Почему киберпанк так популярен

Обновлено: 16.05.2024

Киберпанк. Мы часто слышим это слово то тут, то там. Кино, музыка, телевидение, игры – этот жанр давно привлек к себе многих последователей. Многие чувствовали «родство» того мира и нашего. Но так ли это? Возможно ли такое будущее для человечества?

Что это вообще такое? Многие «истинные последователи» киберпанка постараются сжечь как еретика любого, кто увидит следы жанра в обычном научно-фантастическом произведении. При этом какого-то четкого определения нет и поныне. High tech, low life – так обычно характеризуют мир киберпанка. И тут начинаются бесконечные споры. Фанат Deus Ex или «Бегущего по лезвию» скажет, что это когда неоновые вывески под дождем, огромные города, хакеры и искусственные конечности. И злобные корпорации везде, которые обдирают до нитки простых работяг.

Эстеты считают кощунством столь поверхностное восприятие вселенной киберпанка. Для них жанр начинался совсем не с этого. Они читали Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга – признанных «отцов-основателей» киберпанка. У авторов был совсем другой взгляд на борьбу улиц и высоких офисов: хотя антагонисты и были часто алчными корпоративными крысами, сами корпорации далеко не всегда были против главного героя. Что же касается зловещего торжества компьютеров и машин, а также страха перед тотальным контролем, то в раннем киберпанке такого не было. Скорее, это было предвкушение невероятно технологичного будущего, со своими преимуществами или сложностями.

Что же касается злых корпораций – вот тут уже сами фанаты начали добавлять реалии нашего мира в мир вымышленный. Боязнь масонских заговоров и тайных правительств поделили общество киберпанка на нищих борцов с системой и людей в высоком замке. Снятый на этом фоне «Бегущий по лезвию» стал визуальным отражением эволюции жанра.

Так что же есть будущая реальность, а что – вымысел? Будущее, конечно, трудно предсказать, однако упадок и деградацию всего общества родоначальники жанра совсем не имели в виду. Тот же Гибсон, например, признался, что через нестандартное поведение техники вроде разговора компьютера мертвыми голосами или убивающих друг друга роботов гротескно показывались переживания человека. Так они их видели. Киборги передавали ощущение повсеместного вторжения техники в обычную жизнь. Сюжеты об изменении сознания в угоду корпорациям – информационный шум, постоянно окружающий человека в современном мире, осознание могущества маркетинга и рекламы. Все эти вещи еще казались чем-то новым в 80-е, и авторы киберпанка точно уловили, каково человеку жить в этом изменяющемся мире. В этой связи многие сочувствуют герою-бедняку или наркоману-хакеру: его судьбу проще понять обычному человеку.

Так что, если боитесь, что в 2099 году богатый дядя из большого кабинета может нажатием кнопки заставить вас через искусственную руку обокрасть квартиру старушки – возможно, это просто страх перед непростым настоящим, где сильные мира сего могут в разы больше маленького человека. А роботы в будущем могут быть вполне милыми. На всякий случай, помните: все, что человечество может придумать, уже было в «Черном зеркале». Ну, или в «Симпсонах».

Феномен Cyberpunk 2077: Почему геймеры со всего мира так ждут эту игру?

Изначально я хотел разобрать свежий трейлер данной игры с точки зрения НРИ "Cyberpunk 2020". И, пока собирал информацию, понял — время для сравнения еще не пришло. Мы не имеем конечного продукта для этого. Пока получается так, что CD Project RED делает нечто самобытное, консультируясь при этом с Пондсмитом. Точно останется мир мрачного будущего (но уже без яркого блеска неоновых огней. Хотя, судя по трейлеру, чуток неона останется) и Найт-Сити. Сама история случится через 57 лет с момента выхода оригинала. Я буду писать об этой игре, слежу за новостями, и, если уж найду сходства между настольной и компьютерной игрой (их не быть просто не может), то сбацаю статейку. А пока давайте покумекаем на тему феномена игры, которой еще нет. И. как громко упадет данный шкаф в случае падения?

История успеха CD Project RED: Игры по "Ведьмаку"

Потом был браузерный файтинг по мотивам "Ведьмака", в который в первый день сыграла уйма народа. Затем второй "Ведьмак", а позиция компании отнюдь не поменялась. "Убийца Королей" был тепло воспринят и публикой, и критиками, о "проджектах" заговорили. При этом они не были замечены в каких-то вещах, триггерящих аудиторию: участие в политических акциях, микротранзакциях и так далее. После контора объявила, что в разработке новая игра, не имеющая отношения к "Ведьмаку" ( 2012 год ). Потом наступил 2015, "Дикая Охота", кредит доверия аудитории и критиков вырос просто до небес . Каких только титулов уже сейчас не приписывают "Cyberpunk 2077". А ведь она еще даже и не вышла. Подводя промежуточную черту : перед нами одна из немногих студий, которая смогла не скурвиться за весь свой творческий путь. И за это ее любят. НО :-) Вот теперь ложка дёгтя в бочке мёда.

Жанр "Киберпанк": Актуален с 1985 года и по сей день

+ "Акира", "Призрак в доспехах", "Deus Ex", "Бегущий по лезвию", "Джонни Мнемоник", "Матрица" — список можно продолжать. Вы наверняка знаете эти произведения. Некоторые из них вышли, обогнав своё время. Они были непоняты тогда, их восхваляют сейчас. Почему? Потому что человечество стало ближе к антиутопическому миру будущего: многие вещи, привычные нам сейчас, сложно было представить в 2000 году; Потому что "неудачники будущего", от чьего лица обычно ведутся истории, подсознательно позволяют ассоциировать себя с ними.

Да, друже, даже анимационный сериал "Робокоп" из восьмидесятых относится к жанру Да, друже, даже анимационный сериал "Робокоп" из восьмидесятых относится к жанру

— Это достаточно нишевый жанр, не для широкой публики. Многие ошибочно приписывают к нему "Пятый элемент", "Черное Зеркало" и прочие творения, где происходит какой-то трындец на фоне технологий. Я, к примеру, не являюсь фанатом жанра. Мне нравятся все три части "Матрицы", но не из-за того, что они относятся к киберпанку. Если бы я был поклонником, то плевался и вопил бы на тему "Почему они не сняли ту концовку, которую хотели снять изначально" ( к слову, я бы хотел ее увидеть. Почитайте черновой вариант Вачовски ). Лично я жду игру из-за хорошей истории ( делаю ставку на это ), которую могут рассказать CD Project RED в рамках "Cyberpunk 2077". А могут и не рассказать :-)

Грамотный маркетинг поляков: Приглашенный Киану

"Бип". Я помню, что тогда началось, а вы? :-) Заголовки изданий пестрили одами любви к CD Project RED, другие же кричали: "Шесть лет ожиданий и одно ср*ное "Бип"?!". Тем не менее, это сработало. Еще как сработало. А потом начались презентации, трейлеры, подробности. Люди еще ждут!

Подводя черту

Мне, внезапно, вспомнились слова господина Аршавина: "То, что мы не оправдали ваши ожидания, – это не наши проблемы. Это ваши проблемы". Лично я хочу сыграть в "Cyberpunk 2077". Надеюсь, что вольюсь в число первопроходцев. И лично я жду от игры хорошей истории и атмосферы. Расстроюсь ли, если проект не взлетит? Сложно сказать. Время покажет.

Cyberpunk 2077 вышел. Что это и почему такой ажиотаж?!

Приветствую, читатель! Данная статья немного отличается от моего обычного контента, но если я увижу, что тебе это интересно, то подобного контента на этом канале будет больше.

Официальный постер Cyberpunk 2077 от CD Project RED Официальный постер Cyberpunk 2077 от CD Project RED

Долгожданный проект, первый тизер которого был показа ещё в начале 2013 года, разрабатываемый легендарной студией CD Project RED , наконец вышел 10 декабря 2020 года в 3:00 по Москве.

Миллионы игроков во всем мире ждали этого дня с нетерпением. Наглядно показывает это тот факт, что только на сервера Steam сразу после выхода игры упала нагрузка в 51 Тбит/сек. Это объем данных равный свыше 100 копиями игры скачанных за секунду. Российские сервера до сих пор страдают от последствий выхода игры. 8 декабря, в день открытия перезагрузки игры, нагрузка была в 2 раза меньше, чем на релизе, но этого уже достаточно, чтобы увидеть отличие от бывшего лидера PUBG - 22 Тбита, а GTA вообще где-то затерялась со своими 3 Тбитами.

Так почему же Cyberpunk 2077 так ждали?

Чтобы это понять, стоит вообще знать что такое Киберпанк и какое влияние он оказывает на современную культуру.

Киберпанк - [ определение ]

Если хотите так, то поисковик вам в помощь, а для самых "в танке" кратко своими: современное представление будущего, где человеческая мораль сильно исказилась под гнётом невероятного развития цифровых технологий.

Рандомная пикча в стиле киберпанк, взятая из выдачи Яндекса Рандомная пикча в стиле киберпанк, взятая из выдачи Яндекса

Разъяснив в за самую базовую теорию, пора перейти к более углублённому рассмотрению. С чем ассоциируется киберпанк? С парой фильмов и некоторыми книгами. Книг в данном жанре много, что не удивительно, ведь он здесь и зародился. В кино тоже не мало достойных картин, однако куда меньше, чем книг. А из игр.

Мир киберпанка: почему все вокруг говорят про компьютерную игру Cyberpunk 2077

Фото: cyberpunk.net

«Доброе утро, Найт Сити!», радостно выкрикивает телеведущий Стэн под веселую нарезку залитых цветным неоновым блеском сцен с выстрелами в голову и расчлененкой — так начинается Cyberpunk 2077, игра, находящаяся сейчас в том романтическом моменте, когда она еще не стала культом, но уже видно, что это точно случится. Своевременный повод обсудить, за что ее ненавидят, за что можно полюбить и почему 2077 заслуженно претендует на звание игры года.

Ярость ортодоксальных геймеров понятна. Во-первых, игру пообещали восемь лет назад, и за это время несколько раз переносили дату выхода — ставки все росли, хайп зрел и пух, а часть ожидавших попросту перегорела. Во-вторых, размашистый маркетинг «Киберпанка»все эти годы обещал что-то гораздо более грандиозное, чем то, что вышло в начале декабря. В-третьих, у многих владельцев приставок уходящего поколения — речь о PlayStation 4 и Xbox One — 2077 по факту выхода работает настолько отвратительно, что играть практически невозможно, и сейчас разгорается беспрецедентный скандал с отзывом игры из PS Store и полным возвратом денег за уже проданные и даже поигранные (!) копии — и это действительно самый провальный запуск года. Окей, кто виноват и что с этим всем делать?

Фото: cyberpunk.net

Cyberpunk 2077 — это история Ви, девушки (или молодого человека, это настраивается) с темным прошлым и разными предысториями, которые в любом случае довольно скоро выруливают в очень конкретный и максимально жесткий криминальный переплет планетарного масштаба в конце XXI века.

Найт Сити — эдакий гибрид Сан-Франциско и Лос-Анджелеса — если, конечно, представить, что в Лос-Анджелесе из«Бегущего по лезвию» внезапно полюбили необрутализм и 1980-е. Дальше все вроде бы по шаблону: последствия глобального потепления и третьей мировой, засилье мегакорпораций, Япония в роли супердержавы, балканизированные США в раздрае — но, поскольку игра напрямую наследует достаточно культовой настолке, дьявол — в деталях, и здесь они выверены до миллиметра.

Нет, в релизе действительно полно ошибок: от очень стыдных, когда случайные прохожие застревают друг в друге, автомобили не могут объехать пешехода и скапливаются в пробку, а неигровые персонажи как будто не обладают никакой автономностью, — до комичных, когда у главного героя из ширинки вываливается половой орган, а из футболки — грудь, просто от того, что что-то не так пошло с текстурами. Но это поправят — не сейчас, так через пару месяцев. Главное, что сам мир живет и дышит, он настоящий, в нем нет сделанности, не видна волосатая лапа издателя, которая выпрямляла сложные места и сглаживала слишком острые углы — очень заметно, что поляки CD Projekt Red взяли лучшее из своих «Ведьмаков»и с оттягом сделали игру вдоль любимой субкультуры, а уж поклонников у киберпанка полно.

Фото: cyberpunk.net

Второй главный герой истории, Джонни Серебряная Рука, которого и харизматичным голосом и приметной внешностью играет Киану Ривз — рок-звезда, анархист, террорист, сексист и в целом отпетый мошенник. С этим тоже придется смириться, как и с тем, что у Джонни довольно невнятная повестка. Он якобы против корпораций, и сквозь его сексизм вроде бы просвечивает непроговоренный кодекс пацанской чести вроде «своих не бросаем» — ну и ладно, а давно ли вы видели настоящего злодея с внятной повесткой?

Вообще, все претензии к миру 2077 — это претензии к тому, что объект искусства должен быть выверенным, законченным, логичным, гармоничным, актуальным и своевременным. На все это легко возразить, что мир 2077 очень выверен и внутри своей парадоксальной киберпанковской логики очень герметичен, но вот про законченность, ценности, повестку и уж тем более про «что хотел сказать автор» — увольте.

Это место для жизни, в которое зашита впечатляющего эмоционального размаха история часов эдак на 20, а если отвлекаться на посторонние нарративные линии, то и на все 40, в которой находится место примерно всему: есть и кровь, и любовь, и шпионский триллер, и карибский экшн, и похитители органов, и обезумевшие киберпсихи, и LGBTQ+ сюжеты, и гонки по пустыне, и полеты на танке, и шекспировское предательство с убийством, и ядерная бомба, и японские якудза, и феноменальной красоты траурное шествие посреди ночных небоскребов с гигантскими голографическими карпами в качестве привета то ли Мамору Осии и «Призраку в доспехах», то ли Сатоси Кону и его «Паприке» — мало какое приключение в наши дни может похвастаться такой палитрой оттенков.

Фото: cyberpunk.net

Важное про оттенки: если играть за Ви как за female representing character, то очевидный маскулинный перекос, неудивительный для студии, которая насквозь профдеформировалась тремя «Ведьмаками», заметно сгладится: доброжелательная пионерская прямолинейность Ви хорошо оттенит мизогинию Джонни, и пусть гетеросексуальных романтических вариантов останется не так уж и много, зато линия с Пэнэм (и это не спойлер) превратится в настоящую большую дружбу, а сама Пэнэм окажется одной из наиболее объемных и интересных женских героинь за последние годы (пропустить ее в игре невозможно, так что сами все и прочувствуете).

Хребет сюжета при всех своих цветастых поворотах и ловких выкрутасах порой кажется немного прямолинейным, но это впечатление обманчиво. Если вы начнете сравнивать свое прохождение игры с прохождениями друзей, обозревателей и стримеров, то увидите, что ваши неочевидные выборы приводят к самым разным последствиям, и это разительный контраст с типичными ролевыми играми, где даже самый нетривиальный выбор принято буквально проговаривать игроку, чтобы он точно не ошибся. Нет, 2077 живет по непрозрачным законам неоновых улиц: в сюжете есть четкая логика, но для того, чтобы вырулить свою историю в нужное русло, нужно держать в голове многофигурные взаимоотношения районов, банд, корпораций, фиксеров, нетраннеров и других персонажей и акторов этой многополюсной игры, в которой нарочитый буквализм оборачивается ловкой обманкой.

Фото: cyberpunk.net

И в этом парадоксальная сила «Киберпанка»: не предлагая очевидной черно-белой логики и не разделяя Найт Сити на своих и чужих, хороших и плохих, команда CDPR создала удивительной визуальной красоты и убедительности мир, дающий освежающий простор самостоятельным интерпретациям. Напролом рваться к развязке тут, конечно, можно, но совершенно необязательно — между несколькими финалами (я успел пройти два, и они максимально непохожи друг на друга) зашито огромное количество увлекательных, жутковатых, ироничных и просто классных приключений, в которых будет повод и побродить по транспортным развязкам, исчезающим в тумане, и посозерцать залитую солнцем Пасифику, и замереть, заглядевшись на неоновые отражения в лужах ночного дождя. И, конечно же, по дороге убить много красивых людей — но, ребята, тут такие правила! Технически пройти 2077 без единой жертвы можно, но это все же не Deus Ex, а, скорее, Borderlands, и вы существенно усложните себе задачу.

В любом случае это очень своевременная история, доехавшая до нас аккурат в конце крайне непростого года: идеальный эскейпизм и для всех старорежимных любителей «Бегущего по лезвию» и «Джонни Мнемоника», и для тех неофитов, которые через 2077 могут открыть для себя целую вселенную книжного киберпанка от Гибсона и Стерлинга до Олдер и Раяниеми. Игре запросто можно простить и ее витиеватую и невнятную систему прогрессии персонажа, и скорбную мини-игру про кибервзлом (в более чем непритязательной инди-серии Shadowrun решающая похожие задачи мини-игра сделана на два порядка интереснее), и многочисленные глюки, и время от времени отпаивающиеся сюжетные склейки, которые требуют как минимум загрузки из сейва — это все поправят, а что не поправят, так и черт с ним.

2077 звучит выразительным контрапунктом к другой важной игре этого года, Half-Life: Alyx, но если Alyx с ее обязательным требованием иметь мощную VR-систему всерьез рекомендовать всем подряд как минимум странно, то Cyberpunk 2077 — понятное, народное, общее для всех нас место. Про киберпанк были и невероятные, сдвигающие культурные пласты книги; появлялись и фильмы, и анимация, к сегодняшнему моменту уже ставшие культовыми. Были и игры, причем действительно хорошие, но не было Одной Большой Игры. И вот теперь она у нас есть, действительно большая, просторная и важная игра в киберпанк. Отметим этот момент.

И вот еще что: выверенная и безупречная Alyx — это яркое приключение «на рельсах». Да, положа руку на сердце, ее глава «Jeff» — это мое самое сильное игровое переживание лет за десять, но Alyx — это как фильмы Кристофера Нолана. Когда они заканчиваются, досверкав своей идеальностью, пересматривать не то чтобы сразу тянет, а вот к неидеальному и прекрасному в своем нелепом несовершенстве «Киберпанку» хочется возвращаться и возвращаться, и обживать его дальше. И есть надежда, что 2077 это не отдельно стоящая история — зря, что ли, ее пять лет делали? — а начало прекрасной дружбы с продолжениями.

Почему такой ажиотаж вокруг Cyberpunk 2077

А вот тут заложена одна из главных основ хайпа Cyberpunk 2077 . Из игр к данному жанру можно причислить разве что Deus Ex , Shadowrun Return и классику как System Shock и Syndicate . Не густо. Что говорит об отсутствии перенасыщения потребителей данной темой. Людям интересно увидеть огромные города будущего, их жителей, интересно узнать какую историю в подобных декорациях можно воплотить. Так ещё и от именитого разработчика, который сделал лучшую РПГ десятилетия.криншот из игры

Стоит вспомнить, что Cyberpunk не с пустого места взялся. У данной серии уже есть игры, причем не одна и с дополнениями. Только вот незадача для наших юных читателей, заливших весь стол с. слюнями! Это настольные игры Cyberpunk 2013 и Cyberpunk 2020 , вышедшие в 1988 и 1990 годах соответственно. Да, оказывается настольные игры это не только шахматы и манчкин.

Таким образом помимо довольно развитого, но неосвоенного в данном виде жанра, серия имеет масштабную историю и проработаный мир, который живет свыше 30 лет. Данная основа, по-моему мнению, является главной причиной всего интереса и шумихи связанной с Cyberpunk 2077 . Конечно, помимо этого есть множество других факторов, но эти я выделяю как самые главные.

Читайте также: