обувь (далее - спецобувь) и другие СИЗ:

1) костюм для защиты от общих производственных загрязнений;

2) плащ для защиты от воды;

3) ботинки (полуботинки) на полиуретановой подошве;

4) перчатки комбинированные или перчатки с полимерным покрытием;

5) жилет сигнальный 2 класса защиты;

6) каска (каскетка) защитная;

Дополнительно, для работы в зимнее время выдается:

7) костюм для защиты от пониженных температур;

8) сапоги утепленные на нефтеморозостойкой подошве в I и II климатических поясах;

9) сапоги утепленные в III, IV и особом климатических поясах.

1.14. Инженер I категории должен соблюдать требования личной гигиены.

Личную одежду инженер I категории должен хранить отдельно от спецодежды и спецобуви в специально предназначенных для этого шкафах в помещениях гардеробных.

Инженер I категории должен следить за чистотой и исправностью спецодежды, спецобуви и других СИЗ, а также содержать места для их хранения в чистоте и порядке.

1.15. В случае получения травмы или ухудшения состояния своего здоровья, инженер I категории должен прекратить работу, поставить в известность непосредственного руководителя, в пути следования - машиниста для дальнейшего оказания первой помощи или вызова скорой медицинской помощи.

В случае травмирования пассажиров или работников поездной бригады инженер I категории обязан сообщить об этом машинисту или начальнику пассажирского поезда (при наличии) и (при необходимости) оказать первую помощь пострадавшему.

1.16. В случае возникновения опасности для жизни и здоровья, вследствие нарушения требований охраны труда, инженер I категории имеет право отказаться от выполнения работ до устранения такой опасности, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

Для принятия мер по устранению нарушений требований охраны труда на производственном участке структурного подразделения инженеру I категории необходимо делать записи в ведомости несоответствий Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (далее - КСОТ-П) в соответствии с установленным ОАО "РЖД" порядком.

1.17. На территории станции, структурного подразделения Дирекции при следовании к месту приемки подвижного состава инженер I категории обязан следить за передвижением подвижного состава, грузоподъемных кранов, автомобилей и другого транспорта, выполнять требования знаков, указателей, надписей и сигнализации, проходить по установленным маршрутам служебного прохода, обозначенным указателями "Служебный проход".

Запрещается находиться под поднятым грузом и на пути его перемещения.

1.18. При нахождении на железнодорожных путях инженер I категории обязан соблюдать следующие требования безопасности:

1) быть в сигнальном жилете (застегнутом на все пуговицы), со световозвращающими полосами и надписью с наименованием принадлежности к структурному подразделению Дирекции;

2) обращать внимание на показания светофоров, видимые и звуковые сигналы и предупреждающие знаки;

3) проходить к месту работы и обратно по установленным маршрутам служебного прохода, обозначенным указателями "Служебный проход";

4) при проходе вдоль железнодорожных путей идти по широкому междупутью, по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса. При этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава по смежным путям и смотреть под ноги;

5) переходить железнодорожные пути следует в установленных местах (по пешеходным мостикам, тоннелям, настилам), а при их отсутствии - под прямым углом, перешагивая через рельс, не наступая на концы шпал и масляные пятна на шпалах, предварительно убедившись в том, что в этом месте с обеих сторон нет приближающегося подвижного состава;

6) при переходе железнодорожного пути, занятого подвижным составом, следует пользоваться переходными площадками вагонов.

Переходить через переходную площадку вагона во время движения поезда запрещается. Перед подъемом и при спуске с площадки следует предварительно убедиться в исправности поручней, подножек и пола площадки. Прежде чем начать подъем на переходную площадку вагона, следует убедиться в отсутствии разрешающего показания светофора и звуковых сигналах, подаваемых локомотивом перед отправлением состава.

При подъеме на переходную площадку и сходе с нее необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, при этом руки должны быть свободны от каких-либо предметов. Перед спуском с переходной площадки вагона на междупутье следует осмотреть место схода - нет ли на междупутье посторонних предметов, о которые можно споткнуться при сходе, а также убедиться в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава. В темное время суток место схода необходимо осветить. Эти требования должны соблюдаться при подъеме и спуске с подвижного состава;

7) обходить подвижной состав, стоящий на железнодорожном пути, следует на расстоянии не менее 5 м от автосцепки крайнего вагона (локомотива, электропоезда);

8) проходить между расцепленными вагонами (локомотивами) допускается, если расстояние между автосцепками не менее 10 м;

9) оказавшись на пути следования подвижного состава, следует отойти на обочину земляного полотна на расстояние не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч, не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 - 140 км/ч и не менее 5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения более 140 км/ч;

10) при выходе из помещения вблизи железнодорожных путей в условиях плохой видимости, а также из-за угла здания, затрудняющего видимость пути, следует предварительно убедиться в отсутствии движущегося подвижного состава, а в темное время выждать некоторое время, пока глаза привыкнут к темноте, а окружающие предметы будут различимы;

11) при нахождении работников на путях станций допускается отойти на середину широкого междупутья (в случае движения поезда по смежному пути);

12) при приближении поездов по обоим (соседним) путям необходимо заблаговременно сойти на обочину или другое свободное междупутье, чтобы не оказаться между движущимися поездами. При вынужденном нахождении между движущимися поездами по соседним путям необходимо немедленно присесть или лечь на землю параллельно железнодорожным путям.

1.19. В процессе работы инженеру I категории запрещается:

1) проходить через ворота цеха, предназначенные для въезда и выезда из них подвижного состава, автотранспорта и прочих средств механизации;

2) подниматься на эстакаду и пандус, предназначенные для подъема и спуска с подвижного состава при отсутствии на них подвижного состава или его движении;

3) подниматься или спускаться по лестнице эстакады и пандуса при занятых обеих руках. Одна рука должна быть свободна для того, чтобы держаться за "перила-ограждения";

4) подниматься на эстакаду, пандус для прохода в подвижной состав, выходить из подвижного состава на эстакаду для дальнейшего прохода в тех местах, где используемый для прохода участок эстакады или пандуса не огражден с одной стороны "перилами-ограждениями", а с другой стороны подвижным составом.

1.20. При нахождении на железнодорожных путях запрещается:

1) находиться и передвигаться внутри колеи пути;

2) переходить или перебегать железнодорожные пути при обнаружении (визуальном или звуковом) приближающегося подвижного состава, а также отходить на соседний путь (внутрь колеи пути или на край его балластной призмы) на время пропуска проходящего поезда;

3) запрыгивать на подножки единиц подвижного состава и сходить (спрыгивать) с них во время движения, а также находиться на подножках, лестницах и других наружных частях единиц подвижного состава при их движении;

4) перемещаться под стоящим на железнодорожных путях подвижным составом, через автосцепки или под ними;

5) переходить стрелочные переводы, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков, а также становиться между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком в желоба на стрелочном переводе и на концы шпал;

6) располагаться в негабаритном месте при пропуске подвижного состава или автотранспорта;

7) находиться в междупутье при следовании поездов и других отдельных единиц подвижного состава по смежным путям;

8) становиться или садиться на рельсы, электроприводы, путевые коробки, вагонные замедлители и другие напольные устройства;

9) пользоваться мобильной сотовой связью, аудио и видео-плеерами, наушниками и другими устройствами, отвлекающими внимание работника от соблюдения необходимых мер безопасности.

1.21. В целях соблюдения требований электробезопасности инженеру I категории при нахождении на территории, в цехах и помещениях структурного подразделения Дирекции, станции запрещается:

1) наступать на электрические кабели и провода;

2) открывать двери электрошкафов, находящихся под напряжением;

3) приближаться на расстояние менее 2 м к находящимся под напряжением и не огражденным проводам или частям контактной сети и воздушной линии электропередач (далее - ВЛ);

4) касаться электроприборов, их зажимов, арматуры общего освещения и опор контактной сети;

5) заходить за защитные ограждения электрооборудования;

6) прикасаться к оборванным проводам контактной сети, ВЛ и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они или не касаются земли или заземленных конструкций;

7) касаться опор контактной сети, ВЛ и спусков заземления на данных опорах.

Любые провисающие, оборванные и лежащие на деревьях, земле, балластной призме или шпалах провода представляют опасность для жизни человека. Их следует считать находящимися под напряжением. Нельзя приближаться к ним на расстояние менее 8 м. При этом необходимо принять меры к ограждению опасного места и сообщить о случившемся дежурному по депо, поездному диспетчеру, дежурному по станции, энергодиспетчеру и далее действовать по их указанию.

Оказавшись на расстоянии менее 8 м от лежащего на земле оборванного провода, для предотвращения попадания под шаговое напряжение, следует выходить из опасной зоны небольшими (не более 0,1 м) шагами, передвигая ступни ног по земле и не отрывая их одну от другой.

1.22. Инженер I категории обязан соблюдать следующие требования пожарной безопасности:

1) не провозить посторонние предметы, горючие или легковоспламеняющиеся вещества в подвижном составе;

2) содержать в чистоте рабочее место;

3) уметь пользоваться средствами и установками пожаротушения, используемыми на подвижном составе;

4) контролировать исправное состояние системы пожарной сигнализации и средств пожаротушения, используемых на подвижном составе.

1) курить в неустановленных местах;

2) использовать открытый огонь в процессе работы;

3) складывать горючие материалы вблизи приборов отопления, светильников и бытовых электроприборов.

1.23. При исполнении своих должностных обязанностей инженер I категории имеет право находиться в рабочей и нерабочей кабинах управления подвижного состава.

1.24. Инженеру I категории запрещается находиться на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Работники, обнаруженные в таком состоянии, отстраняются от работы (не допускаются к работе) в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

1.25. Инженер I категории, не выполняющий требования настоящей Инструкции, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дистанционное мученье РЖД. Дирекция тяги сомневается в эффективности СДО; виноватых ищут не там


Одно из проявлений современного подхода к техучёбе в ОАО «РЖД» — система дистанционного обучения (СДО). Неплохая задумка, а в условиях эпидемии так просто находка! Что же не так? А не так всё. Мы сообщали о применении современных технологий в обучении, был у нас и материал, рассказывающий о том, почему работники стараются всячески уклониться от прохождения обучения/проверки знаний в электронном виде.

Рано или поздно в монополии должны были заметить, что техучёба своих целей не достигает. То неграмотный машинист допустит скатывание состава , то его коллега, не знакомый с участком обслуживания, проедет светофор с запрещающим показанием. Логично предположить, что руководители стали искать причину. И нашли. Она в том, что… СДО можно сдать, не прилагая никаких усилий! Неплохо…


Автор документа — и.о. начальника Дирекции тяги (ЦТ) Олег Чикиркин. По своей основной деятельности он главный инженер этого подразделения. Именно главные инженеры на всех предприятиях являются ответственными за организацию техучёбы. Так что всё логично.


Если запретить консультации и использование сторонних сайтов, то проблема фальсификации прохождения СДО исчезнет сама собой. Согласны, эта проблема, может, и исчезнет. Но вот нежелание использовать СДО (и другие обучающие ресурсы) никуда не денется. Возьмём на себя смелость подсказать, в какой стороне искать причину.

Взгляните на результаты опроса, который мы провели совместно с крупнейшей группой железнодорожников в соцсетях.


Почти половина железнодорожников различных специальностей (46,59%) считает, что корень проблемы в том, что предлагаемые вопросы не имеют отношения к их деятельности (наша галочка тоже в этом пункте). 15,93% видят в современной технологии один из способов лишить работника премии. Примерно столько же (14,55%) полагают, что ответы можно угадать, поэтому тратить на это личное время не стоит. Лишь 8,75% респондентов оставили СДО право на существование.

Признаемся: для нас результат голосования был предсказуемым.

Примерно в то же время другая группа, в которой, судя по названию, состоят преимущественно машинисты и помощники, провела свой опрос на ту же тему. Машинисты — парни со своей сермяжной правдой, без политесов и обходительных формулировок. Администрация группы вопросы сформулировала по-пролетарски чётко. Результат опроса перед вами.


Вопрос «что делать», весьма характерный для нашей страны, можно не задавать, ибо ответ очевиден: гнать поганой метлой тех, кто «заливает» в современные программы первые попавшиеся вопросы. Вторым пунктом — гнать тех, кто не в состоянии разработать достойную систему мотивации работника, не основанную на принуждении и угрозах. Нет более печального результата деятельности, чем результат деятельности дилетантов. Самое обидное, что страдают от этого профессионалы.


Как вы думаете, кому был назначен этот курс? Среди предметов: охрана труда, особенности обслуживания маломобильных пассажиров, организация пассажирских перевозок, оформление электронных и проездных документов (гляньте на фотографию, там именно так — «электронных и проездных»), этика общения. Угадали? Билетному кассиру или разъездному кассиру в электричке? Инженеру из дирекции пассажирских обустройств? Всё мимо! Машинисту грузового локомотива.


Кому задан этот вопрос? Технику-расшифровщику или специалисту расчётного отдела? Нет. Ответ прежний: машинисту.

В этих вопросах, к слову, кроется ещё одна особенность политики ОАО «РЖД» — «Разделяй и властвуй». Выражение, как вы знаете, не ново. При помощи «Книги замечаний машинистов» эту категорию рабочих противопоставили путейцам, движенцам, контактникам, вагонникам — всем смежникам. При помощи системы премирования техников-расшифровщиков антагонизм устроен внутри самих депо (сейчас многие центры расшифровки отнесены к дирекциям, но сути это не меняет).

Вызывают недоумение и предлагаемые ответы:


Конечно же, ответ на поставленный вопрос «1.0», как же ещё-то. Или всё-таки 0.0? Вопрос, кстати, задан не инженеру по подготовке кадров и не заму по эксплуатации. Снова машинисту.

Ну а пока… Пока терпим, проходим, сдаём «с помощью». Делаем.


«Повторенье — мать ученья» — это в идеале. «Ученье — свет, а неучёных тьма» — это на практике. Очень печально, что такая практика поставлена на поток в ж/д монополии.

Читайте также: