В чем феномен майнкрафт

Обновлено: 17.05.2024

Minecraft - популярная компьютерная игра. В 2019 году, прямо на своё десятилетие, она стала самой продаваемой игрой в мире, опередив Тетрис. Однако, прежде чем достичь таких высот её ждало множество испытаний: взлёты и падения, обожание и хейт. Чем же удивительна эта игра? Разберёмся в этой статье.

Это страшное для родителей слово - Майнкрафт!

Это страшное и непонятное слово «Майнкрафт» слышал каждый родитель. Массовое увлечение этой игрой детей от 4х до 94-х лет беспокоит всех неравнодушных мам и пап. Зачастую мы, не понимая этого феномена, начитавшись и наслушавшись всяких «ужасов», приходим к единственному правильному выходу. Запретить! В итоге вступаем в конфликт с собственными детьми, теряем связь с ними, взращиваем стену взаимного непонимания и раздражения. Разве такого эффекта мы хотим добиться своим запретом на компьютерную игру? Уверена, что нет. Так не лучше ли разобраться, что это за Майнкрафт и чем он опасен? А может быть наоборот - полезен?

Minecraft (от англ. mine — «шахта», «добывать» и англ. craft — «ремесло») — компьютерная игра разработанная шведским программистом Маркусом Перссоном. В Minecraft у игрока есть свой трёхмерный мир, полностью состоящий из кубов — его можно свободно перестраивать, создавая из этих кубов сложные сооружения. Эта особенность делает игру схожей с конструктором LEGO. Мы ведь не запрещаем играть ребенку в реальный конструктор? Наоборот, радуемся если у него есть интерес к такой игре и покупаем дорогие наборы в подарок на каждый праздник.

Minecraft не ставит перед игроком каких-либо конкретных целей, но предлагает ему свободу действий: например, он может исследовать мир, добывать полезные ископаемые, сражаться с противниками и т.д. Игра включает в себя дополнительные режимы, например, «выживание», где игроку нужно самому добывать ресурсы, и «творчество», где у игрока эти ресурсы есть в неограниченном количестве. Механика «редстоуна» (англ. Redstone) позволяет создавать в игре сложные логические схемы — тем самым игра может служить виртуальным конструктором для программистов и инженеров.

Из описания Майнкрафта можно сделать вывод о том, что игра развивает творческие навыки и пространственное мышление, умение создавать схемы и мыслить логически. Так почему же родительское сообщество так негативно настроено в отношении этой игры?

Больше всего претензий у мам и пап вызывает психологическое состояние ребенка после игры в Майнкрфт. Дети становятся неуправляемыми, зависимыми от гаджета и даже агрессивными. Все эти проблемы вполне решаемы с помощью соблюдений элементарной «игровой гигиены».

Что это такое – «игровая гигиена»?

  • строгое ограничение времени игры (в идеале не больше 30 минут в день)
  • возраст игрока старше 7 лет
  • играть днем, ни в коем случае не перед сном
  • следить за тем, чтобы досуг ребенка носил разнообразный характер (игры на свежем воздухе, спортивные занятия, чтение, театр, кино, прогулки)

Естественно, наблюдать за своим ребенком. Если он впечатлителен и эмоционален, и даже при соблюдении этих правил игра действует на него не лучшим образом, то имеет смысл поговорить с психологом. Детям с СДГВ так же лучше проконсультироваться с врачом перед тем, как увлекаться этой игрой.

Еще одна проблема, которая беспокоит родителей - это физическое здоровье ребенка. Самые распространенные претензии – от компьютерных игр портиться зрение и начинаются проблемы с осанкой и позвоночником. Но эти проблемы связаны не столько с Майнкрафтом, столько с неправильной организацией рабочего места ребенка. Здесь тоже нужно прислушаться к советам специалистов:

  • офтальмологи рекомендуют играть не в гаджетах (телефоны, планшеты), а за стационарным компьютером при хорошем освещении. В таком положении уменьшается нагрузка на глаза и меньше риска заработать близорукость.
  • ортопеды рекомендуют играть за столом, соблюдая элементарные правила (ноги стоят на опоре, спина ровная опирается на всю поверхность спинки стула, грудная клетка не опирается на стол).
  • все специалисты рекомендуют находиться за компьютером без перерыва не более 30 минут. Потом обязательна физическая активность и смена деятельности.

Говоря о компьютерных играх, всегда возникает еще один острый вопрос. И касается он не только детей, но и взрослых. Это игромания – зависимость от компьютерной игры. Этому явлению есть вполне объяснимое с медицинской точки зрения объяснение.

При игре, во время каких-то достижений вырабатывается гормон дофиамин. Его называют гормоном счастья, радости и удовольствия. Естественно, получить этот гормон в игре гораздо проще, чем читая книгу, общаясь со сверстниками или слушая музыку. Поэтому, если дофиамин вырабатывается только от компьютерных игр, то и возникает зависимость. Это очень упрощенное описание механизма игромании, но оно позволяет понять, что происходит с человеком. А посему, ни в коем случае нельзя пускать процесс увлечения ребенка Манкрафтом или другой игрой на самотек, а стараться соблюдать описанные выше правила.

Если же мы хотим сохранить близкие и доверительные отношения с ребенком, то не стоит накладывать запреты на интересы, которые не угрожают физическому и психическому здоровью. Эффективнее будет, если родители заинтересуются увлечениями детей и направят их в правильное русло. И не обязательно самим осваивать премудрости Майнкрафта в свободное от работы время. Лучше довериться профессионалам, которые раскроют ребенку мир игры и научат мыслить, структурировать, программировать и творить. А не просто играть в «стрелялки» и гоняться за монстрами. Сейчас масса курсов и кружков открывающих ребенку мир IT технологий. Главное выбрать хорошего преподавателя, который заинтересует его программированием, увлечет математикой и электроникой, наряду с игрой в Майнкрафт. А еще, играя в эту игру, можно неплохо подтянуть английский язык. Потому что все команды и названия в Майнкрафте на английском и увлеченный ребенок будет искать перевод и запоминать слова и выражения для того чтобы достичь успехов в игре.

Падение

К 2014 году игра стала потихоньку утрачивать обороты. В неё по-прежнему играла большая аудитория, но многим Майнкрафт уже успел надоесть. Сервера заполнили маленькие неадекватные дети, что также сыграло немалую роль в падении игры. Minecraft внезапно перестал быть модным, и многие даже стали ненавидеть его. Вплоть до 2019 года в широких массах считалось, что "майнкрафт зашквар", "игра для школьников" и т. д. Играть в него продолжали в основном лишь преданные фанаты. Чтобы вновь кардинально поменять мнение общества потребовалось всего несколько лет.

Феномен Minecraft. Игра в кубики, которая завоевала мир

Автор идеи, Маркус Перссон по прозвищу «Нотч», родился 1 июня 1979 года в маленьком городе Эдсбюн в 250 км на северо-запад от Стокгольма. Свою первую примитивную текстовую игру он написал в восемь лет на восьмибитном компьютере отца. Как говорил сам Нотч в интервью: «Мы жили в снежной глуши и особо никуда не ходили… Зато был большой выбор школ программирования».


Его профессиональная карьера началась с предложения работы от компании Valve (подарившей игроманам легендарный Half-Life), они были готовы оплатить переезд, однако Нотч отказался и в мае 2009 года основал собственную компанию Mojang, в которой изначально работало всего три человека. Они выпустили несколько незначительных проектов, штат постепенно увеличился до двенадцати человек, но Маркус всё это время работал над Minecraft, и первая версия вышла в ноябре 2011. В том же году легендарный Шон Паркер (основатель Napster, нынешний президент Facebook, сыгранный Джастином Тимберлейком в фильме «Социальная сеть») предлагал Mojang существенные вложения, видя перспективу. Но Маркус отказался.

В сентябре 2014 года игра Minecraft была продана компании Microsoft за 2,5 млрд $.


Смысл этой игры – выжить, оказавшись на лоне природы с голыми руками. После того как вы научитесь добывать себе всё необходимое для выживания, дальнейшее зависит от фантазии.


Однако если вы просто заполучили себе копию игры, поставили и запустили, то велик шанс разочароваться. Без каких-либо подсказок и комментариев вы окажетесь под квадратным солнцем среди нагромождения кубиков с ярко выраженной пиксельной графикой, довольно условно изображающих различные природные ландшафты и небогатую фауну, внешне напоминающую фрагменты клипа Dire Straits «Money For Nothing». После нескольких минут бестолковой беготни и попыток что-то сделать, кликая повсюду мышкой и в итоге погибая от лап выползающих после заката монстров, многие начинающие геймеры грустнеют и переключаются обратно на Counter Strike и Call Of Duty. А стоит лишь зажать левую клавишу мыши, направив курсор на ствол дерева, и… Осторожно, затягивает!




Чем же так интересно «шахтёрское ремесло»? Прежде всего, это размеры игрового мира. Ни одна самая продвинутая игра от зубров игровой индустрии не предоставляет игроку такой свободы, как детище Нотча. Локации даже самых кассовых игр всегда ограничены, а возможности для их изменения скудны. В Майнкрафте они никак не лимитированы, карта генерируется прямо во время движения по ней. Игровой мир потенциально настолько огромен, что в популярном наглядном приложении «Шкала Вселенной 2» он сопоставим по размерам с землеподобными планетами Солнечной системы (из расчёта один блок – 1 м 3 ). По приблизительным подсчётам, общее вероятное количество блоков игры, больше которого её движок не сможет работать ни на одном компьютере, – 920 000 000 000 000 000. Причём если после начала игры начать двигаться к краю карты, то на это уйдут месяцы реального времени! После нескольких месяцев непрерывного бега в одну сторону движок игры начнёт давать первые сбои, и в какой-то момент упрямый игрок упрётся в рыхлую стену из конструкций противоестественной формы – загадочный «дальний мир», сотворение которого даже не было предусмотрено при разработке.


Узнав о существовании такого необычного побочного эффекта, Нотч сперва хотел ограничить размеры генерируемых миров, но затем передумал и лишь несколько оптимизировал алгоритм. Идея появления в виртуальной реальности искажённых миров, не предусмотренных создателем, его очень вдохновила.


Мир делится на так называемые «биомы» – природные области с характерными чертами: зелёные луга, леса, заснеженные чащи, пустыня, горы, моря и другие. Такое разделение носит скорее эстетический характер, поскольку основная часть геймплея по задумке проходит под землёй, где вас ждут бесконечные лабиринты тёмных пещер, озёра лавы, кровожадные монстры и полезные ископаемые.


Далее – полный контроль над миром. Хотя карта имеет чёткую верхнюю и нижнюю границы (высота мира в последней версии – 256 блоков), всё, что находится между ними, можно менять как угодно. Специально для тех, кому скучно просто добывать дерево и руду в шахте, в игре предусмотрен творческий режим. В нём игрок может быстро летать во всех направлениях, разрушать все блоки в один клик и брать себе инвентарь в виде любых блоков в неограниченном количестве. Эта возможность уже на ранних этапах становления игры сделала её виртуальным конкурентом Lego. Любители строить из кубиков получили полную свободу, и в сеть массово поплыли скриншоты с умопомрачительными конструкциями: копии острова Манхэттен с небоскрёбами, замок Хогвартс из «Гарри Поттера», цитадели из «Властелина колец», детально воссозданные готические храмы, огромные несуществующие города, постройки, символы, ландшафты. Новые механизмы (о которых ниже) дополнили коллекцию фантастических построек виртуальными калькуляторами, синтезаторами, сетью метро и системами «умный дом». Особенно терпеливые умудрялись создавать внутри Майнкрафта другие игры – от крестиков-ноликов до полноценных игровых вселенных вроде Fallout.






Механизмы. Отдельный сегмент материалов и блоков (которые в обычном режиме выживания также надо добывать) даёт возможность создавать простейшие логические цепи, работающие по законам Булевой алгебры. Это одна из основных прикладных наук в работе программистов, которые на радостях от совмещения полезного с приятным начали создавать виртуальные вычислительные машины и сложные механизмы, автоматизирующие многие игровые операции, например, сбор урожая пшеницы или добычу камня.




Дополнения. В оригинальной игре самым редким и дорогим предметом является алмаз (это до сих пор негласная игровая валюта на большинстве серверов). Добыть его можно сравнительно быстро, создав на универсальном верстаке по схеме-«крафту» (так создаются и все остальные вещи в игре) деревянную кирку, затем каменную, потом железную, с которой нужно спуститься почти в самый низ мира сквозь толщу пород. Многим геймерам такая цепочка действий на пути к успеху показалась слишком короткой, и к игре начали добавлять сторонние модификации с самым разнообразным содержанием. Игрок смог заниматься магией, пчеловодством, генетикой, строить огромные автоматизированные заводы по добыче ресурсов и производству новых механизмов, добывая энергию из огня, воздуха, воды и даже ядерного реактора, на постройку которого в обычном режиме уйдёт не один вечер.


Дополнения также улучшают графику, создают новые типы биомов, увеличивают разнообразие материалов и многое другое. Теперь цепочка на пути к самым продвинутым элементам игры может насчитывать десятки последовательных действий и сотни единиц добытых ресурсов.


Мультиплеер. Разумеется, играть одному быстро наскучит, так что добро пожаловать на тысячи серверов в сети, где люди со всего мира играют на сравнительно небольших картах (примерно 10 000 на 10 000 блоков по горизонтали), сражаются, соревнуются в добыче ресурсов и продвинутости дома (неприкосновенность которого ограничена небольшой зоной – приватом), общаются, даже создают виртуальные семьи и кланы.


Мир Minecraft стал настолько популярен, что в топе сервиса YouTube наравне с политикой, спортом и шоу-бизнесом периодически появляются различные видео – «летсплеи» – записи игрового процесса с комментариями игроков. В стиле игры вышел конструктор Lego, продаются фирменные игровые наборы и сувениры. Вокруг нее сформировался аутентичный жаргон. На данный момент продано более ста миллионов копий для разных игровых платформ, это вторая по продаваемости в мире игра после легендарного «Тетриса». Беспрецедентный успех для игры, созданной независимой компанией. В 2012 году вышел документальный фильм «Minecraft: the story of Mojang» о её создании, а сейчас по мотивам игры уже планируется снять полнометражный художественный фильм.


И напоследок: среди опытных игроков существует легенда о Херобрине – виртуальном герое в Minecraft, который может неожиданно появиться на любом сервере в любом месте и напугать игроков своими нетипичными глазами – ярко-белыми пятнами. Объясняется эта легенда тем, что Нотч так развлекался и тестировал игру на случайных серверах, когда их было ещё не очень много. С тех пор количество серверов множится в прогрессии, появилась возможность поставить себе любой «скин» – текстуру внешнего вида игрока, и легенда о Херобрине стала мифом и предметом для шуток. Но кто знает, ведь мир Minecraft так огромен…

Игра в кубики. В чем сила Minecraft?

Minecraft — одна из самых успешных игр в истории. Мировая известность, тонны сопутствующей продукции, миллионные тиражи и баснословная прибыль — всё это о Minecraft. Далеко не каждая крупная игра в наше время может похвастаться такой популярностью.

Что такое Minecraft?

Принцип Minecraft одновременно прост и интересен. Вкратце его можно описать так: игроку предоставляется целый мир, в котором он может строить всё, что угодно. Существует три основных режимов игры: выживание, творческий и хардкор. В режиме выживания игрок должен самостоятельно добывать блоки и ресурсы, чтобы из них получать другие блоки, а также защищаться от монстров, чтобы, наконец, победить главного босса - Эндер-дракона. В творческом режиме игрок имеет неограниченное количество ресурсов и блоков, поэтому здесь можно дать волю своему воображению, и, не думая об ограничениях, построить, к примеру, замок своей мечты. Также имеется ещё один режим: хардкор. Это, по сути, то же выживание, но на более высоком уровне сложности. Помимо этого, после смерти игрока мир полностью удаляется, и восстановить его нельзя.

До Майнкрафта в игровой индустрии ничего подобного ещё никогда не было, поэтому игра практически сразу стала популярна. Она развивалась очень быстрыми темпами, и тысячи игроков следили за тем, как она становится всё лучше и интереснее.

Первая версия игры была выпущена ещё в мае 2009, и тогда она разительно отличалась от нынешней. Возможности ограничивались лишь хождением по небольшому миру и размещением и уничтожением блока земли в нём. В следующих версиях Minecraft получал всё более обширные возможности. Он прошёл несколько стадий до релиза, а именно: Classic, Indev, Infdev, Alpha и Beta. И, наконец, 18 ноября 2011 года состоялся релиз версии 1.0.

Путь начинается с первого блока

Маркус Перссон, также известный как Notch, еще в раннем возрасте увлекся программированием и созданием видеоигр. Свою первую игру будущий миллиардер написал в возрасте девяти лет, но главное творение жизни он все-таки спроектирует гораздо позже.

Перссон в молодости очень любил «симуляторы бога» и классические ролевые игры. Именно они вдохновили будущего геймдизайнера на создание Minecraft. Маркус придумал ни на что не похожее виртуальное приключение с элементами из своих любимых игр. Изначально проект назывался Cave Game, но через некоторое время игра стала известна как Minecraft.

Игра в кубики. В чем сила Minecraft?

Minecraft появилась в 2009 году. На тот момент игра была сырой — с огромным количеством технических проблем и багов. Тем не менее вокруг проекта сформировалось сообщество поклонников. Что и говорить, тогда концепция безграничной «песочницы» казалась необычной и притягательной. Minecraft позволила игрокам создавать все что угодно: от хлипких хибар до величественных средневековых замков.

Еще в Minecraft нужно выживать — отбиваться или попросту прятаться от всяческой нечисти, которая без приглашения приходит в мир игрока.

Игра в кубики. В чем сила Minecraft?

Успех Minecraft удивителен еще тем, что поначалу разработчики «раскручивали» игру сами, без помощи издателя. Во многом проект обрел популярность благодаря «сарафанному радио». О нем говорили, его показывали на YouTube, но рекламы как таковой не было. Отсутствие маркетинговой кампании по раскрутке не помешало проекту стать культовым среди игроков.

В определенный момент Маркус Перссон решил оставить должность программиста в компании King и основать свою студию — Mojang AB. За время разработки Minecraft пережила массу версий и изменений. Игру дорабатывают до сих пор: разработчики выпускают патчи и добавляют новый контент, а поклонники создают модификации.

Заключение

Minecraft - действительно уникальная игра. В ней уникально всё: от самой сути до истории развития. Она совершила переворот в современной игровой индустрии, стала самой продаваемой игрой, "дважды родилась" и продолжает идти вперёд.

В чём же мораль данной статьи? А мораль очень проста: не нужно гнаться за тем, что сейчас модно. Нужно гнаться за тем, чего ты хочешь. Нельзя что-то считать "зашкваром" только потому, что все так считают. Имей своё мнение! Нравится играть в Майнкрафт? Играй на здоровье! И не обращай внимание на то, что говорят другие. Будь он модным или нет - неважно. Главное, что тебе это нравится.

Здесь Minecraft лишь пример. Эта ситуация подходит подо что угодно. Не будь таким как все, имей свою точку зрения. Ну, и, конечно, продолжай играть в Minecraft, если он тебе нравится.

Доступность всегда и везде

Кроме того, Minecraft прижилась на домашних и портативных консолях — PS3, PS4, PS Vita, Xbox 360, Xbox One и Wii U. Особое внимание игре уделяет Microsoft. Связано это с тем, что корпорация купила Mojang AB за 2,5 миллиарда долларов. Эта сделка превратила Маркуса Перссона в миллиардера.

Игра в кубики. В чем сила Minecraft?

Тут нельзя не сказать о маленькой революции: гигант от мира IT-индустрии добавил в Minecraft кроссплатформенный мультиплеер. То есть игроки всех платформ могут строить и рушить общий мир, играя на разных устройствах. Это ли не диво?

Еще чудеснее то, что именно Minecraft демонстрировали в очках дополненной реальности HoloLens, созданием которых занимается Microsoft. Погрузиться в мир любимой игры — не этого ли хотят все поклонники невероятно популярной «песочницы»?

Второе дыхание

За 5 лет бывшие заядлые игроки в Minecraft успели повзрослеть. И совершенно случайно они вспомнили про старую любимую игру, прониклись ностальгией по ней. На этой волне создавались различные видео, которые должны были "выжать" как можно больше ностальгии по прошедшим временам у зрителя. Особенно в этом помогала спокойная, частично даже печальная музыка из Майнкрафта. Бывшие майнкрафтеры решили вновь зайти в игру и окунуться в те чувства прекрасного беззаботного детства, когда всё было легко и просто, когда не было никаких проблем, и когда ты ночью, убедившись, что родители спят, тихонько закрывал дверь, брал ноутбук, и, созвонившись с другом по скайпу, вы вместе строили тот самый деревянный дом, искали те самые алмазы, и пугались тех самых криперов.

И с большим удивлением эти самые бывшие майнкрфатеры обнаруживали, что за последние несколько лет игра очень сильно преобразилась. Было добавлено столько всего интересного, что всем уже было все равно на то, что "майнкрафт зашквар". Игроки с большим удовольствием открывали для себя всё новые и новые возможности Minecraft, и, наконец, игра снова стала трендом. Про него начали создаваться уже не ироничные мемы, а те самые "жизненные". На YouTube снова в моду входят летсплеи по Майнкрафту. Доходит до того, что второй по популярности блогер в мире PewDiePie (первое видео которого, к слову, было именно по этой игре) в июне 2019 начинает снимать по нему своё прохождение. И зрителям это, без лукавства, очень нравится.

Наконец, благодаря такому внезапному ажиотажу, 17 мая 2019 года Minecraft преодолел порог в 176 миллионов проданных копий по всему миру, тем самым побив предыдущий рекорд в 170 миллионов, который принадлежал Тетрису.

Minecraft в России

В России игра стала популярна чуть позже: в 2011-2012 годах, во многом благодаря различным видео по нему на YouTube. А видео эти были самых различных жанров: летсплеи, обзоры модов, уроки по игре (начиная уроками по выживанию и заканчивая туториалами по механизмам), обзоры собственных построек, прохождение карт. Большинство игроков узнало о Майнкрафте именно из роликов в интернете.

Творческая жилка

Каждое качественное игровое произведение привлекает по-своему. Dark Souls, например, заставляет преодолевать трудности, CS:GO проверяет реакцию и сыгранность команд. Minecraft же пробуждает в человеке творца. Игра про строительство дарит возможность творить в рамках пиксельного мира. И это ее главный козырь.

Игра в кубики. В чем сила Minecraft?

Так, в Minecraft умельцы умудрились создать работающий компьютер со своей операционной системой. Кто-то построил виртуальный 3D-принтер, и он печатает. Согласитесь, сделать что-то подобное из пиксельных блоков сложно, но, как показывает практика, вполне реально.

Пользователи также любят воссоздавать постройки из популярных игр и фильмов. Благодаря редактору декораций энтузиасты успели соорудить стоэтажную Вавилонскую башню, несколько городов эпохи Возрождения, звездный крейсер «Галактика» из одноименного сериала и много других удивительных вещей. Сотрудники Датской государственной службы землеустройства перенесли в мир Minecraft всю Данию. Всю страну целиком, понимаете?

Игра в кубики. В чем сила Minecraft?

Модельеры, дизайнеры и архитекторы используют Minecraft как среду для разработки. Функционал игры понятен, его легко использовать для промышленного проектирования и решения различных творческих задач.

Как утверждают в шведской школе имени Виктора Рудберга, Minecraft необходим в образовательной программе подрастающего поколения. Школа ввела Minecraft в программу изучения для тринадцатилетних студентов. Преподаватели утверждают, что игра пробуждает в учениках любовь к экологии, они учатся планировать свое будущее, что очень важно в современном мире.

Творение Маркуса Перссона давно поселилось в умах игроков как некое особое пространство, где можно отпустить воображение на все четыре стороны. Minecraft — самый настоящий феномен нашего времени.

Продолжение роста популярности

Даже после релиза шумиха вокруг Minecraft не утихала. Одни продолжали создавать авторский контент и делиться им, другие просто проходили игру в одиночку, а кто-то и с друзьями. А Маркус Перссон тем временем уже успел основать компанию Mojang, которая и занималась разработкой игры. К тому же, в 2011 началась разработка версии игры для мобильных устройств на Android и iOS, что также впоследствии привлекло большую аудиторию. Что интересно, Minecraft: Pocket Edition был написан с нуля на языке программирования C++ (в то время как оригинальная версия была создана на Java).

Читайте также: