С кого написан добрыня никитич васнецова

Обновлено: 02.07.2024

Богатыри издревле считались героями русских былин и сказаний. Притом во многом они отражали реальные архетипы и даже реальные исторические события. В конце концов, опорой древнерусских князей действительно были дружинники — тяжеловооруженные конные воины, которым «начальство» могло доверять и иные задачи, помимо военной службы.

Исследователи считают вторым «по популярности» богатыря Добрыню Никитича. Это почётное место (после Ильи Муромца) он заслужил благодаря многочисленным упоминаниям в былинных сюжетах.

Добрыня Никитич, как правило, наделяется многими положительными качествами: он сильный, храбрый, учтивый, часто выполняет поручения князя Владимира Красно Солнышко (притом иногда вызывается сам).

Художник Виктор Васнецов. Фрагмент картины «Богатыри», изображающий Добрыню. Художник Виктор Васнецов. Фрагмент картины «Богатыри», изображающий Добрыню.

«Воротился добрый молодец на родиму сторону – Покончил Добрынюшка службу царскую. » (с) Добрыня возвращается со службы. По тексту сборника: Миллер, БН и НЗ, № 36. Записано у донских казаков.

Добрыня считался образчиком верной службы князю, наиболее приближенным к Владимиру. Иногда в былинах его называют боярином или даже родственником самого «Красно Солнышка».

Известно, что Владимир Красное Солнышко — образ собирательный. Но у настоящего Владимира, который князь Киевский и креститель Руси, был дядя по имени Добрыня.

Был ли он прототипом Добрыни Никитича?

Возможно, хотя личность крайне неоднозначная. Вообще, в фильме «Викинг» (если бы его снимали по уму) должен был фигурировать именно Добрыня, а не Свенельд. Ведь именно Добрыня, если верить летописям, «оскорбился» от слов Рогнеды. Да и неудивительно, ведь если Владимир был «робичичем», то Добрыня тогда — брат «рабыни» Малуши.

«Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», 1918 год. Картина Виктора Васнецова «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», 1918 год. Картина Виктора Васнецова

Исторический Добрыня, конечно, такого не стерпел и приказал/посоветовал Владимиру «быть с ней перед отцом её и матерью» (что мы видели в фильме довольно странным образом). Отец и два брата Рогнеды в итоге были убиты. Доболталась, что называется.

Впрочем, возможно, это был лишь повод. Или последующее оправдание. Не стоит забывать и о том, что в суровые языческие (да и в более поздние христианские) времена подобные поступки не были чем-то из ряда вон выходящим. Кроме того, слова Рогнеды по стандартам того времени были действительно серьезным оскорблением.

Что ещё мы знаем про исторического Добрыню? Он, судя по всему, был верным помощником и соратником Владимира. Не только помогал ему в войне с волжскими булгарами, но и крестил Новгород (а значит, ставил верность племяннику выше языческих ценностей). «Огнем и мечом крестил» — это спорно, «показания противоречивы».

У меня ещё вызывает ухмылку совет Добрыни Владимиру заключить мир с волжскими булгарами (вольное изложение): «богатые ребята в сапогах, дань платить не будут. Поищем лучше лапотников» (богатых лучше грабить один раз, а тех, у кого нет ресурсов на большую армию/наемников, можно грабить постоянно). Короче, прожженый циник был дядька у князя Владимира)

Однако, спорные деяния правителей зачастую довольно быстро забываются народом. А потому, Добрыня мог сначала стать героем «около-исторических» былин, а потом перекочевать в «сказания старины глубокой» как Добрыня Никитич, почему нет?

Кстати, в былинах Добрыня часто а) сватается от имени Владимира к Апраксе-королевичне (что можно считать отголоском истории с Рогнедой) б) побеждает Змея Горыныча (что можно интерпретировать как борьбу реального Добрыни с язычеством). Такие дела.

Контекст создания картины

Первый набросок Васнецов сделал в начале 1870-х годов в Париже в мастерской своего друга Василия Поленова. Виктор Михайлович хотел подарить эту безделицу товарищу, на что последний ответил: «Преподнесёте, когда исполните картину».

В.М. Васнецов «Витязь на распутье», 1882.

Осуществление замысла стало для Васнецова, как он сам говорил, «долгом, обязательством перед народом, который [меня] вырастил, воспитал, вооружил умением». «Я работал над «Богатырями», может быть, не всегда с должной напряженностью, но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука!» — признавал живописец.

Огромный холст переезжал вместе с художником и его семьёй с квартиры на квартиру; из Москвы в Киев и обратно; летом — за город. Сын Васнецова Алексей вспоминал: «Богатыри» — это для нас была… не картина, а что-то необходимое в жизни — постоянная обстановка жизни, как стены, потолки, обед, чай".

Васнецов несколько раз переделывал отдельные места. Особенно долго он искал образ Добрыни Никитича. За основу был взят эскиз, сделанный с одного крестьянина, а детали — с портретов родственников. В итоге лицо Добрыни стало собирательным типом Васнецовых.

В.М. Васнецов «Богатыри».

Лицо Ильи Муромца художник собирал черта за чертой, наблюдая за крестьянами. А для Алёши Поповича позировал младший сын Саввы Мамонтова Андрей. Кстати, из конюшень Мамонтова и богатырские кони — их приводили в поле к Васнецову, где тот фактически поселился, чтобы писать картину.

КАРТИНА «БОГАТЫРИ» ПИСАЛАСЬ 25 ЛЕТ?

«Богатыри» – картина Виктора Васнецова. Главные персонажи – герои многих легенд: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Несмотря на разную историю у каждого богатыря, все они защищали свою землю и сражались за Родину. И, конечно, все они были обожаемы народом.

История создания

Творчество Васнецова знакомо сегодня каждому россиянину, ведь каждый, будучи ребенком, видел картины Васнецова в любимых русских сказках. Иллюстрацию с «Богатырями» очень часто воспроизводят в школьных учебниках, чтобы вызвать у ребят чувство патриотизма. В поисках возвышенных чувств художник обращается к русским былинам и сказкам. В детстве и сам Васнецов любил народные сказки. Он знал и любил историю своей страны, и эту любовь ему удалось воплотить на своих полотнах.

Васнецов работал над картиной почти двадцать лет. Замысел у него возник еще в 1871 году. От карандашного наброска богатырей до начала работы над огромным полотном – целых 10 лет раздумий. Васнецов изучал народные сказания, обдумывал детали, готовил эскизы и проводил подготовительные работы, присматривал натурщиков для богатырей и подбирал подходящих скакунов. В апреле 1898 года полотно было закончено и выкуплено М. Третьяковым для его галереи. Богатырь (от древнеалтайского слова «багатур» – воин, полководец или эпический герой) был средневековым воином на Руси, сродни западноевропейскому странствующему рыцарю.

Герои картины

Кто же тогда эти три эпических героя? Самый первый – княжеский сын Добрыня Никитич, второй – крестьянский сын Илья Муромец, третий – сын священника Алеша Попович. Это исторические герои, физически сильные и умные воины, которые обладали великими военными добродетелями. Васнецов художественно передал не только образы своих героев, но и отметил их принадлежность к разным социальным укладам русского общества того времени. Трое героев служили князю Киевскому Владимиру I. И каждый из них, как правило, известен определенной чертой характера: Алеша Попович – смекалкой, Добрыня Никитич – мужеством, Илья Муромец – физической и духовной силой. Все они преданы защите своей Родины и народу.

Прекрасный создан пейзаж! Трое героев находятся на широкой равнине с низкими холмами, среди желтой травы и небольших редких деревьев. Небо пасмурно и тревожно. За горой виднеется глубокий овраг. Пейзаж прост: широкая полоса ковыля и полустепь с редкими карликовыми елями. В воображении зрителя в этом невидимом овраге скрываются русские войска, готовые по приказу трех героев ринуться в атаку на врага, угрожающего их родной земле.

Добрыня Никитич

Добрыня Никитич – по нраву добрый, умный, любимый в народе. Живописец не скрывает его принадлежности к княжескому роду (драгоценные княжеские доспехи свидетельствуют об этом). Его щит сделан из дорогостоящего красного металла с золотой инкрустацией. На груди блестит большая золотая цепь – знак княжеского рода. Меч Добрыни вложен в золотые ножны с драгоценными камнями, а нарядные сапоги бирюзового цвета заключены в позолоченные стремена. Его взгляд – суровый и хмурый – выражает готовность к защите Родины (даже рука придерживает нож, готовый выйти из ножен и победить врага). Конь Добрыни тоже свидетельствует о статусе своего хозяина. Это княжеский конь, который заметно отличается от рядом стоящих коней. Конь Добрыни – чистокровный белый арабский бегун с горящими глазами и вздутыми ноздрями (они символизируют готовность к бою). У лошади широкая грудь и ловкие, быстрые ноги. Убранство коня, как и одеяние Добрыни, дорогое. Его уздечка украшена золотыми медальонами. Лошадь готова рвануться за поводья уздечки.

Добрыня изображается в былинах как драконоборец (богатырь, убивающий дракона Горыныча), одержавший победу храбростью. Ко всему прочему, Добрыня – музыкант, шахматист, лучник и борец, известный своими особыми знаниями и вежливостью. Историки считают, что этот персонаж произошел от настоящего славянского полководца Добрыни, который руководил войсками Святослава Великого и наставлял его.

Илья Муромец

Совсем другой герой – Илья Муромец. Самая большая фигура на картине. Его взгляд устремлен вдаль, он рассудительно оценивает ситуацию и территорию. Илья Муромец готов принять необходимое решение (вполне вероятно, это именно его приоритетная задача). Его черный и лохматый «ворон», типичный конь былины, столь же могуч и силен, как и его всадник. Конь круто выгнул свою шею, глядя в сторону одним налитым кровью глазом. Стоит ему сделать ход, и земля загудит под его тяжелыми копытами, а из его ноздрей вырвется пар и пламя.

Согласно легендам, Илья, сын крестьянина, родился в селе Карачарово, недалеко от Мурома. В юности он тяжело заболел и не мог ходить до 33 лет, пока его чудесным образом не исцелили два паломника. Затем он получил сверхчеловеческую силу от умирающего рыцаря Святогора и отправился освобождать Киев от Идолища, чтобы служить князю Владимиру (Красное Солнышко). Прототип главного витязя для Васнецова послужил сам Святой Илия Печерский, мощи которого покоятся в пещерах Киево-Печерской лавры.

Алеша Попович

Самый правый герой в композиции картины – Алеша Попович. Он держит лук со стрелами. Невозможно не отметить резкий контраст: по сравнению с другими могучими героями, Алеша Попович выглядит худощавым. Да, он не силен физически, не могуч, но его, как уже было отмечено выше, отличает смекалка. Алеша Попович не только воин – он играет на боку. Он играет им в короткую минуту, радует героев гимн. Алеша Попович (буквально Алексей, сын священника), наряду с Добрыней Никитичем и Ильей Муромцом, является богатырем (то есть средневековым странствующим рыцарем). Он самый молодой из трех главных богатырей Киевской Руси. В сказаниях он описывается как хитрый сын священника, который побеждает, обманывая и перехитрив своих врагов. Алеша Попович известен своей ловкостью и лукавством (последнее качество, кстати, Васнецов мастерски передал через взгляд героя). Обманом он победил и дракона Тугарина Змеевича.

Интересно, что прототипом Алеши Поповича послужил 13-летний сын мецената Саввы Мамонтова – Андрей. К сожалению, через 8 лет, в самый разгар работы над полотном, он умер от осложнений после простуды. Васнецову пришлось завершать работу по памяти.

Любимой картиной Виктора Васнецова всегда считалась «Аленушка», а вот самой важной талантливый русский живописец считал «Богатырей».

Ева СИЛЬВЕР

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!

Сюжет полотна

В чистом поле на боевом дежурстве главные былинные герои-защитники: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Они оглядывают окрестности — не видать ли врага али не творится где несправедливость какая. Этим сюжетом Виктор Васнецов хотел на пороге 20-го века обозначить преемственность героического прошлого русского народа с его великим будущим. Богатыри здесь — это не конкретные былинные персонажи, но аллегория созидательных сил. При этом поле — не конкретное место на карте, а вся Русь.

11.jpg

Богатыри «жили» в разное время и могли «встретиться» только на картине Васнецова. Когда Илья Муромец был таким, каким его изобразил художник, Добрыня должен был быть стариком, а Алёша Попович — мальчиком.

Богатыри «жили» в разное время и могли «встретиться» только на картине

За героями — могилы воинов, павших в битвах. На переднем плане — молодая поросль как символ грядущих поколений. Герои находятся между символами прошлого и будущего как звенья в бесконечной цепи защитников Родины.

История создания шедевра В. Васнецова

Богатыри отмечают солидный юбилей. 140 лет назад Виктор Васнецов сделал первый карандашный набросок трех былинных героев - Добрыни Никитича, Ильи Муромца и Алеши Поповича. Титанический труд над полотном занял почти 20 лет.

Три богатыря Васнецова: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. Могучие, крепкие, непоколебимые. Не страшны им ни метели, ни ураганы, ни века.

"Васнецов как раз вспоминал о том, что он увидел в Абрамцево три дуба. Он увидел их из окна своей мастерской и они помогли ему создать образ богатырский, то есть богатырского духа", - рассказывает Елена Митрофанова, заместитель директора государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника "Абрамцево".

От карандашного наброска богатырей до начала работы над огромным полотном - 10 лет раздумий. Васнецов изучал народные сказания, обдумывал детали и главное - присматривал натурщиков для богатырей.

Здесь до сих пор все через одного с фамилией Рахмановские. Когда-то их предка помещик проиграл в карты, так вся семья польского печника переехала к новому барину в Подмосковье. Рахмановские почти все были необычайно высоки, широкоплечи и статны. С них и писал этюды Васнецов.

Правда, в итоге в качестве модели для Ильи Муромца художник все-таки выбрал крестьянина из соседней деревни - русского мужика по фамилии Петров. В другом богатырском образе угадывается сам автор - Добрыню Никитича Васнецов рисовал с себя. А вот выбор натурщика для Алеши Поповича до сих пор называют самым загадочным.

"Почему он стал моделью сказать трудно. Ведь он его начал писать мальчиком, а на полотне юноша, причем не просто юноша, а богатырь русской природы", - говорит Светлана Волкова, ведущий научный сотрудник государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника "Абрамцево".

Сыну предпринимателя Саввы Мамонтова, начинающему художнику Андрею исполнилось всего 13 лет, когда Васнецов начал писать с него Алешу Поповича. Через 8 лет, в самый разгар работы над картиной, юноша простудился в Киеве, когда расписывал Владимирский собор, и по приезду домой умер. Виктор Михайлович дорисовал его по памяти.

Васнецов долго выбирал пейзаж достойный своих богатырей. Пока однажды, прогуливаясь по усадьбе друга, не вышел на широкое поле, почти со всех сторон защищенное густым, непроходимым лесом. Чем не символ красоты и величия русской земли!

На поле Васнецов буквально поселился - здесь для него построили мастерскую, сюда же приходили натурщики и сюда же приводили лошадей.

Самую дорогую, так называемую улучшенную, русскую лошадь с примесью восточных кровей - для Добрыни Никитича, княжеского воина. Для ростовчанина Алеши Поповича - степного коня, а для крестьянина Ильи Муромца - русского тяжеловоза.

"Под всадниками лошади стоят как вкопанные, потому что они каждый день участвуют в переходах, боевых действиях, и сидят на них мужчины и с ними, как говорится, не забалуешь", - говорит тренер-преподаватель Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева Татьяна Демина.

Былинные герои должны были выглядеть как можно реалистичнее. Художник часами бродил по историческому музею, изучая оружие и доспехи. Но 10,12 и 13 века, к которым относятся богатыри, в веке 19-м были еще мало изучены.

"Их вооружение, конечно, должно было быть другим: у них должны были быть кольчуги, у них должны были быть шлемы в форме вытянутой шапочки", - рассказывает ведущий научный сотрудник отдела археологии Государственного исторического музея Наталья Асташова.

По мнению экспертов, у Васнецова древнерусские богатыри вооружены скорее как средневековые воины. Но и в этом величие картины. Защитники земли русской будто бы прошли сквозь время и остановились. На вечной страже родных рубежей.

«Богатыри» Васнецова

«Богатыри» — это для нас была… не картина, а что-то необходимое в жизни — постоянная обстановка жизни, как стены, потолки, обед, чай».

Читайте также: