Почему молодая советская республика уделяла такое большое внимание борьбе с неграмотностью населения

Обновлено: 04.07.2024

С первых же шагов своей власти, большевики с большой энергией бросились на ликвидацию безграмотности. Те, кто одной из главных заслуг большевизма называют ликвидацию всеобщей безграмотности (а оная безграмотность конечно была достаточно большой, особенно в сельских районах), категорически не понимают, почему столько усилий большевики тратили на борьбу с безграмотностью. Иные граждане забывают, что целью большевиков была мировая революция, а Россия – лишь запалом для мирового пожара. Русскому народу и прочим народам, проживавшим в бывшей Российской империи, большевики отмерили роль пушечного мяса, которое поляжет во имя мировой революции. И в этой связи совершенно не важно, умеет читать это потенциальное пушечное мясо или полностью безграмотно. И однако большевики тратили очень много усилий на то, чтобы обучить безграмотных элементарной грамотности, чтобы те могли читать. Что было странным.

Ведь если бы Ленин и большевики на самом деле задумывались о распространении настоящего знания, то не расстреливали бы пачками образованных людей, профессоров, инженеров, не выдавливали бы из в эмиграцию. Наоборот, они бы окружили образованный слой заботой, а на базе этого слоя стали бы распространять знание. Большевики поступали иначе. Они самым изощрённым способом уничтожали образованный слой бывшей Российской империи, а при этом обучали безграмотных самым базовым и примитивным правилам чтения. Ну все эти хрестоматийные кадры, на которых сидят безграмотные граждане и по слогам мычат: «Мы не ра-бы». Зачем это понадобилось Ленину, который вообще не отличался пустой благотворительностью и если уж что-то делал, то исключительно во имя «мировой революции». А ответ-то банален.

Ленин не раз высказывал фразу «Важнейшее из искусств для нас кино» (хотя сама фраза в таком виде принадлежи и не ему). Почему? Да потому, что люди необразованные были закрыты для коммунистической пропаганды и им её можно было преподносить разве что в виде кино-агиток. И Ленин, кстати, говоря о кино, меньше всего думал о художественных фильмах (которые вообще оценивал довольно низко – он даже «зарезал» в 1922 году идею художественного фильма о революции). Куда больше его интересовали документальные пропагандистские или обучающие фильмы.

Но была огромная проблема – во-первых, кино было немым, что сильно снижало его воздействие, а, во-вторых, киноплёнка была страшным дефицитом.

Инициировав постановление Совета обороны от 13 мая 1919 года, Ленин распорядился на всех узловых ж/д станциях организовать специальные «агитационно-просветительские пункты». (АПП). Там читались лекции, ставились пластинки, показывались специальные фильмы. И распространялась литература: листовки, брошюра и т.п. Но чтобы прочитать листовку или пропагандистскую брошюру, надо уметь читать . Вот тут и крылось страстное желание большевиков обучить весь народ грамоте. Зачем народу грамота? Да чтобы читать статьи видных деятелей большевизма и марксистов других стран. Ну и советские газеты конечно же – как без них?

Вот поэтому с первых же своих шагов большевики уделяли столько сил и энергии полному ликвидацию безграмотности. Чтобы даже последний пастух в глухом селе или чабан в далёком ауле, сидя в свободное время на пригорке, мог сам читать очередную пламенную статью Ленина или Троцкого.

Ни на что иное, по мнению большевиков, грамота т.н. «простому народу» была не нужна. И, собственно, вся эта «ликвидация безграмотности» не шла далее мычания хором: «мы не рабы, рабы не мы». Для того, чтобы считаться образованным человеком – этого, мягко говоря, маловато. А вот чтобы по слогам читать брошюрку Кауцкого или, тем более – Ленина – в самый раз.

То есть основная функция ликбеза – обеспечить стопроцентную возможность чтения вот таких брошюрок:

Источники

Причины ликвидации безграмотности в 19 веке

tairovaalmina

26 декабря 1919 года, в разгар Гражданской войны советское правительство (Совнарком) приняло декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Документ предусматривал полную ликвидацию неграмотности по всей стране: отныне население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязано было учиться грамоте на родном или на русском языке по желанию.

relsatron2001

Новые вопросы в История

По какому принципу образованы ряды.Дайте краткий ответы.1.1 Открытие новых земель,нападение на побережье европейских стран,торговля,постройка драккаро … в1.2 Инициал,миниатюра,заставка,пергамент​

Ответе пожалуйста:какое значение имело то,что Холдвиг принял христианство?​

номер 3. При каких обстоятельствах египтяне сумели создать сильную армию? Как она была оснащена? ​

1. Куда впадает река Нил ? A)в Персидский залив B)в Красное море C)в Аравийское море D)в Средиземное море 2. Как называли древние греки ус … тья Нила ? A)дар Нила B)альфа C)дельтаD)двуречие 3. Какую протяженность составляла ширина долины Нила ? A)6 тыс км B)3-22 км C)3-12 км D)6-24 км 4. Общая протяженность какого объекта составила более 6 тыс. км ? A)Царская дорога B)Долина Нила C)Великий шелковый путь D)Великая Китайская стена 5. Как называли египтяне свою страну ? A)Междуречие B)Черная земля C)Врата богов D)Поднебесная 6. Зарослями какого растения была покрыта в древности долина Нила ? A)тутового шелкопряда B)сахарного тростника C)финиковой пальмы D)тростника папируса 7. Главным занятием египтян было …. ? A)торговля B)ремесло C)скотоводство D)земледелие 8. Период когда люди начинают осваивать берега Нила ? A)кон 4 тыс лет до н э B)3 тыс лет до н э C)сер 4 тыс лет до н э D)нач 4 тыс лет до н э 9. В какое время начинается заселение долины Нила первыми племенами? A)в IV тыс лет до н э B)в III тыс лет до н э C)в V тыс лет до н э D)в 2-ой тыслет до н э 10. Из какого растения Египтяне изготавливали ткани ? A)лен B)папирус C)пшеница D)ячмень 11. Укажите неверный вариант среди перечисленных культур, выращиваемых в Египте? A)рис и сахарный тростник B)овощи и ячмень C)пшеница и фрукты D)лен и виноград 12. В скотоводстве египтяне разводили ….. ? Укажите лишний вариант A)коров B)овец C)слонов D)свиней 13. Какое из перечисленных характеристик хозяйства относиться к занятию древних египтян ? 1)землю под посев озимых вспахивали 2-3 раза 2)землю обрабатывали бороной 3)применяли плуг и силу животных 4)лошадей впрягали в плуги 5)прогоняли скот чтобы утоптать зерно в землю A)1,2,3 B)2,4,5 C)2,3,5 D)1,3,4 14. Какое из перечисленных сельскохозяйственных орудий египтяне не использовали? A)борона B)плуг C)хомут D)медный серп 15. Когда у египтян из-за проливов и отливов Нила начинался сбор урожая ? A)октябре B)зимой C)июль-сентябрь D)весной 16. Сколько профессий ремесленников насчитывалось у египтян ? A)30 B)11 C)60D)27 17. Из какого материала строились дома простых египтян ? A)из сырцового кирпича B)из камня C)из высушенных кирпичей D)из стволов папируса обмазанных глиной 18. Из какого материала строились дворцы и храмы египетских царей ? A)из сырцового кирпича B)из камня C)из высушенных кирпичей D)из стволов папируса обмазанных глиной 19. Из какого материала египетские корабельщики строили лодки ? A)из тростника B)из дерева C)из железа D)из костей слонов 20. Какое из перечисленных профессий ремесленников у египтян не существовало ? A)оружейники и ковроделы B)столяры и кожевники C)ювелиры и плотники D)медники и гончары 21. Что такое номы ? A)Бог луны и мудрости в ЕгиптеB)государства в Египте C)служители храмов D)города в древней Греции 22. Как называлась северная часть Египта ? A)Сирия B)Средний C)Нижний D)Верхний 23. Как называлась южная часть Египта ? A)Нубия B)Средний C)Нижний D)Верхний 24. Когда правители верхнего и нижнего Египта начали войну между собой ? A)4000 г до н э B)3000 г до н э C)2600 г до н э D)XVIIIв до н э 25. Имя правителя верхнего Египта победивший в войне и ставший первым фараоном в начале 3 тыс лет до н э ? A)Тутмос B)Яхмос C)Менес D)Мемфис 26. Как называли правителей всего Египта ? A)фараон B)номарх C)император D)повелитель 27. Какой город стал первой столицей Египта в 3000 г. до н э ? A)Фивы B)Мемфис C)Тушпа D)Тир 28. Ученые делят историю Египта на несколько царств. Укажите вариант с верно построенной последовательностью этих царств ? A)Древнее-Ранее-Новое-Среднее-Позднее B)Древнее-Раннее-Среднее-Новое-Позднее C)Раннее-Древнее-Позднее-Среднее-Новое D)Раннее-Древнее-Среднее-Новое-Позднее

рассказ 10-15 предложений на тему как жили земледельцы и ремесленники в Египте ПОМОГИТЕ СРОЧНО. ​

мир художественной культуры возрождения сложный план это 1.1,1.2 ПЛИИИИИЗ ​

История тайного сообщества "Ку-Клукс-Клан"


«Люди в белых капюшонах» наводили страх на всю Америку еще каких-то 50 лет назад — ровно до тех пор, пока властям США не удалось переломить ситуацию в свою пользу.

Это тайное общество, имевшее схожие черты с масонами, было организовано уроженцами южных территорий США после Гражданской войны 1861−1865 годов, а именно судьей Томасом Л. Джонсом и шестью ветеранами армии Юга: Маккордом, Лестером, Кеннеди, Кроу, Джоунсом и Ридом. Все семеро жили в городе Пьюласки, штат Теннеси.

По одной из версий, название организации происходит от греческого κύκλος - «круг», «колесо». По другой версии, Ку-клукс-клан получил свое название от характерного звука при передергивании затвора винтовки. Согласно третьей версии, название образовано от латинского cucullus — «капюшон».

Изначально название общества звучало как «Рыцари Киклос», однако впоследствии его решили видоизменить по причине существования в те годы организации с похожим названием — «Рыцари золотого кольца».

Ку-клукс-клан. Источник: Pinterest

У Ку-клукс-клана была необычная и довольно сложная структура. Возглавлял организацию «Великий Мудрец», который имел в своем распоряжении 10 «Гениев», являвшихся советчиками. Штаты назывались «Королевствами», а управляли ими «Великие драконы» и штабы, состоящие из 8 «Гидр». В каждом «Королевстве» были свои «Домены», во главе которых стояли «Великие тираны» с помощниками («Фуриями»).

В свою очередь, «Домены» состояли из «Провинций» под руководством «Великих гигантов» и 4 «Домовых». Также в иерархии клана имелись и другие должности: «Циклопы», «Великие волхвы», «Великие казначеи», «Великие стражи», «Великие турки» и т. д. Рядовые члены назывались «Вампирами». Еще был «Великий знаменосец», хранящий и оберегающий «Великое знамя» — регалии клана.

Изначально «ку-клукс-клановцы» не ставили перед собой каких-либо крайне радикальных целей: например, они облачались в белые простыни и пугали людей, разъезжая на лошадях. Однако уже в апреле 1867 года Ку-клукс-клан преобразовался во вполне реальную организацию под названием «Невидимая империя Юга». Во многом это произошло потому, что вокруг южан сплотилось большое число карликовых расистских организаций и союзов ветеранов-конфедератов. Лидером ККК стал Натаниэль Бедфорд Форрест, получивший звание «Великого Магистра».

Тогда же было разработано «Предписание» (конституция для членов клана), в котором были выделены главные цели Ку-клукс-клана: спасти страну от нашествия негров, а белую расу — от унижений, дать неграм права, удобные только белым, и не допускать равенства белых и черных.

Натаниэль Бедфорд Форрест. Источник: Pinterest

Трижды Ку-клукс-клан переживал перерождение. С 1865 года по 1871 год, когда о роспуске организации объявил ее тогдашний руководитель генерал Форрест, — первый этап. Спустя несколько десятков лет, в 1915 году, состоялось учредительное собрание нового Ку-клукс-клана. (Примерно в это же время на экраны вышел фильм Дэвида Уорка Гриффита «Рождение нации», повествующий о первом рождении ККК). Официально новая организация просуществовала до 1944 года, когда была распущенна и расколота на несколько группировок.

Третье возрождение клана произошло в 1970-е годы. Впервые за долгое время численность организации выросла до 10 тысяч человек. Впрочем, полиция арестовала главных идеологов обновленного Ку-клукс-клана, что привело к очередному развалу. Стоит отметить, что и по сей день различные «потомки» ККК то и дело создаются, но не пользуются популярностью.

С первых дней основания общества главными врагами для «ку-клукс-клановцев» были представители черной расы. Схема убийств неугодных организации лиц была четко спланирована, в каждом таком преступлении участвовало от 10 до 500 человек. Перед каждым убийством жертва получала причудливый знак, например, ветку дуба, семена дыни или зернышки апельсина. После такого предупреждения человек должен был либо отречься от своих взглядов, либо покинуть пределы США. Ослушавшихся ждала смерть.

Суд Линча. Источник: Pinterest

Сами убийства также отличались своей изощренностью и жестокостью: жертв топили, вешали, обливали кислотой и калечили. В 1920-е годы к списку «потенциально нежелательных лиц» прибавились евреи, католики, коммунисты, лидеры профсоюзных и забастовочных комитетов, новые иммигранты. Позже в него попали и гомосексуалисты.

Символом жестоких преступлений Ку-клукс-клана стал знаменитый «суд Линча», совершаемый обычно через повешение жертвы на дереве. В период с 1881 по 1941 годы жертвами подобной расправы стали 3800 чернокожих американцев. Они пытались принять участие в голосовании, стать членами профсоюза или познакомиться с белой девушкой. Многие афроамериканцы пострадали также за «неуважительное» отношение к белому мужчине.

По какой причине Советская власть обратила внимание на ликвидацию безграмотности населения?

Концепции о создании и воспитании идеального человека характерны для многих эпох и социально-философских учений, причем в зависимости от времени и содержания эпохи менялся и идеал. Советская власть хотела построить новое общество, а для этого необходимы образованные люди.

Для ускоренного роста промышленности и сельского хозяйства требовались грамотные ресурсы рабочих и других трудящихся. А их в стране не хватало. Поэтому так необходимо было решить проблему ликвидации неграмотности в короткие сроки. Задача оказалась настолько сложной и трудновыполнимой, что обучение пришлось проводить выборочно.

Экономика не может основываться на рабском труде незаинтересованных безграмотных работников. Эффективность в этом случае крайне низкая. Только образованный человек с широким кругозором может стать полноценным строителем новой индустриальной жизни. Его сознанием уже нельзя так просто манипулировать. Начинать войны, проводить необдуманные реформы.

Новые вопросы в История

функциональные обязанности церкви в киевскоой руси12​

Какая связь между терминами буржуазия и рабочий класс?​

3. Продолжите предложения и объясни роль личности в борьбе против джунгарского нашествия(26) 1) В этом бою никому не известный двадцатилетний объясни … его роль в единоборстве убивает Шарыша, близкого родственника главного батыра калмыков хунтайжи Галдан-Церена. 2) На Каракорумском курултае предложив обсудить новую тактику управления казахскими родамни ополченцами, выступил.. объясни его роль

Среднее специальное и высшее образование

Если говорить о среднем специальном и высшем образовании, то и в этом направлении советская власть добилась серьёзных успехов. Эпоха модернизации (сначала нэп, а затем индустриализация) требовала огромного количества специалистов. Система обучения, оставшаяся в наследство от царской России, такого числа инженеров и технических работников, которое требовалось молодой Стране Советов, дать просто не могла.

Это подтолкнуло советское руководство к активным действиям. Практически с нуля была создана система среднего технического образования. По всей стране как грибы после дождя стали возникать так называемые фабрично-заводские училища, где подростки получали не только общее образование, но и начальные трудовые навыки и профессии. Особой формой получения среднего специального образования были техникумы — промежуточное звено между средней школой и высшими учебными заведениями. В 1939-м в СССР насчитывалось 3,7 тыс. техникумов, готовивших специалистов для различных отраслей экономики.

Что касается высшего образования, то большевики достаточно быстро отказались от идеи автономии университетов. Уже в 1921-м все высшие учебные заведения России были подчинены системе Народного комиссариата просвещения. Для них устанавливались государственные программы. Стремительно росло число вузов, особенно технических. Если в 1916-м в Российской империи насчитывалось 95 высших учебных заведений, то в 1927-м их стало уже 148, а в 1933-м — 832 вуза, в которых обучались более 500 тыс. студентов.

К концу 1930-х Советский Союз вышел на 1-е место в мире по количеству учащихся и студентов всех форм образования. Стоит отметить, что бурный рост числа высших учебных заведений обнаружил острую нехватку педагогических кадров. Ещё одной проблемой стало то, что в СССР многие люди, имевшие крестьянское или пролетарское происхождение, значительно проигрывали по уровню знаний представителям интеллигенции или бывших эксплуататорских классов, которые имели возможность получить хорошее гимназическое образование ещё до революции.

Чтобы преодолеть конкурсную систему отбора и иметь шанс поступить в вузы, для детей рабочих и крестьян были созданы подготовительные курсы — рабфаки. Кроме того, активное распространение получила система вечернего и заочного обучения. Так, без отрыва от производства, советское руководство обеспечивало заводы и фабрики страны большим количеством специалистов.

А вот ещё:

Эксперименты в образовании

1920-е стали периодом очень серьёзных экспериментов в образовании. Ярким примером этому может служить широкое распространение в СССР так называемой педологии — по мнению одних, прогрессивной науки, по мнению других, чистой псевдонауки, предусматривавшей некий комплексный подход к воспитанию ребёнка. Многие корифеи педагогической науки, Л. С. Выготский, П. П. Блонский и другие, были выходцами из педологической системы, которая во многом ориентировалась на постоянное, массовое тестирование обучающихся по самым разным основаниям.

Благодаря внедрению педологического инструментария к началу 1930-х в советских школах сложилась своеобразная двойная система: с одной стороны — педологи, взявшие на себя функции воспитания, с другой — педагоги, отвечавшие за образование. И всё же в 1936-м с новым направлением в педагогике было покончено. Педологию, названную «лженаукой», постановлением ЦК ВКП (б) «Об извращениях в системе Наркомпросов» разоблачили и ликвидировали.

Помимо спорных образовательных идей, на 1920−1930-е приходится деятельность замечательного советского педагога Антона Семёновича Макаренко, методы обучения и воспитания которого во многом легли в основу советской образовательной системы. Созданные Макаренко сначала колония им. Горького под Полтавой, а затем (под патронажем НКВД) коммуна им. Дзержинского стали своего рода питомниками, давшими путёвку в жизнь большому количеству малолетних беспризорников и преступников.

Как большевики боролись с неграмотностью


Справившись с неграмотностью, большевики выполнили для страны важнейшую историческую задачу.

25 декабря 2017 Ликвидация безграмотности в СССР


Кампания по ликвидации безграмотности (с 1919 г. до начала 1940-х гг.) – массовое обучение грамоте взрослых и подростков, не посещавших школу, – была уникальным и самым масштабным социальным и образовательным проектом всей истории России.

В начале ХХ века вопрос о всеобщем образовании не только активно обсуждался в обществе и прессе, но и стал обязательным пунктом программ почти всех политических партий.

В. И. Ленин (Ульянов) за рабочим столом в Кремле. Москва, 1918 г.

Победившая в октябре 1917 г. партия большевиков вскоре приступила к реализации этой программы: уже в декабре того же года в Наркомате просвещения РСФСР (первым наркомом просвещения стал А.В. Луначарский) был создан внешкольный отдел под руководством Н.К. Крупской (с 1920 г. – Главполитпросвет).

Собственно, сама кампания ликбеза началась позже: 26 декабря 1919 г. Советом Народных Комиссаров (СНК) был принят декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». В первом пункте декрета объявлялось обязательное обучение грамоте на родном или русском языке (по желанию) граждан в возрасте от 8 до 50 лет, – чтобы предоставить им возможность «сознательно участвовать» в политической жизни страны.

Забота об элементарном образовании народа и приоритет этой задачи легко объяснимы – прежде всего, грамотность была не целью, а средством: «массовая неграмотность находилась в вопиющем противоречии с политическим пробуждением граждан и затрудняла осуществление исторических задач преобразования страны на социалистических началах». Новой власти требовался новый человек, полностью понимавший и поддерживающий политические и экономические лозунги, решения и задачи, этой властью ставившиеся. Помимо крестьянства, основной «целевой» аудиторией ликбеза были рабочие (впрочем, здесь ситуация была относительно неплохой: профессиональная перепись 1918 г. показала, что 63% городских рабочих (старше 12 лет) были грамотны).

В декрете с подписью председателя СНК В.И. Ульянова (Ленина) декларировалось следующее: каждый населенный пункт, где количество неграмотных было больше 15, должен был открыть школу грамоты, она же пункт по ликвидации неграмотности – «ликпункт», обучение шло 3-4 месяца. Под ликпункты рекомендовалось приспосабливать всевозможные помещения: заводские, частные дома и церкви. Обучающимся сокращали рабочий день на два часа.

Вторая Детскосельская школа-колония. Детское Село (ныне г. Пушкин Ленинградской обл.), 17 октября 1920 г.

Наркомат просвещения и его отделы могли привлекать для работы в ликбезе «в порядке трудовой повинности все грамотное население страны» (не призванное в войска) «с оплатой их труда по нормам работников просвещения». Уклоняющимся от исполнения декретных предписаний грозила уголовная ответственность и другие неприятности.

По всей видимости, за год после принятия декрета никаких заметных действий по его выполнению сделано не было, и через год, 19 июля 1920 г. появился новый декрет – об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК л/б), а также ее отделов «на местах» (их называли «грамчека») – теперь комиссия занималась общим руководством работой. При ВЧК л/б имелся штат разъездных инструкторов, помогавших своим районам в работе и следивших за ее выполнением.

Что же именно имелось в виду под «безграмотностью» в системе ликбезов?

В первую и главную очередь это было самое узкое понимание – азбучная неграмотность: на начальном этапе ликвидации целью было обучить людей технике чтения, письма и простого счета. Окончивший ликпункт (теперь такой человек назывался не безграмотным, а малограмотным) умел читать «ясный печатный и письменный шрифт, делать краткие записи, необходимые в обыденной жизни и в служебных делах», мог «записать целые и дробные числа, проценты, разобраться в диаграммах», а также «в основных вопросах строительства Советского государства», то есть ориентировался в современной общественно-политической жизни на уровне усвоенных лозунгов.

А. В. Луначарский среди детей.Самара

Правда, часто малограмотный, возвратившись к привычной жизни (тяжелее было женщинам), забывал полученные в ликпункте знания и навыки. «Если книг читать не будешь, скоро грамоту забудешь!» – грозно, но справедливо предупреждал агитационный плакат: до 40% окончивших ликпункты возвращались туда снова.

Школы для малограмотных стали второй ступенью в системе образования рабочих и крестьян. Цели обучения были более обширны: основы обществоведения, экономической географии и истории (с идеологически «правильной» позиции марксистско-ленинской теории). Кроме того, в деревне предполагалось обучение началам агро- и зоотехники, а в городе – политехнических наук.

В ноябре 1920 г. в 41 губернии Советской России работало примерно 12 тыс. школ грамоты, однако работа их не была полностью налажена, не хватало ни учебников, ни методик: старые азбуки (в основном детские) категорически не годились для новых людей и новых нужд. Не хватало и самих ликвидаторов: от них требовалось не только обучать основам наук, но и разъяснять цели и задачи строительства советского хозяйства и культуры, вести беседы на антирелигиозные темы и пропагандировать – и разъяснять – элементарные правила личной гигиены и правил социального поведения.

Ликвидация безграмотности нередко встречала сопротивление со стороны населения – прежде всего, сельского. Крестьяне, особенно на окраинах и «национальных районах», так и оставались «темнотой» (курьезные причины отказа учиться приписывали народам Севера: те считали, что учить стоит оленя и собаку, а человек и сам разберется).

Кроме того, помимо всяческих поощрений для учащихся: торжественных вечеров, выдачей дефицитных товаров, было немало и карательных мер с «перегибами на местах» – показательные судебные процессы – «агитсуды», штрафы за прогулы уроков, аресты. Тем не менее, работа шла.

«Грамота – путь к коммунизму». Государственное издательство. Москва, 1920 г.

Новые буквари начали создавать уже в первые годы Советской власти. По первым учебникам особенно заметна основная цель ликбеза – создание человека с новым сознанием. Буквари были мощнейшим средством политической и социальной пропаганды: читать и писать учили по лозунгам и манифестам. Среди них были такие: «Заводы наши», «Мы были рабы капитала… Мы строим заводы», «Советы установили 7 часов работы», «У Миши запас дров. Миша купил их в кооперативе», «Малышам нужна прививка оспы», «Среди рабочих много чахоточных. Советы дали рабочим бесплатное лечение». Таким образом, первое, что узнавал прежний «темный» человек, – то, что он всем обязан новой власти: политическим правам, здравоохранению и бытовым радостям.

В 1920–1924 годах вышли два издания первого советского массового букваря для взрослых (авторства Д. Элькиной и др.). Букварь назывался «Долой неграмотность» и открывался известным лозунгом «Мы – не рабы, рабы – не мы».

Массовые газеты и журналы начали издавать специальные приложения для малограмотных. В таком листке-приложении в первом номере журнала «Крестьянка» (в 1922 г.) в популярной форме излагалось содержание декрета о ликбезе 1919 г.

Кампания по ликбезу активно проводилась и в Красной армии: ряды ее в значительной мере пополнялись за счет крестьян, а те в массе своей были неграмотны. В армии также создавали школы для неграмотных, проводили многочисленные митинги, беседы, чтение вслух газет и книг. По-видимому, порой у красноармейцев не было выбора: часто у дверей помещения для занятий ставили часового, а по воспоминаниям С.М. Буденного, на спины кавалеристов, отправлявшихся на передовую, комиссар прикалывал листы бумаги с буквами и лозунгами. Шедшие сзади невольно учили буквы и слова по лозунгам «Даешь Врангеля!» и «Бей гада!». Результаты кампании ликбеза в Красной Армии выглядят радужно, однако не очень достоверно: «с января по осень 1920 г. овладело грамотой более 107,5 тыс. бойцов».

Первый год кампании серьезных побед не принес. По данным переписи 1920 г., грамотными были 33 % населения (58 млн. человек) (критерием грамотности было только умение читать), при этом перепись не была всеобщей и не включала районы, где шли военные действия.

Н. К. Крупская выступает на собрании по ликвидации неграмотности. Москва, 1927 г.

В 1923 г. по инициативе ВЧК л/б было создано добровольное общество «Долой неграмотность» (ОДН), которое возглавил председатель Центрального исполкома съезда Советов РСФСР И СССР М.И. Калинин. Общество выпускало газеты и журналы, буквари, пропагандистскую литературу. По официальным данным, ОДН быстро росло: от 100 тыс. членов к концу 1923 г. до более полумиллиона в 11 тыс. ликпунктов в 1924 г., и около трех млн человек в 200 тыс. пунктов в 1930 г. Но по воспоминаниям никого иной как Н.К. Крупской, истинные успехи общества были далеки от этих цифр. Ни к 10-летию, ни к 15-летию Октября (к 1932 г.) взятые обязательства по искоренению неграмотности выполнить не успели.

На протяжении всего периода кампании по ликбезу официальная пропаганда давала преимущественно оптимистичную информацию о ходе процесса. Однако трудностей было немало, особенно «на местах». Та же Н.К. Крупская, вспоминая свою работу во время кампании, нередко упоминала о помощи В.И. Ленина: «Чувствуя его сильную руку, мы как-то не замечали трудностей в проведении грандиозной кампании…». Вряд ли эту сильную руку чувствовали местные руководители: не хватало помещений, мебели, учебников и пособий как для учащихся, так и для учителей, письменных принадлежностей. Особенно сильно бедствовали в селах: там приходилось проявлять большую изобретательность – из газетных вырезок и журнальных иллюстраций составляли азбуки, вместо карандашей и перьев использовали древесный уголь, свинцовые палочки, чернила из свеклы, сажи, клюквы и шишек. На масштаб проблемы указывает и специальный раздел в методических руководствах начала 1920-х годов «Как обойтись без бумаги, без перьев и без карандашей».

Перепись 1926 г. показала умеренный прогресс в кампании ликбеза. Грамотных было 40,7%, т.е меньше половины, при этом в городах – 60%, а в селе – 35,4%. Разница между полами была значительна: среди мужчин грамотных было 52,3%, среди женщин – 30,1%.

С конца 1920-х гг. кампания по ликвидации неграмотности вышла на новый уровень: меняются формы и методы работы, увеличивается размах. В 1928 г. по инициативе ВЛКСМ был начат всесоюзный культпоход: требовалось влить свежие силы в движение, его пропаганда и изыскание новых материальных средств для работы. Существовали и другие, необычные формы агитации: например, выставки, а также передвижные агитвагоны и агитпоезда: создавали новые ликпункты, организовывали курсы и конференции, привозили учебники.

В это же время методы и принципы работы становятся более жесткими: все чаще упоминают «чрезвычайные меры» в достижении результатов, а и без того милитаристская риторика ликбеза становится все более агрессивной и «военной». Работа именовалась не иначе как «борьбой», к «наступлению» и «штурмовщине» добавились «культштурм», «культтревога», «культармейцы». Этих культармейцев к середине 1930 г. стало миллион, а официальное число учащихся в школах грамоты достигло 10 млн.

А. П. Апсит. «Организуйте избы-читальни». Агитационно-просветительный отдел Всероссийского Бюро военных комиссаров, 1920 г.

Серьезным событием стало введение в 1930 г. всеобщего начального обучения: это означало, что «армия» безграмотных перестанет пополняться подростками.

К середине 1930-х гг. официальная печать утверждала, что СССР стала страной сплошной грамотности – отчасти поэтому от очередной переписи 1937 г. ожидали стопроцентных показателей в этой сфере. Сплошной грамотности не было, но данные были неплохие: в населении старше 9 лет грамотных мужчин было 86%, а грамотных женщин – 66,2%. Однако в то же время не было ни одной возрастной группы без неграмотных – и это при том, что критерий грамотности в этой переписи (как и предыдущей) был низким: грамотным считался тот, кто умел читать хотя бы по слогам, и написать свою фамилию. По сравнению с предыдущей переписью прогресс был колоссальным: большая часть населения все же стала грамотной, дети и молодежь ходили в школы, техникумы и вузы, женщинам стали доступны все виды и ступени обучения.

Однако результаты этой переписи засекретили, а часть организаторов и исполнителей подверглась репрессиям. Данные следующей, 1939 года, переписи были изначально скорректированы: по ним грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет составляла почти 90%, таким образом получалось, что к концу 1930-х годов в ходе кампании было обучено грамоте около 50 миллионов человек.

Даже с учетом известных «приписок», это свидетельствовало о явном успехе грандиозного проекта. Неграмотность взрослого населения, хоть и не будучи до конца ликвидированной, утратила характер острой социальной проблемы, и кампания по ликбезу в СССР была официально завершена.


Анатолий Васильевич Луначарский

Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933) – первый нарком просвещения РСФСР (с октября 1917 по сентябрь 1929 г.), революционер (в социал-демократических кружках он состоял еще с 1895 г.), один из лидеров большевиков, государственный деятель, с 1930-х гг. – директор Института русской литературы Академии наук СССР, литератор, переводчик, пламенный оратор, носитель и пропагандист противоречивых взлядов. Человек, даже в годы гражданской войны мечтавший о скором воплощении идеала Возрождения – «физического красавца, гармонично развивающегося, широко образованного человека, который знаком с основами и важнейшими выводами в самых различных областях: технике, медицине, гражданском праве, литературе…». Сам он во многом этому идеалу старался соответствовать, занимаясь всевозможными масштабными проектами: ликвидацией неграмотности, политическим просвещением, построением принципов передового пролетарского искусства, теории и основ народного образования и советской школы, а также воспитания детей.

Культурное наследие прошлого, по мнению Луначарского, должно принадлежать пролетариату. Историю, как русской, так и европейской литературы он анализировал с точки зрения классовой борьбы. В своих эмоциональных, ярких и образных статьях он утверждал, что новая литература станет венцом этой борьбы, и ждал появления гениальных пролетарских писателей.

Именно Луначарский был одним из инициаторов попытки перевести русский алфавит на латиницу, для чего в 1929 г. в Наркомпросе образовали специальную комиссию. Помимо этой экзотической попытки интеграции с западным культурным миром, он напрямую лично поддерживал общение с известными иностранными писателями: Р. Ролланом, А. Барбюсом, Б. Шоу, Б. Брехтом, Г. Уэллсом и др.

После ухода с поста наркома просвещения Луначарский продолжал писать статьи, а также беллетристику (драмы). В сентябре 1933 г. он был назначен полпредом СССР в Испании, но по дороге туда умер.

Материалы по теме:
Атомный проект: «изделие РДС-1», сохранившее мир

Очевидно, что интерес к использованию атомной энергии в военных целях был переведён в Советском Союзе в практическую плоскость задолго до хрестоматийной беседы «большой тройки» в Потсдаме.

Целинная эпопея

23 февраля 1954 г. в Москве состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором с докладом выступил новый энергичный руководитель страны – Н.С. Хрущев (в сентябре 1953 г. он занял пост первого секретаря.

Тайны «секретного доклада». Малоизвестные страницы ХХ съезда КПСС

ХХ съезд КПСС вошел в учебники истории, кинофильмы, в память граждан как разоблачение культа личности Сталина, начало массовой реабилитации жертв политических репрессий, как съезд.

Материалы по теме

Те, кто жили и учились в Советском Союзе, наверняка помнят, что в школах в те времена стояли особого вида парты - с наклонной столешницей и цельной конструкцией, которая не позволяла изменить расстояние между сидением и столом. Однако несколько десятилетий назад от них стали отказываться, а не так давно внезапно о них вспомнили, желая, чтобы они вновь заняли место в классах. Фотографии из этого альбома публикуются впервые. Создавать подобные альбомы было весьма популярным занятием у сотрудников НКВД. Фотосессии, как сказали бы сейчас, естественно, были постановочные. Фотограф должен был запечатлеть счастливые лица заключённых, уверенно вставших на нелёгкий и, порой, тернистый путь исправления. Что же происходило в системе образования в 20-е годы? Что вызвало жёсткую критику не только со стороны зарубежной интеллигенции, в том числе эмигрантов, но и со стороны большевистско-ленинской «гвардии»?

Борьба с неграмотностью

На момент революции 1917-го, по разным оценкам, от 70 до 75% населения Российской империи не знали грамоты. Иными словами, в наследие большевикам досталась страна, по большей части не умевшая читать и писать. Именно поэтому борьба с неграмотностью стала для советской власти одной из самых главных задач.

В 1919-м, в самый разгар Гражданской войны, Совет народных комиссаров издал декрет о ликвидации неграмотности. Согласно этому документу, на всей территории, подконтрольной советской власти, должны были создаваться пункты ликвидации безграмотности — ликбезы. Год спустя для достижения этой же цели была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности.

В 1929-м уже половина населения страны обучилась грамоте. По переписи 1939-го, 81,2% советских граждан умели читать и писать. А среди молодёжи, то есть людей до 30 лет, уровень грамотности доходил до 98%. Таким образом, Советский Союз достаточно быстро стал государством, где неграмотность была побеждена.

Курсы ликбеза в Петрограде, 1920 год. Источник: coollib. net

Далее — национальной. И это ещё одна заслуга большевиков: около 40 малых народностей СССР получили возможность иметь собственную письменность. Ну и, наконец, одним из важнейших принципов новой школы стал так называемый классовый подход. В первую очередь обучение должно было формировать в советском ребёнке классовое сознание, понимание того, как устроен мир с точки зрения теории Карла Маркса.

Некоторое время большевики не принимали декрета, вводящего всеобщее начальное образование или всеобщее среднее образование. Проблема состояла в том, что для массового обучения государству требовались огромные средства. Но к 1930-му вопрос был решён. По закону «О всеобщем образовании», в Советском Союзе устанавливалось обязательное 4-летнее начальное обучение для сельской местности и обязательное 7-летнее, то есть неполное среднее, обучение для городов. Тогда же, в 1930-е, было решено отказаться от принципа национализации в образовании.

Читайте также: