Раста мафия что такое

Обновлено: 05.07.2024


«Лента.ру» продолжает рассказ о стиле различных субкультур и его влиянии на мейнстримовую моду. Прошлый материал был посвящен тому, где и как одевались российские скинхеды. На этот раз речь пойдет о стиле растаманов. Внешний вид играет в растафарианстве не меньшую роль, чем музыка регги и курение марихуаны.

Строго говоря, растафарианство — не субкультура, а религия. Выросшая из движения Back to Africa, основанная на христианстве и впитавшая традиционные африканские верования, она давно уже вышла за пределы религиозного культа и для многих превратилась лишь в модную субкультуру. Сотни тысяч людей во всем мире покупают ремни цветов флага Эфиопии, майки с изображением марихуаны или льва и искренне считают, что это делает их растаманами. Между тем внешний облик последователей растафарианства наполнен символизмом.

В ожидании черного Иисуса

В конце XIX века в среде чернокожего населения Вест-Индии и Северной Америки один за одним возникали социальные и религиозные движения, пытавшиеся создать новую идеологию для освобожденных от рабства черных. Сторонники эфиопианизма считали, что нужно возродить традиционный африканский уклад в западном полушарии, последователи движения Back to Africa выступали за репатриацию, часть афроамериканцев пытались найти себя в религии, создавая в Америке «эфиопские церкви», подражавшие традиционному эфиопскому христианству.

Создатель растафарианства Маркус Гарви любил несколько старомодную европейскую одежду. В таком виде сэр Маркус, как его называли последователи, явился в августе 1922 года на Конвенцию негритянских народов, которая проходила в Гарлеме, Нью-Йорк.

Создатель растафарианства Маркус Гарви любил несколько старомодную европейскую одежду. В таком виде сэр Маркус, как его называли последователи, явился в августе 1922 года на Конвенцию негритянских народов, которая проходила в Гарлеме, Нью-Йорк.

Одним из сторонников репатриации был ямайский общественный деятель Маркус Гарви. Он выступал за расовую чистоту негров, считал бесполезными все попытки интеграции чернокожего населения в американское общество и даже сблизился на этой почве с ку-клукс-кланом, а затем и вовсе нашел на страницах Библии предсказание о скором пришествии нового черного царя, который поможет всем чернокожим вернуться в Африку.

На счастье Гарви, в 1930 году новым императором Эфиопии стал Тафари Маконнен, чьим титулом до коронации был рас — африканский аналог князя или графа. Его-то Гарви и объявил тем самым черным царем, а чуть позже и вторым пришествием Иисуса Христа в виде чернокожего человека. То, что сам рас Тафари, которого теперь звали Хайле Селассие I, никаким Иисусом себя не считал, являлся христианином и вообще был далеко не черным не смутило ни Гарви, ни его последователей.

Божественные локоны

Главным признаком растамана для большинства обывателей являются дреды, хотя они никогда не были обязательным атрибутом растафарианства, а возникли и вовсе за тысячи лет до того, как первый чернокожий раб был увезен из Африки в Америку. Наиболее ранние свидетельства о скрученных в толстые локоны волосах относятся к минойской цивилизации на Крите и датируются 3600 годами до нашей эры. При этом дреды были распространены по всей планете.

Аналоги дредов встречались у ацтеков в доколумбовой Америке и у индейцев кри в Северной Америке XIX века, у мусульман-суфиев в Сенегале в тот же период и у молодых воинов на территории современных Мавритании и Мали в Средние века, у аскетов садху в Индии, начиная с древних времен, а также у представителей многих других национальных и религиозных групп.

Растаманы начали закручивать дреды лишь в 1950-е годы, а всеобщую популярность они обрели еще позже. Этому в большой степени поспособствовала негативная реакция со стороны белых. Спутанные волосы растаманов они называли dreadlocks — «ужасные локоны», что только вдохновляло чернокожих. Как и все в растафарианстве, дреды также имеют религиозный подтекст, но однозначного ответа на вопрос, почему растаманы начали их закручивать, нет.

Это вовсе не мусульманские имамы Сенегала или Северной Нигерии, а растафарианские священники Бобо Ашанти в Булл-Бэй на Ямайке. Тюрбан и борода — обязательные атрибуты внешнего вида Ашанти.

Это вовсе не мусульманские имамы Сенегала или Северной Нигерии, а растафарианские священники Бобо Ашанти в Булл-Бэй на Ямайке. Тюрбан и борода — обязательные атрибуты внешнего вида Ашанти.

Одна версия гласит, что таким образом раста копировали традиционные прически некоторых африканских племен. Другая — что спутанные локоны отсылали к ветхозаветному Самсону, невероятная сила которого была скрыта в его волосах. Третья и вовсе выводит дреды из иудейской традиции назорейства — посвящения себя богу и отказа от употребления вина и его производных, стрижки волос и прикосновения к умершим.

Наконец, дреды сравнивали с гривой льва, который также имел для растаманов символическое значение: лев Иуды красовался на флаге Эфиопской империи и был символом страны, императорской династии, а со временем и всего растафарианства.

Планетарную популярность дредам принесла группа The Wailers и ее лидер Боб Марли, который вместе с партнерами по коллективу Банни Уэйлером и Питером Тошем заплел себе дреды в конце 1960-х годов. Сейчас значительная часть растаманов носит дреды, но бывают исключения. В силу того, что у растаманов нет единой религиозной организации, все решение о тех или иных практиках, включая необходимость ношения дредов, принимает глава общины.

Материалы по теме


Священная трава
Все думают, что растаманы поклоняются марихуане. Почему это не так?

Ашанти — самые аскетичные и одновременно самые экзотические из растаманов. Они полностью отказываются от алкоголя и молока, многие практикуют вегетарианство и даже веганство. Одежда Ашанти и вовсе уникальна и выделяет их среди всех остальных раста. Они носят тюрбаны и объемную тунику, больше всего напоминающую нигерийскую гран бубу. Женщины Ашанти также полностью скрывают свою волосы тюрбаном или его сочетанием с шейным платком.

Для Ньябинги куда большее значение имеет музыка, которая играет для этой конфессии роль молитвы. Никакого дресс-кода, кроме обязательного ношения дредов, у них нет. Двенадцать колен Израилевых — самые либеральные среди растаманов. Они позволяют себе употреблять мясо, рыбу и даже вино, а некоторые ограничиваются длинными волосами и бородами.

Вне зависимости от принадлежности к той или иной конгрегации растаманы Ямайки предпочитают носить открытую обувь или вообще ходят босиком. Дело в том, что в растафарианстве большое внимание уделяется связи с матерью-землей и своими roots — духовными корнями. Чтобы быть ближе к ним и чувствовать вибрации земли, раста и ходят без обуви.

Дары природы

В одежде все последователи растафарианства должны твердо придерживаться одного принципа: никаких созданных Вавилоном искусственных материалов, максимальная естественность и близость к природе. Поэтому раста-мода полностью исключает синтетику. Дресс-код, как и ношение дредов, зависит от принадлежности к той или иной общине. Крупнейших направлений у растаманов Ямайки три: Бобо Ашанти, Ньябинги и Двенадцать колен Израилевых.

Из трущоб на подиумы

Попытки коммерциализации растафарианской культуры начались еще в 1970-е годы на волне популярности Боба Марли и других регги исполнителей. В Америке, а затем и в Европе начали открываться магазины с одеждой в раста-стиле: ремни и другие аксессуары в цветах эфиопского флага, яркие рубашки, вязаные шапочки и панамы, а также футболки с изображением Боба Марли, Хайле Селассие I, льва Иуды и, конечно же, листа марихуаны. Особой популярностью пользовалась одежда, любимая участниками группы The Wailers: шапочка Питера Тоша, панама Банни Уайлера и джинсовый костюм Боба Марли.

Анна Молинари не стала посвящать растафарианству всю коллекцию Blumarine весна/лето 2010 года на Миланской неделе моды, но раста-цвета стороной не обошла. Сентябрь 2009 года.

Анна Молинари не стала посвящать растафарианству всю коллекцию Blumarine весна/лето 2010 года на Миланской неделе моды, но раста-цвета стороной не обошла. Сентябрь 2009 года.

Но мир высокой моды обратился к раста-культуре лишь в XXI веке. Одним из первых стал Джон Гальяно, который, будучи арт-директором Christian Dior выпустил в 2004 году Rasta Collection. Ремни, сумки, кроссовки, купальники, шляпки, туфли и даже шлепанцы с эфиопским триколором были выпущены ограниченным тиражом. Для лукбука коллекции снялась Жизель Бундхенд, находившаяся тогда на пике славы. Коллекция была мгновенно раскуплена и сейчас высоко ценится фанатами бренда.

За год до этого Christian Dior выпустил Limited Edition Galliano Bob Marley Reggae Rasta Collection. За длиннющим названием скрывались сумки, футболки и куртки с замысловатым принтом, состоящим из изображения льва Иуды, Боба Марли и все того же флага Эфиопии.

Потом к зеленому, желтому и красному обратились и в Blumarine. Коллекция весна/лето 2010 года не была посвящена растафарианству или другим этно- и субкультурам, но не обошлась без трехцветных сумок, клатчей и полосок на топах.

В сентябре 2015 года на неделе моды в Нью-Йорке Tommy Hilfiger показал женскую коллекцию весна/лето 2016, посвященную музыке регги и Бобу Марли. В нее вошли вязанные шапочки и ремни традиционных для раста цветов, вязаные топы, широкие штаны, купальники с тропическим принтом и футболки с надписью Island girl.

На данный момент последним из модных домов, обратившихся к раста-тематике, стал Valentino. Одна из последних коллекций, совместно разработанных Марией Грацией Кьюри и Пьерпаоло Пиччоли. Дизайнеры смешали в одной коллекции американскую моду, японские и африканские национальные мотивы, милитари и раста. Собственно о растафарианстве напоминает лишь зелено-желто-красная куртка.

Власть черным?

При этом бренды чаще всего открещиваются от связи с растафарианством, даже когда используют его символику. Чаще всего речь идет о посвящении Бобу Марли или всей музыке регги. Дело, скорее всего, в нежелании ассоциироваться с религиозным верованием и политическими убеждениями, стоящими за растафарианством. А вот селебрити этого не только не боятся, но и, напротив, с удовольствием подчеркивают свою солидарность с растаманами и афроамериканскими националистами.

Солистка No Doubt Гвен Стефани регулярно выбирает одежду и аксессуары в раста-стилистике и для выступлений, и в повседневной жизни. Обожает Гвен и навеянные растафарианством коллекции модных брендов.

Солистка No Doubt Гвен Стефани регулярно выбирает одежду и аксессуары в раста-стилистике и для выступлений, и в повседневной жизни. Обожает Гвен и навеянные растафарианством коллекции модных брендов.

В 2016 году дреды заплела Рианна. Певица объяснила, что таким образом хотела подчеркнуть свое карибское происхождение. Дредами щеголяли и дети Уилла Смита, юная певица Уиллоу и начинающий актер Джейден. Заплетали волосы и многие рэперы: Lil Wayne и Wiz Khalifa, Крис Браун и Ники Минаж, Snoop Dog и Баста Раймс, 2 Chainz и многие другие.

Снуп Дог и вовсе заявил, что в 2012 году вышел из состава организации «Нация Ислама» и принял растафарианство, взяв имя Snoop Lion. Еще одним принявшим растафарианство исполнителем является r'n'b-исполнитель Шон Пол. Впрочем многих знаменитостей за пределами Ямайки, называющих себя растаманами, обвиняют в поверхностном отношении в религии и показухе.

Одеждой и аксессуарами цветов эфиопского флага не чураются и белые знаменитости. Супермодель Кара Делевинь появилась на публике в трехцветных серьгах, звезда фильма «Мачете убивает» Ванесса Хадженс была замечена в футболке с изображением Боба Марли, а фронтвумен группы No Doubt Гвен Стефани и вовсе обожает музыку ска и регги и регулярно надевает одежду и аксессуары в раста-стиле.

Для большинства людей, надевающих трехцветную одежду, это не более чем этнический стиль, позволяющий создать яркий аутфит. Многие и вовсе ассоциируют растафарианство с культом марихуаны и Боба Марли и футболки предпочитают с соответствующим принтом. С другой стороны внешний вид зачастую позволяет понять уровень осведомленности человека о растафарианстве: вряд ли кто-то будет надевать футболки с изображением Хайле Селассие или льва Иудеи просто ради стильного лука.

Растаманы

На этой странице показываются непроверенные изменения

У этой страницы нет проверенных версий, вероятно, её качество не оценивалось на соответствие стандартам.

Растаманы — чёрные и белые любители курить травку в нехилом количестве. Изначально растаманы не рассматривались как наркоманы, а были адептами религии растафарианства — подвида христианства, распространённого в банановых республиках. Многие современные травокуры даже не знают, что такая религия есть, и просто не заморачиваются — не чтут культуру растафари (!), а тупо дуют анашу.

Естественно, традиция и культура племён темнокожих растафарианцев была опорочена, но все курят.

Содержание

Растафарианство (Растафари) — эклектическое религиозное верование, сложившееся на Ямайке в начале XX века на основе смеси христианства, местных карибских верований, верований чёрных потомков рабов из западной Африки и учения ряда религиозно-социальных проповедников (в первую очередь Маркуса Гарви). Растафарианству исторически предшествовали так называемые культы покомания.

На практике растафари появилось примерно так: ямайские негры, накурившись анаши, услышали от местного деятеля Маркуса Гарви [1] проповедь о том, что скоро в Эфиопии на престол взойдет последний из потомков Соломона, являющийся на самом деле Богом, и вдруг — в 1930 году рас Тафари унаследовал императорский престол, что негры на Ямайке поняли по-своему [2] , и решили назвать себя в честь него растафарианами (англ. rastafarian — «приверженец раса Тафари», или, короче — rasta, отсюда — возвышенное rastaman — «человек раста»). Маркусу Гарви, видевшему себя мессией, такой поворот дел не понравился, и он начал утверждать, что живой человек не может быть богом, но зато нашлись другие — проповедник Леонард Хоуэлл, организовавший позже в горах и джунглях Ямайки общины с культом себя, а также Дж. Хибберт и А. Данкли; с тех пор и начинается история собственно растафари, а также отделение его от «гарвиизма», хотя Гарви таки считается теологическим и идейным зачинателем сего культурно-религиозного явления.

Растафари в 1920—1950-е годы верили в то, что император Эфиопии Хайле Селассие (1892—1975; император с 1930 по 1974, в результате ряда войн и переворотов) — живой Бог, последнее воплощение Бога на земле; что скоро он заберет свой народ — черных — на их родину, в Эфиопию, или же Сион; что Эфиопия (Сион, или по-английски Зайон) — Земля обетованная, так как они не особо интересовались, что происходит в Эфиопии, и мало знали про режим эфиопского императора.

Растаманы также верили в то, что белые люди обманули чёрных, дали им неправильную Библию, скрыли от них настоящее имя Бога (растаманы называют его «Джа» [3] ), и пленили в западной стране — Вавилоне, причем снова скрыв и это; то, что Ямайка и Запад в целом на самом деле Вавилон (под этим они понимали страну страданий и плена), они решили, исходя из их мнения о том, что негры — истинные иудеи (нынешние евреи, по мнению ямайских негров, не тру, а фейк, придуманный белыми для вытеснения черных с их исконного места богоизбранного народа), а раз иудеев уже раз пленили — в VII веке до н. э., Навуходоносор Вавилонский — то и их, потомков тех иудеев, пленят в том же месте, то есть в Вавилоне. Стоит отметить, что слово «Вавилон» растаманы понимали буквально, в библейском смысле, ассоциируя его при этом со всем западным миром (в тонкостях географии, истории и прочих «сказок белых» растаманы не разбирались), причем ключевым для них было представление о нем как о тюрьме, месте пленения, а отнюдь не использование его как синонима к «обществу потребления» (как сейчас считает большинство адептов растафари) — ибо самого понятия «общество потребления» в первой половине XX века еще не было, а если бы и было, то для Ямайки с её нищетой оно было бы неактуальным.


Весьма примечательная личность. Образование получал в школе, до 14 лет, далее — только самообразование. В 1914 г. основал на Ямайке «Всемирную ассоциацию по улучшению положения негров» (UNIA). Попал в черный список за попытку организовать рабочий профсоюз и уехал в 1915 в США. Там заявлял, что афроамериканцы могут добиться уважения к себе, укрепляя свою экономическую мощь.

«Где у чернокожего правительство? Где его король и королевство? Где его президент, его страна, его послы, его армия, его флот и его финансовые воротилы? Я не мог их найти. Я решил, что помогу их создать» — говорил Гарви, и пытался создать сеть принадлежащих неграм организаций (магазинов и т. п.). Был сторонником расового разделения и сотрудничал с Ку-Клукс-Кланом.

В 1925 за мошенничество попал на 5 лет в тюрьму, из-за чего растерял свое влияние. После 1930, когда Тэфэри Мэконнын стал императором Эфиопии, а ямайские негры решили, что не за горами пришествие царства божьего, пытался убедить растаманов, что они ошибаются, а Хайле Селассие — не тот, о ком он проповедовал. Умер 10 июня 1940 от двойного инсульта, читая собственный некролог в газете Chicago Defender, которая утверждала, что он умер в «нищете, забвении и всеми покинутый» (пруфлинк).

Урожденный Тэфэри Мэконнын (sic) — эфиопский феодал, внучатый племянник императора Менелика II. Родился 23 июля 1892 года. В 1916 году был отправлен новым императором Иясу V в ссылку за сепаратизм. В том же 1916 г. в результате усобицы разбил силы раса Микаэла, поддерживавшего легитимного императора, и принял титул регента и раса. Чтобы закрепить свою власть и противостоять другим феодалам, модернизировал армию. В 1929-30 гг. победил феодала Балчу (весьма коварно, за что Балча назвал Тэфэри «получеловеком-полузмеей») и законных правителей страны — царицу Зоудиту, дочь Менелика II, и ее мужа раса Гугсу, после чего провозгласил себя императором под именем Хайле Селассие — «Власть Троицы». В 1935 г. в страну вторглись итальянцы, к 1936 г. захватили ее, Хайле Селассие бежал в Британию, а вернулся в 1940 вместе с наступавшими англичанами. В 1960 произошла первая попытка переворота, организованная молодыми офицерами, интеллигенцией и студентами, выступавшими за экономический и социальный прогресс; переворот был пресечен, организаторы наказаны. В 1962 г. незаконно лишил автономии Эритрею и положил начало 30-летней кровавой войне. В 1966 г. посетил Ямайку, чем привел тамошних негров в благоговейный трепет. В 1972-74 гг. в Эфиопии разразился голод, унесший жизни неск. сотен тысяч человек. Правительство Хайле Селассие этот факт пыталось скрыть от мирового сообщества и бросило умирающих людей на произвол судьбы. В стране усилилась инфляция, рост цен (особенно на продукты питания и топливо), безработица. В результате всего этого в 1974 произошла революция, начавшаяся с выступления военных, поддержанных затем всем обществом; Хайле Селассие был свергнут, а через полгода убит.

В то, что Хайле Селассие — бог, растаманы Ямайки верили и после его смерти в 1975 году, считая, что вести о его свержении и гибели — вранье белых людей.



Роберт Неста Марли, 1945—1981. Объект фапа всех отечественных растаманов. Самый известный музыкант регги. 95% растаманов во всем мире считают его основателем растафарианства (!); да что там, даже в Африке многие считают, что растафарианство — антирасистское движение, основанное Бобом Марли. И неважно, что Боб Марли пришел в растафарианство на третьем десятке лет своей жизни, и тогда же перешел от исполнения ска и калипсо к регги.

Марли приехал в Америку с Ямайки. С собой он привез религию бога Раста. Пророком этой религии он объявил самого себя, а главным ее ритуалом… свою музыку. Все последователи нового религиозного движения одновременно должны были стать и адептами нового музыкального стиля. Они называли себя «rast's people» — люди Раста. У нас их стали называть «растоманами». Общаться с Растом было занятием непростым: для свидания с ним требовался своего рода проводник. Инстанция эта, присутствовавшая в растении Cannabis sativa, или все в той же конопле, получила имя Джа. Бог Джа должен был открыть сознание курильщиков конопли для получения ценных указаний от бога Раста. А чтобы указания слышались особенно внятно, сопровождались они музыкой Раста. Большинство растоманов, особенно отечественных, конечно, не понимали, что Раст — крайне жестокий бог-разрушитель одного из ответвлений культа вуду, распространенного на Кубе и Ямайке.



Многие, более зрелые, авторы рутс-регги считали, что его музыка — не истинно растафарианская, ведь пел он не о традиционных для растаманов темах, да и сильно политизировался, особенно во вторую половину 1970-х.

Единственная заслуга Боба Марли состоит в том, что он превратил регги из религиозной в массовую музыку, популярную во всем мире, расширив тематику текстов регги и сделав их легкими и годными для прослушивания объебосами во всем мире. Этого ему хватило для получения 37 места в списке 500 лучших музыкальных композиций и своей звезды, а дреды Боба Марли — образец для подражания всех растаманов.

Также Боб Марли принял православие перед своей смертью, ибо «ортодоксальное» христианство считается растаманами истинной религией для эфиопов.

Так, Децл, почему какашки на голове с каждым годом все длиннее и длиннее? Одно радует - выходит.



Дреды (англ. dreadужас) — один из главных внешних атрибутов растамана. Труъ-растаманы верят, что после смерти Джа поднимает правоверного растамана к себе именно за дреды. Длинные и густые спасают от неожиданностей. По некоторым данным, это странное поверье пришло в 1960-70-е вместе с влившимися в растафарианство хиппарями, которые успели прихватить его у индуистов-кришнаитов — последние для тех же целей делают хвостики на затылках.

Вопреки распространенному стереотипу, наличие у индивида дредов не приписывает его однозначно к растаманам. Дреды распространены особенно среди сайберготов, говно-альтернативщиков, брейкорщиков-раггакорщиков-джангалистов и просто всякого небыдла. В целом, это весьма модная прическа, и кто только ее не делает. Обратное тоже верно: далеко не у всех растаманов были и есть дреды, например, от дредов отказались те немногие растафариане, которым удалось эмигрировать с Ямайки в Эфиопию в 1960-е годы.

Труъ-растаманы же объясняли дреды следующим образом: они ссылались на обет назорейства, который, согласно св. писанию, дал Иисус Христос и который заключался, в числе прочего, в том, что он не будет прикасаться в течение определенного времени к своему телу; поэтому растаманы отказывались от бритв, ножниц и т. п. и заплетали волосы в дреды. При этом, это только возникшая позднее идеологическая отговорка, а истинная причина кроется в том, что ямайские негры в духе всей своей почвеннической веры хотели быть максимально похожими на людей Африки, а дреды они считали традиционной африканской прической. Между прочим, вся их вера пронизана стремлением к «рутс» (roots, корням), уважением «рутс» и т. д.

Есть заблуждение, будто бы женщины на Ямайке не делали дреды. Это неверно — там есть различные растафарианские секты, и в некоторых из них женщины действительно не делают дреды, но в большинстве — все-таки делают (в подтверждение рекомендуется посмотреть фильм «Roots Daughters The Women Of Rastafari»).

Некоторые современные растаманы считают, что дреды — естественное состояние волос. При этом возникают следующие вопросы:

Что такое «естественность»? Под «естественностью» растаманы понимают невмешательство человека (то есть склонны к определению «Естественный — созданный природой без вмешательства человека»). Однако заплетенные дреды (а не те, которые могут появиться на голове сами по себе) они почему-то неестественными не считают. Тогда логичнее было бы использовать следующее определение: «Естественный — Обычный, закономерный; Непринужденный, не напускной». Однако из такого определения следует, что для человека естественно использование синтетических материалов, в природе не встречающихся, а созданных им, в том числе пресловутого канекалона (материал, из которого делают волокно для искусственных волос). Труъ-растаманы люто, бешено ненавидят канекалон. Насколько естественны дреды для людей с прямыми волосами? Растаманы верят, что, если не расчесывать волосы, то через некоторое время (порядка месяцев или лет) волосы сами спутаются в дреды. У людей с прямыми волосами дреды сваливаются за полгода-год пруф, но ждать так долго многие не хотят, либо считают, что рутс-дреды слишком неаккуратны. Во-вторых, если дреды естественны, то есть всегда будут присутствовать без участия человека, то зачем же их периодичеcки подплетать, а также мыть как можно реже? Чтобы не расплетались? Однако факт, что дреды на несчастных европейских головушках без периодического подплетения умирают.

Растаманы — История возникновения, субкультура растаманы

3996097_18305 (240x240, 85Kb)


Раста смогла единственной из подобных ей афрохристианских сект выделиться в субкультуру, всемирную моду, своеобразный поп-феномен, затронувший миллионы людей. Сегодня это движение распространилось практически по всему миру и объединило многочисленные группировки, которые до такой степени неоднородны, что определить чего там больше – политики или религии – довольно трудно. Хотя для самих растаманов растафарианство не является ни религией, ни философией, ни организацией, а «тотальностью всего жизненного опыта» и активной попыткой воплощения в жизнь воли Бога - Джа.

ИСТОКИ

В 1927 году властями США на свой родной остров был выслан Маркус Гарви, ставший всемирно известным основателем движения, выступающего за репатриацию афроамериканцев. Будучи «временным президентом Африки» Гарви проживал на Ямайке до 1935 года и выступал с пламенными речами и религиозными воззваниями в парках Кингстона. По рукам ходили сочинения Гарви. Все это вошло в городской фольклор Ямайки. На основе его учений расты проповедуют наряду с религиозными вопросами различные политические и социальные афроцентрические учения. Основная идея его проповедей стала религиозным аспектом веры растаманов и заключалась в следующем утверждении: в библейские времена Бог Джа (Иегова) отдал чернокожих в рабство европейцам, колонизировавшим Африканский континент. При этом потомкам чернокожих африканцев придется по-прежнему терпеть угнетение сынов Вавилона, то есть всего «белого» мира в ожидании Великого Исхода. Когда он наступит за ними придет Джа и отведет их в Эфиопию, которая считается «землей обетованной» всех чернокожих.

Маркус Мосайя Гарви утверждал, что Иисус Христос был черным и пророчил пришествие великого царя из Африки – потомка Царицы Савской и Царя Соломона, который станет избавителем черной расы от ига Вавилона. Он предсказывал, что именно в Эфиопии скоро появится чернокожий король и тогда для этнических африканцев начнется эра благоденствия. Многие верующие посчитали, что его пророчество сбылось, когда буквально в кратчайшие сроки принц Рас Тафари Маконен в результате вооруженного переворота захватил власть и 2 ноября 1930 года короновал себя императором Эфиопии Хайле Селассие I. Именно таким образом и возникло растафарианство, а название растафари произошло от имени принца. Расты уверены, что Хайле Селассие I воплощает на Земле живого Бога Джа, библейского Льва из колена Иудина, а Эфиопия для них является тем же, что и Иерусалим для евреев.

РАЗВИТИЕ: ОТ ИСТОКОВ К СОВРЕМЕННОСТИ

К 1930-му году положение чернокожего население Ямайки стало еще более отчаянным и благоприятствовало тому, что учение Гарви широко распространилось. Хайле Селассие I был наделен божественным статусом Бога Эфиопии, воплощенным наяву, самым могущественным правителем мира, перед которым все короли преклоняют свои колени. Отныне спасение мог получить каждый негр во всем мире, жаждущий его. Необходимо было только лишь призвать имя Хайле Селассие I, «льва от колена Иудина», и он разорвет все цепи. Все первые проповеди в движении растафари содержали в основном только эту благую весть, но потом движение приобрело размах и колониальным властям пришлось заволноваться.

Инкубационный период движения прошел в трущобах Кингстона в 1930-33 годах. Изначально это движение характеризовалось радикальностью и было националистически-окрашенным. Одним из лидеров Леонардом Хауэллом были сформулированы первые шесть знаменитых принципов, которые были в силе долгое время. Они заключались в ненависти к белой расе, абсолютном превосходстве черной расы, мести белым за причиненные злодеяния, непризнании официальных властей и правительства и борьбе с ними, подготовке к возвращению в Африку, признании Хайле Селассие I единственным правителем негров и высшим существом. Правительство предприняло репрессивные меры. Однако община последователей Хауэлла просуществовала до 1960 года.

Вплоть до 1950-х гг на Ямайке растаманы воспринимались с брезгливостью и страхом. Обывателей перепугали не только их люмпенский вид, развевающиеся дрэдлоксы и марихуана, но и ажиотаж, вызванный слухами о переселении на Африканский континент, их пламенное краснобайство и то, как они часами витийствовали на замудренные темы. На набережных Кингстона собирались толпы растаманов в живописных босяцких лохмотьях золотого, красного и зеленого цветов. Они долго и внимательно вглядывались вдаль в ожидании посланных за ними Хайле Селассие кораблей.

Но несмотря на пророчества краха Вавилона, которые были очень гневными растаманы были добродушными и славными людьми. Основной их нравственного учения стала братская любовь, которая непротиворечиво сочеталась с ожиданием кошмарного конца цивилизации Запада. Труд они считали делом похвальным, но только не на Систему. Участие в политике, карьеру и тому подобную суету они считали гнусным делом. Слова "PEACE and LOVE" стали у растафари приветствием, девизом и молитвой.

Первые классические растаманы представляли собой типичных необразованных крестьян, какие могли быть в странах третьего мира. Но они пытались найти Истину, постигали Растафари и были уверены, что достигнут прозрения Истины под божественным руководством. Среди них был силен дух мистицизма, заключающийся в непосредственном присутствии Джа внутри каждого богобоязненного человека – дреда. Только в союзе с Джа дред может стать тем, кем есть на самом деле и кем никогда раньше не был. При этом самораскрытие возможно через раскаяние. Чтобы войти в этот мистический союз раста начали использовать местоимения «мы», «я», «ты» так, что в них всегда присутствовал Джа. Раста жили, а многие из них и сейчас живут в лагерях, в буше, которыми управляют Старцы. В некоторых из них мужчины и женщины проживают отдельно, что напоминает монастыри. Своеобразные правила питания основаны на Пятикнижии. Классические ямайские раста были «лысолицыми», то есть не носили бороду так как многим из них приходилось скрывать свое вероисповедание из-за религиозной и социальной дискриминации в те времена. Характерную растаманскую прическу – дредлоки – в классические времена тоже носили немногие.

Таковы настоящие растаманы с Ямайки. С первого взгляда они очень далекие, непонятные и даже смешные. А на самом деле они являются миролюбивыми позитивными людьми, которые верят, что добро победит зло, а справедливость – грубую силу. Ведь наверное каждый из нас ну хотя бы на уровне подсознания считает, что Вавилон уже пора разрушить, так как представляет собой миропорядок, где настоящие чувства, сострадание, любовь и понимание уже давно не находят себе места. Единая сущность учения не всегда прослеживается в большом количестве растафарианских общин из-за их разрозненности. Однако их объединяет непризнание современных ценностей западного общества – стремление к порабощению других культур и обогащению. Вот так течение растафари превратилось из изначально радикального и националистически-окрашенного в аполитичное, пассивное и любвеобильное. Много ли найдется таких?

Зародившуюся на Ямайке религию растафарианства по всему миру разнесли афроамериканцы и чернокожие латиноамериканцы. Более поздние свои метаморфозы это учение претерпело в Африке.

Растафарианство выросло из разрозненных сект, особых песнопений и ритмов черного континента, которые превратились в регги – ямайскую солнечную музыку растаманов. Благодаря ей учение раста в 1970-х годах вышло из Ямайки и распространилось по всему свету. Ее король – великий и главный растаман певец Боб Марли. Благодаря ему регги стало культовой музыкой и почитается не только чернокожими людьми, но и многими белыми. Для всех раста Боб Марли - культовая фигура, а его выступления - откровения святого. Он донес проблемы своей страны и континента до всего мира. Взлет регги способствовал тому, что растафаризм повсюду обрел своих поклонников, особенно в цветных общинах. И не только в Европе и Штатах, но даже среди аборигенов Австралии и маори в Новой Зеландии. Молодым раста в России в своем большинстве не знакома афро-национально-религиозная идеология, однако они приобщились к этому течению, являясь просто поклонниками регги. В начале XXI века в мире уже насчитывалось более одного миллиона растаманов.
В растафарианстве выделяются три основных и самых популярных течения, хотя на самом деле существует намного больше различных направлений, течений и ответвлений.

Течение Бобо Шанти является первым и вызывающим особый интерес. Его название произошло от самых жестоких африканских племен Ашанти, которые в Гане населяли местность Кумаси. Основная идея состоит в том, что основная часть рабов из Африки, которые были привезены на Ямайку были потомками этих племен. Основоположник Бобо Шанти – принц Иммануил или Чарльз Эдвардс. Последователи этого течения провозгласили его живым воплощением Бога как и императора Эфиопии Хайле Селассие I. Бобо Шанти также почитают Маркуса Гарви, считая его пророком. Эти растаманы очень пекутся о чистоте своей расы подобно гитлеровским фашистам. Всех белых людей они считают злом. Репатриация у них связывается с церемониальным возвращением всех чернокожих в Африку с последующим основанием там своего государства, которое не будет зависеть от белых. Они убеждены в том, что все это им должны оплатить белые люди в качестве ущерба, который был нанесен их предкам-рабам. Из всех растафарианцев они являются единственными, кто делит людей по цвету кожи. Также они отличаются от всех остальных и внешним видом. Они одеваются подобно арабским шейхам в длинные одежды, а головы крепко заматывают тюрбаном. Они никогда не курят марихуану где попало и при чужих людях. Это занятие они считают большим таинством. Они ведут образ жизни как в Ветхом Завете и соблюдают День отдыха - the Sabbath. В этот день не позволяется никакая работа, а также нельзя есть масло и соль.

Течение Найабинги считается самым старым и базируется на учении, которое сводится к божественной сущности императора Хайле Селассие I, и к возвращению всех людей, не забывших о своих корнях в колыбель всего человечества – Эфиопию, так как оттуда вышли все люди. Этот орден назван по имени королевы Найабинги, которая в 19-ом веке была правительницей Уганды и боролась против колонизации своей страны. Приверженцы этого течения не делят людей по цвету кожи. Они обязательно носят дреды, придавая им особое мистическое значение. Даже коренные африканцы, не имеющие дреды не допускаются на некоторые церемонии.

Течение «Двенадцать колен Израиля» основано в 1968г. и является самым либеральным, а его последователи свободны в своем вероисповедании. Они выдают себя за прямых потомков двенадцати сыновей Израиля. Император Хайле Селассие I для них является не просто благословленным Богом человеком, но и божественным существом, требующим соответствующего поклонения. Они также верят в то, что императором Эфиопии является Иисус Христос и Второе Пришествие уже состоялось. У этого течения существует множество ответвлений. Есть такие, которые не требуют ношение дредов, что очень приветствуется многими растаманами в Африке и на Ямайке, так как там очень жарко. Есть также ответвление для белых растаманов, придерживающихся философии духовного развития и мира. Раста ордена «Двенадцать колен Израиля» имеют право жить так как они этого хотят и где хотят, что по своей сути является очень правильной идеей.
В настоящее время движение растафари занимает пацифистскую позицию. Его популярность резко выросла. В связи с этим Католической комиссией по расовому правосудию рекомендовано всем светским организациям и католическим церквям признать растафарианство полноценной религией, а также относиться с уважением к людям, ее исповедующим и всячески их поддерживать.

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Субкультура растаманов построена на своей собственной системе ценностей. Её приверженцы говорят на особом языке, одеваются в определенном стиле, имеют свою манеру поведения.
Основной особенностью растафарианства является всяческое отсутствие миссионерской деятельности и всяких попыток обращать людей в эту веру. Человек должен самостоятельно открыть в себе Джа и развивая африканскую самобытность покорно ожидать Великий Исход, противопоставляя себя «сынам белого мира» - Вавилону. Раста сопоставляют себя с иудеями, которые попали в Вавилонское пленение и вернутся обратно в Африку – землю обетованную.

Идея репатриации является одной из основных в системе ценностей этой субкультуры. Но если первые раста ожидали, когда же коронованный император Эфиопии вышлет за ними корабли, то современные уже не понимают репатриацию буквально. Под ней подразумевают репатриацию сознания, иными словами духовная культура Африки возрождается в душе человека путем возврата к его корням.
У раста отсутствуют специальные молитвенные дома, но при этом они любят часто собираться. Классические растаманы обретают Истину в богословских спорах, молитвенных встречах, которые проводятся в духе Талмуда. Они уверены в том, что у каждого человека установлена связь с Богом Джа и через нее к человеку приходит сверхпонимание Истины, но сам он своими усилиями не сможет ее понять. Поэтому они считают особо важным непосредственный контакт с Джа, отсюда и вытекает мистический опыт растафари.

В процессе самораскрытия, а именно покаяния осуществляется единство с Богом. Для раста характерно употребление речевого оборота «Я и Я», означающего «Я в присутствии Бога», через который они достигают мистического единства с Богом. Они созерцают Бога в любом месте и в любое время, при этом все действия обретают равную значимость.
Большинство растаманов не удаляются от общества и живут обычной жизнью, а некоторые продолжают жить в общинах. Отношения между ними построены на принципе братской любви и взаимопомощи.
Настоящие раста не пьют молоко, кофе, алкоголь. Их напитки – чаи из кореньев и трав. Ортодоксы – строгие вегетарианцы, даже рыбу они едят только ту, длина которой не более 25 см. А та, которая больше этих размеров представляет для них пищу Вавилона с поедающими друг друга белыми людьми.

Растаманы легко узнаваемы по их прическам. Они не расчесывают свои волосы и не стригут их, поэтому их волосы сваливаются в отдельные локоны – дреды, которые являются символом растафарианской веры. Вступая в нее растаманы дают очень важный обет назарейства, который заключается в том, чтобы определенное время не стричь и не расчесывать волосы. Они очень серьезно относятся к этому обету.
Свои головы раста покрывают вязанными красно-желто-зелеными шапками-беретами, расцвеченными в символические цвета Эфиопского флага.
Символ растафарианского движения – изображение льва. Под ним подразумевается эфиопский император Хайле Селассие I. Этот символ у растаманов повсюду распространен – на флагах, машинах, домах, предметах быта.
У обычных людей вызывает интерес именно то содержание и тот смысл, который вкладывают растафариане в основные базовые аспекты своей религии. Например, Вавилон и Система, а также марихуана.

ВАВИЛОН И МАРИХУАНА

Раста считают, что Вавилон сопровождал человека со столь давних времён, в которые Моисей еще и не догадывался куда и когда он поведет свой народ, а Чингисхан не беспокоил своих соседей и их земли.

Изначально это был город, в который стекались все грехи и пороки. Однажды вавилонянам пришла в голову мысль построить высоченную башню и добраться по ней до самого Бога Джа. Он был очень удивлен и рассержен. Джа сломал башню, но ее осколки разлетелись по всей Земле. В каждом современном городе где-то валяется хотя бы один такой осколок и до сих пор рабы Вавилона делают попытки отстроить ее заново. Джа всё видит. Рассмотрел он и людей, готовых чинить сопротивление Вавилону. Но им для этого чего-то не хватало. Тогда Джа создал не что иное, как марихуану.

По сути марихуана является дорогой. Находясь в ее начале и глядя вдаль человек может увидеть развилку, разделяющую ее на три дороги. Каждая из них приводит к определенным воротам – Серым, Черным или Белым. Человек, употребляющий марихуану ради удовольствия идёт по дороге, которая ведет направо к Серым Воротам. Войдя в них он попадает в Вавилон. Там он ввергается в водоворот плотских удовольствий. Но гоняясь за удовольствиями он не сможет избежать боли и рано или поздно его поработит Система. Человек, который видит в марихуане лекарство от всех его бед идёт по дороге, ведущей налево к Черным Воротам. Войдя в них он попадёт в никуда, где нет даже никаких удовольствий. Результат будет тот же, что и в Вавилоне. Человек, который использует марихуану как опору, помогающую ему подняться с колен и взглянуть в небо, идет прямо по дороге, проходит через Белые Ворота и вступает на дорогу, ведущую в растаманский рай – Сайон.

СИСТЕМА

Она представляет собой силу, заставляющую людей совершать такие деяния, которые им не нравятся и они не хотят их, но отказаться не могут. Система ещё не сокрушена и постоянно порождает новые жертвы. Все наркоманы, алкоголики и бездомные являются ее жертвами. Эти люди не хотят думать и слепо отдают себя Системе, причем полностью. А она после того, как их переварит и высосет всё полезное просто выбросит их.

Деньги являются важной частью Вавилона. Вообще-то всё крутится именно вокруг них. Для молодых людей, не знающих всей правды о Вавилоне они являются приманкой. Хитрые и злые вавилонские служители уговаривают неокрепшую духом молодежь прийти в Вавилон, где можно будет взять много денег и тратить их на то, чтобы делать людям добро. В деньгах ничего плохого нет, а только от самого человека зависит какие они. У плохого они плохие, а у хорошего хорошие. Нужно только войти в Вавилон и там их всему научат. Ну а дальше все события развиваются по наигранной схеме.

МАРИХУАНА И РАСТАМАНЫ

Широко распространилось мнение, что все растафарианцы курят марихуану. Мудрая трава у них называется ганджа. В принципе это так, кроме ортодосальных представителей этой веры, которые ее вообще не употребляют. На колониальной Ямайке ганджа была запрещена и курить ее было выражением своего рода протеста. Некоторые общины допускают ее контролируемое употребление для вхождения в медитативные состояния. Так они ублажают Бога Джа благовониями. В настоящее время ряд официальных растафарианских организаций выступили против использования марихуаны, так считают ее опасной и вредной для здоровья. Но многие расты считают, что курить мудрую траву им велит Библия, делать это научил людей Бог Джа и именно она была тем первым растением, которое выросло на могиле самого мудрого человека царя Соломона.

Однако многие «неправильные» раста страдают пагубным пристрастием к марихуане. Это сделало культуре растаманов дурную рекламу, но гораздо большую, чем например вегетарианство, воздержание от алкоголя и табакокурения, которые являются куда более добрыми составляющими этой культуры.

ВИБРАЦИЯ И КОРНИ

Вибрация и Корни выражают естественность, спонтанность и интуитивность эфиопской культуры. Считается, что вибрация, которая проявляется в непосредственном постижении сущности бытия, доступна только растаманам. Суда же можно отнести и медитации под траву, сомнамбулический замедленный синкопированный ритм ритуальных барабанов найябинги. Под вибрацией корней также понимают тот изначальный регги, который не был замутнен попсой.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Материалы по теме


«Марихуана — это способ общения с Богом»
Раста-церковь, чернокожий Иисус и лекарство от рака. Что творят на Ямайке

На Ямайке быстро сложился новый религиозный культ, получивший название растафарианство — в честь нового императора. Из-за этого, а также по причине особого статуса Эфиопии на континенте — она никогда не была колонией европейских держав, а в 1897 году даже отбила атаку итальянцев, — эта страна стала восприниматься растаманами, как земля обетованная и истинная гора Сион. Цвета ее флага и герб со львом в короне и со скипетром в руках стали важными символами нового религиозного течения.

В современной Эфиопии цвета флага трактуются следующим образом: зеленый олицетворяет плодородие, труд и развитие, желтый — надежду, справедливость и равенство, красный — жертвенность и героизм во имя свободы и равенства. Но у растаманов трактовка была иной. Красный — кровь чернокожих, убитых белыми, золотой — богатства Африки, украденные белыми, зеленый — природная красота земли обетованной. Иногда красный заменялся на черный — цвет порабощенных детей Африки. Эти четыре цвета стали официальными также для движения панафриканизма и ныне присутствуют на флагах 23 стран Африки и пяти стран Западного полушария.

Читайте также: