Рик и морти кто создатель

Обновлено: 05.07.2024

Мультсериал: «Рик и Морти» (Rick and Morty)
Годы: 2013-.
Создатели: Джастин Ройланд и Дэн Хармон
В главных ролях: Джастин Ройланд (озвучивает и Рика, и Морти), Крис Парнелл (озвучивает Джерри Смит), Спенсер Грэммер (озвучивает Саммер Смит), Сара Чок (озвучивает Бэт Смит).

Секреты мультсериала «Рик и Морти»

1. Создатели мультсериала Дэн Хармон и Джастин Ройланд сказали, что они придумали предысторию для Рика без намерения когда-либо раскрыть её, потому что они считают, что слишком много сериалов изживают себя, раскрывая слишком много деталей. Однако они признались, что с самого начала использовали подсказки к разгадке одного из тёмных секретов Рика, а позже заявили, что один фанат правильно угадал этот секрет на онлайн-форуме. Путём исключения фанаты смогли сузить круг до четырёх возможных теорий:

  • Рик осознаёт, что он вымышленный персонаж;
  • постоянное пьянство Рика — это не алкоголизм. Он пьёт специальный экстракт, который наделяет его высокими интеллектуальными способностями;
  • Рик — это на самом деле пожилой Морти, который по каким-то причинам вернулся в прошлое;
  • настоящий Морти мёртв, и он был заменён своей копией из параллельного измерения.

2. На полке в гаражной мастерской Рика есть коробка с надписью «ВЕЩИ ДЛЯ ПУТЕШЕСТВИЯ ВО ВРЕМЕНИ». Однако Джастин Ройланд заявил на различных панелях, что в сюжете сериала не будет использоваться путешествие во времени. Многочисленные измерения и космические путешествия — да, но не путешествия во времени.

3. Во многих сериях на рабочем столе Рика можно увидеть странный шлем. В начале 4-й серии 3-го сезона под названием «Виндикаторы 3: Возвращение концесветника» даже можно увидеть, как он возится с этим шлемом. Наличие в мультсериале этого головного убора привело к появлению мрачной теории среди фанатов, которая основана на городской легенде о шлеме самоубийцы: проблемный подросток создаёт шлем, оснащённый патронами с дробью, который он затем использует для совершения самоубийства.

Шлем Рика состоит из нескольких выступающих из поверхности красных трубок, которые пугающе напоминают патроны для дробовика. Рик неоднократно сталкивался со смертью на протяжении всего мультсериала, но, учитывая его нестабильное и зачастую крайне депрессивное мышление, это может быть правдой, как бы не было прискорбно то, что он сознательно собрал данное устройство для такой цели.

Не вошедшее в мультик

На ранних этапах развития шоу было написано много материалов, большинство из которых затем объединились с более свежими идеями. Некоторые из вырезанных материалов хранятся на случай, когда с идеями в будущих сезонах будет туговато.

Ниже можно найти видео-подборку неиспользованных отрывков из того, что могло быть частью эпизода первого сезона Рика и Морти.

Хармон в кино

Ныне Хармон не жалуется на недостаток работы на ТВ. Его следующий проект — «Сирены Титана», недавно объявленная телевизионная адаптация романа Курта Воннегута. Но с тех пор как «Дом-монстр» вышел в прокат в совершенно неузнаваемом виде, Хармон всерьез усомнился, стоит ли вообще связываться с большим кино.

Впрочем, он согласился выручить продюсеров, которые работали над «Доктором Стрэнджем». Хармона пригласили посмотреть черновую версию картины и дать советы, стоит ли еще что-то доснять. «Мы в Marvel Studios фанаты „Сообщества“, именно там мы нашли Джо и Энтони Руссо, которые взялись за „Зимнего Солдата“ и, конечно, „Гражданскую войну“ и предстоящие фильмы о Мстителях, — признается Кевин Файги. — Мы также поклонники его мультфильма „Рик и Морти“, который, конечно, юмористический, но я бы отметил, что любой эпизод этого шоу имеет невероятно потрясающий научно-фантастический концепт, который мог бы быть отдельным фильмом».

Режиссер Скотт Дерриксон остался в восторге от анализа гуру, но шутки его использовать не осмелился. Сказал, что слишком странные. Сам Дэн отметил, что, работая с Marvel, свое эго надо оставлять за дверью.

Хармон в принципе не против того, чтобы написать что-нибудь полновесное, но подозревает, что в итоге будет тупить в офисе и саморазрушаться. Главный фильм, который от него все ждут, — это, разумеется, полнометражный финал «Сообщества». Девиз «Шесть сезонов и кино!» из сериала перекочевал в реальную жизнь, из года в год не позволяя шоу закрыться и подталкивая его вперед. «Недавно у меня состоялся разговор с режиссером, у которого достаточно веса в индустрии, чтобы сделать это возможным, — обнадежил зрителей Хармон в свежем интервью. — Впервые за долгое время я действительно об этом задумываюсь».

Герои и злодеи


«Культурный феномен, кроме того, что «Рик и Морти» насквозь состоит из отсылок, заключается в том, что у героев есть подвижные сюжетные арки. То есть, в отличие от «Симпсонов» герои «Рика и Морти» постоянно развиваются и трансформируются, что очень сильно цепляет. И это похоже на мета-модернистский принцип.

Большинство людей считают, что феномен Рика и Морти заключается в бесконечных отсылках и аллюзиях на , но до него с этим же прекрасно справлялись и Симпсоны, и South Park, и Гриффины. Главное отличие Рик и Морти от них, что и дает статус культового мультфильма, это подвижные арки, больше горизонтальная, чем вертикальная сценарная структура, и более тонкая проблематика, которая оказывается мощнее космоса. Рик и Морти перешел на метамодернистский принцип.

В чем смысл метамодернистского принципа. Тут мы говорим о Новой Искренности Эпштейна, она касается маленьких конфликтов, в отличие от постмодерна, который смеялся над бессмысленностью вообще всего происходящего. Метамодернизм еще называют «искренний постмодернизм», ирония остается его главным инструментом, но акцент переходит не на высмеивание чего-то, а на смирение с .

«Ирония раскрывает разницу между тем, что было сказано, и тем, что подразумевалось, между тем, чем вещи хотят казаться, и тем, чем они действительно являются. Таким образом художники стремятся обнаружить и раскрыть лицемерие […] Но ирония сама по себе бесполезна, когда нужно найти что-то на замену раскрытому обману… — Д.Ф. Уоллес».

Метамодерн же затрагивает то, что «не происходит», внутренние конфликты, например, тревожность. Этот конфликт не настолько масштабен, чтобы вообще о нем говорить — так было до Новой Искренности.

Можно взять в качестве примера серию «Огурчик Рик», одну из самых лучших серий, где в конце эпизода происходит диалог Рика с психотерапевтом. Нам кажется, что мы любим эту серию из-за классического экшена с отсылками на Олдбоя, но почему у многих людей эта серия любимая — из-за финального монолога (которого вы можете уже не помнить). Там доктор говорит Рику, что он просто избегает психотерапии. Или отрывок, который связан с социопатичностью Бэт. А также экзистенциальный кризис Морти, тема переживания развода или подавления агрессии. Эти темы касаются нас, но не сильно касаются заявленного космического сеттинга. Никакого «приключения на 20 минут, Морти», только глубоко продуманный экзистенциальный кризис и конфликты, которые не подразумевают решения. Хэппи-энда не наступит, потому что нарисованные герои лучше нас поняли, что единственного решения нет. Они смогут спасти мир от катастрофы, но Бет так и не узнает, нужно ли было возвращаться к мужу.

Космос перестает быть целью истории, он становится исключительно фоном и декорацией. Искренность, реалистичность и те же проблемы остаются всегда и везде.

Плюс «Рик и Морти» намеренно уводят нас от пафосности масштабных сюжетных линий, Злого Морти и так далее. Эта история очень бытовая», — объясняет Сончи Рейв .


На фоне кораблей, бороздящих просторы бескрайнего космоса, фокус зрителей постоянно балансирует между появляющимися злодеями и тем, как сквозь сезоны меняются герои. Как они совершают ошибки, переживают кризисы, признаются в собственном бессилии — очень жизненно и . Несмотря на то, что все члены семьи Рика и Морти находят космические артефакты, клонов себя, периодически утрачивают человеческий вид и привычную систему ценностей, главные их проблемы и задачи лежат в общечеловеческой плоскости.


Рик Санчес

Контрзависимый гений, который с переменным успехом пытается доказать, что это он всем нужен, а не наоборот. В пятом сезоне мы также узнаем о его комплексе вины выжившего. Рик — умнейшее существо во вселенной и ему от этого скучно, он может буквально все что угодно. Хорошие качества человека он считает уязвимостью и ненавидит себя за это (серия про токсичность), а все свои проблемы топит в алкоголе.


Морти

Подросток, справляющийся с тревожностью и когнитивным диссонансом. Морти постоянно пытается действовать в рамках общепринятых категорий «хорошо» и «плохо», он старается быть на светлой стороне, но на первый план то и дело пробивается его темная составляющая, которую Морти то принимает, то пытается задавить.


Бэт (дочь Рика)

В противоположность Рику, его дочь является созависимым персонажем. Справляется с комплексом покинутого ребенка и алкоголизмом. Она пытается компенсировать внимание отца, которое недополучила в детстве, при этом она мечется между одобрением Рика и сохранением собственной семьи, и с переменным успехом ей дается такая сепарация. Она не может находиться одна, ей нужен рядом кто-либо, чтобы ним управлять (Джерри), или чтобы он (Рик) управлял ею. Как только она остается одна, она становится Риком.


Джерри (муж Бэт)

Преодолевает кризис среднего возраста. Он безработный, у него разлад в отношениях с женой, а также он пытается добиться одобрения Рика и получить какой-то авторитет в глазах своих детей.


Саммер (старшая сестра Морти)

Девушка-подросток с комплексами по поводу своей внешности, которая к тому же знает, что не была запланированным ребенком. Она часто пытается доказать, что достойна внимания и любви, и это часто приводит ее на роль руководителей восстаний.

Шоураннеры: Дэн Хармон, автор сериалов «Рик и Морти» и «Сообщество»

Зачем сценарист запирает своих коллег на ключ в комнате шуток, почему зрители — самая мощная рендер-ферма, а также что нужно оставлять за дверью, работая с Marvel.

30 июля начался показ третьего сезона сериала «Рик и Морти». КиноПоиск рассказывает о его создателе — шоураннере Дэне Хармоне.

Эмбрион истории

«Эмбрион истории» — это не название одного из научно-фантастических проектов Дэна, а универсальная система, которую он придумал для написания сюжетов.

Однажды в конце 1990-х у него случился творческий ступор со сценарием. И вот, когда Дэн пересматривал «Крепкий орешек», у него случилось прозрение. Хармон вознамерился откопать спрятанную структуру, простоту и симметрию, лежащую в основе всех историй. Он вывел алгоритм, ужимающий любое повествование до восьми простых пунктов. Для наглядности они наносятся на круг, разделенный на квадранты: 1) персонажи находятся в зоне комфорта; 2) но они чего-то хотят; 3) они попадают в незнакомую ситуацию; 4) адаптируются к ней; 5) получают, что хотят; 6) дорого за это поплатившись; 7) возвращаются в свою знакомую ситуацию; 8) измененными. Затем на этот круг накладываются дуалистические понятия вроде жизни и смерти, сознания и подсознания, порядка и хаоса, из которых выстраивается геометрия внутренних и внешних конфликтов.

В «Сообществе» Дэну пришлось пережить уход многих ключевых актеров, что для любого ситкома тяжелейший удар. По мнению Хармона, в таких случаях бессмысленно заменять их похожими архетипами или героями с аналогичной сюжетной функцией. Оставлять места вакантными тоже не вариант. Необходимо смириться с неизбежными тональными изменениями и звать лицедеев, которые смогут дать результат. Как в профессиональном спорте, где новых игроков подписывают для усиления команды.

Отсылки в мультсериале «Рик и Морти»

1. Когда персонажи в замешательстве или ошарашены, их губы опускаются вниз. Это дань уважения мультсериалу «Шоу Рена и Стимпи» (1991-1995), в котором Рен делал то же самое.

2. Музыкальная заставка мультсериала является смесью музыкальных тем сериалов «Доктор Кто» (2005-. ) и «На краю вселенной» (1999-2003).

3. Персонаж Птичьи Личности основан на персонаже по имени Хоук (Hawk; в пер. на рус.: ястреб), представителя древней расы людей-птиц, из сериала «Бак Роджерс в XXV веке» (1979-1981).

Птичья Личность и Морти из сериала «Рик и Моти» (2013-. ) Кадр из оригинальной короткометражки Джастина Ройланда «Настоящие анимационные приключения Дока и Марти» (2006) Кадр из оригинальной короткометражки Джастина Ройланда «Настоящие анимационные приключения Дока и Марти» (2006)

5. В 10-й серии первого сезона «Близкие риконтакты риковой степени» у одного Рика есть Морти, который похож на персонажа Эрика Штольца из фильма «Маска» (1985).

Эрик Штольц в фильме «Маска» / Кадр из мультсериала «Рик и Морти» Эрик Штольц в фильме «Маска» / Кадр из мультсериала «Рик и Морти»

7. Автомобиль, которым управляет Джерри, это Wagon Queen Family Truckster из фильма «Каникулы» (1983). Актёр Чеви Чейз, главный герой «Каникул», играл одну из ведущих ролей в первых четырёх сезонах предыдущего сериала создателя мультсериала Дэна Хармона «Сообщество» (2009-2015).

8. Дэвид Кросс, исполняющий в этом мультсериале роль лидера группы инопланетян, которым не нравится нагота, имеет определённое сходство с его персонажем Тобиасом Фюнке в ситкоме «Замедленное развитие» (2003-2006).

9. Основная вселенная в сюжетной линии сериала, C-137, скорее всего, является отсылкой к цезию-137, побочному продукту ядерного деления, которая представляет наибольшую экологическую угрозу после аварий на ядерных реакторах. Рик, по крайней мере, в одной серии использует цезий против сильного врага.

10. Существа четвёртого измерения в первой серии второго сезона — это отсылка к существам из телесериала «Лангольеры» (1995), снятого по одноимённому роману Стивена Кинга, в котором главные герои попадают в место, где не существует времени, и сталкиваются со странными существами, которые пожирают реальность там, где время существует.

Кадр из мультсериал «Рик и Морти» / Кадр из фильма «Каникулы» Кадр из мультсериал «Рик и Морти» / Кадр из фильма «Каникулы»

Процесс озвучки Rick and Morty

Отрыжка – характерная особенность Рика, появившаяся случайно. В 2006 году Ройланд записывал голоса для «Настоящих анимированных приключений Дока и Марти». В середине строки отрыжка получилась естественным образом. Далее Джастин решил повторить это еще несколько раз, но намеренно.

В итоге уже много лет спустя он вновь напомнил про идею на совещании и ее приняли. Для создания нужного эффекта Ройланд перед записью пьет пиво и бутылку воды.

Записывая диалоги для шоу, Ройланд много импровизирует, что делает реплики более естественными.

Хотя Ройланд и Хармон ненавидят броские фразы, у Рика есть такая – «wubba lubba dub dub», которая используется для подчеркивания прикола. Фраза стала полной случайностью со стороны Ройланда. Она была прописана в сценарии как бессмысленный звук в стиле сериала «Три Stooges» и Ройланд неправильно ее зачитал. Но итоговый результат всем понравился.

Кстати, в процессе озвучки участвовали многие приглашенные звезды: Брайан Кренстон, Джемейн Клемент, Джон Оливер, Кристина Хендрикс, Вернер Херцог, Альфред Молина и другие.

Говорящий мотоцикл, «Лазерный пук» и другие

Путь Дэна к успеху получился достаточно нетипичным. В юности Хармон занимался комедийной импровизацией и стендапом, но известен стал только после того, как вместе с другом Робом Шрабом переехал в Лос-Анджелес и обратил внимание самого Роберта Земекиса на свой сценарий приключенческого мультфильма «Дом-монстр». О них заговорили как о больших талантах, а канал Fox заказал у приятелей пилот сериала «Тепловое видение и Джек», где Джек Блэк играл роль беглого астронавта, Оуэн Уилсон — говорящего мотоцикла, а Бен Стиллер выступил в качестве режиссера.

Очевидно, в тот момент мир еще не был готов к подобным творческим экспериментам. Продюсеры Fox покрутили пальцем у виска и попросили создателей пилота на выход. Производство «Дома-монстра» в тот момент тоже село на мель, и Шраб с Хармоном оказались безработными.

В 2003 году они с горя создали для таких же голливудских изгоев «Канал 101» — нечто среднее между онлайн-кинотеатром и кинофестивалем, который проводится по сей день. Все желающие могли заливать в интернет свои кустарные 5-минутные сериалы, после чего вживую проводился их ежемесячный смотр. Зрители голосовали, какие пилоты продлить, а какие — прикрыть. Простым смертным это давало возможность поставить себя на место кровожадных телепродюсеров, программирующих сетку вещания, а непризнанным комедийным дарованиям — найти свою аудиторию. Хармон и сам с удовольствием принимал участие в этом мракобесии, отсылая на конкурс нетленки с многообещающими названиями вроде «Лазерный пук».

Там же находили пристанище и чудовищные ролики Джастина Ройланда, вместе с которым Дэн впоследствии явил миру «Рика и Морти». Прототип сериала — «Настоящие анимированные приключения Дока и Марти» — выглядел без спасительного влияния Хармона куда менее привлекательно, чем его современная версия.

Посетив уроки испанского в общественном колледже, где обучаются люди разных социальных слоев и возрастов, Дэн решил сделать сериал на основе полученного опыта. Канал NBC начинание поддержал. Банальная на первый взгляд идея притворялась таковой лишь первые несколько эпизодов. Хармон словно бы удостоверился, что его никто не гонит прочь, после чего начал стремительно скидывать все оковы. «Однокурсники» (большинству зрителей известные как «Сообщество») стали одним из самых позитивных и креативных телесериалов, где еженедельно разгорались карнавальные празднества, постмодернистские кинопародии, пейнтбольные битвы, строительство одеяльных фортов и тому подобная вакханалия.

Увы, NBC был вечно недоволен падающими рейтингами, в то время как в интернете преданные фанаты возводили Хармона в статус бога. Каждый эпизод разлетался на миллион гифок и освещался монументальными графоманскими рекапами. После трех сезонов Хармона все-таки уволили, что моментально заметили критики и зрители: уникальный авторский тон как ветром сдуло. Через год раскаявшийся канал — неслыханное дело — позвал Дэна обратно (за это время тот как раз успел сделать «Рика и Морти»). «Сообщество» вновь мгновенно расцвело и. закрылось — рейтинги продолжили падать. Заключительный, шестой сезон вышел уже на интернет-платформе Yahoo.

Все начиналось с пародии и импровизации или В чем культурный феномен «Рика и Морти»

«Рик и Морти» — комедийный научно-фантастический мультсериал, который выпускает студия [Adult Swim] . В каждом эпизоде рассказывается о злоключениях гениального и циничного Рика Санчеса — ученого, который изобрел портальную пушку и с ее помощью перемещается через время и пространство.

Основной партнер и помощник Рика — его внук Морти Смит, неуверенный в себе подросток. Вместе с ним в истории Рика принимают участие его дочь Бэт Смит вместе своим мужем Джерри и дочерью Саммер.


Пародии, отсылки и тропы


Для создания персонажей сценарист Дэн Хармон и продюсер Джастин Ройланд использовали образы Дока Брауна и Марти Макфлая, которых они изменили в более темную сторону с помощью использования клише. Так Рик — олицетворяет сумасшедшего гения, а Морти — хорошего парня, который настолько славный, что ему только поэтому все должны.



Немного грусти после смеха

Себя Хармон видит в первую очередь как автора текстов, поэтому не очень любит заниматься визуальными вопросами. Если его просят выбрать нужный цвет, он страдальчески соглашается, но обычно старается повесить эти проблемы на кого-то более компетентного.

Сериалы Хармона делаются с расчетом и надеждой, что их будут любить, анализировать и изучать, поэтому полны подмигиваний и заигрываний со знающей аудиторией. В то же время Дэн убежден, что пытаться обмануть зрителей — обреченная затея. Придумывая «Рика и Морти», он со товарищи решил загадать для себя какую-нибудь тайну о персонажах и никогда не раскрывать ее зрителям. Однако уже в середине первого сезона кто-то из поклонников выложил пост на форуме, где строил верные предположения об этом самом секрете. В тот момент Хармон выдохнул с облегчением, что не развил данную тему: «Вы больше не можете писать сериалы, основанные на неожиданных поворотах, потому что зрители — это, в сущности, рендер-ферма. У них неограниченная вычислительная мощность. Нет такой сценарной комнаты, которая могла бы думать больше 20 миллионов человек, способных размышлять об этом по часу в день».

Юмор и шутки в сериалах Дэна Хармона — лишь один из слоев в выверенной сюжетной структуре, где, кроме миллионов отсылок к массовой культуре, безграничной фантазии и жизнеутверждающих посылов, уживаются и довольно мрачные, даже жестокие подтексты, особенно в «Рике и Морти». «Когда вы знаете, что художник готов идти в невероятно темные места, тогда вы можете больше доверять продукту. Если он в конечном счете говорит нечто хотя бы отдаленно духоподъемное о человеческом состоянии, это в пять тысяч раз духоподъемнее, поскольку вы чувствуете, что в этот раз это правда, а не пропаганда и не попытка просто подбодрить людей», — философствует Дэн. Жизнь подобна американским горкам, считает он, а концовкам необходима толика непредсказуемости для эффективности. Немного грусти сразу после смеха — это всегда неожиданно.

История создания Рика и Морти

Все фанаты шоу могут поблагодарить NBC за увольнение Дэна Хармона из сериала «Сообщество», потому что шоу Adult Swim никогда бы не сделали, если бы не этот факт. После того, как Хармона выгнали, Adult Swim обратился к нему с просьбой создать анимационное шоу в прайм-тайм.

Творческий дуэт Дэна Хармона и Джастина Ройленда познакомился через некоммерческий фестиваль короткометражек.

Хармон вспомнил, что Ройланд подавал заявку на фестиваль и его стиль идеально подойдет для канала.

Шоу нередко делает отсылки и пародии на сериалы и фильмы. Хотя большинство из них являются довольно очевидными, некоторые намеки более тонкие. Так, в серию «Огурчик Рик», помимо пародии на «Крепкий орешек», вплетены тонкие оттенки «Джона Вика»: от карандашей как орудия смерти до прозвищ.

Сончи Рейв

Писатель, нарративный дизайнер, спикер TED и блогер

«Когда мы говорим о сценаристе Дэне Хармоне, нужно вспомнить о его сериале «Коммьюнити», еще одном недооцененном шедевре. Основной его прием и тезис, что он пытается показать, — это открытость к аудитории. Ведь именно она дважды спасла его: первый раз, когда его выгнали из «Коммьюнити», второй раз, когда сам сериал закрыли, а аудитория вернула его с помощью петиции на стриминговой платформе Yahoo.

Его главный тезис: «Зритель заслуживает немного большего», поэтому он использует много тропов и клише. Но вместо того, чтобы нарушать эти приемы, он тыкает в них пальцем. Если раньше это было хоть сколько-то неочевидно, то в пятом сезоне это было не завуалировано. Например, когда Рик говорит: «Мы не будем разделяться, чтобы не создавать дополнительную сюжетную линию и всех развлекать»».


В сериале можно найти множество отсылок не только к самим зрителям и их ожиданиям или к классике научной фантастики, но и в целом к популярной и нишевой культуре. Сериал часто ссылается на «Gravity Falls», «Симпсонов», «Войну миров», «Игру Престолов» и супергеройское кино, делает отсылки на громкие политические события и включает в себя высмеивание таких элементов современной культуры как дейтинговые приложения и гринвошинг.

Самая известная и любимая фанатами отсылка — это упоминание мультфильма «Мулан» 1998 года и сычуаньского соуса, который МакДоналдс выпустил к выходу мультфильма. Довольно долго Рик называл поиски этого сычуанского соуса главной мотивацией своих приключений (так было до пятого сезона). В результате МакДоналдс в реальности вернул эту позицию в некоторые рестораны своих сетей.

Однако ссылки на актуальные темы, МакДоналдс и меняющиеся тренды все еще можно найти и в «Симпсонах» и в «Южном парке». Главное отличие лежит на более глубинном уровне.

Рик и Морти: как создавали и за кадром мультсериала

Фото с прорисовки американского мультсериала Рик и Морти – за кадром на RikMorti.RU

Премьера мультика «Рика и Морти» состоялась в 2013 году на канале Adult Swim. Мультсериал быстро собрал огромное количество поклонников, которые влюбились в черный юмор и необычные сюжеты.

Мульт созданный Дэном Хармоном и Джастином Ройландом, фокусируется на диковинных приключениях сумасшедшего гения Рика Санчеса и его робкого внука Морти Смита. Далее мы рассмотрим то, что происходило за кадром.

Комната шуток

Когда Хармон услышал одну из фанатских теорий, согласно которой у Абеда из «Сообщества» был синдром Аспергера, он из любопытства стал почитывать про болезнь, затрудняющую социальное взаимодействие. И в результате обнаружил ее у себя. Поначалу Хармон по наивности ассоциировал себя с главным героем, самовлюбленным адвокатом, но со временем осознал, что его альтер эго — это оторванный от жизни персонаж, способный взаимодействовать с внешним миром лишь через призму отсылок к сериалам и поп-культуре.

Характер у Хармона не подарок. На работе он постоянно орет, вступает в конфликты, пьет, угрожает уйти и печется о материале больше, чем о людях. В одном из интервью Дэн смущенно признался, что третий сезон «Рика и Морти» так задержался из-за постоянных перебранок с соавтором Ройландом. Делать шестой сезон «Сообщества» для Yahoo! тоже было крайне неловко: начальство оказалось настолько приятным и потакающим, что на площадке бедняга даже не находил с кем бы повоевать.

Хармон научился работать в команде ценой выпитой у окружающих крови. По собственному признанию, он получает все больше удовольствия от процесса: «Мне нравится говорить с другими людьми о том, как лучше взяться за историю. Будь я персонажем в кино, моя арка точно была бы как-то связана с путешествием от изоляции к сотрудничеству. Другими словами, с приближением ухода на покой моей истинной радостью стала эксплуатация молодых сценаристов».

В хорошие дни Дэн использует не только сценарную комнату, но и собственное ноу-хау — комнату шуток. Когда ему кажется, что кто-то из персонажей мог бы ляпнуть что-нибудь и посмешнее, он чиркает напротив их реплик три вопросительных знака и сгоняет всех подопечных авторов в закрытое помещение. Там они без его участия смело апробируют даже самые дурацкие остроты и выдают Хармону по две страницы возможных хохм на каждую отмеченную фразу. «Это просто изумительный пример того, почему писать сценарии с группой людей может быть лучше, чем в одиночку, потому что, срань Господня, вот же сразу готовый список шуток», — радуется тиран-шоураннер, который, впрочем, все равно переписывает сценарий каждого эпизода, чтобы сохранялся его узнаваемый стиль.

Сломанная четвертая стена

Четвертая стена — это воображаемая стена между героем произведения и зрителем, именно она разделяет два мира. Одним из первых ее сломал испанский художник Диего Веласкес в картине «Менины», когда вписал двух зрителей в композицию картины.

То же самое сделали создатели «Рика и Морти». Харман и Ройланд активно пользуются обратной связью своих зрителей, фанаты не просто присутствуют внутри произведения, они могут его менять.


«”Рик и Морти” — это абсолютно диалоговая метамодернистская штука, она играет не только с нарушением четвертой стены, сколько с метакомментарием. Четвертая стена — это постмодернистский прием, метакоменнтарий — метамодерна, крушения четвертой стены не было в ”Рик и Морти”. Изначально нам кажется, что это постмодернистское произведение, но здесь аудитория включена в диалог, в так называемый Хармоновский круг (серия с поездом), благодаря большому количеству внутренних отсылок и прекрасному осознанию желаний аудитории.

Поэтому «Рик и Морти» действительно становится диалоговым кино, игрой с нашими ожиданиями. В пятом сезоне нам скормили в довольно неудобном виде все наши ожидания и запросы. Это началось еще в четвертом сезоне, с него не развивалась ни одна линия, которую нам дали в предыдущих трех сезонах. Ни птичья личность, ни цитадель, ни одно из ружей в 4 сезоне не выстрелило, это случилось позднее, в серии с поездом, где высмеивались наши ожидания под шелухой типичного диснеевского экшена с лазерными мечами, чтобы потом все это перекрыть Библией.

Четвертый сезон стал ответом фанатам сычуаньского соуса, разнесших МакДоналдса после финала 3, и Дэн Хармон сам о них негативно отзывался. И сейчас он как будто специально попытался вызвать у своей аудитории разочарование, спровоцировать ее на диалог еще раз.

У этого диалога с аудиторией есть обратная сторона. Построенный на отсылках сериал-пародия изначально создавался в результате чистой импровизации (за которую отвечает Джастин Ройланд), но со временем это стало получаться с большим трудом, отчасти потому, что появлялись крутые фанатские теории, конспирологические теории, с которыми создателям было трудно соревноваться», — комментирует Сончи Рейв .

Читайте также: