Слепой ребенок как с этим жить

Обновлено: 07.07.2024

Развитие системы образования на современном этапе позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обучаться совместно со сверстниками без ограничений здоровья 1 . В последнее время все больше слепых детей приходят получать образование в школы, где обучаются их зрячие сверстники. Готово ли образовательное учреждение к появлению в его стенах особого ученика? Готовы ли зрячие взрослые к взаимодействию с ребенком, имеющим зрительную недостаточность? Могут ли они создать для слепого ребенка такие условия, в которых он сможет проявлять такую же активность в деятельности, как и его зрячие сверстники?

Людям, имеющим зрительный опыт восприятия окружающего, достаточно сложно представить, как можно без зрительного контроля совершать действия, ориентироваться в пространстве и познавать окружающий мир. Поэтому большинство зрячих взрослых испытывают трудности при взаимодействии со слепыми детьми.

Что должен знать и чему должен научиться зрячий взрослый, чтобы помогать слепому ребенку? Во-первых, общаться со слепым ребёнком и согласованно взаимодействовать с ним, учитывая особенности его восприятия. Во-вторых, научиться способам сопровождения при перемещениях в пространстве и таким приемам помощи слепому школьнику, чтобы своими действиями не ограничивать его самостоятельности.

Существуют некоторые правила, которые помогут организовать взрослому своё поведение с учётом возможностей и особенностей восприятия слепого ребёнка.

Общаться со слепым ребенком следует на близком расстоянии лицом к лицу. Желательно, чтобы лица находились на одном уровне, – так ребенку будет легче понять направленность действий взрослого. Такое расположение является аналогом взгляда «глаза в глаза». Начинать беседу следует с обращения к ребенку по имени. Убедитесь, что ребенок понял ваше намерение: он стоит к вам лицом, слушает вас, не отворачивается и не отходит. Если он не следует этим правилам, уместно напоминать ему о них 2 .

Разговаривайте с ребёнком не слишком громко, ваша речь должна быть выразительной, чёткой, неторопливой. Соблюдайте паузы и следите за интонацией. Если вы разговариваете с ребёнком в присутствии одного из родителей или сопровождающего, то не следует избирать их в качестве посредников, обращайтесь непосредственно к ученику.

Необходимо предупреждать ребенка о своих намерениях или своем приближении. Нельзя молча подходить к слепому ребёнку, брать его за руку или прикасаться к нему без предупреждения. Это можно сделать, сопровождая свои действия обращённой к ребёнку речью. Он будет ориентироваться не только на смысл слов, но и на отражённый звук, который поможет ему определить направление движений взрослого, а также расстояние до него.

Ребёнка следует предупредить, если к нему кто-либо приближается: сообщить, кто подходит и с какой стороны, чтобы он мог повернуться лицом к этому человеку и был готов к общению.

При встрече взрослому следует первому приветствовать ребёнка, назвать своё имя. Слепому школьнику сложно запомнить голоса большого количества людей, поэтому взрослым необходимо называть себя по имени, пока ученик не начнет узнавать конкретных людей по их голосам. В случае длительного перерыва в общении ребёнок может забыть голос взрослого, и потому уместно напомнить своё имя. Могут не называть себя по имени люди, которые постоянно общаются с ребенком, голоса которых хорошо ему знакомы 3 .

Общаясь со слепым ребёнком, следует регулярно использовать слова и выражения, основанные на зрительных впечатлениях, объясняя их значение доступными сравнениями. Даже если у ребёнка нет цветоощущения, он может представить цвет, опираясь на свой чувственный опыт. Например, голубой цвет может ассоциироваться с холодной водой. Так же необходимо объяснять слепому ребёнку значение выразительных жестов, сопровождающих речь зрячих людей. Это можно сделать на словах, но, если есть возможность, лучше показать приемом совместных действий. Например, сказать: «Твой одноклассник Саша кивает головой в знак согласия с твоим мнением», или показать, как сопроводить разговорную фразу «Как здорово получилось! Вот!» (собранной в кулак кистью руки с выставленным вверх большим пальцем) 4 .

В общении со слепым ребенком необходимо использовать общеупотребительные слова, связанные с процессом зрительного восприятия: посмотри, рассмотри, погляди, вижу. При обследовании предмета следует говорить: посмотри; обследуй; рассмотри, что это; узнай, что это.

Для узнавания окружающих его людей, слепой ребенок может использовать не только слух, но и обоняние, он может ощущать запахи, характерные для каждого человека. Если взрослый регулярно пользуется, например, одним и тем же мылом или духами, их запах может стать его опознавательным знаком. Слепой ребенок быстрее запомнит и впоследствии будет легче узнавать этого взрослого по характерному аромату. Важно обращать внимание ребёнка на запахи, особенно при знакомстве, пояснив их происхождение (Мои руки пахнут мылом с арбузным ароматом). Это не вполне уместно при общении со взрослыми слепыми, но для детей такая информация необходима 5 .

При наличии остаточного зрения слепой ребенок сможет определять местонахождение взрослого или следить за его передвижением, если взрослый одет в яркую одежду или имеет деталь гардероба (например, шарф, шаль, платок), контрастирующую с окружающим пространством 6 .

Необходимо рассказывать слепому ребенку, что происходит вокруг с другими людьми, объяснять происхождение заинтересовавших его звуков. С каждым звуком у слепого ребёнка может быть связан конкретный образ предмета или действия. Описывать окружающее надо точно, лаконично, опираясь на те ощущения, которые доступны и понятны слепому ребёнку. Однако не следует беспрестанно комментировать происходящее, важно дозировать количество транслируемой ребёнку информации, выбирая только самую существенную, учитывая его потребность в ней и возможность её понять. Слова взрослого не должны «зашумлять» естественные звуки, которые сопровождают действие. Необходимо дать ребенку их услышать, предварительно предупредив: «Отодвигают стол от окна. (пауза в речи, звук движения). Теперь можно подойти к окну. Стол справа от окна, в углу комнаты».

Крайне важно рассказывать слепому школьнику о внешнем виде окружающих, особенно одноклассников, отмечая интересные детали (У Пети сегодня на руке новые часы. У Маши другая причёска, она заплела косу, завязала пышный бант. У Кати новые туфли с каблучком, ты услышишь, когда она будет проходить мимо). С дозволения одноклассников и соблюдая этические нормы, слепой ребёнок при желании может прикоснуться к отмеченным деталям. Если нет возможности прикоснуться, то необходимо тактично описать внешность и одежду того, к кому слепой школьник проявил интерес. При описании следует называть цвета и их оттенки, качество и свойства материала (струящийся, блестящий, глянцевый и проч.).

Необходимо давать слепому ученику возможность прикасаться ко всему, что его окружает, если предметы не несут в себе потенциальной опасности. Для него очень важна информация, которую он получает от прикосновений руками или другими частями тела к предмету. Через тактильные ощущения во время прикосновений, через действия по обследованию предмета слепой ребёнок получает больше информации, чем тогда, когда взрослый описывает словами предмет или действие с ним. Трогать, прикасаться, брать в руки — это для слепого то же самое, что для зрячего рассматривание. При этом важно точно и конкретно называть предмет или его часть в момент прикосновения к нему руки ребенка.

Если на парту кладется предмет, необходимо точно обозначать его местонахождение, используя систему координат «от ребенка» (в правом верхнем углу, посередине, и т.д.). Точность указания места положения предмета необходима, чтобы при совершении поисковых движений слепой ребенок не смахнул на пол этот предмет, а уверенно взял его в руки. Если какой-либо предмет дали слепому ребенку в руки, то его необходимо предупредить, куда этот предмет можно положить или кому вернуть.

Когда слепой ребёнок осваивает или осуществляет какое-либо действие, он ориентируется на чёткую последовательность движений, которую необходимо поддерживать 7 . Во время совершения совместных действий взрослому не следует суетиться и торопиться. Для выполнения действий слепому ребёнку требуется в два, а порой и в четыре раза больше времени, чем зрячему. Его необходимо заранее предупредить о предстоящем деле (Через несколько минут, как только уберём книги на полку, будем переодеваться на физкультуру), выделить для этого больше времени, начать подготовку заранее.

Часто слепому ребенку требуется помощь взрослого при перемещении в пространстве. Сопровождая слепого ребенка, не следует его тянуть за собой, держа за руку, или, придерживая сзади, а также не следует толкать впереди себя. Важно помнить, что он такой же активный участник процесса, как и взрослый, а не перемещаемый в пространстве предмет. Правильно совместно передвигаться достаточно сложно, этому надо учиться не только ребёнку, но и взрослому 8 .

Следует предупреждать слепого школьника, что вы готовы его сопровождать. «Приглашением» к перемещению может служить словесное обращение и прикосновение тыльной стороной кисти к руке ребёнка (к кисти, локтю, плечу), так взрослый даёт сигнал, что его можно взять за руку и начать движение. Сопровождающий должен быть справа, т.е. с той стороны, где при движении обычно встречается больше препятствий. Пусть ребёнок сам придерживает выпрямленную в локте и опущенную руку взрослого и идёт рядом, отставая на полшага. О препятствиях или изменениях рельефа (спусках, бордюрах, ступеньках, входах и выходах из помещений, узких пространствах) необходимо заранее информировать ребенка, предупреждением может служить замедление шага. Повороты, смена направления осуществляются под прямым углом — строго налево или строго направо, так как перемещение по дуге затрудняет ориентировку в пространстве. Следует избегать резких движений и неожиданных остановок. По ступенькам необходимо подниматься и спускаться строго перпендикулярно, так же перпендикулярно преодолевать любое препятствие, например, бордюр 9 .

При необходимости ненадолго отойти от ребенка, даже в том случае, если он останется в поле вашего зрения, следует предупредить о намерении и оставить рядом с каким-либо понятным или знакомым ему объектом: скамьёй, фонарём, поручнем и т.д. Нельзя оставлять слепого ребенка без ориентира.

Необходимо в любой ситуации поддерживать самостоятельность и активность слепого ребенка. Нельзя делать за ребёнка то, что он сам умеет и может делать. Например, по окончании работы на уроке ученик должен самостоятельно убрать все используемые учебные принадлежности на предназначенные им места и убедиться в этом. Но вместе с тем, в случае возникновения затруднений, следует помочь и проявить разумную заботу.

Для того чтобы слепой ребенок проявлял активность и самостоятельность, чувствовал себя в классе в безопасности, следует придерживаться следующих правил.

В помещениях, где находится слепой ребёнок, важно установить особого рода порядок: каждая вещь, предмет мебели должны постоянно находиться на определённых местах, где их легко можно будет найти. К местам хранения предметов должен быть удобный подход, и слепой ученик должен быть ознакомлен с маршрутом от своей парты и обратно к месту хранения. Каждая вещь после действия с ней должна быть возвращена на место.

Слепой ребёнок должен знать расположение не только своей парты, но и тех объектов, которыми он может и не пользоваться (стола учителя, стеллажа с пособиями, доски и т.д.). Знакомство с наполнением классного помещения даёт возможность представить объём помещения, взаиморасположение объектов, «нарисовать» план класса. Регулярное перемещение по классу позволит слепому школьнику составить план помещения, в котором предметы мебели будут ориентирами. Поэтому нежелательно производить в классном помещении перестановку мебели. В случае каких-либо изменений следует предупредить об этом слепого школьника и повторно обследовать помещение.

Слепому ребенку необходимо помогать обследовать новые для него помещения. Обследование помещения должно проходить не спонтанно, а в определенной последовательности, от конкретной «точки отсчета», которой может быть дверь помещения. Чтобы составить представление о помещении, слепому ребенку требуется узнать его размер (объем), конфигурацию (периметр), внутреннюю наполненность объектами (предметы мебели, оборудование, наличие окон, дверей, колонн). Маршрут обследования периметра помещения может осуществляться как по часовой стрелке, так и против часовой стрелки. Важно дать возможность ребенку обследовать помещение не только опираясь на прикосновения рук к стенам или предметам мебели, но и обратить его внимание на напольное покрытие (паркет, плитка, ковер). Важно показать слепому ребенку границы различных покрытий пола и объяснить, с чем это зонирование связано: «Мы перешли на ковер, на ковре можно сидеть – это место для отдыха», «Зона паркета – на паркетном полу стоят парты и стол учителя». Дать информацию слепому ребенку об объеме помещения можно с помощью отраженного звука. Для этого можно использовать два способа. Первый способ: стоя рядом с ребенком, громко произнести гласный звук в контексте естественной речи: «ООО! Какой большой зал! Пустой!». По отражению произнесенного в словах звука «О» можно приблизительно оценить объем помещения. Второй способ более точный, он связан с использованием совокупности движения и отраженного звука. Взрослый отходит в противоположный конец помещения, предупредив об этом стоящего у входа ребенка, а затем, комментируя свои действия, начинает движение к ребенку и подходит к нему. Продолжительность процесса приближения взрослого даст первоначальное представление о размере помещения. Подобное действие слепой ребенок может осуществить сам: чем он дольше будет идти по направлению к разговаривающему с ним взрослому, тем больше размер помещения 10 .

Никакие предметы не должны препятствовать свободному перемещению слепого ребенка по классу. Необходимо научить одноклассников не оставлять рюкзаки или другие вещи в проходах и под партами.

В помещениях, которыми пользуется слепой ребенок, нельзя оставлять двери полуоткрытыми. Во избежание получения слепым ребенком травмы, двери должны быть либо открыты настежь, либо полностью закрыты.

В помещении не должно быть незакрепленной мебели и переносных, временных шатких конструкций, которые слепой ребенок может задеть при самостоятельном перемещении.

Необходимо регулярно создавать ситуации, в которых ребёнок мог бы проявлять самостоятельность. Слепой школьник может перемещаться по классу без помощи учителя с целью выполнения посильного задания, например, взять пособие из рук педагога, который стоит рядом со своим столом, или подойти к двери и открыть её. Регулярность таких действий помогает слепому ребенку более свободно ориентироваться в помещении, быть более мобильным.

Необходимо предоставлять возможность ребенку самостоятельно принимать решения в житейских вопросах. Например, при «неполадках» во внешнем виде слепого школьника не следует торопиться помогать ему немедленно. В случае затруднения можно либо предложить ребенку пути решения проблемы, либо попросить разрешения помочь и только после его согласия устранять небрежность.

По меткому замечанию Л.С. Выготского, в вопросах организации жизни слепых первостепенной является «задача не столько воспитания слепых, сколько перевоспитания зрячих» 11 . Возможность реализовать свой потенциал у слепого ребенка в значительной степени зависит от умения взрослых создать благоприятную и доброжелательную обстановку, в которой бы обучающийся чувствовал себя комфортно и уверенно, мог максимально проявлять активность и самостоятельность.

Я много говорила, комментировала буквально все

Сейчас сын быстро нагнал сверстников в своем речевом развитии. В общении он специфичен: с кем-то может часами играть и разговаривать, а кого-то игнорирует. С игрушками ему не очень интересно. Зато он любит изображать звуки: «Я ветер, а ты девочка Элли, он тебя сейчас унесет». Саша изображает звуки ветра, а я звуками – как улетаю. Или наша любимая игра: ребенок рассказывает сказку, я ее озвучиваю – стучу, шуршу, пищу и говорю смешными голосами.


Самое сложное со слепым ребенком – это обучение. Если обычный ребенок многому учится, просто наблюдая за мамой и папой, то в данном случае этот вариант не годится. Двигаться его учить не нужно было, а всему остальному приходилось. Я много говорила, комментировала буквально все. И важно было проявлять эмоции, действительно быть заинтересованной в том, что говоришь и делаешь. Саша оказался очень чувствителен к этому.

А вот с едой у нас пока беда. Из-за меня. Я просто хотела побыстрее его накормить, чтобы он не испачкался. И теперь он не хочет есть сам. Над этим мы работаем.

Не хочу, чтобы мой ребенок выбирал между работами музыкантом и массажистом

Сейчас у Саши нет каких-то близких друзей. Есть те, с кем ему приятнее быть, и те, с кем не очень нравится. Чаще всего он общается или с детьми моих друзей, или если мы гуляем на площадке, к нему дети подходят сами.


Конечно же, у нас есть знакомые дети с аналогичными проблемами и такого же возраста. Мы ездим друг к другу в гости и путешествуем вместе. Дети контактируют не очень хорошо, так как часто не понимают, что их собеседник тоже не видит. Они привыкли, что все вокруг зрячие и им помогают.

Свою особенность Саша скорее воспринимает как данность. Он ведь не знает, как бывает по-другому, ему не с чем сравнивать. Он знает, что есть люди, которые смотрят глазами, а сам он «смотрит» рукой, ощупывая предметы.

Сын любит, когда я рассказываю про его прошлое, где мы были, что делали. И безумно радуется, если есть видео этого периода жизни. Он как будто фотографии рассматривает, знает малейшие звуки в этом «снимке».

Я не хочу, чтобы моему ребенку говорили: «Ты можешь стать музыкантом или массажистом, ведь слепые только там могут работать». Саша сам найдет то, что ему нравится, сам выберет свою судьбу. А мы, родители, будем его поддерживать. Сейчас сын говорит, что будет экскурсоводом, гипнотерапевтом или радиоведущим. Поживем – увидим!

Мой ребенок не видит: история мамы

«Меня зовут Елена Филимонова. Я — мама ребенка, который с рождения не видит. А еще я бизнес-тренер, семейный психотерапевт, основатель Центра инклюзии для детей с особенностями… И все это у меня есть благодаря моему сыну Саше». В Международный день слепых предлагаем прочитать историю мамы незрячего ребенка.


Елена с сыном | Фото из личного архива Елены Филимоновой ​

Слепой ребенок

Он ноет не от того, что не видит, а от того, что с ним не играют.

Он ноет не от того, что не видит, а от того, что с ним не играют.

Ребенок особый, его надо не просто развлекать, а развивать. Чтобы он не только пару метров мог пройти. Знаю женщину, у которой ребёнок родился практически слепым. Сейчас мальчик учится уже в обычной школе, видит не очень хорошо, но вполне сносно. Ребенок особый, его надо не просто развлекать, а развивать. Чтобы он не только пару метров мог пройти. Знаю женщину, у которой ребёнок родился практически слепым. Сейчас мальчик учится уже в обычной школе, видит не очень хорошо, но вполне сносно.


автор, плачет потому что не понимает,что происходит наверное(((
крепитесь, по теме не подскажу

За границей трость дают, как только ребенок начинает ходить, у нас — со школы

В какую Саша пойдет школу и что дальше будет, я не знаю и не загадываю. Может, мы останемся в Москве. Может, поедем в школу для слепых в Питере (мне нравится их программа развития). А может, будем учить языки и посещать школы не только в нашей стране.

Сейчас мы раз в полгода ездим к педагогу по пространственной ориентировке в Нижний Новгород, а еще консультируемся по тифлосредствам со специалистом в Германии. Это специальные средства, помогающие слепым или плохо видящим людям адаптироваться к жизни, например, тактильные книги, настольные игры, трость для малышей или специальный тактильный будильник.

В России практически нет интересных пособий для детей младшего возраста, которые не видят. У нас есть фонд «Иллюстрирование книжки для маленьких слепых детей», который делает замечательные книги, но большая часть подходит детям с остаточным зрением, а не для слепых. Трость в Москве купить можно, но не для трехлетнего ребенка. За границей трость дают, как только ребенок начинает ходить, у нас – со школы.

Саша обожает все новое. Любит разбирать коробки с игрушками и со всякой мелочью (монетки, брелоки, гвоздики), изучать, что там лежит, угадывать. Ему нравится придумывать истории и рассказывать их под музыку. Он любит играть на синтезаторе, записывая свои собственные ритмы. Обожает крутиться на месте, как будто танцует. Это завораживает и одновременно пугает неподготовленных зрителей, так как он может кружиться часами.

Я разревелась: наш ребенок может не выжить, а отец его еще ни разу не видел!

До рождения сына я много работала с детьми, в том числе с ДЦП и аутизмом. Но никогда не сталкивалась со слепотой, не только в работе, но и в своей жизни.

Знала ли я, что у меня родится особый ребенок? Нет, я была уверена, что у меня все будет идеально. Готовилась к появлению долгожданного малыша и возможности уйти в декрет. Но из-за неожиданно подскочившего давления, которое не сбивалось и уже угрожало жизни – моей или ребенка, врачи сделали экстренное кесарево. Так что Саша родился и на два месяца раньше срока. Он оказался крепким и очень хотел жить.

Меня выписали, а Саша остался лежать в отделении по выхаживанию. Я могла его навещать 3 раза в день по 15 минут. И только перед выпиской в кабинете главврача я узнала, что у сына отслойка сетчатки (ретинопатия недоношенных, 5 степень, задняя агрессивная форма). Шансов увидеть этот мир у него практически никаких.

Первый раз я взяла сына в руки больше чем на 15 минут, когда ему было почти два месяца. Нас перевозили из одной больницы в другую. Моего мужа в палату пустили только тогда, когда я разревелась: нашему ребенку предстоит сложный наркоз, он может не выжить, а отец его еще ни разу не видел!

Игрушки в магазине я выбираю с закрытыми глазами

От обычного сада, где была группа детей с ослабленным зрением, мы отказались. Мне бы пришлось быть с ребенком в саду постоянно. Так что мы пошли в детский сад при интернате №1 для слепых детей. И я вижу, как мой ребенок стал систематизировать свои знания, раскладывать их в голове по полочкам.

У Саши феноменальная память. Например, он может один раз пройти по незнакомой квартире и практически идеально запомнить, что и где находится, какие игрушки ему понравились. Если мы приезжаем в это же место через месяц, он может запросто спросить о сундучке, который стоит на подоконнике.

В нашей квартире мы стараемся класть вещи на одни и те же места, но не придерживаемся этого принципа жестко, пусть понемногу привыкает, что не все в этом мире стабильно.

Каких-то особых бытовых сложностей у нас с Сашкой не было. Мы – бесстрашные родители. И у нас самостоятельный ребенок: он с детства окружен острыми и колючими предметами, мелкими деталями (мы их не прятали). Даем ему резать ему ножом и потрогать горящую спичку. И спит Саша на втором этаже двухъярусной постели.


Нам только места не хватает: если обычному ребенку можно тех же зверей показать на картинке, то у нас все они имеются в наличии – от мухи до слона. Причем игрушки в магазине я выбираю с закрытыми глазами. И не все из них проходят тактильный отбор.

Как прошел первый Сашин год, я плохо помню

Мы по две недели лежали в больницах, возвращаясь домой всего на 2-3 дня. Практически разорились, муж попал в серьезную аварию. Он выжил, мы потеряли только машину, но в нашей ситуации это было критично – сына можно было перевозить строго горизонтально.

После восьми операций стало понятно, что Саша не видит. И уже не увидит. Я почти год привыкала к тому, что со мной происходит. Жалела себя и постоянно прокручивала в голове, как надо было поступить, что не надо было работать так усердно, не надо было нервничать, что надо было поменять больницу, что надо было, надо было, надо было….

Но самое страшное было в милые солнечные дни, во время прогулок по парку. Мимо пробегал чудесный малыш с криками «Мама, смотри, какой цветочек красивый я тебе сорвал» – и моя душа разлеталась на сотни осколков. Я рыдала, потому что мой ребенок никогда не увидит этих цветов и не побежит ко мне на встречу. Да и побежит ли вообще? Это было навсегда. И это было невыносимо.

Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста

Период ожидания ребенка - счастливое время в жизни семьи. Много планов строят супруги, представляя будущего ребенка, ту радость и счастье, которое принесет с собой новый маленький член семьи. И редко кто думает о возможных врожденных или наследственных болезнях.

Совершенно естественно, что известие о слепоте новорожденного, как и о всяком другом заболевании, является серьезным эмоциональным потрясением для всех членов семьи. Они оказываются неподготовленными к его воспитанию, и нужно время, чтобы родители приняли слепоту сына или дочери. Многое зависит от того, когда они узнали о слепоте ребенка.

При серьезных изменениях глазного яблока, преломляющих сред и других четких признаках глубокого поражения зрительного анализатора, родители узнают о слепоте ребенка в первые дни после его рождения, когда они еще не успели почувствовать своего ребенка. Однако при поражении сетчатки и проводящих путей определить слепоту или степень остаточного зрения в первые дни жизни ребенка не может ни один врач. Только занимаясь с ребенком, играя с ним, родители начинают замечать, что малыш не реагирует на яркие игрушки и предметы. Они обращаются к окулисту за консультацией и узнают о слепоте этого крошечного беспомощного существа.
Слепой ребенок создает новые психологические условия в семье. Перед родителями возникает трудная задача преодоления эмоционального барьера неприятия слепого ребенка членом своей семьи.

Случаи возникновения эмоционального неприятия слепого ребенка, чувства отчужденности, так и не преодоленного членами семьи, встречаются в практике довольно редко. Чаще любовь и привязанность, возникающие у родителей к ребенку, помогают им преодолеть горе, реально взглянуть на специфические проблемы его воспитания в семье, познакомиться со специальными приемами и методами воспитательной работы и овладеть ими. На первоначальных стадиях развития слепого ребенка, особенно в первые два-три месяца, специфика в его обучении и воспитании практически отсутствует. Задача родителей - развивать у слепого ребенка навыки движения (хватание, отпускание), держание головки, реакции на звук, слово, стремление к звучащей игрушке, т. е. делать все то, чему обучают и зрячего. Незрячий ребенок так же, как и зрячий, легко осваивает эти навыки. И это — воодушевляющий фактор в работе родителей с ребенком.

Воспитывая слепого ребенка, необходимо четко представлять характер зрительного нарушения и возможное течение болезни. Тесная и постоянная связь с детским офтальмологом, его консультации, лечение—необходимое условие успешного воспитания. Слепота ребенка может быть вызвана различными причинами. Одной из наиболее распространенных является врожденная катаракта (помутнение хрусталика).

Многочисленные экспериментальные исследования показали, что выключение или ограничение предметного зрения в первые месяцы жизни приводит к стойким, необратимым изменениям на всем зрительном пути, включая зрительные центры коры головного мозга. Особенно велика чувствительность зрительной системы к ограничению зрительной стимуляции в первые недели и месяцы жизни. Поэтому, даже после благополучного оперативного вмешательства острота зрения при врожденной катаракте остается низкой, и значительное число детей вынуждено обучаться в специальных школах для слепых и слабовидящих.

Электрофизиологическими исследованиями обнаружены связанные с бездеятельностью зрительной системы нарушения в зрительных отделах коры головного мозга у детей, страдающих врожденной катарактой.

Для предотвращения снижения остроты зрения у детей с врожденной катарактой в дооперационный период создан прибор, позволяющий демонстрировать детям неподвижные и движущиеся цветные и черно-белые изображения. Яркие зрительные сигналы, проникая через мутный хрусталик, вызывают возбуждение сетчатки, подкорковых и корковых зрительных центров и заставляют работать глаз.
На базе Московской городской детской клинической больницы № 1 заведующим кафедрой глазных болезней 2-го Московского медицинского института, главным детским офтальмологом Москвы профессором Е. И. Ковалевским и детским окулистом Н. Ф. Казачковой совместно с нейрофизиологами профессором Л. А. Новиковой и научным сотрудником Л. И. Фильчиковой с 1979 г. проводится работа по возбуждению деятельности органа зрения у детей с врожденной катарактой с помощью специального прибора. Эта работа дает положительный эффект и предотвращает развитие слабовидения у ребенка только в тех случаях, когда проводится с первых месяцев жизни ребенка - с момента обнаружения катаракты. Поэтому в первые два-три месяца жизни ребенок обязательно должен быть обследован глазным врачом детской поликлиники. Малейшие отклонения в развитии глаза и зрения должны быть тревожным сигналом и поводом для немедленного обращения к врачу. Только совместными усилиями врачей и родителей можно предотвратить потерю зрения у детей, страдающих врожденной катарактой.

Цель воспитания ребенка - это подготовка сознательного члена общества, активно участвующего в жизни и труде. Но, воспитывая слепого, необходимо знать своеобразие его развития и специальные методы воспитания, поскольку для активной жизни и деятельности у него необходимо сформировать компенсаторные процессы, позволяющие развивать психические качества ребенка, дающие ему возможность адекватно реагировать на жизненные проблемы и ситуации. Родителям необходимо научиться помогать ребенку преодолевать трудности в овладении внешним миром, но прежде им важно преодолеть нередко возникающее чувство своей неполноценности, понять, что семейная обстановка, в которой растет ребенок, должна быть естественной системой отношений — между родителями и детьми, между супругами, а также отношений и связей с окружающими семью людьми. Как же нужно вести себя родителям слепого ребенка? Прежде всего, спокойно отвечать на вопросы посторонних. Можно ограничиться словами "да" или "нет". Ребенок не видит обращенных на него взглядов и еще не понимает вопросов. Однако тон, которым мать отвечает на вопросы окружающих, может его насторожить, и у него может сложиться отрицательное отношение к незнакомым людям, а затем и неправильное отношение к себе, как к неполноценной личности. Необходимо так построить ответ, чтобы спрашивающий и ребенок поняли оптимистическое отношение матери к развитию своего ребенка.

Начиная с полутора-двух лет слепому ребенку уже недостаточно общества родителей. Для того чтобы он вырос полноценным человеком, приспособленным к жизни, он должен общаться с другими детьми. Хорошо, если среди играющих возле ребенка детей окажется более старший ребенок, который "возьмет шефство" над малышом. Если в семье есть другие дети, то функцию старшего товарища смогут выполнять они.

С рождением незрячего ребенка важно, чтобы в семье к нему относились, как к здоровому полноценному человеку. Важно, чтобы правильное отношение было у всех членов семьи. Ребенку нужна не жертвенность со стороны родителей, а нормальное отношение, основанное на разумной любви.

Иногда у родителей возникает затруднение с тем, как сказать о слепоте ребенка старшим детям, как сделать, чтобы они полюбили своего младшего братика или сестренку. Прежде всего, отношение детей к малышу будет зависеть от отношения к нему самих родителей. Необходимо сделать все возможное, чтобы старшие дети не видели переживаний родителей по поводу рождения слепого ребенка.
В воспитании детей общество оказывает родителям огромную помощь: предоставляет бесплатное медицинское обслуживание, консультирует во всех организациях социальной и педагогической помощи.

Изменение социальных отношений в стране, реформирование школьного образования в массовой школе поставили также задачу совершенствования системы обучения, воспитания и трудовой подготовки учащихся школ для слепых и слабовидящих. Большое значение придается овладению детьми умениями самостоятельно приобретать и пополнять знания, воспитанию и развитию активности и самостоятельности. В свете этих задач роль семьи в компенсации и коррекции недостатков психического и физического развития ребенка имеет огромное значение, поскольку воспитание личности, ее активной позиции начинается в раннем возрасте, и от семейного воспитания, от его качества зависит успех обучения детей в школе, их дальнейшая жизнь, адаптация к окружающей среде, возможность трудиться в соответствии со своими способностями.

Индивидуальный подход к детям, учитывающий влияние слепоты на развитие восприятия, памяти, мышления при овладении знаниями об окружающем мире, служит необходимым условием компенсации слепоты. И в первую очередь это задача родителей. Они следят за каждым шагом в развитии ребенка и могут оказать ему помощь в создании активной личностной жизненной позиции, в преодолении трудностей поведения в обществе, возникающих у него в связи со слепотой. Известно, что неприспособленность некоторой части слепых школьников, даже старших классов, к жизни кроется именно в отсутствии волевых усилий в преодолении трудностей, в неправильном отношении к себе и своему дефекту.

Соблюдение меры и доли участия родителей в деятельности слепых детей, своевременное предоставление самостоятельности и побуждение к ней, создание направленности на будущее, включение предметной, игровой и учебной деятельности детей в сферу их интересов, определение их роли и места в круге жизненных ситуаций являются важными условиями формирования системы компенсации слепоты уже в раннем возрасте.

Оглавление

  • Глава I. КОМПЕНСАЦИЯ СЛЕПОТЫ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
  • Глава II. ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ПОЛУГОДА
    • Поведение малыша
    • Восприятие внешнего мира
    • Развитие основных движений
    • Кормление ребенка
    • Психическое развитие малыша
    • Развитие моторики
    • Развитие действий с предметами
    • Обучение действиям с предметами и игрушками.
    • Формирование навыков самообслуживания
    • Развитие слухового восприятия и речи
    • Работа родителей по развитию речи

    Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. Полный текст
    Tips for parents on education of blind infants.pdf 0
    SHA1: d9b5ccbb3f4673bbb0d62523e89e5d2599cb57fb

    © 2000 – 2021 Альманах Института коррекционной педагогики / Almanac Institute of special education, ISSN 2312-0304

    Все права защищены. Все права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.

    При использовании материалов прямая активная ссылка на издание "Альманах Института коррекционной педагогики / Almanac Institute of special education" обязательна.
    Документы могут использоваться только для некоммерческих и личных целей.

    Когда Саше было полтора года, меня практически парализовало

    Я стала учителем-дефектологом для Саши. Читала кучу книг и сразу все внедряла в нашу жизнь. Я думала, что так я его спасу, и он начнет хоть как-то социализироваться.

    Первый год Саша сильно отставал от сверстников по всем параметрам – речь, движения, вес, рост, зубов не было. Он и сейчас носит одежду на возраст 4-х лет, а не на свои 6.


    Семья Филимоновых | Фото из личного архива Елены Филимоновой ​

    А когда Саше было полтора года, меня практически парализовало, и я слегла. Оказалось, что из-за неудачной эпидуральной анестезии и нагрузки последнего года у меня вылезла 14-мм грыжа позвоночника. Нужно было вставать на ноги. И я занялась собой: каждый день делала болезненные упражнения, ходила на психотерапию, к мануальным терапевтам и остеопатам. Сашу я старалась все время брать с собой.

    И именно в этот период я стала получать поддержку от сына. Как только я делала шаг и мое состояние улучшалось, он тоже делал шаг в своем развитии: начинал говорить, ходить, брать игрушки, изучать комнату, слушать сказки и общаться.

    Мы стали много путешествовать: самолеты, поезда, пароходы, леса, горы, реки, водопады. Сын ничего не видел, но слышал, трогал, нюхал. Я гордилась тем, с каким восторгом Саша познавал мир, как феноменально он запоминал всех, кто с ним знакомился. И навсегда в его памяти оставалась любая мелочь, любое название самого маленького местечка на карте.

    Читайте также: