Stairway to heaven как играть
Обновлено: 02.07.2024
В сегодняшней статье , которая немного задержалась , но данная задержка была необходима для освежения своих эмоций и впечатлений от прослушивания одной выдающейся песни. Имя ей – Stairway To Heaven. Я вижу , что вам по душе статьи о рок группах типа Led Zeppelin , Pink Floyd и мне приятно , что есть такой формат при котором можно делиться своими впечатлениями , с такими же фанатами музыки.
Но , здесь прервемся и начнем разбор песни Stairway To Heaven , который уже не терпится начать.
Немного предыстории :
Композиция появилась в 1970 году, в момент когда Джимми Пэйдж и Роберт Плант проводили время в валлийском ( любимые места Роберта Планта ) коттедже Bron-Yr-Aur, отдыхая после завершения масштабного пятого американского концертного тура Led Zeppelin. Как вспоминал Пэйдж, инструментальная часть писалась им довольно продолжительное время , порой переделывалась кардинально ; вокальная часть в свою очередь — возникла однажды вечером в Bron-Yr-Aur]. Стоит сказать , что Пэйдж повсюду носил с собой кассетный магнитофон, и композиция родилась у него из нескольких разрозненных и непохожих фрагментов, позднее записанных на плёнку.
Теперь следует перейти к процессу записи :
Запись песни началась в декабре 1970 года в Basing Street Studios, новой и технически продвинутой лондонской студии Island. Полностью запись была завершена после того, как Роберт Плант полностью написал текст песни в ходе сессии, продолжившейся в 1971 году в Хэмпшире. После этого Пэйдж вернулся в Island Studios и записал , пожалуй ,одно из выдающихся и сложных своих гитарных соло на двенадцати-струнной гитаре ( один из первых , кто ее начал использовать ).
Как говорил сам Пейдж : «Я всегда старался добавлять соло в самом конце, потому что хотел, чтобы оно полностью соответствовало содержанию текста. Обычно я сначала разминался, разминался, а потом говорил: „Включайте красную лампочку“. На эти соло не нужно было тратить много часов; я понимал, получается у меня или нет. Я никогда не творил их ноту за нотой. Соло всегда были… как если бы я сделал глубокий вдох и начинал мчаться вперёд. Соло в Stairway из той же категории». Стоит отметить , что участниками группы было придумано , что песня должна с каждой минутой «Нарастать» , как некое повествование со своим началом , развитием и кульминацией.
Текст песни был написан лично Робертом Плантом и теперь это более зрелое повествоание.
Сам Роберт Плант так говорил об «автоматическом» характере сочинения текста песни:
«Мы c Пейджем сидели перед камином в Хедли-Грейндж. Пейдж придумал аккорды и наигрывал их мне. У меня под рукой лежали бумага и карандаш, и я отчего-то был в очень плохом настроении. Затем внезапно моя рука начала записывать слова: «Живёт одна дама, которая уверена, что золото — всё, что блестит, и она покупает лестницу в небо». Я продолжал сидеть, уставившись на эти слова, а затем буквально подскочил на месте от изумления.»
Как утверждали многие наблюдавшие за работой группы и в частности за работой Планта , что он «часто замечал, что может почувствовать, как его пером двигает какая-то высшая сила».
По мнению Пейджа, «В песне кристаллизована самая суть группы. В ней есть всё, и всё самое лучшее нас как коллектива, как творческой единицы… …Не знаю, смогу ли я создать ещё что-то подобное. Мне нужно будет ещё тяжело потрудиться, прежде чем я приближусь к такой выразительности, такому блеску».
Стоит сказать , что самого Роберта Планта крайне болезненного задело и расстроило. Он утверждал : «Меня всё это очень расстраивает, ведь „Stairway…“ была написана с самыми добрыми чувствами, и, в конце концов, не в моих это правилах — разворачивать плёнки задом наперёд, вставлять туда какие-то скрытые послания… Впервые я услышал об этом ранним утром в новостной программе. Я был просто опустошён, ходил туда-сюда и просто не в силах был этому поверить — неужели люди и правда воспринимают всерьёз подобные измышления. »
Далее следовало бы перечислить достижения , награды данной композиции и альбома в целом , но я думаю многие и так знают , что эта песня – Лучшая песня группы и одна из самых выдающихся в истории современной музыки.
Почему песню Stairway to Heaven запрещено исполнять в гитарных магазинах?
Чтобы понять, почему в большинстве западных музыкальных магазинах запрещено не только включать эту песню, но также исполнять ее при тестировании музыкальных инструментов, необходимо погрузиться в историю этой композиции.
Главный скандал связанный с данной песней — сатанизм. В США группа увлеченных христиан, с предвзятым отношением к рок-музыке, любила проигрывать в обратную сторону звукозаписи популярных рок-звезд. Считалось, что таким образом можно услышать тайное зловещее послание оставленное слушателям. Репутация у рок-музыки в те времена была скорее негативной, как в СМИ, так и среди правительства вместе с религиозными структурами.
Дело дошло до Led Zeppelin с песней Stairway to Heaven . И текст искажается до неузнаваемости. При проигрывании наоборот музыкальной композиции слышатся открытые призывы поклоняться сатане, хотя само соло задом наперед звучит также отлично, как в оригинале. Слухи о том, что участники группы продали души дьяволу, усилились, когда гитарист Джимми Пейдж купил дом Алистера Кроули в Шотландии, бывший сатанинской церковью.
Вокалист группы Роберт Плант всегда отрицал связи группы с оккультизмом. Песня была вдохновлена фэнтези и книгой "Волшебное искусство кельтской Британии". Текст символично родился за один вечер пребывания в гемпширском замке.
Но, если серьезно, в магазинах ее запрещали не потому, что богобоязненные продавцы боятся преследований со стороны темных сил. Песня считается чуть ли не самой проигрываемой на радио. А благодаря медленному мотиву во вступлении — выучить это на гитаре не составит труда даже новичку. Начинающие всегда пытаются сыграть что-то несложное для теста, чем и выводят продавцов из чуткого равновесия.
мастер - класс
Композицию «Stairway to Heaven» группы Led Zeppelin с первых нот узнает каждый. Её статус подтверждается еще и тем, что общее звучание рок-баллады в радиоэфире США превышает 64 года. Соло же легендарного Джимми Пейджа обязан сыграть каждый, кто претендует на звание Рок-гитариста!
Разбираем соло «Stairway To Heaven»
Итак, первая часть соло, до седьмого такта, звучит в рамках ля-минорной блюзовой пентатоники, в V-й позиции.
Отметим, что в этих фразах присутствует нота фа из натурального ля-минора.
При исполнении фраз в V-й позиции обратите внимание на pull off — прием легато срывом. Мизинец — наименее развитый палец, поэтому студенты, исполняя этот прием, укорачивают ноту под мизинцем. Обратите внимание также на аппликатуру левой руки в этой части соло. Например, ноту ре в 1-м такте на 3-й струне 7-го лада я рекомендовал бы брать мизинцем, а не 3-м пальцем, как это чаще всего бывает. Дело в том, что, когда мы занимаемся координацией движений правой и левой рук, мы программируем себя на то, что момент удара медиатором должен точно совпадать с нажатием ноты пальцем левой руки. В данном случае, если мы будем брать по очереди ноту ля (7 лад 4 струна), а затем ноту ре (7 лад 3 струна) 3-м пальцем, то мы будем либо перескакивать со струны на струну, что ведет к микропаузе, либо использовать полубаррэ 3-м пальцем на 7-м ладу, а это незапрограммированное движение. Кроме того, после взятых нот звучит легато срывом, а исполнение этого приема 3-м пальцем, который взял полубарэ на 7-м ладу, ведет к возникновению ненужных шумов соседних струн. По поводу аппликатуры могу отметить, что вся старая школа основана на трехпалой системе левой руки, но едь мы уже в XXI-м веке, и пять свободных пальцев должны равноправно участвовать в игре. На это указывает и опыт современных виртуозов.
Быстрый переход из среднего регистра в высокий происходит за счет эффективных скольжений. Типичная ошибка, возникающая в данной ситуации, — это укорачивание звучания ноты, с которой происходит скольжение, что неправильно. Чтобы избежать таких ошибок, проигрывайте эту фразу исключительно медиатором без применения скольжений. Тогда вы услышите ее реальную ритмику. Запомнив мелодию, играйте со штрихами, указанными в нотах. Заметим, как и в предыдущих фразах, здесь также используется нота фа натурального ля-минора.
9-й такт: звучат 10 вертушек. Надо заметить, что это самое сложное место соло. Фраза из пяти нот укладывается в одну четверть такта. Сочетание четного размера и нечетного количества нот всегда вызывает проблемы. Чтобы понять, как работает эта фраза, проделаем следующее построение: мы знаем, что четверть — это две восьмые. Представим каждую восьмую как триоль.
Первую ноту фразы играем на два счета. Остальные ноты играем ровно на счет «3-4-5-6». Причем медиатором играем только 1-ю и 3-ю ноту вертушки. При исполнении этой фразы в темпе нота ля может звучать тише остальных нот, поэтому обратите внимание на прием Hummer-on (легато ударом).
Чтобы облегчить задачу при разучивании этой фразы, исключим из нее подтяжки, легато-срывом и легато-ударом, и сыграем медиатором, как показано в примере. Это позволит понять ритмику фразы.
Фраза 12-го такта скрыта за блеском вертушки. Но, как ни странно, именно ее я рекомендую использовать в качестве прекрасного материала при написании соло студентами.
Оставшаяся часть соло — это образец использования принципа «вопрос-ответ». Партия одной гитары простая и нарочито повторяется, а ответы другой противопоставляются этой нарочитой простоте. В конце соло используются высокие позиции, что не очень удобно, а также мощные подтяжки, которые увеличивают расход ваших струн.
С 14-го по 20-й такты все фразы начинаются с паузы. Почему-то студенты их часто игнорируют. В соло можно отметить две кульминации — это 12-й и 20-й такты.
Читайте также: