Сколько гигаватт назад в будущее

Обновлено: 03.07.2024

Тем не менее за все это время у них была всего одна разговорная сцена:

Марти: Это Док… мой дядя! Доктор Браун.

№2: В сцене, в которой Марти посещает Джорджа в школе, на заднем плане висит плакат «Рона Вудворда — в президенты класса!»
Рональд Вудворд — главный рабочий-постановщик фильма.

№3: В лаборатории Дока висят портреты четырех знаменитых ученых: Исаак Ньютон, один из первых физиков современности; Бенджамин Франклин, открывший электричество посредством удара молнии; Томас Эдисон, изобретатель современных электростанций; и Альберт Эйнштейн, открывший теорию относительности. Современная физика, удар молнии, добыча электроэнергии и путешествия во времени — ключ к сюжету фильма.

№4: Главная улица та же самая, что в фильме «Гремлины» (1984 года).

№5: Марти попадает в 1955 год 5 ноября, эта дата была выбрана сценаристами потому, что она встречается в фильме «Время от времени» (1979 года), герой которого тоже перемещается во времени 5 ноября. Кроме того, 5 ноября — день рождения отца Боба Гейла (соавтора сценария всех трех серий фильма).

№6: Майкл Джей Фокс изначально был главным кандидатом на получение роли Марти, однако в то время он активно снимался в одном из семейных сериалов, и не мог себе позволить съемки. Первые три недели в роли Марти снимался актер Эрик Штольц, но он не удовлетворял требованиям режиссера и поэтому вскоре был уволен.
Студии пришлось переснимать весь материал с нуля.

Ввиду катастрофической нехватки времени бедняга Фокс на протяжении съемок спал всего по 1-2 часа в сутки.

№8: Марка «Кэлвин Кляйн» была достаточно малоизвестной в Европе в 1985 году. Поэтому в итальянском дубляже Марти в 1955 году называют «Леви Штраусс». Во французском дубляже его зовут «Пьер Карден»…

№9: В Италии телевидение было государственным, и понятия «Rerun» (повторный показ) в этом языке не существовало. Поэтому в итальянском дубляже Марти видел телевизионное шоу «на видео». В русском переводе он его видел «в записи».

№10: Дженнифер записывает свой телефон на листовку о восстановлении часов. Ее номер – 555-4823. В американских фильмах все номера телефонов начинаются на 555, чтобы на них никто не звонил реально, так как этого кода в США не существует.

№11: Сид Шайнберг, начальник студии Юниверсал, потребовал от Роберта Земекиса и автора Боба Гейла изменить сценарий. Во-первых, мать Марти должна была получить имя Мег, а не Лорейн (жену самого Шайнберга звали Лоррэйн). Доку Брауну в качестве спутника полагался шимпанзе, а не собака. И наконец: Шайнберг считал, что фильм со словом «будущее» в названии не может быть кассовым — и потребовал поменять название на «Космический пришелец с Плутона» (Space Man from Pluto). В сцене, где Марти МакФлай утверждает, что его зовут Дарт Вейдер с планеты Вулкан, он должен был сказать «с планеты Плутон».
Шайнберг послал соответствующий меморандум. На помощь режиссеру пришел исполняющий продюсер Стивен Спилберг: он послал в ответ «Спасибо, Сид, за удачную шутку — мы очень смеялись.» Чтобы сохранить лицо, Шайнберг не стал настаивать.

№12: В процессе сценария концепция машины времени многократно менялась. Сначала это был лазерный прибор размером с комнату. Затем машина времени стала выглядеть, как холодильник. Роберт Земекис рассказал в интервью, что этот концепт отбросили, опасаясь, что маленькие дети будут забираться в холодильник и пострадают при этом.

Интересный факт №13: Была еще одна идея - для возвращения в 1985 год ДеЛореан нужно было довезти до полигона для испытания атомных бомб. Сохранился даже вариант сценария с этой идеей.

№15: Во время съемок школьной вечеринки Майкл Джей Фокс действительно самостоятельно играет на гитаре. Это не монтаж и не дублер. Музыка была разложена на аккорды, и актер изучил каждый из них — аккорд за аккордом, чтобы выступление выглядело на 100% правдободобным. Сцена снималась 2 недели.

№15 и 16: В одной из старых версий сценария Марти со своим рок-н-роллом вызвал на школьном балу массовые беспорядки. Чтобы их погасить, приезжает отряд полиции. Кроме того, в той версии сценария Док добывает секретную составную часть Кока-колы. И когда они возвращаются в 1985, все машины выглядят, как в 50-х годах – но способны летать. Отчасти следы этой концепции можно увидеть во второй части, в рекламном ролике Голди Уилсона III-го.

№17: Солнечные очки, которые Марти носит в начале фильма, были исключительно для рекламных целей, и больше в трилогии не появляются. Для фильма было заключено несколько контрактов для позиционирования рекламных продуктов.
Одни из них — очевидны (Pepsi, Texaco, Toyota, Nike), а другие — нет. Компания «California Raisin», изготовитель изюма, заплатила 50 000 долларов за то, чтобы их продукт появился в фильме. Но для изюма не было места в сценарии, кроме того, по словам Боба Гейла, «на кинопленке изюм выглядит как кучка дерьма». Поэтому логотип компании нарисовали на скамейке, на которой в конце фильма спит бомж Ред. Фирма запротестовала — и ей вернули гонорар.

№19: Многие кандидатки на роль Дженнифер, были отвергнуты по причине высокого роста, все они были выше Майкла Джея Фокса, рост которого 164 см. Во время съемок «будущего» Майкл Джей Фокс сыграл себя в старости, сыграл своего сына и свою дочь.
Нанесение грима занимало около 4-5 часов.

№20: Эпизоды были отсняты без применения компьютерных спецэффектов, кадры просто накладывались один на другой.

№21: Весь реквизит, попадавший в кадр, приходилось приклеивать, чтобы он не сдвинулся при последующей съемке одной и той же сцены!

№23: Кристофер Ллойд создавал образ своего персонажа — Дока, основываясь на манерах поведения физика Альберта Эйнштейна и дирижера Леопольда Стоковски.

№24: Съёмки второй и третьей частей фильма велись одновременно.

№25: Майкл Дж. Фокс специально научился кататься на скейтборде для съёмок в фильме. Но за пять лет перерыва между первой и второй частью он разучился.

№25: Имена двух полицейских – Риз и Фоули. Роберт Земекис и Боб Гэйл называли данными именами всех полицейских либо правительственных агентов в фильмах, сценарии к которым они вместе написали.

№26: Герои фильма произносят «гигаватт», как «джиговатт». Дело в том, что Роберт Земекис и Боб Гейл посетили семинар по физике и неправильно расслышали данное слово.

№27: В кинотеатре рекламируется фильм «Челюсти 19», режиссером которого является Макс Спилберг (у Стивена Спилберга, поставившего «Челюсти» (1975), есть сын Макс). В антикварном магазине в 2015 году можно заметить куртку, в которую был одет Марти в 1985 году, куклу Кролика Роджера и видеоигру «Челюсти» для видеоприставки «Nintendo».

№28: Во время телевизионного интервью Роберт Земекис сказал, что «летающие доски уже давным-давно изобретены, только компании по производству скейтбордов не желают их ставить в серийное производство, но съёмочной группе всё же удалось раздобыть несколько таких досок». Режиссер всего лишь шутил, однако после выхода передачи компания «Mattel» (логотип данной фирмы можно заметить на летающих досках) была завалена телефонными звонками людей, интересующихся, когда такие доски поступят в продажу.

№29: Когда Роберт Земекис пытался продать идею своего фильма, он в первую очередь обратился в компанию, знаменитую своими семейными картинами, — компанию Уолта Диснея. Однако они зарубили сценарий на корню, посчитав, что изображение любовных взаимоотношений мамы и сына, пусть даже и через призму времени (кстати, разница в возрасте актеров, исполняющих эти роли, в действительности составляет всего 10 дней) будет довольно рискованным мероприятием для компании, дорожащей своей репутацией. Интересно, что больше ни одна компания из тех, к которым обращался Земекис, не сочла данный сценарный ход чем-то рискованным, скорее наоборот, увлекательным и захватывающим.

№30: Финальная сцена первой картины была переснята в качестве начальной сцены второго фильма. Однако в данную сцену были внесены изменения, особенно это касается того, как Кристофер Ллойд говорит свои фразы.

№31: Данный фильм - кинодебют Элайджи Вуда (эпизодическая роль мальчика, играющего в автомате).

№32: Изначально планировался только один сиквел. Сценарий под названием «Парадокс» объединял в себе элементы второй и третьей частей трилогии, но сжатые в один фильм. Одна из идей для сиквела предполагала точно такое же развитие сюжета на протяжении первых двух третей, однако в заключительной части фильма старый Бифф должен был отдать спортивный альманах молодому Биффу в 1960-е гг, а не в 1955 году. Когда Марти и Док отправились в прошлое, чтобы его остановить, Марти случайно встречался со своими родителями, ставшими хиппи, и чуть было не помешал своему зачатию. Роберт Земекис решил, что данная концепция очень похожа на первый фильм, и придумал идею показать оригинальную картину под другим углом с двумя Марти в 1955 году.

Интересный факт №33: В районе, где живет Марти из 2015 года, можно заметить собаку, которую выгуливает один из роботов из фильма «Батарейки не прилагаются» (1987).

№34: Супермаркет, возле которого встречаются Марти МакФлай и Док Браун, называется «Супермаркет две сосны». Док говорит, что вся земля в округе принадлежала фермеру Пибади, который выращивал сосны. Когда Марти попадает в прошлое, он сбивает одну из сосен на земле Пибади. Когда Марти возвращается в 1985 год, в конце фильма, то на вывеске перед супермаркетом написано «Супермаркет одна сосна».

№36: Прочитав надгробие Джорджа МакФлая, можно узнать его среднее имя – Дуглас.

№37: В газете 2015 года можно заметить следующие заголовки: «Вашингтон готовится к визиту королевы Дианы», «Бандиты больших пальцев снова наносят удар». В последней статье речь идет о том, что в будущем люди будут использовать отпечаток большого пальца для платежей (например, именно так Бифф расплачивается за такси). Поэтому бандиты начнут «воровать» большие пальцы.

№38: Док говорит, что посетил клинику по омолаживанию. Данный эпизод добавили в сценарий, для того чтобы Кристоферу Ллойду не пришлось снова носить грим, делавший его старше.

№39: На площади к Марти подходит человек с призывом «Кинь сотню баксов и помоги спасти часовую башню». Это, вероятно, намек на инфляцию в США в 2015 году. Цена поездки до дома Макфлаев, которую заплатил Бифф тоже довольно таки высока (174,5 доллара).

№40: В начале фильма можно увидеть, как бабушка Лорейн 2015 года смотрит на Всемирный Торговый Центр, который был уничтожен 11 сентября 2001 года.

2. Док и Марти произносят «гигаватт», как «джиговатт». Дело в том, что Роберт Земекис посетил семинар по физике и неправильно расслышал данное слово.

4. В будущем в кино идет фильм «Челюсти-19», режиссер – Макс Спилберг. У Спилберга действительно есть сын по имени Макс.

5. Первый раз машина времени появляется из фургона, из которого валит пар. Оказывается, по первоначальному замыслу, машиной времени должен был стать именно этот фургон, а не машина, но в процессе съёмок режиссёр передумал. Сцену с фургоном оставили, чтобы не выбрасывать на ветер деньги, потраченные на уже отснятые дубли.

6. Видеокамера Дока — JVC GR-C1 — одна из первых в формате VHS-С. Возникает сомнение — могла ли она быть совместима с телевизором в 1955 году.

Марти: Это Док… мой… дядя! Док… Браун.

Лоррэйн: Здравствуйте.

Док: Здрасьте….

9. В сцене, в которой Марти посещает Джорджа в школе, на заднем плане висит плакат «Рона Вудворда — в президенты класса!». Рональд Вудворд — главный рабочий-постановщик фильма.

10. В лаборатории Дока висят портреты четырёх знаменитых учёных: Исаака Ньютона, одного из первых физиков современности, Бенджамина Франклина, открывшего электричество посредством удара молнии, Томаса Эдисона, изобретателя современных электростанций, и Альберта Эйнштейна, открывшего теорию относительности. Современная физика, удар молнии, добыча электроэнергии и путешествия во времени — ключ к сюжету фильма.

11. Марка «Келвин Кляйн» была достаточно малоизвестной в Европе в 1985 году. Поэтому, в итальянском дубляже, Марти в 1955 году называют «Леви Штраусс». Во французском дубляже его зовут «Пьер Карден».

12. Мэра «Голди» Уилсона прозвали так из-за его золотого зуба.

13. Сид Шайнберг, начальник студии «Юниверсал», потребовал от Роберта Земекиса и автора Боба Гейла изменить сценарий. Во-первых, мать Марти должна была получить имя Лоррэйн в честь жены Шайнберга. Доку Брауну в качестве спутника полагалась собака, вместо шимпанзе по сценарию. И наконец: Шайнберг потребовал поменять название на «Космический пришелец с Плутона». Шайнберг послал соответствующий меморандум. В первых двух случаях авторы фильма уступили, но название менять категорически не хотели. На помощь им пришёл Стивен Спилберг: он послал в ответ записку «Спасибо, Сид, за удачную шутку — мы очень смеялись». Чтобы сохранить лицо, Шайнберг не стал настаивать на изменении названия фильма.

14. Компания California Raisin, производитель изюма, заплатила $50 000 за то, чтобы их продукт появился в фильме. Но для изюма не было места в сценарии, кроме того, по словам Боба Гейла, «на киноплёнке изюм выглядит как кучка навоза». Поэтому, логотип компании нарисовали на скамейке, на которой в конце фильма спит бомж Ред. Фирма запротестовала, и ей вернули гонорар.

15. Док Браун всегда носит несколько наручных часов.

17. 26 октября 1985 года в 1:20 ночи на стоянке торгового центра «Пуэнте Хиллз Молл», где был отснят торговый центр «Две сосны», собралась масса фанатов, чтобы посмотреть, не случится ли там чего. Фильм вышел в США в июне 1985 года, поэтому показанные в фильме события 1985 года ещё только предстояли.

18. В начале фильма Марти подъезжает встретить Дока к торговому центру «Две сосны». Так как он раздавил одну из сосен Пибоди в 1955 году, в конце фильма торговый центр называется уже «Одинокая сосна».

20. В сцене испытания машины времени, от неё отваливается номерной знак, на котором написано «OUT A TIME» (вне времени). До конца первой части, Делориан ездит без номера, и только после возвращения из 2015 года, на нём появляется штрих-кодовый номер.


Роберт Земекис и Боб Гейл придумали историю про школьника и машину времени еще задолго до 1985 года, когда на экраны вышел один из прекраснейших приключенческих фильмов.


Роберт Земекис и Боб Гейл познакомились в школе Кинематографии при Южнокалифорнийском Университете, когда учились там в шестидесятых, собираясь стать голливудскими сценаристами. Позднее, когда друзья уже работали на Фабрике Грез (Земекис уже успел снять пару дебютных фильмов, а Гейл — написать к ним сценарии), Боб заложил фундамент той самой истории, которая позднее вылилась в знаменитую трилогию, покорившую мир. Гейла осенило, когда после премьеры сделанного совместно с Земекисом фильма «Подержанные автомобили» (1980) он приехал в Сент-Луис, чтобы навестить своих родителей. Там, разбирая в подвале старые вещи, Боб наткнулся на фотоальбом своего отца, который никогда не видел раньше. Боб Гейл: «Мой отец не особенно любил рассказывать о своей молодости, и для меня было огромным сюрпризом, когда я наткнулся как-то раз на его старый фотоальбом, и узнал, что он был президентом выпускного класса. Раньше я этого не знал. Я вспомнил о президенте своего класса, с которым почти не общался, и подумал: Если бы я учился в одном классе со своим отцом — были бы мы друзьями? Вот тогда-то я и придумал этот сюжет про школьника, который попадает в прошлое, и знакомится там со своими родителями».


Проекту очень повезло с актерами — пожалуй, невозможно себе представить на месте Марти МакФлая кого-то кроме Майкла Дж. Фокса, а на месте доктора Брауна — кого-то кроме Кристофера Ллойда. Все идеально вжились в свои образы.


Кандидатура Кристофера Ллойда на роль доктора Эммета Брауна была предложена продюсером Нилом Кантоном, который работал с Кристофером в 84-м над фильмом «Приключения Букару Банзая в восьмом измерении». Ллойд сперва отказался от роли, но передумал, как только прочитал сценарий. Актер скопировал своего персонажа с его копной встрепанных белых волос и размашистыми движениями с известного дирижера Леопольда Стоковского. Док Браун двигается так, будто он дирижирует одному ему видимым оркестром. Плюс — в Брауне есть что-то от Эйнштейна, тем более, что по сценарию он — чокнутый гений. Он произносит слово «Гигаватт» как «Джигаватт» - точно так же, как его произнес один ученый-физик, когда Земекис и Гейл консультировались с ним по поводу научной составляющей сюжета.


Криспин Гловер идеально исполнил роль отца Марти — Джорджа МакФлая. Большую часть фильма он импровизировал, и, по словам Земекиса, так вошел в роль неуверенного в себе, рассеянного «ботаника», что до него «едва можно было достучаться». Как бы то ни было, образ получился просто безупречным.



На роль Биффа Таннена сначала взяли Джей Джей Коэна, но он показался Земекису «недостаточно крутым парнем». Так что в итоге его утвердили как одного из дружков Таннена, а роль «плохиша» досталась Томасу Ф. Уилсону, никому не известному молодому актеру, который ранее появлялся исключительно в маленькой роли в телесериале «Рыцарь дорог». Блестяще исполненная роль задиристого здоровяка Биффа стала для него настоящим прорывом.



Роберт Земекис: «Штольц — отличный актер. Он играл замечательно, лучшего и пожелать было нельзя. Но с каждым новым дублем я все отчетливее понимал, что Эрик — не тот Марти МакФлай, которого мы с Бобом придумали, когда писали сценарий. В нем не было и тени того юмора, которым должен был лучиться Марти. Эрик был чудовищно, убийственно драматичен. Настоящим Марти мог быть только Майкл Джей Фокс. Ему не нужно было даже играть — он просто сам по себе был такой же, как наш вымышленный герой. Эрик терпеть не мог скейтборд — а Майкл катался на нем с детства. Я принял не самое легкое решение о прекращении работы со Штольцем спустя примерно месяц после начала работы. Это стоило нам 3 миллиона долларов». Пересъемки сделанных со Штольцем сцен добавили кругленькую сумму к 14-миллионному бюджету. Такова была цена ошибки, сделанной Гейлом, Земекисом и Спилбергом на этапе кастинга.




Майкл моментально включился в работу, сделав все сцены, отснятые ранее со Штольцем, всего за две недели. Наконец-то работа над фильмом пошла полным ходом. Фокс работал на износ, участвуя в съемках по вечерам, а дневные сцены снимались в выходные


Режиссер из-за продолжительных ночных смен был постоянно в «полусонном» состоянии. Но никто не жаловался — все находились под очарованием уникальной атмосферы 50-х годов. В первоначальной версии главный герой занимался видеопиратством, и в прошлое он перемещался при помощи машины времени, сделанной из. холодильника! Потом от идеи с холодильником решили отказаться: Земекис боялся, что дети будут забираться в холодильники под впечатлением от фильма. Нужно отметить, он был прав: впечатление фильм произвел незабываемое.


Когда же сценаристы обратились к идее машины времени в виде автомобиля, они сперва решили, что это должен быть какой-нибудь вездеход на гусеницах, который мог бы передвигаться в том времени, где еще не было дорог. ДеЛореан появился благодаря чистой случайности. Земекис придумал сцену, в которой фермерское семейство в пятидесятых принимает машину времени за летающую тарелку, и оригинальный мелкосерийный спорткар DMC-12 DeLorean с его поднимающимися вверх дверями и блестящей обшивкой из нержавеющей стали выглядел достаточно футуристично, чтобы сойти за неземную технику в глазах "простых американцев".


DeLorean DMC-12 — реально существовавший спортивный автомобиль, выпускавшийся с 1981-го по 1983 год. Дизайн машины был настолько необычным для того времени, что наделять его дополнительной «футуристичностью» для фильма почти не пришлось. Разве что прицепили «ядерный реактор», точнее элемент кузова старичка Dodge Polaris, и обвешали найденными на свалке авиадеталями. Всего кинематографистам понадобилось три экземпляра DeLorean, каждый из которых отработал на съемках на 100%. Настоящая серийная DeLorean DMC-12


Для создания эффекта инея у только что вернувшегося из путешествия автомобиля использовали азот — DeLorean буквально замораживали. Огненные же следы, оставленные умчавшейся машиной, — обычное разлитое топливо, которое поджигали вручную. Кинематографисты решили использовать эти сравнительно дешевые эффекты, хотя долгое время рассматривалась версия с растягивающимся и сжимающимся, как резиновая лента, DeLorean. Но в итоге от такого спецэффекта отказались: делать его было дорого, долго, да и сегодня он наверняка выглядел бы безнадежно устаревшим. Для создания эффекта инея у только что вернувшегося из путешествия автомобиля использовали азот — DeLorean буквально замораживали. Огненные же следы, оставленные умчавшейся машиной, — обычное разлитое топливо, которое поджигали вручную. Кинематографисты решили использовать эти сравнительно дешевые эффекты, хотя долгое время рассматривалась версия с растягивающимся и сжимающимся, как резиновая лента, DeLorean. Но в итоге от такого спецэффекта отказались: делать его было дорого, долго, да и сегодня он наверняка выглядел бы безнадежно устаревшим. Киношная версия DeLorean DMC-12


«Взрослые» машины не обошлись без игрушечных дублеров. Кинематографисты создали несколько уменьшенных макетов DeLorean. Именно они, подвешенные в воздухе на специальном рукаве, планируют на фоне синего экрана, на место которого затем накладывались нужные видеофрагменты.


Этот же прием впоследствии применялся на съемках второй и третьей частей трилогии — все летающие автомобили и поезда дублировались в игрушечном формате, с которым киношникам работать намного сподручнее.


Одной из самых больших статей расходов стали не игрушки и не тройка «заряженных» DeLorean, а декорации. Весь городок Хилл-Вэлли не имеет отношения ни к одному из реально существующих населенных пунктов и был создан в открытом павильоне киностудии Universal.


20 апреля съемки благополучно завершились, но, само собой, и думать было нечего о том, чтобы выпустить фильм в мае. Премьеру перенесли на август 85-го. Но когда фильм показали тестовой группе, на предварительном просмотре, по выражению продюсера Фрэнка Маршалла, «зрители прыгали до потолка». По признанию того же Маршалла, «такого предварительного просмотра он не припомнит». Премьеру назначили на 3 июля. Чтобы уложиться в сроки, монтажеры и специалисты по озвучке работали круглые сутки. На стадии монтажа были вырезаны некоторые сцены — например, та, в которой Марти смотрит, как Лорейн списывает на экзамене, и та, в которой Джордж МакФлай застревает в телефонной будке. Земекис чуть было не вырезал и сцену с рок-выступлением Марти, но тестовой аудитории так понравилась эта сцена, что он решил ее оставить — как выяснилось, правильно сделал. Когда компания Лукаса Industrial Light & Magic закончила изготавливать спецэффекты (их было всего 32 на весь фильм), до премьеры оставалась одна неделя.



– Джон Делореан, создатель знаменитого автомобиля, ставшего машиной времени, поблагодарил в письме Боба Гейла и Роберта Земекиса за то, что они увековечили эту модель.

– Майкл Джей Фокс как-то рассказал в интервью, что его до сих пор на улице называют «Макфлай». Один случай ему запомнился особенно. Он тогда находился в джунглях Бутана, что в Южной Азии. Группа буддийских монахов, проходившая мимо, заметила Майкла, и один из них произнес: «Марти Макфлай!».

– Сценарий фильма отвергли 44 раза, прежде чем его окончательно приняли к производству.

– Все песни Майкла Джей Фокса пел музыкант Марк Кэмпбелл.

– Когда ленту показывали фокус-группе, спецэффекты финальной сцены с полетом Делореан еще не были доделаны. Но аудитории настолько понравился фильм, что они взревели от восторга, когда пошли титры.


– Кристофер Ллойд признался однажды, что хотел бы сыграть еще в одном фильме, где Док и Марти путешествуют во времени в Древний Рим. Хотели бы это увидеть?

– Броские фразы Биффа «прикинься рыбой и плыви отсюда» или «баран!» – это импровизация Томаса Ф. Уилсона.


– На задней части фургона Дока есть наклейка. На ней написано: «Одна ядерная бомба может разрушить весь ваш день». Изначально, для путешествий во времени хотели использовать силу ядерного взрыва, но потом решили взять менее дорогостоящий и более оригинальный вариант.


– Док частенько горбится рядом с Марти, и ходит немного скрючившись. Эта отличительная черта персонажа появилась, когда создатели ленты обнаружили внушительную разницу в росте актеров. Чтобы компенсировать ее, совместные сцены снимались особым образом: актеры становились подальше друг от друга, чтобы Майкл Фокс мог выглядеть повыше.

– Изначально продюсеры фильма переживали, что упоминание президента Рейгана в одной из сцен оскорбит главу государства. Поэтому сценарий отправили на утверждение в Белый дом. Но президенту, как уже сообщалось ранее, все очень даже понравилось.

– Боб Гейл однажды смотрел школьный альбом своего отца, и подумал, а смог бы он подружиться с отцом, когда тот был в подростковом возрасте. С этой мысли и началось написание сценария к фильму.

– Изначально роль Марти Макфлая досталась Эрику Штольцу. И он даже успел сняться в некоторых сценах. Томас Ф. Уилсон (по слухам) не то повредил ключицу в одной из них, не то получил синяков, когда Бифф и Марти толкали друг друга в школьной столовой. Штольц толкнул Тома в полную силу, несмотря на просьбы Уилсона смягчить удары. Позднее Том говорил, что обязательно «вернет должок» Эрику, когда будут снимать сцену на парковке, где Бифф должен ударить Марти в живот. Но к тому времени место Штольца занял Майкл Джей Фокс.


– За кадром ленты сохранилось немало смешных моментов, которые можно увидеть в дополнительных материалах на DVD. В одной из сцен, когда Марти и Лорейн сидели в машине на парковке у школы, герой Фокса должен был пригубить алкоголь из бутылки. Но он еще не знал, что туда налили настоящий ликер. Реакция актера была предсказуемой: сначала удивление, а потом смех.

– Боб Гейл как-то рассказал, что на роль Марти Макфлая пробовался Джонни Депп.

– Криспин Гловер из-за нервозности не мог нормально говорить во время съемок фильма. В некоторых сценах он молча шевелил губами, а голос добавляли позднее, во время озвучки в студии.

– DeLorean выбрали из-за ее внешности, в особенности дверей, сделанных по типу «крыла чайки». Так, люди 1955 года, действительно смогли бы посчитать его космическим кораблем.

– Считается, что Майкл Фокс специально для этого фильма учился кататься на скейте. Но на деле он уже был достаточно опытным скейтбордистом, хотя сложные сцены разучивались со специальным хореографом.

– Чтобы превратить двадцатитрехлетнюю Леа Томпсон в сорока семи летнюю Лоррейн, потребовалась три часа для наложения грима.


– Когда Док впервые отправляет своего пса – Эйнштейна на одну минуту в будущее, реально проходит одна минут и двадцать одна секунда. Появление Делориан произошло в 1:21 утра, а конденсатору потока требуется 1,21 гигаватта энергии. Совпадение?


– Хотя сцены Эрика Штольца вырезали, ставив сцены с Майклом Джей Фоксом, один момент со Штольцем все же попал в фильм. Во время сцены в закусочной, когда Марти бьет по лицу молодого Биффа, в роли Марти выступает Эрик Штольц. Его голову можно заметить в нескольких кадрах сцены.


– Фокус-группа, смотревшая фильм, изначально не знала, что это будет приключенческая комедия. А потому, атмосфера в кинотеатре стала очень напряженной, когда пес Дока – Эйнштейн, отправляется в будущее. Зрители думали, что с ним случится нечто ужасное.

– Когда Эрик Штольц еще снимался в фильме, он отказался откликаться на любое другое имя, кроме как Марти – имя его персонажа. Когда Кристоферу Ллойду сказали, что Штольца нужно заменить, он спросил: «Кто такой Эрик?», а когда ему объяснили, добавил: «О, я действительно думал, что его зовут Марти».

– По сценарию Марти не должен был ударяться головой о дверь Делориан. Это была вынужденная импровизация, т.к. механизм двери не всегда работал как надо.

– В съемках ленты использовали три полностью рабочие DeLoreans.

– Когда молодая мама Марти в 1955 году видит надпись на трусах парня, она решает, что его зовут Келвин Кляйн. Во французском переводе имя изменили на Пьер Карден, а в испанском на Ливай Страусс.

– Первая роль Билли Зейна на большом экране – один из друзей Биффа.


– Кристофер Ллойд создавал образ и поведение своего персонажа, основываясь на личностях Альберта Эйнштейна и дирижера – Леопольда Стоковского.

– Боб Гейл рассказывал, что в ранних версиях сценария фамилия Марти была Макдермотт. Но от нее решили отказаться из-за большого количества слогов и непростого произношения. Поэтому Роберт Земекис придумал фамилию Макфлай.


– По слухам Биффа Таннена назвали в честь Неда Таннена, руководителя студии Юниверсал, который забраковал сценарий фильма «Я хочу держать тебя за руку» 1978 года, обвинив Боба Гейла и Роберта Земекиса в антисемитизме. При этом Гейл по национальности еврей.

– Дока Брауна могли сыграть Джефф Голдблюм, Джон Литгоу и Дадли Мур.

– Спидометр в Delorean не является оригинальным. На настоящих автомобилях этой марки спидометр ограничен 85 милями в час. Это связано с законом о безопасности движения 1979 года. Однако Док, по всей видимости, модифицировал приборку своей машины времени, чтобы она смогла показывать точную скорость. В реальности же Delorean разгонялся до 90 миль в час.


– Учитывая, что возраст Марти в 1985 году 17 лет, родился он в 1968 году – через 13 лет после встречи с родителями в 1955 году.

– Когда Марти заходит в свою школу в 1985 году, на одной из граффити можно заметить надпись «Лорейн любит Келвина». Это пасхалка на то, что героиня Леи Томпсон – Лорейн – в 1955 году влюбилась в Марти, которого приняла за Кэлвина Кляйна.


– Марти Макфлая мог бы сыграть Джон Кьюсак. По крайней мере, этого актера рассматривали в качестве претендента.

– DeLorean используемый в фильме – это модель 1981 года DMC-12 с шестицилиндровым двигателем PRV (Peugeot, Renault, Volvo). Крышка ядерного реактора была сделана из колпака из Dodge Polaris.

– Помните мера Реда Томаса, за которого призывали голосовать в 1955 году. На самом деле это художник-декоратор ленты – Хэл Гаусман.

– Трудно поверить, что оказав такое влияние на жизнь своих родителей в прошлом, Марти им абсолютно не запомнился. Они даже никогда не рассказывали ему, в честь кого назвали. Также они не могли понять, что их взрослый сын, это и есть тот парень, что свел их вместе когда-то. Однако у фанатов фильма есть на этот счет теория. Они считают, что Джордж понял, кем был тот Марти из 1955 года. Его роман «Браки свершаются на небесах» рассказывает именно эту историю. На обложке изображены парень и девушка, а также таинственная третья фигура, одетая, как Марти в его противорадиационном костюме. В таком виде он появился в спальне Джорджа, назвавшись Дартом Вейдером. Видимо Джордж, таким образом, дал понять сыну, что знает о его приключении.

– Когда Марти рассказывает своему маленькому дядюшке Джои, что ему лучше привыкать к жизни за решеткой, тот одет в полосатый наряд, напоминающий традиционную тюремную спецодежду из прошлого.


– Кстати, модель плеера, который использует Марти в сцене с отцом, AIWA MK-PO2 MKII. Это на случай, если вы захотите прикупить такой же.

– В ранних версиях сценария девушку Марти (Дженнифер) зовут Сьюзи Паркер.

– В первой версии сценария концовка фильма была несколько иной. Джордж Макфлай, будучи взрослым, смотрит на газету 1955 года выпуска, где изображен его сын Марти, играющий на сцене. При этом он произносит: «Нет, не может быть!».

– Звук колоколов часовой башни Хилл-Велли, это звук колоколов Биг-Бена.


– Торговый центр, где Марти встречает Дока, называется Twin Pines Mall (Две сосны). Док рассказывал, что старый фермер Пибоди владел этой землей, посадив здесь сосны. Когда Марти в 1955 году убегает от этого фермера, и сбивает одну из двух сосен, это отражается на будущем. После его возвращения в 1985 год, торговый центр называется Lone Pine Mall (Одинокая сосна). Видимо Пибоди так и не решился посадить еще одну сосну.

– Изначально концовка фильма была просто забавной шуткой. Создатели ленты не планировали снимать продолжение. Фразу «Продолжение следует» добавили уже позднее, когда фильм вышел на VHS и DVD. По словам создателей фильма, если бы они планировали снимать сиквел, то не стали бы садить Дженнифер в машину с Доком и Марти. Поэтому во второй части она так долго находится без сознания.

– В одной из версии сценария Марти, играя рок-н-ролл на школьных танцах, вызвал беспорядки среди присутствовавших. Бунт был настолько сильным, что его пришлось разгонять полиции. Вернувшись в 80-е, он обнаружил, что у них появились летающие автомобили, которые изобрел Док Браун, а вот рок-н-ролл так и не появился. Поэтому Марти посвящает свою жизнь новой культурной революции. А Джордж Макфлай находит ту самую газету, где есть фото его сына в 1955 году.

– Человек, сидящий за рулем Джипа в начале фильма, это координатор трюков фильма – Уолтер Скотт.


– Когда полицейский в 1955 году просит у Дока разрешение на проведение эксперимента, Док достает свой кошелек, произнося: «Конечно же, есть». Это значит, что Док подкупил полицейского. Ну, либо его разрешение хранится в бумажнике.

Читайте также: