Ребенок в 2 года не любит когда ему читают

Обновлено: 05.07.2024

решила всю статью закинуть.мне понравилось может и вам будет полезно. особенно тем деткам которые не любят слушать книги.

За советом к логопеду

Оксана Макерова
Развитие потребности речевого общения
у ребенка раннего возраста, или
Как помочь ребенку начать говорить

Чтение, или Как правильно читать малышу


Читать малышу нужно практически с самого рождения. Когда малыш начнет держать головку, можно класть его на животик и показывать книжку с крупными картинками, сопровождая чтением стишков или пением потешек.

    Больше всех на суше он,
    Очень, очень добрый СЛОН.
    Видно, даже у зверей
    Тот и больше, кто добрей!

Правда, когда ребенку исполняется 6-8 месяцев, и он начинает активно двигаться, ползать, читать ему книжки становится достаточно сложно или практически невозможно. Скорее всего, все ваши попытки почитать малышу книжку с показом красочных картинок будут заканчиваться неудачей. И совсем не потому, что малышу это неинтересно — напротив, даже очень! Именно поэтому он каждый раз при виде раскрытой книги старается изловчиться и выдрать картинку, чтобы попробовать ее на вкус, смять страницу. В этом возрасте ребенок познает мир «через рот» — а как же без этого! Но это совсем не значит, что необходимо прекратить чтение. Наоборот, покупайте книги с толстыми ламинированными страницами. Такие книги удобно держать и можно отдать в руки малышу без страха, что книга будет "«съедена», разорвана, помята и совсем испорчена. А главное, учась самостоятельно перелистывать страницы, ребенок знакомится с назначением книжки, а заодно и развивает мелкую моторику.

Для детишек 9-11 месяцев детский и семейный психолог Екатерина Бурмистрова рекомендует самодельный домашний фотоальбом . Напечатайте крупным планом дубли фотографий самых дорогих ребенку людей и вставьте их в крепкий альбомчик. Тут могут быть фотографии не только людей, но и кошек-собак, если таковые имеются в доме, машины, коляски, кроватки — словом, всех тех предметов, которые малышу хорошо знакомы.

Вообще, ребенок до 1-2-х лет воспринимает книжку как игрушку, а поэтому в ней самое главное — красочность, яркость иллюстраций, их крупный размер. Что касается текста под картинкой, будет вполне достаточно пары строчек на страницу, если это сказка, и четверостишия, если стихи.

В 2 года чтение должно носить обязательный характер. Именно в этом возрасте (как считают многие ученые) у ребенка формируется культура чтения. В данном возрасте детишкам по-прежнему нужны книжки с картинками и небольшими текстами. Это могут быть стихи А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака, Б. Заходера, Д. Хармса, коротенькие рассказы В.Сутеева «Сказки в картинках», сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Лисичка со скалочкой». Советую приобрести пальчиковый театр, тогда можно будет читать текст и одновременно показывать персонажей сказки.

    Ветхую шубёнку
    Скинешь с плеч долой;
    Заберёшься на печь
    К бабушке седой.
    <. >
    И начну у бабки
    Сказки я просить;
    И начнёт мне бабка
    Сказку говорить.

    1. Перед тем, как начать ребенку читать книгу, обязательно выключите телевизор, магнитофон и другие источники зрительного и слухового раздражения.

2. Не заставляйте ребенка долго ждать, пока закончите какие-то дела, и тем более не говорите с другими людьми (в том числе по мобильному телефону), пока общаетесь со своим маленьким слушателем.

3. Ребенка нужно посадить так, чтобы он мог хорошо видеть Ваше лицо и следить за мимикой, артикуляцией.

4. Для чтения важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно использовать время перед сном (дневным или ночным). Не думайте, что вы балуете малыша, читая ему в постели. Эти минуты принесут крохе не меньше пользы, чем сам сон.

5. Читайте ребенку по несколько раз, а после задавайте ему вопросы о прочитанном. Все это не только развивает речь, но и формирует образное мышление, развивает память и внимание. Если малыш просит почитать многократно одну и ту же сказку, стишок, удовлетворяйте его желание. Повторение знакомого произведения дает малышу ощущение стабильности.

6. Отвечайте только на вопросы, которые по ходу чтения задает сам малыш.

7. Читайте обязательно с выражением, меняя интонацию в зависимости от персонажа.

8. Если ребенок не очень любит слушать чтение или быстро теряет интерес к книге, то упрощайте текст, делайте выразительные паузы, остановки на самом интересном моменте. Можно читать маленькими отрывками, насколько хватает внимания малыша.

9. Обязательно показывайте иллюстрации.

10. Ели ваш малыш относится с осторожностью ко всему новому, расскажите ему заранее, что вы планируете почитать с ним новую книгу, дайте самостоятельно рассмотреть картинки.

11. Не забудьте похвалить маленького слушателя.

12. При покупке книг для малыша стоит обращать внимание на качество: никакой пахнущей краски и расслаивающихся страниц, крепкий корешок и отсутствие раскладывающихся объемных деталей, которые легко оторвать и засунуть в рот.

13. Детские психологи рекомендуют проверять содержание книги до того, как вы начнете читать ее малышу. Прочтите сами несколько страничек. Соотнесите содержание книги с возрастными возможностями своего ребенка.

1. «Ладошки» (автор Н. Чуб, иллюстратор Л. Чайка, издательство «Фактор»).
Книга очень красочно оформлена. В ней собраны сказки, веселые считалки, включающие в себя занимательные игры и задания. С помощью материала данной книги вы сможете не только почитать своему малышу, но и потренировать пальчики, выполнить упражнения на развитие памяти, внимания, мышления. Работа с книгой будет способствовать развитию речи малыша, а также расширению его представлений об окружающем мире.

2. «Зайка на даче», «Зайка и солнышко», «Зайка идет в садик» (автор Л. Павлова, иллюстратор И. Масляк, издательство «Карапуз»).
Ваш малыш наверняка полюбит Зайку, героя этих книг. Материал книги способствует расширению знаний ребенка об окружающем мире, обогатит словарный запас малыша (пусть даже пассивный).

3. «У кого какая мама» (автор Л. Павлова, иллюстратор А. Власова, издательство «Карапуз»).
Содержание книги способствует формированию представления об окружающем мире. Помогает научить малыша различать понятия большой, маленький. Является хорошим стимулятором для вызывания звукоподражательных комплексов.

4. «Не болей, зайка!» (автор Р. Юдина, иллюстратор И. Масляк, издательство «Карапуз»).
Эта книга для совместного рассматривания картинок с малышом. Иллюстрации очень четкие, красочные и понятные малышу. Материал книги поможет расширить знания ребенка об окружающем мире, будет способствовать развитию его речи.

5. «Кто тут?» (автор С. Теплюк, издательство «Карапуз»).
Содержание книг поможет малышу овладеть устной речью, будет способствовать формированию звукоподражательных комплексов, стимулировать появление первых слов.

6. «Конопушки» (автор А. Алферова, издательство «Околица», г. Челябинск).
Стихи для самых маленьких.

7. «Первые слова», «Веселые малыши», «Сравнилки» (издательство «Эксмо»).
Эти книжки не боятся воды! Малыш может рассматривать картинки даже в ванне. Если трудно в течение дня усадить ребенка за книгу, предложите ему ее во время купания.

8. «Морской конек» (автор Л. Бурмистрова, издательство «Мозаика-Синтез»).
Еще одна книга для купания. В комплект кроме книги входит игрушка-брызгалка в виде морского конька, которую можно использовать для развития мелкой моторики. А забавные и веселые стихи не оставят равнодушным вашего малыша!

9. «Книга для чтения детям от 6 месяцев до 3 лет» (автор И. Цыганков, издательство «АСТ»).
В книге представлены веселые песенки, потешки, стихи и увлекательные сказки.

10. Книги серии «Самое первое чтение» (издательство «Росмэн-Пресс»).
Картонные страницы толщиной 2 мм. Книги проиллюстрированы лучшими отечественными художниками и специально подобраны с учетом возраста ребенка, Из данной серии малышам можно почитать стихи А. Барто (Лошадка. Зайка. Мишка. Бычок. Мячик. Самолет. Кораблик. Козленок), сказку «Теремок» в обработке М. Булатова, сказку «Репка» в обработке О. Капицы, сказки «Колобок» и «Гуси-лебеди" в обработке А. Афанасьева.

Мой ребенок не слушает книги. Что делать?

Детям со всеми видами речевых расстройств рекомендуют читать как можно больше. Особенно если диагноз - сенсорная алалия. Правда, эти советчики обычно не объясняют, как это сделать. Я - книжный ребенок, сама читаю с четырех лет. В нашей семье книги обожают все, а моя бабушка - библиотекарь. Еще от меня остались кучи детских книжек и сказок. И вот у нас появился сын, которому книги были до фени. Я конечно пыталась что там читать, но ребенок книги просто рвал или убегал. Что ожидаемо, ведь понимание речи у него не заходило дальше слов "нельзя" и "ням-ням". Но в итоге я научила сына слушать книги.

У меня было позднее отлучение ребенка от груди. Поэтому я просто предлагала ребенку грудь. Вот тебе книжка, вот тебе грудь. Одно без другого - не выдается. Хочешь слушай, а хочешь - иди вон, кашу ешь. Можно прыгать, если на месте не сидится, в прыжке послушаешь. Другие мамы использовали колбасу. Пока читаем - жуем.

Мои старые книжки нам не зашли. Слишком сложно, слишком мало картинок, поэтому я задвинула их ногой под кровать: купила Маршака и сборник стихов и сказок для детей от полугода до 3-х лет. Читала с выражением по ролям, ревела медведем, квакала лягушкой, показывала пальцем на картинки. И лед тронулся. Сын стал слушать с интересом, а потом начал просить сам ему почитать. Правда, у него сохранилось неприятие новых книг. Старые были уже зачитаны до дыр, а интерес к новым не появлялся. Но тут я записала ребенка в библиотеку.

Библиотека у нас красивая , большая, со своим актовым залом и кучей студий. Книг там кот наплакал, но зато открытая выставка детской литературы, можно подобрать книги лично, а не давать список библиотекарю.

Книги я выбирала с учетом вкусов сына: истории про цвета, милых зверюшек и их домики. Обязательно - с красивыми "человеческими" иллюстрациями, чтобы мышка была похожа на мышку, а не на динозавра.

И однажды, когда мой деть наморщился на библиотечный пакет с книгами, просто села и начала читать истории про собачку Соню. Выбрала самую простую историю, про то как собачка покрасила скатерть вишневым вареньем. Сын был занят своими делами, но варенье, красить и собака - темы, близкие моему ребенку. Надо ли говорить, что сын быстро подполз поближе, чтобы посмотреть картинки. Теперь он иногда сам выбирает себе книги в библиотеке, любит смотреть и описывать картинки, но ему все равно надо привыкнуть к чужим книгам денек-другой.

Как заставить ребенка слушать книги, если он не понимает речь?

  • купить интересную книгу СЕБЕ, хотя бы одну, читать на глазах ребенка с видимым удовольствием;
  • для ребенка выбрать очень простую историю (ниже возрастного уровня) с качественными иллюстрациями;
  • во время прослушивания книги добавить приятный парный стимул, например, еду, кинетический песок, массаж, не давать стимул без книги (стимул постепенно убираем);
  • эксплуатировать особый интерес ребенка, у нас все просто: краски и милые зверушки, но мне тут в комментах написала мама, которая переделывала истории про Красную Шапочку под машинки;
  • если особый интерес ребенка слишком специфический, написать ему свою историю с картинками, это вполне можно сделать в редакторе Word;
  • читать с выражением, показывать картинки пальцами;
  • хранить книги в доступе у ребенка, чтобы он мог их брать самостоятельно;
  • обучить просьбе книга/почитай словесно или с помощью ПЭКС.

В целом мы еще не победили консерватизм сына: книги он слушает не любые, а только под свои интересы, сложно переходит от одной книги к другой. Я на это смотрю ровно: лучше уж с удовольствием прочитать одну книгу, чем пять - с отвращением.

Ребенок не хочет слушать сказки, стихи, нормально ли это?

Современная проблема малышей до 3-х лет – не любят, не нравится, когда им читают книги. А вот рассматривать картинки, и перелистывать страницы – занятие интересное.

Многие мамы переживают по этому поводу, а бывает так, что бабушки больше паникуют чем мамы, настраивая вторых на негатив.

Так вот какой ответ на вопрос – да, это абсолютно нормально, что ребенку не нравится чтение книги и переживать не стоит.

Если вы будете заставлять малыша вас слушать, то ни к чему хорошему это не приведет. У него, разве что, появится негативное отношение к книгам.

Главная задача родителей малышей до 3-х лет – это просто привить любовь и интерес к книгам, а уже позже - к чтению.

Как это можно сделать без чтения:

- рассматривайте картинки из детской книжки (если это нравится вашему малышу)

- называйте предметы и животных, изображенных на страницах книги

- подражайте, имитируйте звуки и поведение персонажей

- останавливайтесь дольше на любимых страничках малыша, а которые ему не по душе, пусть перелистывает

- оставляйте книги в поле зрение детей, чтобы в любой момент ребенок мог сам взять и полистать ее.

Возможно, по началу этот процесс будет занимать всего несколько минут, но это тоже хорошо, со временем длительность увеличится.

В наше время очень много разных детских книг, которые помогут привлечь внимание ребенка. Например – книги, страницы которых пахнут, книжки с окошками, детские книжки с иллюстрациями, которые предполагают действия с ними (нарисована дверь – стучим кулачком в дверь, котенок – гладим котенка), книги с озвучкой, кнопочками, на липучках, с большими пазлами и многие другие.

Комментарии

Очень рекомендую книги и методику Романы Августовой. В ее методике очень важная роль отводится картинкам. При разглядывании картинок подключать ребенка к активным действиям — видим дверь — поступали в нее или взяли ключ и открыли, лужа — тряпочкой вымерли, острые зубы, рога — "ой, остро!", и отдернули пальчик. И т.п. Читать по возрасту, если понимание еще слабое, своими словами самыми простыми и часто повторяющимися описывать картинки. При чтении стихов очень ритмично, эмоционально, с похлопываниями или массажиком, например. Показывать местами все, что можно. В общем из чтения целый концерт устраивать )

Если ребенок не хочет, чтобы ему читали?

Может, и не надо? Мед. психолог дала рекомендацию — чтение ребенку.Но сын не слушает, гудит, перелистывает страницы, рвет их, подносит книгу к лицу вплотную, да много чего. Может, есть какие секреты как заинтересовать? Я бы с радостью почитала ему, итак большинство занятий для детей нашего возраста мимо нас проходят.

Читайте также: