Роль кого вы играете обычно в реальной жизни

Обновлено: 08.05.2024

Уже ни для кого не секрет, что мы сами выбираем, каков будет наш удел на Земле.

Вы можете, конечно, возразить: "Да чтобы я выбрала себе вот такое? Да не может этого быть! Да я ни за какие коврижки не выбрала бы себе столько страданий и невзгод"!

Но удивительного в этом нет ничего. Все живущие на Земле понимают: чтобы получить заслуженную награду, надо потрудиться. Просто так в жизни ничего не даётся! Такое же понимание и там, на Небесах. Чтобы поднять свои вибрации, надо начинать снизу. А в гору идти всегда труднее. Вот мы и получаем! По полной!

Одного маленького мальчика спросили, как он думает, что делают все люди на земле. Он, не задумываясь, ответил: «Играют».

Да, мы все играем здесь роли. У каждого своя игра и своя роль.

Некоторые наивно полагают, что они пришли затем, чтобы переделывать тех, кто рядом. Какое заблуждение! Потому что каждый пришёл в этот мир переделать, прежде всего, САМОГО СЕБЯ. А эта задачка посложнее, чем переделывать других. И оценивать свой результат тоже придётся самому, поскольку наш лучший контролёр-кто? Правильно, наша Совесть. И мы не смеем указывать другим, какова должна быть их роль, мы и в своей-то роли мало что понимаем, до поры, до времени. Для этого существует режиссёр- постановщик (знаете, кого имею в виду) и его помощники, которых не так много. Это Ангелы и знаковые для нас персонажи.

По сути, мы - актёры и просто выбираем себе роль.

Любой артист старается выбрать себе роль похарактернее и поинтереснее, пусть она и не первого плана. Даже роль нищего может быть намного интереснее и многограннее, чем роль короля. И она может запомниться зрителям больше других (вспомните Фаину Раневскую, она всегда играла роли второго плана, но мы же помним её игру!). А если это всё же король, то надо сыграть его так, чтобы он не был похож на королей, которых уже сыграли другие актёры. По такому же принципу мы выбираем себе роли, будучи ещё на Небесах: чем сложнее, тем интереснее.

Когда мы вернёмся на Небеса, будет совсем неважно, кто и какую роль играл на Земле. Дело ведь не в том, КОГО мы изображали, а в том, КАК мы отыграли эту роль. В роль надо вкладывать душу, заставить зрителя плакать и переживать, смеяться и сочувствовать, негодовать и любить. А если вы не пропускаете эти чувства через себя, зрителю будет неинтересно.

Вы можете завоевать любовь зрителей в любой роли, главное, отдаться ей сполна. И там, на Небесах, только один критерий: справился ты с ролью или нет. Но даже если не справился, никто тебя не осудит. Потому что ты старался. И в следующем воплощении- роли ты непременно отыграешь как надо.

Придя на землю, мы как-то забываем про всё это. Может быть, мы пришли сыграть роль шута, но, попав на Землю, мы попадаем под влияние окружения, где каждому хочется занять место поважнее и позначимее. И побыстрее! И неважно, что все короли и принцессы похожи. Королём-то быть престижнее. Помните песенку из известного фильма?

«Почти у каждой роли всегда найдётся «НО»,

И вы решайте сами, что лучше, а что хуже.

Имелись бы короны- желающих полно,

А колпак с бубенчиком?

Ну, кому он нужен?»

Бывает, мы смеёмся над кем-то, за глаза (а то и в глаза)называя его неудачником, дурачком, шутом гороховым. И даже не подозреваем, что в этот момент, возможно, он играет ту самую роль, вызывая всех нас на эмоции. Так полагается по ходу его спектакля.

Мы все стараемся приспособиться к жизни, чтобы всё было не хуже, чем у других. Чтобы иметь побольше да побогаче. И начинаем играть чужую роль, служить чужим целям и перестаём думать о том, для чего мы, на самом деле, пришли сюда. Тем самым мы обесцениваем роль, которую сами же и выбрали. А наблюдать Свыше такую игру уже неинтересно. Потому что она шаблонна. Таких много. Человек идёт по накатанному пути. ТАМ понимают, что ничего нового он уже не сыграет. И тогда его убирают со сцены, предоставляя другим возможность сыграть лучше.

Так о чём, бишь, я тут талдычу?

Неважно, какая на нас надета одежда и какое место под солнцем занимаем мы в земной жизни. Наша задача- выполнить то, зачем мы пришли. Вспоминайте! Слушайте себя, слушайте голоса ваших Ангелов, голос своей Души. Это пока он тихий. Но стоит услышать его только раз, и вы начнёте общаться взахлёб.

Ради всего этого я и стараюсь дать вам хоть какие-то знания, чтобы вы как можно быстрее определились, кто вы есть в этом воплощении. Скоро я вам расскажу ещё и про Программные Портреты. Через них вы сможете получить ответы на многие вопросы, волнующие вас.

Роли в нашей жизни

Человек – это очень сложное, многогранное существо и поэтому очень трудно создать некое "полное" его описание, "полную" модель, скорее всего практически невозможно. Но при этом иногда полезно просто взять некий образ, метафору и при ее помощи попробовать представить какую-то часть жизни. Например, один из способов описания нашей жизни, нашего поведения – это ввести понятие Роли.
Роль – это то, во что мы играем, она как бы имеет свою цель, свою направленность. С одной стороны, это очень удобно: Роль имеет более-менее подходящий для многих ситуаций набор вариантов поведения. Вернее, Роль – это шаблон, по которому строится поведение в данной ситуации. Плюс еще то, что Роль – это не мы. И ошибки сделанные при исполнении это не наши ошибки. Это виновата Роль.
Проблема Роли – ее узкая направленность и, очень часто, отсутствие гибкости и замкнутость. Обычно, наработки и достижения одной Роли не доступны другой.
Еще одно: обычный человек привык играть 3-4 Роли. Хороший актер имеет в своем репертуаре 7-9 типажей.
Но очень большой плюс Роли это то, что они хорошо известны. Их наборы правил поведения и цели регулярно рассказываются друзьями и знакомыми, обсуждаются в прессе и показываются по телевиденью. Огромное число писателей посвятили себя описанию наиболее часто встречающихся Ролей и их конфликтов между собой. (Как вы понимаете, в некоторых Ролях записано, что они совершенно не выносят некоторые другие Роли).
Итак, можно сказать, что Роль – это шаблон.

И я хочу сразу отметить, что лично я не считаю, что Роль – это что-то плохое и неправильное. Это очень удобная вещь, вопрос только в том, что бы научиться пользоваться ею с максимальной эффективностью.

И как у любого шаблона у нее есть свои достоинства и недостатки. И я ни в коей мере не предлагаю отказаться от Ролей (если вообще такое возможно).

Вопрос только в том, кто кем управляет: вы Ролью или она вами.

Расширение Ролей.

В какой-то мере, вы уже тренировали первую часть этого упражнения: "Вхождение в Роль". Но теперь задача немного другая – сделать ваши Роли гораздо более гибкими. Впрочем, и вас тоже.
Здесь дано описание работы с Мета-Ролью. В случае работы с ситуативной Ролью просто на первом шаге работа ведется с нею, а не с Мета-Ролью.

1. Старая Роль.

Какую Роль вы играете по жизни. Какова ваша Мета-Роль. Дайте ей имя и придумайте метафору, характеризующую ее.

2. Новая Роль.

Подумайте, с какой Новой Ролью вы хотели бы поработать. Старайтесь, для начала, выбрать Роль противоположную той, которую вы больше всего играете по жизни. В этом случае нам будет проще работать.
Но выберите противоположную не формально, а качественно. Например, ваша обычная Роль – "Победитель". Формально противоположная тогда – "Проигравший". Ну, а качественно противоположная – "Свободный". Или "Спокойный". Это зависит только от вашего личного понимания этого качественного различия. И так же, как в первом шаге, дайте имя и придумайте метафору Новой Роли.

3. Образ Новой Роли.

Представьте себе образ наиболее, по вашим представлениям, соответствующий данному типажу. Либо вы в этом состоянии, либо человек, наиболее характерный в жизни в этой Роли, либо собирательный образ, как бы архетип: "Великая Мать", "Деловая Женщина", "Супергерой".
Поставьте этот образ на расстоянии шага от вас. И как только он станет достаточно четким, войдите в него. И отпустите свое тело. Разрешите ему действовать так, как оно сочтет нужным. Походите, прочувствуйте что изменилось в движениях, в восприятии мира. Поговорите. Послушайте, как меняется голос. Короче, вживитесь в эту Роль.

4. Выяснение отношений.

А.
А теперь обернитесь и посмотрите на образ своей старой Роли. Что вы о ней думаете? Что вы можете о ней сказать с позиции Новой Роли?
Б.
Вернитесь в Старую Роль. Что вы можете сказать о вашей Новой Роли? Что ей посоветовать или о чем спросить?

5. Внешняя позиция.

Выйдите за пределы этих двух Ролей. Посмотрите на них со стороны. Что хорошего в каждой из этих Ролей? Что может дать Старая Роль Новой Роли? Что может взять Старая Роль у Новой?

6. Расширение Ролей.

А теперь приблизьте эти образы друг к другу, чтобы они соприкасались. Пусть они обменяются тем наиболее полезным и ценным, что у них есть. И посмотрите, как изменятся образы. После чего позвольте этим образам раствориться в вас. Проинтегрируйтесь с ними.
Можно сделать это, посадив эти Роли себе на руки и медленно приблизив их так, чтобы ребра ладоней соприкасались. Но не сжимать их! А объединиться можно прижав руки к груди и "втолкнув" в себя образы изменившихся Ролей. А потом разрешите им раствориться в вас.

7. Проверка.

Подумайте, что изменится в вашей жизни после всех этих изменений. Что конкретно изменится. Попробуйте все это проговорить и представить.

Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.

Роли, которые мы играем в жизни: Почему их разнообразие полезно, а избыточное пребывание в одном амплуа - опасно?

Видели ли вы человека, занимающего высокую должность, который вне работы продолжает командовать - близкими и совершенно посторонними людьми? Может, знаете девушек, которые ведут себя холодно, с показным безразличием даже с теми парнями, которые им сильно нравятся? Или у вас есть знакомый, который на все дружеские вечеринки является в строгом деловом костюме? И наверняка вы наблюдали, как женщина отдает всю себя своему ребенку, совершенно забыв о других сторонах жизни. Все эти случаи объединяет то, что люди привыкли пребывать в определенных ролях и как бы законсервировались в них. Они действуют не адекватно ситуациям, а согласно определенному ролевому шаблону, что приводит к негативным последствиям, как для них самих, так и для окружающих.

Между тем, разные ситуации требуют разных ролей. Основатель психологического метода психодрамы Якоб Морено говорил: "Человек развивается тогда, когда развивает свои роли". О типах ролей, об опасностях, которые несет их консервация, и о том, как человеку увидеть свои поведенческие паттерны со стороны, мы поговорили со Светланой Кирюшиной и Наталией Капаевой, психодраматистами, представителями Московского Института Гештальта и Психодрамы (региональное представительство Нижний Новгород).

Согласно теории ролей Якоба Морено, амплуа, которые мы примеряем в нашей жизни, можно разделить на 3 типа. Первый - соматический - связан с телом. Голодный человек, хромой, сутулый, мускулистый - все это соматические роли. Психологический тип - это про чувства, эмоции, настроение, умственные качества (глупый, грустный, занудный, жертва, агрессор). Ну, и социальный тип - про возраст, род деятельности, место в семье и социуме (мама, дочь, бухгалтер, пенсионер). Конечно, все ролевые типы тесно переплетаются в жизни одного человека (допустим "голодная студентка - молодая мама").

Все вышеперечисленные и другие роли здоровый человек надевает адекватно ситуациям. в которых находится в данный момент времени. Он обладает таким значимым качеством, как спонтанность. То, насколько она сильно проявлена у индивида, хорошо видно, к примеру, на школьных дискотеках, когда один подросток отрывается под музыку, ни на кого не обращая внимания, а второй жмется в углу, чего-то стесняется. Или, когда внезапно полил дождь, и кто-то может мгновенно надеть пакет на голову и побежать, а кто-то, даже имея зонт, будет ждать и страдать, пока большинство прохожих не откроет зонты (то есть боится какого-то осуждения, вместо того, чтобы удовлетворить свою потребность). Чтобы жизнь человека была гармоничной, он должен уметь спонтанно "надевать" роли под определенные ситуации. Например, мама может быть ласковой, рассерженной, холодной, любящей, жесткой. Все эти качества будут во благо ее ребенку в отдельные жизненные моменты. А вот если она по привычке станет проявлять мягкость в ситуации, требующей жесткого, радикального решения, то это может нанести ее чаду вред.

Возьмем, к примеру, законсервированную роль "холодная мать". Е е действия способствуют быстрому развитию ребенка, она прекрасно учит его самостоятельности, но в минуты, когда ему требуется помощь и тепло, он чувствует от нее тот же холод. А есть мама, которая во всех ситуациях "любящая" . И своей любовью она способна "задушить" детей: лишает возможности самостоятельно принимать решения, мешает устанавливать контакты с ровесниками и т.д. Социальная роль "Жена" так же подразумевает множество сторон, которые уместно проявлять в разное время по отношению к мужу. А когда какое-то отдельное качество доминирует, в отношениях наступает дисбаланс. Например, женщина может постоянно играть роль ревнивицы, а ее мужчина при этом испытывает дефицит нежности и заботы. Или она бизнесвумен, которая регулярно "приносит" рабочие проблемы в семью. Роль "Руководитель отдела" подразумевает (в идеале) в разных ситуациях и жесткость, и внимательность, и справедливость, и даже жадность. А если человек постоянно истерит, чем-то недоволен с утра до вечера, то, конечно, его подчиненным будет с ним очень сложно.

Можно привести аналогию между превалированием одной роли в жизни человека и занятиями в спортзале. Если ты занимаешься только на одних тренажерах, качаешь только одну часть тела, то остальные мышцы не проработаются. Тело будет выглядеть странно и, вероятно, некрасиво. А если все развивается равномерно, то ты привлекаешь восторженные взгляды и чувствуешь себя прекрасно. Так же нужно стремиться и к гармоничному разнообразию ролей в жизни. Оно позволяет быстро выходить из трудных ситуаций, поддерживать хорошее общение с окружающими, способствует развитию импровизации и креативности. Когда у тебя развиты разные роли, тебе намного легче обнаружить точки соприкосновения, больше шансов найти общий язык с другими людьми. А когда ты проявляешь лишь 1-2 грани себя, то сильно ограничиваешь круг людей, готовых на взаимодействие с тобой.

ПОСМОТРИТЕ НА СВОИ ПРИВЫЧНЫЕ РОЛИ СО СТОРОНЫ

Объективно оценить те роли, которые ты чаще всего играешь в жизни, и понять, каким ролям ты уделяешь слишком мало внимания, можно с помощью метода психодрамы. К слову, он предназначен для решения практически всех существующих психологических проблем в мире. В 2021 году метод отметит 100-летний юбилей. В 1921 году психотерапевт Якоб Морено провел первую психодраму в венском театре. С тех пор метод приобрел огромную популярность и многократно доказал свою эффективность.

Участниками психодрамы вполне могут быть двое человек - психолог и клиент. Но в классическом варианте это групповая терапия. Сам процесс можно разобрать на следующем примере: мама жалуется на то, что не получается найти общий язык с подростком: он спорит, хамит, дерется, убегает из дома. Собственно, мама становится главным героем драмы - протагонистом. Из числа других участников сессии она выбирает тех, кто будет играть ее саму, а также остальные роли, причастные к ситуации. В данном случае, возможно, понадобится только один "актер" - для амплуа ее сына. Далее протагонист примеряет на себе роль сына: озвучивает (со своей точки зрения) его позицию, мировоззрение, чувства к матери (допустим, "я крутой, друзья меня уважают, но родители не понимают, домой возвращаться не хочется"). Затем протагонист вновь возвращается в себя (маму), а другой человек становится сыном. Завязывается диалог, где мама общается, как обычно привыкла, а актер - исходя из заданного паттерна для сына. Уже в этом первом диалоге может всплыть истинное отношение протагониста к действиям близкого человека (к примеру, "Я воспитывала тебя без отца: ты должен мне в ноги кланяться"). У главного героя начинают возникать инсайты, новое понимание происходящего. Потом мать снова становится сыном, ситуация еще больше прорисовывается, проигрывание и смена ролей продолжается.

Что здесь происходит? Человек входит в роль того, с кем у него конфликт, и начинает понимать, что тот испытывает. А еще глазами сына он смотрит на себя со стороны, осознает, в какой обычно роли перед ним предстает. Именно постоянное пребывание в данном амплуа приводило к ссорам. Это осознание изменяет все отношение героя к ситуации. А дальше протагонист может поразмышлять, какую другую роль (в реальной жизни) ему нужно надеть на себя, какой новый шаблон поведения выбрать, чтобы восстановить отношения с важным ему человеком. И тут же на психодраме эту новую роль можно проиграть, проверить.

Примерно по такому же принципу (все нюансы метода, конечно, в одной статье не опишешь) строятся и другие "сюжеты" в психодраме. Так, жена, привыкшая быть в роли "жертвы" в отношениях с мужем, может почувствовать его истинное отношение к себе и, наконец-то, решиться на разрыв. Девушка, которую все время бросают парни, может побывать в их роли, посмотреть на себя со стороны, и увидеть, что она своим поведением всех отталкивает (слишком рано намекает на свадьбу или отстраняется от проявления чувств). И очень многие, кстати, после сеансов психодрамы налаживают отношения с противоположным полом, играют в скором времени свадьбу. А человек, испытывающий проблемы с деньгами, может войти. в ИХ роль, и понять, почему они от него "убегают". Да-да, в психодраме "надевают" роли не только людей, но и животных, вещей, эмоций, природных явлений. Здесь главное - найти точку, с которой можно взглянуть на себя со стороны, объективно.

УПРАЖНЕНИЕ НА ОСОЗНАНИЕ РОЛЕЙ В СВОЕЙ ЖИЗНИ

Если вы хотите объективно взглянуть на то, какие роли в вашей жизни вы играете слишком много, а какие - недостаточно, предлагаем выполнить здесь и сейчас упражнение от наших экспертов.

Таким образом, вы увидите объективную картину происходящего в вашей жизни. Возможно, вам будет грустно от того, что какой-то сектор слишком меленький: тогда стоит обратить на него особое внимание, "прокачать". Кстати, круг может быть не только инструментом мотивации, но и ключом к истинным причинам проблем в жизни. Допустим, ситуация: муж завел любовницу. Если жена нарисует круг с секторами, то может быстро обнаружить причину, почему так вышло: возможно, она посвящала своему партнеру совсем мало времени, уделяла 90% внимания другим ролям. Так же и со многими другими ситуациями в жизни.

Роль-По-Жизни.

Среди множества Ролей которые мы играем часто, иногда, знаем понаслышке и имеем "некоторое представление" обычно есть одна, так сказать Роль-По-Жизни. Ее еще иногда называют СЦЕНАРИЕМ. Это так сказать основной типаж, основной шаблон, а все остальные Роли – только дополненение к ней. Говоря поэтически, Роль-По-Жизни – это основная тема, основная мелодия великой симфонии "Театр Жизни".

Это не означает, что Роль-По-Жизни одна на всю жизнь. Довольно часто люди меняют ее на какую-то другую. Хотя иногда эта смена бывает чисто символической. Поэтому здесь речь пойдет о Роль-По-Жизни на данный момент.

И одни люди регулярно играют Неудачника, роняя чашки на пол и попадая в самые различные неприятности и получая всевозможные травмы. Кто-то играет Спасателя, при чем обычно он сначала портит кому-то жизнь (совершенно бессознательно), а потом совершенно героически спасает того же самого человека. Часто встречается Роль Свободная Натура – человек активно доказывающий, что он свободен от всего подряд, правда обычно совершенно не понятно от чего конкретно и почему при этом он такой закомплексованный.

Естественно, вы можете сами придумать название своей Роли-По-Жизни:

ВысокоНравственный Человек.

Доктор.

Психолог.

Маменькин Сынок.

Победитель.

Игрок.

Доказывающий Всем, Что Он Уверен В Себе (не путать с Уверенным В Себе).

Разгильдяй.

Импотент.

Сексуальный Террорист ( в крайнем случае Сексуальный Терррррорррист)

И хотя большинство вышеперечисленных Ролей подходят и для прекрасной половины человечества (только нужно сменить род), несколько чисто женских Ролей:

Хорошая Девочка.

Ищущая Смысл Жизни.

Джульетта (особенно забавна эта Роль для женщины этак лет 50).

Потаскуха.

Серая Шейка.

Недоступная Красавица (как вариант – Снежная Королева).

Лучший Друг.

Я Вам Не Кто Попало.

Независимая.

Деловая Женщина.

Каждый сам может при желании вложить свой собственный смысл в каждую Роль и позабавиться, придумывая названия Ролей для друзей и знакомых. Это достаточно забавное задание я весьма рекомендую перед тем, как немного задуматься и попробовать определить свою собственную Роль-По-Жизни.

А какова ваша Роль-По-Жизни?

Вхождение в Роль

То, чем мы сейчас будем заниматься, вы делаете постоянно. Особенно много вы это делали в детстве. ЭТО – вхождение в Роль. Дети обычно обучаются играя в игры и примеривая на себя то Роль родителей, то любимых кино- или теле- героев, то Роль персонажей книг. Они играют и обучаются одновременно.
И мы сейчас попробуем немного вспомнить этот способ и научиться им пользоваться в нашей повседневной жизни.
Это ведь только один из множества способов описать человека и то, что он делает в этой жизни. И я не предлагаю вам просто выбрать новую Роль вместо старой. Я предлагаю вам научиться соответствовать ситуации. Как к каждому замку требуется определенный ключ, так к каждой ситуации требуется свое поведение. А когда ключ не соотвествует, либо вы не можете войти в комнату, либо очень долго возитесь с замком и открываете его со скрипом.
А Роль – это только шаблон. И чем больше у вас этих шаблонов, тем к большему числу замков вы можете подобрать ключи.
И идеал здесь – это когда вы можете соответствовать любой ситуации. Как бы умение того, чтобы ситуация "делала" вас. Еще одна метафора – это когда вы становитесь текучими, как вода. И можете заполнить любую емкость.

0. МетаРоль.

Подумайте о том, какую Роль вы играете по жизни. Придумайте или вспомните метафору к этой Роли.
Это может быть некий образ, фраза, плюс настроение.
"Вообще-то я замужем".
"Мне ТАК грустно".
"Никто МЕНЯ не любит".
"Я ТАК РАД вас всех видеть!"

1. Выбор новой Роли.

Мне бы хотелось, чтобы вы подумали и выбрали для себя такую Роль, которая вам интересна и которая вам может дать что-то новое, обучить чему-то интересному. Обычно, я предлагаю взять Роль противоположную той, которую вы обычно играете по жизни. Или ту, которую вообще никогда на себя не примеряли. Если вы по жизни Застенчивый, то попробуйте Роль Наглеца или Донжуана. Если же ваша обычная Роль – Шикарная Женщина, то возьмите на пробу Роль Скромной Девушки.
"Противоположности не противоречат, а дополняют друг друга".
И попробуйте придумать обозначение – фразу, действие, эмоцию для этой Роли. Как в упражнении, когда вы делали сценку. Может, это будет любвеобильный мужчина, который так вкрадчиво говорит: "А как вас зовут?". Или девушка, которая скромно потупясь и ковыряя землю, произносит "Я тут ни при чем".

2. Создание образа.

Представьте себе образ, который для вас обозначает эту Роль. Обычно я предлагаю три способа для этого:
1. Вы можете представить себя, играющего эту Роль. Как вы выглядите со стороны.
2. Вспомните человека, который прекрасно играет эту Роль. Это может быть ваш знакомый, киногерой, и даже герой книги.
3. Создайте как бы архетип Роли. Завистник, Герой, Супермен. Это как бы чистая Роль, без всяких нагрузок.
Естественно, для у каждого способа есть свои достоинства и недостатки. Когда вы выбираете образ самого себя, играющего эту Роль, то все зависит от того, хорошо ли вы ее умеете играть или не очень.
Если вы выбираете другого человека, то вместе с Ролью вы можете получить и его болезни и комплексы. Правда только на время игры. Но, если он играет хорошо, то и вы скорее всего будете это делать естественно и достоверно. Это можно назвать "Правило Жены и Тещи". Или "Правило Мужа и Свекрови".

"Когда вы женитесь, вместе с женой вы получаете в нагрузку всех ее родственников".

То же самое для того случая, когда вы выходите замуж.
Это для тех, кто в силу определенных причин не может жениться.
Архетип же не несет в себе никаких нагрузок, но он слишком неестественный. Как герой в мексиканском телесериале. Если это негодяй, то ничего человеческого в нем нет. А если она порядочная девушка, то все вокруг гады и делают подлости, а она всегда хорошая и тут не при чем. От архетипа хорошо обучаться Роли, но брать за образец я бы не особенно рекомендовал. Он требует еще человеческого наполнения.

3. Вхождение в образ.

А теперь войдите в этот образ. И отпустите свое тело. Разрешите ему делать то, что оно считает нужным. Если оно захочет как-то изогнуться, сменить позу, расслабиться или напрячься, то разрешите ему это сделать. Будьте просто сторонним наблюдателем. Разрешите Роли играть вас. Но не забывайте, что пульт управления находится у вас. И она вас играет только до тех пор, пока вы ей это разрешаете.
Обычно я говорю, что с одной стороны это чрезвычайно простая техника, а с другой стороны, чрезвычайно сложная. Простота в исполнении. Трудность в отказе от контроля. В том, что нужно "отпустить" себя, в пассивности.
Я не говорю о страхе перед чем-то новым. Это само собой.

4. Вживание в Роль.

Для того, чтобы лучше вжиться и лучше осознать все те изменения которые произошли, немного поговорите, пройдитесь, поделайте разные дела и подумайте о разных вещах. Вживитесь в этот образ. Вернее разрешите этому образу на время вжиться в вас.
Попробуйте несколько раз войти и выйти из этой Роли. Прочувствуйте отличия между вашим обычным состоянием и этим новым. Вхождение в Роль напоминает примерку новой одежды. К ней нужно привыкнуть.

5. Взгляд со стороны.

А теперь отойдите в сторону и взгляните на обе ваши Роли – МетаРоль и Новую. Чем они отличаются? Как меняется ваше восприятие и ваше мышление? Найдите и проговорите эти различия.
После этого подумайте о том, к каким ситуациям подходит ваша старая Роль, к каким новая. А где они не подходят обе и нужно что-то другое. Найдите то, что объединяет эти типы ситуаций и попробуйте это сформулировать.

Статья:: Роли в нашей жизни

Маски из папье-маше

И как у любого шаблона у нее есть свои достоинства и недостатки. И я ни в коей мере не предлагаю отказаться от Ролей (если вообще такое возможно).

Вопрос только в том, кто кем управляет: вы Ролью или она вами.

Как правильно играть свои роли в жизни

Алла Спиваковская

Любой из нас представляет собой внушительную толпу разных личностей. Множественность наших “я” – это множественность ролей, которые мы играем в жизни. На работе я одна, на отдыхе – другая, в доме своих родителей – не такая, как в собственном. Не так легко определить, какое же из этого множества “я” есть главное, определяющее.

С юности нам внушают: надо быть цельным человеком, гармоничной личностью. Но если наше “Я” – это сплав, конгломерат множества столь разных и противоречивых ролей, тогда задача прийти к целостности затрудняет каждого из нас. Не так легко определить, какое же из этого множества личностей есть главная, определяющая.

Мы не понимаем про себя, что же нам следует делать, может быть исполнять только несколько главных ролей и придать забвению второстепенные, ненужные. Однако, дело совсем не в этом. Как показывает опыт и практика, в человеческой жизни практически нет разделения на главные и второстепенные роли, на роли хорошие и плохие. Все человеческие роли важны и необходимы. Эффективность или неэффективность той или иной роли зависит не от ее содержания, а от того насколько осознанно эта роль выбрана и насколько сознательно исполняется.

Важно, чтобы наши жизненные роли являлись результатом нашего собственного сценария, чтобы роли выбрались осознанно и исполнялись с определенной четко осознаваемой целью. Дело не в том, что мы бываем разными. А в том, что роли, которые мы исполняем, бессознательные, вынужденные. Как будто не мы, а что-то неведомое в нас выбирает за нас эти роли. Как будто мы проживаем не свою жизнь, исполняем не свой сценарий, а тот, который вдруг возникает под влиянием обстоятельств, случайных ситуаций, социального, семейного окружения – да чего угодно, вплоть до погоды и времени года. В этой стихийной, случайной жизни, играя нам самим непонятные роли, мы лишь иногда попадаем в точку, а чаще ошибаемся.

Стоит задуматься, в какой мере та или иная роль отражает мою истинную сущность, насколько исполнение роли содействует моим жизненным интересам. Такой вопрос уже сам по себе полезен. Допустим, есть некая женщина. С мужем она – секс-бомба, в глазах отца – неудачница, с ребенком – нежнейшая мать, на работе – суетливая и мелочная. И все это происходит в ее жизни стихийно, она многого даже и не замечает, не отдает себе отчета в собственных действиях. И если начнет беспристрастно изучать, какая она в разные моменты своей жизни, в разных обстоятельствах, в разной обстановке, то обязательно удивленно спросит себя: а где же я?

Часто у нас утрачивается ощущение собственного бытия. Кажется, будто не я живу, а мною живут, через меня живут. Ко мне как к беатотерапевту приходят на прием мужчины и женщины, молодые и не очень молодые, и рассказывают: “Я принимаю какое-то решение и чувствую внутри голос своей матери, которая говорит мне: “Надо поступить так”, и я делаю то, что велит мне этот голос”. Или клиентка признается, что очень часто выбор в ее собственном внутреннем мире делает не она, а ее муж, она же идет наперекор себе, только чтобы ему угодить. Такая раздробленность, внутренняя противоречивость тяжело переживается, и каждый из нас ищет выход, ищет путь обретения внутренней уверенности и внутренней гармонии.

Беатотерапевтическая практика предлагает превратиться в хороших наблюдателей самих себя. Если мы с удовольствием наблюдаем закат и рассвет, то почему бы нам не понаблюдать за собой, как за рассветом и закатом? Этот процесс очень интересен. Мы начинаем видеть себя совсем иначе, по-новому, что уже великое дело. Если начать сознательно собой заниматься, то постепенно придет понимание: это я делаю правильно, здесь ошибаюсь, тут я добавлю, а это уберу и так далее. Полезно, если человек не только продумает, но и опишет свои роли, разные свои проявления применительно к каждой конкретной ситуации. А потом задумается: в какой мере эти роли стихийны или навязаны кем-то, а в какой – сознательны и необходимы для нее.

Фото: GLOBAL LOOK press/Andrey Arkusha

Фото: GLOBAL LOOK press/Andrey Arkusha

Простой пример: на работе вы определенным образом мобилизованы, возвратившись домой, расслабляетесь. Вы по-иному одеты, в речи, в движениях, в общении позволяете себе совсем другую манеру. Это подходит вам? Подходит. Соответствует тому, что вы есть? Соответствует. И тогда вы начинаете играть роль расслабленной женщины, вернувшейся домой после трудового дня. Вы предписываете себе не только быть раскрепощенной в одежде, в походке, в разговоре, но еще быть нежной, спокойной и любящей. И это будет уже не случайно и стихийно, когда сегодня вы нежная и любящая, а завтра суровая и напряженная. Ваше новое поведение будет исходить из понимания того, что вы должны создать в доме особую атмосферу, и тогда вы сознательно можете поработать над ролью заботливой жены, матери, хозяйки. Сознательно решить, как вам одеться, сознательно поработать над голосом, чтобы он не звенел и не гремел.

В гармоничном, счастливом человеке мало стихийности. Он осмысливает себя, доверяет себе, берет ответственность за каждый свой шаг. Да, он становится в какой-то степени актером. И чем более сознательно он играет свои роли, тем более целостную личность собой представляет. Способность сознательной игры - это одна из составляющих искусства счастливой жизни. И здесь приходится обходить собственные внутренние ловушки в виде абсолютно ложных представлений о том, что понятие “игра” автоматически влечет за собой цепочку других понятий: притворство, лицедейство, искусственность, фальшь. Думаем, что пространство жизни становится пространством сцены. Спрашиваем себя, где же на этой сцене место для искренности, непосредственности, безрассудных поступков, непредсказуемых эмоций, словом, тех спонтанных чувств, без которых немыслима жизнь?

Однако, нет ничего более иллюзорного и ошибочного, чем эта самая спонтанность. Чаще всего за манерой вести себя как придется скрывается лишь бездумность и лень. Практика беатотерапевтического самонаблюдения, проводимого многими людьми, не оставляет сомнений в том, что истинная спонтанность – это совсем иное. Это игра, это радость, творчество, танец, это улыбка. Играя вынужденные бессознательные роли люди обычно напряжены, перегружены негативными эмоциями, психофизически истощены и чувствуют постоянную усталость от жизни. Часто бессознательно выбранные роли – это вместо естественности – невоспитанность, вместо легкости – несдержанность и расхлябанность, а непосредственность больше смахивает на хамство.

Когда же мы играем роли, требуется не спонтанность, а сознательный труд. Например, если вам хочется получить удовольствие от застолья, вы же не схватите кусок хлеба, не нарежете колбасу на газете и не станете пить из грязного стакана. Можно, конечно, и так. Но удовольствия не будет. А застолье – это красивая скатерть и салфетки, парадная посуда, хорошие напитки, продуманная еда, цветы, свечи, музыка, избранные люди, с которыми нам приятно разделить это застолье. Все это требует сознательных усилий, тщательной и точной подготовки. Но в результате мы получаем наслаждение, изящество пира общения, непринужденность и спонтанность искреннего веселья, которое возникнет как результат наших творческих усилий.

Фото: GLOBAL LOOK press

Фото: GLOBAL LOOK press

Часто люди возражают на это и думают, что если в жизни мы будем так тщательно просчитывать и выверять каждый свой шаг, то не уподобимся ли той сороконожке, которая задумалась, с какой ноги ей идти, и в итоге не смогла сдвинуться с места. Давайте подумаем о результатах, к которым обычно приводит ложно понимаемая спонтанность и искренность.

Например, каждая женщина вспомнит момент, когда она выясняла отношения с любимым мужчиной. Когда она вопила и орала, или стояла на коленях и молила о любви, или униженно бормотала что-то нечленораздельное, или заламывала руки и говорила, что покончит с собой, если он уйдет. Она также вспомнит, что когда проходило время и она мысленно возвращалась к этой ситуации, то наверняка говорила себе: “Боже мой, ну почему я поступила именно так! Ведь была возможность вести себя куда умнее!”. И главное, что это умное, тонкое, победительное поведение гораздо больше соответствует природе этой женщины, чем проявленная бессознательно спонтанность.

Или другой поворот сюжета. Женщина понимает, что мужчина ведет себя по отношению к ней не так, как ей хотелось бы. Если она стремится изменить ситуацию и выиграть, то что она должна сделать? Она должна в тиши одиночества продумать, чего ей действительно хочется. Ведь часто, вопя и заламывая руки, мы просим совсем не того, чего хотим. Говорим “уйди”, а хотим, чтобы остался, но стал другим. Говорим: “Мне от тебя ничего не надо”, а требуем очень многого, и даже того, чего никто на свете не может дать. Все неточно, приблизительно – и именно поэтому все безуспешно. Так вот.

Если женщина сосредоточится, послушает свою истинную природу и ясно поймет, чего она хочет, то внутренний голос подскажет ей, как себя вести. А вариантов эффективного поведения множество. Даже скандал может быть творческим. Более того, многие мужчины обожают скандалы, которые иногда устраивают им любимые женщины. Послушайте мужчин, они вам расскажут. Скандал пробуждает мужчину, заставляет его мобилизоваться. Скандал придает женщине особую манящую привлекательность. В продуманном, выстроенном скандале есть необыкновенное очарование женщины, есть определенная радость бытия, есть игра, интрига, которая всегда нужна в отношениях, даже если люди двадцать лет женаты.

Так что делает женщина? Она не устраивает скандал, когда неважно выглядит. Она идет в парикмахерскую, надевает самое выигрышное платье, туфли на каблуках. И в точных, продуманных словах говорит, что ей не нравится. И даже если в этот момент женщина себе позволит ор, крик, то все же у нее хватит сил поберечь достоинство мужчины и не уронить собственного, особенно если страстная, эмоционально насыщенная речь подходит именно ее индивидуальности. Женщина должна изучить, что ей идет не только в одежде и макияже. Если это маленькая хрупкая брюнетка, этакая Кармен, то она может позволить себе резкие движения, может и пару чашек разбить или надоевшую вазочку. А если женщина высокая, крупная, с округлыми движениями, с мягкой пластикой, то она может тихо сесть, уронить одну скупую слезу, сказать: “Ах, ведь ты такой хороший, я жду от тебя совсем другого отношения, потому что знаю, ты можешь дать мне гораздо больше”, и так далее. Мало ли что может быть! Полезно задуматься, что, когда мы говорим о какой-то фальшивой кривляке: “О, это такая актриса!”, мы не правы. В таком случае надо говорить: “она плохая актриса”, так было бы точнее.

Фото: GLOBAL LOOK press/Chris Robbins

Фото: GLOBAL LOOK press/Chris Robbins

Еще одно возражение сознательной игре в жизни состоит в том, что якобы предлагается постоянно быть в избранной роли, так сказать, всегда в театральном гриме. Нельзя отрицать, что минуты возвышенной любви, истинной близости не требуют, конечно, никакой игры. Но жизнь состоит не только из этих мгновений. И нужно понимать, когда и где применимы интрига и игра, которые дают необходимую остроту отношениям или помогают просто постоять за себя. Однако есть моменты, когда надо всецело вверить себя другому человеку, безоглядно отдаться близости, полноте переживаний. В том-то все и дело, что необходимо разнообразие.

Сегодня требуется одно, завтра – другое. А ведь бывает, мы расслабляемся, когда надо напрячься и сыграть, и лицедействуем – вместо искренности, доверия, простоты. Речь идет о точном выборе поведения, которое диктуется естественностью жизни. Но чтобы эту естественность безошибочно чувствовать, нужно постоянно наблюдать себя, изучать. Мы не можем прожить двух одинаковых дней. Жизнь в нас требует всякий раз нового, требует изменения. И чем более целостна и счастлива женщина, тем лучшей актрисой она является. И тем точнее чувствует ситуацию, где игра нестерпима и глупа.

Да, тот, кто хотел бы быть счастливым должен учиться быть сознательным, осмотрительным, осторожным, деликатным. Жизнь мудра, и если мы хотим быть воплощением жизни, то должны в какой-то мере обладать ее мудростью. Счастье и мудрость – это синонимы. Каждый человек создан для счастья и имеет все возможности быть счастливым, но для этого необходимо узнать, наблюдать, изучать себя, раскрыть и проявить свои скрытые возможности, овладеть мастерством осознанного выбора, сознательного и радостного исполнения самых разных жизненных ролей.

Вхождение в Роль.

То, чем мы сейчас будем заниматься, вы делаете постоянно. Особенно много вы это делали в детстве. ЭТО – вхождение в Роль. Дети обычно обучаются играя в игры и примеривая на себя то Роль родителей, то любимых кино- или теле- героев, то Роль персонажей книг. Они играют и обучаются одновременно.
И мы сейчас попробуем немного вспомнить этот способ и научиться им пользоваться в нашей повседневной жизни.
Это ведь только один из множества способов описать человека и то, что он делает в этой жизни. И я не предлагаю вам просто выбрать новую Роль вместо старой. Я предлагаю вам научиться соответствовать ситуации. Как к каждому замку требуется определенный ключ, так к каждой ситуации требуется свое поведение. А когда ключ не соотвествует, либо вы не можете войти в комнату, либо очень долго возитесь с замком и открываете его со скрипом.
А Роль – это только шаблон. И чем больше у вас этих шаблонов, тем к большему числу замков вы можете подобрать ключи.
И идеал здесь – это когда вы можете соответствовать любой ситуации. Как бы умение того, чтобы ситуация "делала" вас. Еще одна метафора – это когда вы становитесь текучими, как вода. И можете заполнить любую емкость.

0. Мета-Роль.

Подумайте о том, какую Роль вы играете по жизни. Придумайте или вспомните метафору к этой Роли.
Это может быть некий образ, фраза, плюс настроение.
"Вообще-то я замужем".
"Мне ТАК грустно".
"Никто МЕНЯ не любит".
"Я ТАК РАД вас всех видеть!"

1. Выбор новой Роли.

Мне бы хотелось, чтобы вы подумали и выбрали для себя такую Роль, которая вам интересна и которая вам может дать что-то новое, обучить чему-то интересному. Обычно, я предлагаю взять Роль противоположную той, которую вы обычно играете по жизни. Или ту, которую вообще никогда на себя не примеряли. Если вы по жизни Застенчивый, то попробуйте Роль Наглеца или Донжуана. Если же ваша обычная Роль – Шикарная Женщина, то возьмите на пробу Роль Скромной Девушки.
"Противоположности не противоречат, а дополняют друг друга".
И попробуйте придумать обозначение – фразу, действие, эмоцию для этой Роли. Как в упражнении, когда вы делали сценку. Может, это будет любвеобильный мужчина, который так вкрадчиво говорит: "А как вас зовут?". Или девушка, которая скромно потупясь и ковыряя землю, произносит "Я тут ни при чем".

2. Создание образа.

Представьте себе образ, который для вас обозначает эту Роль. Обычно я предлагаю три способа для этого:
1. Вы можете представить себя, играющего эту Роль. Как вы выглядите со стороны.
2. Вспомните человека, который прекрасно играет эту Роль. Это может быть ваш знакомый, киногерой, и даже герой книги.
3. Создайте как бы архетип Роли. Завистник, Герой, Супермен. Это как бы чистая Роль, без всяких нагрузок.
Естественно, для у каждого способа есть свои достоинства и недостатки. Когда вы выбираете образ самого себя, играющего эту Роль, то все зависит от того, хорошо ли вы ее умеете играть или не очень.
Если вы выбираете другого человека, то вместе с Ролью вы можете получить и его болезни и комплексы. Правда только на время игры. Но, если он играет хорошо, то и вы скорее всего будете это делать естественно и достоверно. Это можно назвать "Правило Жены и Тещи". Или "Правило Мужа и Свекрови".

"Когда вы женитесь, вместе с женой вы получаете в нагрузку всех ее родственников".

То же самое для того случая, когда вы выходите замуж.
Это для тех, кто в силу определенных причин не может жениться.
Архетип же не несет в себе никаких нагрузок, но он слишком неестественный. Как герой в мексиканском телесериале. Если это негодяй, то ничего человеческого в нем нет. А если она порядочная девушка, то все вокруг гады и делают подлости, а она всегда хорошая и тут не при чем. От архетипа хорошо обучаться Роли, но брать за образец я бы не особенно рекомендовал. Он требует еще человеческого наполнения.

3. Вхождение в образ.

А теперь войдите в этот образ. И отпустите свое тело. Разрешите ему делать то, что оно считает нужным. Если оно захочет как-то изогнуться, сменить позу, расслабиться или напрячься, то разрешите ему это сделать. Будьте просто сторонним наблюдателем. Разрешите Роли играть вас. Но не забывайте, что пульт управления находится у вас. И она вас играет только до тех пор, пока вы ей это разрешаете.
Обычно я говорю, что с одной стороны это чрезвычайно простая техника, а с другой стороны, чрезвычайно сложная. Простота в исполнении. Трудность в отказе от контроля. В том, что нужно "отпустить" себя, в пассивности.
Я не говорю о страхе перед чем-то новым. Это само собой.

4. Вживание в Роль.

Для того, чтобы лучше вжиться и лучше осознать все те изменения которые произошли, немного поговорите, пройдитесь, поделайте разные дела и подумайте о разных вещах. Вживитесь в этот образ. Вернее разрешите этому образу на время вжиться в вас.
Попробуйте несколько раз войти и выйти из этой Роли. Прочувствуйте отличия между вашим обычным состоянием и этим новым. Вхождение в Роль напоминает примерку новой одежды. К ней нужно привыкнуть.

5. Взгляд со стороны.

А теперь отойдите в сторону и взгляните на обе ваши Роли – Мета-Роль и Новую. Чем они отличаются? Как меняется ваше восприятие и ваше мышление? Найдите и проговорите эти различия.
После этого подумайте о том, к каким ситуациям подходит ваша старая Роль, к каким новая. А где они не подходят обе и нужно что-то другое. Найдите то, что объединяет эти типы ситуаций и попробуйте это сформулировать.

Роль-По-Жизни

Среди множества Ролей которые мы играем часто, иногда, знаем понаслышке и имеем "некоторое представление", обычно есть одна, так сказать Роль-По-Жизни. Ее еще иногда называют СЦЕНАРИЕМ. Это так сказать основной типаж, основной шаблон, а все остальные Роли – только дополненение к ней. Говоря поэтически, Роль-По-Жизни – это основная тема, основная мелодия великой симфонии "Театр Жизни".

Это не означает, что Роль-По-Жизни одна на всю жизнь. Довольно часто люди меняют ее на какую-то другую. Хотя иногда эта смена бывает чисто символической. Поэтому здесь речь пойдет о Роль-По-Жизни на данный момент.

И одни люди регулярно играют Неудачника, роняя чашки на пол и попадая в самые различные неприятности и получая всевозможные травмы. Кто-то играет Спасателя, при чем обычно он сначала портит кому-то жизнь (совершенно бессознательно), а потом совершенно героически спасает того же самого человека. Часто встречается Роль Свободная Натура – человек активно доказывающий, что он свободен от всего подряд, правда обычно совершенно не понятно от чего конкретно и почему при этом он такой закомплексованный.

Естественно, вы можете сами придумать название своей Роли-По-Жизни:

  • ВысокоНравственный Человек.
  • Доктор.
  • Психолог.
  • Маменькин Сынок.
  • Победитель.
  • Игрок.
  • Доказывающий Всем, Что Он Уверен В Себе (не путать с Уверенным В Себе).
  • Разгильдяй.
  • Импотент.
  • Сексуальный Террорист ( в крайнем случае Сексуальный Терррррорррист)

И хотя большинство вышеперечисленных Ролей подходят и для прекрасной половины человечества (только нужно сменить род), несколько чисто женских Ролей:

  • Хорошая Девочка.
  • Ищущая Смысл Жизни.
  • Джульетта (особенно забавна эта Роль для женщины этак лет 50).
  • Потаскуха.
  • Серая Шейка.
  • Недоступная Красавица (как вариант – Снежная Королева).
  • Лучший Друг.
  • Я Вам Не Кто Попало.
  • Независимая.
  • Деловая Женщина.

Каждый сам может при желании вложить свой собственный смысл в каждую Роль и позабавиться, придумывая названия Ролей для друзей и знакомых. Это достаточно забавное задание я весьма рекомендую перед тем, как немного задуматься и попробовать определить свою собственную Роль-По-Жизни.

А какова ваша Роль-По-Жизни?

Расширение Ролей

В какой-то мере, вы уже тренировали первую часть этого упражнения: "Вхождение в Роль". Но теперь задача немного другая – сделать ваши Роли гораздо более гибкими. Впрочем, и вас тоже.
Здесь дано описание работы с МетаРолью. В случае работы с ситуативной Ролью просто на первом шаге работа ведется с нею, а не с МетаРолью.

Старая Роль.

Какую Роль вы играете по жизни. Какова ваша МетаРоль. Дайте ей имя и придумайте метафору, характеризующую ее.

2. Новая Роль.

Подумайте, с какой Новой Ролью вы хотели бы поработать. Старайтесь, для начала, выбрать Роль противоположную той, которую вы больше всего играете по жизни. В этом случае нам будет проще работать.
Но выберите противоположную не формально, а качественно. Например, ваша обычная Роль – "Победитель". Формально противоположная тогда – "Проигравший". Ну, а качественно противоположная – "Свободный". Или "Спокойный". Это зависит только от вашего личного понимания этого качественного различия. И так же, как в первом шаге, дайте имя и придумайте метафору Новой Роли.

3. Образ Новой Роли.

Представьте себе образ наиболее, по вашим представлениям, соответствующий данному типажу. Либо вы в этом состоянии, либо человек, наиболее характерный в жизни в этой Роли, либо собирательный образ, как бы архетип: "Великая Мать", "Деловая Женщина", "Супергерой".
Поставьте этот образ на расстоянии шага от вас. И как только он станет достаточно четким, войдите в него. И отпустите свое тело. Разрешите ему действовать так, как оно сочтет нужным. Походите, прочувствуйте что изменилось в движениях, в восприятии мира. Поговорите. Послушайте, как меняется голос. Короче, вживитесь в эту Роль.

4. Выяснение отношений.

А теперь обернитесь и посмотрите на образ своей старой Роли. Что вы о ней думаете? Что вы можете о ней сказать с позиции Новой Роли?
Вернитесь в Старую Роль. Что вы можете сказать о вашей Новой Роли? Что ей посоветовать или о чем спросить?

5. Внешняя позиция.

Выйдите за пределы этих двух Ролей. Посмотрите на них со стороны. Что хорошего в каждой из этих Ролей? Что может дать Старая Роль Новой Роли? Что может взять Старая Роль у Новой?

6. Расширение Ролей.

А теперь приблизьте эти образы друг к другу, чтобы они соприкасались. Пусть они обменяются тем наиболее полезным и ценным, что у них есть. И посмотрите, как изменятся образы. После чего позвольте этим образам раствориться в вас. Проинтегрируйтесь с ними.
Можно сделать это, посадив эти Роли себе на руки и медленно приблизив их так, чтобы ребра ладоней соприкасались. Но не сжимать их! А объединиться можно прижав руки к груди и "втолкнув" в себя образы изменившихся Ролей. А потом разрешите им раствориться в вас.

7. Проверка.

Подумайте, что изменится в вашей жизни после всех этих изменений. Что конкретно изменится. Попробуйте все это проговорить и представить.

Читайте также: