Ты хочешь знать кто я что я куда я еду анализ стихотворения

Обновлено: 07.07.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Итак, приведу полностью текст стихотворения:

Ты хочешь знать, кто я? что я? куда я еду?
Я тот же, что и был и буду весь свой век:
Не скот, не дерево, не раб, но человек!
Дорогу проложить, где не бывало следу,
Для борзых смельчаков и в прозе и в стихах,
Чувствительным сердцам и истине я в страх
В острог Илимский еду.

Что меня смущает в этом стихотворении?
а) значение слова "борзых".
б) грамматическая функция слов "и в прозе и в стихах".
в) грамматическая функция слов "в страх".

а) Словарь Ожегова-Шведовой (2003), например, дает для слова "борзый" только одно значение: быстрый, резвый (с пометкой устар.). Между тем, как мне кажется, Шведова, в 90-е годы добавившая в классический советский толковый словарь статьи "говно", "жопа"; значение "то же, что педераст" для слова "голубой", а также значительное количество другой "несловарной" лексики, в данном случае не вполне права. Семантика слова "борзый" для современного носителя языка определяется скорее глаголом "оборзеть", чем устаревшим значением корня, проявляющимся в названии собачьей породы "борзая".
Я, таким образом, вынужден выбирать между двумя значениями - одним просторечным ("наглый, дерзкий") и одним устаревшим ("скорый"), причем оба значения в данном случае, очевидно, не подходят.
Не проясняет положения и статья борзый в "Словаре русского языка XVIII века". В качестве основного в ней дается только одно значение: "быстрый, резвый". Причем особо оговаривается, что это слово специально применяется для описания лошадей, породы собак, а также когда говорится "о письме, стиле; о пишущем". Приводятся два примера: из Тредиаковского (Стиль борзый, и бежать которому есть шутка, Не толь ума есть знак, коль больше предрассудка) и Николева (Аз чудный певец, строгий Пиита, Красного слога борзый писец). Очевидно, что в приведенных примерах описывается скорее хлестаковская "легкость в мыслях необычайная", чем то значение, которое в данном случае вкладывает в слово "борзый" Радищев.
Несколько проясняет ситуацию статья "борзо" того же "Словаря русского языка XVIII века": Вторым значением в ней дается "дерзко, смело" и среди трех примеров приводится и один радищевский (из "Бовы"): "Воружась иной от темя До пяты, и даже зубы Воружив булатом, сталью, смело, борзо выступает (даю по западовскому изданию БП. - А.К.)". Соседство в данном случае слов "смело, борзо" ("борзые смельчаки" в стихотворении) весьма показательно.
Однако, чтобы в полной мере понять значение радищевского выражения "борзые смельчаки", нужно учитывать, что и слово "смелый" он чаще всего употребляет не в привычном для нас значении "не знающий страха, решительный", а в значительно менее употребительном "выходящий за границы принятого, приличного, вызывающий", которое актуализирует производность этого прилагательного от глагола "сметь". Примеры: "неуподобительные пирамиды чрез долгое время доказывать будут смелое в созидании египтян зодчество" (Путешествие); "Смело счастливой рукою завесу творенья возвеяв, Скрыту природу сглядев в дальном таилище дел" ("Осьмнадцатое столение").
Таким образом, в интересующем нас случае слова "борзые смельчаки" оказываются во многом синонимичными и означают "выходящие за рамки принятого". Пояснение немаловажное, поскольку при автоматическом, невдумчивом чтении возможно осознать "борзые" и в значении "быстрые" (поспешившие написать свои произведения сразу вслед за "Путешествием"), и в значении "легкости необычайной" ("дерзкие писаки"). Однако, оба значения, при попытке помещения их в контекст стихотворения, повисают и оказываются бессмысленными.

б) слова "и в прозе и в стихах" могут выступать обстоятельством при "проложить дорогу"; дополнением при "борзых" или определением при "смельчаков". Различия, которые вносит в понимание текста принятие того или иного прочтения, весьма значительны. Если признать, что "и в прозе и в стихах" - обстоятельство при "проложить дорогу", то 4-7 (оставляя пока в стороне вопрос о грамматической функции слов "в страх") стихи в прямом порядке выстраиваются следующим образом:

я еду в Илимский острог, проложить дорогу в прозе и стихах для борзых смельчаков.

То есть лирический герой признает себя неким автором-законодателем, творцом образцовых сочинений, которому должны будут следовать "борзые смельчаки" (еще одно, кстати, возможное прочтение этого словосочетания - дерзко посмевшие равняться с образцом).
Совсем иное значение принимают эти строки, если признать, что "в прозе и стихах" - дополнение к "борзых" или определение к "смельчаков":

я еду в Илимский острог, проложить дорогу для борзых в прозе и стихах смельчаков.

То есть, если возникнет (вслед за лирическим героем) такой автор, который осмелится написать дерзкие прозу или стихи, он последует в тот же Илимский острог. При том, что значение не меняется, считаем ли мы "в прозе и стихах" зависимым от "борзых" или "смельчаков", более логичным кажется предположить в качестве главного слова "борзых".
С учетом биографии автора - Радищева - разумнее предположить верность второго варианта. Поскольку, принимая первое чтение, мы вынуждены интерпретировать стихотворение как заявление о намерении в ссылке создать корпус образцовых литературных сочинений (при чем уже написанное "Путешествие" как бы вовсе не учитывается). Между тем, именно так и интерпретировали это стихотворение большинство советских исследователей (а также Якобсон).

в) "в страх" может служить обстоятельством или при "еду", или при "чувствительным сердцам и истине".
Можно считать, что, отказываясь от запятой после "в страх", то есть не признавая "в страх" и "в острог" однородными членами, все составители важнейших изданий советского времени, включающих данное стихотворение, признают, что "в страх" - обстоятельство при "чувствительным сердцам и истине". Между тем, Якобсон, предпосылая своей статье текст стихотворения, запятую в указанном месте ставит.
Принятие того или иного чтения в данном случае не только определяет, кому же должно быть страшно - лирическому ли герою, поскольку страшен Илимский острог (в случае, если "в страх" и "в острог" однородны), или "чувствительным сердцам", поскольку герой едет в острог. Если "в страх" зависит от "еду", то "чувствительным сердцам и истине" неизбежно оказываются управляемы сочетанием "проложить дорогу".
То есть, если опять попытаться переложить 4-7 стихи в прямой порядок, получится либо (если "в страх" и "в острог" однородны)

Я еду в страшный Илимский острог, проложить дорогу борзым в прозе и стихах смельчакам, а также чувствительным сердцам и истине.

Я еду, в устрашение чувствительных сердец и истины, в Илимский острог, проложить дорогу борзым в прозе и стихах смельчакам.

Если не принимать во внимание некоторую неблагозвучность выражения "проложить дорогу чувствительным сердцам" и затемненность его смысла, то первое прочтение, в принципе, возможно: Илимский острог, действительно, страшен (иначе как поездка в него при втором прочтении может устрашать?). Однако, поскольку при втором прочтении этой неблагозвучности и затемненности не возникает, предпочтительнее принять его.
Интересно здесь отметить, что первый публикатор данного стихотворения, П.А. Ефремов (1864), по-видимому, воспринял 6 стих именно в первом из предложенных здесь прочтений и посчитал, что здесь представлено два варианта пятого стиха. Только так, на мой взгляд, можно объяснить тот факт, что шестой стих в этой публикации заменен рядом точек.

Таким образом, я попытался показать, какие непосредственные сложности встают перед читателем при попытке осознания данного стихотворения. В результате долгих размышлений и руководствуясь приведенными аргументами я принимаю то чтение второй части стихотворения, которое описано выше. Между тем, и это показывает история интерпретации данного текста, мое прочтение вряд ли можно признать единственно верным. Несомненно, что смыслы отвергнутых мной прочтений брезжат в тексте и создают в его содержании дополнительную глубину. Илимский острог для лирического героя - место, несомненно, страшное; Радищев, скорее всего, действительно осознает свое "Путешествие" образцом для будущих "смельчаков"; он, также, безусловно, признает себя чувствительным сердцем и человеком, сказавшим истину - и в этом смысле, конечно, прокладывает для них дорогу в острог.
Однако мне кажется, что стихотворению навязана принятая исследователями оптимистическая интерпретация: "по дороге в Илимск, в Тобольске, когда не минуло и полугода со дня вынесения приговора, ссыльный "преступник" пишет небольшое стихотворение, в котором утверждает свое право на гордое имя "человек", заявляет о верности прежним идеалам" (В.А. Западов).
Якобсон справедливо замечает, что представленные в первом стихе три вопроса (кто? что? куда?) получают ответы в следующих шести стихах. Однако, его утверждение, что ответы на первые два вопроса представлены во втором и третьем стихах, а оставшиеся четыре представляют собой ответ на последний, кажется мне не вполне верным. Якобсон ошибается в своем понимании второго вопроса: "что я? (т.е. "что со мной деется?")" (С. 231). Здесь проявляется свойственное европейским языкам различие между объектами вопросов "кто ты?" и "что ты?", стертое в русском. Различие между ними - характерное для моралистической литературы 1770 - 1780-х гг. различение трех векторов описания положения человека в мире: "должности человеческие в отношении Бога, в отношении себя и в отношении своих ближних". В отношении первых двух вопросов задается вопрос "кто?" - и ответ на него - человек, и, конкретнее, имя, которого - замечу - герой стихотворения не указывает. Ответ на второй вопрос - "что?" - предполагает указание прежде всего чина. Герой стихотворения не отвечает и на него, однако очень точно описывает свою функцию в данном обществе: он - устрашающий пример для всех "чувствительных сердец". По сути, не он едет - его везут.
В этом, как кажется, и состоит значение данного стихотворения. Радищев необычайно точно описывает не свои чувства в данный момент - он осознает происшедшее с ним в масштабах всей России. Он - не бывший надворный советник и кавалер ордена Владимира 4-й степени, которого осудили на ссылку в далекой, страшной и чужой Сибири. Он - указ всем: хотите говорить истину - будьте готовы ехать на Илим. Поэтому зачем тебе мое имя и звание? Я сказал истину, и меня везут в Илимский острог - вот что важно.
Но вместе с тем, конечно, в стихотворении присутствует и осознание того, что он - только первый, совершающий эту поездку.
Однако радовал ли Радищева этот факт - большой вопрос.

Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду?Я тот же, что и был и буду весь мой век:Не скот, не дерево, не раб, но человек!Дорогу проложить, где не бывало следуДля борзых смельчаков и в прозе и в стихах,Чувствительным сердцам и истине я в страхВ острог Илимский еду. Январь -- июль 1791Ода «Вольность» великого русского революционного просветителя -- одно из произведений, наиболее часто встречающихся в списках вольной поэзии с конца XVIII и до 1830-х годов.Ода с особенной яростью преследовалась цензурой: обнаружение ее властями, даже при случайных обстоятельствах, сулило серьезные репрессии.«В основе сюжета „Вольности" лежат общепросветительские теории естественного права и общественного договора, переосмысленные Радищевым в революционном духе». (3ападов В. А. Поэзия А.H. Радищева // Радищев А.Н. Стихотворения. Л., 1975. С. 26). Ода подытожила эволюцию русской передовой политической мысли накануне французской буржуазной революции. В дальнейшем она оказала огромное влияние на формирование идеологии дворянских революционеров. Оценивая влияние Радищева, Герцен в 1858 году заметил, что о чем бы Радищев «ни писал, так и слышишь знакомую струну, которую мы привыкли слышать и в первых стихотворениях Пушкина, и в „Думах" Рылеева, и в собственном нашем сердце». Ода «Вольность» не утратила своего значения и для революционных демократов 1860-х годов, но упоминаться могла только обиняками. Герцен А. И. Предисловие к книге «О повреждении нравов в России» князя М. Щербатова и «Путешествие» А. Радищева // Собр. соч. М., 1958. Т. 13. С. 273. Тираноборческий пафос и призыв к революции, которая должна смести власть царей, определили постоянное, глубокое влияние оды. Слово «вольность» в лексиконе XVIII века означала означало независимость, политическую свободу и имело некоторое смысловое отличие от слова «свобода»: именно «Вольность» -- заглавие пушкинской оды 1817 года. Позднее этот оттенок стерся, и Некрасов в 1877 году имея в виду эту оду Пушкина, назвал ее «Свобода».Семистишие «Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду. » тоже часто встречается в ходивших по рукам списках начиная с 1820-х годов. Некрасов Н. А. Автобиографические записи, Из дневника // Полн. собр. соч. и писем. М., 1953. Т. 12. С. 21ЗаключениеТаким образом, в литературе 18 века существовало два течения: классицизм и сентиментализм. Идеал писателей-классицистов - гражданин и патриот, стремящийся трудиться на благо отечества. Он должен стать активной творческой личностью, бороться с общественными пороками, со всеми проявлениями " злонравия и тирании" Такому человеку необходимо отказаться от стремления к личному счастью, подчинить свои чувства долгу. Сентименталисты все подчиняли чувствам, всевозможным оттенкам настроений. Язык их произведений становится подчеркнуто эмоциональным. Герои произведений - представители средних и низших классов. С восемнадцатого века начинается процесс демократизации литературы.И снова российская действительность вторглась в мир литературы и показала, что только в единстве общего и личного, причем при подчинении личного общему, может состояться гражданин и человек. Но в поэзии конца XVIII века понятие "русский человек" отождествлялась лишь с понятием "русский дворянин". Державин и другие поэты и писатели 18 века сделали только первый шаг в понимании национального характера, показав дворянина и на службе Отечеству, и в домашней обстановке. Цельность и полнота внутренней жизни человека еще не были раскрыты.Список литературы

Новые вопросы в Литература

СРОЧНО. Напишете конспект по А.А. Григорьеву "по поводу нового издания старой вещи горе от ума"

у чому відмінність між раціоналістичним і романтичним світосприйманням? Доведіть, що обидва світогляди мають право на існування. ДАЮ 25 БАЛОВ. ​

с кем связан выбор Фонвизина приёмы 《говорящих》 имён в комедии?​

ПОМОГИТЕ СРОЧНО!! По образцу таблицы сделать описание Дубровского и князя Верейского

Напишите сочинение-миниатюру на тему: Что произошло с дубовым листком после встречи с чинарой?

Поясніть , які народні уявлення втілені в баладах про Робіна гуда

В какой общественной атмосфере происходило становление островского драматурга и какие жизненные впечатления нашли отражение в его произведениях?​

Прочитайте аннотацию на статью "арал: трагедия продолжается". вставьте пропущенные слова, связывая между собой слова по способу глагольного управления … . выделите речевые клише. ​

принц (які 2. Літературний диктант (замість крапок відповіді) за оповіданням В.Бикова «Альпійська балада» 1.) Іван утік під час . 2.) Перша сутичка … героя відбулася з . 3.) Дівчина, яка пішла з Іваном була . 4.) Подорож героїв тривала . 5.) В альпійській долині найбільше було квітів. 6.) Великих страждань Іванові завдавала рана (де?) . від (кого) . 7.) Іванові було . років 8.) Очі у Джулії були . кольору 9.) Коли Іван зняв куртку, Джулія назвала його . 10.) Більший шматок хліба Іван залишив . 11.) Остання надія у втікачів зникла з появою . 12.) Урятував Джулію (природне явище) . Ойренго та Бniaнa ле Буагільбера”

3 стиха на тему (стихотворения поэтов 19 века)?

3 стиха на тему (стихотворения поэтов 19 века).


Сочинение о русской поэзии 19 века - лучшее сочинениеНесмотря на то, что в теме означенвек девятнадцатый, нельзя не вспомнить здесь и не назвать (а вместе с тем и отдать дань памяти и уважения великому Ломоносову) “Оду на победу над турками и татарам..


Песни на Масленицу, например.


На острове весна вечная весна в этом и заключается её магия! Там некогда не будет лета или зимы. Вот и всё.


Присказка это когда выдуманый герой говорит и немного приувиличивает приувиличивает значит врёт немножко. Это моё мнение.


Однажды мы купили хамеку туннель длЯ клетки он там лазел так спал там целами днями потом мы ему купили большую клетку он выбежал от туда и населения прятаться бегать по полу и забежал в с вою прежнею клетку и там спрятался но иногда он переходит в бо..


Это текст который переписали но оставили смысл).


ВТОРИЧНЫЙ ТЕКСТ — текст, созданный на базе другого текста и сохраняющий его основное содержание. Авторский замысел (интенция) первичного текста во вторичном тексте может оставаться без изменения, но может и меняться.


По моему мнению, мысль этого текста заключается в том , что автор, говоря о любви и патриотизме к Родине , пытается донести до читателя то , что лишь с истиной любовью к малому , начинается и любовь к родине , сочувствие и патриотизм ей, с любви к ро..


1. Крылов И. А. Басни (Лягушки, просящие царя ; Обоз)2. Пушкин А. С. Капитанская дочка3. Лермонтов М. Ю. Мцыри4. Гоголь Н. В. Ревизор5. Тургенев И. С. Ася6. Лесков Н. С. Старый гений7. Толстой Л. Н. После бала8. Чехов А. П. О любви9. ..

Какая тема и основная мысль стихотворения Лермонтова Пророк?

Какая тема и основная мысль стихотворения Лермонтова Пророк?

Анализ стиха писать не надо.


Объясните, что значит фраза : "Я тот же, что и был и буду весь мой век : не скот, не дерево, не раб, но человек?

Объясните, что значит фраза : "Я тот же, что и был и буду весь мой век : не скот, не дерево, не раб, но человек!


Сергей21021 22 окт. 2020 г., 08:53:58 | 5 - 9 классы

Анализ стиха С. Есенина «кто я? Что я?(жанр, тема,идея, художні засоби)50балов

Пеппер

Идея - на свете не правды; идея заключена в словах: "Если тронуть страсти в человеке, \То, конечно, правды не найдёшь".

Средства художественной выразительности:

Риторические вопросы: Кто я? Что я?

Метафоры: ходячая березка; в неласковом плену.

Сравнения: Эту жизнь живу я словно кстати, \ Заодно с другими на земле. . как будто зажигая спички, \ Говорю любовные слова.

Срочно надо?

Тема и основная мысль стихотворения Державина " Признание ".


Кто может сказать основную мысль и тему стиха Бородинобольше волнует основная мысль?

Кто может сказать основную мысль и тему стиха Бородино

больше волнует основная мысль.


Напишите сочинение по теме : Основная мысль стихотворения железная дорога?

Напишите сочинение по теме : Основная мысль стихотворения железная дорога.


Основная тема и главная мысль стиха Бунина листопад?

Основная тема и главная мысль стиха Бунина листопад.


Основная мысль, тема стихотворения : Ты хочешь знать : кто я?

Основная мысль, тема стихотворения : Ты хочешь знать : кто я?

Я тот же, что и был и буду весь мой век.

Не скот, не дерево, не раб, но человек!

Дорогу проложить, где не бывало следу, Для борзых смельчаков и в прозе и в стихах, Чувствительным сердцам и истине я в страх В острог Илимский еду.


Дисперсия человека - основная мысль.


Тема и основная мысль стихотворения державина ПАМЯТНИК?

Тема и основная мысль стихотворения державина ПАМЯТНИК.


Какая тема стихотворения "Осенняя роза"?

Какая тема стихотворения "Осенняя роза"?

(Мне не нужна основная мысль).


Напишите прозу или стих на тему "родное сердце"?

Напишите прозу или стих на тему "родное сердце".


Читайте также: