Сколько стульев в 12 стульях

Обновлено: 06.07.2024

12 стульев кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

12 стульев (1971): смотреть фильмы онлайн

12 стульев (1976)

12 стульев кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

12 стульев (1976): смотреть онлайн

Персонажи

Центральные

    — великий комбинатор, технический директор концессии («Киса») — бывший предводитель дворянства; работник ЗАГСа в уездном городе N; гигант мысли, отец русской демократии — священник, главный конкурент

Эпизодические (в порядке появления)

  • Безенчук — гробовых дел мастер
  • Варфоломей Коробейников — зав. архивом, бывший чиновник канцелярии градоначальства, ныне работник конторского труда
  • Александр Яковлевич («Альхен») — завхоз 2-го дома Старсобеса, застенчивый ворюга
  • Мадам Грицацуева — вдова инвалида империалистической войны, жена Остапа Бендера
  • Члены «Союза меча и орала»:
  • Виктор Михайлович Полесов — гениальный слесарь-интеллигент, кустарь-одиночка с мотором
  • Елена Станиславовна Боур — бывшая красавица-прокурорша
  • Кислярский — глава Одесской бубличной артели «Московские баранки»
  • Дядьев — хозяин «Быстроупака»
  • Максим Петрович Чарушников — бывший гласный городской думы, а ныне чудесным образом сопричисленный к лику совработников
  • Никеша и Владя — вполне созревшие недотепы, лет под тридцать
  • Лиза и Коля Калачовы — московские приятели Бендера, молодожены — жена инженера Щукина; в общении легко обходится тридцатью словами
  • Авессалом Владимирович Изнуренков — остряк-профессионал — автор Гаврилиады
  • Инженер Брунс — владелец гарнитура генеральши Поповой
  • Монтёр Мечников — заведующий гидропрессом в театре «Колумб»; человек, измученный нарзаном

информация о фильме

Леонид Гайдай Владлен Бахнов , Леонид Гайдай Сергей Полуянов , Валерий Шувалов Александр Зацепин Евгений Куманьков Арчил Гомиашвили , Сергей Филиппов , Михаил Пуговкин , Гликерия Богданова-Чеснокова , Наталья Варлей , Наталья Воробьёва , Нина Гребешкова , Наталья Крачковская , Клара Румянова , Георгий Вицин , Николай Горлов , Савелий Крамаров , Юрий Никулин , Виктор Павлов , Готлиб Ронинсон , Роман Филиппов , Григорий Шпигель , Владимир Этуш , Игорь Ясулович

Завязка сюжета

На протяжении всего романа дуэт Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова занимается поиском сокровищ тёщи Кисы — мадам Петуховой, а именно бриллиантов, спрятанных в одном из 12 стульев изящного гарнитура мастера Гамбса. Мадам Петухова спрятала их, остерегаясь обыска, но не решалась признаться зятю, Ипполиту Матвеевичу, памятуя о том, что он раньше был ужасным мотом и транжирой и уже промотал целое состояние. Открывается Ипполиту она только перед смертью. Ипполит Матвеевич, или просто Киса, пускается в погоню за бриллиантами, но так как его авантюристские наклонности весьма слабы (впрочем, как и организаторские), он доверяется молодому человеку с шарфом, но без носков по имени Остап Бендер. С этого момента их уносит в круговорот из поисков, неудач, стараний и головокружительных авантюр — от создания тайного общества до превращения захолустного городишки в шахматную столицу вселенной.

История создания романа

История создания романа описывается в одной из глав книги Валентина Катаева «Алмазный мой венец». Согласно этой истории, Валентин Катаев прочёл где-то, что Дюма-отец, автор «Трёх мушкетёров», писал свои многочисленные романы вовсе не один. Он нанимал нескольких талантливых, но неизвестных авторов с тем, чтобы они воплощали его замыслы на бумаге, а затем просто проходил написанную рукопись «рукой мастера».

Валентин Катаев решил последовать примеру великого французского автора, так как он не знал, что делать с сюжетами, постоянно приходящими ему в голову. Среди них появился сюжет о бриллиантах, спрятанных во время революции в одном из двенадцати стульев гостиного гарнитура. Этот незамысловатый сюжет он и рассказал Илье Ильфу и Евгению Петрову, превратив своих друга и брата в литературных негров: они должны были разработать тему, написать черновик романа, а Валентин Катаев просто пройдётся по их трудам своим «блестящим пером». В отличие от Дюма-отца, который не упоминал имён своих соавторов, Валентин Катаев предлагал печатать роман под тремя именами, а гонорар разделить поровну. Обосновывалось предложение довольно убедительно: Катаев в то время был очень популярен, его рукописи у издателей были нарасхват, но преуспевающему прозаику не хватало времени, чтоб реализовать все планы, а брату и другу поддержка не повредила бы.

Валентин Катаев оставил новоиспечённым литературным неграм подробный план будущего романа, а сам уехал на Зелёный мыс под Батумом сочинять водевиль для Художественного театра. Несколько раз И.Ильф и Е.Петров присылали ему отчаянные телеграммы, прося советов по разным вопросам, возникающим во время написания романа. Валентин Катаев сперва отвечал им односложно: «Думайте сами», а вскоре и вовсе перестал отвечать, целиком поглощенный жизнью в субтропиках.

Едва он вновь появился в Москве, как перед ним предстали его соавторы. С достоинством и даже несколько суховато они сообщили ему, что уже написали более шести печатных листов. Один из них достал из папки аккуратную рукопись, а второй начал читать вслух. Уже через десять минут Валентин Катаев понял, что «рука мастера» этому роману вовсе не потребуется, а он сам не имеет никаких прав указывать своё имя на обложке: соавторы не только великолепно выполнили заданные им сюжетные ходы и отлично изобразили портрет Воробьянинова, но, кроме того, ввели совершенно нового, ими изобретённого великолепного персонажа — Остапа Бендера.

После этого Валентин Катаев переписывает договор с издательством на И. Ильфа и Е. Петрова. Однако не стоит думать, что он был бескорыстен: соавторам было выдвинуто два условия. Во-первых, они должны были посвятить роман ему и это посвящение должно было быть напечатано во всех изданиях — как на русском, так и на иностранных языках, на что соавторы с лёгкостью согласились, тем более они не были даже с точностью уверены, будет ли хоть одно издание. И до сих пор, даже если вы открываете современное издание «Двенадцати стульев», на первой страничке неизменно написана короткая фраза: «Посвящается Валентину Петровичу Катаеву».

Во-вторых, с гонораров за книгу соавторы обещали подарить ему золотой портсигар. Это условие также было принято после небольшого обсуждения.

После этого события соавторы по-прежнему пишут вдвоём — днём и ночью, азартно, как говорится, запойно, не щадя себя. Наконец в январе 1928 года роман завершён, и с января же по июль он публикуется в иллюстрированном ежемесячнике «30 дней». В первой журнальной публикации было 37 глав. В первом отдельном издании 1928 года (издательство «Земля и Фабрика») была 41 глава, во втором 1929 года, того же издательства, уже 40. В архивах сохранилось два авторских варианта романа: рукопись Петрова и машинопись с правками обоих авторов. Ранний рукописный вариант содержит двадцать глав без названий. В машинописном варианте текст был разбит на сорок три главы с титульными листами. После второго книжного издания в октябрьском номере «30 дней» за 1929 год были опубликованы еще две, ранее не издававшиеся главы. Однако дальнейшие издания базировались на первом книжном издании с 40 главами.

История создания фильма «12 стульев» Леонида Гайдая

История создания фильма «12 стульев» Леонида Гайдая 12 стульев, Ильф и Петров, Леонид Гайдай, Fishkinet, Длиннопост, Фильмы, Советское кино, Экранизация

Тем не менее начало съемок омрачило вмешательство высокого начальства. Оно посчитало, что сценарий, представленный Гайдаем, совсем не смешной и вряд ли в итоге получится достойный продукт.

Впрочем, все эти замечания Гайдай воспринимал как мелкие недоразумения. Главным был тот факт, что он все-таки будет снимать этот фильм!

История создания фильма «12 стульев» Леонида Гайдая 12 стульев, Ильф и Петров, Леонид Гайдай, Fishkinet, Длиннопост, Фильмы, Советское кино, Экранизация

После жесткого отбора кандидатов осталось только двадцать. Но что это были за кандидаты! Что ни актер, то знаменитость всесоюзного масштаба: Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, Алексей Баталов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Никита Михалков. Даже Муслим Магомаев был в числе претендентов.

История создания фильма «12 стульев» Леонида Гайдая 12 стульев, Ильф и Петров, Леонид Гайдай, Fishkinet, Длиннопост, Фильмы, Советское кино, Экранизация

В итоге съемки начались с Владимиром Высоцким в главной роли. Однако актер, едва приступив к работе, вдруг неожиданно пропал. Запой…

Обозленный Гайдай, зарекшись когда-либо связываться с Высоцким, пусть талантливым, но абсолютно ненадежным, начал съемки во второй раз. Уже с Александром Белявским в роли Бендера. И вновь неудача. Кому-то произошедшее может показаться пустяком, однако сам Гайдай весьма трепетно относился к любым знакам судьбы.

Одним словом, когда перед началом съемок нужно было разбить тарелку – к счастливому развитию событий, она так и осталась целехонькой. Тем не менее работа началась. Но когда было отснято уже около четверти картины, Леонид Гайдай понял, что он не зря верит в приметы. То, что получилось, не нравилось ни ему самому, ни высокому начальству. Слишком положительным был Бендер с лицом Александра Белявского, да к тому же мелковат рядом с Кисой – Сергеем Филипповым.

История создания фильма «12 стульев» Леонида Гайдая 12 стульев, Ильф и Петров, Леонид Гайдай, Fishkinet, Длиннопост, Фильмы, Советское кино, Экранизация

История создания фильма «12 стульев» Леонида Гайдая 12 стульев, Ильф и Петров, Леонид Гайдай, Fishkinet, Длиннопост, Фильмы, Советское кино, Экранизация

Но если Арчил Гомиашвили подарил Остапу Бендеру свою внешность, то вот говорит его герой, увы, чужим голосом. Потому как озвучивал эту роль актер Юрий Саранцев. По одной версии, Гомиашвили не смог появиться в студии из-за болезни, по другой – Леонида Гайдая очень смущал грузинский акцент актера. Так или иначе, но сам Гомиашвили посчитал такой поступок режиссера предательским.

История создания фильма «12 стульев» Леонида Гайдая 12 стульев, Ильф и Петров, Леонид Гайдай, Fishkinet, Длиннопост, Фильмы, Советское кино, Экранизация

История создания фильма «12 стульев» Леонида Гайдая 12 стульев, Ильф и Петров, Леонид Гайдай, Fishkinet, Длиннопост, Фильмы, Советское кино, Экранизация

История создания фильма «12 стульев» Леонида Гайдая 12 стульев, Ильф и Петров, Леонид Гайдай, Fishkinet, Длиннопост, Фильмы, Советское кино, Экранизация

И он оказался прав. Хотя поволноваться режиссеру пришлось не раз. Во время съемок дали о себе знать многочисленные болячки Филиппова. Чуть ли не со съемочной площадки актера увезли в больницу, где сделали довольно серьезную операцию по удалению опухоли мозга. Тем не менее Филиппов практически сразу после выписки из больницы вернулся в строй и достойно завершил работу над картиной.

А Юрию Никулину в итоге тоже нашлась роль. Небольшая, но запоминающаяся. Он сыграл, как мы все знаем, дворника Тихона.

История создания фильма «12 стульев» Леонида Гайдая 12 стульев, Ильф и Петров, Леонид Гайдай, Fishkinet, Длиннопост, Фильмы, Советское кино, Экранизация

Красавицу Лизу выбирали из двух актрис, двух прекрасных Наташ – Варлей и Гурзо. Причем поначалу Наталью Варлей приглашали на пробы совсем другой роли: ей предлагалось предстать в образе Эллочки-людоедки. Но во время проб Гайдай увидел Варлей в белом парике и тут же понял: никакая она не Эллочка, а самая что ни на есть Лиза! Впрочем, Наталья Гурзо, вспоминая о своих пробах, честно признается, что не особо боролась за роль. Поэтому и переживаний от того, что ей предпочли другую актрису, у нее не было.

А вот актер Михаил Пуговкин получил свою роль без проб. Однако перед тем как взяться за работу, он очень долго размышлял, не грешно ли это – осмеивать священнослужителя. Сомнения развеяла его мама, которая справедливо отметила: мол, ты же высмеиваешь всего лишь алчного пастыря, а вовсе не веру…

Однако во время работы над картиной актеру пришлось несладко. Сначала Михаил Пуговкин промерз буквально до костей, когда снимали эпизод пребывания отца Федора на скале. Причем, как позже выяснилось, все его мучения оказались напрасны: ощущения высоты в кадре не было. Так что сцену переснимали в павильоне. И получилось убедительней!

История создания фильма «12 стульев» Леонида Гайдая 12 стульев, Ильф и Петров, Леонид Гайдай, Fishkinet, Длиннопост, Фильмы, Советское кино, Экранизация

Но по-настоящему рисковал актер, когда пришлось раз за разом переснимать сцену, как отец Федор рубит гарнитур генеральши Поповой на берегу моря. Погода стояла, мягко говоря, совсем не курортная, а прибавьте сюда еще и порывистый ветер… Словом, именно в тот день актер заработал себе радикулит. Вот какие жертвы приходится порой приносить во имя искусства!

Одними из главных действующих персонажей в фильме являются, собственно, сами стулья. Так вот, приступив к работе над лентой, выяснилось, что найти по-настоящему интересный материал ну решительно невозможно! Пришлось давать объявление в газету: откликнитесь, владельцы раритетных вещиц! В итоге выяснилось, что в Москве только у одной старушки сохранились настоящие гамбсовские стулья. Только вот продавать их бабулька категорически отказалась. Максимум, на что согласилась, – сфотографировать бесценные предметы мебели.

История создания фильма «12 стульев» Леонида Гайдая 12 стульев, Ильф и Петров, Леонид Гайдай, Fishkinet, Длиннопост, Фильмы, Советское кино, Экранизация

В результате стулья пришлось изготавливать в Арабских Эмиратах – почему-то в СССР ни одна мебельная фабрика не решилась принять такой заказ. После съемок картины остались нерастерзанными четыре стула. Леонид Гайдай выкупил их, и они поселились в кабинете у режиссера.

История создания фильма «12 стульев» Леонида Гайдая 12 стульев, Ильф и Петров, Леонид Гайдай, Fishkinet, Длиннопост, Фильмы, Советское кино, Экранизация

Найдены дубликаты

Дружище, даже Фишки ссылаются на другой источник.
И еще есть мааааленький выпущеный тобой фрагмент

Деньги на бочку!

Несколько слов о том, сколько получили режиссер и актеры за работу в этой картине. Понятно, что самая большая сумма стояла в гонорарной ведомости напротив фамилии Леонида Гайдая: 7853 рубля, да плюс еще 2000 рублей за сценарий.

Никому не известный актер Арчил Гомиашвили получил аж 6120 рублей. Чуть больше ставка была у Сергея Филиппова – 6275 рублей. Отважный труд Михаила Пуговкина был оценен в 3800 рублей. Молодая актриса Наталья Крачковская довольствовалась 182 рублями. Небольшая роль дворника принесла Юрию Никулину 525 рублей, Савелий Крамаров получил и того меньше – 458 рублей

Для меня самый лучший Бендер это Юрский. Потом Гомеошвили, и потом Миронов. Ну не его эта роль. Ещё ходят легенды что есть Меньшиков среди Остапов но что то страшно смотреть

Иллюстрация к комментарию

С удовольствием пересматриваю 12 стульев именно с Арчилом Гомиашвили! Он идеально подходит под образ Бендера в моем воображении во время чтения книги!

Он и в жизни был таким "Бендером". Вот, что вспоминала о нём Наталья Варлей:

информация о фильме

Марк Захаров Марк Захаров Георгий Рерберг , Владимир Ошеров Геннадий Гладков Пётр Пророков , Борис Мессерер Андрей Миронов , Анатолий Папанов , Ролан Быков , Георгий Вицин , Николай Скоробогатов , Олег Табаков , Татьяна Пельтцер , Нелли Гошева , Нина Лапшинова , Любовь Полищук , Наталья Журавлёва , Александра Дорохина , Олег Степанов , Александр Пятков , Лидия Федосеева-Шукшина , Вера Орлова , Марк Прудкин , Савелий Крамаров , Дмитрий Гошев , Вячеслав Богачёв , Борис Ульянов , Александр Шешко , Александр Пермяков , Николай Шушарин , Татьяна Божок , Виктор Проскурин , Елена Шанина , Александр Абдулов , Всеволод Ларионов , Михаил Водяной , Григорий Шпигель , Вера Ивлева , Евгений Перов , Михаил Светин , Александр Ширвиндт , Юрий Медведев , Борис Беккер , Павел Павленко , Лев Борисов , Галина Соколова

Двенадцать стульев (роман)


«Двена́дцать сту́льев» — роман И. Ильфа и Е. Петрова. Написан в 1928 году. Жанр — плутовской роман с элеметами острой сатиры. У романа есть продолжение — «Золотой телёнок».

Содержание

Читайте также: