Почему распутин написал повесть прощание с матерой как это связано с реальной жизнью сибири

Обновлено: 07.07.2024

Повесть В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» была напечатана в издательстве «Художественная литература» в 1987 году. Написал Валентин Григорьевич ее в 1976 г., во время, когда советские власти начали разрушать деревни, считая их неперспективными для развития государства. События же, описанные в произведении происходят в 60-х гг. ХХ века в деревне Матёра, которая раскинулась на острове посреди реки Ангары.

Повесть автобиографическая, ведь детство В.Г. Распутина прошло в селе, которое было затоплено во время строительства ГЭС. Существует несколько версий прототипа Матёры. Большинство исследователей считают, что это посёлок Горный Куй, ушедший под воду из-за строительства Братской ГЭС. Эта версия основана на рассказах жителей Аталанки – села, в котором провёл детские годы Валентин Григорьевич. Некоторые литературоведы утверждают, что Матёра списана с села Усть-Уда Иркутской области. Здесь писатель родился. Эта деревня также попала в зону затопления., когда строили Усть-Илимскую ГЭС.

Повесть «Прощание с Матёрой» основана не только на реальных событиях, но и на впечатлениях людей, которым пришлось попрощаться с родными местами. Летом 1974 г. В. Распутин и иркутский журналист Борис Ротенфельд побывали на местах, которые стали дном Усть-Ислимского водохранилища. Очерк об этой поездки был опубликован Ротенфельдом в местной молодежной газете. В нем рассказывается не только о государственных средствах, выделенных на расчистку территорий, но и переселении людей в коттеджи. Журналист не скрывает, что новые дома были неудобные для стариков, так как построили их на глинистом склоне. Повесть В.Г. Распутина во многом опирается на этот очерк.

Писателю интересны не так сухие документальные факты, как чувства и эмоции тех, у кого насильно отбирают родину. Неизвестно, имеют ли герои повести прототипов. Можно предположить, что в основе образов люди, с которыми В.Г. Распутин общался во время поездки с иркутским журналистом.

В произведении также представлены народные поверья, традиции. Например, автор рассказывает о Хозяине острова, о листвене (дереве лиственнице). Источники этих поверий также неизвестны. Возможно, автор слышал о них еще в детстве, а может, рассказали жители местности, в которой Валентин Григорьевич побывал вместе с Ротенфельдом.

Упоминается в повести и о событиях, которые еще живы в памяти материнцев: гражданской войне; казацких битвах. Автор кратко рассказывает о боях, которые точились на этих землях, о том, как военные повесили своих сослуживцев на лиственнице. В основе этих рассказов реальные события, но есть место и авторскому домыслу.

В 1981 году режиссёрами Ларисой Шепитько и Элемом Климовым по мотивам повести был снят фильм «Прощание». Существуют также театральные постановки произведения, в том числе и современные.

История написания повести «Прощание с Матёрой» основана на реальных событиях. В.Г. Распутин не мог оставаться в стороне от них, так как они касались его малой родины.

Почему на ваш взгляд Распутин В. Г написал произведение "Прощание с Матерой"?

«Прощание с Матерой» - своеобразная драма народной жизни - была написана в 1976 году. Здесь речь идет о человеческой памяти и верности роду своему.

Действие повести происходит в деревне Матера, которая вот-вот должна погибнуть: на реке возводят плотину для постройки электростанции, поэтому «вода по реке и речкам поднимется и разольется, затопит… » конечно, Матеру. Судьба деревни решена. Молодежь без раздумий уезжает в город. У нового поколения нет тяги к земле, к Родине, она все стремится «перейти на новую жизнь» . Безусловно, то, что жизнь - это постоянное движение, изменение, что нельзя оставаться неподвижно на одном месте столетия, что прогресс необходим. Но люди, вступившие в эпоху НТР, не должны терять связи со своими корнями, разрушать и забывать вековые традиции, перечеркивать тысячи лет истории, на ошибках которой им бы следовало учиться, а не совершать свои, иногда непоправимые.

Всех героев повести условно можно разделить на «отцов» и «детей» . «Отцы» - это люди, для которых разрыв с землей смертелен, они выросли на ней и любовь к ней впитали с молоком матери. Это и Богодул, и дед Егор, и Настасья, и Сима, и Катерина.

«Дети» - это та молодежь, которая так легко оставила на произвол судьбы деревню, деревню с историей в триста лет. Это и Андрей, и Петруха, и Клавка Стригунова. Как мы знаем, взгляды «отцов» резко отличаются от взглядов «детей» , поэтому конфликт между ними вечен и неизбежен. И если в романе Тургенева «Отцы и дети» правда была на стороне «детей» , на стороне нового поколения, которое стремилось искоренить морально разлагающееся дворянство, то в повести «Прощание с Матерой» ситуация совершенно противоположная: молодежь губит то единственное, что делает возможным сохранение жизни на земле (обычаи, традиции, национальные корни) .

Главный идейный персонаж повести - старуха Дарья. Это тот человек, который до конца жизни, до последней ее минуты остался предан своей родине, Дарья формулирует главную мысль произведения, которую сам автор хочет донести до читателя: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни» . Эта женщина является некой хранительницей вечности. Дарья - истинный национальный характер. Писателю самому близки мысли этой милой старушки. Распутин наделяет ее лишь положительными чертами, простой и незатейливой речью. Надо сказать, что все старожилы Матеры описаны автором с теплотой. Как искусно изображает Распутин сцены расставания людей с деревней. Прочтем еще раз, как снова и снова откладывают свой отъезд Егор и Настасья, как не хотят уезжать они из родной стороны, как отчаянно борется Богодул за сохранение кладбища, ведь оно свято для жителей Матеры: «…А старухи до последней ночи ползали по кладбищу, втыкали обратно кресты, устанавливали тумбочки» .

Все это лишний раз доказывает то, что отрывать народ от земли, от его корней нельзя, что такие действия можно прировнять к жестокому убийству. Автор очень глубоко осмыслил проблему, вставшую перед обществом в эпоху НТР, - проблему утраты национальной культуры. Из всей повести понятно, что эта тема волновала Распутина и была актуальна и у него на родине: недаром он располагает Матеру на берегу Ангары, Матера - символ жизни. Да, ее затопило, но память о ней осталась, она будет жить вечно.
Распутин "Прощание с Матерой" - сочинение "В. Г. РАСПУТИН. "ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ" (рецензия) "

помогите!Почему Распутин написал "Прощание с Матерой" и как это произведение связано с реальной жизнью в Сибири?

подробнее в личной своей почте смотрите.
Матёра — это и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали это место русские крестьяне. Неторопливо, без спешки идет жизнь на этом острове, и за те триста с лишним лет многих людей сделала счастливыми Матёра. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо вскармливала детей своих, и дети отвечали ей любовью. Надумали построить на реке мощную электростанцию. Остров попал в зону затопления. Всю деревню надо переселять в новый поселок на берегу Ангары.

Почему распутин написал повесть прощание с матерой как это связано с реальной жизнью сибири

Диляра Сейтусманова

Диляра Сейтусманова запись закреплена
• Почему, на ваш взгляд, В. Г. Распутин написал повесть «Прощание с Матёрой»? Как связано это произведение с реальной жизнью в Сибири?
• Как описываются в повести остров Матёра и его жители?
• Кому противостоят жители Матёры в своём стремлении достойно проститься
с родиной? Охарактеризуйте действия и образ жизни «пожогщиков» и «обсевков». Каково отношение к ним автора?
• Прочитайте фрагменты текста, в которых говорится о подготовке Дарьей
своей избы к уничтожению. Каковы мотивы поведения Дарьи?
• Чьё поведение по отношению к родному дому противопоставляется поведению Дарьи? Как оценивает автор разные типы отношения к дому? В чём это
выражается?
• Как вы понимаете финал произведения? Как в финале выявляется авторская позиция по отношению к изображаемому?

Аджире Алиева

1 )
потому что Матёра это и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали это место русские . Неторопливо, идет жизнь на этом острове, и за те триста с лишним лет многих людей сделала счастливыми Матёра. она Всех принимала всем становилась матерью и заботливо смотрела детей своих, и дети отвечали ей любовью. захотели построить на реке мощную электростанцию. Остров попал в зону затопления. Всю деревню надо переселять в новый поселок на берегу Ангары.

Emir Shamilev

«Прощание с Матерой» - своеобразная драма народной жизни - была написана в 1976 году. Здесь речь идет о человеческой памяти и верности роду своему.

Действие повести происходит в деревне Матера, которая вот-вот должна погибнуть: на реке возводят плотину для постройки электростанции, поэтому «вода по реке и речкам поднимется и разольется, затопит… » конечно, Матеру.
Показать полностью. Судьба деревни решена. Молодежь без раздумий уезжает в город. У нового поколения нет тяги к земле, к Родине, она все стремится «перейти на новую жизнь» . Безусловно, то, что жизнь - это постоянное движение, изменение, что нельзя оставаться неподвижно на одном месте столетия, что прогресс необходим. Но люди, вступившие в эпоху НТР, не должны терять связи со своими корнями, разрушать и забывать вековые традиции, перечеркивать тысячи лет истории, на ошибках которой им бы следовало учиться, а не совершать свои, иногда непоправимые.

Всех героев повести условно можно разделить на «отцов» и «детей» . «Отцы» - это люди, для которых разрыв с землей смертелен, они выросли на ней и любовь к ней впитали с молоком матери. Это и Богодул, и дед Егор, и Настасья, и Сима, и Катерина.

«Дети» - это та молодежь, которая так легко оставила на произвол судьбы деревню, деревню с историей в триста лет. Это и Андрей, и Петруха, и Клавка Стригунова. Как мы знаем, взгляды «отцов» резко отличаются от взглядов «детей» , поэтому конфликт между ними вечен и неизбежен. И если в романе Тургенева «Отцы и дети» правда была на стороне «детей» , на стороне нового поколения, которое стремилось искоренить морально разлагающееся дворянство, то в повести «Прощание с Матерой» ситуация совершенно противоположная: молодежь губит то единственное, что делает возможным сохранение жизни на земле (обычаи, традиции, национальные корни) .

Главный идейный персонаж повести - старуха Дарья. Это тот человек, который до конца жизни, до последней ее минуты остался предан своей родине, Дарья формулирует главную мысль произведения, которую сам автор хочет донести до читателя: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни» . Эта женщина является некой хранительницей вечности. Дарья - истинный национальный характер. Писателю самому близки мысли этой милой старушки. Распутин наделяет ее лишь положительными чертами, простой и незатейливой речью. Надо сказать, что все старожилы Матеры описаны автором с теплотой. Как искусно изображает Распутин сцены расставания людей с деревней. Прочтем еще раз, как снова и снова откладывают свой отъезд Егор и Настасья, как не хотят уезжать они из родной стороны, как отчаянно борется Богодул за сохранение кладбища, ведь оно свято для жителей Матеры: «…А старухи до последней ночи ползали по кладбищу, втыкали обратно кресты, устанавливали тумбочки» .

Все это лишний раз доказывает то, что отрывать народ от земли, от его корней нельзя, что такие действия можно прировнять к жестокому убийству. Автор очень глубоко осмыслил проблему, вставшую перед обществом в эпоху НТР, - проблему утраты национальной культуры. Из всей повести понятно, что эта тема волновала Распутина и была актуальна и у него на родине: недаром он располагает Матеру на берегу Ангары, Матера - символ жизни. Да, ее затопило, но память о ней осталась, она будет жить вечно.

Читайте также: