Сталкер дом на болоте о чем

Обновлено: 30.06.2024

Использование

Неподключенные версии

Достоверно известно о шести неподключенных к доступным сборкам версиях локации.

Алексей Калугин «Дом на болоте»

Роман, события которого происходят в мире компьютерной игры «S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl», разработанной компанией «GSC Game World».

В начале XXI века вокруг Чернобыльской атомной станции образовалась загадочная аномальная Зона, и многие любители легкой наживы слетелись сюда в надежде разыскать редкостные артефакты, стоящие огромных денег. Но очень скоро стало ясно, что вернуться отсюда удастся далеко не всем.

У сталкера Штыря был собственный план обогащения. Он не собирался прорываться через радиоактивные территории и смертоносные ловушки к таинственному Монолиту, исполняющему желания, не собирался сражаться с мародерами и свирепыми мутантами – он просто хотел ограбить и убить живущего на болоте Доктора, человека, который бескорыстно лечил раненых сталкеров. Штырь не знал, что тем самым бросает вызов не только сталкерскому братству, но и всей Зоне…

Лингвистический анализ текста:

Приблизительно страниц: 264

Активный словарный запас: низкий (2584 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 55 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 36%, что близко к среднему (37%)

Издания на иностранных языках:

Доступность в электронном виде:

alexsei111, 14 декабря 2009 г.

Эта история началась с того, что мне позвонил сосед по подъезду четырнадцати лет и спросил «Нет ли у тебя, что нибудь из серии «Stalker» почитать?», я ответил в том смысле, что конечно нет. Парень в ответ говорит «А хочешь, я тебе притащу книжку из этой серии?» и я, конечно же, согласился.

Что я могу сказать по поводу сего творения. Я не знаю в чью «гениальную» голову пришла мысли соединить зону Чернобыльской АЭС с атмосферой незабвенного «Пикника на обочине» но появившийся в результате такой компиляции игра породила в свою очередь самую популярную ныне серию нереалистических текстов (назовем это так) на территории русскоязычных стран .Наряду с недалекими девочками которые грезят об Эдварде Каллене недалекие мальчики мечтают оказаться по ту сторону монитора и поменяв клавиатуру на крутую пушку и защитный костюм погрузиться в мир полный опасностей и приключенный. Так плохо это или хорошо? Вы знаете ,в данном случае у меня нет однозначного ответа в отличие от моего мнения о «САМОЙ ВЕЛИКОЙ ВАМПИРСКОЙ САГИ ВСЕХ ВРЕМЕН И НАРОДОВ». С одной стороны мир серии и этой книги сугубо вторичен ,текст наполнен примитивными мемами,а зона наполнена столькими видами живности ,что создается впечатления (да так оно и есть) что этих тварей придумали только для того чтобы разнообразить негативные физические воздействия, которым может быть подвержен очередной главный герой(как мы помним в оригинальной Зоне Стругацких живности особо не было), но с другой стороны непосредственно в этой книге Алексея Калугина присутствует неплохой литературный язык, хорошо прописанные персонажи(особенно неплохо получился зомби Бенито) и даже некая мораль пусть и изложенная примитивным языком. Хотя повторюсь все глубоко вторично, и временами мне хотелось отложить книгу в сторону. О чем можно писать в одинаковых декорациях на протяжении нескольких десятков томов я совершенно не представляю и как это можно с интересом читать тоже. Мне и одной книги хватило за глаза.

И еще уже второй пацан четырнадцати лет делает глаза по пять копеек от удивления когда я говорю ему что зона и сталкеры начались не компьютерной игры и даже не с аварии на Чернобыльской АЭС ,а с гениальной повести Стругацких далекого 71 года выпуска. И надо ли вам говорить, что уже второй пацан берет у меня почитать повесть первоисточник. Даже если один из десяти таких пацанов (практически первый раз по своей воле открывший книжку с художественной литературой ) со временем вольется в наши ряды прогрессивных фэнов я буду только рад. Нас и так мало осталось. Главное чтобы у неофита был кто нибудь кто подсунул бы ему «Пикник на обочине».:smile: Ну и далее по списку…

AlisterOrm, 11 октября 2015 г.

Никогда не интересовался серией «Сталкер», хотя игру проходил в универские годы. Что можно написать особо хорошего по компьютерной игре, да ещё начинающим авторам? Конечно, бывает всякое, но мне всегда хватало «Пикника на обочине» — уж явно никто из юных авторов АБС не переплюнет.

Но иногда хочется почитать что-то лёгкое и ширпотребное. Разгружающее голову. Тем паче, что авторы в этой серии, оказывается, попадаются весьма маститые. Воха Васильев, например, или Михаил Успенский. У читаемых, хороших авторов не может быть абсолютно плохих вещей, и, решил я, пришла пора ознакомится с нашей отечественной межавторкой. Из солидного списка имён был выбран крепкий, годный середняк Алексей Калугин. Он не пытается притворятся Джойсом, но и откровенной фигни не пишет (первые книжки, вроде «Точки статуса», не в счёт), создавая вполне приличные для его уровня вещи — ироничные, неглупые, легко читаемые.

И своим «Домом на болоте» Калугин нисколько не разочаровал. Правда, это не совсем книга о вселенной «Сталкера» — запоминающихся по игре стрелялок-убивалок, воин группировок и походов в таинственные глубины Зоны здесь не найти. Калугин пошёл от противного, сделав свой роман тягучим, неспешным и очень, очень ироничным. Автор как будто стебётся над всей мифологией Зоны, попутно обсмеивая поклонников подобного рода литературы. Доктор и Бенито, главные находки Калугина, насколько привыкли к тайнам и загадкам Зоны, что не воспринимают всерьёз ни её великих тайн, ни тех, то их открывает. Они неспешно изучают законы окружающего мира, никуда не торопятся, и помогают во всём другим. Нормальные, чистые люди, даже если учесть, что один из них — зомби. Для них Зона — родной дом, и каждый её обитатель не только смертельно опасный враг, но и потенциальный друг.

Наверное, Калугин изобразил Доктора именно таким неспроста. В игре ты направляешь дуло автомата на каждого встречного, а житель Болот — протягивает руку. Несмотря на все дикости этого места, Доктор остался настоящим учёным, который желает жить по человечески. Человечески? А как насчёт диалога Бенито с химерой?

А вот размышляя над этим вопросом, Калугин напрочь закрыл, наверное, тему сталкерства как такового. Его олицетворение — молодой осёл Штырь, который, вопреки очевидным фактам, считает себя умнее и ловчее всех, кто живёт в Зоне годами. Он жаждет денег, наживы, и идёт против того, кто спас Штырю его никчёмную жизнь. Однако он и сам не понимает, насколько ничтожен на фоне всего этого инфернального действа вокруг Чернобыля. «Не протянет. Ну и ладно, самое время чаю выпить».

В результате — на удивление приятная книжка. Почти нет стрельбы, зато есть осмысление, призыв к наблюдению за окружающим миром и тем, кто его населяет. Текст нельзя назвать юмористическим, но доброй иронии здесь в достатке, что ставит «Дом на болоте» значительно выше стандартного фантбоевика.

Тилар, 22 февраля 2011 г.

«Дом на болоте» — книга не похожая на остальные книги цикла «S.T.A.L.K.E.R». И именно эта особенность делает её успешной.

Из главных героев, конечно, в первую очередь нравиться зомби Бенито. Хотя в начале я испытывал неприязнь к нему, но дочитав до конца, понял что ошибался. Оказалось, что зомби, как и некоторые другие «истинные» обитатели зоны, могут не только убивать (как сказал доктор: Это лишь агрессивный ответ на агрессивные действия), но и могут оказать помощь, а иногда даже стать верным другом. Оказывается, что Бенито чистоплотен (исключая одежду), а так же у него есть хобби: машины.

Так же было интересно узнать прошлое Доктора. Действительно, в какой ещё книге увидишь такое подробное описание действий, сделавших доктора человеком, понимающим сущьность зоны.

Ну а что сказать про Штыря? Честно говоря, я думал, что в конце он изменит своё решение обокрасть и убить Доктора, но этого не последовало. За доброту, оказанную Штырю, он отплатил совсем иным. Самоуверенность погубила его, и хотя до этого ему везло, думаю, что больше такого блаженства не будет. Доктор – одна из легенд зоны. Бросая вызов ему, Штырь бросил вызов зоне. Поэтому я считаю, что если он не уйдёт туда, откуда пришёл, жить ему недолго осталось.

В общем, книга понравилась мне своей философией и отлично проработанными персонажами, и я советую её всем, кого привлекает не только атмосфера зоны, но и её смысл.

BaZilisk, 24 сентября 2010 г.

Эта книга вызвала удивление. Как она вообще оказалась в серии? Как её сюда пропустили составители? Как её оценивают фанаты? Что вообще происходит? WTF?

Первые десятки страниц проходят как-то спокойно, без единого выстрела, с шутками-прибаутками (и даже смешными). Я уже начал проявлять нетерпение: ну где же экшен? Где гнетущая атмосфера? Где вообще всё, чем так манит фаната этот мир?

Хм, в общем, до последних строчек я ничего этого и не дождался. И пофиг. Потому что книга оказалась совсем другой породы.

Это какая-то дико симпатичная помесь анекдота, басни и философской притчи, растянутая до объема романа (это не недостаток). Зона в книге изображена чуть ли не сказочной неведомой страной, флешбеки главных героев — особо спокойные, созерцательные главы. А местами роман выдаёт совершенно сюрреалистические сцены — чего стоит философская беседа между зомби по имени Бенито и монстром Химерой!

В общем, это стопроцентный зачёт!

Мне даже интересно, понимают ли всю прелесть этой книги школьнички, читающие серию?

Хотя, опять же, не без недостатков. И, опять же, чисто исполнительских. Плоский, простой язык. Затянутое начало. Навязчивые фразочки типа «Твою суть!», излишнее увлечение автором юморных перечислений (а-ля былинных описаний пиршественных столов).

В целом — приятно удивлён, не жаль потраченного времени. Я даже осмелюсь порекомендовать.

febeerovez, 10 марта 2008 г.

Другая из моих любимых книг серии. Автор ушел от линии боевика , передвигаясь к более спокойному и размеренному темпу. Как ни странно, в таком темпе — персонажи достачно «живы» и реализованы. Автор приоткрывают завесу тайны над жизнью Болотного Доктора (за это ему отдельное спасибо) и показывающего , что не у всех бывают чистые и неисповедимые пути. Первая книга из этого жанра , в которой скрыто много глубинного смысла. Просто вчитайтесь.

S.Arnov, 1 июня 2017 г.

Посредственная переделка «Собачьего сердца» Булгакова под заданные условия Зоны. Причём халтурная переделка. Пустопорожнее многословие наводит на мысли, что автор специально льёт воду, дабы растянуть писанину до объёмов книги.

Aectann, 7 февраля 2012 г.

Честно говоря, не ожидал от вроде бы чисто коммерционного издания такого качественного и яркого сюжета. Сюжет кстати развивается небанально, нелинейно, непредсказуемо и. как-то неспешно чтоли. Читать можно не только фанатам серии но и вообще всем любителям НФ. Здесь все на высоте — язык, характеры героев, построение сюжета, постановка извечных проблем тоже присутсвует, но совершенно с иного ракурса. Нигде больше вы не прочитаете о философском разговоре химеры и зомби.Это точно.

Ну и при всем том что «Дом на болоте» остается фантастическим боевичком, он еще несет в себе и добрую толику человеческой драмы, разыгранной в сталкерском антураже. В общем — читайте — наслаждайтесь — и ищите продолжения — ведь они тоже не уступают «Дому» по качеству.

Keykeeper, 19 июня 2010 г.

Проехав полстраны, нашёл на флэту эту книгу. И стало интересно, что же там под обложкой такое интересное скрыто, если один камрад просто фанатеет от «Сталкера» и собирает всю серию. Прочитал, теперь смотрю отзывы. Кто-то пишет, что книга одна из лучших в серии, кто-то — что одна из худших. Наверное, на самом деле она целиком и полностью вписывается в распределение, и читать что-либо ещё сталкеровское незачем. Что в этой книге обнаружил я? Простой и даже очень простой язык, сдобренный, например, тавтологиями. Не то чтобы красивые, но вполне уместные описания как раз нужного объёма, не обрывочные и не затянутые, при полном отсутствии атмосферности. Непонятная мотивация «главного» героя. Ясно, что на самом деле главные герои тут Доктор и Бенито, не зря же они прописаны гораздо подробнее Штыря, и вообще они наверное и в других книгах появляются, а этот раз засветился и тут же пропал, да и не жалко. Эта прописанность болотной парочки как раз понравилась — пожалуй, это единственное, что в книге стоит внимания. Также понравились подробности существования монстров, и беседа зомби с химерой. А вот попытка заострить внимание на прочих сталкерах в баре в начале книги показалась абсолютно неуместной — воды много, толку мало. Они никак на сюжет не влияют, а усилий потрачено слишком много. Ладно бы хоть описание было ярким, вот кое-кому же удаётся даже из ужина главного героя сделать чуть ли не самодостаточную зарисовку, но тут ничего, что могло бы приблизиться по уровню. Ситуацию можно было бы смягчить юмором, но, видимо, радиация и аномалии не дали ему пробраться в эту книгу, а те крупицы, что всё же прорвались, оказались бессильны. Ситуации и мысли, стоящие обдумывания, выдаются такими же микроскопическими порциями, что в сочетании с языком абсолютно не способствует какой-либо работе мозга. Не говоря уже о вторичности. Так что мои сегодняшние утро и вечер оказались попросту убиты.

elent, 12 февраля 2010 г.

Книга заметно отличается от прочего зоновского ширпотреба. Меньше пиф- паф, больше применяй мозги. Правда, для некоторых это так скучно. Им бы крови побольше и ужастики пострашнее.

Сделать ГГ конкретной скотиной — очень удачная мысль.

Sheridan, 24 февраля 2013 г.

Очень кратко по этой книге:

Достоинства: Повествование ведется от двух абсолютно разных лиц, их характеры и мотивы автор раскрыл отлично. Понравился персонаж зомби Бенито, а их с доктором диалоги весьма любопытны.

Недостатки: Отсебятина. Короче говоря, Зона – это поле чудес, а автор может выдумать, все что угодно и объяснить любое событие своей выдумкой. Штырь – какой то неправдоподобно глупый персонаж. Дом-суперклиника у доктора с современным оборудованием на закрытой территории(!) и в труднодоступном месте – это уж слишком надуманно.

Итог: как самостоятельное произведение – это хороший фантастический рассказ (7 из 10).

Как книга по игре «Сталкер»: 5 из 10

Талита Бореалис, 2 сентября 2011 г.

если эта книга в тройке лучших Сталкера, то представляю, что за бред остальные. Бросила. все настолько картонное, высосанные из пальца мудрствования автора, потуги на юмор, нет, сил моих нет. Примитив.

BacCM, 15 июня 2011 г.

«Дом на болоте» относится к небольшому числу книг серии, о которых можно сказать, что это не графомания пионера поигравшего в игру, а достаточно качественный продукт. Это не примитивный боевик, и не тупой квест, состоящий из набора действий.

Текстоплёт, 9 марта 2011 г.

Первое время читал по «сталкеру» литературу. Наиболее приятные впечатления — кроме некоторых рассказов из сборника — остались после «Дома на болоте». С одной стороны это опять Зона, с другой — уже нет попыток закрутить вокруг неё голивудщину и превращать в банальный боевик с приключениями.

Попытка приблизиться по духу к истокам, к «Пикнику на обочине». Придумка новых тайн, показ, как странно порой всё может в жизни сложиться. И разговоры по душам :beer:

В общем интересная попытка написать увлекательно, но без перестрелок. Думаю вполне удачно.

NeomasteR, 20 мая 2010 г.

Превосходная книга. Сюжет затягивающий, интригующий. Оторваться от чтения почти не так просто. Автор очень неплохо описал все характеры персонажей. Так, что читать интересно.

f0x, 11 апреля 2010 г.

Пожалуй, самая интересная книга из серии «Сталкер». Большое впечатление произвело то, как Алексей Калугин описал внутренний мир некоторых существ Зоны. Оставляя при этом завесу тайны. Хотя я считаю, что основная заумка автора была в том, чтобы донести до читателя то, что человеку бессмысленно понять Зону и что ему не место в этом опасном месте. Простите за тавтологию)

Содержание

Аномалии

Локация богата на разного рода аномалии, среди которых часто встречаются поля «трамплинов», химические поля («газировка», «кислотный туман»), электрические. С аномалиями иногда сочетаются очаги радиации и пси-излучения. Севернее механизаторского двора расположена уникальная огненная аномалия «Разлом». Помимо этого, сама вода болот является источником радиации.

Описание

Холмистая затопленная местность с маленькими островками. Через всю локацию проходит автомобильная дорога из Мёртвого города, с обоих краёв построены транспортные мосты (восточный обвален) и армейские КПП к ним. На северо-западе стоят 2 дома и будка, где живут Доктор и Барс. По всем Болотам расположена сеть полуразрушенных мостиков, позволяющих передвигаться между островками суши.

История создания

В процессе создания локация планировалась как безлюдное пустынное место с фантомами. В процессе развития и изменения сюжета идея локации сменилась: она стала некой охраняемой военными границей Зоны, на что намекают множественные таблички «СТОП! Ведется огонь на поражение!» и КПП на въезде в тоннель Тузла, отделённый от основной части локации рекой (то есть КПП нельзя обойти).

Дизайнерские документы

2002 год

Впервые локация упоминается в документе Задания5.doc (25 сентября), где упоминается переход с Неизвестного города, а также некоторые объекты, задания и наполнение (мутанты, группировки).

2003 год
2004 год
2005 год

В Infoportions.doc (5 января) упоминается карта Болот.
В all_scenes_infoporshions.vsd (17 января) описывается новая часть сюжета, в котором Доктора берут в плен.
В Рекомендации по заполнению уровней.doc (2 февраля) перечислены мутанты, аномалии и броня, рекомендуемые для наполнения локации.
В Weapons.doc (4 февраля) перечислены предметы для наполнения локации:

SPAS-12, Winchester1300, Вал. Винторез. Подствольники 2-х типов, глушитель и огптика к Калашу, глушитель и оптика к западным стволам, гранаты к обоим подствольникам, аптечка, бинт, консервы, водка, колбаса, хлеб, антирад

Геометрия

Геометрией локации в основном занимался Александр Пшеничный. В процессе создания он использовал свои модели, сделанные для Армейских складов, в виду того, что занимался обеими локациями сразу и у них были близкие сроки сдачи (то есть чтобы ускорить процесс создания).

Разработчики, принимавшие основное участие в создании локации
Александр Пшеничный Август 2003 — декабрь 2003 Моделирование Моделирование локации, первичное наполнение
Александр Пшеничный Июль 2004 Моделирование, дизайн уровня Доработка локации, дизайн уровня
Сергей Курбатов 2 октября 2004 — 8 октября 2004 Моделирование, дизайн уровня Доработка локации, исправление геометрии
Сергей Курбатов 12 ноября 2004 — 16 ноября 2004 Моделирование, дизайн уровня Исправление геометрии
Андрей Ткаченко 24 февраля 2005 Менеджмент Техническое задание по доработке уровня
Сергей Курбатов 12 марта 2005 — 18 марта 2005 Моделирование, дизайн уровня Доработка локации, исправление геометрии

2003 год

Разработка локации началась в конце августа 2003 года Александром Пшеничным сразу после окончания работ над Заброшенной базой. Создание началось с моделирования ландшафта локации, черновые варианты которого были протестированы в начале сентября. Затем создание локации было на время отложено по причине дополнительной занятости Пшеничного доработкой Военных складов.

В декабре работа над локацией возобновилась. Были исправлены многие ошибки в геометрии ландшафта уровня, сделаны рыбацкие сараи и дом Доктора, основанный на геометрии хуторов. Тоннелю было добавлено название Тузла, сделанное металлическими буквами у въезда. Основная геометрия считалась завершённой, и локацию отложили до начала работы над игровым наполнением.

2004 год

В июне 2004 года началась работа над созданием симуляции жизни на всех игровых локациях. Было решено доделать Болота, добавив сюжетные места на уровне и доработав имеющуюся геометрию локации. Спустя месяц была добавлена детализация КПП, а также взят трупобровод с Янтаря. Было начато наполнение локации: закончена расстановка камышей, прерванная в октябре прошлого года, добавлены кустарники и редкие деревья.

После ухода Пшеничного из GSC в сентябре 2004, в начале октября, Сергей Курбатов было поручено в короткий срок доработать геометрию уровня: был сделан разлом в бетонной опоре с осыпавшимся грунтом, добавлен проход на локацию Янтарь на юго-востоке уровня, добавлены бьющиеся стекла в оконных проёмах и снижено количество камышей для увеличения производительности. 8 октября локация была сдана на подключение к одиночной игре геймдизайнерам.

2005 год

Карта

В августе 2003 года была сделана глобальная карта Зоны. Предположительно, она была отредактирована и получившаяся версия за 29 августа вошла в ресурсы 'xrCore' build 1850, Jun 25 2004. На ней видна данная локация, но заметно, что она не сочетается с окружающей местностью, то есть она была добавлена с помощью графического редактора. Сама карта напоминает концепт-арт 2003 года, но с явным разделением водоёмов, и отличается от смоделированной локации.

Наполнение

Разработчики, принимавшие участие в наполнении локации
Алексей Сытянов Август 2004 — октябрь 2004 Геймдизайн AI, наполнение, схемы
Кирилл Брагин Август 2004 — сентябрь 2004 Геймдизайн Геймплей
2003 год
2004 год

На ней показаны места спауна сюжетных (труп Призрака и дом Доктора) и несюжетных мест (засада «Долга» (скорее всего, они должны были атаковать или ограбить игрока), охота химера на плотей, патруль военных и сигнал помощи от «свободовца», окружённого кабанами). Также планировалась зачистка локации двумя вертолётами по расписанию, небольшие скопления кабанов и плотей и труп учёного. Ещё на карте можно заметить значок «свободовца» в научном комбинезоне — возможно, он должен был проводить игрока к товарищу, окружённому кабанами.

21 декабря появилась новая версия локации, в которой Вячеславом Аристовым было добавлено 42 точки графа.

2005 год

Хоть в том году Сергей Курбатов и доработал локацию, но спаун на ней не появился, а точки графа были удалены.

После сдачи на проверку от локации отказались: у неё были низкое качество геометрии, частое заимствование объектов с других локаций, сильная нагрузка на движок и видеокарту из-за размеров самого уровня, а также малое участие в сюжетной линии. Все сюжетные задания были перенесены на другие локации в том или ином виде: труп Призрака перенесли в X-16, а встречу с Доктором — в Мёртвый город. Но упоминания Болот остались в различных диалогах относительно того, что там живёт Доктор.

S.T.A.L.K.E.R. Дом на болоте

Из четырех вышедших на данный момент романов серии S.T.A.L.K.E.R. лишь один написан уже состоявшим автором — это «Дом на болоте». Конечно, Алексея Калугина пока еще нельзя назвать настоящей звездой отечественной фантастики, а популярность его книг оставляет желать лучшего, но все-таки определенный уровень мастерства у него уже есть, и это не могло не сказаться на качестве книги. Ее по праву можно назвать лучшей в цикле.

В отличие от своих коллег по перу и «сталкерской» серии Калугин не стал разворачивать перед читателями эпическую панораму всей Зоны или рассказывать очередную повесть о сталкере с великим предназначением. Автор решил представить на суд читателей камерную историю всего лишь с тремя персонажами первого плана, практически без погонь и перестрелок, которых хватало и в предыдущих романах серии. Зато уж что-что, а проработка характеров у Калугина заслуживает похвалы.

Сначала мы знакомимся со Штырем, начинающим сталкером, которому отнюдь не улыбается перспектива провести всю оставшуюся жизнь в Зоне, раскрывая ее тайны и рискуя в любой момент стать жертвой одной из них. Неуживчивый и колючий Штырь отправился в Зону с одной конкретной целью — как можно быстрее и проще заработать себе на безбедную старость и рвать когти подальше от Чернобыля, со всеми его чудесами и ужасами. Уж сколько раз твердили миру, что слепая жажда наживы до добра не доводит, но зато приводит к знакомству с весьма неординарными личностями, к числу которых можно смело отнести Болотного Доктора, уже встречавшегося нам в «Зоне поражения».

Но если в романе Василия Орехова Доктор был персонажем второстепенным, то в этом романе образ последнего (и единственного) альтруиста Зоны засиял новыми красками. Из флэшбеков мы узнаем, как он дошел до жизни такой, и на протяжении всего романа будем свидетелями того, как Доктор будет раз за разом пытаться дать Штырю шанс свернуть с гибельного пути, который избрал ушлый сталкер. По большому счету, Доктор, якшающийся с монстрами и навсегда привязанный к Зоне, оказывается самым человечным героем всей серии. Хотя бы потому, что относится к людям без столь распространенной здесь ненависти. Впрочем, почему только к людям. Болотный Доктор и с монстрами на ты.

Один из них — зомби Бенито — стал полноправным и, пожалуй, самым запоминающимся персонажем романа Алексея Калугина. Живые мертвецы — частые гости на страницах фантастических и фэнтезийных романов, и порой писатели даже отводят им более-менее значительную роль в своих романах, но редко кто пытался заглянуть, если так можно выразиться, в душу зомби. А вот автору «Дома на болоте» это удалось. Характером, взглядом на свое существование и мир вокруг Бенито почти ничем не напоминает обычного человека. Взглянуть на Зону его глазами, поверьте, небезынтересно.

Заранее предупреждаем тех, кто под впечатлением от других романов серии будет искать в «Доме у болота» очередной ураганный боевик: погонь, перестрелок и сражений тут на порядок меньше, чем в той же «Зоне поражения». Алексей Калугин сделал упор на раскрытие характеров персонажей, причем постарался сделать их как можно более оригинальными и глубокими, что, вообще говоря, не слишком характерно для игровых новеллизаций.

Читается книга очень легко, ее без всякого труда можно «проглотить» за один вечер. Пару раз, когда сюжет уже, казалось, застопоривался и начинал провисать, Калугин тут же обрывает повествование и рассказывает о прошлом героев, подогревая таким образом интерес к судьбам Штыря и Болотного Доктора, чтобы затем мы c новым интересом следили за взаимоотношениями сталкеров в «настоящем времени».

Тому, что роман легко читается, способствует и достаточно простой язык: автор явно отдает предпочтение коротким и лаконичным фразам и почти не использует сложносочиненные предложения. Правда, и это не хочется называться серьезным недостатком книги, ведь такой рубленый стиль придает книге особое брутальное очарование.

Резюме: «Дом у болота» можно читать как развлекательную фантастику, но в то же время вдумчивый читатель найдет здесь немало пищи для ума и сердца. Насколько нам известно, романы по мотивам «Сталкера» разлетаются с полок магазинов на «ура», так что в скором времени наверняка последуют и другие книги. И хорошо бы за эталон качества для них был взят именно роман Калугина, показавший, что новеллизация игры и тупое развлекательное чтиво вовсе не обязательно должны быть синонимами.

Сюжет

Основные места

Восточный КПП

КПП, находящийся у выезда из Мёртвого города. На его территории находятся смотровая вышка, каморка и прожекторный столб. Проезд через него ограждён шлагбаумом, забором и колючей проволокой.

Западный КПП

КПП, находящийся у выезда из Болот, перед тоннелем Тузла. От восточного отличается расположением прожекторного столба и наличием из ограждений только шлагбаума. Недалеко стоит здание, возможно являющееся бараком для военных.

Восточный мост

Разрушенный автомобильный мост, соединяющий восточную часть локации с центральной. На его левом крае стоит брошенный УАЗ-469.

Западный мост

Автомобильный мост, соединяющий западную часть локации с центральной. На правом крае имеет шлагбаум, в центре лежат небольшие бетонные плиты и колючая проволока во всю ширину проезжей части.

Дорога

Автомобильная дорога, идущая прямо, через всю локацию, из Мёртвого города. По обе стороны стоят мосты и КПП. Дорога обита бетонным бордюром. Ближе к западному КПП дорога опускается вниз, а бордюр переходит в бетонные стены, сдерживающие землю. Южная часть стены разрушена упавшим деревом. В центре дороги стоит пожарная машина ЗИЛ-131, ближе к восточному мосту — БТР-70.

Жилые дома

Место на северо-западе локации, где живёт легендарный Доктор. Состоит из двух домов, будки, двух лодок и забора.

Дом Доктора

Примерно посередине пространства между домами стоит деревянная лодка на металлической подставке из 6-ти колёс. Ещё одна лодка причалена к берегу у домов.

Сами дома огорожены деревянным забором с калиткой (часть забора сломана) со стороны берега.

Тоннель Тузла

Обваленный тоннель на самом западе Болот.

Юго-восточный КПП

Небольшое заграждение из забора, колючей проволоки и шлагбаума. Является проходом к Янтарю.

Северо-восточный КПП

Смотровые вышки

11 смотровых вышек: 7 расположены вдоль дороги по обеим сторонам (в том числе и рядом с обоими КПП), 2 — на островках по обе стороны западного моста, 2 — в северо-восточном и юго-западном углах локации соответственно.

Рыбацкие хутора

2 небольших рыбацких хутора, расположенные друг напротив друга через всю локацию, находятся рядом с КПП.

Рыбацкие сараи

3 сарая на юге локации. Один из них полностью разрушен, другой сильно покосился, а третий остался в нормальном состоянии.

Рыбачий домик

Находится в северной части Болот по центру.

Трубопровод

Трубопровод, проложенный ближе к южной границе локации и длящийся с Янтаря. Предназначен для слива жидкости в протекающую на западе реку.

Содержание

Группировки

Нельзя определённо сказать, какие группировки планировались на локации начиная с 2005 года, но должны были быть трупы наёмников.

Ключевые места

    . — смотровая вышка и пустой вагончик расположены севернее базы Чистого неба. Это место контролируется бойцами Лебедева. По сюжету в начале игры наёмник Шрам должен помочь единственному выжившему чистонебовцу на форпосте отбить атаку кабанов. Здесь его настигает выброс, после чего это место больше никем не занимается. . . . . — старая лодочная станция, представленная ветхим бревенчатым зданием, деревянным лодочным ангаром, аналогичным таковому на Рыбацком хуторе, и причалом. Здесь располагается небольшой отряд ренегатов. «Чистое небо» приходит в это место крайне редко. — островок с несколькими сгнившими деревянными лодками, расположенный западнее сгоревшего хутора. Это место — промежуточный пункт между более крупными объектами локации — также является предметом борьбы двух группировок. . — небольшое предприятие, занимавшееся когда-то починкой автотранспорта, стоит на северо-востоке Болот. На территории расположено кирпичное Г-образное здание и несколько ржавых автомобилей под навесом. Механизаторский двор является базой Ренегатов, однако в ходе развития сюжета игры он будет захвачен «Чистым небом», непосредственно при поддержке протагониста. . . . . . — клочок суши с несколькими бетонными блоками и валунами расположен севернее Рыбацкого хутора. Это место является стратегической точкой, контроль над которой важен и для чистонебовцев, и для ренегатов. Часто сюда забредают стада кабанов и плотей. . . . — небольшое поселение, расположенное в северо-восточной точке Болот. Здесь есть два сарая, и два бывших жилых дома. На территории поселка стоит каменная маленькая подстанция. Северный хутор удерживают ренегаты. «Чистое небо» это место никогда не захватывает. Также здесь расположен один из переходов на Кордон, доступный после посещения этой локации. . . . . . . — лагерь Ренегатов в низине около товарного состава на севере Болот. Это место в ходе войны группировок может быть атаковано «Чистым небом», однако окончательно выбить отсюда ренегатов практически невозможно. . — одно из самых крупных поселений прошлого на Болотах: здесь есть несколько домов, подсобных строений и подвалов. Расположен хутор в юго-восточной точке локации. Данное поселение является ключевой точкой в войне против ренегатов. Кроме того, сразу за хутором находится переход на Кордон, поэтому захват данного места обязателен по сюжету.

Прототип

Тоннель Тузла

Название «Тузла» появилось как отсылка или выражение политических взглядов насчёт Конфликта вокруг Тузлы, произошедшего в конце 2003 года. Суть конфликта состояла в том, что 29 сентября Россия начала строительство дамбы для соединения станции Тамань (Краснодарский край) с островом Тузла, тем самым пытаясь, по мнению некоторых экспертов, надавить на Украину в вопросе территориальной принадлежности острова. Строительство было остановлено 23 октября после встречи президентов Владимира Путина и Леонида Кучмы.

Мутанты

Мутанты

На локации повсеместно встречаются стаи кабанов и плотей. Иногда кабаны нападают поодиночке, неожиданно выбегая из камышей. Слепые псы появляются здесь только после того, как игрок посетит локацию Кордон. Также Болота — одно из мест обитания болотных тварей. Изначально данный мутант встречается только в скриптовой сцене около Насосной станции, где нападает на отряд «Чистого неба» или ренегатов. В свободном перемещении по локации болотные кровососы встречаются только после посещения игроком Кордона.

Болота

Болота (также Большие болота) — легендарная территория, место базирования группировки «Чистое небо», куда путь открылся после Большого выброса. Вместе с этим грязевые топи являют собой большое скопление радиации, аномалий, мутантов и различных аморальных личностей в лице беспредельщиков, именуемых ренегатами.

Болота образовались в результате осушения реки Припять. На локации можно увидеть немало интересного. Вода на болотах очень радиоактивная, так как на её поверхности большое количество различных нечистот и радиоактивной пыли. Всё заросло травой и камышом.

У окраины болот расположена база группировки «Чистое небо». В основном эта группировка занимается изучением Зоны. Вероятнее всего, сталкеры «Чистого неба» обосновались тут задолго до Сверхвыброса, где-то в районе 2009-2010 годов. Клан имеет довольно мало людей и ресурсов, в частности из-за того, что их деятельности мешают ренегаты. Глава группировки — Лебедев.

На базу «Чистого неба» можно попасть только с проводником. Тот завяжет Шраму глаза и только потом проводит его на базу. На локации есть различные интересные места. Например, сгоревший хутор, где можно найти артефакты «Огненный шар» или «Кристалл». Имеется механизаторский двор — заброшенные ремонтные гаражи, в которых обосновались ренегаты. Есть южный хутор, на котором часто останавливаются на «ночёвку». Северный хутор — это место, где водятся ренегаты, что охраняют путь на Кордон. И наконец, железная дорога на северном краю карты (которая идёт с Кордона), разрушенный железнодорожный мост и наполовину сошедший с рельс состав, возле которого в начальной кат-сцене Шрам с учёными попадает под выброс. Там остался брошенный Шрамом «Винтарь»; он сломан и требует дорогостоящего ремонта (9600 RU). В ранних версиях игры ремонт был невозможен из-за бага.

Литературный сюжет

Отрывок литературного сюжета из документа Сюжет_литературный.doc.

…огромное заболоченное пространство. Рваный туман стелиться под ноги. И все это пространство завалено людскими трупами. Они разметались среди грязных луж и кочек, словно их всех охватил один и тот же страшный сон, укрытые клочьями тумана, они казались естественным продолжением пейзажа, как бы кощунственно и противоестественно это не звучало. Между ними бродит одинокий человек в огромном бесформенном балахоне, с не покрытой головой, белые нечесаные космы колышутся в такт туману. Человек осторожно переворачивает одного покойника, другого. Вот один, кажется, подает признаки жизни. Человек в балахоне опускается около него на колени и достает из огромной сумки скальпель. Полумертвый в ужасе пытается трепыхнуться, но новоявленный доктор, придерживая его одной рукой, второй распарывает ему рукав комбинезона. На руке татуировка «S.T.A.L.K.E.R.». Доктор отрешенно улыбается, взваливает на плечи полуживого сталкера и уходит…

. Мессер задумчиво посмотрел на свою правую руку, что означает эта проклятая татуировка? Возможно, этот доктор из сна сможет ответить хоть на какие-то вопросы? Где реальность а где фантасмагория в этих безумных порой повторяющихся снах. Может это стучится к нему утраченная память, ищет щелочку в его плотно замкнутом сознании и не может найти.

Болото, было такое же, как во сне. Бескрайнее и туманное. Не хватало только трупов, впрочем, за эти дни их было столько, что теперь даже временное отсутствие радовало.
«Нет, я в этой топи сгину!» – Мессер растерянно повертел головой, прикидывая куда ступить, но тут его обостренный за последнее время слух уловил совершенно противоестественный звук. Где-то совсем рядом, кто-то мурлыкал себе под нос незатейливую песенку. Если конечно Мессер еще не спятил окончательно, и это ему не мерещилось, и если это не был очередной безумный полусон-полубред.
Но вот в тумане уже можно разобрать смутный силуэт, высокий худой, белые космы колышутся в такт туману.
- Доктор! – Мессер сделал шаг навстречу и замер, у ног доктора из тумана вынырнул Чернобыльский пес.
- Спокойно Цербер, спокойно, - ласково произнес Доктор, и потрепал пса по загривку. – А вы, молодой человек, опустите винтовку, он плохо переносит направленное на него оружие.
- Доктор да знаете ли вы, что.
- Я-то знаю, а вот знаете ли вы? Иди Цербер - гуляй! – доктор подтолкнул пса в сторону и вплотную приблизился к Мессеру, чуть щуря светлые глаза - Постойте-постойте, дайте как я на вас взгляну. – внезапно оживился он. - Ну, конечно! Так и есть!
- Вы знаете кто я? – ни на что особо не надеясь спросил Мессер. – Только не говорите, что молва обо мне как о Мессере добралась и до вас.
- Какой Мессер, не знаю я никакого Мессера. А вот свою работу я всегда узнаю. Вот это шрам за ухом не тянет, не зудит?
- У меня только одно «зудит» и «тянет» это моя память, точнее мое беспамятство.
- Ну, после монолита так и должно быть.
- К черту монолит. Доктор вы знаете кто я?!
- Конечно. Тебя все раньше называли Стрелком.
- Как.
- С-т-р-е-л-о-к! Я внятно говорю?
- Да, - прошептал бывший Мессер, а ныне Стрелок и беспомощно сел прямо в лужу. Уж слишком тяжела оказалась внезапная ноша.

Все остальное Стрелок воспринимал как сквозь пелену тумана, который из вне очевидно проник в его сознание и слегка приглушил восприятие. И краски, и само время оказались размытыми и разрозненными.
Вот он тупо бредет по болоту за доктором, стараясь автоматически ступать след в след. Он видит только полы развивающегося балахона и сапоги доктора уверенно отыскивающего одному ему известные бугорки и кочки, которые не ускользают предательски из-под ног.
Вот из тумана вырастает изба. Как она забралась сюда в самое сердце болот, какой безумец ее здесь построил.
Стрелка даже не шокировало то, что в избе суетился с веником явный зомби, который, как и пес, радостно подставлялся доктору, что бы его потрепали.
И обилие аппаратуры и медицинских инструментов, скользнуло мимо сознания, почти не оставив следа.
И тут Стрелок увидел операционный стол и барьер рухнул, и память обрушилась на сознание, и сознание трусливо отключилось. Стрелок покачнулся и во весь рост растянулся на полу.
Доктор сочувственно поморгал белесыми глазенками, вздохнул и спокойно сказал зомби: - Положи его на стол. Ему надо переспать разочек со своим новым приобретением.

Аномалии

Ранние сведения

Описано в дизайнерском документе Задания5.doc.

2002 год

Локация в этот период упоминалась как Болото.

Основные места

На территории Болот, среди прочих мест, планировались рыбачий домик и лагерь учёных.

Трёхэтажный дом

Стоял посреди Болот. По слухам, там накапливался заряд, разрядив который фантомы теряли подпитку и исчезали.

Детский сад

Стоял в тёмной части Болот. Вокруг должны были ходить фантомы детей, способные оживлять игрушки и атаковать ими сталкеров.

Аномалии

Игрока должен был преследовать Чёрный сталкер — результат галлюциногенных испарений болот.

Мутанты

Также среди Болот обитал Фантазм.

Группировки

На локации должны были находиться сталкерский клан «Последний день», изучавший зомбированных сталкеров, и лагерь учёных на севере.

Сюжет

С Болотами было связано несколько заданий:

2003 год

Описание

Описание написано на основе концепт-арта.
Холмистая местность с крупными водоёмами на юге. Западная часть занята тремя крупными холмами, на среднем из которых стоит мост. На севере локации есть несколько небольших холмов, а также лагерь учёных.

Основные места
Малый лагерь «Туманный»

Описано в документе stalker.doc.
Временный лагерь учёных, находящийся на краю локации и охраняемые военными сталкерами. Назван «Туманный» в честь локации. К нему регулярно прилетает вертолёт, привозя аппаратуру, медикаменты и пищу. Деятельность лагеря — исследование эктоплазматической структуры фантомов.

Мутанты
Группировки

На локации находились военные сталкеры, охранявшие лагерь учёных и совершающие экспедиции.

Сюжет

Описано в документе Сюжет_литературный.doc.
На Болоте игрок сталкивался с пси-установкой, мешающей пройти к Доктору. Доктор рассказывал интересующую информацию и сообщал о том, что игрок и есть Стрелок.

Альтернативный сюжет

Описано в документе story7.doc.
На Болотах был труп военного сталкера с кодовым именем «Синий 9», КПК с информацией которого можно было расшифровать.

2004 год

В этот период локация стала обозначаться как Болота, но также встречается название Верхние болота (северная часть локации).

Мутанты
Группировки

Из постоянных на локации находятся военные, патрулирующие дорогу со стороны запада. Также можно встретить «Долг», «Свободу», труп учёного и Доктора.

Сюжет

По наводке Бармена и заданию учёных игрок приходил на Болота. Сначала он шёл к Призрачному сталкеру за «шапкой». После прохождения до задания на отключение пси-установок на Радаре, игрок мог спросить в Баре про Стрелка — тогда его отсылали к Доктору на Верхние болота.

Сюжетные сцены

Засада «Долга»

Судя по всему, игрока должны были атаковать или попытаться ограбить 2 «долговца».

Охота химеры на плотей

Химера охотилась на трёх плотей. Возможно, их кто-то убивал на глазах игрока.

Сигнал SOS

Шёл из одинокого дома на севере локации. Возможно, сцена активировалась при встрече «свободовца» в научном комбинезоне и он отводил игрока к дому, окружённому кабанами, в котором находился его напарник.

Встреча с зомбированными

На этой локации игрок впервые встречает зомбированных сталкеров и узнаёт, откуда они приходят.

Читайте также: