Смерть лермонтова как это было на самом деле

Обновлено: 13.05.2024

27 (15 по старому стилю) июля 1841 года состоялся смертельный поединок, на 27 году оборвавший жизнь Михаила Лермонтова : выдающийся русский поэт погиб на дуэли от руки давнего приятеля Николая Мартынова. Существует легенда, что акушерка, принимавшая роды у Марии Лермонтовой (урожденной Арсеньевой), предсказала, что ее сына ждет насильственная смерть. Предсказание сбылось, но даже спустя 180 лет продолжаются споры, из-за чего произошла дуэль и что на самом деле случилось в момент ее проведения. В обзоре журнала Точка ART издания, представленные на портале Президентской библиотеки , которые помогут пролить свет на некоторые вопросы, касающиеся одного из самых трагических событий XIX века.

За два дня до роковых событий — 25 июля 1841 года — Михаил Лермонтов и Николай Мартынов находились в компании молодых людей в одном из известных домов Пятигорска. Ничто не предвещало беды: гости общались, играла музыка. Вот что вспоминала об этом дне Эмилия Шан-Гирей — ее слова приведены в книге Маргариты Николевой «М. Лермонтов: биографический очерк» : «К нам присоединился Лев Сергеевич Пушкин, который также отличался злоязычием, и принялись они вдвоем ( Пушкин и Лермонтов. — Ред. ) острить свой язык… Ничего злого особенно не говорили, но смешного много. Но вот увидели Мартынова, разговаривающего очень любезно с младшей сестрой моей Надеждой, стоя у рояля, на котором играл кн. Трубецкой. Не выдержал Лермонтов и начал острить на его счет, называя его montagnard au grand poignard ( фр. „горец с большим кинжалом“. — Ред. )».

Николай Мартынов разозлился, высказал Михаилу Лермонтову свое недовольство и ушел. С этого момента началась череда загадок — однозначного понимания, что дальше случилось между приятелями, как происходил вызов на дуэль, а также является ли именно этот случай в их отношениях роковым, нет.

Вечером 27 июля у подножия горы Машук началась дуэль. Секундантами выступили Алексей Столыпин, Сергей Трубецкой, Александр Васильчиков и Михаил Глебов.

«Мы отмерили с Глебовым 30 шагов; последний барьер поставили на десяти и, разведя противников на крайние дистанции, положили им сходиться каждому на 10 шагов по команде: „марш“. Зарядили пистолеты. Глебов подал Мартынову, я другой Лермонтову и скомандовали „сходись“. Лермонтов остался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх, заслонясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлиста. В эту минуту, и в последний раз, я взглянул на него и никогда не забуду того спокойного, почти веселого выражения, которое играло на лице поэта перед дулом пистолета, уже направленного на него. Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и начал прицеливаться. Столыпин крикнул: „Или стреляйте, или мы вас разведем!“ Мартынов выстрелил. Лермонтов упал, как подкошенный, не сделав никакого движения», — приводятся воспоминания очевидца Александра Васильчикова в книге «М. Лермонтов: биографический очерк».

Однако многие исследователи сходятся во мнении, что события складывались иначе — впоследствии на это будет указывать ряд нестыковок в показаниях Николая Мартынова и секундантов.

После смертельного выстрела разразилась страшная гроза, тело Михаила Лермонтова оставили на месте дуэли, где оно пролежало под проливным дождем несколько часов. Лишь ближе к полуночи за ним вернулись: слуги погрузили его в телегу и привезли домой.

По одной из главных версий дуэль между Михаилом Лермонтовым и Николаем Мартыновым стала логичным завершением их непростых взаимоотношений. Молодые люди познакомились задолго до поединка и тесно общались, несмотря на то, что были полными противоположностями. Поэт часто позволял себе высказывать в адрес приятеля колкости, глубоко обижавшие его.

Еще одна версия — Николая Мартынова долго подстрекали на убийство. Недоброжелателей у поэта было много. Среди них — и тот самый князь Александр Васильчиков, секундант, называвший себя приятелем Лермонтова. Впоследствии он настаивал на версии, что виновником дуэли был сам поэт. Однако известно, что Александр Васильчиков, который тоже неоднократно подвергался насмешкам со стороны Лермонтова, искал возможности подстроить ссору своего обидчика с кем-нибудь.

«Сперва его выбор пал на офицера Лисаневича. Он пытался убедить Лисаневича, что Лермонтов над ним издевается, но тот отказался со словами: „У меня рука не подымется на такого человека“», — рассказывается в книге Ираклия Андроникова «Жизнь Лермонтова» .

В советское время стала популярной версия, что избавиться от поэта хотели «поборники самодержавия», и конфликт стал хорошим поводом. Аргументируя эту точку зрения, исследователи приводят такие доказательства:

«„Высшие“ же сферы отнеслись к гибели поэта с чувством полного удовлетворения. Царь встретил известие о смерти его позорной фразой: „туда ему и дорога“, и сделал все для облегчения участи убийцы поэта: он смягчил постановление суда, назначил только три месяца тюрьмы с зачетом предварительного заключения и значительно сократил срок церковного покаяния», — подчеркивается в книге «М. Лермонтов: биографический очерк» .

Но и на этом версии о дуэли и гибели Лермонтова не заканчиваются. Так, есть мнения, что конфликт между молодыми людьми произошел из-за женщины, а также, что в поэта стрелял вовсе не Николай Мартынов, а другой человек, затаившийся неподалеку.

Узнать больше о трагической смерти великого поэта можно в изданиях Президентской библиотеки, представленных в коллекции «М. Ю. Лермонтов (1814–1841)» . Электронная подборка также содержит материалы, раскрывающие многогранность личности поэта, его роль в культурной жизни России. В собрание вошли книги и периодические издания, содержащие тексты произведений Михаила Лермонтова, исследования о его жизни и творчестве, а также открытки и фотографии, изображающие памятники поэту, места, связанные с его именем. Особый интерес представляют репродукции картин и рисунков самого Михаила Лермонтова, благодаря которым он предстает не только как поэт, прозаик, драматург, но и как художник.

Роковая дуэль

Рисунок 3. Роковой выстрел, унёсший жизнь поэта

Дуэль была назначена на вечер 27 июля 1841 г., стрелялись с 15 шагов. Перед началом поединка подул ветер, заморосил дождь, секунданты Лермонтова (Столыпин и Трубецкой) опаздывали, поэтому секунданты Мартынова (Васильчиков и Глебов) предложили начать без них. Судя по рассказам очевидцев, Михаил Юрьевич в это день не хотел погибать или убивать своего визави. Его выстрел рассёк воздух, пуля ушла в облака, однако Н. С. Мартынов, сильно раздражённый шутками юного корнета, прострелил ему грудь. Поэт погиб мгновенно.

Ссора Лермонтова с Мартыновым

Убийца поэта, майор в отставке Николай Соломонович Мартынов, весь срок службы провел на Кавказе. Ввиду характера он любил принимать облик горца: постоянно носил черкесский костюм, кинжал, красивые усы. Это многих развлекало, в том числе Лермонтова, который был остер на язык. Очередная перепалка закончилась тем, что мужчины решили стреляться. Хотя напрямую ни один из них друг друга не вызывал.

Секундант дуэли, князь Васильчиков, вспоминал, что для узкого круга друзей и уважаемых им людей Лермонтов был добродушным, а для всех остальных – заносчивым и задорным.

Смерть Михаила Лермонтова


Михаил Юрьевич Лермонтов погиб 27 июля 1841 года в возрасте 26 лет на дуэли в Пятигорске. Причиной поединка была ссора с Мартыновым, над которым поэт едко шутил в присутствии дам. Мартынов выстрелил прямо в грудь своему противнику. Вначале Лермонтова похоронили на Пятигорском кладбище, но вскоре перевезли тело по настоянию бабушки в родовое имение Тарханы.

Внезапная смерть Лермонтова стала неоценимой потерей для русского литературного мира. Михаил Юрьевич погиб на дуэли в Пятигорске, когда ему было всего 26 лет. Но все же он успел оказать огромное влияние на литературу XIX и XX веков. Некоторые его стихи стали называться народными, а герои лермонтовских поэм и романов вдохновляли художников.

Похороны

Рисунок 4. Могила в Пятигорске

Похороны Михаила Юрьевича были назначены на 29 июля 1841 г. Проститься с ним пришло много людей:

  • проходившие лечение и другие гости города;
  • коренные пятигорцы;
  • друзья и родственники;
  • больше 50 официальных лиц.

До самого захоронения гроб несли на плечах. По совпадению несшие оказались представителями всех полков, в которых поэту пришлось служить:

  • Гусарский Гродненский представлял А. И. Арнольди;
  • Пехотный Тенгинский – Н. И. Лорер;
  • Драгунский Нижегородский – С. Д. Безобразов.
  • Лейб-гусарский – А. Ф. Тиран.

Тело поэта, которому пророчили славу Пушкина, было предано земле на старом Пятигорском кладбище и находилось там в течение 250 дней. Весной следующего года его прах был перевезён в Тарханы.

Князь Вяземский вспоминал, что первой реакцией Императора, узнавшего о подробностях гибели Лермонтова, были слова: «Собаке – собачья смерть!». Но после того, как его высказывание было встречено горьким укором княгини Марии Павловны, исправился и признал его последователем Пушкина.

Годы жизни

Рисунок 1. Таким его изображает большинство художников

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 15 октября 1814 году, практически всё детство провёл в Тарханах (Пензенская область). Его воспитанием занималась бабушка. Отучившись в университете в Москве, он на 2 года попал в школу подпрапорщиков в Петербурге.

1834 год обозначается вступлением в ряды Гвардейского полка, стоявшего в Царском селе. В это время поэт получает скандальную популярность из-за написанного стихотворения, посвящённого гибели Пушкина. «Смерть поэта» становится поводом ареста автора и отправления на Кавказ.

Усилиями влиятельных друзей из императорского окружения мера наказания для Лермонтова была смягчена, и он отправляется туда своим ходом. Задержавшись в Москве, пишет «Бородино», посвящённое юбилею знаменательного сражения.

Период ссылки обозначается расцветом творческой биографии, он увлекается живописью. Спустя 6 месяцев восстанавливается на службе в чине корнета Гродненского полка. Сначала дислоцируется в Новгородской губернии, через 4 месяца, в апреле 1837 г. возвращается в Санкт-Петербург.

Ссылка, продолжавшаяся менее года, сильно повлияла на дальнейшее творчество. Поэт регулярно публикует свои произведения в журнале «Отечественные записки».

Трагедия русской литературы: за что убили Лермонтова


К 1840 году судьба Михаила Лермонтова, на первый взгляд, складывалась блестяще. С Кавказа, куда он был отправлен за стихотворение «На смерть поэта», он вернулся победителем — за бой на Валерике, «речке смерти», для него испрашивался орден святого Владимира 4 степени с бантом.

В Петербурге уже вышел отдельной книгой сборник его стихотворений, а «Героя нашего времени», последний рассказ для которого писатель выслал незадолго до своего возвращения в Петербург, раскупили нарасхват после хвалебной рецензии в «Северной пчеле».

Тем не менее, награждению помешали злопыхатели, роман вызвал неудовольствие Николая I, а вольности опального офицера в столице вывели из себя великого князя Михаила Павловича. Как вспоминал позднее граф Соллогуб, на балу графини Воронцовой-Дашковой, куда Лермонтов явился в армейском мундире с короткими фалдами, младший брат императора не сводил глаз с отбывающего наказание поэта, который посмел явиться вместе с членами монаршего семейства.

«Великий князь, очевидно, несколько раз пытался подойти к Лермонтову, но тот несся с кем-либо из дам по зале, словно избегая грозного объяснения. Наконец графине указали на недовольный вид высокого гостя, и она увела Лермонтова во внутренние покои, а оттуда задним ходом его препроводила из дому. В этот вечер поэт не подвергся замечанию», — рассказывал он.

Военное начальство не оставило без внимания подобный проступок и выпустило распоряжение о скорейшем возвращении Лермонтова на Кавказ. Стараниями близких ему удалось было получить отсрочку. Однако его могущественный враг генерал Бенкендорф приложил все усилия, чтобы не дать молодому писателю выхлопотать себе столь желанный продленный отпуск, который в будущем мог обернуться и полным увольнением от службы.

Из столицы поэт уехал сначала в Москву, откуда уже вместе со своим родственником Алексеем Столыпиным отправился в Ставрополь, где они встретили ремонтера Борисоглебского уланского полка Петра Магденко, который позднее так описал приезд Лермонтова в город, где ему суждено было найти свою смерть:

«Промокшие до костей, приехали мы в Пятигорск и вместе остановились на бульваре в гостинице, которую содержал армянин Найтаки. Минут через 20 в мой номер явились Столыпин и Лермонтов, уже переодетыми, в белом, как снег, белье и халатах. Лермонтов был в шелковом темно-зеленом с узорами халате, опоясанный толстым поясом с золотыми желудями на концах. Потирая руки от удовольствия, Лермонтов сказал Столыпину: «Ведь и Мартышка, Мартышка здесь! Я сказал Найтаки, чтобы послали за ним». Именем этим Лермонтов приятельски называл старинного своего хорошего знакомого Николая Соломоновича Мартынова».

К моменту встречи с Лермонтовым Мартынов, мечтавший когда-то о чинах и наградах, был в отставке в звании майора, не имел серьезных наград и «сделался каким-то дикарем: отрастил огромные бакенбарды, в простом черкесском костюме, с огромным кинжалом, в нахлобученной белой папахе, мрачный и молчаливый».

Его суровый вид и напускной «байронизм» стали поводом для постоянных насмешек со стороны Лермонтова, неоднократно изображавшего «Мартышку» в карикатурных набросках, которые пользовались большой популярностью в узком кругу друзей. Главной темой для его шуток был как раз кинжал, с которым Мартынов не расставался и который считал атрибутом настоящего мужчины, а потому не переносил издевок на эту тему.

«Я показывал ему, как умел, что не намерен служить мишенью для его ума, но он делал как будто не замечает, как я принимаю его шутки. Недели три тому назад, во время его болезни, я говорил с ним об этом откровенно; просил его перестать, и, хотя он не обещал мне ничего, отшучиваясь и предлагая мне, в свою очередь, смеяться над ним, но действительно перестал на несколько дней. Потом, взялся опять за прежнее», — говорится в показаниях, которые дал Мартынов через два дня после дуэли.

Объяснение произошло на танцах в доме генерала Верзилина. Поводом стал разговор падчерицы хозяина дома с поэтом — Лермонтов вновь упомянул злосчастный кинжал, который оставался на его сопернике даже во время танцев, в ответ на что девушка обратила его внимание на недовольство Мартынова.

«Под шумные звуки фортепьяно говорили не совсем тихо, а скорее сдержанным только голосом. На замечание Эмилии Александровны Лермонтов что-то отвечал улыбаясь, но в это время, как нарочно, Трубецкой, взяв сильный аккорд, оборвал свою игру. Слово poignard (кинжал) отчетливо раздалось в устах Лермонтова», — описал эту ситуацию биограф писателя Павел Висковатов.

Мартынов потребовал «оставить эти шутки, особенно в присутствии дам», и вечер продолжился. Мало кто из присутствовавших придал значение произошедшему, однако в конце вечера отставной майор снова подошел к Лермонтову, чтобы поставить точку в их конфликте. Между ними произошел следующий разговор:

»— Вы знаете, Лермонтов, что я очень долго выносил ваши шутки, продолжающиеся, несмотря на неоднократное мое требование, чтобы вы их прекратили.
— Что же, ты обиделся?
— Да, конечно, обиделся.
— Не хочешь ли требовать удовлетворения?
— Почему ж нет?!
— Меня изумляют и твоя выходка, и твой тон. Впрочем, ты знаешь, вызовом меня испугать нельзя. хочешь драться — будем драться».

Дуэль между ними состоялась 27 июля 1841 года. Противники могли стрелять стоя на месте, подойдя к барьеру или на ходу, но обязательно — между счетом «два» и «три». Лермонтов стоял на возвышении, что, по словам секундантов, лишало его преимущества.

После команды «Сходись» Мартынов пошел по направлению к барьеру быстрыми шагами, тщательно наводя пистолет, Лермонтов вытянул руку с пистолетом вверх, не сдвигаясь с места.

«Выстрел раздался, и Лермонтов упал, как подкошенный, не успев даже схватиться за больное место, как это обыкновенно делают ушибленные или раненые. Мы подбежали. В правом боку дымилась рана, в левом сочилась кровь. Неразряженный пистолет оставался в руке. », — вспоминал после дуэли князь Васильчиков.

Смерть поэта мгновенно отрезвила его убийцу, у которого вырвался крик: «Миша, прости мне!» Сразу после случившегося Мартынов поехал к коменданту, чтобы отдать себя в руки закона.

По словам флигель-адъютанта полковника Лужина, император встретил новость о произошедшем словами «собаке — собачья смерть» и только после укоров со стороны великой княгини Марии Павловны объявил: «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».

Лермонтов был похоронен на пятигорском кладбище через два дня после дуэли, его гроб несли на плечах представители всех полков, где он служил. Через 250 дней после похорон император дал разрешение его родственникам на перевозку тела в семейный склеп, расположенный в селе Тарханы, где 5 мая прошло погребение поэта рядом с могилами матери и деда.

Видео

Подробности жизни и гибели великого поэта:

Стихотворение «Смерть поэта», ставшее для Михаила Юрьевича началом проблем с императорской особой

Возвращение на Кавказ

Рисунок 2. Михаил Юрьевич прекрасно рисовал. Это знаменитый автопортрет.поэта в бурке на фоне Кавказа

Строптивый характер Лермонтова не позволил долго наслаждаться роскошной светской жизнью. 26 февраля 1840 г. на балу у графини Лаваль поэт ссорится с Эрнстом Барантом, который вызывает Михаила Юрьевича на дуэль.

Соперники бьются на шпагах, но у одного из них переламывается клинок. Поступает предложение перейти на пистолеты, в результате чего француз промахивается, а Лермонтов умышленно выстреливает мимо, не желая гибели противника.

Последующее разбирательство привело к тому, что Барант, будучи сыном французского посла, к суду не привлекается, а скандально известный Лермонтов снова отправляется в ссылку на полюбившийся ему Кавказ.

Непосредственно перед смертью, в 1841 г, поэт приезжал в Санкт-Петербург в отпуск. Навестив бабушку, он высказывался о том, что планирует выйти в отставку и заняться литературным творчеством. Однако решиться на это не смог, так как знал, что Елизавета Алексеевна Арсеньева относится к этому с непониманием. Она рассчитывала, что внук сделает военную карьеру.

Вернувшись в место дислокации, Ставрополь, получает направление в Пятигорск, где и произошла трагичная гибель ещё одного великого русского поэта.

Перевозка тела в Тарханы

Рисунок 5. Окончательное место захоронения в Тарханах (Пензенская область)

На том, чтобы прах Михаила Юрьевича покоился в родной земле рядом с останками предков, настояла его бабушка. 21 января 1842 г. она обратилась с такой просьбой к Императору. Получив разрешение, отправила в Пятигорск своих слуг.

В результате уже 27 марта они вынули останки поэта из могилы, а спустя месяц 3 мая привезли его домой. Транспортировка осуществлялась в свинцовом, герметично законопаченном смолой гробу.

Тело в течение 2-х дней отпевалось в храме Михаила Архистратига, а 5 мая 1842 г. захоронено в фамильный склеп рядом с могилой мамы и деда.

Лермонтов убит на дуэли в возрасте 26-ти полных лет. Таким образом, упрямый характер, и острословие стали причиной смерти замечательного стихотворца, добившегося признания уже при жизни, и способного равняться с Пушкиным.

Тайна гибели Михаила Лермонтова: У кого были причины желать смерти поэта?

П. Кончаловский. Лермонтов, 1943. Фрагмент | Фото: artchive.ru


176 лет назад, 27 июля (по старому стилю – 15 июля) 1841 г. был убит на дуэли поэт Михаил Лермонтов . С тех самых пор не утихают споры о том, что стало причиной этого убийства, и кому оно было выгодно. Биографы поэта выдвигают десятки различных версий – от мистических до политических. В этой истории так много тайн, что восстановить истинную картину событий сегодня действительно очень сложно.

К. Горбунов. М. Ю. Лермонтов в сюртуке Тенгинского пехотного полка, 1841. Фрагмент | Фото: lermontov.niv.ru

Поводом для дуэли стала произнесенная Лермонтовым в адрес его приятеля Николая Мартынова колкость в присутствии дам. Отставной майор любил носить кавказскую одежду и поражал воображение барышень кинжалом, который всегда висел у него на поясе. Лермонтов посоветовал Эмилии Верзилиной, к которой оба испытывали симпатию, опасаться этого «горца с большим кинжалом». Тот не слыл задирой и никогда прежде не участвовал в дуэлях, но на этот раз почувствовал себя оскорбленным и потребовал сатисфакции. По сути, Лермонтов сам спровоцировал вызов на дуэль.

П. Заболотский. Портрет М. Ю. Лермонтова, 1837. Фрагмент | Фото: artchive.ru

На дурной характер Лермонтова жаловались многие его современники. Говорят, его за глаза называли «ядовитой гадиной». Шутка в адрес Мартынова – далеко не единственная и относительно безобидная. Поэту давали такую характеристику: «Характера он был капризного и нервного. То услужлив до приторности и любезен, то рассеян, равнодушен и невнимателен. Он был то весел, то грустен. Мог молчать часами, а когда к нему обращались, то получали в ответ желчь и сарказм».

Дуэль, которая привела к трагической гибели поэта | Фото: factruz.ru

Некоторые считали, что поединок стал прикрытием для спланированного убийства. Во времена СССР самой популярной была версия политического «заказа» – якобы Лермонтова застрелили по приказу шефа жандармов Бенкендорфа или самого Николая I. Писали, что поэта выслали из Петербурга по распоряжению самого императора, что в Пятигорске за ним следили жандармы, а дуэль наверняка не была случайной. Другие исследователи соглашались с тем, что судьба Лермонтова была предрешена задолго до дуэли, и враги только искали повод натравить на поэта кого-нибудь из его знакомых.

А. Клюндер. Портрет М. Ю. Лермонтова, 1838. Фрагмент | Фото: lermontov.niv.ru

Однако версию «преднамеренного убийства Лермонтова агентами Николая I» вряд ли можно считать достаточно аргументированной. Император действительно назвал стихотворение «Смерть поэта» «бесстыдным вольнодумством, более чем преступным» и выслал поэта на Кавказ в действующую армию, у него были причины для недовольства, но не для ненависти и уж тем более убийства. Попытка представить поэта жертвой самодержавия выглядит слишком надуманной. Лермонтов вряд ли был настолько опасен для императора, чтобы тот прибегнул к самым крайним мерам.

Николай Мартынов | Фото: lermontov.niv.ru

Сторонники версии спланированного убийства выдвигают также предположение о том, что на дуэли был кто-то третий, наемный убийца, притаившийся в кустах и стрелявший в поэта снизу. Причина такого объяснения – необычный характер ранения Лермонтова: пуля прошла снизу вверх под углом 35 градусов. Однако выстрел Мартынова прозвучал сразу после того, как поэт поднял руку и выстрелил в воздух. От отдачи он мог отклониться немного назад, и тогда пуля действительно могла войти под таким углом.

Ф. Будкин. Портрет М. Ю. Лермонтова в вицмундире лейб-гвардии Гусарского полка, 1834. Фрагмент | Фото: lermontov.niv.ru

Еще одна версия гибели Лермонтова – это самоубийство, замаскированное под убийство. Некоторые исследователи уверены в том, что поэт сам искал смерти как своеобразного избавления от жизни, тяготившей его. Поэтому сознательно спровоцировал Мартынова на ссору и вызов на дуэль. Перед роковым выстрелом Лермонтов был спокоен, он не воспользовался своим правом дуэлянта и со словами «Стрелять в этого дурака я не буду» поднял руку вверх и выстрелил в воздух. И словно специально подставил себя под пулю Мартынова. На дуэли с де Барантом в 1840 г. он тоже выстрелил в воздух. Свою раннюю смерть он предчувствовал и словно ждал ее, о чем свидетельствуют пророческие строки многих его стихотворений. Биографы Лермонтова утверждают, что он всю жизнь был одержим страстью самоуничтожения и не раз подвергал себя риску. И делают вывод о том, что поэт сам спланировал и организовал собственную казнь.

И. Репин. Дуэль, 1897 | Фото: i-repin.ru

Некоторые усматривают в гибели поэта мистику, называя его смерть последней в череде смертей «проклятого рода» Лермонтовых. Якобы никто из них не дожил до глубокой старости и не умер естественной смертью. Его дед из-за несчастной любви покончил с собой, выпив стакан «какой-то дряни», мать умерла в 21 год от чахотки, отец ушел из жизни в 44 года. И со смертью Михаила Юрьевича этот несчастный род пресекся. Мистику усматривали и в зеркальных датах рождения и смерти поэта – 1814 и 1841 гг., проводя параллели с трагическими событиями в истории всей страны, которые случились спустя столетие в это же время.

Читайте также: