Почему смерть на кресте считалась самой позорной

Обновлено: 02.07.2024

Распятие, крестная казнь ( Мф. XXIII:34, XXVII:31 и др.). Распятие от древних времен служило самой жестокой и вместе самой позорной смертной казнью и доселе еще существует между индусами и китайцами. Римляне считали распятие самой позорной смертью, на которую осуждались только одни изменники и великие злодеи ( Лк. XXIII, 2 ). Оно считалось проклятой смертью ( Втор. XXI, 22, 23 , Гал. III, 13 ). Ибо написано, говорит ап. Павел: проклят всяк, висящий на древе. Отсюда сила выражений в посланиях ап. Павла: к Коринфянам ( I Кор. I, 23 ), к Филиппийцам ( Флп.II, 8 ), Евреям ( Евр.XII, 2 ). Как скоро произносился приговор: ты осужден на распятие, осужденный был обнажаем с оставлением только узкого препоясания вокруг чресл, привязываем до груди к крестному древу и затем его мучительно били прутьями, или бичами, сделанными из кожаных полос ( Ис. LIII, 5 ), что уже одно нередко причиняло смерть. После бичевания преступника заставляли нести весь крест или часть оного к месту казни.

Местом казни обычно служило какое-либо возвышенное место вне города и близ большой дороги. Кресты были различной формы: трехчастный, вроде греческой буквы тау – Т, четырехчастный – квадратный +, или продолговатый †, – и косвенный, вроде греческого X. Неопровержимое основание имеет для себя четырехконечная форма креста Христова, что только этот крест удовлетворяет показаниям всех евангелистов. Что касается до древа, из какого был сделан крест, то наиболее распространенное мнение, что он был сделан из 3 дерев: из кипариса, певга и кедра. Об этом повторяется и в песнях церковных и в молитвах ( Ис. LX, 13 ). Крест врывали в землю, а в высоту иногда он простирался, как говорят, от 10 до 15 футов, так что ноги страдальца обыкновенно отстояли от земли на 4 фута. Поперечная перекладина обыкновенно бывала от 7 до 8 футов в длину. В середине или близ середины верхней части креста находилась перекладина, на которую преступника поднимали веревками; и вот, предварительно сняв с него одежды, его сначала привязывали к крестному древу и затем пригвождали к кресту его руки и ноги острыми железными гвоздями. Иные думают, что при распятии пригвождались только руки, а ноги просто привязывались веревками. Конечно, и веревки употреблялись для прикрепления ног, чтобы потом легче было их пригвождать. Но Сам Спаситель, уверяя учеников Своих в Своем воскресении, указывал им на язвы на руках и на ногах ( Лк. XXIV, 39 ).

Чтобы несколько облегчить страдания преступника, было в обычае давать ему вино, смешанное со смирной. Господь Спаситель не принял оное ( Мк. XV, 23 ), возжелавши претерпеть в полном сознании до самого конца все мучения этой ужасной смерти. Уксус также служил освежительным питьем для римских воинов, и, когда подали оный Ему на кресте, Он вкусил несколько этот освежающий напиток. Жар, возбуждаемый гвоздиными язвами, причинял невыносимую жажду ( Мф. XXVII, 18 ).

Преступников обыкновенно пригвождали к кресту четыре римских солдата, назначенные для этой цели, которым обыкновенно отдавалась по жребию одежда распинаемого ( Мф. XXVII, 35 ). Воины разделили между собою одежды Спасителя и бросили жребий относительно частей оного ( Пс. XXI, 19 ). И об одежде Моей (Господа Иисуса), пророчески замечает псалмопевец, бросают жребий.

По римскому обычаю, преступление распятого писалось кратко на дощечке, которая сверху прикреплялась к кресту. Она называлась у римлян titulus, или, в русской Библии, надпись ( Ин. XIX, 19–20 ).

Растяжение членов после только что перенесенного мучительного бичевания, невозможность сделать малейшее движение без страшной боли, прободение рук и ног острыми гвоздями, и притом в частях тела, самых восприимчивых к мучительной боли, немаловременное висение на кресте с язвами на руках и ногах под лучами солнца, потеря крови и глубокое сознание незаслуженной позорной казни, понесенной Божественным Страдальцем, – все это усиливало до самой высшей степени крестные страдания, которые нередко продолжались до 3 дней и даже более. Вот почему Пилат удивился, узнавши, что Господь Иисус Христос предал дух Свой раньше означенного времени ( Мк. XV, 44 ).

У римлян осужденный на крестную смерть нередко оставался на кресте дотоле, пока тело его не падало на землю от собственной тяжести; но в провинции Иудейской иудеям было позволено в силу предписаний закона Моисеева ( Втор. XXI, 22, 23 ) оканчивать страдания осужденных на крестную казнь и прежде солнечного заката. Это производилось различными способами: иногда подкладывали огонь к подножию креста, а иногда перебивали члены их молотом или прободали бок копьем ( Ин. XIX, 31, 37 ).

При этом нужно заметить, что страдания осужденных на кресте были так велики и ужасны, что она считалась самой ужасной и позорнейшей из всех видов казни. Известный римский оратор Цицерон считал даже самое упоминание о крестной казни недостойным римского гражданина и свободного человека. Но Сын Божий, Божественный и неповинный Страдалец, проливший Свою кровь на этом позорном орудии мучения за грехи всего рода человеческого, через это самое сделал крест символом высочайшей чести и славы, символом искупительной благодати, спасения и вечной жизни. Крест часто упоминается в Свящ. Писании иносказательно вообще для обозначения умилостивительной крестной жертвы Господа Иисуса Христа и его повиновения Своему Отцу даже до смерти ( Флп. II, 8 ).

Как истинные последователи Господа Иисуса Христа, и все мы должны распинать свою плоть со страстями и похотями ( Гал. V, 24 ). Распинать плоть свою со страстями и похотями мы можем главным образом воздержанием от страстей и похотей и действиями им противными: например, когда гнев побуждает нас злословить врага и делать ему зло, но мы противимся сему желанию и, воспоминая, как Иисус Христос на кресте молился за Своих врагов, молимся и мы за своего, то сим образом распинаем страсть гнева.

Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0

Христос торжествующий

Чуть позже, когда изображение распятия Господня твердо входит в христианский обиход, появляется особая иконография – образ Христа торжествующего. Интересно, что этот образ, претерпев некоторые изменения, но сохранив свое внутреннее содержание, до сих пор существует в православной иконографии. Христос представлен не просто страдающим человеком на кресте. Он торжествует над смертью, торжествует над страданиями. Лик Спасителя предельно спокоен, мы не видим гримасы смерти, признаков страдания. Глаза Христа широко раскрыты, он часто облачен в пурпурный хитон с золотыми клавиями (полосами). Стоит ли лишний раз напоминать, что это императорское одеяние? Господь Иисус Христос изображается не как узник, подвергнутый позорной казни, но – как Царь Славы, победивший смерть (Пс. 23:9–10).


Миниатюра из «Евангелия Раввулы». Сирия. 586 год. Италия. Флоренция. Библиотека Лауренциана

Примеры подобных образов мы видим в книжной миниатюре (например, в иллюстрациях евангелий Раввулы и Россано VI века), а также в росписи алтаря римского храма Санта Мария Антиква.


Фреска. Италия. Рим. Базилика Санта Мария Антиква, ок. 741 – 752 гг.

Первые распятия

Долгое время христиане изображали не само распятие, а просто различные варианты креста. Первые же образы собственно распятия относятся к IV веку. Таким является, например, рельеф, вырезанный на дверях базилики св. Сабины в Риме.


Изображение довольно схематично, это скорее не изображение события, но – знак, напоминание. Похожие образы распятия присутствуют и в сохранившейся мелкой пластике, в частности – на геммах того же периода.


Гемма. Середина IV века. Великобритания. Лондон. Британский музей

Распятие: образ смерти или торжества над смертью


Удивительно, но первое известное нам изображение распятия является карикатурой. Это граффито примерно III века на стене палатинского дворца в Риме, оно изображает человека перед распятием, причем сам распятый кощунственно изображен с ослиной головой. Надпись, сделанная по-гречески, поясняет: «Αλεξαμενος ςεβετε θεον» (Алексамен поклоняется своему Богу). Очевидно, таким образом дворцовые служители осмеивали христианина, состоявшего в штате дворцовой прислуги. И это не просто кощунственная картинка, это очень важное свидетельство, оно фиксирует поклонение распятому Богу.


Прямых же христианских образов распятия Господня мы долгое время не встречаем. Это неудивительно по целому ряду причин. Вплоть до Миланского эдикта — практически каждое поколение христиан переживало гонение, а то и не одну волну. Христианские изображения уничтожались вместе с их владельцами. Собственно, те изображения, что использовали первые христиане, носили в основном подчеркнуто символический характер. Потому и икона, прямое моленное изображение, получает распространение много позже первых веков христианской эры (о первых иконах смотрите наш специальный материал).

Три гвоздя

Примерно с XIII века на Западе распятого Христа начинают изображать пригвожденного не четырьмя гвоздями, как изображалось традиционно и на Западе, и на Востоке до этого времени, а тремя – ноги Спасителя перекрещены и прибиты одним гвоздем. Считается, что впервые такие изображения появились во Франции, причем католический мир не сразу принял такое изображение, против него выступал даже сам Папа Иннокентий III. Но со временем (возможно, под влиянием Пап французского происхождения) эта иконографическая особенность закрепилась в Римской Церкви.


Распятие с тремя гвоздями. Мариотто ди Нардо. Италия. XIV – XV век. Вашингтон, Национальная галерея искусства

Терновый венец

Начиная с того же XIII века Христа на Кресте все чаще изображают в терновом венце, Евангелие на сей счет молчит, а для традиционной иконографии это редкая деталь. Катализатором таких изображений снова стала Франция: именно в этот период король Людовик IX Святой приобрел терновый венец Спасителя (этот государь всю свою жизнь собирал реликвии, вывезенные крестоносцами из разгромленного ими Константинополя). Видимо, появление столь почитаемой святыни при французском дворе имело широкий резонанс до такой степени, что перекочевало и в иконографию.

Каноническая иконография

Со временем, как это обычно и происходит, иконография обрастает определенными подробностями. В основном они заимствованы из Евангелия. Главную тенденцию можно обозначить как стремление к большему историзму (в евангельском смысле). Христос теперь обнажен (хотя присутствует непременная набедренная повязка, из соображений соблюдения приличия). Раны источают кровь, а из раны на груди подчеркнуто изливаются кровь и вода (Ин. 19:34), тут стремление точно передать евангельское событие может даже показаться излишне нарочитым. Кровь Спасителя стекает к подножию креста, под которым мы видим череп праотца Адама. Это не только дань преданию, согласно которому Адам был погребен в районе Голгофы, это символ того, что кровью Христовой омыт первородный грех прародителей. Над крестом присутствует табличка, которая в разных иконах в той или иной мере передает суть надписания, упомянутого в Евангелии: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин. 19:19), но порой, перекликаясь с предыдущей версией иконографии, она просто гласит: «Царь Славы».


Мозаика. Византия. XII век. Греция. Монастырь Дафни

В отличие от первоначального варианта иконографии, здесь Христос мертв, Его глаза закрыты. Эта деталь также не случайно внесена в образ – зритель должен осознавать, что Спаситель действительно умер за наши грехи, а значит, и действительно воскрес. Однако и в данном случае мы видим спокойствие лика, отсутствие ужаса смерти. Лик спокоен, тело не сведено судорогой. Господь мертв, но Он все равно торжествует над смертью. Этот тип сохранился в искусстве Византии и стран византийского культурного ареала. Он закрепился в православной иконографии в качестве канона.


Фреска. Распятие. Фрагмент. Сербия. 1209 год. Студенецкий монастырь

В то же время в Западной Церкви после отпадения Рима образ распятия Господня стал меняться, и это касается как внешних деталей, так и внутреннего смысла.

Смерть при распятии. Взгляд судебно-медицинского эксперта. Часть II


Начало публикации тут:
Смерть при распятии. Взгляд судебно-медицинского эксперта Часть I

В 1949 году в The Hibbert Journal вышла статья R.Primrose «Хирург смотрит на распятие» где утверждалось, что смерть Иисуса Христа на кресте была мнимая, а к наступлению летального исхода привел удар копьем [24].

Обоснованием такому мнению послужило утверждение автора статьи о том, что в постмортальном периоде в теле умершего происходит массивное образование сгустков крови, что делает невозможным истекание из раны крови и воды.

В настоящее время ошибочность такого «доказательства» очевидна настолько, что эту версию можно было бы в контексте данной статьи даже и не рассматривать, если бы она до сих пор не использовалось многочисленными критиками христианства.

Были также высказаны предположения, что к быстрому наступлению смерти на кресте привела фатальная сердечная аритмия, вызванная физическими муками при распятии (Johnson C., 1978), прогрессирующий ацидоз (Wijffels F., 2000), тромбоэмболия легочной артерии (Brenner В., 2005) [11,17, 31].

Но даже поверхностный анализ этих и других, подобным им, версий, показывает, что они могут объяснить только лишь темп наступления смерти, оставляя нераскрытыми другие её обстоятельства, например, истечение крови и воды из раны, нанесенной копьем.

Обосновывая предположение о тромбоэмболии, как возможной причине смерти Христа, израильский профессор B.Brenner (2005) выдвинул предположение, что наиболее вероятным источником тромбообразования явились глубокие вены бассейна нижних конечностей. Согласно выдвинутой версии, этому могло способствовать их предшествовавшее повреждение (например, в результате тромбофлебита) либо гиперкоагуляция крови, развившаяся в результате бичевания, обезвоживания и длительной иммобилизации, имевших место во время распятия.

В качестве косвенного подтверждения своей гипотезы B.Brenner приводит мнение, что Иисус родился в Израиле в еврейской семье и поэтому вполне мог унаследовать широко распространенную среди живущих в Галилее евреев мутацию фактора-V гена свертываемости крови (фактор Лейдена) что приводит к увеличению тенденции тромбообразования (резистенция активированному C-белку).

Данный аргумент не выдерживает серьезной критики не только с теологической точки зрения, но и с медицинской.
Действительно, крайне некорректно экстраполировать данные, полученные при исследовании современной популяции жителей Галилеи на людей, населявших ее две тысячи лет назад. Очевидно, что генофонд популяции за две тысячи лет существенно изменился. С другой стороны, если бы какой-либо ее житель в начале первого тысячелетия после Р.Х. и имел склонность к тромбофилии, то к тридцати трем годам она у него уже обязательно бы проявилась.

Рядом других исследователей было высказана гипотеза, что смерть Иисуса Христа наступила в результате разрыва сердца с вытеканием из раны перикардиальной жидкости [10, 12, 13, 32].

Однако у этой гипотезы есть один серьёзный недостаток.
Для развития миомаляции, которая в ряде случаев действительно, может осложнить течение инфаркта миокарда, необходим срок, значительно превышающей время пребывания Иисуса на кресте [29].

Помимо этого, кровь, которая вытекла бы через разорванную сердечную стенку в полость перикарда неизбежно смешалась бы с находящейся там в достаточно небольшом объеме (около 30 мл) перикардиальной жидкостью, что в дальнейшем бы сделало невозможным формирование двух раздельных потоков крови и воды. Следует также добавить, что даже если и предположить (гипотетически), что у Иисуса Христа развился обширный инфаркт миокарда, который привел к сверхбыстрому развитию миомаляции с последующей гемотампонадой, то подобное событии неизбежно привело бы к развитию кардиогенного шока, имеющего достаточно специфическую клиническую симптоматику.

Однако, в Евангельских текстах нет указаний, которые позволили бы высказать подобное предположение.

В 2009 г шведский исследователь Omerovic E. выдвинул версию, что смерть Христа наступила вследствие разрыва миокарда, вызванного стресс-индуцированной кардиомиопатий (кардиомиопатии такотсубо), клинически и электрокардиографически напоминающей острый коронарный синдром и характеризующейся транзиторной дисфункцией левого желудочка в ответ на физический или психический стресс [22].

Такое предположение вряд ли можно считать полностью обоснованным. Помимо уже приведенных возражений против версии о разрыве сердца, в данном случае следует отметить, что стресс-индуцированная кардиомиопатия преимущественно описана у женщин постклимактерического периода без признаков ишемической болезни сердца и отличается относительно благоприятным прогнозом [28].

Пыткой объяснить, истекание воды из раны, нанесенной копьем римского солдата, можно объяснить теорию, что о том, что предшествующее бичевание и само распятие вызвало у Иисуса Христа быстрое развитие посттравматического экссудативного перикардита, что и привело к тампонаде сердца и наступлению смертельного исхода. Излившаяся же раны вода и есть не что иное, как перикардиальная жидкость, вытекшая из поврежденной копьем полости сердечной сорочки [13, 20].

Однако, посттравматический экссудативный перикардит молниеносно не развивается, даже при существенном повреждении (травме миокарда, разрыве сердца), время его развития исчисляется часами и сопровождается общеизвестной клинической симптоматикой (дисфагия, кашель, одышка, осиплость голоса, периодическая потеря сознания и т.д.), которая не коррелирует с описанными евангелистами событиям. К тому же, даже если и предположить, что при распятии и происходило накопление в полости перикарда серозной жидкости, то её количество даже при сверхостром развитии гидроперикарда вряд ли бы превышало объем 150-200 мл [1].

При вертикальном положении тела распятого, после прободения копьем сердечной сорочки большее количество перикардиального выпота осталось бы в передненижней пазухе перикарда (sinus pericardi anterior inferior), которая находится между его грудино-рёберным и нижним (диафрагмальным) отделами. Излившаяся же из полости перикарда жидкость частично впиталась бы в клетчатку средостения, а частично смешалась бы с вытекающей кровью и не была бы видна при наружном истечении крови.

В поисках объяснения смерти Иисуса Христа при распятии Др. Frederick T Zugibe, в прошлом главный судебно-медицинский эксперт округа Рокланд, (штат Нью-Йорк, США), провел серию экспериментов с подвешиванием к кресту на группе физически здоровых добровольцев [33].

В ходе опытов распростертые руки волонтеров фиксировались при помощи мягких кожаных перчаток к горизонтальной балке креста, а ноги, несколько согнутые в коленных суставах, фиксировались подошвенной поверхностью стоп к вертикальной балке креста. Во время эксперимента проводился постоянный мониторинг состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, и прекращался в среднем спустя 40-60 мин, после появления у волонтеров боли в конечностях и значительного физического дискомфорта. На основании полученных данных F.T Zugibe пришел к выводу, что у распятых не происходит сколь-либо серьезных нарушений дыхания и сердечной деятельности, которые могли бы привести к наступлению смертельного исхода.

Подвергнув критике теорию P. Barbet о нарастающем удушье, как причине смерти при распятии, F.T Zugibe пришел к выводу, что наступление летального в подобных случаях являлся гиповолемический шок, вызванный сами обстоятельствами казни: бичеванием с массивным повреждением мягких тканей спины, кровопотери и обезвоживания [33].

Сделанные автором выводы вызвали возражения у многих исследователей.
Так, например, в качестве контраргумента указывается что F.T Zugibe в своих выводах не учел уже упоминавшихся нами ранее данных K-S.D. Schulte, который отметил, что если распинаемый может даже периодически (один раз в течение 20 секунд) опираться на ноги, то это приводит к выраженной нормализация деятельности сердечно-сосудистой системы и дыхания [27].

Очевидно, что в условиях эксперимента, когда распинаемый имеет возможность постоянно опираться на полусогнутые ноги, явления дыхательной недостаточности появятся достаточно нескоро. Конечно, в настоящее время ни один исследователь не решится повторить в полном объеме подлинные исторические обстоятельства казни, а гуманные условия провиденных экспериментов резко снижают их ценность.

Данные же столь короткого по времени эксперимента не могут соответствовать реальным историческим событиям, когда казнимые люди находились на крестах сутки и более.
Помимо того, гиповолемический шок протекает с определенной сменной стадий, каждая из которых имеет свои клинические признаки, проявляющиеся и в изменении сознания. Так первая фаза шока (эректильная) длится несколько минут и, помимо всего прочего, характеризуется двигательным и разговорным возбуждением, тахикардией, усилением дыхания. Во вторую фазу шока (торпидную) отмечаются вялость, гиподинамия, прострация пострадавшего [6].

Однако в Евангелиях нет данных, которые могли бы свидетельствовать о каком-либо подобном изменении сознания у Христа. Всё Его речи, сказанные на кресте и поведение полностью осмысленны.

Помимо позиционной асфиксии, как причины смерти при распятии, F.T Zugibe подверг резкой критике и версию P. Barbet о месте вбивания гвоздей в руки казнимых. Однако, все его возражения, в отличии от позиции P. Barbet, основаны не на экспериментальных либо расчетных данных, а на субъективной трактовке материалов Туринской Плащаницы.

W.D.Edwards и соавт. (1986) пришли к выводу, что фактическая причина смерти Иисуса, «вероятнее всего была многофакторной вызванной, прежде всего, гиповолемическим шоком, асфиксией и, возможно, острой остановкой сердца.» [16].
Исследователи предположили, что в условиях прогрессирующей гиповолемии, сопряженной с гипоксемией, на створках аортального либо митрального клапанов могли образоваться рыхлые свертки крови, которые оторвавшись, вполне могли привести к развитию острого трансмурального инфаркта миокарда, который и вызвал остановку сердца.

Уже при первом рассмотрении, предложенной версии видно, что она не является полностью оригинальной, а объединяет в себе большинство предложенных ранее теорий, неся в себе все их достоинства и недостатки.

Интегративную теорию смерти Иисуса Христа выдвинули также исследователи из ЮАР F.P. Retief и L. Cilliers. Рассмотрев имеющиеся сведения об истории и патогенетических аспектах распятия, они высказали предположение, что смерть была обусловлена прогрессирующей гипоксией, гиповолемическим шоком и вазовагальным рефлексом. Отмеченная же Евангелистом Иоанном жидкость, на взгляд авторов не что иное как перикардиальный либо плевральный выпот [25,26].

Критически рассмотрев ряд теорий смерти Иисуса Христа, M.W. Maslen и P.D. Mitchell (2006) пришли к скептическому выводу, что в настоящее время нет медицинских версий, которые могли бы адекватно объяснить смерть Христа.
Авторы предположили, ситуация может разрешиться только с появлением новых археологических либо письменных свидетельств [21].

На наш взгляд, наиболее вероятной версией произошедшего смертельного исхода, является полиорганная недостаточность, как осложнение синдрома диссеминированного внутрисосудистого свертывания (ДВС-синдром, англ.-disseminated intravascular coagulation).

ДВС-синдром является приобретенной патологий системы свертывания крови, которая характеризуется нарушением кровообращения на уровне микроциркуляторного русла в жизненно важных органах (печень, ночки, надпочечники, легкие и т. д.). Развиваясь во многих случаях острых состояний, в том числе и при травмах, ДВС-синдром может протекать в течение нескольких часов и вызывать чрезвычайно высокую летальность пострадавших.

В течении ДВС-синдрома выделяют несколько стадий, каждая из которых характеризуется не только специфическими нарушениями гемокоагуляции и клинической картиной, но и может привести к наступлению смертельного исхода.

Согласно данным разных авторов, количество стадий ДВС-синдрома колеблется от двух до шести в основном за счет разделения фазы гипокоагуляции, однако для практического применения удобно упрощенное деление, которое предполагает наличие двух стадий – гиперкоагуляции и гипокоагуляции [4].

Первая стадия ДВС-синдрома — фаза гиперкоагуляции, характеризуется активацией плазменных систем свертывания крови, внутрисосудистой агрегацией тромбоцитов и других форменных элементов крови. Это приводит к блокаде сосудистого русла массами фибрина и агрегатами клеток. Фаза гиперкоагуляции нередко имеет очень бурное развитие, со скорой и значительной активацией свертывающей системы крови и протекает тем быстрее, чем мощнее был повреждающий фактор.

Вторая стадия ДВС-синдрома — фаза гипокоагуляции, которая сменяет фазу гиперкоагуляции и обусловлена потреблением значительной части имеющихся в организме фибриногена, факторов XIII, V, VIII и других прокоагулянтов, а также тромбоцитов. Одновременно в крови накапливаются патологические ингибиторы свертывания крови, в частности продукты деградации фибрина и фибриногена (ПДФ), обусловливающие увеличение антикоагулянтной активности крови.

Любая травма, связанная с кровопотерей, сопровождается активацией свертывания. Если при этом будет происходить падение артериального давления и обусловленное этим замедление кровотока в микроциркуляторном звене, может наступить гиперкоагуляционная фаза ДВС-синдрома, что нередко и наблюдается при обширном повреждении тканей [3].

Эти условия наблюдались и при распятии Иисуса Христа. Произошедшие бичевание с массивным разрушением мягких тканей спины, крестный ход, распятие и висение на кресте, вполне могли привести к развитию метаболического ацидоза и активации свертывающей системы крови одновременно по внешнему и внутреннему пути образования протромбиназы (тромбопластина).

Мягкие ткани спины, поврежденные при бичевании, подвергались дополнительной альтерации, ударяясь при каждом движении о крест. Это стимулировало поступление в кровоток из травмированных и подвергающихся распаду тканей, а также эндотелием сосудов тканевого тромбопластина, что инициировало процесс фазу гиперкоагуляции ДВС-синдрома [19].

Следует отметить, что скорость коагуляции в первую фазу ДВС-синдрома может быть настолько высокая, что из-за быстрого образования невозможно набрать кровь в шприц, а вытекающая из ран кровь собирается на их поверхности в виде красных сгустков, окруженных полупрозрачным, желтоватого цвета ободком из жидкой лимфы [15].

Внешние же проявления гиперкоагуляционной фазы ДВС-синдрома очень скромные: сознание у больного ясное, на вопросы отвечает, как правило, односложно, органной патологии не выявляется.

Смерть при ДВС-синдроме может наступить как от остро развившейся полиорганной недостаточности, так и от тромбоэмболии жизненно важных органов формирующимися сгустками крови.

При наступлении летального исходя в эту фазу ДВС-синдрома, у умершего нередко отмечается внутрисосудистая сепарация крови на жидкую часть (лимфу) и рыхлый клеточный остаток.

Если на теле умершего есть раны, то изливающаяся из них сразу после смерти кровь стекая по коже как по разделительной поверхности, расслоится на два потока – практически прозрачную, водянистую лимфу и клеточный осадок красного цвета.
Очевидно, что указанное обстоятельство и было отмечено стоявшим подле креста, после того тело как римский воин пронзил копьем тело Иисуса Христа.

Следует отметить, что врачи античности понимали значение состояния крови для организма человека. Так, уже в IVвеке до н.э. Аристотель связывал с кровью общую двигательную активность человека. Считая кровь как материальный носитель всех душевных функций. Аристотель, рассматривая такие качества крови, как скорость оседания и степень плотности и теплоты, выделял в крови две составные части — водянистую и волокнистую.

Врачами античности полагалось, что от их соотношения зависит развитие тех или заболеваний, а распад же крови на составляющие элементы рассматривался как признак, сопутствующий смерти. И древние греки, и римляне называли жидкую часть крови, а также все прозрачные жидкости организма (например, перикардиальную жидкость) водой [2,5].

Однако, из всех синонимов, использовавшихся в их языках, римляне использовали для обозначения воды, как входящей в состав крови, таки и проистекающей в организме, слово lympha, а греки слово υδωρ (hydōr). Эта традиция сохранилась и до наших дней. Врачи и биологи всех стран по-прежнему называют жидкую часть крови лимфой, а для обозначения скопления жидкостей в отдельных полостях тела используют корень υδωρ (hydōr). Примером последнему может служить, например, термин гидроперикард (ύδραπερικαρδία)

Так же, как и врачи античности, из всех возможных древнегреческих синонимов слову вода Иоанн Богослов для описания крови и воды, истекших из раны Иисуса Христа выбирает именно слово υδωρ.

αλλ εισ των στρατιωτων λογχη αὐτοῦ την πλευραν ενυξεν καί εξηλζεν ευζες αἷμα καί υδωρ / но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода (Ин 19:34).
Можно предположить, что, указывая на истечение крови и водя из раны, нанесенной копьем мертвому Иисусу Христу Иоанн Богослов не только указывал на сакральный, религиозно-мистический смысл произошедшего, но и используя из всех синонимов слово υδωρ, подчеркивает посмертный характер, необратимость произошедшего. Об этом косвенно свидетельствуют и его слова «И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его, он знает, что говорит истину, дабы вы поверили». (Ин. 19:35).

Резюмируя вышеизложенное, можно вполне обосновано предположить, что смерть Иисуса Христа наступила в результате развития ДВС-синдрома. Вероятнее всего в фазу гиперкоагуляции. Обстоятельствами, вызвавшими развитие данного патологического состояния, послужили бичевание с обширным повреждением мягких тканей спины и их дальнейшая травматизация, которая происходила как во время несения креста, так и во время пребывания на нем при распятии.

Дополнительными условиями, детерминировавшими развитие ДВС-синдрома, явились нарастающая гипоксия, происходившая из-за затрудненного дыхания, нарастающая в результате кровопотери и обезвоживания гиповолемия, неестественное положение тела на кресте, болевой поток из пробитых гвоздями конечностей и сильное психоэмоциональное потрясение.

Данное предположение наиболее полно соотносится с Евангельскими текстами, и на наш взгляд может послужить для адекватной оценки событий, происходивших во время распятия.

Исходя из представленных позиций, необходимо также отметить, что, события, сопровождавшие распятие, описаны в Евангелиях с доказательною медицинской точностью и чрезвычайно убедительно рассказывают о физических страданиях и силе духа Иисуса Христа.

Мистицизм и визионерство

Но это все мелкие, «косметические» детали. Чем дальше католический мир расходился с православным, тем больше менялась символика образа распятия Христа. Не обошлось и без восторженного мистического визионерства, столь некритично принимаемого католическим миром (православная аскетика довольно сдержанно и осторожно относится к различным «видениям»). Вот, например, фрагмент видения известной западной визионерки Бригитты Шведской: «…когда Он испустил дух, уста раскрылись, так что зрители могли видеть язык, зубы и кровь на устах. Глаза закатились. Колени изогнулись в одну сторону, ступни ног извились вокруг гвоздей, как если бы они были вывихнуты… Судорожно искривленные пальцы и руки были простерты…»

Это практически точное описание одной из ключевых последующих западных иконографических традиций – концентрация на страданиях Христа, фиксация ужаса смерти, натуралистические ужасные подробности казни. В качестве примера можно привести работы немецкого мастера Матиаса Грюневальда (1470 или 1475–1528).


Маттиас Грюневальд. Германия. Начало XVI века. США. Вашингтон. Национальная галерея искусства

В отличие от православной иконы распятия Господня, здесь мы видим не образ Христа, который «во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный» (тропарь праздника Пасхи). Здесь – образ мертвого тела. Здесь не смиренная молитва в ожидании Воскресения, а нездоровая медитация на кровь и раны. И именно этот момент, а не количество гвоздей, наличие или отсутствие тернового венца, язык надписания таблички и т. д., отличает католическое видение страстей Христовых от православного.

Казненный на столбе, или Почему свидетели Иеговы ненавидят Крест Христов?


И это неудивительно, потому что именно на Кресте чрез пролитие на нем Крови Спасителя осуществилось величайшее дело искупления всего человечества от греха, проклятия и смерти. Преподобный Симеон Новый Богослов в своем Слове первом говорил: «Крест соделался как бы жертвенником сей величайшей жертвы, ибо на кресте умер Сын Божий за падение людей, то справедливо крест и чтится, и поклоняем бывает, и изображается как знамение общего всех людей спасения, чтобы поклоняющиеся древу креста освобождались от клятвы Адамовой и получали благословение и благодать Божию на делание всякой добродетели. Для христиан крест – величание, слава и сила, ибо вся наша сила в силе распеньшегося Христа…» А святитель Игнатий Брянчанинов в книге «Приношение современному монашеству» (гл. 39) писал: «Нет иного ключа, который бы отверзал врата в Царство Божие, кроме Креста Христова».

Однако этот очевидный факт почти 19 с небольшим веков спустя стал подвергаться сомнению и пересмотру со стороны людей, считающих себя христианами, но по сути своей таковыми не являющимися. Речь идет о представителях организации, которая сегодня известна всему миру по большей части благодаря своим скандальным несбывшимся пророчествам о наступлении очередного Армагеддона и отрицанию основных христианских догматов. Впрочем, «Общество Сторожевой башни», или «Свидетели Иеговы», известно не только этим. Одной из характерных особенностей религиозных объединений такого плана является то, что в них постоянно поддаются ревизии отдельные пункты их же собственного учения. Учитывая, что подобные структуры часто претендуют на истину в последней инстанции, такие доктринальные изменения выглядят по меньшей мере весьма странно. Сами свидетели Иеговы объясняют это просто: дескать, в результате тщательных изучений открылись новые факты, а потому вчерашняя «истина» выглядит сегодня уже по-другому. На самом же деле в основе таких исследований лежит вовсе не желание поиска достоверной правды, а амбициозные намерения и стремления поддерживать видимость избранного сообщества, претендующего на обладание полнотой «правильных» библейских знаний. Именно поэтому время от времени Свидетели шокируют христианский мир своими новыми «откровениями». В одной статье нет возможности рассказать о всех заблуждениях и искажениях христианских догматов со стороны этой арианствующей организации, в учении которой присутствует с десяток ересей, отвергнутых в свое время Церковью Христовой на Вселенских и Поместных Соборах. Но вот на одном пункте их учения стоит остановиться.

На протяжении многих лет с 1879 и вплоть до 1931 года исследователи Библии (так тогда называли себя Свидетели Иеговы) следом за всеми верующими христианами признавали крест символом нашего спасения и определенное время даже использовали значок «креста и короны» на обложке своего журнала «Сторожевая башня». Затем изображение исчезло. А в 1936 году обществом была опубликована книга «Богатства», в которой излагался новый взгляд по этому вопросу и где Свидетели объявили всем о своем новом «открытии». Согласно их заверениям, Иисуса Христа казнили вовсе не на Кресте, как считает весь христианский мир, а на вертикально стоящем колу, или столбе. Ссылаясь на ученого, имя которого не называется, члены «Общества Сторожевой башни» начали доказывать, что греческое слово «σταυρός» (ставрос), переведенное в Синодальном издании Библии как «крест», никакой не крест, а столб. И то, что христиане считают Крестом Господним, является символом халдейского бога Таммуза, а потому на орудие распятия Христа следует смотреть с отвращением и не почитать его (ж-л «Сторожевая башня» за 15 мая 1995 года, стр. 19-21).

Однако такие известные филологи-классики, как автор греческо-русского словаря А. Д. Вейсман, а также переводчик и составитель наиболее полного древнегреческо-русского словаря И. Х. Дворецкий, утверждают другое. Оба указывают, что слово «ставрос» в греческом языке апостольского века имело несколько значений: кол, шест, свая, крест. А Дворецкий даже уточняет, что «ставрос» – это орудие казни в древнем Риме, имевшее форму буквы «Т». Об этом прекрасно знают и свидетели Иеговы и, тем не менее, все равно придерживаются своей точки зрения.
И поэтому в Священном Писании перевода Нового мира, осуществленного ими, слово «крест» везде заменено на слово «столб». Например, известная цитата ап. Павла: «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых – сила Божия» (1 Кор. 1:18) выглядит в интерпретации свидетелей следующим образом: «Слово о столбе мучений для погибающих – глупость, а для нас, спасаемых, – сила Божия». Но вот такое место в Евангелии от Матфея (20:22–23), где Господь говорит ученикам о том, что: «Чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься…», не смогли перевести и подогнать под свою доктрину даже самые большие иеговистские «знатоки» греческого. Потому этот фрагмент (и не только этот) они просто изъяли из текста. В Евангелиях слово «ставрос» и его глагольная форма «ставроо» действительно встречается большое количество раз, но употребляется только лишь для обозначения орудия и способа казни Спасителя. А вот для обозначения терминов, равнозначных русским: «столб», «опора», «брус» и в Новом Завете, и в Септуагинте используются другие слова.

Апеллируя к тому, что нигде в Библии не упоминается, как выглядело орудие казни Христа, а также на якобы отсутствие иных исторических, литературных и археологических свидетельств, члены этой организации утверждают, что крест – это измышление христиан периода правления Константина Великого. Так ли это?

Согласно еврейской традиции, библейские тексты трактуются четырьмя различными способами, в том числе и аллегорическим. Весь Ветхий Завет наполнен такими аллегориями, которые являются прообразами будущих новозаветных событий. Существуют такие прообразы и в отношении мученической смерти Спасителя именно на Кресте. Святой Иоанн Кронштадтский в книге «О Кресте Христовом» упоминает все эти места Ветхого Завета. Вот что об одном из них он пишет: «В Книге Бытия образ победоносного креста Свв. Отцы находили, прежде всего, в трехсотном числе домочадцев Авраама (318), с которыми он вышел против людей, пленивших Лота, и победил их, так как это число пишется через древнееврейскую и греческую литеру Т, имеющую сходство с формою креста четвероконечного. Климент Александрийский говорит: «Когда услышал Авраам, что Лот отведен в плен, то, собравши триста восемнадцать человек домочадцев своих и, выступивши против неприятелей, победил их в далеко превосходящем числе». Поэтому говорим, что образ знамения Господня (в этом числе), рассматриваемого относительно формы, есть буква, означающая триста, а йота и ита означают спасительное имя (Иисуса)».

О числовом значении имени Иисуса говорится и в «Послании Варнавы», который был сподвижником апостола Павла. Даже если предположить, как считают некоторые исследователи, что это послание было написано не самим Варнавой, а позже, в начале II века, – то указанные в нем факты все равно свидетельствуют о том, что Христос был распят не на столбе, как учат иеговисты, а на сооружении, имевшем по крайней мере две перекрестные балки, то есть – на кресте. Ведь нелепо предположить, что ко II веку христиане «забыли», каким было орудие казни Спасителя. Далее святой Иоанн Кронштадтский указывает на образа креста в книге Бытия (48:13–14), где описывается момент крестообразного благословения патриархом Иаковом детей Иосифа – Ефрема и Манассии. Крестообразное рассечение моря жезлом Моисея также прообразовывало Крест (Исх. 14:16). Прообраз Креста Господня виден и в тот момент, когда Моисей, молясь на горе во время схватки евреев с Амаликом, держал распростертыми крестообразно свои руки (Исх. 17:11–13). Незадолго до исхода из Египта евреи по повелению Божию помазывали дверные косяки и перекладину кровью жертвенного агнца, чтобы ангел-истребитель не коснулся их жилищ (Исх. 12:7–13). Крест Господень был предуказан и медным змием, выставленным на знамя в пустыне (Числ. 21:6–9).

На своих картинках свидетели Иеговы изображают Иисуса Христа висящим на столбе с поднятыми над головой руками, пригвожденными одним гвоздем. Однако в Евангелии от Иоанна (20:25) рассказывается о том, что апостол Фома, не видевший Воскресшего Христа, как другие ученики, сказал, что поверит лишь в том случае, когда увидит на Его руках раны от гвоздей. В Евангелии от Матфея (27:37) упоминается, что у распятого Спасителя над головой, а не над руками была прикреплена надпись. Предсказывая мученическую смерть апостолу Петру, Христос говорит: "Когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состареешься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога" (Ин. 21:18–19). А как известно, апостол Петр принял мученическую смерть в Риме (67 г.) чрез распятие вниз головой.
Подтверждения и свидетельства тому, что Господь наш был распят на кресте, а не просто на древе в виде столпа, можно найти в творениях святого мученика Иустина Философа (103–166), писателя и апологета Тертуллиана (160–235), древнегреческого писателя Лукиана Самосатского (120–180). Кстати, язычник Лукиан Самосатский не был, так сказать, заинтересованным лицом, а потому его тексту можно доверять. Вот, в частности, что он пишет в своем Суде гласных (12): «Стонут люди и сетуют на свою судьбу и частенько проклинают Кадма – за то, что он ввел Тау в семью букв: ибо ее наружный вид, как говорят, тираны приняли за образец, ее очертаньям подражали, соорудив из дерева такую ж Тау, чтобы распинать на ней людей! От нее же их гнусное изобретенье получило и гнусное свое названье. Итак, каков же будет ваш приговор? Скольких смертей достойна Тау за все свои злодейства? Что до меня, то я считаю возможным и справедливым ограничиться для Тау одним наказаньем: Тау уже в самой наружности своей несет заслуженную кару: она, Тау, создала крест, а люди в ее честь назвали его «с-тау-рос»! А священномученик Ириней Лионский (130–202), ученик святого Поликарпа, наставником которого был апостол и евангелист Иоанн Богослов, во 2-й книге своего труда «Против ересей» (24,4) дает описание креста. То есть, христианские и светские писатели I-III веков свидетельствую, что орудие казни Спасителя представляло собой не один только столб, а крест, состоящий из столба и перекладины.

Для того чтобы как-то обосновать свою теорию о столбе мучений, свидетели Иеговы предпринимали всяческие попытки найти ей подтверждения в археологических источниках. Но, как во всех остальных случаях, и на этот раз правда иеговистов оказалась наполовину смешанной с ложью. Например, ссылаясь на труд католического историка и ученого Юста Липсия (1547–1606) De Cruce Liber Primus, они в Приложении к «Переводу Нового мира христианских греческих Писаний» (1950) воспроизвели одну гравюру, напечатанную в его книге, и именно ту, где изображается человек, распятый на вертикальном столбе. При этом они «скромно» забыли упомянуть, что это не единственная иллюстрация из труда ученого и что есть и другие, где изображены распятия на крестах. Однако последователей «Общества Сторожевой башни» не интересует настоящая правда. Таких подтасовок под свои доктрины у свидетелей Иеговы достаточно. Но о чем же на самом деле говорит археология? А она свидетельствует о том, что Христос был распят именно на кресте.

Вот всего лишь несколько фактов. В самом конце XVI века итальянский историк Антонио Бозио начал исследование римских катакомб. В результате его кропотливой и многолетней работы появился на свет иллюстрированный труд под названием «Подземный Рим», который содержал ценнейший материал для изучения истории ранней Церкви. В книге было представлено множество зарисовок с росписей, а также с каменных плит, покрытых древними надписями и изображениями. На надгробиях захоронений римской мученицы Кассты, св. мученицы Мартины и муч. Александра (нач. III века) видны изображения четвероконечных крестов. А в гробе святой Мартины был найден еще и маленький нашейный крестик. Историк и писатель доктор Пол Л. Майер в своей книге «Первые христиане» (1976) приводит доказательства того, что символ креста существовал у христиан уже в первом веке. Он описывает раскопки дома в городе Геркулануме, погребенном под застывшей лавой вулкана Везувия, извержение которого произошло в 79 году н. э., и упоминает о том, что в нем сохранились следы металлического креста, висевшего когда-то на стене. В конце 1968 года греческий археолог и исследователь Василиос Цаферис исследовал гробницы к северо-востоку от Иерусалима в области Гиват ха Мивтар на кладбище с захоронениями, совершенными в период II века до н. э. – 70 г. н. э. В одной из семейных гробниц были обнаружены останки молодого человека, умершего в результате распятия на кресте, сделанном из оливкового дерева.

Свидетели Иеговы называют христиан идолопоклонниками, потому что христиане воздают поклонение якобы обычному столбу, что запрещено заповедью Божьей. Однако христиане, почитая символ Креста, не превращают его в идола и всю славу воздают распятому на нем Спасителю. Преподобный Григорий Палама в своем Слове о Честном и Животворящем Кресте говорит: «Кроме того, если бы кто поклонялся знамению креста, не имеющему надписания имени Христова, то такой, быть может, справедливо был бы порицаем, как делающий нечто сверх должного, но когда перед именем Иисуса Христа преклоняется всякое колено небесных, земных и преисподних, а Крест носит на себе это поклоняемое имя, то какое безумие не преклонить колена перед Крестом Христовым?!»

Впрочем, свидетели Иеговы не станут внимать ничьим здравым аргументам. И понятно почему: ведь у них существуют свои «писания» и свой «спаситель», который не имеет ничего общего с евангельским Богочеловеком Иисусом Христом, распятым нас ради, на Кресте, который они отвергают и на который они смотрят с отвращением.

Символические распятия

Для того же периода характерны «символические» распятия, представляющие более раннюю традицию. Например, изображение креста, в центре которого размещается медальон с образом Христа, или символическое изображение Агнца.


Крест с образом Христа в центре. Мозаика. VI век. Италия. Равенна. Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе

Читайте также: