Serious sam 4 сколько игроков

Обновлено: 05.07.2024

Обзор Serious Sam 4

Так случилось, что хорватская студия Croteam всегда была и остается скромной студией-разработчиком, не имеющей ресурсов на разработку по-настоящему большого изделия. При этом поклонники серии Serious Sam каждый раз требуют от создателей чего-то грандиозного и революционного, напрочь забывая о том, что сами разработчики всегда позиционировали свое детище как развлечение для себя, а не для кого-то иного.

Serious Sam 4 находится в парадигме единой вселенной, сформированной еще в начале 2000-х годов, когда на листе сценария проявились очертания злобного Ментала и всех его Сирианских прихвостней. С тех пор новые игры серии в целом получают лишь новые эпизоды, и путешествие на другие планеты и прогулки по Египту лишь ветви этого сценария. В новой игре разработчики вновь активировали дополнительную линию сюжета, отправив нас в первые месяцы войны.

Набегай, свинца хватит для всех!

Чем же может порадовать Serious Sam 4, кроме новых декораций? Вероятно, оружием и теми ордами, с которыми нам предстоит расправляться. Здесь дела идут лучше, хотя само оружие – минометы, пулеметы, дробовики, винтовки и прочее – перекочевало из прошлых игры серии, получив новые текстуры. По ощущениям, характеристики огнестрельного оружия не изменились, а вот рукопашное оружие деградировало – вместо впечатляющей кувалды нас ждет унылый ножик с единственной анимацией.

Обзор Serious Sam 4

Разнообразие в боевой системе достигается за счет дополнительных гаджетов, получаемых за выполнение однообразных дополнительных заданий. Первый же такой квест обогатит нас Голообманкой, активирующей обманную проекцию Сэма, на которую сбегаются одураченные противники. Еще более круто выглядят гранаты-замедлители времени, превращающие монстров в улиток (за убийство пришельцев в этом режиме даже выдается достижение «Макс Пейн»).

Существуют и другие гаджеты, как, например, газовый переносной генератор, изобретенный сумасшедшим борцом с земляными червями. Есть и боевые усилители в виде инъекций, одна из которых носит поэтичное название «Кайф». Вколов дозу подобной инъекции, наш герой начнет носиться как угорелый, а выстрелы из оружия разорвут на части самого злобного монстра. В случае открытия специального перка, мы научимся стрелять из двух стволов и перезаряжать оружие на бегу.

Господи, нельзя недооценивать дебилов, собравшихся в стадо

Штурм Земли заставил Ментала собрать все порабощенные народы и бросить их в топку войны. В Serious Sam 4 бестиарий врагов главного героя более чем внушителен, объединяя уже знакомых персонажей – скелетов Клира, быков-оборотней, Гнааров и т. д., так и новых злодеев – обращенных антрополипов, изрыгающих антрополипов, брызгающих кислотой толстяков и многих других. Особо впечатляюще выглядят рогатые дьяволы, величиною с Пизанскую башню.

Обзор Serious Sam 4

Объединяет армии вторжения стремительность и большое количество урона в секунду, причем некоторые образцы (брызгающие огнем или прячущиеся за щитами) могут доставить множество проблем. Еще одной весомой силой на поле боя являются стреляющие дроны, использующие тактику роя и способные залетать под крышу и в укрытие игрока. Кампанию им составляют летающие монстры, выступающие в роли боссов.

Битвы с инопланетянами проходят по старой формуле – несколько волн разнообразных противников, после чего Сэм получает возможность пройти далее по уровню. Помощь в этом нелегком деле иногда оказывают боевые товарищи Сэма и сюжетные герои – толку от них ноль, а сами они выступают в роли сюжетных триггеров. Правда, иногда они зависают, глупо смотрят на нас вытаращенными глазами и заставляют загружать последнее сохранение.

Теперь будете плясать вот под эту дудку

Одной из главных претензий к Serious Sam 4 является архитектура уровней, и дело даже не в резкой смене антуражей и цветовой схемы, а в отсутствии у локаций смысла как такового. Ну серьезно – путешествуя по знаменитым холмам Рима, мы потратим где-то час реального времени, не получив взамен ни поворотов сюжета, ни даже запоминающихся встреч. Складывается впечатление, что вся игра является ретекстурой прошлой части серии, в несколько раз увеличенная в размерах.

Обзор Serious Sam 4

Разнообразие появляется при встрече с транспортом – комбайном, мотоциклом или шагающим роботом. Транспорт серьезно экономит время и позволяет весело и красочно расправляться с противниками, но сами эти эпизоды редки и встречаются лишь несколько раз за все прохождение. Кроме того, игра лишена ловушек и головоломок, и каждая следующая локация становится предсказуемой и откровенно скучной.

Serious Sam 4 — Сэм, это несерьезно. Рецензия

Совсем скоро Serious Sam отпразднует двадцатилетие — Croteam выпустила первую часть в далеком уже 2001 году. Почувствовали себя старым? Вот и я тоже. Зато Сэм все молодится. К месту и не к месту.

В Croteam, кажется, много фанатов творчества Кристофера Нолана. Иначе сложно объяснить, почему они рассказывают историю Сэма Стоуна в обратном порядке. Триквел был прологом к первой части: показал печальный финал войны на Земле и отправил героя в прошлое — с чего и начиналась The First Encounter. Serious Sam 4 же отправляется в еще более ранний период сражений с полчищами Ментала. Соответственно, мы снова не увидим главного злодея, а намеки на семейные связи Сэма из второй и третьей частей не получат развития.

Старый друг бежит обниматься

Старый друг бежит обниматься

Человечество раз за разом отбивает нападения на родную планету (видимо, все космические владения, о которых гласит вступление первой части, уже потеряны), но силы на исходе. Однако у командования есть план, как склонить чашу весов в свою сторону, — Сэму и его команде надо достать легендарный Грааль (отсылки к Индиане Джонсу на месте). Якобы он обладает огромной силой, достаточной, чтобы дать решительный отпор инопланетному захватчику.

Конечно, захватывающий сценарий — последнее, что игроки ищут в Serious Sam. Но стоит отметить, что авторам удались второстепенные персонажи, некоторых из которых даже помнишь спустя пару дней после финала (особенно Кенни и бабулю из Рима). Да и сам Сэм, известный любитель пошутить, стреляет остротами так же метко, как пулями, выдавая очередную хохму буквально каждые несколько секунд. Конечно, чаще всего туповатую, но все равно не получается сдержать улыбки. Благо до сортирного юмора дело не доходит.

«Простите, вы говорите, в игру какого года мы попали?»

«Простите, вы говорите, в игру какого года мы попали?»

Serious Sam 4 как можно раньше старается напомнить, что серия не зря стала синонимом драйвового, мясного экшена, в котором пули, адреналин и спецэффекты смешиваются во взрывном хаосе. После довольно мрачного стиля триквела четвертая часть не стесняется использовать яркие краски. Дело все еще происходит на Земле, но крупные города пока целы, а цветущие поля почти не тронуты войной. Это мы, впрочем, быстро исправим.

Сэм прогуляется по достопримечательностям Италии, заглянет в Ватикан, прокатится на байке по французской глубинке и буквально рухнет на заброшенную станцию где-то на севере России. Пейзажи довольно разнообразны, а вот наполнение бедное. Уровни строятся по двум шаблонам: или переплетение коридоров, или обширные арены. Serious Sam 4 определенно самая большая игра в серии, только зачастую амбиции берут верх над здравым смыслом — масштаб здесь ради масштаба.

Отдельные маркеры указывают путь к дополнительным заданиям. Они буквально кричат: «Посмотрите, можете свернуть налево, и здесь необязательная стычка с ценной наградой!» Я не преувеличиваю, на указателе и правда светится награда за участие в активности. Никакой радости исследования. Может, задумка в том, чтобы игрок лишний раз не отвлекался от мясорубки в поисках секретов. Только отвлекаться все равно придется. Огромные локации иногда настолько пустынны, что к очередному бою приходится топать по несколько минут. Звучит как мелочь, но успевает наскучить.

Большая часть боссов размером с дом. Иначе было бы как-то несерьезно

Большая часть боссов размером с дом. Иначе было бы как-то несерьезно

По дороге и полюбоваться нечем. Выглядит Serious Sam 4, прямо скажем, бедно. Ради масштаба локаций пришлось пожертвовать их детализацией, из-за чего новая часть визуально слабо отличается от предшественницы. Хотя между ними без малого восемь лет разницы! Дизайн в лучшем случае обыденный, а в архитектуре нет цельности. Здания без дверей (хотя бы в виде текстуры) тут не редкость. Многие локации оставляют впечатление случайного нагромождения домов, руин, раскопок и ящиков.

К счастью, зачастую просторные арены все же служат основной цели — стать местом упокоения для сотен и сотен прихвостней Ментала. Serious Sam 4 помнит главное, за что любят серию, — безудержный расстрел всего, что шевелится в поле зрения. Безголовые солдаты, гнаары, клиры, быки и прочие старые злые знакомые вновь служат замечательным пушечным мясом. И камикадзе. Проклятые камикадзе, снова неделю будет всюду их крик мерещиться…

Пополнился зверинец и новыми экспонатами. Разработчики попытались придумать интересных тварей, которые вносят в сражения сумятицу. Вампиры постоянно телепортируются, бронированные гиганты уязвимы лишь со спины, а огнеметчики любят взлетать в небеса и поливать огнем с дальней дистанции. Необходимо внимательно контролировать поле боя. С одной стороны, это заставляет действовать чуть более тактически, чем раньше. С другой стороны… осознанный подход в Serious Sam?

Можно совмещать хоть одинаковые, хоть разные стволы

Можно совмещать хоть одинаковые, хоть разные стволы

В моменты, когда вы крошите плазмаганом и ракетницей сотни врагов, бездумно конвертируя тонны патронов в кровь и мясище, игра просто сияет. Бежите по кругу, уничтожаете хоровод инопланетян самым большим калибром в арсенале, во все стороны летят искры, внутренности и конечности, в динамиках лязгает заводной рок или даже звучит пафосная симфония — это чистое, отфильтрованное удовольствие без каких-либо изысков. Совсем другое дело — пытаться зайти за спину здоровяку или целиться из снайперской винтовки в бомбардира, пока вас заклевывают мерзкие скелеты клиров. Это вызывает скорее раздражение. Особенно на высоких уровнях сложности.

И вся Serious Sam 4 — это постоянная смена настроения, от восхищения до фрустрации. Некоторые сцены дарят истинное удовольствие, другие же хочется пропустить как можно скорее. Масштабная пародия на Space Invaders соседствует с унылой пробежкой по серым улочкам. Прогулка по пустым зеленым просторам Франции заканчивается веселыми покатушками на комбайне, только косить мы будем вовсе не рожь. Ну а усыпляющее исследование заброшенной северной станции приводит к самому эпичному сражению в шутерах от первого лица, которое когда-либо видел этот жанр. Ни больше ни меньше.

Да, авторы сумели воплотить в жизнь обещанную систему «Легион», которая позволяет собрать на одном экране тысячи, если не десятки тысяч врагов. Да, это единственная сцена на всю игру (одним глазком мы взглянем на нее во вступлении и минут на пять-десять задержимся в финале), но она впечатляет размахом. Собственно, это единственный эпизод, способный удивить техническим исполнением. Реализация полна уловок и допущений, но наблюдать от первого лица за битвой стенка на стенку, где с каждой стороны тысячи участников, все равно дорогого стоит.

Всю армию вам не одолеть, но покосить получится изрядно

Всю армию вам не одолеть, но покосить получится изрядно

Расправляться с врагами не надоедает добрый десяток часов. Разнообразный арсенал из пятнадцати пушек, у некоторых из которых предусмотрен альтернативный режим стрельбы, хорошо сбалансирован. Даже ближе к финалу можно найти применение стартовому пистолету с бесконечным боезапасом. Помимо оружия, в бою пригодятся мощные одноразовые артефакты: от остановки времени до настоящей черной дыры, всасывающей всех врагов на арене. На высоких уровнях сложности я даже не представляю, как без них пройти определенные столкновения.

По мере прохождения Сэм приобретает дополнительные навыки. И сюда добралась прокачка! Дерево умений скромное, очков хватит лишь на половину, зато каждый талант действительно полезен. Сидишь и думаешь, что же лучше: стрелять из двух миниганов сразу или научиться брать быка за рога и кататься на нем. Хотя, опять же, не уверен, насколько эти муки выбора подходят серии.

Печально, что даже в лучшие свои моменты игра находит чем подпортить впечатление. Техническая часть оставляет желать лучшего. Непомерные аппетиты заставляют систему напрягаться, словно вы пытаетесь запустить Crysis Remastered, хотя по детальности картинки Serious Sam 4 недалеко ушла от предшественницы (повторимся, девятилетней давности). Можно было бы это списать на сотни врагов в кадре, но даже пустые просторы Франции умудряются подтормаживать. Текстуры подгружаются прямо на глазах (при установке на SSD), модели персонажей крайне бедные, анимации глючные — продолжать можно долго. Хочется верить, что патч первого дня исправит хотя бы часть этих бед.

Какие только секреты не найдешь…

Какие только секреты не найдешь…

Удивительное дело: несмотря на все проблемы, архаичность и одновременно ненужное следование трендам, от Serious Sam 4 все равно сложно оторваться. Да, глючит. Конечно, надоедает бегать по пустым и скучным локациям. Разумеется, хотелось бы более осмысленного прогресса, нежели «смотрите, у нас тут дополнительные задания!». Стоит ли это терпеть ради очередной безумной зарубы с двумя плазмаганами наперевес? Черт возьми, да!

Достоинства:

  • Серьезный Сэм все еще Серьезный;
  • обойма шуток, смешных и не очень (но в основном смешных);
  • олдскульный шутер в духе «один против армии» — все еще рабочая формула;
  • не надо выбивать патроны из демонов, вот же они, просто разбросаны по земле!

Недостатки:

  • попытки осовременить классический рецепт серии в основном выглядят несуразно;
  • техническому исполнению прострелили оба колена;
  • локации вроде и разнообразные, но по итогу какие-то безыдейные.

Графика

Большие пустынные локации, яркие, но скучные пейзажи — глазу не за что уцепиться. Только финальная сцена хоть чем-то удивляет, и то лишь на контрасте с десятью предыдущими часами.

Звук

Для каждой локации припасена своя тема (в русском уровне играет ремикс «Калинки»), а во время яростных перестрелок врубается драйвовый рок, под который нога сама начинает отстукивать ритм.

Одиночная игра

Стрелять — весело. Все остальное — не очень. Хорошо, что в основном надо только стрелять.

Коллективная игра

На релизе из совместных развлечений есть лишь кооператив в сюжетной кампании (до четырех человек), но со временем обещают добавить и новые режимы.

Общее впечатление

Сэм Стоун снова в деле. Пытается зачем-то молодиться. Это ему не идет. Но как жать на гашетку, чтобы было весело, он хорошо помнит.


Разработчики из Croteam создают именно такое продолжение для фанатов подобных развлечений, и, хотя это никогда не было секретом, ждать очередного возвращения Сэма пришлось долго. «Люди просили об этом уже более 7 лет», — отметил Даниэль Лючич (Daniel Lucic) из Croteam в беседе с сотрудниками VG247. И всё это время студия занималась созданием такого движка, который бы позволил выйти на поистине эпические масштабы.


Альфа-версия Serious Sam 4 выглядит пока как намётки будущей игры. На огромной открытой карте, не отличающейся особым богатством цветов и деталей (смесь грязи, деревьев, полей и дорог), главный герой колесит на своём мотоцикле, отстреливая врагов. Оптимальный метод защиты — двигаться назад, истребляя орды чужих. Изменение касается лишь масштабов таких орд — Serious Sam 4 оперирует чудовищными цифрами.

«В наших играх речь всегда шла о множестве врагов, атакующих игрока одновременно. Раньше это были, быть может, десятки. На этот раз речь идёт о тысячах и, возможно, десятках тысяч одновременно. В игре используется система, которая позволяет нам выводить сразу десятки тысяч врагов на экран — я считаю, что мы можем вывести порядка 100 тысяч врагов, — отметил Лючич. — Мы работаем над этим уже пару лет. Дело в том, что все эти бесчисленные противника реальны, и вы можете их убить. Вам нужно убить столько, сколько необходимо, чтобы прорваться через вражеские позиции, но я уверен, что кто-то попытается убить их всех, и не исключено, что однажды ему удастся добиться успеха».


Впрочем, журналистам не показали 100-тысячную армию врагов, но толпы из тысяч противников продемонстрировали. Любопытно, что эти немыслимые и попросту безумные цифры распространяются и на размер карт, на которых могут резвиться одновременно до 16 игроков в кооперативном режиме.

В частности, Serious Sam 4 предложит игрокам карту размером 128 км на 128 км, причём все её закоулки можно при желании посетить. Интересно, что при этом Croteam не считает, что создаёт проект с открытым миром. «Это все ещё довольно линейная игра, концентрированное окружение, но на этот раз речь идёт о гораздо бо́льшем размахе», — подчеркнул разработчик. Хотя общие размеры карты громадны, основное действие происходит в области 4 км на 4 км. Впрочем, никто не мешает игроку забраться на вершину вдали и найти там какой-нибудь сюрприз от разработчиков в награду за любознательность.


Совместная партия в кегли… головами Клиров

Может, совместное истребление зла отвлечет нас от грустных мыслей? Кооперативный хаос впервые в серии рассчитан аж на четверых игроков, но и здесь есть серьезные проблемы. Во-первых, нам предстоит покорить уже пройденное в сюжетном режиме пространство, и вряд ли это вызовет хоть какой-то интерес. Во-вторых, игровой процесс небогат разнообразием, и игрокам остается лишь вовремя поднимать патроны, аптечки и броню.

Обзор Serious Sam 4

Создатель сессии может увеличить количество противников, оставляя игрокам лишь краткие промежутки уровни между сражениями. Но и здесь все линейно – очередная партия злыдней прет прямо на участников битвы, не умея совершать обходные маневры или прятать слабых за спинами сильных. Все, что нас окружает – это открывающиеся порталы, из которых выпадают все новые силы вторжения.

Веселее дело продвигается при использовании перков – способности героев в виде скудного древа навыков позволяют им получать очки здоровья за рукопашные убийства, стрелять на бегу из двух стволов, взбираться верхом на быков, отрывать головы Хнумам и т. д. Перки выдаются за активацию древних артефактов, лежащих в деревянных ящиках. В целом навыки имеют благосклонное влияние на геймплей, но кардинально изменить картину неспособны.

Афера века

Продолжая тему прихвостней Ментала, мы не можем пройти мимо разрекламированной системы «Легион». Данная система является техническим обозначением, означающим выросшие возможности инструментария Serious Engine, благодаря которому игра может безболезненно переваривать десятки и сотни тысяч юнитов на одной карте. Сразу возникает вопрос – какой компьютер необходим, что выдержать натиск подобного количества движущихся объектов?

Обзор Serious Sam 4

Ответ оказался прост – средний. Знакомство с «Легионом» начинается в самом начале игры, когда мы на несколько секунд оказываемся в центре великой битвы, шокирующей количеством противников и невероятной плотностью огня. Задача наша проста – возглавить битву и пробиться к инопланетному порталу. Несмотря на опасения, ноутбук автора обзора с легкостью справился с задачей, а разгадка тайны оказалась обыденной.

Во-первых, никаких сотен тысяч юнитов там нет и близко, а противостоят нам максимум десять тысяч. Во-вторых, все противники статичны и лишены привычных анимаций, они тупо двигают ногами и жмут на курок. В-третьих – сама битва загружается в отдельной небольшой локации, а не в составе уровня. В-четвертых, сама локация абсолютно пуста, лишена каких-либо объектов и архитектуры. К тому же сражение проходит ночью, что тоже благосклонно влияет на производительность. Да и встреч с «Легионом» всего две: в начале и конце игры.

Состоялась полноценная презентация Serious Sam 4: дата выхода, трейлеры, предзаказ и подробности шутера

Компания Devolver Digital и студия Croteam полноценно представили шутер Serious Sam 4. Разработчики подробно рассказали об игре, опубликовали геймплейные трейлеры, открыли предварительные заказы и объявили дату выхода. Вместе с тем в Steam началась распродажа игр серии.


Serious Sam 4 будет приквелом к серии. На Землю напали орды Ментала. Остатки человечества пытаются выжить, а защищает их армия под предводительством Сэма Стоуна по прозвищу Крутой Сэм. Среди инопланетных захватчиков вы узнаете безголовых камикадзе, безголовых ракетчиков, скелетов с Клира, утиль-ракетчиков, сирианских быков-оборотней и хнумов. Но в Serious Sam 4 будут и новые враги: обработанные, рыгуны, ревнители и многие другие.

Шутер можно будет пройти с друзьями в кооперативном режиме на 4 игроков. Оружия для этого хватит с головой: улучшаемые пиломёт, двустволка, миниган, дробовик, пушка и многое другое подойдут под те или иные ситуации. Помимо миссий основной кампании, в игре будут побочные задания.

В Steam уже открыты предварительные заказы на стандартное и Deluxe-издание Serious Sam 4 за 725 и 930 рублей соответственно. Расширенное издание включает в себя эксклюзивный скин для оружия в виде классического автомата Томпсона, оригинальный саундтрек от Дамьяна Мравунаца (Damjan Mravunac) и цифровой артбук.

Serious Sam 4 выйдет в августе 2020 года на ПК и в облачном сервисе Google Stadia.

Потянет ли мое ведро юмор Сэма?

Заканчивая описание Serious Sam 4, мы должны затронуть техническую часть, находящуюся, несмотря на обещания разработчиков, в плачевном состоянии. Общая оптимизация на релизе недалеко ушла от корявых бета-билдов, а плавность картинки может разочаровать даже мощные игровые системы. При этом потеря кадров в секунду может происходить в какой-либо пустой подворотне, а во время серьезных замесов все приходит в норму.

В целом бюджетный ноутбук c процессором Intel Core i5 8300H и видеокартой GeForce GTX 1050 на 2 Гб без проблем переварил игру на средних настройках. Но подобная конфигурация является минимально допустимой, а при попытках выставить качество выше рекомендуемых, Serious Sam 4 просто крашится.

Огорчают и неигровые персонажи, они просовывают глупые головы сквозь текстуры, вдруг зацикливаются на одной фразе, несут ахинею и всячески раздражают. Особые эмоции доставляет сам Сэм, имеющий привычку застревать ногами в малейшей неровности. Единственное, что у разработчиков получилось на пять с плюсом, так это бодрый саундтрек, сочетающий классические мотивы в современной обработке.

Обзор Serious Sam 4

  • Традиционный для серии хаос
  • Большой и разнообразный бестиарий, впечатляющий арсенал
  • Отличный саундтрек
  • Кооператив на четырех игроков
  • Незамысловатый сюжет
  • Устаревшая графика
  • Провальный дизайн уровней
  • Неудовлетворительная оптимизация и искусственно завышенные системные требования


Все кончено, Сэм. Ты проиграл? Мы не будем делать категоричные выводы, а в качестве реабилитации разработчиков спишем часть грехов на COVID19, серьезно повлиявший на разработку игры. Но, все же, нас не покидает ощущение, что Serious Sam 4 могла быть гораздо круче, а вина в провале лежит отнюдь не на коронавирусе.

Я тут, уроды безголовые!

Действие Serious Sam 4 проходит в первые месяцы вторжения, когда армии Ментала вовсю жмут на Лиссабон, Париж, Рим и Тунгуску. Противостоит оккупантам традиционный амбал Сэм, таскающий еще непоношенные джинсы и во всю хохмящий, временами напоминая своим необузданным юмором Тревора Филипса. Особых надежд у объединенной армии Земли нет, поэтому нам предстоит совершить путешествие в Ватикан и отыскать Святой Грааль, способный обеспечить перелом в войне.

Обзор Serious Sam 4

Сюжетные перипетии назвать сюжетными очень сложно, а основную информацию о первых месяцах войны мы получаем из разбросанных по локациям радиоприемников, а также из летающих по пустым улицам дронов-пропагандистов. Из приемника вещает радиолюбитель, а из дрона главный коллаборант Земли, управляющий захваченными территориями от имени Ментала. Больше отмечать в сюжете нечего, гораздо веселее прогуляться по Риму с миниганом в кармане.

Читайте также: