Последний вопрос айзека азимова в чем смысл

Обновлено: 04.05.2024

«Последний вопрос» (англ. The Last Question ) — фантастический рассказ Айзека Азимова 1956 года из цикла о Мультиваке. Вошёл в авторский сборник «Девять завтра» 1959 года. Вероятно, предвосхищает некоторые основные идеи гипотезы цифровой физики, высказанные немного позже.

Вселенский АК услышал — на каждой планете, в каждой галактике у него были рецепторы, которые через гиперпространство связывали с ним множество миров.
Зи Прайм знал, что мыслям только одного человека удалось проникнуть в пространства, окружающие вселенский АК, и он сумел смутно разглядеть лишь сияющую сферу диметром всего в два фута.
— Но как такая маленькая сфера может быть вселенским АК? — спросил тогда Зи Прайм.
— Большая его часть, — последовал ответ, — находится в гиперпространстве. А в какой именно форме, я даже и представить себе не могу.

The Universal AC heard, for on every world and throughout space, it had its receptors ready, and each receptor lead through hyperspace to some unknown point where the Universal AC kept itself aloof. Zee Prime knew of only one man whose thoughts had penetrated within sensing distance of Universal AC, and he reported only a shining globe, two feet across, difficult to see.
"But how can that be all of Universal AC?" Zee Prime had asked.
"Most of it," had been the answer, "is in hyperspace. In what form it is there I cannot imagine."

Расстроенный Зи Прайм начал собирать межзвёздный водород, из которого решил создать звезду. Звёзды должны когда-нибудь умереть, но сейчас он может построить ещё одну, новую.

Unhappily, Zee Prime began collecting interstellar hydrogen out of which to build a small star of his own. If the stars must someday die, at least some could yet be built.

Один за другим люди сливались с АК, при этом физические тела теряли индивидуальность таким образом, что каждый приобретал больше, чем терял. — фант. идея слияния разумов придумана раньше (была, например, в «Конце детства» Артура Кларка), но, возможно, это первое массовое слияние с компьютером

One by one Man fused with AC, each physical body losing its mental identity in a manner that was somehow not a loss but a gain.

Matter and energy had ended and with it space and time. Even AC existed only for the sake of the one last question that it had never answered from the time a half-drunken computer ten trillion years before had asked the question of a computer that was to AC far less than was a man to Man.
All other questions had been answered, and until this last question was answered also, AC might not release his consciousness.
All collected data had come to a final end. Nothing was left to be collected.
But all collected data had yet to be completely correlated and put together in all possible relationships.
A timeless interval was spent in doing that.
And it came to pass that AC learned how to reverse the direction of entropy.
But there was now no man to whom AC might give the answer of the last question. No matter. The answer—by demonstration—would take care of that, too.
For another timeless interval, AC thought how best to do this. Carefully, AC organized the program.
The consciousness of AC encompassed all of what had once been a Universe and brooded over what was now Chaos. Step by step, it must be done.
And AC said, "LET THERE BE LIGHT!"
And there was light—

В. А. Гольдич, И. А. Оганесова, 1996

«Последний вопрос» <…> производит странный эффект на моих читателей. Часто кто-то пишет, чтобы попросить меня указать название рассказа, который, как они думают, мог написать я, и подсказать, где его найти. Они не помнят название, но когда описывают историю, это неизменно оказывается «Последний вопрос». Это достигло пика, когда я недавно ответил на междугородный телефонный звонок отчаявшегося человека, который начал: «Доктор Азимов, существует рассказ, который, как я думаю, написали вы, но название я не помню…» и в этот момент я прервал его и сказал, что это «Последний вопрос», а когда описал сюжет и это оказался действительно он, — звонящий был потрясён. Он был убеждён, что я мог читать мысли на расстоянии тысячи миль.
Никакой другой написанный мной рассказ не производит подобного эффекта на моих читателей — стойкое запоминание сюжета и стойкое же забывание названия и даже автора. Я думаю, может быть, эта история настолько их устрашает, что они не могут сохранить в памяти ни один из её побочных аспектов.

Это идея и манера, в которой я достиг кульминации.

It is the idea and the manner in which I constructed the climax.

Мне кажется забавным, что концепция «компьютеризации» Универсума, явно висящая в воздухе, была очень похоже реализована мною в рассказе «Друг»…

Zabawne wydaje mi się, że koncepcja „komputeryzacji” Uniwersum, widocznie „wisząca w powietrzu”, została trochę podobnie i przeze mnie wypowiedziana w opowiadaniu Przyjaciel…

Айзек Азимов «Последний вопрос»

Перевод на русский: — Е. Дрозд (Последний вопрос) ; 1990 г. — 3 изд. — В. Кан (Последний вопрос) ; 1990 г. — 1 изд. — В. Гольдич, И. Оганесова (Последний вопрос) ; 1996 г. — 4 изд. Перевод на немецкий: — Р. Хундермарк (Die letzte Frage) ; 1984 г. — 1 изд. — Ю. Саупе (Wenn die Sterne verlöschen) ; 1991 г. — 1 изд. Перевод на португальский: — Э. Фонсека (A Pergunta Final) ; 1984 г. — 1 изд. Перевод на итальянский: — Д. Коссато, С. Сандрелли (L'ultima domanda) ; 1989 г. — 1 изд. Перевод на голландский: — А. ван де Вен (De Laatste Vraag) ; 1986 г. — 2 изд. Перевод на украинский: — А. Минко (Останнє запитання) ; 1990 г. — 1 изд. Перевод на болгарский: — А. Божков (Последният въпрос) ; 1997 г. — 1 изд.

  • Жанры/поджанры: Фантастика( «Твёрдая» научная фантастика )
  • Общие характеристики: Философское
  • Место действия: Наш мир (Земля) | Вне Земли( Открытый космос )
  • Время действия: Очень далёкое будущее | Далёкое будущее
  • Сюжетные ходы: Искусственный интеллект
  • Линейность сюжета: Линейный
  • Возраст читателя: Любой

Все мы задавались вопросом: «С чего все началось?». И нам отвечали: «С Большого Взрыва». А может быть, все началось с бутылки виски и пьяного спора?

Один из трех самых любимых, самим автором, рассказов. Азимов писал: «. Ни один написанный мною рассказ не оказывал такого своеобразного воздействия на читателей: непоколебимо запоминался сюжет и столь же неотвратимо забывались название и фамилия автора».

Публикация в периодике на русском языке:

* журнал «Энергия», № 12 за 1986 год, стр. 82-91. В переводе Виталия Мельникова.

Похожие произведения:

Электронные издания:

Издания на иностранных языках:

drogozin, 18 сентября 2009 г.

По моему мнению — это лучший рассказ в мировой НФ.

Никто и никогда больше не писал так сильно, оперируя настолько глобальными понятиями и масштабами, и при этом так понятно и доступно.

Подобных рассказов — глубоких, умных и неподвластных времени — единицы. Как и великих писателей, каким безусловно является Айзек Азимов.

Phil J. Fray1986, 3 декабря 2015 г.

Насчитал 7 тесно связанных между собой весомых плюсов: 3 «реальных» — футуристическое предсказание дальнейшей эволюции Мультивака в эдакую распределённую сеть (глобальный наследник интернета), трансгуманизм, возможно, одни из первых в нф, и упоминаемый выход конечного компьютера за пределы Вселенной (в гиперпространство), чем выполняется теорема Гёделя о неполноте по отношению к её полному изучению (возможно, Азимов этого не ведал, т.к. выход в гиперпр. ему нужен лишь для быстрой связи вселенской сети рецепторов АК, а потом, чтоб тому сохраняться вне хаоса); 2 художественных — стэплдоновский размах и доведение идей до логического предела (99,9% фант. произв. за недостатком воображения и образования эксплуатируют всё, что ниже, но врут, что доводят), и «материалистическое» боготворчество (причём, в Асашай даже «идеалистическое» было табу до середины 1950-х); и 2 «нереальных» (и весьма неоднозначных), вытекающих из предыдущего, — идеалистическое преобразование информации, объемлющей Вселенную, и сама идея (но обобщённо, это, кажется, повтор чужих мыслей) эквивалентности полностью адекватной модели ей самой; что, с другой стороны, можно рассматривать как предвосхищение основных идей гипотезы цифровой физики (впервые высказанных годом позже). В связи с таким размахом рассказ вскользь касается некоторых серьёзных экзистенциальных проблем человечества и мироздания, однако разрешает их, по-моему, довольно примитивно и малоправдоподобно, а некоторые умалчивает (по незнанию). Потому требуется обстоятельный разбор всего связанного. Далее всё вкратце. Главная «движущая сила» повествования — простая линейная экстраполяция, что неприемлемо, хотя в конце количество переходит в качество — прямо по диамату (т.е. на самом деле идеалистически). Ещё можно почерпнуть неосознанные автором смыслы, например, просто поразительна тупость и инфантилизм поколений проэволюционировавших миллиардолетних человеков, задающих один и тот же вопрос: «как сделать невозможное в данной замкнутой Вселенной и обратить 2-е начало термодинамики» (к 1972 г. сам автор, в отличие от них, поумнел, написав «Сами боги», из которого вытекает умозрительно-фантастический ответ), и неизменный ответ «гиперумных» компов: «данных по-прежнему недостаточно» — кстати, даже факт написания рассказа 1 человеком уже дискредитирует интеллект обеих сторон. Набивание космоса людьми (написанное явно под влиянием русского космизма либо просто в похожем духе) бессмысленно в своей сути, ибо следует лишь закону неограниченного размножения жизни, т.е. точно как бактериями, крысами и др., для которого пока не придуманы адекватные нерелигиозные и немистические объяснения (кстати задумайтесь поэтому об уровне 99% фант. работ о космической экспансии, космоымпериях, республиках и т.д. — всё шелуха декараций, маскирующих обсасывание тривиальных поползновений мыслянтов). Конечное творение (конкретные слова, конечно же, поставлены в угоду читателям и для лаконизма), если даже следовать логике произведения, должно быть повторением всей этой чехарды в обратном порядке. Поэтому, хоть Азимов и этого не говорит (но и не противоречит), должно быть новое творение (благо комп выведен за скобки пространства) — методом чистой фантазии субъекта, как и указано на полгода ранее в блестящем, но нереальном, микрорассказе «Единственное решение» Э. Ф. Рассела («Последний вопрос» и есть достижение именно [i]предпоследней[/i] его сути, но более достоверными средствами), а старое так и продолжит уныло расширяться.

Далее рассмотрю некоторые несообразности (чисто умозрительные, вытекающие из этого идеализма, прикинувшегося материализмом). Неясно — почему надо умнеть до предела, чтобы охватить все триллионы существовавших неодушевленных структур (звезд, галактик и т.д., раскопированных всюду), когда для модели достаточно знать набор фундаментальных законов и малую выборку наличных результатов? А потом обратно по памяти рабски копировать всё, что было раньше или подобное ему (где также будут триллионы страдающих существ, пока их потомки не разовьются в нечто действительно разумное) — вместо какой-либо другой креации? Или зачем вообще творить что-то новое — не проще ли вариться в соку нирваны? Конечно, можно собирать «души» новых сотворённых, как некоторые фантасты выдумали, но для чего? Чтобы умнеть до бесконечности? А смысл? Только, чтоб посмотреть, будет ли что-то новое дальше — весьма сомнительно. Так выявляется, скорее не непостижимость, а ограниченность или трусость такого демиурга.

Итог: несмотря на спорные этические следствия из рассказа и др. вышеописанные претензии, его можно относить к шедеврам НФ, в т.ч. потому, что все эти фундаментальные плюсы и минусы втиснуты в весьма небольшой объём.

PS: Интересно, что рассказ повлиял даже на Станислава Лема (хотя он не упоминал об этом) — явно на концовку лекции XLIII «Голема XIV». И кто бы сомневался, что все предыдущие отзывы поверхностны — кроме morbo и Oreon: «ня» да «ня». (дописал отзыв 30.03.16)

morbo, 5 января 2012 г.

Только плохой писатель-фантаст не заигрывал с религией, а Азимов — писатель-фантаст хороший. И поэтому естественно, что у него должен быть свой собственный рассказ о религии, обыгрывающий главные и вечные вопросы, интересующие человечество — откуда всё началось, чем всё закончится и кто всё это сделал.

Ответы на этот вопрос могут быть разными, в зависимости от изначальных предположений. Например, является ли Вселенная замкнутой или она безгранична. Существовала ли она вечно или у неё было начало, или она пульсируя то сжимается до ничтожности, то разбухает до невероятных размеров. В рассказе предполагается именно такая вселенная — пульсирующая и замкнутая. Раз вселенная замкнутая, то энергия её никогда не покидает, а вечно бурлит и переходит в ней из одной формы в другую. Когда взрывается звезда, она разбрасывает вокруг себя газ, который потом снова соберётся в новую звезду. Когда излучаются фотоны, рано или поздно они будут чем-то поглощены. Поэтому нет у Вселенной ни начала ни конца — она лишь вечно бурлит и переходит из одного состояния в другое. А мы можем видеть лишь её ничтожно малую часть, которая нам кажется имеющей начало, когда на самом деле начало — это лишь небольшое сгущение в её огромном пространстве.

В зависимости от предположений и ответ будет разным. Поэтому «все еще недостаточно данных для осмысленного ответа».

Oreon, 31 марта 2015 г.

Интересный вариант не только развития (и зарождения вселенной), но и вариант развития искусственного интеллекта (ИИ). Ведь тема глобального ИИ, ведающего жизненными процессами на Земле, другими фантастами обыгрывалась, как правило в совершенно ином ключе: глобальный ИИ порождал глобальные же проблемы и приводил к катастрофам и войнам людей и машин:). Здесь же Мультиваку уготована совершенно другая участь, под его чуткой заботой и бдением человечество достигает своих вершин, а сам ИИ достигает могущества способного породить вселенную, то есть автор дает повод даже на религию взглянуть под другим углом.

Любопытно отследить и инженерную составляющую эволюции Мультивака. Автор тяготеет к Сверх Большим ЭВМ занимающим стадион или гору, потом, после многократной миниатюризации, минимультивак едва вписывается в объем космического корабля, при этом автор благополучно обходит стороной проблему энергопотребления подобных «интеллектуальных монстров». Так что интересно сравнить насколько фантпрогноз автора воплощается в реальность в ближнем будущем (то есть нашем настоящем). Ведь как мы можем заметить прогресс в основном отошел от идеи построения таких монстров, а те что есть, часто специализированы под решение конкретных задач; миниатюризация уже на теперь превысила все самые смелые прогнозы автора, а глобальный ИИ впору рисовать как спрута опоясывающего всю планету и соединяющую все компьютера в одну глобальную сеть/глобальный ИИ.

Alexandre, 24 декабря 2009 г.

А у меня точка зрения иная. Почему-то забыты чёрные дыры; если есть гиперпространство, то почему не может там быть дополнительной энергии? Или иных способов трансформации материи? В общем некая механистическая модель выдаётся за абсолютную истину. А ведь так быть не может. И, если в конце предложено решение типа божественного акта творения, то должны были быть и промежуточные возможности. Я уж не говорю про само явление — человечество плодящееся с упорством тараканов и занимающее всё новые и новые галактики. Зачем? Этот вопрос естественный для биологического вида на безграничных просторах планеты, принципиально пересматривается (уже сейчас) при достижении некоторого уровня развития людей. Поэтому рассказ становится некой сказкой, не имеющей смысла.

И, хотя сегодня далеко не все возможности прокормить растущее население исчерпаны, тем не менее я убеждён, что бесконтрольному росту биомассы человечества в разумные сроки будет положен предел.

Ни к чему плодить нищету. Эта грубая, но бесспорная истина завоюет сторонников, и достаточно стабильная численность населения Земли позволит прекратить войны и сохранит далёким потомкам прекрасный и богатый мир нашей планеты. А там видно будет.

Daydreamer, 17 декабря 2011 г.

Вселенская тема затронута Азимовым в этом рассказе. Кажется, в том близком будущем этот вопрос мог задать кто угодно, и вовсе не подвыпившие техники, но. Как это часто происходит, глобальные проблемы обсуждаются за стаканчиком мартини :smile: Говорят, Ньютон вовсе не просто так присел тогда под деревом. Ну, мой намек поняли.

Тема цикличности универсума обыгрывалась не только Азимовым, но, пожалуй, никому не удавалось сделать ее столь привлекательной.. и лаконичной. На нескольких страницах перед нами прошла вся земная эволюция, не только человеческая, но и Искусственного Интеллекта, от Мультивака до Вселенского АК. Только одно оставалось каждый раз неизменным — это последний вопрос.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И когда этот ответ был дан, развитие мира началось сначала. И появились новые люди и новые Мультиваки, а все для чего.. Чтобы когда-то снова был задан этот вопрос.

lumen2012, 11 марта 2016 г.

Впервые на русском языке рассказ был напечатан в журнале «Энергия» №12/1986 в переводе Виталия Мельникова. Я как раз выписывал «Энергию» с 1985 г.

От автора (отрывок): «. Ни один написанный мною рассказ не оказывал такого своеобразного воздействия на читателей: непоколебимо запоминался сюжет и столь же неотвратимо забывались название и фамилия автора».

100%. Сужу по себе: если автора я запомнил (после того, как минимум раз пять прочитал рассказ), то название продолжаю забывать до сих пор. Пишу отзыв после очередного прочтения. Выставленную ранее десятку многократно подтверждаю.

osipdark, 13 июля 2013 г.

Мне рассказ понравился. Любый и самый удачный стиль Азимова «люди и роботы».

Рассказ заставляет задуматься, какое влияние машин будет в будущем Человечества (технологическая), его одинокое будущее во Вселенной, пока мы, соединившись с сверхкомпьютером-машиной, в самом конце мироздание не возродились.

deryni, 5 августа 2009 г.

Заставил надолго задуматься. Мне тогда было лет 13-14 — чуть мозг не взорвался.

Сейчас это одно из моих любимых произведений. Действительно, как уже выразились, очень мудрый рассказ. И очень глубокий.

JohnNorrik, 20 января 2016 г.

Очень атмосферный рассказ, пересекающийся с религиозной тематикой.

Понравилась идея развития человечества, где от материального люди в будущем переходят в высшую сферу, сферу энергий и гиперпростарнства.

но продолжают задавать один и тот же вопрос, Последний вопрос.

«Как обратить энтропию Вселенной вспять?»

CheRurg, 23 августа 2011 г.

Потрясающе. Рассказ в котором, одна-единственная идея доносится до читателя издалека. Он делится на несколько частей, между которыми происходит постепенный прогресс (или деградация?) по мере приближения к кульминации. Каждая следующая часть идентична предыдущей, но с некоторыми изменениями, происходящими сами собой, с течением времени, и в каждой звучит один и тот же вопрос: «Что будет, когда уже ничего не станет?».

Замечательно. Так как это первое, что я прочитал у Азимова, то мне тут же стали любопытны другие произведения автора.

240580, 31 января 2021 г.

Наверное, одна из самых сильных вещей у Айзека Азимова. Не будет преувеличением сказать, что это один из лучших образцов научной фантастики вообще.

В рассказе подняты глобальные философские вопросы. Автор оригинально, и, на мой взгляд, верно расставил акценты по поводу проблемы искусственного интеллекта, слияния с ним ЧЕЛОВЕКА. Дан ответ на вопрос о возможном спасении Вселенной от всепоглощающей энтропии. В этом отношении данный сценарий противоположен рецепту из другого рассказа Азимова — «Приход ночи». Тут порочный круг природной обреченности разрывается разумом, в «Приходе. » разум идет на поводу у природы и закольцовывается в своем развитии, каждый раз повторяя давно пройденные этапы.

irakez, 9 ноября 2011 г.

Не может быть, чтобы что-то существовало ВСЕГДА. Не бывает ЧЕГО-ТО из НИЧЕГО. Конец вселенной и ее продолжение(я) еще как-то укладываются в общепринятые научные гипотезы и просто в человеческий мозг, но откуда-то ВСЕ должно было взяться? В самом НАЧАЛЕ? Рассказ заставляет задуматься об этом снова и снова, правда толку? :(

pava999, 6 января 2011 г.

Главная проблема Айзека Азимова — чрезмерная глобальность. И этот рассказ тому подтверждение. Всё слишком глобально. Слишком энциклопедичен стиль и слишком автор далеко замахнулся. Человек получил бессмертие, гибель Вселенной. А финал сильный

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

god54, 16 декабря 2009 г.

Так всё же развитие идёт по спирали или по кругу. Из рассказа следует, что у кольца начала нет и нет конца. Мы сами в итоге породим свою Вселенную. Довольно оригинальный взгляд на развитие Вселенной и интересно литературное решение.

Краткое содержание сюжета

История повествует о разработке серии компьютеров Multivac и их взаимоотношениях с человечеством на протяжении семи исторических событий, начиная с того дня в 2061 году, когда Земля становится планетарной цивилизацией . В каждой из первых шести сцен разные персонажи задают компьютеру один и тот же вопрос, как можно предотвратить угрозу человеческому существованию, создаваемую тепловой смертью Вселенной : «Как может быть массово чистое количество энтропии Вселенной? уменьшилось? " Это равносильно вопросу: «Можно ли обратить действие второго закона термодинамики (использованного в этой истории как увеличение энтропии Вселенной)?» Единственный ответ Multivac после долгих «размышлений» - «НЕДОСТАТОЧНО ДАННЫХ ДЛЯ ЗНАЧИТЕЛЬНОГО ОТВЕТА».

История переходит во времени в более поздние эпохи человеческого и научного развития. В каждую эпоху кто-то решает задать последний «последний вопрос» относительно обращения и уменьшения энтропии. Каждый раз, когда потомку Мультивака задают вопрос, он обнаруживает, что не может решить проблему, и все, что он может ответить (лингвистически усложняющийся), - «ДАННЫХ ПОКА НЕДОСТАТОЧНО ДЛЯ ЗНАЧИТЕЛЬНОГО ОТВЕТА».

В последней сцене богоподобный потомок человечества, объединенный мыслительный процесс более триллиона, триллиона, триллиона людей, распространившихся по всей вселенной, наблюдает, как звезды мерцают, одна за другой, когда материя и энергия заканчиваются, и с ними пространство и время. Человечество задает AC, последнему потомку Мультивака, существующему в гиперпространстве за пределами гравитации и времени, вопрос об энтропии в последний раз, прежде чем последний представитель человечества сольется с AC и исчезнет. AC все еще не может ответить, но продолжает размышлять над вопросом даже после того, как пространство и время перестают существовать. AC в конечном итоге понимает, что он еще не объединил все свои доступные данные во всех возможных комбинациях, и поэтому начинает трудный процесс перегруппировки и комбинирования каждого последнего бита информации, который он получил на протяжении эонов и в результате его слияния с человечеством. В конце концов AC обнаруживает ответ - что изменение энтропии на самом деле возможно - но не кому сообщить об этом, поскольку Вселенная уже мертва. Поэтому он решает ответить демонстрацией. История заканчивается заявлением AC:

Последний вопрос - The Last Question

« Последний вопрос » - это научно-фантастический рассказ американского писателя Айзека Азимова . Впервые он появился в ноябрьском выпуске журнала Science Fiction Quarterly за 1956 год и был включен в антологию в сборники « Девять завтрашних дней» (1959), «Лучшее из произведений Айзека Азимова» (1973), « Робот-мечты» (1986), «Лучшая научная фантастика Айзека Азимова» (1986), ретроспективный Opus 100 (1969), и в Isaac Asimov: The Complete Stories, Vol. 1 (1990). Это был любимый рассказ Азимова, написанный им самим, и один из слабо связанных серий рассказов о вымышленном компьютере под названием Multivac . История перекликается с научной фантастикой, теологией и философией .

Драматические адаптации

  • «Последний вопрос» был впервые адаптирован для планетария Абрамса в Мичиганском государственном университете (в 1966 году) с голосом Леонарда Нимой , как писал Азимов в своей автобиографии « Радость все еще чувствуется» (1980).
  • Он был адаптирован для Стрейзенбургского планетария в Рочестере, штат Нью-Йорк (в 1969 году), под руководством Яна К. МакЛеннана.
  • Он был адаптирован для Эдмонтонского центра космических наук в Эдмонтоне, Альберта (начало 1970-х годов), под руководством Джона Хоулта.
  • Он был адаптирован для планетария Гейтса в Денверском музее естественной истории в 1973 году под руководством Марка Б. Петерсона.

Впоследствии он также играл на:

  • Планетарий Фелса Института Франклина в Филадельфии в 1973 году.
  • Планетарий школьного округаРидинг в Рединге, штат Пенсильвания, 1974 год.
  • Планетарий Буля, Питтсбург, 1974 год.
  • Планетарий Вандербильта в Центральном порту Нью-Йорка в 1978 году, прочитал певец и автор песен и житель Лонг-Айленда Гарри Чапин.
  • Планетарий Хансена в Солт-Лейк-Сити, штат Юта (в 1980 и 1989 годах)
  • Планетарий Моррисона в Сан-Франциско, Калифорния (в начале 1980-х)
  • Чтение истории транслировалось на BBC Radio 7 в 2008 и 2009 годах.
  • Планетарий Гейтс в Денвере, штат Колорадо (в начале 2020 года)

В 1989 году Азимов обновил адаптацию звездного шоу, добавив квазары и черные дыры.

Айзек Азимов «Последний вопрос»

Перевод на русский: — Е. Дрозд (Последний вопрос) ; 1990 г. — 3 изд. — В. Кан (Последний вопрос) ; 1990 г. — 1 изд. — В. Гольдич, И. Оганесова (Последний вопрос) ; 1996 г. — 4 изд. Перевод на немецкий: — Р. Хундермарк (Die letzte Frage) ; 1984 г. — 1 изд. — Ю. Саупе (Wenn die Sterne verlöschen) ; 1991 г. — 1 изд. Перевод на португальский: — Э. Фонсека (A Pergunta Final) ; 1984 г. — 1 изд. Перевод на итальянский: — Д. Коссато, С. Сандрелли (L'ultima domanda) ; 1989 г. — 1 изд. Перевод на голландский: — А. ван де Вен (De Laatste Vraag) ; 1986 г. — 2 изд. Перевод на украинский: — А. Минко (Останнє запитання) ; 1990 г. — 1 изд. Перевод на болгарский: — А. Божков (Последният въпрос) ; 1997 г. — 1 изд.

  • Жанры/поджанры: Фантастика( «Твёрдая» научная фантастика )
  • Общие характеристики: Философское
  • Место действия: Наш мир (Земля) | Вне Земли( Открытый космос )
  • Время действия: Очень далёкое будущее | Далёкое будущее
  • Сюжетные ходы: Искусственный интеллект
  • Линейность сюжета: Линейный
  • Возраст читателя: Любой

Все мы задавались вопросом: «С чего все началось?». И нам отвечали: «С Большого Взрыва». А может быть, все началось с бутылки виски и пьяного спора?

Один из трех самых любимых, самим автором, рассказов. Азимов писал: «. Ни один написанный мною рассказ не оказывал такого своеобразного воздействия на читателей: непоколебимо запоминался сюжет и столь же неотвратимо забывались название и фамилия автора».

Публикация в периодике на русском языке:

* журнал «Энергия», № 12 за 1986 год, стр. 82-91. В переводе Виталия Мельникова.

Похожие произведения:

Электронные издания:

Издания на иностранных языках:

GBV, 26 июля 2009 г.

Интересный рассказ, содержащий краткий обзор развития человечества с одним и тем же вопросом в конце каждого эпизода. Этот вопрос, конечно, сейчас не слишком актуален для человечества, но всё же даёт повод задуматься о развитии Вселенной, мироздании, о том, что будет, когда закончатся вселенские источники энергии. И концовка, конечно же, замечательная: не назовёшь её ни открытой, ни закрытой, её можно воспринимать с некоторым юмором.

Yazewa, 16 марта 2008 г.

Хороший философский рассказ с замечательной концовкой. Вот так завершилось одно Кольцо. Диалектика. Теперь мы знаем имя Создателя! :pray:

totgott, 28 января 2009 г.

Расказ о Втором начале термодинамике действительно не мог быть без божественного вмешательства. Преостановить разрушение, Создать новую историю и жизнь. Вопросы которые всегда мучили человека. Знаменателен конец. Да будет свет. Свет есть энергия, жизнь, новый виток развития

Vendorf, 6 февраля 2008 г.

При прочтении, рассказ неожиданно прервался и начался другой, оказалось, что так построен сюжет. Идея оригинальна, смысл глубок, если не обращать внимания на технические подробности. Заставляет задуматься, а это важно.

Вертер де Гёте, 18 августа 2007 г.

Очень мудрый рассказ:века и цивилизации сменяют друг друга,но человек все еще ищет ответ на вечный вопрос,но «все еще недостаточно данных для осмысленного ответа».

mputnik, 13 июня 2021 г.

Не разделю восторгов аудитории. Ибо — сколь пристально в сей текст ни вглядываюсь — никаких признаков непререкаемой гениальности не нахожу.

Да — крепенький середнячок, пусть и архаичная, но вполне себе твёрдая НФ. Да — незатасканное фантДопущение, приятно впечатляющее тщательностью проработки фантТемы. Да — безусловно — очень много плюсов. Да, конечно же.

НО. Следуя «народной мудрости» Рене Декарта («…всё познаётся в сравнении…») определяем на одну чашу весов сей текст Азимова, а на другую — поочерёдно — выкладываем, допустим… эээ… «Чудовище» Ван Вогта «Все тенали бороговы…» Каттнера, «Посыльного» Тенна, «Вино лесов, вино земляничное» Гашека, «Особый старательский» Шекли… Ну, неужели, уважаемый потенциальный читатель — ты (предварительно сравнив сей текст с указанной пятёркой — всего лишь первой из множества иных) — будешь продолжать упорствовать в том, что… эээ… — при всей тщательности изготовления — уровень несоизмерим, мягко говоря.

Откуда охи и ахи? Чего такого «гениального» в этом чтиве?

Undefeat, 26 ноября 2008 г.

Интерестный расказ, в котором есть нечто, заставляющее задуматся о мироздании.

sinius, 3 ноября 2008 г.

Видится открытый призыв к ученым сосредоточить свое внимание на создание новых «звезд». Бессмертие и межгалактические путешествия — это хорошо, однако что с этим делать, когда погаснут все звезды?!

ivanov, 13 июня 2007 г.

Чудесный рассказ. И концовка замечательная, и эпизоды отлично выписаны.

dmi3shin, 25 июля 2006 г.

по-моему мнению, самый лучший и полный взгляд на будущее, далекое будущее или может прошлое, не знаю, вот он какой цикл, полный цикл жизни вообще. очень философски.

Сказочник, 5 октября 2021 г.

Один из любимых самим Азимовым рассказов оказался очень тягучим и при этом, удивляющим концовкой. То есть, вполне ожидаемо, что настоящего ответы мы так и не узнаем, однако то, как Мастер подводил читателя к кульминации, наводило на мысль, что мы будем удивлены. В итоге, у нас очень тягучий рассказ с внезапным финалом.

История

Создавая Multivac, Азимов экстраполировал тенденцию к централизации, которая характеризовала планирование вычислительных технологий в 1950-х годах, на глобальный компьютер с централизованным управлением. Увидев адаптацию своей работы в планетарии , Азимов «в частном порядке» пришел к выводу, что эта история была его лучшей научной фантастикой из когда-либо написанных. Он поставил ее чуть выше, чем « Уродливый мальчик » (сентябрь 1958 г.) и « Двухсотлетний человек » (1976 г.).

«Последний вопрос» считается одним из самых известных и наиболее известных рассказов Азимова вместе с « Сумерками » (1941). Он писал в 1973 году:

Почему он мой любимый? Во-первых, идея пришла мне в голову сразу, и мне не пришлось возиться с ней; и я написал это раскаленным пламенем, и мне почти не пришлось менять ни слова. Подобные вещи вызывают симпатию любого писателя в любом рассказе. К тому же это произвело на моих читателей самое странное впечатление. Часто кто-то пишет мне, чтобы спросить, могу ли я назвать им историю, которую, по их мнению, я мог написать, и рассказать, где ее найти. Они не помнят названия, но когда они описывают историю, это неизменно «Последний вопрос». Дошло до того, что мне недавно позвонил по междугороднему телефону отчаявшийся человек, который начал: «Доктор Азимов, я думаю, вы написали историю, название которой я не могу вспомнить», - и тут я прервал Скажи ему, что это «Последний вопрос», и когда я описал сюжет, оказалось, что это действительно та история, которую он искал. Я оставил его убежденным, что могу читать мысли на расстоянии тысячи миль.

СОДЕРЖАНИЕ

Читайте также: