Почему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей

Обновлено: 07.07.2024

Мобильное приложение позволяет прослушать и бесплатно скачать книги, интервью и лекции профессора МПДА Алексея Ильича Осипова, в которых рассматриваются вопросы:

Зачем живёт человек?
Есть ли Бог и кто Он?
Невинные страдания.
Бог и справедливость. Запрещает ли Бог делать зло?
Духовные законы жизни.
Жизнь после смерти — фантазия или реальность?
Православие и другие религии.
В одного Бога верят во всех религиях?
Все ли спасутся?
Почему мы верим во Христа?
О западном христианстве.
Сущность Православия и его искажения.
Зачем Православие человеку?
Что такое счастье? Любовь, брак, семья.
И другие.

Троицкие листки

И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью

Свт. Иоанн Златоуст

И рече: сего ради оставит человек отца (своего) и матерь и прилепится к жене своей, и будета оба в плоть едину

См. Толкование на Мф. 19:4

Свт. Григорий Богослов

И рече: сего ради оставит человек отца (своего) и матерь и прилепится к жене своей, и будета оба в плоть едину

«И будут два, – сказано, – одной плотью», а единая плоть да имеет и одинаковую честь. Павел же внушает целомудрие и примером. Каким примером и как? «Тайна эта велика; я говорю по отношению к Христу и к Церкви» ( Еф.5:32 ) . Хорошо жене – почитать Христа в лице мужа, хорошо и мужу – не бесчестить Церковь в лице жены. «Жена, – говорит он, – да убоится мужа своего», потому что боится и Христа, но и «муж да любит свою жену», потому что и Христос любит Церковь. Вникнем в слова эти с большим тщанием. «Сбивание молока производит масло» ( Притч.30:33 ) , исследуй, и, может быть, найдешь в них нечто более питательное. Мне кажется, что здесь слово Божие не одобряет двоеженства, ибо если два Христа, то два и мужа, две и жены, а если один Христос, одна глава Церкви, то и плоть одна, а всякая другая да будет отринута. А если удерживает от второго брака, то что сказать о третьем? Первый есть закон, второй – снисхождение, третий – беззаконие. А кто преступает и этот предел, тот подобен свинье и немного имеет примеров такого срама. Хотя Закон дает развод по всякой вине, но Христос – не по всякой вине, а позволяет только разлучаться с прелюбодейкой, все же прочее повелевает переносить любомудренно, и прелюбодейку отлучает потому, что она повреждает род. Касательно же всего прочего будем терпеливы и любомудренны, или, лучше сказать, будьте терпеливы и любомудренны – вы, принявшие на себя иго брака. Видишь ли, что жена приукрасилась или подкрасилась, – сотри; или у нее язык весьма дерзкий – уцеломудрь; или смех неблагопристойный, – сделай скромным; или замечаешь неумеренность в расходах и в питье – ограничь; или неблаговременные выходы из дома, – положи преграду; или рассеянный взор, – исправь, но не отсекай, не отлучай от себя поспешно, ибо неизвестно, кто подвергается опасности, отлучающий или отлучаемый. «Источники твои», сказано, «пусть будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою; любезной ланью и прекрасной серной услаждайся постоянно» ( Притч.5:17–19 ) . Итак, не будь рекой чуждой и не старайся нравиться другим больше, нежели жене своей. А если стремишься в иное место, то и члену своему поставляешь в закон бесстыдство. Так учит Спаситель.

«Кого Бог сочетал» — прот. Александр Ранне


В Еван­ге­лии от Мат­фея ска­за­но: «Оста­вит чело­век отца и мать и при­ле­пит­ся к жене сво­ей, и будут два одною пло­тью». Поче­му имен­но муж дол­жен при­ле­пить­ся к жене, и что озна­ча­ет «будут двое одной пло­тью»? Как пра­виль­но понять выска­зы­ва­ние: «Что Бог соче­тал, того чело­век да не раз­лу­ча­ет»? О непо­нят­ных местах Свя­щен­но­го Писа­ния, кото­рые уже ста­ли извест­ны­ми фра­зео­ло­гиз­ма­ми, в теле­про­грам­ме «Сло­во» – доцент Санкт-Петер­бург­ской Духов­ной ака­де­мии, пре­по­да­ва­тель нрав­ствен­но­го бого­сло­вия про­то­и­е­рей Алек­сандр Ранне.

– Здрав­ствуй­те, доро­гие теле­зри­те­ли, в эфи­ре про­грам­ма «Сло­во». В наших про­шлых пере­да­чах мы гово­ри­ли о Таин­стве и зна­че­нии бра­ка, о том, на какие каче­ства необ­хо­ди­мо обра­щать вни­ма­ние при выбо­ре сво­ей вто­рой поло­вин­ки, как убе­речь брак и какие клю­че­вые момен­ты долж­ны учи­ты­вать супру­ги, что­бы дол­гие годы быть вме­сте. Сего­дня мы попы­та­ем­ся разо­брать неко­то­рые места Свя­щен­но­го Писа­ния, кото­рые вро­де уже ста­ли фра­зео­ло­гиз­ма­ми, но до кон­ца все рав­но нам непо­нят­ны. В гостях у нас доцент Санкт-Петер­бург­ской Духов­ной Ака­де­мии, пре­по­да­ва­тель нрав­ствен­но­го бого­сло­вия, про­то­и­е­рей Алек­сандр Ранне.

Здрав­ствуй­те, отец Александр!

– В Еван­ге­лии от Мат­фея ска­за­но: «Оста­вит чело­век отца и мать и при­ле­пит­ся к жене сво­ей и будут двое одною пло­тью» ( Мф.19:5 ). Поче­му имен­но муж при­ле­пит­ся к жене? И вто­рой вопрос: что озна­ча­ет «и будут двое одной плотью»?

– Это очень инте­рес­ный вопрос. Я его дей­стви­тель­но очень люб­лю, пото­му что мне очень нра­вит­ся все­гда раз­мыш­лять над пер­вы­ми дву­мя-тре­мя гла­ва­ми Кни­ги Бытия. Кни­га Бытие – это пер­вая кни­га Биб­лии, напи­са­на очень дав­но, еще в Вет­хом Заве­те, до вре­мён Иису­са Хри­ста в рам­ках иудей­ской культуры.

Пер­вый рас­сказ о тво­ре­нии мира закан­чи­ва­ет­ся как раз тво­ре­ни­ем чело­ве­ка, и там ска­за­но, что Бог «сотво­рил чело­ве­ка по обра­зу Сво­е­му, муж­чи­ну и жен­щи­ну сотво­рил их» ( Быт.1:27 ). И вот то, что здесь гово­рит о том, что и муж­чи­на и жен­щи­на сотво­ре­ны по обра­зу Божию, озна­ча­ет равен­ство муж­чи­ны и жен­щи­ны перед Богом, или по-дру­го­му мож­но ска­зать, что и муж­чи­на, и жен­щи­на – это чело­век. Нам кажет­ся – ну это есте­ствен­но, на самом деле, прав­да? Но в то вре­мя, в те дале­кие вре­ме­на это было откро­ве­ни­ем на самом деле, пото­му что жен­щи­на зани­ма­ла совсем дру­гое поло­же­ние в обще­стве: поло­же­ние, кото­рое было глу­бо­ко под­чи­нен­ным, а ино­гда совсем бесправным.

Но кро­ме того, ведь суще­ству­ет и вто­рой рас­сказ о тво­ре­нии чело­ве­ка, в кото­ром гово­рит­ся, что чело­век из вот этой пыли зем­ной был создан Богом, а потом Бог вду­нул в него дыха­ние жиз­ни, и «стал чело­век душою живою» ( Быт.2:7 ). И этот чело­век постав­лен в пре­крас­ном саде: рай – это ведь сад, в кото­ром он живет, в кото­ром он дает все­му, что он встре­ча­ет, име­на. И опять же мы долж­ны пом­нить, что имя име­ет чрез­вы­чай­но важ­ное зна­че­ние в древ­ней куль­ту­ре. Пото­му что дать имя – зна­чит познать, а познать – зна­чит под­ста­вить под свою власть.

И потом уже сле­ду­ет рас­сказ о том, как сотво­ре­на жен­щи­на – тоже чрез­вы­чай­но инте­рес­но. Здесь гово­рит­ся о том, что жен­щи­на созда­на из реб­ра муж­чи­ны, как мы с вами зна­ем. В Таин­стве Вен­ча­ния это часто повто­ря­ет­ся, но никто не пони­ма­ет, на самом деле, что это озна­ча­ет. А суть это­го рас­ска­за в том, что навел Гос­подь Бог на чело­ве­ка креп­кий сон или, может быть, в гре­че­ском зыке – это сон, кото­рый как бы выво­дит чело­ве­ка из само­го себя, сон экс­та­за – такое сло­во здесь упо­треб­ле­но. Пото­му Бог это дела­ет, что ведь для чело­ве­ка не нашлось суще­ства в мире, соот­вет­ствен­но­го ему. Ему нужен помощ­ник. И вот из реб­ра – поче­му, соб­ствен­но, из реб­ра? Пото­му что на древ­них язы­ках сло­во «цéла» близ­ко к сло­ву «жизнь». Вот из жиз­ни Ада­ма-чело­ве­ка тво­рит­ся жизнь жен­щи­ны. И когда муж­чи­на, или муж, или Адам видит вот эту свою жену, сво­е­го помощ­ни­ка, он гово­рит: «вот это кость от костей моих и плоть от пло­ти моей». Это есть ничто иное как объ­яс­не­ние в люб­ви, он гово­рит: Гос­по­ди, она пре­крас­на, спа­си­бо Тебе, она мне очень нуж­на на самом деле!

И вот после это­го и сле­ду­ет вот это выра­же­ние «оста­вит чело­век отца и мать свою (это как бы уже про­ро­че­ство о буду­щем) и при­ле­пит­ся к жене сво­ей и будет одна плоть» – одна жизнь. Одна плоть, одна жизнь, одно суще­ство. Когда люди дол­го живут вме­сте – бабуш­ка и дедуш­ка, ска­жем, про­жи­ли лет 50–60, если при­гля­деть­ся к ним, они уже похо­жи ста­но­вят­ся друг на дру­га, пото­му что они оди­на­ко­во мыс­лят, у них оди­на­ко­вые тра­ди­ции в семье, они оди­на­ко­во при­мер­но реа­ги­ру­ют на всё. Они – одно, они – одна жизнь. Вот об этом идет речь.

Конеч­но, не надо забы­вать о том, что здесь речь идет и о про­дол­же­нии потом­ства, и о том меха­низ­ме, кото­рый вло­жил Гос­подь в это живое суще­ство, хотя об этом уже гово­рит­ся в дру­гом рас­ска­зе. Пото­му что обра­ти­те вни­ма­ние: вот здесь Адам так вос­тор­жен­но встре­ча­ет­ся свою супру­гу – кста­ти гово­ря, он здесь назы­ва­ет ее не каким-то опре­де­лен­ным име­нем, то есть не ста­вит ее под свою власть, а здесь упо­треб­ле­но назва­ние «иш» и «иша», то есть корень один и тот же. Он видит в ней рав­но­го себе. Это, соб­ствен­но гово­ря, и есть любовь. А вот потом, после гре­хо­па­де­ния, когда они реша­ют стро­ить свою жизнь вда­ле­ке от Бога (а мы ведь пом­ним, что Бог есть любовь, – зна­чит вда­ле­ке от люб­ви), когда они соби­ра­ют­ся стро­ить свою жизнь на соб­ствен­ном «я», их отно­ше­ния и рас­па­да­ют­ся. И когда Бог спра­ши­ва­ет чело­ве­ка: «А не вку­шал ли ты от дре­ва позна­ния добра и зла, кото­рое Я запре­тил вам» – он гово­рит: «Изви­ни, но это жена, кото­рую Ты мне дал, иску­ша­ла меня в этом». То есть он даже не жену обви­ня­ет. Он гово­рит: у меня пло­хая жена, но Ты ведь ее дал, зна­чит, Ты плох. Вот это и есть этот рас­пад, раз­лом в отно­ше­ни­ях чело­ве­ка и Бога, в отно­ше­ни­ях муж­чи­ны и женщины.

И толь­ко после это­го Адам дает имя сво­ей жене: «и назвал Адам жену свою Ева», пото­му что она ста­ла мате­рью всех живу­щих на зем­ле. «Ева» в пере­во­де на рус­ский язык есть «жизнь». Но ведь дать имя, как мы пом­ним, – поста­вить под свою власть. Вот в этом мы и видим нера­вен­ство муж­чи­ны и жен­щи­ны. А поэто­му, если мы гово­рим о том, как же эту гар­мо­нию вос­ста­но­вить, то дру­го­го пути кро­ме как научить­ся друг дру­га любить у людей нет. И ника­кие соци­аль­ные при­ви­ле­гии тут не помогут.

– Отец Алек­сандр, даль­ше в Еван­ге­лии гово­рит­ся о том, «что Бог соче­тал, того чело­век да не раз­лу­ча­ет» ( Мф.19:6 ) – объ­яс­ни­те, пожа­луй­ста, это высказывание.

– Когда в Еван­ге­лии фари­сеи под­хо­дят к Иису­су Хри­сту и спра­ши­ва­ют у Него, доз­во­ли­тель­но ли давать жене раз­вод­ное пись­мо, то Хри­стос и отве­ча­ет им: «что Бог соче­тал, того чело­век да не раз­лу­ча­ет». Ведь зачем Бог соче­тал – для того, что­бы чело­век научил­ся люб­ви и научил­ся вер­но­сти в люб­ви. Бог хочет, что­бы чело­век стал достой­ным веч­но­сти, а для это­го чело­век дол­жен научить­ся любить. Тут все очень про­сто. И кого же еще любить, как не того, кого Бог пода­рил чело­ве­ку? Ведь жен­щи­на – это пода­рок муж­чине, его помощ­ни­ца, на самом деле. Поэто­му мы здесь встре­ча­ем­ся с этим выра­же­ни­ем (а ведь Иисус Хри­стос на самом деле цити­ру­ет Свя­щен­ное Писа­ние Вет­хо­го Заве­та), Он как бы гово­рит не от Сво­е­го лица, Он пре­крас­но зна­ет эти тек­сты, пото­му что с дет­ства, как было поло­же­но, изу­чал их в сина­го­ге, ска­жем, в Наза­ре­те, куда Он по совер­ше­нии трид­ца­ти лет, когда испол­ня­лось совер­шен­но­ле­тие, при­шел, взял тек­сты Свя­щен­но­го Писа­ния и имел пра­во их интер­пре­ти­ро­вать. Поэто­му все­гда Его про­ве­ря­ли: Ты гово­ришь, что Ты учи­тель, но вот ска­жи нам: а как надо учить? И когда Он отве­ча­ет на этот вопрос, что Бог соче­тал, того чело­век да не раз­лу­ча­ет, Ему сра­зу гово­рят: а как же Мои­сей-то, наш вождь, кото­рый вывел нас из раб­ства еги­пет­ско­го, он же раз­ре­шил давать раз­вод­ное пись­мо. И они счи­та­ли, что в этом они улов­ля­ют Хри­ста. Пото­му что Мои­сей – это не про­сто зако­но­да­тель, он дает людям, сво­е­му наро­ду, бого­от­кро­вен­ный закон.

И здесь мы всту­па­ем в чрез­вы­чай­но важ­ную исто­рию, пото­му что Хри­стос отве­ча­ет: «Мои­сей по жесто­ко­сер­дию ваше­му раз­ре­шил давать раз­вод­ное пись­мо, а рань­ше не было так». Поче­му это так важ­но – пото­му что в дан­ном слу­чае Хри­стос гово­рит, что даже в этом бого­от­кро­вен­ном законе Мои­сея не все абсо­лют­но иде­аль­но. Пото­му что Мои­сей при­спо­саб­ли­вал закон к уров­ню нрав­ствен­ной куль­ту­ры еврей­ско­го наро­да, а она была чрез­вы­чай­но низка.

Вся­кий закон не может тре­бо­вать от чело­ве­ка момен­таль­ной свя­то­сти. Чело­век дол­жен к этой свя­то­сти быть под­го­тов­лен, в этом всё дело.

– В доре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии обру­че­ние совер­ша­лось за меся­цы, а то и за годы до Таин­ства бра­ка. Сей­час все про­ис­хо­дит в один день. Полу­ча­ет­ся, что обру­че­ние пре­вра­ти­лось в такую формальность?

– Не совсем в фор­маль­ность. Надо вспом­нить каким обра­зом бра­ки совер­ша­лись в древ­ней Рос­сии. Преж­де все­го роди­те­ли дого­ва­ри­ва­лись о том, кто будет мужем или женой их ребен­ка. И ска­жем, уже семи­лет­ний, а то и пяти­лет­ний ребе­нок уже имел себе, так ска­зать, ему пред­на­чер­тан­ную супру­гу. И очень часто по испол­не­нии 10–12 лет ребен­ка отда­ва­ли в дру­гую семью для того, что­бы он там вме­сте со сво­ей буду­щей женой рос. Это не зна­чит, что они тут же, так ска­зать, ложи­лись в кро­вать, они вме­сте рос­ли в этом быте, в тра­ди­ци­ях вот этой семьи. И семью под­би­ра­ли по бли­зо­сти тра­ди­ций. Пото­му что, зна­е­те, когда один чело­век при­вык нос­ки гряз­ные раз­бра­сы­вать по квар­ти­ре, а дру­гой чело­век при­вык к акку­рат­ной жиз­ни, им очень труд­но друг дру­га понять, когда они начи­на­ют жить вме­сте, и это рус­ские люди очень хоро­шо пони­ма­ли. Это надо иметь в виду.

А с дру­гой сто­ро­ны, вот какое зна­че­ние име­ет обряд обру­че­ния: оно име­ет глу­бо­чай­шее зна­че­ние. Когда коль­цо наде­ва­ют чело­ве­ку на палец, ведь это не про­сто околь­це­ва­ние какое-то. В древ­ней кни­ге «Песнь Пес­ней» есть такие заме­ча­тель­ные сло­ва: «поло­жи меня как печать на серд­це свое» ( Песн.8:6 ). Что они озна­ча­ли: у чело­ве­ка все­гда было коль­цо на руке с печа­тью, и эту печать он ста­вил на всё, что ему при­над­ле­жа­ло. Вот эти люди, кото­рым наде­ва­ют коль­ца во вре­мя таин­ства или обря­да – они как бы отпе­ча­ты­ва­ют­ся на серд­це друг дру­га. Поэто­му надо вспом­нить дру­гое выра­же­ние из той же кни­ги «Песнь Пес­ней»: «как смерть, силь­на любовь» ( Песн.8:6 ) – это очень важно.

– Отец Алек­сандр, из чина вен­ча­ния сле­ду­ет, что муж и жена будут друг с дру­гом и в веч­но­сти. А если один из супру­гов уми­ра­ет, а дру­гой сно­ва всту­па­ет в ещё один вен­чан­ный брак, то с кем он будет в вечности?

– В нашей жиз­ни мы все как бы раз­бро­са­ны по отдель­ным квар­тир­кам. И в прин­ци­пе, даже сама по себе семья – это нечто изо­ли­ро­ван­ное. Но Цар­ство Божие – это не изо­ли­ро­ван­ная струк­тур­ка, там не по квар­ти­рам живут, там все объ­еди­не­ны одной любо­вью Бога во Хри­сте, пони­ма­е­те? Там изо­ля­ции ника­кой нет, пото­му что все друг дру­га рав­ным обра­зом любят, а ника­ких живот­ных отно­ше­ний там пред­по­ло­жить, как мы пони­ма­ем, нельзя.

– Спа­си­бо, отец Алек­сандр, за сего­дняш­не­го бесе­ду. Дей­стви­тель­но, нам есть над чем пораз­мыс­лить, спа­си­бо Вам.

– Спа­си­бо Вам, Катя!

– Доро­гие теле­зри­те­ли, у свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста есть заме­ча­тель­ные сло­ва: «муж и жена подоб­ны руке и гла­зам: когда руке боль­но, гла­за пла­чут; а когда гла­за пла­чут, руки выти­ра­ют сле­зы». Бере­ги­те свои семьи, до новых встреч.

Ориген

Ст. 5-6 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает

Поскольку апостол относит ко Христу и Церкви слова: и будут два одною плотью, следует сказать, что Христос развелся с прежней своей женой (то есть прежней синагогой) не по иной причине (ибо соблюдал [слова]: что Бог сочетал, того человек да не разлучает) как по той, что та жена вела блудную жизнь, прелюбодействуя с грешником, вместе с ним злоумышляя против Мужа и убив Его словами: Истреби от земли такого! ( Деян. 22:22 ) и Распни, распни Его ( Лк. 23:21 ) . Итак, скорее она сама отступилась, чем муж развелся и отослал ее. Поэтому, упрекая ее в том, что она Его оставила, Господь говорит у Исайи: Где разводное письмо вашей матери, с которым Я отпустил ее? ( Ис. 50:1 ) .

Прп. Иустин (Попович)

И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью

См. Толкование на Мф. 19:3

Евфимий Зигабен

И рече: сего ради оставит человек отца (своего) и матерь и прилепится к жене своей, и будета оба в плоть едину

Показав из самого образа творения, что нельзя разводиться, доказывает это и на основании повеления Божия. Нужно заметить, что в книге Бытия настоящие слова, кажется, принадлежат Адаму, пророчествующему о жене; но Христос здесь показывает, что это была заповедь Божия, а не пророчество Адама, как кажется (Ничто, однако, не препятствует, чтобы это изречение было и пророчеством Адама, внушенным ему от Бога, и заповедью Божиею, изреченною чрез Адама. Может быть, и Адам сказал по внушению Божию, и сказал Бог, говоривший чрез Адама). Итак, Христос говорит, что Творец сказал: Сего ради, т.е. ради того, что жена сотворена из ребра мужа (об этом написано пред сей заповедью), оставит человек отца (своего) и матерь и т. д., и будета оба соединены в плоть едину, т.е. в одно тело по причине единства связи, или соединяющей связи. Так как Бог повелел им быть одним телом, то, значит, разводиться непозволительно.

Блж. Феофилакт Болгарский

И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью

См. Толкование на Мф. 19:3

«Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей". Чудотворец Николай, проси Господа о скором моем замужестве!

Знаете ли вы, друзья, что в православии развод запрещен самим Господом? И что союз мужа и жены по православным канонам – это вечный союз между мужчиной и женщиной, который нельзя ни разрушить, ни расторгнуть ни по каким причинам?

«И будут два одной плотью»

В Евангелии от Матфея сказано, что Бог создал одного человека из двух половин – мужчины и женщины, предназначив одну половину для другой. Мужчину Он создал для женщины, а женщину - для мужчины. Создав таким образом человека, Бог сказал: «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью; так что они уже не двое, но одна плоть» (Мф. 19.5). И там же в Евангелии есть вывод Христа: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Понимать его следует только так: нельзя расторгать то, что сочетал Бог. А если человек на это идет, то это ничто иное, как прямое нарушение одной из важнейших заповедей Господа.

Жене не разводиться с мужем, а мужу – с женой

Очень понятно и конкретно об этом говорится в первом Послании к Коринфянам (1 Кор. 7-10-18): «А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены своей.
Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен, оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы».
А вот что сказано в том же послании о разводе: «Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится».

Доверьте свою личную жизнь Чудотворцу!

И пусть в Священном писании нет рецептов, как найти свое счастье и свою судьбу, мы знаем, что выход и тут есть. Это обращение к нашим святым, являющихся помощниками Господа.

Евангелие по Матфею 19:5

Таким же точно образом Он говорит: «Прилепится к жене своей», а не: «к женам». И будут двое одной плотью. Вознаграждение брачного союза в том, что двое будут одной плотью. Непорочность, соединенная с духом, производить один дух.

Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает

Бог сочетал, сделав одною плоть мужчины и женщины; [никакой] человек не может разделить ее, кроме одного только Бога. Человек разлучает тогда, когда отпускает первую жену вследствие желания иметь жену другую; Бог же разлучает, - Бог, который и соединил, - тогда, когда ради служения Богу, по взаимному соглашению (потому, что время близко), мы имеем жен так, как будто мы не имеем их ( 1Кор. 7:29 ) .

Лопухин А.П.

И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью

( Мк. 10:7 ) . Речь изложенная у Матфея, служит продолжением предыдущей. Христос пока оставляет без ответа заковыристый вопрос фарисеев, который они на самом деле хотели предложить, а именно, может ли человек, после развода с своею первой женой, брать себе другую, и рассуждает только исключительно в пределах предложенного вопроса, как такового. Человек не должен оставлять женщины, потому что, по данному Богом закону, не может оставаться одиноким и жить в безбрачном состоянии. Чтобы не быть одиноким и безбрачным, он оставляет даже самых близких ему людей, своего отца и мать. Цитата заимствована из Быт. 2:24 , где слова эти приписываются не Богу, а Адаму.

Читайте также: