Почему пискарев предпочел реальную жизнь иллюзиями

Обновлено: 17.05.2024

В гоголевской повести «Невский проспект» демонстрируются два противоположных друг другу начала: правда и ложь.

Начиная свое повествование с раскрытия Невского проспекта, олицетворяющего весь Петербурга, автор демонстрирует стремление людей показать себя с лучшей стороны. Показано, что большинство тех, кто оказывается на Невском проспекте, стремится к получению высокого положения в обществе. Писатель демонстрирует, что в обществе царствует чинопочитание, что человек определяется по его социальному статусу, а не по его внутреннему миру. Н.В. Гоголь показывает, что все общественное существование наполнено ложью и фальшью. Люди хотят быть теми, кем на самом деле не являются. Они мнят из себя важных людей, о которых все вокруг должны знать. Они лгут про собственную жизнь, чтобы не падать в глазах других людей.

Но правда заключается в том, что все жители Петербурга, о которых говорится в повести, являются частью безликой толпы. Когда Н.В. Гоголь описывает Невский проспект и тех, кто его посещает, он не называет людей по именам, не дает им индивидуальных характеристик, группируя их по нескольким слоям населения. И правда заключается в этом: люди, которые стремятся показать свою индивидуальность, которой на самом деле нет, лишены собственных черт, они типичны, их образы собирательны. На самом деле такие люди ничем не примечательны, они ничем не выделяются, и существование их нельзя назвать настоящей жизнью.

Н.В. Гоголь показывает, что за внешней праздностью и парадностью скрывается настоящая пустота. Люди стремятся как можно красивее одеться, стремятся получить самый высший чин, забывая при этом про свою душу и внутренний мир. Красота, построенная на внешних данных, является настоящей ложью, только внутренняя красота является правдой.

Невский проспект, который внешне становится олицетворением богатой и праздной жизни, становится местом, куда приходят совершенно разные слои населения. Н.В. Гоголь показывает, что правда заключается в наличии контраста, в сосуществовании богатства и бедности, в сосуществовании роскоши и нищеты.

Единственным правдивым человеком оказывается Пискарев, который не стремится к тому, чтобы показать себя с лучшей стороны. Он таков, каким является на самом деле. Именно Пискарев имеет индивидуальные черты, отличающие его от всех остальных жителей Петербурга. Н.В. Гоголь показывает контраст не только при описании различных сословий, но и при противопоставлении образов Пискарева и Пирогова. Пирогов – человек лжи, потому что пытается сделать все, чтобы показать себя окружающим лучше, чем он есть на самом деле. Его жизнь наполнена корыстью и эгоизмом. Внутренний мир Пискарева же диаметрально противоположен.

Важно, что проблема правды и лжи находит широкое отражение в финале произведения, где повествователь вновь обращается к образу Невского проспекта, утверждая следующее: «О, не верьте этому Невскому проспекту!». Важны несколько фраз: «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!» и «Но и кроме фонаря, все дышит обманом. Он лжет во всякое время, этот Невский проспект». Здесь автор подчеркивает, что в то время царствовала ложь, а не правда.

Изучение повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» в 10-м классе

Иллюстрация Д.Н. Кардовского к «Невскому проспекту». 1904 г.

«Невский проспект» впервые был опубликован в сборнике «Арабески» (1835), получившем высокую оценку В.Г. Белинского. Гоголь начал работать над повестью в период создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (примерно в 1831 году). В его записной книге сохранились наброски «Невского проспекта» вместе с черновыми записями «Ночи перед Рождеством» и «Портретом».

Повести Гоголя «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет» (1835), «Нос» (1836), «Шинель» (1842) относят к циклу петербургских повестей. Сам писатель не объединял их в особый цикл. Все они написаны в разное время, не имеют общего повествователя или вымышленного издателя, однако вошли в русскую литературу и культуру как художественное целое, как цикл. Это произошло потому, что повести объединены общностью тематики (жизнь Петербурга), проблематики (отражение общественных противоречий), схожестью основного героя (“маленький человек”), целостностью авторской позиции (сатирическое разоблачение пороков людей и общества).

Основная тема повести — жизнь Петербурга и судьба “маленького человека” в большом городе с его социальными контрастами, вызывающими разлад между представлениями об идеале и действительностью. Вместе с основной раскрываются темы равнодушия людей, подмены духовности меркантильными 1 интересами, продажности любви, пагубного влияния наркотиков на человека.

Сюжет и композиция повести

Выясняются в ходе беседы. Примерные вопросы.

— Какую роль играет описание Невского проспекта в начале повести?

— Какой момент является завязкой действия?

— Как складывается судьба Пискарёва?

— Как складывается судьба Пирогова?

— Какую роль играет описание Невского проспекта в финале повести?

Гоголь соединяет в повести изображение общих, типичных сторон жизни большого города с судьбой отдельных героев. Общая картина жизни Петербурга раскрывается в описании Невского проспекта, а также в авторских обобщениях по ходу повествования. Таким образом, судьба героя дана в общем движении жизни города.

Описание Невского проспекта в начале повести является экспозицией. Неожиданный возглас поручика Пирогова, обращённый к Пискарёву, их диалог и следование за прекрасными незнакомками — завязка действия с двумя контрастными развязками. Завершается повесть также описанием Невского проспекта и рассуждением автора о нём, что является композиционным приёмом, содержащим и обобщение, и вывод, раскрывающий идею повести.

Описание Невского проспекта

Рассматривается в ходе беседы. Примерные вопросы.

— Какую роль играет Невский проспект в жизни города, как к нему относится автор?

— Как показаны социальные контрасты и разобщённость жителей города?

— Как выявляется несоответствие показной стороны жизни дворянского сословия и его истинной сущности? Какие качества людей высмеивает автор?

— Как возникает мотив демона в описании вечернего Невского проспекта в начале повести? Как он продолжен в дальнейшем повествовании?

— Как связаны описания Невского проспекта в начале повести и в финале?

Автор начинает повествование торжественно-приподнятыми фразами о Невском проспекте и отмечает, что это “всеобщая коммуникация 2 Петербурга”, место, где можно получить “верные известия” лучше, чем в адрес-календаре или в справочной службе, это место для гуляния, это “выставка всех лучших произведений человека”. Вместе с тем Невский проспект — это зеркало столицы, в котором отражается её жизнь, это олицетворение всего Петербурга с его разительными контрастами.

Литературоведы считают, что описание Невского проспекта в начале повести представляет собой своеобразный “физиологический” очерк Петербурга. Его изображение в разное время суток позволяет автору охарактеризовать социальную структуру города. В первую очередь он выделяет простых людей-тружеников, на ком держится вся жизнь, и для них Невский проспект не является целью, “он служит только средством”.

Простым людям противопоставлено дворянство, для которого Невский проспект составляет цель — это место, где можно показать себя. Иронией пронизан рассказ о “педагогическом” Невском проспекте с “гувернёрами всех наций” и их воспитанниками, а также о дворянах и чиновниках, гуляющих по проспекту.

Показывая фальшь Невского проспекта, скрывающуюся за его парадным видом изнанку жизни, трагическую её сторону, разоблачая пустоту внутреннего мира гуляющих на нём, их лицемерие, автор использует ироническую патетику. Это подчёркивается тем, что вместо людей действуют детали их внешнего облика или одежды: “Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакою кистью неизобразимые <. > Тысячи сортов шляпок, платьев, платков <. > Здесь вы встретите такие талии, какие даже вам не снились никогда <. > А какие встретите вы длинные рукава”.

Описание проспекта дано в реалистическом плане, вместе с тем рассказ о переменах на Невском предваряется фразой: “Какая быстрая свершается на нём фантасмагория 3 в течение одного только дня”. Иллюзорность 4 , обманчивость вечернего Невского проспекта объясняется не только сумерками, причудливым светом фонарей и ламп, но и действием безотчётной, таинственной силы, влияющей на человека: “В это время чувствуется какая-то цель или, лучше, что-то похожее на цель, что-то чрезвычайно безотчётное; шаги всех ускоряются и становятся вообще очень неровны. Длинные тени мелькают по стенам мостовой и чуть не достают головами Полицейского моста”. Так в описание Невского проспекта включаются фантастика и мотив демона.

Переживания и поступки героя объясняются, казалось бы, его психологическим состоянием, однако могут быть восприняты и как действия демона: “. Красавица оглянулась, и ему показалось, как будто лёгкая улыбка сверкнула на губах её. Он весь задрожал и не верил глазам своим <. > Тротуар нёсся под ним, кареты со скачущими лошадьми казались недвижимы, мост растягивался и ломался на своей арке, дом стоял крышею вниз, будка валилась к нему навстречу, и алебарда часового вместе с золотыми словами вывески и нарисованными ножницами блестела, казалось, на самой реснице его глаз. И всё это произвёл один взгляд, один поворот хорошенькой головки. Не слыша, не видя, не внимая, он нёсся по лёгким следам прекрасных ножек. ”

Так же двояко может быть объяснён и фантастический сон Пискарёва: “Необыкновенная пестрота лиц привела его в совершенное замешательство; ему казалось, что какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе”.

В финале повести мотив демона проявляется открыто: источником лжи и фальши непостижимой игры с судьбами людей, по мнению автора, является демон: “О, не верьте этому Невскому проспекту! <. > Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! <. > Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект, но более всего, когда ночь сгущённою массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать всё в ненастоящем виде”.

Художник Пискарёв

Примерные вопросы для беседы.

— Как автор характеризует Пискарёва — художника и человека?

— Почему Пискарёв пошёл за девушкой? Как автор передаёт его чувство?

— Кем оказалась девушка? Почему Пискарёв бежал из “отвратительного приюта”?

— Как меняется внешний вид девушки?

— Как выражено авторское отношение к красавице, как связан с ней мотив демона?

— Почему Пискарёв предпочёл реальную жизнь иллюзиям? Смогли ли иллюзии заменить ему реальную жизнь?

— Почему автор называет план Пискарёва жениться на проститутке легкомысленным? Как это подтвердилось?

— Как погиб Пискарёв, почему он неправ в своём безумном поступке?

Пискарёв — молодой человек, художник, принадлежит к людям искусства, и в этом его необычность. Автор говорит, что он относится к “классу” художников, к “странному сословию”, подчёркивая тем самым типичность героя.

Как и других молодых художников Петербурга, автор характеризует Пискарёва как небогатого человека, живущего в маленькой комнате, довольствующегося тем, что у него есть, но стремящегося к богатству. Это “тихий, робкий, скромный, детски-простодушный, носивший в себе искру таланта, может быть, со временем вспыхнувшего широко и ярко”, человек. Фамилия героя 5 подчёркивает его обычность, напоминает о типе “маленького человека” в литературе.

Пискарёв верит в гармонию добра и красоты, чистую, искреннюю любовь, возвышенные идеалы. Он пошёл вслед за незнакомкой только потому, что увидел в ней идеал красоты и непорочности, она напомнила ему “Перуджинову Бианку” 6 . Но прекрасная незнакомка оказалась проституткой, и Пискарёв трагически переживает крушение идеалов. Очарование красоты и невинности оказалось обманом. Беспощадная действительность разрушила его мечты, и художник бежал из отвратительного приюта, куда привела его семнадцатилетняя красавица, красота которой, не успевшая увянуть от разврата, не сочеталась с улыбкой, исполненной “какой-то жалкой наглости”, всё, что она говорила, было “глупо и пошло <. > как будто вместе с непорочностью оставляет и ум человека”.

Автор, разделяя потрясённое чувство Пискарёва, с горечью пишет: “. Женщина, эта красавица мира, венец творения, обратилась в какое-то странное двусмысленное существо, где она вместе с чистотою души лишилась всего женского и отвратительно присвоила себе ухватки и наглости мужчины и уже перестала быть тем слабым, тем прекрасным и так отличным от нас существом”.

Пискарёв не в силах перенести того, что красота женщины, дающей миру новую жизнь, может быть предметом торговли, ведь это поругание красоты, любви и человечности. Им овладело чувство “раздирающей жалости”, отмечает автор и объясняет: “В самом деле, никогда жалость так сильно не овладевает нами, как при виде красоты, тронутой тлетворным дыханием разврата. Пусть бы ещё безобразие дружилось с ним, но красота, красота нежная. она только с одной непорочностью и чистотой сливается в наших мыслях”.

Находясь в сильном психологическом напряжении, Пискарёв видит сон, в котором его красавица предстаёт как светская дама, пытающаяся объяснить посещение приюта своей тайной. Сон внушил Пискарёву надежду, которая разрушена жестокой и пошлой стороной жизни: “Желанный образ являлся ему почти каждый день, всегда в положении, противоположном действительности, потому что мысли его были совершенно чисты, как мысли ребёнка”. Поэтому он пытается искусственно, принимая наркотик, уйти в мир сновидений и иллюзий. Однако сны и иллюзии не могут заменить реальную жизнь.

Мечта о тихом счастье в деревенском домике, о скромной жизни, обеспеченной собственным трудом, отвергнута падшей красавицей. “Как можно! — прервала она речь с выражением какого-то презрения. — Я не прачка и не швея, чтобы заниматься работою”. Оценивая ситуацию, автор говорит: “В этих словах выразилась вся низкая, презренная жизнь, жизнь, исполненная пустоты и праздности, верных спутников разврата”. И далее в размышлениях автора о красавице опять возникает мотив демона: “. Она была какою-то ужасною волею адского духа, жаждущего разрушить гармонию жизни, брошена с хохотом в его пучину”. За время, которое художник не видел девушку, она изменилась к худшему — бессонные ночи разврата, пьянство отразились на её лице.

Бедный художник не мог пережить, по выражению автора, “вечный раздор мечты с существенностью”. Он не выдержал столкновения с суровой действительностью, наркотик разрушил его психику окончательно, лишил возможности заняться работой, противостоять судьбе. Пискарёв кончает жизнь самоубийством. Он неправ в этом безумном поступке: христианская религия считает жизнь величайшим благом, а самоубийство большим грехом. Также и с точки зрения светской нравственности лишение себя жизни недопустимо — это пассивная форма разрешения жизненных противоречий, ибо деятельный человек всегда может найти выход из самых сложных, казалось бы, неразрешимых ситуаций.

Описанием бедных похорон Пискарёва автор выражает своё отношение к социальному неравенству, выступающему за парадной внешностью города, вызывает чувство сострадания к простым людям, подчёркивает бессмысленность гибели художника.

Поручик Пирогов

Примерные вопросы для беседы.

— Как автор характеризует Пирогова? Как отмечает типичность героя?

— Почему Пирогов пошёл за блондинкой?

— Куда попал Пирогов вслед за красавицей, кем она оказалась?

— Почему Пирогов ухаживает за замужней дамой?

— Что высмеивается в образе Шиллера?

— Чем кончается история Пирогова?

— Что высмеивается в образе Пирогова, как автор это делает?

— В чём смысл сопоставления образов Пискарёва и Пирогова?

1Рисунок Ники Гольц.

О поручике Пирогове автор говорит, что такие, как он, офицеры составляют “в Петербурге какой-то средний класс общества”, подчёркивая этим типичность героя. Рассказывая об этих офицерах, автор, конечно же, характеризует и Пирогова.

В своём кругу они считаются образованными людьми, потому что умеют развлекать женщин, любят потолковать о литературе: “хвалят Булгарина, Пушкина и Греча и говорят с презрением и остроумными колкостями об А.А. Орлове”, то есть в один ряд ставят Пушкина и Булгарина, иронично замечает автор. В театр они ходят, чтобы показать себя. Их жизненная цель — “выслужиться до полковничьего чина”, достичь обеспеченного положения. Они обычно “женятся на купеческой дочери, умеющей играть на фортепиано, с сотнею тысяч или около того наличных и кучею брадатой родни”.

Характеризуя Пирогова, автор рассказывает о его талантах, на самом деле раскрывает такие его черты, как карьеризм, ограниченность, наглость, самоуверенная пошлость, стремление подражать тому, что входит в моду у избранной публики.

Наглядным примером подтверждает автор, что главный предмет дум и стремлений Пирогова — это чин. К людям ниже его по чину он относится высокомерно.

Любовь для Пирогова — лишь интересное приключение, “интрижка”, которой можно похвастаться перед друзьями. Поручик, нисколько не смущаясь, довольно пошло ухаживает за женой ремесленника Шиллера и уверен, что “любезность его и блестящий чин дают ему полное право на её внимание”. Он нисколько не утруждает себя думами о жизненных проблемах, стремится к удовольствиям.

Испытанием чести и достоинства Пирогова явилась “секуция”, которой подверг его Шиллер. Быстро забыв своё оскорбление, он обнаружил полное отсутствие человеческого достоинства: “с удовольствием провёл вечер и так отличился в мазурке, что привёл в восторг не только дам, но даже и кавалеров”.

Образы Пирогова и Пискарёва связаны с противоположными нравственными началами в характерах героев. Комический образ Пирогова противопоставлен трагическому образу Пискарёва. “Пискарёв и Пирогов — какой контраст! Оба они начали в один день, в один час преследование своих красавиц, и как различны для обоих них были следствия этих преследований! О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст!” — писал В.Г. Белинский.

Шиллер, жестяных дел мастер

Образы немцев-ремесленников — жестяных дел мастера Шиллера, сапожника Гофмана, столяра Кунца — дополняют социальную картину Петербурга. Шиллер — воплощение меркантильности. Накопление денег составляет цель жизни этого ремесленника, поэтому строгий расчёт, ограничение себя во всём, подавление искренних человеческих чувств определяют его поведение. Вместе с тем ревность пробуждает чувство достоинства в Шиллере, и он, находясь в пьяном виде, не думая в этот момент о последствиях, вместе с друзьями высек Пирогова.

Вопросы и задания для учащихся

— Сформулируйте идею повести Н.В. Гоголя «Невский проспект».

— Напишите сравнительную характеристику Пискарёва и Пирогова.

— Напишите сочинение на тему «Художественное своеобразие повести Н.В. Гоголя “Невский проспект”».

Можно использовать примерный план:

1. Композиция повести.

2. Значение контраста в повести.

3. Роль фантастики, мотив демона.

4. Фамилии героев, отсутствие имён.

5. Патетика и сатира в повести, приёмы создания, примеры.

Примечания

1 Меркантильный — излишне расчётливый, торгашеский (книжн., неодобр.).

2 Коммуникация — здесь: путь, связывающий части города.

3 Фантасмагория — причудливое, бредовое видение.

4 Иллюзия — 1) обман чувств, то, что кажется; 2) нечто несбыточное, мечта.

5 В черновой редакции фамилия героя была Палитрин.

6 Имеется в виду картина художника Перуджино (1446–1524), учителя Рафаэля.

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести Н.В. Гоголя "Невский проспект"

Цели урока: определение сквозных тем Петербургских повестей на примере повести «Невский проспект», формирование коммуникативной и культуроведческой компетенции, развитие читательской культуры.

Задачи:

  • образовательные: познакомить обучающихся с особенностями звучания темы Петербурга в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»;
  • развивающие: развивать навыки самостоятельной работы с прозаическим текстом, умения выделять главное, определять авторскую позицию;
  • воспитательные: содействовать формированию гражданских и нравственных качеств обучающихся через приобщение их к чтению и осмыслению русской классики.

Ход урока

I. Лекция учителя с элементами беседы

1. Тема Петербурга в повести.

- Назовите героев повести «Невский проспект».

(Обратить внимание, что повесть не только о Пискареве и Пирогове, что она начинается и заканчивается описанием Невского проспекта, олицетворяющего в повести Петербург, т. е. Невский проспект – это еще один герой повести и герой самый главный.)

- Каким Гоголь изображает Петербург в повести «Невский проспект»?

Петербург Гоголя противоречив. В нем соседствуют роскошь и беднота, нищета. Люди, жители Петербурга, разъединены. Гоголь объединяет их лишь по признакам социальной принадлежности.

Гоголь активно использует приём обезличивания. Человек, теряя свою индивидуальность, сливается с безликим множеством таких же, как он, людей. Петербург лишает людей человеческих качеств, человеческого лица. Невский проспект – выставка «всех лучших произведений человека»: щегольской сюртук, греческий нос, пара хорошеньких глазок, шляпка, перстень, галстук, усы и т.д. Не люди, не лица, а детали одежды, лица. Перед нами проходит своеобразный парад частей тела и деталей одежды вместо людей.

- Как называется этот прием и зачем автор его использует? (Метонимия помогает показать бездуховность обитателей проспекта).
Такая отделенность деталей от их носителей создает ощущение фантастичности, фантасмагоричности Петербурга. Невский проспект – парадная часть города – представляет весь Петербург.

Справка. Фантасмагория – нечто нереальное, причудливые видения, бредовые фантазии.

Фантастика, фантасмагория сочетаются в повестях с реалистическими деталями. Гоголь – основоположник критического реализма, «натуральной школы» с ее пристальным вниманием к мельчайшим деталями. В Петербургских повестях причудливо смешиваются, переплетаются реальное и фантастическое, грустное и юмористическое, сатирическое.

- Почему повесть начинается и заканчивается описанием Невского проспекта?

(Невский проспект выступает как своеобразный герой повести, соединяющий все ее части. Он незримо присутствует на протяжении всего повествования как начало всех похождений и злоключений героев).

(Учащиеся делают вывод, что одна из основных тем Петербургских повестей - тема Петербурга. Петербург не просто место действия, а самостоятельный организм, подчиняющий себе жизнь людей. Петербург Гоголя обманчив, лжив, враждебен людям Реальность Петербурга – иллюзорность, призрачность.)

2. Тема «маленького человека».

Эта тема, как и тема Петербурга, развивает пушкинскую традицию.

- Как Н.В. Гоголь раскрывает в повести тему «маленького человека»?

Бедный художник Пискарев унижен и бесправен. Они существуют в несправедливом мире, осуществить свои желания и мечты в котором невозможно. Отсюда – комплекс социальной и психологической неполноценности. Избавиться от этого комплекса можно лишь в иллюзиях. Пискарев приближается к своей мечте под воздействием опиума. Человек старается быть не тем, что он есть, потому что не хочет, не может, не должен быть ни чем. В иллюзиях же личность отрицает свое реальное отрицание.

- Как Гоголь относится к своим героям и как вы об этом догадались?

(Учащиеся делают вывод о том, что авторское повествование о Пискарёве сопровождается грустью, о Пирогове - иронией, сатирой.)
Гоголь возвеличил «маленького человека», поставил проблему его трагического положения в мире. Петербургские повести про­никнуты сочувствием, жалостью - в этом гуманистический пафос Гоголя.

3. Тема искусства.

- Почему Гоголь выбрал для своих героев такие профессии?

(Пискарёвхудожник, мечтатель. Реальную жизнь он не видит, не желает видеть, что душа женщины, которая кажется ему прекрасной, опошлилась. А офицерский чин Пирогова олицетворяет власть социального статуса, подавляющего личность.)
- Почему Пискарев страдает?

(Так полюбить и так страдать, как Пискарёв, мог только художник, человек тончайшей, возвышенной натуры. Вот тут-то и открывается смысл гоголевского творения: «Он лжёт всякое время, этот Невский проспект». Невский проспект обманул Пискарёва, посмеялся над его мечтами.)

Герой «Невского проспекта», художник Пискарев, свято предан искусству, живет в идеальном мире, созданном его воображением, и гибнет при столкновении с реальной действительностью, с циничным и продажным миром.

Вопрос о месте, роли и судьбе искусства в продажном мире решается Гоголем разными средствами, в том числе сатирическими (вспомним, например, однофамильцев писателей Шиллера и Гофмана)

4.Тема соотношения идеала и действительности и разлада между ними.

- Почему Пискарёв предпочёл реальную жизнь иллюзиям? Смогли ли иллюзии заменить ему реальную жизнь?

Пискарёв верит в гармонию добра и красоты, чистую, искреннюю любовь, возвышенные идеалы. Он пошёл вслед за незнакомкой только потому, что увидел в ней идеал красоты и непорочности. Но прекрасная незнакомка оказалась проституткой, и Пискарёв трагически переживает крушение идеалов. Очарование красоты и невинности оказалось обманом. Беспощадная действительность разрушила его мечты, и художник бежал из отвратительного приюта, куда привела его семнадцатилетняя красавица.

Пискарёв не в силах перенести того, что красота женщины, дающей миру новую жизнь, может быть предметом торговли, ведь это поругание красоты, любви и человечности. Им овладело чувство “раздирающей жалости”, отмечает автор и объясняет: “В самом деле, никогда жалость так сильно не овладевает нами, как при виде красоты, тронутой тлетворным дыханием разврата. Пусть бы ещё безобразие дружилось с ним, но красота, красота нежная. она только с одной непорочностью и чистотой сливается в наших мыслях”.

Находясь в сильном психологическом напряжении, Пискарёв видит сон, в котором его красавица предстаёт как светская дама, пытающаяся объяснить посещение приюта своей тайной. Сон внушил Пискарёву надежду, которая разрушена жестокой и пошлой стороной жизни: “Желанный образ являлся ему почти каждый день, всегда в положении, противоположном действительности, потому что мысли его были совершенно чисты, как мысли ребёнка”. Поэтому он пытается искусственно, принимая наркотик, уйти в мир сновидений и иллюзий. Однако сны и иллюзии не могут заменить реальную жизнь.

- Как погиб Пискарёв, почему он неправ в своём безумном поступке?

«Бедный художник не мог пережить, по выражению автора, “вечный раздор мечты с существенностью”. Он не выдержал столкновения с суровой действительностью, наркотик разрушил его психику окончательно, лишил возможности заняться работой, противостоять судьбе. Пискарёв кончает жизнь самоубийством. Он неправ в этом безумном поступке: христианская религия считает жизнь величайшим благом, а самоубийство большим грехом. Также и с точки зрения светской нравственности лишение себя жизни недопустимо — это пассивная форма разрешения жизненных противоречий, ибо деятельный человек всегда может найти выход из самых сложных, казалось бы, неразрешимых ситуаций.» [2]

- Как решается тема столкновения мечты и реальности в повести? Всё же почему гибнет Пискарёв, а Пирогов легко отделался?

Характеризуя Пирогова, автор раскрывает такие его черты, как карьеризм, ограниченность, наглость. Любовь для Пирогова — лишь интересное приключение, “интрижка”, которой можно похвастаться перед друзьями. Поручик, нисколько не смущаясь, довольно пошло ухаживает за женой ремесленника Шиллера. Он нисколько не утруждает себя думами о жизненных проблемах, стремится к удовольствиям.
Образы Пирогова и Пискарёва связаны с противоположными нравственными началами в характерах героев. Комический образ Пирогова противопоставлен трагическому образу Пискарёва. Человек с высокими идеалами, такой как не знающий жизни Пискарев, гибнет. Выживают Пироговы — люди без иллюзий, без идеалов, без души, без чести, смотрящие на мир без розовых очков.

Осуществить мечту в реальной жизни человек не может. Но действительность слишком пошла, чтобы с ней мириться. Мечта достигается гоголевскими героями во сне, или под действием наркотика, или в бреду сумасшедшего, или за гробом, после смерти.

II. Заключительная часть

Основная тема повести — жизнь Петербурга и судьба “маленького человека” в большом городе с его социальными контрастами, вызывающими разлад между представлениями об идеале и действительностью. Вместе с основной раскрываются темы равнодушия людей, подмены духовности меркантильными интересами, продажности любви.

Справка. Меркантильный — излишне расчётливый, торгашеский (книжн., неодобр.).

Петербург в повести Гоголя предстает городом двойственным. Писатель подчеркивает противоречие между его видимостью и сущностью. С одной стороны, мы увидели бездуховность обитателей проспекта, с другой – трагизм положения человека одухотворённого.

III. Рефлексия

  1. Петербург Гоголя ….
  2. В нем соседствуют …
  3. В городе царит … атмосфера
  4. Жители города …
  5. Петербург лишил их …, каждый человек - …

VI. Домашнее задание

- Прочитайте статью учебника «Петербургские повести Гоголя» (с. 241-246) и составьте ее тезисный план.

- Напишите сравнительную характеристику Пискарёва и Пирогова.

Список литературы

1. Гоголь Н.В. Повести. Драматические произведения. – Ленинград: Художественная литература, 1983.

2. Калганова Т.А. Изучение повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» в 10-м классе. Рабочие материалы для учителя. // Я иду на урок литературы. – №14/2005.

Реальное и фантастическое в повести Гоголя «Невский проспект»

В повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» происходит смешение реального и фантастического, что является одной из особенностей всего произведения.

Реальное проявляется в том, что Н.В. Гоголь правдиво проиллюстрировал современный ему Петербург. Уже то, что автор обращается к реальному, а не вымышленному городу с его достопримечательностями и местами, указывает на реалистичность повествования.

Автор показал отсутствие нравственных ценностей в обществе. Здесь нет здоровой и искренней любви, нет настоящей дружбы, нет истинной красоты, есть только корысть и желание улучшить собственную жизнь, даже если ради этого придется идти по головам. Писатель демонстрирует, что людям важнее внешний облик человека, его положение в обществе, а внутренний мир остается совершенно никому не нужным. Н.В. Гоголь обличает существующие в то время общественные и общечеловеческие пороки. И ирония, которую используется автор, становится инструментом выражения не фантастического, а реального.

Фантастическое проявляется в повести благодаря образу Пискарева. Он представлен в двух мирах: реальном и ирреальном. Когда Пискарев влюбляется в брюнетку, которая оказывается девушкой легкого поведения, он ищет счастья в сновидениях. Сны Пискарева олицетворяют фантастику, а его пробуждение вновь возвращает читателя в реальный мир. В повествовании отмечается, что Пискарев «спал наяву и бодрствовал во сне». Для художника жизнью стал сон, а реальность перестала приносить хотя бы какое-то удовлетворение. Появление снов делает повествование полумистическим, полуреальным-полуфантастическим. Автор повести показывает, что Пискарев стремится в мир мечты, мир иллюзии, отказываясь от мира реального. По мере отказа от реального мира Пискарев сначала изображается конкретно, реально, а затем абстрактно, как представитель чего-то фантастического. Со временем Пискарев сливается с ирреальностью, уже не воспринимая реальную действительность.

Раскрывая разные судьбы Пискарева и Пирогова, Н.В. Гоголь показывает, что Пирогов остается в мире реальном, а Пискарев отказывается от такого мира. Это показывает, что реальное и фантастическое сосуществуют, ни одно из этих начал ни выигрывает, ни проигрывает. Они тесно переплетаются даже там, где, казалось бы, правит реальность.

То, что Н.В. Гоголь наделяет Петербург человеческими качествами и делает его одним из действующих персонажей, подчеркивает фантастичность повествования, которая тесно сплетается с реальностью.

Смешение реального и фантастического происходит также благодаря тому, что жители Петербурга, которые, казалось бы, живут реальной жизнью, от настоящей жизни ничего не имеют. Их существование наполнено призрачными иллюзиями и ложными ценностями. Петербург описывается Н.В. Гоголем как город, в котором «все обман, все мечты, все не то, чем кажется!». В этой фразе подчеркивается нереальность людского существования, миражность и фантастичность в условиях реальной жизни.

Читайте также: