Почему в европе любят механическую коробку передач

Обновлено: 04.07.2024

Индустрия автомобилестроения неоднородная, развивается в разных странах и на разных континентах по-своему. Отсюда и предпочтения рядовых автолюбителей, к примеру, в Европе и Северной Америке сильно отличаются. Если верить статистике, больше половины европейских автомобилистов предпочитают ездить за рулем машины с механической коробкой переключения передач. Особенно сильна любовь к механике среди немцев: в Германии до сих пор примерно 80% местных водителей отдают предпочтение «ручке». Дальше разберем основные факторы и причины, повлиявшие на подобные автомобильные настроения в самом «сердце» Евросоюза.

Что получаем в итоге?

Подчеркнув все вышесказанное, еще раз отметим:

  • немцы считают все свои деньги и экономят на всем, а механику обслуживать и ремонтировать проще всего;
  • высокий уровень экономии топлива, пусть и спорный на сегодня момент, так как гидроавтоматы способны обеспечить расход на уровне 6-7 литров;
  • надежность, меньшая склонность к поломкам и мелкому ремонту.

Зная прагматичность и экономичность жителей Германии, такие производители, как Volkswagen, Audi, BMW все еще предлагают свои автомобили с МКПП, хотя в последнее время все больший упор сделан на оснащение машин роботом. Так обычно ставят РКПП с одним сцеплением – фактически механика, но работа сцепления и управление переключением передач полностью автоматизированный процесс. Есть и робот с двумя сцеплениями – более сложный и технологичный агрегат. В такой коробке за четные и нечетные передачи отвечают разные сцепления. Сцепление может быть «сухим» или «мокрым».

Как подтверждение, список самых продаваемых авто в Германии:

  • Volkswagen Golf. Предусмотрена и механика, и робот.
  • Opel Astra. В Европе преимущественно с механикой, но можно найти с вариатором и автоматом.
  • Volkswagen Polo. Опять же, МКПП и РКПП.
  • Opel Corsa. Преимущественно МКПП, редко АКПП или РКПП.
  • BMW 3-й серии. Единственное исключение – продается с автоматом, но обычно в паре с дизельным мотором.

Собирать РКПП в Германии умеют лучше, чем, к примеру, вариаторы, которые в большей мере оказались проблемными на практике (чего только стоит Multitronic). Так роботизированные коробки с одним сцеплением отличаются более-менее простой конструкцией и неплохой надежностью. Это достаточно выносливые и ресурсные трансмиссии, а вот аналоги с двумя сцеплениями оказались более подвержены поломкам. Говорить о массовом распространении авто с роботом в Германии еще рано. Немцы, как и 10-15 лет назад, по-прежнему предпочитают механику. Расчетливые и практичные люди. Ничего не скажешь.

Почему в Европе предпочитают МКПП вместо автомата?

Любопытным фактом в развитии автомобильной истории является то, что в Европе до сих пор предпочтением водителей пользуются механические коробки передач . Один наш русский автомеханик уже 25 лет живёт в Германии в городе Нюрнберг. Столько же времени там он занимается ремонтом автомобилей. Этот опытный специалист утверждает, что более 80 процентов жителей Германии и всего Евросоюза в целом до сих пор ездят на транспорте с механической трансмиссией.

Объясняется это очень просто. Европейцы – люди экономные . Они далеко не такие транжиры, как русские. В Европе экономят на всём. Так вот в данном случае они не готовы переплачивать за содержание собственного транспортного средства и его обслуживание.

Кроме этого европейцы с заботой и вниманием относятся к вопросам окружающей среды. Принятые в стране экологические ограничения и положения энергетической политики направлены на использование механики. Порой это происходит чуть ли не в принудительном порядке, грубо говоря. Сами автомобили тоже приспособлены больше к МКПП. Ведь она в комплекте с малыми объёмами дизельных моторов — идеальное сочетание .

У жителей Европы на первом месте всегда остаются принципы надёжности, простоты и экономичности . Бросать пыль в глаза – это не про них. Они редко ремонтируют автомобили. Также по каким-то причинам они считают, что если случилась серьезная поломка, им легче сдать или продать авто, чем ремонтировать. Я, конечно, не уверен , что это всегда выгоднее, но про такую их причуду я слышал не раз. Поделитесь своим мнением в комментариях по этому поводу, пожалуйста.

Всё тот же механик делился историей из своего рабочего опыта.
В его сервис по ремонту пригнали BMW X5 2012 года. Молодая хозяйка сетовала на посторонние стуки, плавающие обороты и потерю мощности мотора. После проведения диагностики было понятно, что мотор подлежит обязательной замене, он своё отработал. Ремонт выходил достаточно недешевый. Но девушка категорически отказывалась , утверждая, что легче новую машину купить.

В итоге сосед по гаражу выкупил у неё автомобиль за 8500 долларов. Мужчина решил всё-таки отремонтировать мотор и преподнести покупку в подарок дочери. Ремонт обошёлся ему в 3000 евро. Производил он его самостоятельно. Причиной оказалось попадание антифриза в двигатель. Всё остальное было в порядке. Как туда он попал – загадка .

Я считаю, что хоть многие и предпочитают механику, но она постепенно уходит в прошлое . Автомат скоро поглотит автомобильный рынок полностью.

Кто в США все еще пользуется механикой?

Вопреки распространенному мнению производство автомобилей, оснащенных механической коробкой передач, не дешевле, чем выпуск автомобилей с автоматом на борту. Следовательно, снижение доли машин с МКПП оправдано не экономическими причинами. Более того, часть американских брендов все еще выпускают автомобили с такой коробкой.

Известные всему миру маслкары Mustang и Corvette все еще оснащаются ручной коробкой передач. Такие машины делаются для людей, которые ценят машины как инструмент получения удовольствия. Удовлетворение они получают не столько от мощности и звука двигателя, сколько от процесса вождения, включающего в себя переключение передач.

Но подобных ценителей с европейским отношением к вождению остается крайне мало. Энтузиасты имеют возможность купить спортивный автомобиль, однако рискуют быть непонятыми, поскольку отказываются от привычного всем американцам комфорта и многозадачности во время поездки.

Суровая статистика

По данным исследований, 96 % автомобилей в США оснащены коробкой-автомат. Более того, согласно статистике продаж, за последний год машин с механикой было продано всего 2 % от общего числа транспортных средств.


Большинство американских специалистов уверены, что механика скоро уйдет с рынка. Это будет выгодно как автопроизводителям и их дилерам, так и клиентам. Уже сейчас спрос на машины с механической коробкой передач несоизмеримо мал по сравнению с прошлым десятилетием. Автоконцернам в США больше невыгодно оснащать свой продукт ручной коробкой передач.

В странах Европы наблюдается совершенно обратная ситуация: большая часть людей ездит на механике, а обучение проводится строго с упражнениями на переключение передач.

Роль менталитета

Американцы относятся к автомобилю прежде всего как к расходнику или средству передвижения. Главная потребность американского водителя - без лишних усилий доехать из точки А в точку Б. Процесс вождения тут воспринимается не как особый вид деятельности, а как обуза, отнимающая силы и время.

Жители США предпочитают быть более многозадачными и делать за рулем свои личные дела. Отвлекаться от дороги им, конечно, тоже в голову не приходит, но и за обстановкой на дороге они следят с куда меньшим вниманием, чем европейцы.

Американцы выбирают машины, руководствуясь, как правило, выгодой и соотношением "цена/качество". Желания разбираться в устройстве двигателя или владеть роскошным автомобилем ради самого факта его наличия у них не возникает.

Надежность механической коробки передач

Еще один фактор в пользу МКПП – высокий уровень надежности. Бытует и такое мнение, что автомобилисту из Германии проще продать свой автомобиль, чем ремонтировать на случай серьезной поломки коробки передач или двигателя. Как известно, механика остается наиболее надежной и ремонтопригодной трансмиссией. Вероятность полного выхода из строя МКПП или двигателя на немецком автомобиле крайне низкая. В Германии как никто другой умеют собирать качественные механические КПП. Это касается как бюджетного, так и среднего, и премиального сегмента. Например, на Audi R8 установлена одна из лучших механик в Мире – в этом уверены многие автомобильные эксперты. Не так давно Audi R8 оснастили коробкой с двойным сцеплением и новой автоматической семиступенчатой коробкой передач ​​«S Tronic», однако модификация с механикой все еще в продаже. Весьма надежная «ручка» установлена и в Porsche Cayman.

На недорогих машинах германского производства такая трансмиссия могла прослужить десятки лет без одного ремонта. Уже в 90-х годах прошлого столетия оригинальное сцепление на Volkswagen или Opel отличалось ресурсом в 100 тыс. км пробега. При этом, чтобы заменить сцепление на авто классической компоновки, достаточно было снять кардан и не снимать КПП. А на переднеприводных Opel с МКПП серии F16 и этого не нужно было делать. Коробка отличалась потрясающей простотой конструкции и высочайшим уровнем ремонтопригодности. Такую трансмиссию ставили и на более «свежие» поздние автомобили Opel.

Да, с тех пор МКПП стала более сложной коробкой передач, ресурс постепенно стал уменьшаться. Возможно, в Европе точно также любили бы автомат, как в США или Японии, если бы не крепчающие экологичные нормы и забота автомобилистов о снижении эксплуатационных расходов. То есть, кроме того, что немцы сами испытывают любовь ко всему простому и доступному, так еще фактически их насильно пересаживают за руль авто с механикой и дизелем при помощи «финансового кнута».

«Автомат» vs «механика»: Америка vs Европа


В 2004 году более 82% новых машин в Британии покупались с механической коробкой передач. В 2013 доля хоть и упала, но несущественно – до 75%. Англичане все еще предпочитают передергивать затвор вручную, и Англия еще не крайний пример: в некоторых странах Евросоюза фанаты «автомата» обеспечивают лишь 10% рынка.

Альтернативная модель: США и Япония. Так, в Северной Америке 93% машин имеет «автомат», причем для 80% моделей он является безальтернативным типом коробки. В Японии двухпедальные машины выбирает 19 покупателей из 20.

Россия, грубо говоря, находится между двумя полюсами. В прошлом году доля машин с «автоматами» всех сортов перевалила за 40%, в этом году приблизилась к 50%. А если брать только иномарки, «автоматы» уже давно завоевали парламентское большинство.

Наш опрос показывает, что если брать не только новые машины, то доля автомобилей с «механикой» – примерно 60%, но это и понятно – иномарки разбавлены механическими «Ладами». Тем не менее, год от года наш автопарк движется в сторону автоматизации.

Интересно, останемся ли мы посредине или маятник качнется в обратную сторону? Полагаю, борьба «автоматчиков» и «механофилов» будет нешуточной.

Здесь и далее я буду называть «автоматом» все типы трансмиссий, которые переключают передачи за нас – гидромеханические автоматы, вариаторы, роботы и роботы с двойным сцеплением (типа DSG или преселективные КПП).

В США «автоматы» заняли доминирующее положение по двум причинам: дешевизне всего и вся в Америке (от машин до топлива) и навязчивой любви штатовцев к комфорту. Статистика показывает, что в тяжелые времена американцы, может, и рады чаще выбирать «механику», но маховик уже раскручен: большинство моделей с «механикой» не предлагаются.

У Японии другой сценарий, и в основе любви к «автоматам» лежит умение островитян довести любую идею до технологического оргазма. Сделать долговечный и при этом не очень дорогой «автомат» для них никогда не было проблемой.

Европа, быть может, тоже любила бы «автоматы», если бы не крепчающие экологические нормы и обсессивная забота тамошних автомобилистов о снижении эксплуатационных расходов. Фактически, из всех развитых клочков суши именно Европа пересаживает своих жителей на «механику» насильно, с помощью финансового кнута (то же самое с дизелями).

На первый взгляд, Россия уверенно движется к американскому варианту. 20 лет назад наши «автоматчики» начинали почти с нуля, и первой массовой машиной российского производства с «автоматом» стал Ford Focus в начале нулевых. Но как многое с тех пор изменилось: мало того, что иномарки заняли львиную долю рынка, так еще и АВТОВАЗ предлагает «автоматы» для всех моделей – последней из «Лад» такую трансмиссию получит новая Priora: в этом году ее нарядят «роботом» собственной разработки.

В пользу «автомата» говорит любовь россиян к комфорту, низкий процент приверженцев спортивного стиля вождения (не путать с диарейным), а также растущее благосостояние. К тому же, в среднем российский водитель значительно уступает европейскому, поэтому «автомат» для многих (особенно для женщин) является не просто приятным бонусом, а необходимым условием для вождения. И не забудем сравнительно дешевый бензин при низких средних пробегах. К примеру в Европе автомобиль в режиме рутинных поездок (без паневропейских туров) может проезжать по 50-70 тысяч километров в год, а при стоимости топлива в 1,5 евро за литр это эквивалентно 6-7 тысячам евро в год. Да, у них большие зарплаты, но поверьте, такие суммы все равно ощутимы.

Если интерполировать кривую «наавтомачивания» России, уже лет через 10 мы бы пришли к американской пропорции. Но, полагаю, не придем.

Во-первых, хотим мы того или нет, бензин будет дорожать, а планируемый Минпромторгом налог на экологию может дать определенную фору «механическим» машинам. Постепенно эксплуатационные расходы будут заботить россиян все больше, а в их числе – стоимость потенциального ремонта. Несмотря на усилия инженеров, «механика» пока является менее рискованным вариантом, и даже в случае поломки ее ремонт обходится дешевле. Недавно один человек в теме рассказал, что, по внутренней статистике одного именитого концерна, процент отказа «механик» – 0,1%, гидромеханических автоматов – 1%, а роботов – 5%.

Полагаю, россияне кинулись на «автоматы» еще и из любопытства: если ты всю жизнь дергал ручку, интересно же попробовать что-то новое, тем более, оно почти не требует привыкания – сел и поехал. Но постепенно отношение к автомобилю из эмоционального, потребительского перейдет в более практическое русло, и вот тут, думаю, «механика» может стать вполне разумной альтернативой.

Вообще, современные «автоматы» настолько хороши, что при работе практически не обращают на себя внимания, а по экономичности сравнимы с механическими трансмиссиями. Вроде бы, выбор очевиден. Но когда это обстоятельство выдвигают в качестве основного аргумента, мне хочется возразить: на самом деле, весьма сложно найти «автомат», который удовлетворял бы всем требованиям одновременно. То есть быстрый, надежный и недорогой одновременно.

Большинство «автоматов» для доступных моделей либо слишком сильно скрадывают динамику, либо страдают проблемами с надежностью, а иногда – то и другое одновременно.

Я вспоминаю тест-драйвы последнего года: какие «автоматы» мне понравились безоговорочно? Вариатор Nissan Murano. Восьмиступенчатый «автомат» KIA Quoris. Восьмиступенчатый автомат BMW X3. Ну вы поняли, к чему я клоню, – хорошая коробка стоит денег (и не факт, что она супернадежна).

Впрочем, есть исключения: скажем, шестиступенчатый автомат бюджетного Chevrolet Cobalt произвел хорошее впечатление, осталось выяснить, насколько он крепок. Ford отказался от допотопной четырехступенчатой гидромеханики в пользу преселективного «робота» PowerShift, причем доплата за него невелика – порядка 45 тысяч. И снова – а что с безотказностью? Среднеценовые «французы» продолжают подчевать нас вариациями коробки DP0 (AL4), известной своей капризностью, и, судя по последним тестам «Авторевю», несмотря на все «рестайлинги» проблемы сохраняются. «Роботы» DSG спровоцировали надавно депутата Вячеслава Лысакова начать против них кампанию в поддержку автовладельцев. И так далее.

На мой взгляд, «автоматы» далеко не всегда являются оптимумом по совокупности факторов: цена, надежность, динамика, стоимость эксплуатации. Но осознание приходит не сразу – для этого нужно поездить, посчитать, поприкидывать, тогда как любовь к «автоматам» с первого взгляда – дело привычное. Поэтому нужно время, чтобы некоторые россияне дозрели до более прагматичного подхода к выбору, который исповедуют европейцы.

Для люксовых моделей, даже спортивных, «автоматы» уже стали основным блюдом, часто – безальтернативным, и здесь их доминирование продолжится. Это неудивительно: инженерам проще создать хороший дорогой «автомат», чем хороший дешевый. Плюс богатый клиент не так заботится об экономии, включая экономию на ремонтах.

А вот массовый сегмент еще увидит перетягивание каната «автомат-механика», поскольку нынешняя фанатичная увлеченность «автоматами» несколько перегрета.

Я думаю, триггером к замедлению спроса на «автоматы» станет экономический фактор: удорожание топлива или введение экологических налогов. Также предположу, что пока доля «автоматов» продолжит расти и через несколько лет стабилизируется на отметке 60-65%. Но американских пропорций не достигнет, хотя бы потому, что мы куда больше равняемся на Европу, чем Америку.

Почему в Европе так любят механику?

Для европейцев автомобиль - это нечто большее, чем транспорт. Как правило, они предпочитают разбираться в том, как и что работает. Проявление внимания к собственному автомобилю закладывается еще в процессе обучения.

В Европе люди начинают учиться на права в 16 лет. Делают они это исключительно на механической коробке передач: таковы традиции, а иногда и требования законодательства.


Это оправдано тем, что при обучении на механике люди становятся более внимательными к своему автомобилю и к тому, что происходит на дороге. Это вполне логично, так как водители с механической коробкой не только лучше ощущают тонкости работы машины, но и редко отвлекаются от процесса вождения. Красить ногти или говорить по телефону во время езды никому и не приходит в голову.

Никогда не понимал, почему американцы помешаны на автоматической коробке передач, а европейцы - на механике. Знакомый объяснил, почему для европейцев выгодна механика


Известное всем водителям-ученикам упражнение "горка" давно не входит в программу обучения в США. Более того, заглохнуть на занятии там почти невозможно. Люди за океаном массово пересаживаются на автомобили с автоматической коробкой передач, и даже в автошколах уже необязательно уметь вовремя переключать передачи. В чем причина столь резкого перехода со знакомой многим механики?

Почему в Германии любят авто с МКПП?

Даже в 2020 году автомобили с ручной коробкой переключения скоростей остаются востребованными и актуальными. Немецкие производители автомобилей постепенно внедряют в автомобильное общество машины с роботизированными коробками. Особенно активно ставят коробку DSG, вокруг надежности и технологичности которой порождено уже немало слухов. И если японцы пошли по пути установки классических гидроавтоматов и вариатора CVT, то в Германии сегодня другие настроения. Оказавшись в этой стране, вы не сможете оставить без внимания тот факт, что улицы немецких городов заполнены преимущественно универсалами. Мало того, под капотом автомобиля наверняка будет установлен дизельный двигатель, а в придачу к нему механическая трансмиссия.

Универсал – наиболее ликвидная форма кузова транспортного средства в немецком обществе. Среднестатистический немец не думает о том, насколько хорош и привлекателен его автомобиль. В первую очередь здешний водитель думает о вероятных затратах на обслуживание машины. Немцы экономят буквально на всем, и основная причина состоит в том, что они прагматичные и дальновидные. Даже в центре Берлина царит спокойная и размеренная жизнь, не говоря уже о небольших городских поселениях, где проживают еще более практичные немцы. Они не готовы переплачивать за брендовую одежду, и уж тем более за содержание транспортного средства, которое для них является ничем иным, как средством передвижения.

Нельзя не отметить и тот факт, что европейцы, в частности жители Германии, с заботой относятся к состоянию окружающей среды. В Европе постоянно ужесточают нормы, связанные с токсичностью выхлопных газов. Так небольшой дизельный двигатель в паре с механикой – идеальное сочетание, вписывающееся в рамки экологичности как на уровне законов, так и на уровне представления немцев о безопасном автомобильном транспорте.

Читайте также: