Почему психологи рекомендуют отдавать предпочтение не компьютерным играм а играм в реальной жизни

Обновлено: 03.07.2024

От автора: Тема компьютерно-игровой зависимости неоднозначна и, вместе с тем, типична. Ведь, если сейчас человек стремится избежать несовершенной реальности посредством компьютерных игр, то раньше он стремился к тому же эффекту, просто другими, социально-приемлемыми (и не очень), методами.
И полемика вокруг компьютерных игр сегодня весьма актуальна между их защитниками и противниками.
Предлагаю рассмотреть, почему выйти из этой реальности в виртуальную так легко.

С пожеланиями оставаться включенными в эту прекрасную реальную жизнь,
Наталья Виноградова

Добрый день, уважаемый читатель!

Сегодня мы обсудим вопрос компьютерно-игровой адикции или, по-другому, зависимости от компьютерных игр.

Компьютерно-игровая зависимость - явление новое в истории, но уже привычное в современном веке.

Ребенок, подросток, взрослый, просиживающий все свое свободное (и не очень) время за компьютерной игрой - это распространенная картина в современном мире.

В современных учебниках, посвященных зависимостям, аддиктивному поведению, все чаще можно встретить раздел, описывающий данную зависимость. Вопрос о том, чтобы этот тип зависимости отнести к классификации нового DSM-5 (диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам Американской психиатрической ассоциации) уже поставлен многими психологами, психотерапевтами и психиатрами в разных странах мира.

Неужели все так серьезно?!

Сами люди, играющие в компьтерные игры не считают свой досуг отклоняющимся поведением, приводя аргументы, основанные на сравнении разных видов досуга.

Этих аргуметов несколько и они кажутся весьма убедительными. Рассмотрим их:

  • "Я провожу время дома, а не где-то, в сомнительной компании и за сомнительным времяпрепровождением".

Звучит убедительно, согласитесь?

И действительно, можно отметить, что люди, играющие в компьютерные игры много и подолгу, проводят основное время дома. Однако, важно не сколько, но как они его проводят. Здесь страдает не количественная характеристика проведенного дома времени, но его качество.

Потому что человек, играющий в компьютерные игры, дома играет в компьютерные игры.

По факту, этот человек, физически находясь дома, психологически включен в другую реальность. А это, в свою очередь, означает, что человек "выключен" из настоящей реальности, что проявляется в том, что он не участвует в домашних/семейных или каких-либо других делах.

  • "Я не трачу деньги на пиво/алкоголь/сигареты/наркотики".

Во-первых, потому что окружающие этого человека не видят наглядно, чтобы человек, играющий в компьютерные игры, действительно тратил деньги.

Во-вторых, потому что прямого химического воздействия на такого человека действительно не оказывается (мы рассматриваем случаи "чистой" аддикции, т.е., когда человек только играет в комьютерные игры, но не подвержен другим зависимостям).

Однако современная индустрия компьютерных игр, в особенности MMORPG (Massively multiplayer online role-playing game, массовые мультиплеерные, т.е., с участием нескольких игроков ролевые игры в реальном времени), в подавляющем большинстве случаев предполагает внесение реальных денег в игру (так называемый "донат"). Таким образом, зачастую игроки вводят реальные деньги в игру, причем могут не оценивать и не контролировать количество потраченных таким способом денег.

Биохимический же механизм формирования зависимости поразительно идентичен механизмам других аддикций.

И здесь мы подходим к самому важному аргументу, в котором и кроется вся суть этой зависимости.

Потому что для организма компьютерные игры - это вред. Интенсивная нагрузка на нервную систему, на структуры глаза (в особенности сетчатки, хрусталика, глазных нервов), на опорно-двигательный аппарат, и это только очевидные слабые места, страдающие при долгой статичной нагрузке у людей, играющих в компьютерные игры.

Но для психики компьютерные игры - это уникальная возможность избежать фрустрации.

То есть, человек стремится к избеганию непреодолимого социального некомфорта.

Несовершенная реальность - "выход".

Мы можем вспомнить хороший вопрос, который в своей книге "Бегство от свободы" задавал Эрих Фромм:

"Может ли свобода стать бременем, непосильным для человека, чем-то таким, от чего он старается избавиться?"

И здесь кроется мысль о том, что для человека свобода действительно может стать бременем.

И тогда, когда мы говорим о компьютерных играх, мы можем отметить, что особенности построения виртуального мира игры позволяют избежать истинной свободы, в рамках которой необходимо принимать решение и брать на себя ответственность, но можно обрести квази-свободу, иллюзию свободы в ситуации уже смоделированного пространства.

Ведь, по сути, компьютерная игра - это не чистое творчество, а лишь процесс управления пространством, которое уже было кем-то создано, придумано, это уже кем-то продуманное движение по сюжету виртуальной жизни..

Погружаясь в виртуальную реальность, человек стремиться избежать своей ответственности и свободы в реальности этой.

Мы смело сделаем предположение, что в данном случае игрок оказывается в позиции ребенка, который обретает свободу в определенных рамках.

Таким образом, у игрока есть ощущение свободы, но в безопасном протранстве, и в этом пространстве не нужно принимать решения, не нужно быть ответственным за свою жизнь, а лишь за жизнь персонажа.

И у этой виртуальной жизни есть особенности, которые делают квази-свободу и квази-ответственность не такой обременительной, как их реальные аналоги: в пространстве компьютерной игры логика бытия ясна, есть возможности восстановить, сохранить, зачастую поменять персонажа в достаточно короткий, обозримый срок - то есть, в игре ошибки и неверный выбор не несут такой угрозы, как в реальном мире. К тому же, большинство игр обладают важными экзистенциальными качествами, которых не хватает в реальной жизни: у них есть определенный путь развития сюжета, из них можно выйти в любой момент, игру можно сохранить и переиграть.

В жизни же нет такой предсказуемости и безопасности.

Каждый день человек рискует, живя: он создает себя по частям сам, проживая свою жизнь каждым новым выбором, решением, действием, осознавая себя, свои желания и страхи.
Потому что у его жизни нет готового сценария, человек строит и проживает этот сценарий своей жизни в реальном времени, здесь-и-сейчас.

Во все времена и в разных возрастах игра позволяла обучаться различным навыкам, способствовала коммуникации с другими участниками, помогала прожить разнообразный опыт и смодулировать новый.
И сейчас игры, в том числе компьютерные, обладают той же функцией.

До тех пор, пока игра не становится реальностью.

Тогда, жизнь и игра рискуют поменяться местами и виртуальный мир станет более реальным, и в этом виртуальном мире реальное Я не будет развиваться, а будет лишь "прокачан" персонаж.
И социальная фрустрация будет усиливаться, тело будет страдать, личность перестанет развиваться, замещенная своим аватаром, и границы игры и реальности станут размыты и потеряны.

Составьте рассказ о своей игровой деятельности, используя следующий план: 1) В какие игры играете Вы и Ваши сверстники? Чем данные игры Вам интересный?
2) Какие знания и умения необходимо для успеха в указанных Вами играх? Как Вы думаете, почему психологи рекомендуют отдавать предпочтение не компьютерным играм, а играм в реальной жизни?

PilikIvanov

1) в компьютерные, в основном шутеры. Он меня увлекают и развивают реакцию, также помогают снять стресс
2 вообще надо знать разброс оружия и еще иметь быструю реакцию. Потому что игры в реальной жизни помогают развиваться физически.

1) В основном пианер бол. Поиогает развить реакцию, да и вообще интересно играть с друзьями.

Новые вопросы в Обществознание

Естествознание 5 класс страница 58 Изложи свои мысли по теме "Как возникла жизнь на Земле?" срочноооо пжжжж 50 баллов

Помогите пожалуйста с Олимпиадой по обществознанию. Срочно. Сдать сегодня надо будет

В чём различие между понятиями «личность» и «индивидуальность»? Необходимо описать не менее трёх отличительных признаков указанных понятий с приведени … ем к каждому конкретных примеров.

Помогите решить 6.Решите политологическую задачуЗаконодательное собрание области NN Российской Федерации приняло новуюконституцию субъекта (67 из 88 д … епутатов проголосовало за). Согласно принятойконституции, среди прочего в совместном ведении Российской Федерации и Некой областиоказывались защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальныхменьшинств, обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности. ОднакоКонституционный суд признал данное положение незаконным. Решение о новойконституции не было принято единогласно всеми депутатами.Определите ошибки указанные втексте.​

срочно. Существует точка зрения, что нужно вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, во всем следовать им. Есть и другая точка зрения, согл … асно которой нужно во всем слушаться себя, вести себя по-особенному, быть собой. С какой из точек зрения вы согласны больше и почему? ТРИ УСЛОВИЯ: * Укажите в тексте тезис (ту точку зрения, которую вы отстаиваете); * Приведите хотя бы один истинный, непротиворечивый и достаточный аргумент * При ответе на вопрос обязательно используйте термин «отклоняющееся поведение»

Как соотносятся (связаны) понятия личность, индивидуальность, самосознание, способности, саморазвитие, талант​ пжжжжж очень срочно

Используя все приведённые слова и словосочетания составьте определения двух понятий назовите эти понятия слова и словосочетания не могут использоватьс … я дважды в эти и лингвистический конструктор вы можете добавить предлоги изменять слова по падежам они даны в именительном падеже. Обязанностями,группа,члены совместным объединены ведением, основная другу хозяйства,проживание взаимными эмоциональной связью,или домашнего кровном которой на браке отношению родстве по другу.

Стадии игровой зависимости

Выделяют следующие 4 стадии зависимости от компьютерных игр:

  1. Начальная стадия – легкая увлеченность. Она наступает тогда, когда человек уже несколько раз поиграл, как говорится, «вошел во вкус». Такое времяпрепровождение дает человеку положительные эмоции. На этой стадии игра имеет ситуационный характер, человек играет эпизодически, только при определенных условиях, когда есть свободное время, но играть в ущерб чему-то важному он не будет.
  2. Следующая стадия – увлеченность. Переход к этой стадии можно определить по появлению новой потребности – игры. На этой стадии человек уже играет систематически, а если нет такой возможности, то он может чем-то пожертвовать, чтобы выделить время для любимого занятия.
  3. И наконец, стадия зависимости. В пирамиде ценностей игра возводится на верхний уровень.
    Зависимость может проявляться в виде одной из двух форм – социализированной и индивидуализированной.
    • Индивидуализированная форма – худший вариант, для нее характерна утрата контактов с окружающими. Человек очень много времени проводит за компьютером, потребности общаться с семьей, друзьями, окружающими у него не возникает. Компьютер и все, что с ним связано для таких людей – своеобразный «наркотик», необходимо регулярно принимать очередную «дозу». В противном случае возникает «ломка» в виде депрессии, повышенной раздражительности.
    • Для социализированной формы характерно сохранение социальных контактов. Люди, страдающие подобной зависимостью, предпочитают сетевые игры. Подобное занятие для них является не столько «наркотиком», сколько соревнованием. Данная форма менее пагубна для психики по сравнению с индивидуализированной.
  4. Со временем (это может наступить через несколько месяцев или даже лет) наступает стадия привязанности. Игровая активность человека угасает, он начинает интересоваться чем-то новым, могут налаживаться социальные и трудовые контакты. Однако совсем «распрощаться» с игрой человек самостоятельно не может. Эта стадия может длиться долгие годы. Появление новых игр может провоцировать всплеск игровой активности.

Симптомы игровой зависимости

Существует ряд признаков зависимости от компьютерных игр:

  • одним из основных симптомов компьютерной зависимости является выраженное раздражение, возникающее в ответ на вынужденную необходимость отстранения от любимого занятия. Когда же игра возобновляется, сразу можно заметить эмоциональный подъем;
  • частым симптомом компьютерной аддикции является неспособность спрогнозировать время завершения сеанса, играющий будет откладывать его снова и снова;
  • компьютер становится центром жизни зависимого человека, поэтому при общении с окружающими самой интересной для него темой будет обсуждение его любимой компьютерной игры;
  • по мере прогрессирования зависимости нарушается социальная, трудовая и семейная адаптация человека – он забывает о служебных, домашних делах, об учебе, утрачивает интерес к ним;
  • наличие психологической аддикции отражается и на привычках человека: чтобы больше времени проводить за компьютером, он все чаще принимает пищу, не отходя от монитора, пренебрегает личной гигиеной, сокращается время на сон, а сами компьютерные сеансы удлиняются.

gamesconvention1

Составьте рассказ о своей игровой деятельности, используя следующий план: 1) В какие игры играете Вы и Ваши сверстники? Чем данные игры Вам интересный?
2) Какие знания и умения необходимо для успеха в указанных Вами играх? Как Вы думаете, почему психологи рекомендуют отдавать предпочтение не компьютерным играм, а играм в реальной жизни?

briochetina

Я и мои сверстники играем в основном в компьютерные игры.

Я и мои друзья безумно любим компьютерные игры, мы играем в них регулярно. Самое приятное то, что нам даже не нужно находиться в одной комнате, чтобы играть, все, что вам нужно сделать, - это подключиться к каждой из них через стим, настроить голосовой чат дискорд, и все готово к работе.

Компьютерные игры много чем интересны, они захватывают графикой, красивой музыкой, запоминающимися саундтреками, а также командной работой, в которой ты находишь преданных друзей. В компьютерных играх много внимания уделяется командной работе и общению, поэтому это довольно хорошая игра для укрепления доверия.

Также компьютерные игры позволяют мне строить различные сценарии и стратегии, я управляю процессом, а в жизни мы мало чем управляем на самом деле.

2) Какие знания и умения необходимо для успеха в указанных Вами играх? Как Вы думаете, почему психологи рекомендуют отдавать предпочтение не компьютерным играм, а играм в реальной жизни?

Семьдесят процентов игроков играют со своими друзьями, находящимися в одной комнате, и только 20 процентов играют в одиночку. Во многих из этих игр игроки работают вместе в командах для достижения целей, соревнуются с другими игроками. Их способности командной работы подвергаются испытаниям, и они должны оттачивать свои коммуникативные и межличностные навыки, чтобы прогрессировать. Такое просоциальное поведение имеет решающее значение для здорового социального развития - дети с положительными социальными навыками с большей вероятностью имеют высокую самооценку, хорошие отношения со сверстниками и успевают в школе. У них также больше шансов на успешные браки и карьеру. Но появляется проблема – у любителей компьютерных игр пропадает интерес к обычной жизни, ведь виртуальная обычно лучше и поэтому такие молодые люди теряют связь с реальностью, становятся закрытыми и асоциативными, потому что общение в сети все таки иное нежели в реальной жизни.

Немного статистики

Статистика по распространенности данной зависимости существенно отличается у разных исследователей. Доктор психологических наук Александр Георгиевич Шмелев считает, что около 10–14% людей, пользующихся компьютером, являются «заядлыми игроками». В то же время психолог Гарвардского университета Мареза Орзак приводит куда менее утешительную статистику: она считает, что среди лиц, играющих в компьютерные игры, 40–80% страдают зависимостью.

Существуют некоторые гендерные и возрастные аспекты подобной аддикции (англ. addiction – зависимость, пагубная привычка, в широком смысле, – ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности). Интенсивность увлечения компьютерными играми более выражена среди юношей, чем среди девушек. Юноши, в среднем, расходуют на компьютерные игры в 2 раза больше времени. Чем старше и образованнее человек, тем он меньше времени тратит на компьютерные игры (появляются совершенно другие цели, и становится жалко тратить время впустую).

content stat1

Последствия игровой зависимости:

sm full1

  • снижается самооценка, нарушается самосознание человека, со временем он может ощущать себя не реальной личностью, а компьютерным персонажем;
  • люди, страдающие подобной аддикцией, привыкают к тому, что удовольствие можно достичь без каких-либо серьезных действий, волевых усилий, со временем в реальном мире они перестают проявлять инициативу, становятся пассивными, происходит деградация личности;
  • последствием зависимости может быть нарушение семейной и социальной адаптации. Играющий все больше времени уделяет компьютеру, на этой почве возникают конфликты в семье. Со временем могут отворачиваться друзья, если они не разделяют увлечения компьютерной игрой;
  • все большая тяга к игре отражается и на профессиональной деятельности человека: он может играть в рабочее время, когда нужно выполнить какое-то срочное дело. Безынициативность, стремление как можно скорее уйти с работы, халатное отношение к своим трудовым обязанностям неминуемо приводят к проблемам на работе и даже к увольнению;
  • для того чтобы играть в некоторые компьютерные игры, необходимо платить за разные услуги. Последствием зависимости от подобных игр могут стать долги. В надежде выиграть человек может одалживать существенные суммы денег, брать кредиты;
  • при длительном сидении за компьютером страдает не только психика человека, но и его физическое состояние. Ухудшение зрения, избыточный вес и нарушение работы желудочно-кишечного тракта вследствие недостаточной двигательной активности и нерегулярного питания, проблемы с позвоночником – эти и другие заболевания могут развиться на почве чрезмерного увлечения компьютерными играми.

Компьютерные игры глазами психолога

pokemon1

Зависимость от компьютерных игр – новый вид психологической зависимости, при которой компьютерная игра становится ведущей потребностью человека. Вроде бы данный вид зависимости не столь страшен, как алкоголизм или наркотическая зависимость, при которых токсичные вещества становятся незаменимыми для нормального обмена веществ. Но это лишь на первый взгляд, ведь современные компьютерные игры становятся все более «продвинутыми» и все совершеннее имитируют реальность, поэтому все больше людей становятся их заложниками.

Причины

Причины возникновения зависимости от компьютерных игр следующие:

  • отсутствие ярких и интересных моментов в реальной жизни. Все настолько буднично и заурядно, что человек ищет простой и часто дешевый способ разнообразить свою жизнь. Так он начинает приобщаться к виртуальному миру;
  • скрытый комплекс неполноценности, различные психологические травмы в детском и подростковом возрасте являются следствием того, что человек «недоиграл» своевременно, вот он и пытается наверстать упущенное;
  • довольно часто подобная зависимость развивается на почве сексуальной неудовлетворенности, когда отношения с противоположным полом не складываются, и человек старается на что-то «переключиться»;
  • иногда первым шагом на пути к развитию данной аддикции становится «лишнее» время. Например, люди, вынужденные пребывать на рабочем месте с 9 до 18, когда это время нужно просто «отсидеть», начинают приобщаться к компьютерным играм или бесцельному блужданию по сети.

Психология игровой зависимости

В основе механизма формирования компьютерной зависимости лежит уход от реальности и потребность в принятии определенной роли. В большинстве случаев это является средством компенсации жизненных проблем. При этом человек начинает себя реализовать в игровом мире, а не в реальном.

Сейчас существует множество компьютерных игр, к счастью, не все они одинаково опасны. Условно их можно разделить на ролевые и не ролевые. Определив, к какой из категорий относится игра, можно оценить, насколько она опасна.

Ролевые игры отличает их выраженное влияние на психику человека. При этом человек «вживается» в определенную роль, отождествляет себя с каким-то персонажем, одновременно уходя от реальности.

1 zombi1

Среди ролевых игр можно выделить 3 типа:

  1. с видом «из глаз» персонажа;
  2. с видом «извне» на своего героя;
  3. руководительские игры.

Сильнее всего «затягивают» игры с видом «из глаз». Геймер полностью идентифицирует себя с определенным компьютерным персонажем, максимально входит в роль, ведь он «смотрит» на виртуальный мир глазами своего героя. Буквально через несколько минут после начала сеанса человек начинает терять связь с реальным миром, полностью переносится в виртуальный мир. Он настолько отождествляет себя с компьютерным героем, что может считать действия компьютерного персонажа своими собственными, а сам виртуальный мир начинает им восприниматься как реальный. В критические моменты он может ерзать на стуле, пытаясь увернуться от выстрелов или ударов, бледнеть.

Если смотреть на своего героя «извне», то сила вхождения в роль меньше, по сравнению с предыдущим типом игр. Несмотря на то, что отождествление с компьютерным персонажем выражено менее, эмоциональные проявления, связанные с игрой, все равно присутствуют, что видно во время неудач или гибели компьютерного героя.

При руководительских играх человек руководит несколькими (или множеством) персонажей. Он не видит на экране своего героя, а придумывает себе роль. Выраженное «погружение» возможно только среди людей с развитым воображением. Психологическая зависимость, формирующаяся при руководительских играх, довольно выраженная.

gamer1

Читайте также: