Смерть цоя как это было на самом деле

Обновлено: 05.07.2024

15 августа 1990 года всю страну облетело трагическое известие о гибели в автомобильной катастрофе лидера группы «КИНО» Виктора Цоя. Катастрофа произошла в Латвии, на 35 километре шоссе Слока – Талсы, у хутора Таутопнике. Виктор Цой проводил очередной летний отдых в посёлке Плиеньцемс. Вместе с ним отдыхали его подруга Наталья и его сын от первого брака. Цой неоднократно ездил по дороге, на которой произошла автокатастрофа (1).
В этот день Цой возвращался в посёлок Плиеньцемс после ночной рыбалки. В 11 часов 28 минут его автомобиль марки «Москвич 2141» столкнулся с автобусом марки «Икарус 250». Скорость автомобиля Виктора Цоя перед столкновением была определена следственными органами. Её величина составила около 130 км/час. В результате столкновения Виктор Цой погиб мгновенно. Им были получены ужасные травмы, и поэтому Цоя хоронили в закрытом гробу.
И, как всегда бывает, когда происходит трагическая смерть талантливой творческой личности, вокруг обстоятельств гибели этого человека начинают формироваться различные слабо обоснованные предположения, которые практически ничего не объясняют, но создают ореол загадочности вокруг трагедии и ажиотаж вокруг безвременно ушедшего кумира. А Виктор Цой, хотя и был звёздным парнем, однако имел высокое чувство собственного достоинства, и он не одобрил бы этого посмертного бума вокруг своего имени.
В настоящее время имеется три версии гибели рок-музыканта:
- самоубийство;
- заказное убийство;
- несчастный случай.

Прошло уже 25 лет, как не стало этого неординарного музыканта, внёсшего неоценимый вклад в становление самобытного русского рока. Друзья Виктора Цоя отмечали в нём собранность, целеустремлённость, честность, его непоколебимую уверенность в правильности выбранного им жизненного пути.
Начиная с первого альбома «45» и заканчивая последней посмертной работой «Чёрный альбом», чётко прослеживается неуклонный рост его мастерства, раскрытие многогранности его творческого потенциала. Тексты песен почти всегда оставались злободневными. Музыка органически вписывалась в текст, становясь сложнее с каждым новым выпущенным альбомом группы. До сих пор музыка группы «КИНО» остаётся запоминающейся с первых аккордов и узнаваемой всегда.
Работа В. Цоя в кинематографе также говорит о его постоянном поиске самовыражения. Фильм «Игла», вышедший на экраны страны в 1988 году, имел большой социальный резонанс среди молодёжи того непростого времени. Этот фильм выражает на языке кино гражданскую позицию Виктора Цоя.
Мог ли Виктор Цой, находясь на пике своего творчества, полный новых, как всегда, грандиозных планов, помышлять о самоубийстве?
Самоубийство людей искусства в истории человечества имеет место быть. Но причины, толкающие их на этот шаг, кроются в них самих. Кто-то зашёл в тупик в своём творчестве и ничего нового такой творец уже сделать не может; отсюда забвение друзьями, коллегами по работе, затем отчаяние и пустота. Кто-то под бременем славы деградирует: спивается или попадает в зависимость от наркотического дурмана. Единственный выход из создавшего положения такие люди видят либо в петле, либо в курке револьвера, либо в прыжке из окна многоэтажки.
Виктор Цой однозначно был сильной личностью, находящейся в постоянном поиске, был готов реализовать свои амбиции при любых обстоятельствах, сохраняя при этом своё собственное человеческое достоинство и уважая человеческое достоинство окружающих его людей. Само предположение о самоубийстве Виктора Цоя кощунственно.

Как-то несерьёзно выглядит версия заказного убийства Виктора Цоя в виде спланированного столкновения с автобусом.
Такая операция по устранению Цоя была, практически, вообще не осуществима. Потому что злоумышленники должны были бы:
- во-первых, знать заранее дату, когда Цой поедет на рыбалку, и быть уверенными в том, что он будет возвращаться с рыбалки по этой дороге в запланированное время;
- во-вторых, быть уверенными, что к дате поездки Цоя на рыбалку ремонт автобуса «Икарус 250», принадлежащего автотранспортному предприятию № 29 города Тукумс, будет завершён;
- в-третьих, быть уверенными, что автобус «Икарус 250», выехавший с ремонтной базы, окажется в месте запланированной аварии в тот момент времени, когда там будет проезжать автомобиль В. Цоя;
- в-четвёртых, каким-то образом спровоцировать столкновение автомобиля Цоя с автобусом (некоторые предполагают, что был автомобиль - «провокатор», хотя водитель автобуса второго автомобиля не видел, он видел только автомобиль, за рулём которого был Цой).
Такой план убийства Виктора даже теоретически почти не осуществим, слишком много непредсказуемых случайностей могут появиться по ходу его реализации.
В те лихие перестроечные времена неугодных или непокорных рок-музыкантов устраняли тривиальными способами. Игоря Талькова убили из пистолета за кулисами сцены во время концерта, Майка Науменко - во дворе его дома в драке, когда он возвращался с концерта. Кого-то выбрасывали из окна квартиры, где жил или просто находился в тот момент музыкант.
Виктор, возможно, мешал кому-то своей честностью, принципиальной позицией. Но главное, Виктор Цой и группа «КИНО» имели в то время огромную популярность. А творческая среда всегда была и будет пропитана ядом зависти, потому что идёт постоянная конкурентная борьба за зрителя, за популярность, за тиражи продаж альбомов. А это деньги, очень большие деньги. От Виктора Цоя, при желании, можно было бы избавиться одним из выше перечисленных, легко осуществимых способов, а не городить огород с автокатастрофой.
Кстати, имеется неподтверждённое предположение (1), что во время последней ночной рыбалки Цоя к нему подходили какие-то неустановленные лица. Между ними и Виктором, якобы, возник серьёзный конфликт. Если это были «киллеры», почему тогда они там же, на месте рыбалки, не расправились с Цоем? Место-то «глухое». Вместо этого они устроили за ним автомобильную погоню в духе «Неуловимых мстителей», чтобы спровоцировать столкновение автомобиля Цоя с автобусом. Так могли поступить только шизофреники.
Доказательств заказной, спланированной автокатастрофы с Виктором Цоем не найдено. Их просто не существует. Никто не «заказывал» убийство Виктора Цоя.

Наиболее вероятное развитие автокатастрофы.

Погода стояла ясная, температура воздуха + 28 градусов тепла (1). Время – двенадцатый час дня. Спешить Виктору незачем, тем более, впереди крутой поворот. Скорость автомобиля Цоя не превышала 60-70 км/час.
Настроение у него было хорошее, радостное. Душа просто пела после ночной рыбалки. Ночь буквально подзаряжала Виктора, зачастую давала толчок к написанию новых песен, озаряла идеями новых проектов. Тема таинства и магии ночи проходит рефреном через всё его творчество. Он любил ночь, особенно, когда проводил её в одиночестве.
Возвращение домой по известному маршруту ослабило внимание Виктора. К тому же он находился в состоянии небольшой эйфории, возникшей образно говоря, от звёздной пыли, осевшей на нём в эту ночь и породившей в его голове вихрь мыслей о дальнейших творческих планах. И неважно, что почти не спал, и неважно, что поймал всего несколько рыбёшек (обнаружили в багажнике его автомобиля после аварии). Важно, что его сердце опять требовало перемен. В эту ночь Виктор понял, что он готов к ним.
Левое боковое стекло передней водительской двери было опущено полностью, в окно врывался теплый, приятный поток встречного воздуха. Локоть левой руки облокотился на проём окна двери, пальцы левой руки придерживали рулевое колесо (руль). Большой палец его левой руки сверху руля, остальные пальцы - на руле снизу; полного кругового обхвата кистью руки обруча рулевого колеса не было. Физическое состояние левой руки расслабленное. Правая рука водителя на руле не находилась, она, скорее всего, была опущена и располагалась на рычаге управления коробкой передач и тоже была в расслабленном состоянии. К сожалению, такое положение правой руки водителя во время движения - достаточно распространенное явление, хотя по правилам управления любым транспортным средством руль всегда должен удерживаться обеими руками (7). Из вышеизложенного следует, что надёжная фиксация руля водителем отсутствовала.
Внезапно Виктор почувствовал, что что-то пошло не так. Руль выбило из расслабленной левой руки, он неожиданно провернулся вправо. Внимание Виктора мгновенно сконцентрировалось на дорожной ситуации, за руль ухватились обе руки водителя, но к этому моменту автомобиль успел частично съехать на правую обочину. Съезд произошел примерно за 16 – 17 метров до ограждения моста через речку Тейтопе. Следы протектора от правого переднего и правого заднего колёс были обнаружены на обочине.
На рассматриваемой схеме ДТП, являющейся копией схемы ДТП из следственного дела № 480, которое вела следователь Тукумского РОВД Э.К. Ашман (1), отчётливо видно, что траектория движения автомобиля Цоя по обочине имеет волнообразный вид. Это указывает на предпринятые Виктором Цоем действия по выводу автомобиля из ситуации съезда на обочину. Уснувший или потерявший сознание водитель сделать этого не смог бы.
Съехав на правую обочину и двигаясь по ней, Виктор увидел, что автомобиль приближается к ограждению моста. Чтобы избежать столкновения с ограждением, Цой надавил на педаль «газа» и подвернул руль влево (так ему советовали поступать в ситуации заноса). Автомобиль получает ускорение, соответственно, его скорость резко увеличивается. Вывернутые влево ведущие колёса машины стали уводить её переднюю часть в сторону асфальтового покрытия дороги, прочь от ограждения моста. Правая задняя часть машины, в силу инерции скользя по травяному покрову обочины, запаздывала со съездом с обочины и стремительно приближалась к ограждению. Ширина обочины в середине моста составляла не более 1,5 метра. Это явно было недостаточно для «Москвича», ширина кузова которого составляет 1,7 метра. Расстояние до ограждения неумолимо сокращалось, и из-за узости обочины, задняя часть автомобиля всё-таки ударилось об него (есть в деле по факту гибели Цоя упоминание о следе соударения автомобиля с ограждением моста).

Удар задней части машины об ограждение получился скользящий, по касательной. От удара переднюю часть автомобиля разворачивает в сторону правой обочины, да так, что на траектории движения «Москвича», на некотором удалении впереди, оказывается жилой дом. Согласно (1), в то время в доме проживала А.И. Урбанеа.
Имея небольшие запасы времени и дистанции, во избежания столкновения с домом, Виктор надавил на педаль «газа» до упора в пол автомобиля, руль резко вывернул влево и тоже до упора. В результате предпринятых Виктором Цоем действий, автомобилю удалось выехать с обочины на дорожное полотно. Оба передних колеса машины, почувствовав под собой надёжное сцепление с асфальтовым покрытием, придали автомобилю бешеное ускорение. Автомобиль молниеносно, по крутой дуге, пересекает дорогу. И неожиданно перед глазами Цоя возникает что-то непонятное, стремительно приближающееся и увеличивающееся в размерах. Идут последние секунды жизни Виктора Цоя…
Удар автомобиля Цоя в борт автобуса был таким сильным, что столкнувшиеся «Икарус» и «Москвич» двигались вместе 6 метров, пока не разъединились. После этого искалеченную машину Цоя отбросило назад к ограждению моста, примерно на 25 метров от места столкновения, а автобус съехал в речку (см. схему).
Травмы, которые получил Цой при автокатастрофе, были ужасны. Описание этих травм имеется в документах судебной экспертизы. Вывод судебных экспертов был однозначен - смерть Виктора Цоя была мгновенной. Жизнь певца оборвалась, как гитарная струна.
Водитель автобуса, выехавший из-за поворота, видел легковой автомобиль, стремительно выезжающий с обочины на встречную полосу движения автобуса; и водитель попытался избежать столкновения с ним, о чём красноречиво говорят следы протектора колёс автобуса на обочине, зафиксированные на схеме ДТП. Но предотвратить автокатастрофы не удалось.

1. Гибель Виктора Цоя произошла в результате несчастного случая.
2. Виктор Цой не справился с управлением своего автомобиля, и поэтому он является виновником произошедшего ДТП.
3. Виктор Цой не засыпал за рулём автомобиля и до последней секунды своей жизни он активно пытался взять контроль над машиной.
4. Внимание Виктора Цоя во время движения перед катастрофой было ослаблено по следующим причинам:
- движение совершалось по известному ему маршруту (фактор привыкания);
- движение совершалось после ночной рыбалки (фактор усталости);
- водитель не находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, но мог находиться в состоянии задумчивости и расслабленности (фактор невнимательности).
5. Руль автомобиля во время движения водитель В. Цой удерживал одной левой рукой; надёжной фиксации руля не было (нарушение правил безопасности движения).
6. Причиной схода автомобиля В. Цоя на правую обочину мог стать банальный наезд переднего колеса его автомобиля на препятствие. Из-за наезда на препятствие руль выбило из расслабленной левой руки Цоя, и он неконтролируемо провернулся вправо.
7. Таким препятствием на дороге могли быть либо камень, либо осколок асфальтового покрытия, либо выбоина или ухабина на дороге.
8. Состояние и ширина обочин дороги не соответствовала предписанным нормам. На обеих обочинах имелся травяной покров, способствующий сносу или заносу автомобиля при наезде на него. С правой стороны дороги по ходу движения автомобиля В. Цоя в районе центральной части ограждения моста через речку имелось существенное сужение обочины до 1,5 метра.

Виктор Цой не засыпал за рулём. Он среагировал на возникшую ситуацию заноса, предпринял действия по выводу автомобиля из этой ситуации, но опыта управления автомобилем «Москвич 2141» у Виктора Цоя было недостаточно. Крайне малая ширина правой обочины и наличие на ней травяного покрова создавали дополнительные трудности для вывода автомобиля из заноса. В итоге, произошло то, что произошло.

Убийство Виктора Цоя КГБ

15 августа 1990 года программа «Время» сообщила о том, что в Латвии, в автомобильной аварии погиб основатель группы «Кино» Виктор Цой.
Потом вышли центральные газеты, «Комсомолка», где говорили про рыбалку, про «заснул за рулем» и, почему-то, про мотоцикл …

Опытные автомобилисты сразу отметят, что такой маневр с долгой ездой по обочине, а потом резким выруливанием влево, на «встречку», мог быть только в одном-единственном случае: кто-то конкретно, на скорости, все 243 м, прижимал машину Цоя на обочину до самого «слепого» поворота. Потом неизвестная машина обгоняет «Москвич» музыканта и резко останавливается, перекрывая ему путь, тем самым, заставляя машину Цоя остановиться. Цой не подчиняется и пытается слева, на скорости, объехать неизвестную (а может, и известную) машину и выскакивает на встречную полосу…
Следствие рассматривало эту версию, но тогда бы «Дело № 480» о смерти Виктора Робертовича Цоя превратилось бы в конкретный «глухарь». Таинственную машину найти практически невозможно. Тем более в Латвии. Был спущен приказ, что пора быстро заканчивать дело и подписывать документы. «Несчастный случай. Заснул за рулем». Точка…
Однако экс-продюсер группы "Кино" Юрий Белишкин в интервью "Труду" заявил: "Я до сих пор не могу представить, что Цой заснул за рулем. Тут явно что-то не то! Родственники певца, убитые горем, не смогли настоять на по-настоящему профессиональном и заинтересованном расследовании. Друзья и коллеги тоже не занялись этим. А ведь по многим аспектам это дело выходило за рамки банального несчастного случая".
Не придерживались официальной версии вдова музыканта Марьяна Цой говорившая, что кусает локти от того, что даже с водителем того злополучного "Икаруса" ей не удалось поговорить. В интервью "Труду" вдова тоже повторяла: "Не такой человек был Цой, чтобы уснуть за рулем!".

И вот теперь новый поворот в «Деле», которое впору назвать делом об убийстве Цоя, коли он находился в плотной разработке КГБ, о чем заявил во всеуслышание депутат Государственной Думы от партии "Единая Россия" Евгений Федоров. С 2011 г. Евгений Федоров координирует деятельность "Национально-Освободительного Движения" (НОД) в России.
В охоте за «национал-предателями», которую объявил Путин, депутаты его Госдумы, легитимность которой весьма сомнительна, публично заявили, что тексты песен для Виктора Цоя писались «профессиональными авторами в Голливуде по заказу ЦРУ»:-)
Тем самым, ангажированные депутаты косвенно подтвердили бытующее до сих пор мнение о причастности КГБ к убийству Виктора Цоя …
В 2017 году во время съемок фильма о Викторе Цое был арестован режиссер Кирилл Серебрянников.

© Copyright: Илья Пересветов, 2017
Свидетельство о публикации №217102501133

Вот списочек далеко неполный:Сахаров, Боннер, Рязанов, Говорухин, Молчанов, Захаров, Радзинский, Парфенов, Парашютинская Кира, Басилашвили, Ширвиндт, Державин, Рождественский Роберт, Плисецкая, Ростропович, Вишневская, Ахмадулина, Хазанов, Задорнов, Окуджава Петросян, Быков поэт,Макаревич, Тальков, Газманов, Гребенщиков. Вы думаете почему погиб Цой? Его нет в этом списке.

Это список людей разваливавших СССР. Цой не занимался этим, а наоборот мог призвать молодежь к сохранению страны. Думаю так бы и было. Вышел бы 21 августа 1991 года и сказал: СССР наша Родина! Нет развалу.

В итоге вычистили всех честных людей включая Миронова и Папанова странно одновременно умерших.
То что он погиб в Прибалтике, а прибалты раскрутили Газманова еще больше укрепляет меня версии, что убрали на будущее.Тальков кстати бесновался в августе 91-го и махал литовским флагом.

На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

За смертью обвиняемого

15 августа около 5 часов утра Цой поехал на рыбалку. Взял удочки, сел в машину, пробыл на озере до полудня, а затем направился обратно на побережье.

«Столкновение «Москвич-2141» темно-синего цвета с рейсовым автобусом «Икарус-280» произошло в 12 час. 28 мин. 15 августа 1990 г. на 35 км трассы Слока - Талси, - говорилось в милицейском протоколе. - Автомобиль двигался по трассе со скоростью не менее 130 км/ч, водитель Цой Виктор Робертович не справился с управлением. Смерть В. Р. Цоя наступила мгновенно, водитель автобуса не пострадал … В. Цой был абсолютно трезв накануне гибели. Во всяком случае, он не употреблял алкоголь в течение последних 48 часов до смерти. Анализ клеток мозга свидетельствует о том, что он уснул за рулем, вероятно, от переутомления».

С творчеством Виктора Цоя и группы "Кино" знаком каждый.

О том, что в аварии погиб лидер группы «Кино», стало известно довольно быстро – о гибели музыканта сообщили по радио, написали в газетах. По стране прокатилась волна самоубийств подростков, которые не могли поверить в смерть своего кумира.

И если в первые дни все доверились результату милицейского расследования (Цой был признан виновным в аварии, а дело прекратили с формулировкой «за смертью обвиняемого»), то спустя годы начали появляться другие теории. Самые популярные - заказное убийство Виктора, и его самовольное решение уйти из жизни.

«Это полная ерунда, - говорит Калгин. – Во-первых, Цой не мешал никому. Да, влияние на умы молодежи было, но не настолько, чтобы проводить операцию по устранению музыканта. И политики он не касался. Версия самоубийства? У Цоя не было депрессии, напротив, он переживал творческий взлет, у него были новые счастливые отношения с Разлоговой… Произошедшее – не более чем случайность».

Наталья Разлогова и Виктор Цой.

Такого мнения придерживались и родители легенды русского рока, и его первая жена Марьяна. В интервью они говорили, что Виктор, вероятно, отвлекся на что-то. Или попросту задремал.

«Тоже думаю, что смерть Цоя – ДТП, - говорит первый директор группы Юрий Белишкин. – Хотя, Виктор всегда был собран. Как я узнал о смерти Виктора? Сказал кто-то из знакомых: Цой умер. Долго не мог поверить».

Где машина?

После аварии «Москвич» Цоя увезли на стоянку. У отделения милиции день и ночь дежурили фанаты, которые хотели урвать кусочек «Москвича» на память о Викторе. Многим удалось. В прошлом году на аукционе продали номер от его автомобиля. Другой поклонник музыканта купил в интернете часть от корпуса.

«У меня, например, хранится удочка Цоя, - признается биограф. - Из машины много чего сохранилось. В следующем году на 30-летие со дня смерти мы планируем показать многие артефакты. Но где сейчас находится машина Цоя? Неизвестно».

Не знает судьбу искореженной иномарки и Янис Фибикс, тот самый водитель «Икаруса», который столкнулся с Цоем. Хотя саму аварию латвиец помнит хорошо. В момент ДТП он перегонял пустой автобус Талсинского отделения латвийской «Сельхозтехники» из аэропорта, куда отвозил туристов.

«Было такое чувство, что сейчас он в перила врежется… Может быть, сантиметров двадцать… Ну очень близко было, ощущение, что сейчас что-то случится. И тогда он оттуда моментально как рванул, и прямо, прямо на меня… Или проснулся, или что-то большое увидел, что автобус…, - рассказывал Фибикс в интервью «Первому балтийскому каналу» в 2010 году.

Винит ли себя Фибикс в смерти Цоя? Водитель ни раз признавался, что да. Сейчас ему 78 лет. За эти годы его никто не обвинил в произошедшем. Но Янис Фибикс все же не может забыть случившееся. Кстати, в день трагедии он готовился отметить 20-летний юбилей совместной жизни с женой. Теперь дата изменила свой смысл. Каждый год латвиец приезжает на место аварии, чтобы почтить память музыканта.

Похоронен Виктор Цой в Петербурге на Богословском кладбище. Его смерть стала неожиданной для многих. Тогда на стенах, в подъездах, в тетрадях писали «Цой жив»! В некотором смысле они оказались правы – его музыка и тексты не теряют актуальности и сегодня.

Легенда о Цое. Каких перемен на самом деле хотел герой поколения?

Виктор Цой.

15 августа 1990 года на 35-м километре трассы Слока — Талсы, в 55 км от Риги, произошло дорожно-транспортное происшествие. Автомобиль «Москвич-2141» на скорости около 130 километров в час вылетел на полосу встречного движения, где врезался в пассажирский «Икарус».

Мистические знаки

Известный факт: один из самых популярных музыкантов СССР, кумир молодежи, собиравший стадионы, так и не смог скопить на квартиру. И только перед самой смертью смог найти ресурсы, чтобы приобрести новенький «Москвич». Купил по-блату - тогда, чтобы заиметь свой личный автотранспорт, нужно было собрать немало денег и отстоять в очереди.

«Продюсер Цоя Юрий Айзеншпис договорился о покупке машины за 38,5 тысячи рублей, - рассказывает биограф музыканта Виталий Калгин. – «Москвич» собирали для главного инженера завода. Но у него были какие-то проблемы, он отказался от покупки, сказал, что следующую подождет. Тогда машина досталась Цою. В мае 1990 года «Москвич» был куплен, отогнан к дому тогдашней супруги Виктора Натальи Разлоговой, где и простоял под брезентом до августа. До аварии на машине может месяц поездили».

Был ли Цой хорошим водителем? Он сам считал, что да. Большого опыта у музыканта не было - где получить? Но все же Цой решил: до Латвии в августе доберется на «Москвиче».

«Была ли мистика в гибели Виктора Цоя? – задается вопросом Калгин. – Сейчас можно говорить о том, что были некоторые «знаки». Во-первых, по дороге в Ригу они попали в ДТП: Цой на светофоре врезался в стоящий автомобиль. Разбил фару. А уже во время отдыха на рижском побережье случилась другая беда. У хозяев домика, где Цой снимал комнату, в море утонул 3-летний внук».

Виктор Цой умер в 28 лет.

Как погиб Виктор Цой. 29 лет прошло со дня смерти лидера «Кино»

Смерть Цоя стала неожиданностью для многих.

Смотрите на меня в окно и мне кидайте свои пальчики

В 2020 году понять, каким был настоящий Цой, чрезвычайно непросто. К 1990 году он уже пережил трансформацию из кочегара и сотрудника бань, полуподпольно «жарящего» рок, в официальную советскую звезду, способную уделать саму Аллу Борисовну.

Концерт «Кино» 24 июня 1990 года в переполненных «Лужниках» с зажжением чаши Олимпийского огня, не горевшей с Игр 1980 года, — кто из советских исполнителей мог похвастаться таким размахом? Даже Майкл Джексон на той же площадке будет смотреться куда скромнее.

В руках гениального продюсера Юрия Айзеншписа Цой превратился в настоящего идола толпы. А за роль в фильме «Игла» журналом «Советский экран» он был признан лучшим актером 1989 года.

При всем уважении, через тридцать лет это выглядит как издевательство. И фильм, мягко говоря, не из «золотого фонда», и драматическая игра Цоя не потрясает. Но в ту конкретную точку времени он оказался востребованным.

И вот искусственность и сиюминутность заставляют снова и снова задумываться о том, что в действительности сам Цой вкладывал в свое творчество и как бы воспринял его интерпретацию.

Смерть «Высоцкого для молодежи»

Водитель автобуса не пострадал, а человек, управлявший автомобилем, умер на месте.

Сотрудники ГАИ, изучая личные документы погибшего, не поверили своим глазам. Цой? Виктор Цой?! Быть того не может!

Интернета и социальных сетей ту пору не было, но уже спустя несколько часов вся советская страна гудела: погиб лидер группы «Кино»!

С чем сравнить популярность Цоя в 1990 году? Пожалуй, ни один современный образ не подойдет. Солист «Кино» к тому времени стал «Высоцким для молодежи», «запевалой перестройки», главным «голосом перемен».


Одновременно Цой был секс-символом: от одного его вида девочки в возрасте от 12 лет впадали в экстаз, граничащий с безумием.

После его похорон Богословское кладбище Ленинграда превратилось в место паломничества, а также новых смертей. Девушки умирали вслед за «Витенькой».

Вся эта вакханалия у части поклонников русского рока вызывала отторжение. «Какая попсня», — фраза из творчества героя андеграунда Егора Летова отлично подходит для описания событий, происходивших непосредственно после смерти Цоя.

Тем, кто ложится спать, — спокойного сна

«В нашей стране желательно погибнуть, чтобы стать окончательно популярным», — заметил Майк Науменко. Но, что характерно, лидер группы «Зоопарк», умерший через год, до высот популярности Цоя так и не добрался.

Спустя три десятилетия можно сказать, что песни «Кино» имеют кумулятивный эффект, мощно «взрываясь» спустя годы уже в другом исполнении. В 2000 году молдаване из Zdob și Zdub превратили «Видели ночь» в увлекательное шоу. А «Кукушка» после «Битвы за Севастополь» воспринимается куда серьезнее, чем она звучала в оригинале.

У Стены памяти Виктора Цоя на Старом Арбате в Москве.

В ту пору были модны истории о заговорах, погубивших кумиров народа. Но к гибели Цоя конспирология отчего-то не липла. Хотя Игорь Тальков попытался построить свою версию: «До сих пор мне непонятна смерть Цоя. Предполагаю, что он был проводником Белых сил и явно не успел выполнить возложенную на него миссию. Он ушёл внезапно. Я думаю, что, на какое-то мгновение расслабившись, он потерял контроль над собой и открыл таким образом брешь в энергетическом поле защиты, причём сделал это так неожиданно, что Белые не успели среагировать, тогда как Чёрные среагировали мгновенно. Цоя нет, как нет и Высоцкого».

Для Талькова, у которого в 1990 году концерты превратились в политические шоу, такие заявления были обычным делом. Его собственная смерть превратится в криминальный детектив, точка в котором не поставлена до сих пор.

С Цоем все проще. Напряженная работа над новым альбомом, в которой была взята пауза на утреннюю рыбалку. Обратная поездка в летний полдень с ветерком по свободной дороге. Спокойная расслабленность обернулась кратким сном. Те, кто много работает и часто сидит за рулем, знают эти секундные засыпания. Стряхнув дрему, думаешь, что вот-вот доедешь — и там уж отдохнешь. Большинство доезжает. Но для Виктора Цоя этот краткий сон оказался вечным.

Виктор Цой в 1986 г.

Читайте также: