Там где грех сливается с садами эдема живет мое сердце

Обновлено: 06.07.2024

Библия полна пророчеств о судьбах мира, отдельных народов и конкретных людей. А некоторые библейские книги даже называются пророческими, то есть возвещающими, как верит Церковь, волю Божию: таковы книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила.

Не все из этих пророчеств ясны, а некоторые кажутся совсем темными. Но даже в самых непонятных пророчествах обязательно есть смысл, и часто — очень глубокий и важный для нас.

Одно из самых первых пророчеств, с которым мы сталкиваемся, раскрывая Библию, произнес Сам Господь, обращаясь к сатане. Падший дух под видом змия проник в рай и соблазнил первозданных людей — Еву, а через нее и Адама. Доверившись слову змия и захотев стать как боги, знающие добро и зло (Быт 3:5), люди нарушили единственную заповедь, которую получили от Бога в раю, и попробовали плод дерева, стоявшего посреди райского сада. Приняв от сатаны мысль, будто предостережение Господа смертью умрешь было обманом, они разрушили отношения взаимного доверия с Богом. С этого момента, как и предупреждал Господь, Адам и Ева стали смертными существами, обреченными жить в не слишком гостеприимном мире, в болезненных муках рожать детей и в поте лица, то есть тяжелым и изнурительным трудом, добывать себе пропитание (ср.: Быт 3:16–19).

Самые загадочные пророчества Библии: Сатана и семя жены

Богородица попирает змия, держащего плод,
которым он соблазнил Еву и Адама
"Непорочное зачатие". Питер Пауль Рубенс. 1627

А вот змию, точнее сатане, Господь сказал совершенно непонятные, на первый взгляд, слова:

И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.

Бытие, глава 3, стих 15

Итак, сатане предстоит враждовать с женою и, что еще более удивительно, с ее семенем. Оно («семя») поразит сатану в голову, хотя тот сможет жалить его в пяту.

Что всё это значит? И какое семя может быть у жены?

Строительство Вавилонской башни — это реальное историческое событие или аллегория?

Где располагался Эдем и существовали ли Содом и Гоморра? Отвечает библейский археолог

Circle of Tobias Verhaecht (1561-1631), The Tower Of Babel

К сожалению, пока не удалось произвести более глубокие раскопки. Во-первых, это территория современного Ирака, политическая обстановка там не благоприятствует спокойным обстоятельным исследованиям. Во-вторых, это берег Евфрата, и чтобы копать, надо реку отвести в сторону, чтобы ушли грунтовые воды. Ведь даже раскопки на небольшой глубине сразу вызывают подъем грунтовых вод. А что значит отвести в сторону Евфрат? Затраты на это составили бы миллионы долларов. Если это и аллегория, то отталкивающаяся от реальной жизни древних народов Месопотамии. Для храмовой архитектуры этих народов (шумеров, аккадцев, т. е. вавилонян) были характерны зиккураты — башни, построенные уступами, где каждый последующий уровень занимает меньшую площадь, чем предыдущий. Еще в XIX веке археологи начали находить в Месопотамии множество остатков зиккуратов. В Вавилоне также нашли остатки башни, но башня эта относится к 6 веку до Р. Х., к временам Навуходоносора — того самого, который разрушил Иерусалим в 586 году до Р. Х. В те же годы он предпринял активную перестройку Вавилона. Это время активного роста империи и масштабных строительных работ. Действительно, построенная при Навуходоносоре башня была огромной (высотой почти 100 метров), она называлась Этеменанки — «храм основания неба и земли». Но понятно, что это не та башня, о которой повествует книга Бытия (Быт 11:4), а гораздо более позднее строение. Возможно, «башня неба и земли» была построена на месте более древнего зиккурата. Ведь Навуходоносор строил не в чистом поле, а перестраивал уже существующее.

В целом же мы можем сделать вывод, что с определенного момента у жителей Месопотамии была идея построения храма в виде башни-пирамиды. Причем эта идея действительно включала в себя чувство превозношения. Мы можем об этом судить по целому ряду шумерских и аккадских текстов. Возможно, замысел построить такую башню возник у людей вскоре после Потопа. Об этом, кстати, пишет Иосиф Флавий, отталкиваясь от иудейского предания — у строителей была идея избежать нового потопа. Так что даже если воды опять поднимутся, то вершины башни они не достигнут. То есть она предполагалась как своего рода убежище. В библейском тексте эта попытка описана иронично: люди хотят сделать башню высотою до неба, а Господь вынужден «сойти» с небес, чтобы разглядеть их постройку

Способы постройки башни вполне соответствовали тогдашней вавилонской технологии. Там нет камня, но есть много глины. Из глины делали кирпичи, обжигали их на солнце. От воды такие кирпичи размокают, но если их промазать асфальтовой смолой (а она у вавилонян была), то кирпичи станут водоустойчивыми и у башни будет надежное основание.

Так что вполне возможно, что описанная в книге Бытия Вавилонская башня — это одна из первых попыток построения зиккуратов.

Таковы реальные исторические корни этого библейского текста.

Чем важно это пророчество:

Это первое библейское упоминание о приходе Спасителя, Который избавит человека от последствий первородного греха.

Что произошло с Ковчегом Завета? Что в нем находилось? Куда он исчез? Может ли современная наука объяснить, где он сейчас?

Где располагался Эдем и существовали ли Содом и Гоморра? Отвечает библейский археолог

Доменико Гарджуло. Перенесение ковчега завета царем Давидом в Иерусалим. Конец 1640-х гг.

Вавилон, в свою очередь, пал под ударами персов (об этом, кстати, рассказывается в книге пророка Даниила), и все его сокровища, в том числе награбленное в Иерусалимском храме, попали в персидскую казну. А вместе с ними — и Ковчег. В любом случае, дальнейшая его судьба неизвестна. Как выглядел Ковчег Завета и что в нем было, мы знаем из текста Священного Писания (Исх 25). Первоначально он находился в скинии, а потом — в храме, когда царь Соломон построил в Иерусалиме храм на горе Мориа. В ковчеге был один сосуд с манной, процветший жезл Аарона, указывавший на его избранничество, и скрижали Завета — две каменные доски с текстом Десяти заповедей. Ковчег находился там до гибели Иерусалима, разграбленного вавилонским царем Навуходоносором в 586 году до Р. Х. Иерусалим был разорен, весь народ израильский угнан в плен в Вавилон, все храмовые сокровища разграблены — и Ковчег, по всей видимости, вместе с ними. В новом храме, построенном Зоровавелем после возвращения из плена, Ковчега уже не было, Святое Святых осталось пустым.

Лично я считаю, что подлинный Ковчег Завета не будет найден никогда, и причина лежит в духовной плоскости. Иудеи в свое время были наказаны разрушением Иерусалима за свое нечестие, за отступление от Бога и идолопоклонство. Ковчег Славы был у них отнят, и то, что он не вернулся в храм, имело важное богословское значение. Потому что подлинным Ковчегом Завета, то есть вместилищем Божиим, является Пречистая Дева. Ковчег же был не более чем ее прообразом, прообразом Воплощения. В послании к Евреям апостол Павел поясняет богословское значение Ковчега. Он, как и прочие святыни, стал для иудеев поводом для идолопоклонства, стал непреодолимым соблазном. Они надеялись, что пока Ковчег с ними (как некий магический артефакт), Иерусалим никогда не будет взят. И Господь разрушил это ложное упование, промыслительно скрыв Ковчег.

Ну а с точки зрения археологии — допустим, когда-нибудь будет найден некий ковчег, совпадающий по своим параметрам с библейским описанием. Сможет ли археология однозначно утверждать, будто это тот самый Ковчег? Нет. Всегда остается возможность, что это копия, аналог.

легендарное стихотворение написанное во время Осма

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Певец Стас Пьеха дал интервью изданию Газета.ру, в котором признался, что мог бы записать фит с Моргенштерном.

Артист заявил, что готов на коллаборацию с поп-исполнителем Алишером Моргенштерном, если ему поступит соответствующее предложение. Как признался Пьеха, творчество рэпера он считает "правильной карикатурой на отупение современной музыки".

"Согласился бы на фит? Это зависит от степени дебильности строчек. С другой стороны, чем дебильнее делает Моргенштерн, тем это прикольнее. Я бы согласился, потому что Моргенштерн — своего рода явление. Это правильная карикатура на отупение современной музыки", — сказал Пьеха.


Стас говорит, что не считает Моргенштерна глупым человеком. По его мнению, беда на самом деле в том, что общество этого не понимает, а если оно глупое и не понимает "стеба", то это точно проблемы не Моргенштерна. Также Пьеха признался, что из современных исполнителей иногда слушает Niletto, Скриптонита, Jony, Jah Khalib и HammAli & Navai.

Недавно рэпер Моргенштерн сообщил в своем Instagram-аккаунте о том, что к нему пришли "люди в масках". Подробности — на ZAYCEV NEWS.

Найдены ли какие-нибудь записи, сделанные до Моисея, которые описывают события Библии?

Где располагался Эдем и существовали ли Содом и Гоморра? Отвечает библейский археолог

Шумерская табличка

В этом описании есть совсем уж мифические подробности — например, описание ковчега, у которого совершенно нереальные размеры. Для сравнения — размеры Ноева ковчега, приведенные в книге Бытия (Быт 6:15), примерно 105 х 25 х 15 метров (это приблизительно равно судну водоизмещением 15 000 тыс. тонн), вполне подходят для устойчивого судна, способного перемещаться без гребного винта и парусов, просто под влиянием волн. Даже математические модели были построены. А вот кубический ковчег, описанный в эпосе о Гильгамеше, просто кувыркался бы по волнам.Каких-либо древнейших текстов, которые бы один в один совпадали с текстом Библии, не найдено. Но есть ряд известных археологических находок, например, найденная еще в XIX веке О. Лэйярдом в развалинах древней Ниневии библиотека Ашшурбанипала, относящаяся к ассирийскому царству. Среди найденных там текстов есть таблички, на которых записан более древний, еще шумерский, эпос о Гильгамеше, в нем есть рассказ о Потопе. Там достаточно явные параллели с библейским повествованием. Говорится о Потопе, в котором выжил только один человек со своим семейством (зовут его Утнапиштим), причем спасся он в ковчеге. Богословский смысл этого рассказа, конечно, совсем иной. Писали его язычники, и согласно их версии, один из богов спас Утнапиштима с семейством только потому, что иначе некому стало бы приносить им жертвы. Жертвы, по языческим представлениям, — пища богов, без жертв боги не могут существовать.

Но не только у шумеров — эпосы всех древних народов содержат свидетельства о Потопе: будь это вавилоняне, будь это греки (миф о Девкалионовом потопе), африканские племена или индейцы Америки и прочие народы. Это говорит, конечно, не о том, что Потоп был в Америке, а о том, что человеческий род произошел от тех, кто помнил о Потопе: от Ноя и его семейства.

Теперь насчет древних семитских записей, сделанных до Моисея. Разумеется, до Моисея у семитов письменность была и у него была возможность записать тест Священного Писания. В Синае, на рудниках, где работали египетские рабы из семитов (не только евреи, но и финикийцы, хананеи), найдено множество надписей, сделанных так называемым протосинайским, или протохананейским, письмом. Это буквенный алфавит, от которого, кстати, произошли и наши буквы. Датировка этих надписей — примерно XV век до Р. Х., что вполне соответствует временам Моисея. Моисей вполне мог пользоваться этим алфавитом.

Где находится могила Адама?

Где располагался Эдем и существовали ли Содом и Гоморра? Отвечает библейский археолог

Пьеро делла Франческа. Смерть Адама. 1452—1466.

Но вот распространенная в церковной среде уверенность, что могила Адама находится непосредственно под Голгофой, мне представляется ничем не обоснованной. Голгофа — это скала. В глубине скалы никаких погребений нет. То, что сейчас в храме Гроба Господня находится часовня Адама, имеет скорее символическое, богословское значение. Само имя «Адам» восходит к слову «адама», означающему землю. Адам умер, и земля вернулась в землю, вновь превратилась в прах, а Господь Своею кровью с креста омыл эту землю, очистил, возродил. После изгнания из рая Адам странствовал по лицу земли. Священное Писание не говорит о том, где именно он был похоронен. Есть, впрочем, два предположения. Одно соответствует иудейскому преданию, другое — христианскому. Иудейское предание говорит о могиле Адама в Хевроне, там же, где и захоронения Авраама, Исаака и Иакова. Но предание это позднее, средневековое, основанное на талмудических представлениях. Христианское же предание говорит о том, что могила Адама находится где-то в районе Иерусалима, и основано оно на богословских умозаключениях. Если излагать их кратко, суть в том, что Иерусалим — особый город, которому отведена исключительная роль в плане Божественного домостроительства. В нем даны были обетования царю Давиду о рождении из его потомства Мессии, в нем пострадал и воскрес Господь Иисус Христос, смыв Своей кровью грех Адама. Отсюда и возникает мнение, что Адам тоже похоронен где-то близ этого города. Мне это предположение кажется вполне возможным.

Что же касается периодически возникающих в желтой прессе сенсаций: найдена могила Адама и проч., относиться к ним нужно крайне скептически. Археологи не просто на данный момент не нашли могилу Адама, но и никогда ее не найдут. Точнее сказать, в арсенале археологии нет методов, с помощью которых они непреложно установили бы, что вот в этой могиле захоронен именно Адам, а не кто-то другой. Даже будь там соответствующая надпись — это означало бы только то, что кто-то когда-то (и явно не во времена Адама) такую надпись сделал. Максимум, что могли бы тут сделать археологи — это датировать такую надпись. Но вопрос ее подлинности — вне компетенции науки.

Честный - Боже просвети путь

Стас Пьеха может записать фит с Моргенштерном

Где можно услышать слова пророчества сегодня?

Фрагменты книги Бытие (из которой взят этот отрывок) и некоторых других ветхозаветных книг звучат в храме на утренних службах Великого поста и называются паремиями. Пророчество о «семени жены», которое поразит главу змия, читается в пятницу первой седмицы Великого поста.

Подготовил Игорь Цуканов

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала доцента Кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидата богословия Михаила Анатольевича Скобелева.

Откровение 12:17
И рассвирепел дракон на жену, и пошёл, чтобы вступить в брань с прочими от семени её, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа.
Из этого стиха Откровения,видно что не Один Христос от семени ее.Хотя конечно именно Христос играет решающую роль в этой вражде.

Надежда, как же у женщины нет "семени"? А яйцеклетки?

)))
Тёмные места Библии - прежде всего повод иначе перевести её текст, а не повод фантазировать над "великими тайнами и пророчествами" в них якобы скрытыми .
Но в ряде случаев уже просто необходимо и по иному расшифровать исходный древний консонантный (сплошной текст только из согласных букв) древнееврейский текст древних манускриптов, ибо евреями в период ассирийского, а затем вавилонского пленений, смысл их священных текстов был полностью утрачен, и они заново "прочитали-расшифровали" эти сохранившиеся и уже непонятные им самим древние артефакты в эпоху Ездры, практически также, как мы расшифровываем ныне древние тексты майя или шумеров.
Так вот, например, в первых главах Бытия вообще аномально высока концентрация невообразимо странных тёмных мест, текст тут отличается спутанностью, непоследовательным рваным характером изложения, разрывом смыслов, некогерентностью, повторами, противоречивостью, местами невероятной концентрацией странных и порой не ясных никому имён собственных и названий, и т.д. и т.п.
Это явный признак тотальной перекройки изначального смысла текста при его иной расшифровке и прочтении.
Я работаю над этим текстом около десяти лет на древнееврейском.
Пришлось собрать всю серьёзную академическую литературу на эту тему, все словари и учебники древнееврейского языка и многое другое.
Итог по данному стиху примерно таков.
Ну, "змея" там в тексте нет.
Вполне можно перевести и без "змея".
От змея и много другого "избавляемся" просто иной огласовкой и некоторым числом эмендаций из набора эмендаций, которые применяли переводчики и "расшифровщики" Ветхого Завета и при создании современного официального перевода Библии.
И каков перевод тогда этого места?
Вот таков.

Исходный современный текст.
3.13 И сказал Господь Бог женщине: что ты это сделала?
Женщина сказала: змей обольстил меня, и я ела.
3.14(1) И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это,
3.14(2) проклят ты перед всеми скотами и перед всеми зверями полевыми;
3.14(3) ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;
3.15(1) и вражду положу между тобой и между женщиной,
3.15(2) и между семенем твоим и между семенем ее;
3.15(3) оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.

Тут, в принципе, явная редакторская правка у древних, и строки 3.14(2) и 3.14(3) переставлены сюда из другого места, чуть более дальнего по тексту. Но я оставил всё как есть и в оригинале и в своей расшифровке.

Иная расшифровка.
Разумеется, это подстрочник пока и черновой, вовсе не окончательный, вариант трудов последних лет восьми.
3.13 И сказал Господь (יְה Бог הוָ֥ה Дающий Жизнь) в отношении тёплого источника к женщине: КАК это сделала?
И сказала женщина: предсказание забыла я и пользовалась.
3.14(1) И сказал Господь (יְה Бог הוָ֥ה Дающий Жизнь) в отношении этого тёплого источника: предвещаю, так как сделала это,
3.14(2) я буду источать тобой, их всех грудью молоком теплого источника будешь кормить жили сосцами её.
3.14(3) Над чревом твоим приучишься твоего отныне детеныша питать, весь теплым источником чтобы оживлялся тобой.
3:15(1) отныне станет противником мужчина: будет определять в уме, как его отдельность женщину.
3:15(2) Отныне отличие рода твоего, и отличие рода его.
3:15(3)Он будет обнажать тебе голову, а ты будешь показывать ему пяту.

Всё ведь ясно? Имеем перед собой просто текст древнего мифа о том, как возникли люди, и как у них возникли дети, вопреки первоначальному замыслу Бога.
Обычная древняя мифология с древнейшим матриархальным уклоном, который во времена Ездры крайне неуклюже очистили от этого матриархального уклона.
И нет в этом тексте никакого "змея", никакого "ползания на чреве", никаких "зверей" (почему то обязательно "полевых") и т.д и т.п. Да, скрыли просто иной огласовкой совсем иной неудобный смысл этого же сочетания согласных букв, вот и всё, и появились штампы типа "звери полевые" и тому подобное.

И так по всем одиннадцати первым главам Бытия, да, и далее местами (тёмными) по всей Торе.
Ну, ведь факт, что например, стихи Бытия о "реках Эдема" или о том, как "Адаму не нашлось "помощника" среди "зверей"", ставили и ставят в тупик абсолютно всех, и что нет никаких вразумительных пояснений этих мест, кроме аллегорических толкований. Да, ещё что характерно: странную инородность, бессмысленность, отвлечённость вставки про "реки Эдема", совершенно инородного текста по ходу рассказа библейской истории, никто понять и объяснить не может, разве что нам придётся считать древних за идиотов, писавших свои мифы в стиле "поток сознания".

“…оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту…”
Прямой логичный смысл здесь видится простой -
"поражать в голову" - раскрывать тайные мысли, опережать замыслы, что называется "выводить на чистую воду" и "видеть насквозь";
". жалить в пяту" - подлавливать в мелочах, на недоработках, на том чему забыли уделить внимание.
Сначала в статье рассказывается что слово "семя" есть синоним "потомство", но дальше вдруг напрочь об этом забывается. Но если как раз взять это значение слова, то получается:
потомство Евы - человечество - это его способность и задача - видеть ложь и замыслы злых сил, отличать их от Истины. И стремиться к совершенству в этом - уменьшать свою "пяту".

Приведённое в этой статье толкование - всё рассыпается, все его части нелогичные.
Дева Мария родила Иисуса не от своего семени. Особое нематериальное семя ей дал Бог. А у неё не было семени, она же не была гермафродитом каким-то. Так что такое толкование, что речь идёт про женщину, даже такой особенный случай - всё равно неверное.
". оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. " - речь идёт не об одном разе, не об одном событии, а о длительной ситуации, судьбе. Иначе было бы "поразит" и "ужалишь".
Насчёт того, что змий сможет ужалить Христа - здесь почему-то напрочь забывается о том, что по догме Христианства - Христос есть сам воплощенный Бог, Бог-Сын равный (и неотделимый, в Троице) от Бога-Отца. Ради чего позволять змию ужалить плоть Христа? Чем это поможет людям? Как это смогло бы их очистить от первородного греха - от греха недоверия Богу, греха сомнения, попытки обмануть Бога?
Ужалить самого Бога - это разве что могло бы доказать возгордившемуся бывшему ангелу, что Бог абсолютно недосягаем по всем уровням и пытаться повредить ему - бесполезно.
А диавол ведь, в библии, ещё и пытался искушать Христа. Это вообще странно, если считать, что Ииисус - воплощение Бога. Значит, диавол об этом как-то не знал?

_!:Первый _ грех : В _ Эдемском саду = этОслушание , при _ Событиях : Относительно _ Яблока : по сути _ Измена . ..

"И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту."- перевожу на понятный гражданский современный русский язык:
"И будут враждавать потомки людей (потомки Евы и Адама) со змеями и гадами земными; они (потомки Евы и Адама) будут бить змей и гадов земных в головные части их тел, а змеи и гады земные в ответ смогут только жалить их в нижние конечности".
Всё просто и банально. Как и есть сейчас. И нет тут сверхъестественного священного скрытого смысла.

Почему человечества не существовало бы? При создании человека Адама и Евы сказано было: "Плодитесь и размножайтесь!".

Странно, что даже в наш век высоких технологий, управления атомом, изучения звёзд и чёрных дыр находится множество идиотов, благостно верящих в глупые древнееврейские сказки. Ну что ж, государство это поощряет и оказывает попам и церкви всяческое содействие лишь по одной, вечной как мир, причине: тёмным суеверным быдлом гораздо проще управлять, нежели умными и думающими людьми.

Не знаете Писания: Бог благословил Свое творение и сказал плодиться и размножаться первым людям после того, как создал их в раю еще до грехопадения Быт1:28. Ведь грех Евы и Адама состоял не в интимной близости, а в непослушании Богу не есть плодов с дерева познания добра и зла. Ева первая допустила сомнение по отношению к Богу, будто Бог что то скрывает от нее, и она захотела сокровенных знаний, независимости от Бога "я сама решу что для меня лучше", как бы говорит она в сердце своем. Эта независимость от Бога глубоко ранит сердце Отца нашего Небесного. Это греховное мышление всего человечества. Но без Бога мы беззащитны перед сатаной и нечистыми духами. И Бог - истинный Отец послал возлюбленного Сыны Своего Иисуса Христа, чтобы Он взял грехи наши на Себя. Поэтому никто не попадет на небо, если не примирится с Богом через эту драгоценную жертву.

«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!

Где находится Эдем?

Где располагался Эдем и существовали ли Содом и Гоморра? Отвечает библейский археолог

Лукас Кранах Старший. Адам и Ева в саду Эдема. 1530 г.

Археология (да и вообще наука как таковая) ответить на этот вопрос не может — просто по той причине, что он не относится к сфере ее компетенции.

Действительно ли Ноев ковчег находили ученые? Мог ли он сохраниться?

Где располагался Эдем и существовали ли Содом и Гоморра? Отвечает библейский археолог

Ной. Мозаика из базилики Сан Марко, Венеция, XII-XIII в.

Понятно, почему возникла версия именно этой горы. Арарат — большая, одиночно стоящая гора, вулкан по происхождению, и потому исторически она привлекала к себе внимание. Туда было сделано несколько любительских экспедиций. Некоторые стали описывать чуть ли не следы стоянки Ноя. Это все уровень желтой прессы.Поиски Ноева Ковчега предпринимались в XX веке в районе горы Арарат. Но надо понимать, что еврейский текст Писания не говорит именно о горе Арарат. Слово, употребленное там — р`р`т — обозначает довольно большую территорию. От этого же корня происходит название древнего армянского царства Урарту. То есть это могла быть не гора Арарат, а та территория Закавказья, которую еще называют Большой Арменией (включая и часть современной Турции). Так что высадился ли Ной именно на горе Арарат — большой вопрос.

Но были и более серьезные экспедиции. Например, испанский путешественник Фернан Наварра предпринял в 50-60-х годах прошлого века несколько экспедиций туда. Рядом с вершиной Арарата есть большое ледниковое озеро, и давно уже возникло предположение, что Ноев Ковчег мог остановиться там и вмерзнуть в его лед. В ходе последней своей экспедиции Наварра, спустившись в трещину, нашел несколько кусков дерева. Дерево исследовали ботаники, это оказался дуб (род Quercus) . В Священном Писании дерево, из которого был сделан Ковчег, названо «гофер» (причем это название употребляется в Библии только один раз, сопоставить его с конкретной породой дерева нельзя). То, что нашел Наварра — довольно загадочно. Действительно ли эти куски дерева были частью Ковчега, или это остатки какой-то древней тамошней постройки? Ясно только одно — дерево туда занес человек. На высоте пяти километров дубы расти не могут, им там слишком холодно. Но доказать, что это все-таки остатки Ковчега, пока невозможно. По-хорошему, необходима новая экспедиция, которая исследовала бы льды этого озера.

Но организовать такую экспедицию очень трудно — в том числе и по политическим причинам. Это проблемная территория, район обитания курдских повстанцев, и турецкие власти очень неохотно пускают туда ученых.

Замечу, что в Армянской Апостольской Церкви хранятся реликвии, считающиеся обломками Ноева Ковчега. Думаю, что эти деревянные артефакты — того же происхождения, что и у Наварры. Доказать, что это именно остатки Ковчега, археология пока не может, опровергнуть тоже не может.

Священник Александр Тимофеев. Выпускник кафедры палеонтологии Санкт-Петербургского Государственного Университета. Закончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию, Московскую духовную академию. Кандидат богословия, заместитель заведующего кафедрой Библеистики Московской Духовной Академии. Участник 1-ой и 2-ой археологических экспедиций, направленных от Учебного комитета РПЦ МП на Святую Землю (февраль и октябрь 2007 г.).

Где располагался Эдем и существовали ли Содом и Гоморра? Отвечает библейский археолог

Действительно ли Ноев ковчег нашли ученые? Был ли всемирный потоп? Является ли строительство Вавилонской башни реальным историческим событием? Что находилось в Ковчеге Завета и куда он исчез? На эти и другие вопросы «Фоме» ответил библейский археолог, священник Александр Тимофеев.

Был ли всемирный потоп? Когда и где был потоп?

Где располагался Эдем и существовали ли Содом и Гоморра? Отвечает библейский археолог

И. Айвазовский. Всемирный потоп. 1864 г.

Кстати, по-гречески Потоп звучит как «катаклизмос» — дословно это очищение мира, очищение человеческих грехов. Очевидно, он мог затронуть только ареалы обитания человека. Во времена Потопа ни в Австралии, ни в Америке людей не было, а значит, не было необходимости их затапливать. Потоп имел конкретный ареал — это территория Ближнего Востока и Северной Африки, Южная Европа, Кавказ. Возможно, время потопа совпадает с концом крупного оледенения. Мы неоднократно обсуждали эту тему с моими друзьями-геологами и палеонтологами (кстати, по первому образованию я геолог). Тогда, в конце ледникового периода, мог быть достаточный уровень подъема вод.Потоп был, о чем свидетельствуют эпосы множества народов. Вопрос, был ли он вселенским? Иногда рисуется фантастическая картина, что Потоп покрывает всю землю. Возникает вопрос: куда же делась вода в таком количестве, если были покрыты вершины самых высоких гор (тот же Арарат — это пять с лишним километров над уровнем моря)? Представьте — пятикилометровая оболочка воды вокруг земного шара! Эта фантастическая картина характерна для объяснений протестантов-креационистов и для многочисленных книжечек о Потопе, которые американские фундаменталисты издают, а некоторые ревнители православия переписывают. Но это больше говорит о человеческой психологии, чем о правильном толковании Писания или науке. Например, когда в Америке Большой каньон объявляется следом от ухода воды после потопа — это восстание против очевидности и трезвого взгляда на мир. Нельзя все следы выветривания, так же как и осадочные породы земной коры, отнести к последствиям Потопа.

Интересный момент в Священном Писании — там говорится: разверзлись все источники великой бездны (Быт 7:11). Но по-еврейски бездна — это синоним моря. Под источниками великой бездны надо понимать нашествие больших волн в результате тектонических процессов. То есть это были цунами. Следами этой катастрофы являются вовсе не все осадочные породы земли, как пишут наивные креационисты, а только осадочные отложения четвертичного периода. Хотя, надо сказать, систематических исследований на эту тему никто из геологов не проводил. А вот если бы кто-то взялся сопоставить комплекс данных именно по четвертичной геологии, по регионам Ближнего Востока, Северной Африки и так далее, то картина стала бы более понятной.

Существовали ли Содом и Гоморра? Где они находились? Как они погибли? Есть ли научные подтверждения описанной Библией гибели?

Где располагался Эдем и существовали ли Содом и Гоморра? Отвечает библейский археолог

Джон Мартин. Уничтожение Содома и Гоморры. 1852 г.

Разлом в земной коре — это граница двух континентальных плит, и там происходят разнообразные тектонические процессы. Для этих районов характерны как землетрясения, так и неожиданные выбросы магмы, такие локальные извержения. Вулканов при этом может и не быть, магма течет из трещин в земле. И этот рифтовый разлом находится как раз там, где были города Пятиградия. Так вот, несколько городов, которые вполне могут оказаться городами Пятиградия, найдены частично на берегу, а частично под южным мелководным заливом Мертвого моря. В одном из этих городов найдены характерные следы катастрофической гибели, очень похожей на гибель от вулканического извержения. Там найдены небольшие вулканические бомбы, следы пепла, серы, которая очень часто сопровождает вулканические извержения. Это позволяет понять слова из книги Бытия И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба (Быт 19:24) — на небо сера попала в результате извержения. Вообще, картина очень похожа на гибель Помпеи в результате извержения Везувия.Содом и Гоморра (точнее, это Пятиградие, пять городов) действительно существовали, и это вполне доказано. Располагались они на юге современного Мертвого моря. Есть научные подтверждения их гибели, описанной в книге Бытия. Катастрофические события, о которых говорится в Священном Писании, не являются для того района чем-то невозможным. По данным геологии, там проходит очень длинный рифтовый разлом. По этому разлому течет Иордан, в этом же разломе находится Мертвое море. Там огромная рифтовая долина, начинающаяся в Сирии и заканчивающаяся Красным морем, и далее уходящая в Индийский океан.

Мы, конечно, не можем стопроцентно утверждать, что этот город — именно Содом, потому что надписей там пока не обнаружено. Но, судя по всему, это именно он. Тем более что датировка гибели этих городов, сделанная археологическими методами, вполне соответствует времени, когда жил Авраам, то есть примерно 4000 лет назад. Историки называют этот период «Средняя бронза-2».

Как это объяснить:

Словом «семя» в Библии часто называется потомство человека. Сам Бог именует Исаака и его потомков семенем Авраама (Быт 21:12); Моисей, обращаясь к израильтянам, называет их семенем отцов — ветхозаветных праведников (Втор 10:15); многочисленным семенем называет потомков Иова один из его друзей (Иов 5:25) и т. д.

Но обратите внимание: во всех этих примерах (да и в других, которые можно было бы привести) речь идет о потомстве мужчины. А Бог подчеркивает, что враждовать с сатаной будет семя жены…

В истории человечества был только один пример, когда женщина родила ребенка без участия мужчины. Этим Ребенком был Господь Иисус Христос. И в обетовании о «семени жены» мы имеем не что иное, как предсказание о Спасителе, Который родится от Девы, поразит змия — диавола и избавит человечество от его власти: именно так понимали это место все святые отцы. Это обетование называют еще Первоевангелием. Ведь «евангелие» в переводе греческого — «добрая весть». И Господь в самом начале человеческой истории утешает наших согрешивших прародителей, возвещая диаволу поражение от грядущего Спасителя.

Самые загадочные пророчества Библии: Сатана и семя жены

В круге на груди Богородицы изображен младенец Христос. Икона указывает на воплощение Спасителя как Заступника мира.
Богоматерь. Икона Знамение.
Ярославль. Около 1218 года

Правда, змий сможет «жалить его в пяту». В символическом значении пята «есть низшая и ничтожнейшая часть состава человеческого», обращает внимание святитель Филарет Московский, митрополит Московский: речь в этой части пророчества идет об уязвлении всех верующих «соблазнами, бедствиями, смертью телесною». Зачем это нужно? Для того, объясняет святитель Филарет, «чтобы человек не был в беспечности в отношении к человекоубийце и непрестанным опытом зла побуждаем был обратиться к благу».

Но и Сам Победитель диавола, Сын Божий Иисус Христос, тоже пострадает от него. Сатана, названный в Откровении святого апостола Иоанна Богослова «древним змием» (Откр 12:9), получит власть и Самого Христа «жалить в пяту», то есть ранить Его в самое уязвимое место — Его человеческую плоть. Это предсказание о том, что Христос пострадает, как человек, — и тем самым победит врага.

Читайте также: