Сколько тайм аутов имеет право взять команда в одной партии

Обновлено: 01.07.2024

Игра ведётся на прямоугольной площадке размером 18х9 метров. Волейбольная площадка разделена посередине сеткой. Высота сетки для мужчин — 2,43 м, для женщин — 2,24 м.

Игра ведётся сферическим мячом окружностью 65—67 см, массой 260—280 г.

Каждая из двух команд может иметь в составе до 14 игроков, на поле во время игры могут находиться 6 игроков. Цель игры — атакующим ударом добить мяч до пола, то есть до игровой поверхности площадки половины противника, или заставить его ошибиться.

Игра начинается вводом мяча в игру при помощи подачи согласно жребию. После ввода мяча в игру подачей и успешного розыгрыша подача переходит к той команде, которая выиграла очко. Площадка по количеству игроков условно разделена на 6 зон. После каждого перехода право подачи переходит от одной команды к другой в результате розыгрыша очка, игроки перемещаются в следующую зону по часовой стрелке.

Подача


Выполняет подачу игрок, который в результате последнего перехода перемещается из второй в первую зону. Подача производится из зоны подачи за задней линией игровой площадки с целью приземлить мяч на половине противника или максимально усложнить приём. В полёте мяч может коснуться сетки, но не должен касаться антенн или их мысленного продолжения вверх. Если мяч коснётся поверхности игровой площадки на стороне принимающей команды, подающей команде засчитывается очко. Если игрок, который подавал, нарушил правила или отправил мяч в аут, то очко засчитывается принимающей команде. Не разрешается блокировать мяч при подаче, прерывая его траекторию над сеткой. Если очко выиграно командой, которая подавала мяч, то подачу продолжает выполнять тот же игрок.

В современном волейболе наиболее распространена силовая подача в прыжке [20] . Её противоположностью является укороченная (планирующая, тактическая) подача, когда мяч направляется близко к сетке.


Приём подачи

Обычно принимают мяч игроки, стоящие на задней линии, то есть в 5-й, 6-й, 1-й зонах. Однако принять подачу может любой игрок. Игрокам принимающей команды разрешается сделать три касания (игроку нельзя дважды подряд трогать мяч) и максимум третьим касанием перевести мяч на половину противника. Обрабатывать мяч на приёме можно в любом месте площадки и свободного пространства, но только не на самой половине площадки противника. При этом если приходится пасом переводить мяч обратно на свою игровую половину, вторая передача из трёх не может проходить между антеннами, а обязательно должна проходить мимо антенн. При приёме не допускается никакая задержка мяча при его обработке, хотя принимать мяч можно любой частью тела [21] . Планирующую подачу могут принимать 2 игрока на задней линии, но для приёма силовой подачи требуется уже 3 игрока.

Атака

Обычно при хорошем приёме, мяч принимается игроками задней линии (1-е касание) и доводится до связующего игрока. Связующий передаёт (2-м касанием) мяч игроку для выполнения атакующего удара (3-е касание). При атакующем ударе мяч должен пройти над сеткой, но в пространстве между двумя антеннами, при этом мяч может задеть сетку, но не должен задевать антенны или их мысленного продолжения вверх. Игроки передней линии могут атаковать с любой точки площадки. Игроки задней линии перед атакой должны отталкиваться за специальной трёхметровой линией. Запрещено атаковать (то есть наносить удар по мячу выше линии верхнего края сетки) только либеро.

Различают атакующие удары: прямые (по ходу) и боковые, удары с переводом вправо (влево) и обманные удары (скидки). Все атакующие удары выполняются только на своей стороне, переносить руки на сторону противника можно только после выполнения удара [22] .

Блокирование

Это игровой приём, при котором защищающаяся команда препятствует переводу мяча при атаке противника на свою сторону, перекрывая его ход любой частью тела над сеткой, обычно руками, перенесёнными на сторону противника в рамках правил. Разрешается переносить руки на сторону противника при блокировании в той степени, чтобы они не мешали противнику до его атаки или другого игрового действия.

Блок может быть одиночным или групповым (двойным, тройным). Касание блока не считается за одно из трёх касаний. Блокировать могут только те игроки, что стоят на передней линии, то есть в зонах 2, 3, 4.

Защита (приём атаки)

Приём атакующего удара отличается от приёма подачи, так как в защите в обязательном порядке всегда участвуют все 6 игроков, находящихся на площадке; некоторые игроки передней линии ставят блок (иногда все трое), а все остальные играют в защите. Цель защищающихся оставить мяч в игре и по возможности довести его пасующему. Защита может быть эффективной только в случае согласованных действий всех игроков команды, поэтому были разработаны схемы игры в защите, из которых прижились только две: «углом назад» и «углом вперёд». В обеих схемах крайние защитники стоят по боковым линиям, выходя из-за блока в 5-6 метрах от сетки, а вот защитник в 6 зоне, в соответствии с названием схемы, играет или непосредственно позади блока (ловит скидки за блок), или за лицевой линией (играет дальние рикошеты от блока).

Либеро

Один или двое игроков (до 2009 года — только один игрок) команды могут быть назначены либеро. Игроки этого амплуа не могут участвовать в блоке, подавать, выполнять нападающий удар по мячу, полностью находящемуся выше верхнего края сетки. Форма либеро должна отличаться от формы остальных игроков. Разрешается заменять либеро неограниченное количество раз, не ставя в известность судью. Так как либеро не имеет права атаковать и блокировать, он обычно находится на задней линии, меняясь позицией с игроками, которых выгодно держать на передней линии, например, с центральным блокирующим [23] .

Регламент


Вторую передачу делает связующий сборной Польши Павел Загумный. Игрок № 2 собирается атаковать первым темпом. Игрок № 11 угрожает атакой с задней линии («пайп»). Блокирующие противника должны решить, какую атаку им закрывать

Матч заканчивается, когда одна из команд выиграет три партии. До начала матча первый судья в присутствии капитанов команд проводит жеребьёвку, победитель которой выбирает право первой подачи либо сторону площадки. После окончания каждой из первых трёх партий команды меняются сторонами площадки, а перед пятой проводится новая жеребьёвка. При достижении одной из команд 8 очков в пятой партии производится смена сторон.

Волейбольная партия не ограничена во времени и продолжается до 25 очков, в пятой партии (тай-брейк) счёт идёт до 15 очков. При этом если преимущество над противником не достигло 2 очков, партия будет продолжаться до тех пор, пока это не произойдёт.

В каждой партии тренер каждой из команд может попросить два тайм-аута по 30 секунд. Дополнительно в первых 4 партиях назначаются технические тайм-ауты по достижении одной из команд 8 и 16 очков (по 60 секунд).

В каждой партии тренер имеет право произвести не более 6 замен полевых игроков (кроме либеро), причём заменённый игрок может в той же партии вернуться на площадку только вместо того игрока, который его ранее заменил, после чего последний не сможет выходить на площадку до следующей партии. Также в случае травмы волейболиста, который не может продолжать игру, команде, ранее уже использовавшей все 6 замен, может быть разрешена так называемая «исключительная» замена.

15.4 Тайм-ауты и Технические тайм-ауты

15.4.1 Запросы тайм-аута должны осуществляться показом соответствующего жеста, когда мяч находится вне игры и до свистка на подачу. Все запрашиваемые тайм-ауты длятся 30 секунд.

На ФИВБ, Мировых и Официальных Соревнованиях обязательным является использование зуммера и затем жеста для запроса тайм-аута.

15.4.3 В решающей (5-ой) партии нет "Технических Тайм-Аутов"; только два тайм-аута продолжительностью 30 секунд могут быть запрошены каждой из команд.

15.4.4 Во время всех тайм-аутов (включая Технические Тайм-Ауты) игроки, находящиеся в игре, должны пройти в свободную зону к своей скамейке.

19. Тайм-ауты

Тайм-аут - это обычный игровой перерыв продолжительностью 30 секунд.

На соревнованиях высшего уровня в 1-ой и 2-ой партиях один дополнительный 30-секундный Технический Тайм-аут назначается автоматически, когда сумма набранных командами очков равна 21.

19.2 Количество тайм-аутов

Каждой команде предоставляется максимум один тайм-аут в партии.

19.3 Запросы тайм-аута

Игроки могут запрашивать тайм-ауты, когда мяч находится вне игры и до свистка, разрешающего подачу, выполнив соответствующий жест (Схема 8, рис. 4). Тайм-ауты могут следовать один за другим, без необходимости возобновлять игру.

Игроки должны получить разрешение судей, чтобы покинуть игровое поле.

19.4 Неправильные запросы

Среди прочих неправильным является запрос тайм-аута:

а) во время розыгрыша либо в момент или после свистка для подачи (Правило 19.3);

б) после использования разрешенного тайм-аута (Правило 19.2). Любой неправильный запрос, который не влияет на игру или не задерживает ее, должен быть отклонен без какой-либо санкции, если не повторяется в той же партии (Правило 20.1 б).

Правила игры в волейбол


Волейбол является спортивной игрой с мячом, в которой две команды соревнуются на специальной площадке,разделенной сеткой.

Игровое поле включает игровую площадку и свободную зону. Оно должно быть прямоугольным и симметричным.
Размеры свободной зоны: расстояние от боковых линий 3 – 5 м и от лицевых – 5 – 8 м. Высота свободного пространства над игровым полем – 12,5 м. Минимальные размеры свободной зоны и высоты свободного пространства над игровым полем могут быть указаны в положении о соревнованиях.


На каждой площадке передняя зона ограничена осью средней линии и краем линии нападения, проведенной на расстоянии трех метров от этой оси (ширина линии входит в зону).

Передняя зона простирается за боковыми линиями до конца свободной зоны. Зона подачи - это участок шириной 9 м позади каждой лицевой линии. Она ограничена по бокам двумя короткими линиями длиной 15 см. каждая, нанесенными на расстоянии 20 см. от лицевой линии, позади ее, как продолжение боковых линий. Обе короткие линии включены в ширину зоны подачи.

Сетка устанавливается вертикально над осью средней линии. Верхний край сетки устанавливается на высоте 2,43 м для мужчин и 2,24 м для женщин.

Команда может состоять максимум из 12 игроков (6 основных и 6 запасных), одного тренера, одного помощника тренера, одного массажиста и одного врача.

Команда набирает очко:

  • при успешном приземлении мяча на игровой площадке соперника;
  • когда команда соперника совершает ошибку;
  • когда команда соперника получает замечание.

Если две (или более) ошибки совершены последовательно, то принимается во внимание только первая ошибка.
Если две (или более) ошибки совершены соперниками одновременно, то это считается обоюдной ошибкой и мяч переигрывается.

Розыгрышем мяча является игровые действия с момента удара при подаче до того, как мяч выйдет из игры.
Если подающая команда выигрывает розыгрыш мяча, она набирает очко и продолжает подавать.
Если принимающая команда выигрывает розыгрыш мяча, она набирает очко и получает право подавать.

Партия (кроме решающей -5-ой) выигрывается командой, которая первой набирает 25 очков с преимуществом минимум в 2 очка. В случае равного счета 24-24, игра продолжается до достижения преимущества в 2 очка (26-24, 27-25 и т. д.).
Победителем матча является команда, которая выигрывает три партии.
В случае равного счета 2-2, решающая (пятая) партия играется до 15 очков с минимальным преимуществом в 2 очка.

Ошибки при игре мячом:
четыре удара: команда касается мяча 4 раза, чтобы вернуть его на сторону соперника;
удар при поддержке: игрок пользуется поддержкой партнера по команде или любого устройства/предмета в пределах игрового поля для того, чтобы дотянуться до мяча;
захват: игрок не ударяет мяч, и мяч оказывается захваченным и/или брошенным;
двойное касание: игрок ударяет мяч дважды подряд или мяч касается различных частей его тела последовательно.

Характеристики удара (касания):
мяч может касаться любой части тела;
мяч должен быть ударен, а не схвачен и/или брошен. Он может отскочить в любом направлении;
мяч может касаться различных частей тела, только если соприкосновения происходят одновременно.

Время игры

Время игры точно не определено. Соревнования состоят из трех или пяти партий, каждая из которых продолжается до тех пор, пока одна из команд не наберет 15 очков с минимальной разницей к результату противника в 2 очка. Если этого нет, партия продолжается до тех пор, пока не будет достигнута разница в 2 очка. Матч между сильными и равными командами может продолжаться несколько часов.

Тайм-аут

Каждая команда имеет право в ходе одной партии взять два тайм-аута по 30 сек. Удовлетворяя просьбу тренера или капитана команды, судья разрешает взять тайм-аут при «мертвых» мячах, т. е. после свистка по поводу допущенной ошибки. Тайм-ауты используются для обсуждения тактики поведения игроков.

Замена

Каждая команда имеет право в ходе одной партии произвести 6 замен. Так же как на тайм-аут, на замену спрашивается разрешение судьи, но производится она, не прерывая хода игры, 6 игроков, начавшие игру, могут быть один раз заменены и снова включены в игру, причем они занимают свои прежние позиции. Остальные (запасные) игроки могут быть заменены в ходе одной партии только один раз. В начале каждой партии может быть выставлен полностью измененный состав.

Изменения в «Регламент ВФВ»

15. Зачет и определение мест

15.1 Места команд в чемпионате и Кубке России определяются по наибольшему количеству очков, набранному командами с учетом «Положения о соревнования».

15.2 Во всех встречах команды получают:

- за победу со счетом 3:0 и 3:1 три очка,

- за победу со счетом 3:2 два очка,

- за поражение со счетом 2:3 одно очко,

- за поражение со счетом 0:3 и 1:3 ноль очков,

- за неявку на игру в соответствии с п.15.4.

15.3 При равенстве очков у двух и более команд места определяются последовательно по:

а). количеству побед во всех встречах,

б). соотношению партий во всех встречах,

в). соотношению мячей во всех встречах,

г). соотношению партий во встречах между ними,

д). соотношению мячей во встречах между ними.

15.3.1 Если при распределении мест между командами, имеющими равные показатели по одному из вышеуказанных пунктов, определилось место одной или нескольких команд, а другие вновь имеют одинаковые показатели, то места между ними вновь определяютсяпоследовательно по пунктам «а», «б», «в» и т.д.

15.4 Неявки на игру

15.4.1 За неявку на игру с командного результата неявившейся команды снимается одно очко и определяется счет 0:3 (0:25, 0:25, 0:25), а команде-сопернику присуждается победа со счетом 3:0 (25:0, 25:0, 25:0).

15.4.2 Команда, допустившая неявку во второй раз, снимается с соревнований. Результат команды, снятой с соревнований, на данном этапе аннулируются.

15.4.3 Команда, допустившая неявку на одну игру плей-офф (плей-аут), снимается с данного этапа соревнований.

15.4.4 Если игра была прекращена из-за недисциплинированного поведения игроков одной из команд, то провинившейся команде засчитывается неявка на игру, а команде-сопернику присуждается победа.

15.4.5 Если игра была не закончена по вине обеих команд, то поражение засчитывается каждой из этих команд, т.е. команды не получают очков и счет в партиях обеим командам определяется 0:3 (0:25, 0:25, 0:25).

15.4.6 Если встреча была не доиграна из-за необеспечения порядка на спортсооружении, то команде-хозяину засчитывается поражение со счетом 0:3 (0:25, 0:25, 0:25), а команде гостей присуждается победа со счетом 3:0 (25:0, 25:0, 25:0).

Читайте также: