Произведения этого поэта как при его жизни так и после

Обновлено: 17.05.2024

Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

5.1. Что позволяет отнести повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» к сентиментализму?

5.2. Почему А. А. Фета можно назвать поэтом-философом? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)

5.3. В чём схожи и чем различаются помещики Манилов и Ноздрёв? (По поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».)

5.4. Какова нравственная проблематика прозы Л. Н. Толстого? (На примере одного произведения по Вашему выбору.)

5.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)

1.1.1. Почему во время прощания с Эрастом Лиза «не смела взглянуть» на мать?

1.2.1. Каким настроением проникнуто стихотворение А.А. Фета «Ещё весны душистой нега…»?

1.1.1. В приведённом отрывке описана сцена прощания Лизы с Эрастом. Лиза — девушка из бедной семьи — влюблена в богатого барина Эраста. У них роман, но мать не знает об этих отношениях. Вот почему она, прощаясь, надеется, что дочь вскоре выйдет замуж. Лиза потому и не может взглянуть на мать, что в её мыслях Эраст и есть жених, единственный и неповторимый. Мечты дочери не совпадают с желаниями матери, которая мыслит здравее, чем сама Лиза.

1.2.1. Перед нами монолог лирического героя, романтического, мечтательного человека, который влюблен в природу. С волнением ожидает он весну, грезит о ней, словно о чуде:

Еще весны душистой нега

К нам не успела низойти…

Весна — создание изящное, тонкое, хрупкое, легкое. Богатство чувственному образу весны придает аромат. Фет прав. Весна, пожалуй, самое ароматное время года, ᴨᴏᴛому что она пробуждает все наше существо. Мы от-крываемся навстречу ей целиком, до ᴨᴏᴛаенных уголков души, воспринимая остро, как в первый раз, и краски, и чувства, и запахи. Стихотворение проникнуто светлыми чувствами.

Комментарии к сочинениям

5.1. Что позволяет отнести повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» к сентиментализму?

Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» была одним из первых сентиментальных произведений русской литературы XVIII века. Сентимента-лизм провозглашал преимущественное внимание к частной жизни людей, к их чувствам, в равной мере свойственным выходцам из всех сословий.

Карамзин рассказывает нам историю несчастной любви простой крестьянской девушки Лизы и дворянина Эраста, дабы доказать, что «и крестьянки любить умеют».

В «Бедной Лизе» Н. М. Карамзин дал один из первых в русской литературе образцов сентиментального стиля, который ориентировался на разговорно-бытовую речь образованной части дворянства. Он предполагал изящество и простоту слога, специфический отбор «благозвучных» и «не портящих вкуса» слов и выражений, ритмическую организацию прозы, сближающую ее со стихотворной речью. В повести «Бедная Лиза» Карамзин показал себя большим психологом. Он сумел мастерски раскрыть внутренний мир своих героев, в первую очередь их любовных переживаний. Утвердив своей повестью сентиментализм в русской литературе, Карамзин сделал значительный шаг в плане ее демократизации, отказавшись от строгих, но далеких от живой жизни схем классицизма.

5.2. Почему А. А. Фета можно назвать поэтом-философом? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)

А.А. Фет заслуженно и широко известен как тонкий лирик, чуткий художник, создавший яркие, незабываемые картины природы, отразив сложнейшие переживания человеческой души. Как писал сам Фет в предисловии к третьему выпуску стихотворений «Вечерние огни», он хотел бы найти в поэзии «убежище от всех житейских скорбей», и таким убежищем становится для него прежде всего природа, ее неуловимый мир, пронизанный мыслью о красоте и вечности. Очень часто внимание поэта направлено на живые связи человека с природой, лирический герой любуется окружающим его миром даже в минуты душевных волнений:

Можно ли, друг мой, томиться в тяжелой кручине?

Как не забыть, хоть на время, язвительных терний?

Травы степные сверкают росою вечерней,

Месяц зеркальный бежит по лазурной пустыне.

Чувство близости человека и природы часто приобретает характер космизма. Отсюда появление в стихах позднего Фета символического образа звезд, звездного неба, в котором растворяется человек. В философской лирике Фета перед нами предстает образ мыслителя, который мыслит «умом сердца» (определение Л. Толстого), образ человека, влюбленного в жизнь, красоту, человечность. Вот почему поэзия Фета — это наше духовное достояние.

5.3. В чём схожи и чем различаются помещики Манилов и Ноздрёв? (По поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».)

Характер Манилова, который описан в первой главе, проявляется уже в самой фамилии. Начинается рассказ об этом герое с изображения деревни Маниловки, немногих способной «заманить» местоположением своим. Автор описывает с иронией господский двор, созданный как подражание английскому саду с прудом, кустиками и надписью «Храм уединенного размышления». Внешние детали помогают писателю создать образ помещиков в поэме «Мертвые души». Манилов не знал совершенно жизни, действительность у него заменялась пустой фантазией. Этот герой любил помечтать и поразмышлять, иногда при этом даже о полезных для крестьян вещах. Однако его идеи были далеки от потребностей жизни. Он не знал о настоящих нуждах крепостных и даже не думал никогда о них. Манилов считает себя носителем культуры. Он считался в армии образованнейшим человеком. Николай Васильевич иронично высказывается о доме этого помещика, в котором всегда «чего-нибудь недоставало», а также о слащавых отношениях его с супругой.

В образе Ноздрева в пятой главе Гоголь рисует совсем другую форму разложения дворянства. Этот герой — человек, что называется, «на все руки». В самом его лице было нечто удалое, прямое, открытое. Характерна для него также «широта натуры». По ироничному замечанию Николая Васильевича, Ноздрев — «исторический человек», поскольку ни на одном собрании, на котором ему удалось побывать, не обходилось никогда без историй. Он проигрывает с легким сердцем большие деньги в карты, обыгрывает простака на ярмарке и сразу же все «просаживает». Этот герой — несусветный враль и бесшабашный хвастун, настоящий мастер «лить пули». Он ведет себя вызывающе везде, если не сказать агрессивно. Речь этого персонажа изобилует бранными словами, он имеет при этом страсть «нагадить ближнему». Гоголь в образе Ноздрева создал в отечественной литературе новый социально-психологический тип так называемой ноздревщины.

И Манилов, и Ноздрёв схожи тем, что оба не способны созидать, с ними у России нет будущего.

5.4. Какова нравственная проблематика прозы Л. Н. Толстого? (На примере одного произведения по Вашему выбору.)

Проза Л. Толстого начала XX века — при всем внимании к ней, недостаточно изучена. До сих пор широкие массы читателей и даже специалисты отчетливо различают лишь три вершины в цепи произведений, созданных Толстым после 1900 года, — повесть «Хаджи-Мурат», получившую всемирное признание, ставшие хрестоматийными рассказы «После бала», «За что?»

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» состоит из двух резко противопоставленных частей: бал у предводителя и расправа с солдатом. Вторая сцена имеет особое значение для понимания смысла произведения, именно она дала название рассказу — «После бала».

Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей; не подозревающих о существовании другого, страшного мира, резко оттеняет картину, нарисованную во второй части. В первой части рассказа чудесный бал, прекрасная зала, знаменитые музыканты, белое платье, белые перчатки, белые башмачки, «сияющее, разрумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза» Вареньки. После бала краски резко меняются: весенний мокрый туман, солдаты в черных мундирах, неприятная визгливая мелодия, «сморщенное от страдания лицо» наказываемого. Толстой не только показывает причудливое сочетание добрых и злых порывов в душе полковника, но и разоблачает объективные социальные условия, искажающие натуру человека, прививающие ему ложные понятия о долге. Одновременно писатель заставляет задуматься над проблемой ответственности человека за окружающее.

5.5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне3

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне2

Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно1

Тема не раскрыта0

2. Привлечение текста произведения для аргументации

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют3

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущено одна-две фактические ошибки2

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена,

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий) допущено четыре или более фактические ошибки,

3. Опора на теоретико-литературные понятия

Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют2

Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий0

4. Композиционная цельность и логичность

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов3

есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,

В сочинении не прослеживается композиционный замысел, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения0

5. Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок2

Допущены три-четыре речевые ошибки1

Допущены пять или более речевых ошибок0

Критерии оценивания грамотности

Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого оценивается отдельно за всю работу. Экзаменационная работа оценивается по критериям ГК1–ГК3 «Грамотность», если участник выполнил не менее двух заданий части 1 и задание части 2 (сочинение).

ЕГЭ по русскому языку 11 класс 2021. Типовой тренировочный вариант №3 от 21 сентября №200921 (задания и ответы)

ЕГЭ по русскому языку 11 класс 2021. Типовой тренировочный вариант №3 от 21 сентября №200921 (задания и ответы)

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит 1 задание.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут). Вариант полностью соответствует официальным кодификатору и спецификации от ФИПИ для 2021 года.

В конце варианта приведены правильные ответы ко всем заданиям. Вы можете свериться с ними и найти у себя ошибки.

Решать работу: Онлайн

Интересные задания с ответами

(1) Сказка Петра Ершова «Конёк-горбунок» о приключениях Ивана-дурака навеяна сибирскими сказаниями: отец автора часто менял место службы, и маленький Петруша, путешествуя по Сибири, на всю жизнь запомнил ямские станции и бесконечные рассказы. (2)«Конек-Горбунок» только при жизни автора выдержал семь публикаций, а за годы существования сказки – более ста семидесяти. (3) Ершов написал драму «Фома-кузнец», пьесу «Суворов и станционный смотритель», романтическую поэму «Сузге. Сибирское предание», есть даже либретто к опере «Страшный меч», (…) ничего столь громкого, как студенческий «Конек».

1) Пётр Ершов написал немало произведений, но самым популярным является сказка «Конёк-горбунок», написанная им в студенческие годы.
2) Сказка «Конёк-горбунок» – одно из самых популярных произведений Петра Ершова, выдержавшее немало публикаций – навеяна сибирскими сказаниями.
3) Пётр Ершов, будучи студентом, написал сказку «Конёк-горбунок», в её основу легли сибирские сказания; несмотря на другие произведения автора, именно она прославила его имя и выдержала немало публикаций.
4) «Конёк-горбунок» – сказка Петра Ершова, самое популярное произведение автора, однако его знают по всему миру и как создателя поэм, пьес и даже либретто.
5) Пётр Ершов написал сказку «Конёк-горбунок» в девятнадцать лет, и несмотря на другие произведения, созданные им, именно приключения Ивана-дурака стали популярны во всём мире.

3)Ознакомьтесь со словарной статьей и определите, в каком значении употреблено слово ВЫДЕРЖАТЬ в предложении (2). Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1. что. Держа на себе какую-нибудь тяжесть, устоять, не поддаться. Выдержать гирю. Лед может выдержать немало тяжестей. Руки не выдержат.
2. перен., что. Подвергаясь чему-нибудь, устоять, вытерпеть, вынести испытание. Выдержать осаду. Выдержать бурю. Выдержать пытку.
3. что. Подвергаясь чему-нибудь (испытанию, проверке), оказаться годным, удовлетворяющим какому-нибудь требованию. Выдержать экзамен. Новая машина выдержала испытание.
4. Проявить выдержку, вытерпеть, сдержаться. Не выдержал и заплакал.
5. кого-что. Заставить остаться; продержать где-нибудь. Выдержать когонибудь целый день под арестом.
6. кого-что. Выдрессировать, воспитать для какой-нибудь цели (животное; спец.). Выдержать собаку.

4)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

Искра
лососЁвый
кухОнный
позвалА
клАла

5)В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ЛИЧНОЕ имущество граждан охраняется законом.
Адвокат обратился в краевой суд с просьбой отменить ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ приговор.
Мы не могли понять, что это такое – природная речка или ИСКУСНЫЙ канал.
Русская литература подарила миру много ГУМАНИСТИЧЕСКИХ произведений.
В период эпидемии власти призывают граждан делать покупки без использования НАЛИЧНОСТИ.

6)Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. При покупке автомобиля дилер постарался рассказать нам обо всех тонкостях сервисного обслуживания и условиях гарантийной замены запчастей.

7)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. нет НОСКОВ ТРОЕ друзей согласно ИХНИМ расчётам около СТА СЕМИДЕСЯТИ свыше ДВУХСОТ ШЕСТИДЕСЯТИ тысяч

1) сочетание, зажигалка, перенимать
2) абонемент, касание, заблистать
3) отторгать. предполагать, береговой
4) стереть, загорелые, сжимать
5) национальный, стилистический, собираться

1) пре..писание, о..бой, по..пись
2) ра..строился, и..правный, и..синя-чёрный
3) о..бросил, на..пилить, о..крытка
4) з..вязал, пр..бабушка, пр..язык
5) без..дейный, по..скал, спуер..нтересный

1) приветл..вый, заносч..вый
2) надоедл..во, фасол..вый
3) изворотл..вый, раскра..вать
4) усидч..вый, ноч..вать
5) перекле..вать, горош..нка

1) (он) обид..тся, (она) заплач..т
2) перекол..шь, подкле..нный
3) (токарь) точ..т, колыш..тся (тростник)
4) лепеч..шь, (пёс) зала..т
5) движ..мый, законч..нный

13)Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

На экзамене мне достался далеко (НЕ)ЛЁГКИЙ текст для сочинения.
Доктор (НЕ)УСПЕЛ закончить осмотр, как вдруг в дверь постучали.
(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, люди часто проживают свой век бессмысленно.
Юля смотрела на Игоря, как смотрит замечтавшийся человек на отдалённый предмет: оторваться от него (НЕ)ВОЗМОЖНО.
(НЕ)КОПЬЁМ побеждают, а умом.

14)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Хочется, ЧТО(БЫ) счастье пришло как дар, (ПО)ЭТОМУ и стараешься быть добрым и милосердным. Вопреки ожиданиям гостям ВСЁ(ТАКИ) разрешили посмотреть раненую чайку, пострадавшую (В)СЛЕДСТВИЕ урагана. (В)ДАЛИ на солнце жёлто-красный лист блистает, (КАК)БУДТО ярким золотом пылающий костёр. ТАК(ЖЕ), как и вчера, Серёжа при виде соперника почувствовал жгучую обиду и (ПО)ЭТОМУ, круто развернувшись, пошёл в другую сторону. Баснописец И.А. Крылов увлекался математикой, ТО(ЖЕ) самое увлечение разделял и Л.Н. Толстой, ТАК(КАК) считал математику средством развития умственных способностей.

Ответ: чтобы поэтому

15)Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. На стра(1)ом и даже грозном фоне закатного неба зубчатая стена хвойного леса казалась отчётливо прорисова(2)ой, таинстве(3)ой, а коегде торчавшие над ней прозрачные закруглё(4)ые верхушки берёз словно были очерче(5)ы на небе рва(6)ыми штрихами.

16)Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Произведения этого поэта как при его жизни так и после смерти причисляли к образцам русской классической литературы.
2) Солнце дарит фруктам и ягодам тепло и наливает их сладким соком и спелостью.
3) Небо заволокло не то тучами не то туманом не то мглой.
4) Вода отражала небо и была то серого то бирюзового то молочного цвета.
5) Горы необыкновенно хороши и мы невольно ощущали чувство бодрости и радости.

17)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Степан бросил писать и (1) лениво откинувшись на спинку стула (2) стал смотреть за окно на (3) залитую лунным светом (4) лужайку.

18)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней… Сияй, сияй (1) прощальный свет Любви последней, зари вечерней! Полнеба обхватила тень, Лишь там, на западе, бродит сиянье, – Помедли, помедли (2) вечерний день (3) Продлись, продлись (4) очарованье.

19)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Кожаная сумка (1) в потайном кармашке (2) которой лежало то самое письмо с признанием (3) осталась висеть на ветке дуба.

20)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Алхимия – философско-мистическое учение (1) и (2) несмотря на мнение учёных о том (3) что алхимия не более чем заблуждение древних философов и химиков (4) и не представляет никакой научной ценности (5) по сей день имеет сторонников и последователей (6) и, безусловно, существует.

1) Мальчишки 1941 года будут стоять за свою землю не ради наград и карьер.
2) Николай Кузнецов, легендарный лётчик, считал себя патриотом.
3) Война воспитывает в людях человечность, учит принимать ответственность на себя.
4) Русская земля не рождает защитников, они становятся такими в процессе воспитания.
5) Русский герой предъявляет счёты к властям, помнит свои обиды.

26)«Для выражения своих мыслей и более яркого раскрытия образа патриота М.С. Строганов использует художественные средства выразительности, среди которых троп – (А)_________ (предложения 7, 23), приёмы: (Б)_________ (в предложении 12) и (В)_________ (предложения 5–6), а также троп – (Г)_________ («нечеловеческие нагрузки» в предложении 3, «нежной утешительницей», «мужественной соратницей» в предложении 8)».

Промежуточная аттестация по русскому языку 11 класс

1 . (1) Сказка Петра Ершова «Конёк-горбунок» о приключениях Ивана-дурака навеяна сибирскими сказаниями: отец автора часто менял место службы, и маленький Петруша, путешествуя по Сибири, на всю жизнь запомнил ямские станции и бесконечные рассказы. (2)«Конек-Горбунок» только при жизни автора выдержал семь публикаций, а за годы существования сказки – более ста семидесяти. (3) Ершов написал драму «Фома-кузнец», пьесу «Суворов и станционный смотритель», романтическую поэму «Сузге. Сибирское предание», есть даже либретто к опере «Страшный меч», (. ) ничего столь громкого, как студенческий «Конек».

1) Пётр Ершов написал немало произведений, но самым популярным является сказка «Конёк-горбунок», написанная им в студенческие годы.


2) Сказка «Конёк-горбунок» – одно из самых популярных произведений Петра Ершова, выдержавшее немало публикаций – навеяна сибирскими сказаниями.

3) Пётр Ершов, будучи студентом, написал сказку «Конёк-горбунок», в её основу легли сибирские сказания; несмотря на другие произведения автора, именно она прославила его имя и выдержала немало публикаций.

4) «Конёк-горбунок» – сказка Петра Ершова, самое популярное произведение автора, однако его знают по всему миру и как создателя поэм, пьес и даже либретто.

5) Пётр Ершов написал сказку «Конёк-горбунок» в девятнадцать лет, и несмотря на другие произведения, созданные им, именно приключения Ивана-дурака стали популярны во всём мире.

2 . Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это слово.

3. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

кухОнный позвалА клАла

4 . В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ЛИЧНОЕ имущество граждан охраняется законом.

Адвокат обратился в краевой суд с просьбой отменить ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ приговор.

Мы не могли понять, что это такое – природная речка или ИСКУСНЫЙ канал.

Русская литература подарила миру много ГУМАНИСТИЧЕСКИХ произведений.

В период эпидемии власти призывают граждан делать покупки без использования НАЛИЧНОСТИ.

5. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

При покупке автомобиля дилер постарался рассказать нам обо всех тонкостях сервисного обслуживания и условиях гарантийной замены запчастей.

6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

согласно ИХНИМ расчётам

около СТА СЕМИДЕСЯТИ

свыше ДВУХСОТ ШЕСТИДЕСЯТИ тысяч

7 . Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А. нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б. ошибка в управлении

В. нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Г. ошибка в построении предложения с

Д. нарушение в построении предложения с

1) Все, кто видел в эти минуты листопад, почувствовали воодушевление.

2) Зачётные книжки студенты получили у заведующего кафедры.

3) Держась за поручень, Ваня устоял при резком торможении троллейбуса.

4) Многие из тех, кто прочитали это письмо, задумались о своей первой любви.

5) Не только на полу, а также на диване, подоконнике и даже на письменном столе были разбросаны обрывки бумаг.

6) Повинуясь воле судьбы, все силы Олега были отданы на обучение новому знанию.

7) Тучи, похожие на кудрявых барашков, межденно плыли по пронзительно- голубому небу.

8) Распустившиеся бутоны за ночь поражали необыкновенной красотой.

9) Миша коллекционировал как марки, так и календарики.

8 . Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

На экзамене мне достался далеко (НЕ)ЛЁГКИЙ текст для сочинения.

Доктор (НЕ)УСПЕЛ закончить осмотр, как вдруг в дверь постучали.

(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, люди часто проживают свой век бессмысленно.

Юля смотрела на Игоря, как смотрит замечтавшийся человек на отдалённый предмет: оторваться от него (НЕ)ВОЗМОЖНО.

(НЕ)КОПЬЁМ побеждают, а умом.

9 . Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова

Хочется, ЧТО(БЫ) счастье пришло как дар, (ПО)ЭТОМУ и стараешься быть добрым и милосердным.

Вопреки ожиданиям гостям ВСЁ(ТАКИ) разрешили посмотреть раненую чайку, пострадавшую (В)СЛЕДСТВИЕ урагана.

(В)ДАЛИ на солнце жёлто-красный лист блистает, (КАК)БУДТО ярким золотом пылающий костёр.

ТАК(ЖЕ), как и вчера, Серёжа при виде соперника почувствовал жгучую обиду и (ПО)ЭТОМУ, круто развернувшись, пошёл в другую сторону.

Баснописец И.А. Крылов увлекался математикой, ТО(ЖЕ) самое увлечение разделял и Л.Н. Толстой, ТАК(КАК) считал математику средством развития умственных способностей.

10 . Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Произведения этого поэта как при его жизни так и после смерти причисляли к образцам русской классической литературы.

2) Солнце дарит фруктам и ягодам тепло и наливает их сладким соком и спелостью.

3) Небо заволокло не то тучами не то туманом не то мглой.

4) Вода отражала небо и была то серого то бирюзового то молочного цвета.

5) Горы необыкновенно хороши и мы невольно ощущали чувство бодрости и радости.

11. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней.

Сияй, сияй (1) прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,

Блок в революционные времена

В 1916 году поэт был призван на фронт Первой Мировой войны. Про полгода, проведенные под обстрелами и бомбежками, столичный поэт напишет так:

«Я одичал. Физически обманчиво крепок, нравственно расшатан. Мне надо заниматься своим делом, надо быть внутренне свободным, иметь время и средства для того, чтобы быть художником».

В 1916 году Блока призвали на военную службу. На фото Александр Блок (третий слева) среди солдат и офицеров 13-й инженерно-строительной дружины императорской армии

В 1916 году Блока призвали на военную службу. На фото Александр Блок (третий слева) среди солдат и офицеров 13-й инженерно-строительной дружины императорской армии
«Его работа состояла в литературном редактировании документов. Относился он к этому не казенно, а вполне серьезно, увлеченно».

Новая власть сводила счеты с чиновниками свергнутого режима. Предшественник Блока на этой должности по этическим причинам отказался от этой службы. Ольга Кузнецова про должность Александра Александровича:

«Блок не так легко её получил, и очень старался получить».

Однажды Блок напишет в своем дневнике о допросе бывшего премьер-министра Российской Империи:

Александр Блок (второй справа) в составе Чрезвычайной следственной комиссии, 1917 год

Александр Блок (второй справа) в составе Чрезвычайной следственной комиссии, 1917 год

Отрывок из письма Блока к матери, где он отзывается о допрашиваемых людях:

Раньше автограф поэта можно было увидеть только на рукописи стихов, а теперь он ставит его на следственных делах и протоколах допросов. Среди них есть один, написанный Блоком при допросе Гучкова, где тот рассказывает про отречение императора Николая. На фотографиях тех лет Блок больше не задумчивый юноша, он одет в военную форму, и его взгляд наполнен уверенностью человека, идущего к своей цели.

Александр Блок и Корней Чуковский / © Моисей Наппельбаум

Александр Блок и Корней Чуковский / © Моисей Наппельбаум

Участие в работе Чрезвычайной Комиссии временного правительства сыграло не в пользу Блока, от него отвернулись все друзья и знакомые, даже самые близкие. Он приветствовал революцию, думая, что она разрушит застойное старое и приведет к новым видам созидания. Ради нового, ожидаемого вскоре мира он стал готов на многое. Узнав, что его любимая усадьба детства Шахматово разграблена, он реагирует спокойно, никому не предъявляя претензий, но это лишь внешнее спокойствие.

«Революции приходят, опоясанные бурей, а он всегда был открыт бурям».

Литературовед Михаил Шапошников рассказывает об отношении Блока к революции:

«Ему казалось, что старый мир уже расплавился, ему казалось, что этот мир уже прошлое, которое должно уйти, и будет нечто новое свободное, сильное».

В 1918 году Блок на себе испытал реалии нового режима. Его задержали по подозрению в связях с партией левых эсеров. Лишь вмешательство Луначарского помогло поэту избежать ареста. После этого события он начал понимать, что ошибочно радовался приходу новой власти и принесенным ею изменениям. В этот период Блоком была написана небезызвестная поэма «Двенадцать».

К 1920 году у Александра Александровича развился целый букет заболеваний, сопровождающийся ещё и психическим срывом. В 1921 году стало понятно, что поэт смертельно болен. Не так давно был рассекречен архив, из документов которого следует, что Блока можно было попытаться спасти от смерти, отпустив на лечение за границу. Высшее партийное руководство не посчитало возможным разрешить ему выезд. Из одной записки рассекреченного архива:

«Блок – натура поэтическая, произведет на него дурное впечатление какая-нибудь история, и он совершенно естественно будет писать стихи против нас. Выпускать не стоит».

Дом на улице Декабристов в Санкт-Петербурге, в котором находится музей-квартира Александра Блока

Дом на улице Декабристов в Санкт-Петербурге, в котором находится музей-квартира Александра Блока

Разрешение на выезд заграницу Блоку в Центральном Комитете всё-таки дали, но слишком поздно. Документ был подписан 6 августа, а 7 числа утром в 10:30 поэта не стало. Это произошло в 1921 году. Он ушел всего лишь в 40 лет. Проводить его пришло большое количество людей. Они прощались с талантливым поэтом и неординарным человеком.

Юность Блока

Александр родился в столице Российской Империи в 1880 году 28 ноября. Семью Блока можно отнести к интеллигенции, ведь отец работал на должности профессора в Варшавском университете. Мама Саши тоже имела отношение к образованию, она была переводчицей, а её отец служил в университете Санкт-Петербурга ректором. Интересно, что мать Блока тоже звали Александрой. В юности, до замужества она носила фамилию Бекетова.

«Александр Львович был страшно неуравновешенным человеком. Он просил Александру Андреевну играть (на фортепиано), но если она фальшивила, он приходил в бешенство и мог наброситься на неё даже с побоями».

Родители Александра Блока

Родители Александра Блока

Александра Андреевна решила подать на развод. Также о примерах недостойного поведения по отношению к жене Александра Блока старшего рассказывает Светлана Мисочник – директор музея-заповедника А.А. Блока «Шахматово»:

«Когда для защиты диссертации Александр Львович отправился в Петербург, свою жену, беременную, уже на восьмом месяце, он отказался везти в вагоне 2-го класса, а сказал, что она может позволить себе путешествовать только 3-м классом».

В XIX столетии бракоразводный процесс был делом непростым, труднодоступным и осуждаемым. Вовсю господствовали патриархальные и церковные устои, не одобряющие расторжение брака. Александра Блок была женщиной с сильным характером и, решив развестись с мужем, добилась этого через Святейший синод. После развода бывшие супруги больше не встречались на жизненном пути .

Александр Блок в детстве

Александр Блок в детстве

Возможно, следуя веяньям общества того времени и церкви, юная Александра и не решилась бы уйти от мужа, но один факт настроил её на окончательный разрыв с ним. Светлана Мисочник так освещает это событие:

«Когда Александр Львович, только что приехав, подойдя к новорожденному сыну, которого с трудом успокоили, хотел узнать какого цвета глаза у сына, и стал приоткрывать ему веки, Александра Андреевна с тревогой подумала, что уготовано её дитятке. Она категорически отказалась переезжать к мужу. Тревожность, страстность такая, присущая Александру Александровичу – это чисто унаследовано от отца».

Молодая женщина не осталась одна, вскоре она встретила другого кавалера. Новой пассией Александры стал офицер по фамилии Кублицкий-Пиоттух. Они обвенчались. Александра не стала брать фамилию мужа, что, в принципе, не удивительно, она с сыном числилась под фамилией первого супруга.

Александра Андреевна Блок, мать поэта, Варшава,1880 год

Александра Андреевна Блок, мать поэта, Варшава,1880 год

Детство маленького Саши Блока проходило в доме Бекетова – отца матери и, соответственно, дедушки будущего поэта. Ежегодно лето мальчик проводил в усадьбе деда Шахматово. Это время Блок всегда будет вспоминать с большой любовью и теплотой, детские годы писатель проводил счастливо и радостно. В родную и любимую усадьбу Бекетовых Александр будет возвращаться вновь и вновь на протяжении всей своей жизни, пока дом не сожгут дотла в пламени революции.

Именно в живописном Шахматово юный Блок начинает писать свои первые стихи. Он даже придумал выпускать газету для живущих в усадьбе родственников. В другое время года Александр жил с матерью и её новым мужем – военным в казарме его полка. Мать привила сыну любовь к литературе и культуре, они порой долго беседовали об искусстве и политике. Александра Андреевна стала первым важным критиком для сына, так как он очень ценил её мнение.

В девятилетнем возрасте Блок был зачислен в Введенскую гимназию. Когда Саше исполнилось 16, мама взяла его в заграничное путешествие. В 1898 году юный поэт поступил в Санкт-Петербургский университет. Он обучался юриспруденции, но спустя некоторое время перевелся на другой факультет. Юноше были по душе философия и история, поэтому в 1906 году он успешно закончил историко-филологический факультет и выпустился из университета.

Лишь там, на западе, бродит сиянье,

– Помедли, помедли (2) вечерний день

Любовь и семья в жизни Блока

«Она, скорее, не очень полезную роль для его судьбы сыграла. Конечно, это был опыт жизненный, но это были и последствия некоторые, и психологические в том числе».

Лишь когда до свадьбы с Любой Менделеевой оставалось два месяца, Блок разорвал отношения с любовницей Ксенией Садовской. Однако, супружеские отношения Блока и Менделеевой были довольно странными, они жили как друзья, но не как влюбленные молодые люди. Сам Александр писал:

Александр Блок и Любовь Менделеева

Александр Блок и Любовь Менделеева

Жена была в замешательстве и не знала, как расценивать такое отношение к ней мужа. Она писала:

«Конечно, не муж и не жена. О Господи, какой он муж, он сейчас же принялся теоретизировать о том, что нам и не надо физической близости, что это всё тёмное и бог знает что».

Детей, естественно, в этом союзе не было. Блок говорил:

«Мне было бы страшно, если бы у меня были дети. Пусть уж мной кончается хоть одна из блоковских линий, хорошего в них мало».

По некоторым данным, от одной из своих женщин Блок имел ребенка – дочь. Кроме внешнего сходства девочки, а затем и её сына с Александром Александровичем, других доказательств родства нет. Сын Любови Дмитриевны от Андрея Белого, которого Блок усыновил, к сожалению, не прожил и месяца. Так, что прямых потомков гениальный русский поэт – символист не оставил.

(3) Продлись, продлись (4) очарованье.

12. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Малоохтинское кладбище – один из старейших некрополей Петербурга: оно было основано по указу императрицы Екатерины I. (2)Когда-то кладбище носило название Раскольничьего: здесь преимущественно хоронили людей, не имевших денег на достойное погребение, и старообрядцев. (3)Именно на Малоохтинском появилась первая в России кладбищенская реклама. (4)«Петербургская газета» 20 января 1898 года с возмущением писала, что на ограде одной из могил появилась надпись: «На вечную память о Лукерье Сидоровой. Решетку вокруг могилы делал опечаленный муж покойной, кузнец, проживающий на Малой Охте и принимающий заказы на подобные работы. Беру дешево и работаю добросовестно». (5)Действовало кладбище вплоть до 1946 года, а в 1980-х его хотели ликвидировать, но тогда от этого проекта отказались. (6) Здесь находили последнее пристанище самоубийцы, а также те, кого Церковь не позволяла хоронить в церковной ограде: колдуны, алхимики и прочие пособники нечистой силы. (8)Сегодня кладбище заброшено, и его территорию собираются застраивать. (9)Находится оно среди жилых кварталов, и в некоторых местах могилы располагаются прямо у стен многоэтажных домов.

Прочитайте текст и выполните задания 13–15.

(1) Судьбу поколения не случайно сравнивают с белым листом, на котором невидимыми чернилами сделаны особые отметки, да и сама бумага покрыта незаметными для беглого взгляда «водяными знаками». (2)Растут дети, бегают в школу, дерутся и мирятся, ходят в технические кружки и на танцы, влюбляются и строят планы, не подозревая, что Судьба вносит за годом год строчки в их общую биографию. (3)Приходит срок, наступает их час – и внезапно в целом поколении обнаруживаются неведомые силы, способные противостоять любым испытаниям, вынести нечеловеческие нагрузки и победить любого врага.

(4)Жизнь – это путь. (5)Для того, кто хочет пройти его в угоду себе, он тёмен и неведом, ненадёжен, как игрушка в руках безрассудной фортуны. (6)Но для того, кто жизнь видит в служении своей Отчизне, этот путь наполнен особенным, непостижимым для прочих смыслом. (7)К общей цели его ведёт сама Россия.

(8) Её живая душа станет верной советчицей в сомнениях, надёжной попутчицей в долгих странствиях, нежной утешительницей в горе, трудолюбивой помощницей в деяниях, мужественной соратницей в борьбе и битве.

(9) Судьба великих сынов России всегда была открыта и ясна, потому что она кровно связана с судьбой народа, и биография каждого героя всегда совпадает с биографией его страны. (10)Самой жизнью уготовано им жить одной судьбой, разделять со страной её радость и скорбь. (11)Вместе победить и, если потребуется, не торгуясь, отдать за её победу свою жизнь.

(12)«Я патриот, а к патриотам грязь не пристанет», – повторял Николай Кузнецов, легендарный разведчик, герой Советского Союза, сын

«раскулаченных», с лихвой хлебнувший «от перегибов» в политике партии. (13)Русский герой не припоминал нанесённых обид и не предъявлял счетов. (14)Жизнь свою он положил для служения своей стране, защищая страну от фашистов, и его «Подвиг разведчика» останется с нами навсегда.

(15) Русская земля сама рождает и закаляет своих защитников, наделяя их особой совестливостью и честью, чтобы предстояли они всему народу, пронеся через века образец служения Родине.

(16) Необученные и необстрелянные мальчишки лета 1941 года будут совершать подвиги и являть чудеса героизма не ради карьеры и наград, не ради высокопарных лозунгов и политических доктрин. (17)Они будут стоять насмерть за свои детские дворы, где гоняли в футбол, за чердаки домов, на которых жались друг к другу голубятни, за берег речки и летние каникулы, проведённые в пионерском лагере, за свою школу, в которой день за днём постигали, «что такое хорошо и что такое плохо», за девчонок, с которыми целовались в скверах после выпускного бала… (18)Поэтому они окажутся сильнее любых вражеских «мёртвых голов» и станут непобедимыми. (19)Так дети Гражданской войны станут героями Великой Отечественной… (20)Война не сломит их, только закалит характер. (21)Много испытавшие в жизни, они как никто будут ценить и понимать чужие чувства, при этом не скрывая своих. (22)Война воспитает в них человечность, научит принимать ответственность на себя, не бояться тяжёлых трудов, не сомневаться в правоте выбранного дела. (23)Сделает из обычных людей Поколение победителей.


(По М.С. Строганову*)

* Михаил Сергеевич Строганов – современный писатель, публицист.

1) Мальчишки 1941 года будут стоять за свою землю не ради наград и карьер.

2) Николай Кузнецов, легендарный лётчик, считал себя патриотом.

3) Война воспитывает в людях человечность, учит принимать ответственность на себя.

4) Русская земля не рождает защитников, они становятся такими в процессе воспитания.

5) Русский герой предъявляет счёты к властям, помнит свои обиды.

14. Среди предложений 4–10 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

15 . Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 13–14. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите последовательность цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

«Для выражения своих мыслей и более яркого раскрытия образа патриота М.С. Строганов использует художественные средства выразительности, среди которых троп – (А) (предложения 7, 23), приёмы: (Б) (в предложении 12) и (В) (предложения 5–6), а также троп – (Г)(«нечеловеческие нагрузки» в предложении 3,«нежной у тешительницей», «мужественной соратницей» в п редложении 8)».

Начало творческого успеха

В 1905 году Блок написал о прекрасной даме и стал заметен в литературных кругах, а 29 апреля 1906 года в так называемой башне Вячеслава Иванова, где располагался литературный салон, Александр прочитал, стоя в оконном проёме, новый стих «Незнакомка». Назавтра он просыпается уже знаменитым поэтом. Ольга Кузнецова о «Незнакомке»:

«Автограф Блока хранится у нас, но нету черновиков и нету правки. И никогда это стихотворение он не правил».

После «Незнакомки» Блока признают даже именитые поэты, среди которых Бунин, Брюсов, Мережковский, он становится новой литературной сенсацией. Современники впоследствии даже стали называть его королем поэзии. Любовная лирика Блока покоряет сердца петербургских девушек, у молодого поэта появляется толпа поклонниц.

Иллюстрация Ильи Глазунова к стихотворению Александра Блока «Незнакомка»

Иллюстрация Ильи Глазунова к стихотворению Александра Блока «Незнакомка»

«Когда вышла книга «Стихи о прекрасной даме», он, естественно, послал её отцу, а отец, посылая ему очередную порцию денег, на талоне денежного перевода написал нечто вроде эпиграммы: «Благодарю за присланную книгу со стихами о прекрасной даме, но смотря в неё, все видят фигу, и начинают чувствовать себя в бедламе».

Александр Блок и Николай Гумилёв

Александр Блок и Николай Гумилёв
«Многие черты характера, а были среди них и темные, он унаследовал и от матери, и от отца».

В 1912 году Александр Александрович напишет пророческое стихотворение о грядущих страшных революционных событиях. Оно, пожалуй, станет самым знаменитым его стихотворением, которое начинается так: «Ночь, улица, фонарь…». У писателя явно было ожидание чего-то, что должно вскоре произойти, чего-то серьезного и всеобъемлющего.

Список терминов:

4) вопросительные предложения

5) восклицательные предложения

8) вводные конструкции

9) ряды однородных членов

16. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Сформулируйте позицию автора. Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Александр Александрович Блок за свою недолгую жизнь создал немалое количество произведений. Он был не только поэтом, как, возможно, многие люди привыкли себе его представлять. Блок творил и в публицистическом жанре, делал много переводов иностранных произведений, писал поэмы. Опираясь на подсчеты людей, интересующихся творчеством и личностью Александра Александровича, можно отметить, что он написал четыреста стихотворений и поэм.

И это ещё не все таланты Блока. Он был известен в литературных кругах и своими способностями критика, поэт писал критические статьи. Александру Александровичу посчастливилось родиться в серебряный век литературы, хотя после прихода советской власти это дурно отразилось на его жизни. Когда режим сменился, цензура стала не менее строгой, чем при Российской Империи.

Блок болел и, не получив должного лечения, скончался в 40 лет. Медики того времени не могли спасти его, так как антибиотики, необходимые для лечения, тогда ещё не были известны.

Александр Блок, к сожалению, не оставил после себя наследников, которые могли бы более точно и подробно рассказать нам о жизни этого человека изнутри, из семьи, от прямого общения с поэтом. Блок был выдающимся литератором, многие биографы не оставили его персону без внимания, поэтому существует много документов, открывающих нам, людям XXI-го века, знания о жизни Александра Блока. Его по праву можно причислить к крупнейшим русским символистам в литературе. А какими символами была полна жизнь самого поэта?

Александр Александрович Блок, 1907 год / © Д.Здобнов

Александр Александрович Блок, 1907 год / © Д.Здобнов

Произведения этого поэта как при его жизни так и после

В каких произведениях русской лирики звучит тема жизни и смерти и в чем они перекликаются с есенинским стихотворением?

Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания.

Мы теперь уходим понемногу

В ту страну, где тишь и благодать.

Может быть, и скоро мне в дорогу

Бренные пожитки собирать.

Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящим

Я не в силах скрыть своей тоски.

Слишком я любил на этом свете

Все, что душу облекает в плоть.

Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь.

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве,

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи

Не звенит лебяжьей шеей рожь.

Оттого пред сонмом уходящим

Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в-той стране не будет

Этих нив, златящихся во мгле.

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

С. А. Есенин, 1924

Укажите классический жанр лирики, черты которого присутствуют в есенинском стихотворении (грустное философское размышление о смысле бытия).

Такой жанр называется элегией. Элегия — лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти.

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Лирический герой размышляет о прошлом так, будто его жизнь уже подошла к концу. Ему грустно и тоскливо, но само то, что он «дышал и жил» наполняет его душу счастьем.

Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности («на земле угрюмой»)?

Эпитет — художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т. п.

Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу» — монолог поэта, который делится своими самыми сокровенными думами и чувствами. Основная интонация стихотворения исповедальная, доверительная, грустная, прощальная и в то же время благодарная за счастье жить на этой земле. Жизнь быстротечна, молодость безвозвратно уходит – об этом поэт жалеет. Но в стихотворении звучат и жизнеутверждающие ноты: ему довелось испытать жизнь с ее радостями и горестями – и это прекрасно.

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил. -

говорит поэт, и эти слова вызывают светлое чувство.

В своем творчестве А. С. Пушкин не раз обращался к теме жизни и смерти. В стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных» автор размышляет о неотвратимости смерти, постоянные мысли о ней неотвязно следуют за поэтом. Он, думая о бессмертии, находит его в будущем поколении:

Младенца ль милого ласкаю,

Уже я думаю: прости!

Тебе я место уступаю:

Мне время тлеть, тебе — цвести.

Размышляя над этой темой, поэт приходит к такому выводу: жизнь кончается, а смерть, возможно, лишь этап жизни. Пушкин не ограничивается рамками земной жизни одного человека — бессмертие каждого в его внуках и правнуках — в его потомстве.

Тема жизни и смерти - вечная в литературе - является ведущей и в лирике Лермонтова и своеобразно в ней преломляется. Размышлениями о жизни и смерти, думами о конце человеческой жизни проникнуты многие стихи поэта. В стихотворении «И скучно и грустно…» поэт размышляет о том, что жизнь быстротечна и скоро предстоит перейти в какое-то другое измерение. Лирический герой хоть и говорит об этом с грустью, но без страха: смерть – естественное явление, не надо жалеть о жизни, растраченной впустую:

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -

Такая пустая и глупая шутка.

Лирический герой стихотворения Есенина «Мы теперь уходим понемногу» словно оглядывается перед уходом и смотрит на то, что оставляет в этом мире. Он сожалеет лишь о двух ценностях этого света: о неповторимых красотах природы, которых, увы, нет в той благодатной стране, и о людях, которые живут на земле, обрабатывают ее, делая еще прекраснее (сеют хлеб, «золотящийся во мгле»). В природе смерть одного человека компенсируется продолжением рода, появлением новых живых душ: детей, внуков, правнуков. У Есенина же конечность человеческого бытия звучит вдвойне пессимистично: процесс ухода неотвратим, а жизнь хрупка и коротка. Поступательное движение человека по жизни лишь приближает его к роковому концу.

Проанализировав стихотворения Пушкина, Лермонтова и Есенина, нельзя не заметить их очень похожего отношения к проблеме жизни и смерти.

1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом

Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа2

2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации

ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или выбранного) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов)

И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений (исходного и выбранного)

3. Логичность и соблюдение речевых норм

Отсутствуют логические, речевые ошибки2

Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)0

2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.

Читайте также: