Почему иерихон был уничтожен

Обновлено: 05.07.2024

Легенда о падении стен Иерихона от звука еврейских труб уже много веков остается одним из самых популярных эпизодов Библии. К этому образу обращаются художники и проповедники, он интересует историков, теологов и даже инженеров. Загадка разрушительной мощи иерихонских труб продолжает волновать умы и в наши дни.

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, «Падение Иерихона» (середина XIX в). Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, «Падение Иерихона» (середина XIX в).

Звуковые пушки Третьего Рейха

Пытались раскрыть загадку иерихонских труб в практическом ключе инженеры Третьего рейха. Так, доктор Ричард Валлаушек занялся исследованием разрушительных возможностей резонанса, вызываемого наложением энергий продольной волны (в этом случае частицы колеблются вдоль направления движения волны) и звука низкой частоты.

Один из древнейших городов планеты

Прежде всего нужно понять, что представлял собой древний Иерихон. Как показали исследования, история этого города начинается около 8 тысячелетий до нашей эры. Это означает, что Иерихон относится к числу древнейших центров цивилизации на планете. Расположение города уникально — ниже уровня моря на 260 метров!

Ученые полагают, что название города (библ. Йерихо) означает «лунный». Возможно, население города во времена нашествия древнееврейских племен из-за Иордана поклонялось луне или месяцу.

Основателями Иерихона были, очевидно, представители культуры Натуфа . Предполагают, что они говорили на древнейшем афразийском языке и представляли собой особую смешанную расу, возникшую в результате контактов негроидов-австралоидов и европеоидов. Их стоянки на месте Иерихона сначала имели временный характер, но затем превратились в постоянное поселение.

Первые стены Иерихона (этот археологический слой называется Иерихон А ) возникли в неолите и были сложены из дикого камня, а круглые жилища строились в основном из необожженного кирпича. Существовали и каменные капитальные хранилища для зерна — жители Иерихона одними из первых людей на планете освоившие земледелие, предпринимали все необходимые меры для сбережения урожая.

Интересно, что эти первые иерихонцы не оставили следов гончарного ремесла. Они делали посуду из камня.

Своих мертвых жители города хоронили без голов. То есть голова покойника отделялась от тела и после специальной обработки (удаление нижней челюсти, украшение раковинами) помещалась под полом жилища. Тела длительное время держали на открытом воздухе и солнце, а сухие кости хоронились вместе с искусственными головами, сделанными из глины, причем глазницы этих «голов» украшались перламутром. Эти особенности похоронных обрядом ученые объясняют верой в воскрешение и жизнь после смерти.

Примерно в 7300 г. до н. э. в Иерихоне появляется другая культура. Этих древних людей принято называть тахунийцами, а оставленный этими людьми культурный слой — Иерихоном Б . Эта новая культура развилась в результате смешения автохтонного населения с пришельцами, которые явились, скорее всего, из Юго-Восточной Европы. Новые жители переняли многие достижения нафутийцев и даже развили их (так, зерна ячменя при тахунийцах увеличились в размерах), но делать сосуды из глины не научились.

Зато этим умением владел другой народ, появившийся в Иерихоне в пятом тысячелетии до н. э. за две тысячи лет Иерихон становится большим процветающим городом, окруженным крепостными стенами из кирпича-сырца.

Пришельцы из-за Иордана

Ко времени нашествия кочевых еврейских племен в XIII веке до нашей эры город был одним из важнейших культурно-экономических центров всего Ближнего Востока. Площадь, занимаемая городскими постройками, составляла порядка 235 тыс. квадратных метров. Иерихон окружали два ряда стен, при этом толщина наружной крепостной стены достигала полутора метров, а за ней имелась внутренняя стена около 3 метров толщиной. Нужно отметить, что подобные укрепления характерны для хеттских городов.

Хетты — народ индоевропейского происхождения, некоторое время владевший значительными ближневосточными территориями.

В общем, к концу XIII — началу XII столетия под стенами процветающего Иерихона вдруг появляются древние евреи. Эти кочевники, возглавляемые талантливым лидером Иешуа Бин-Нуном (библ. Иисус Навин), верным продолжателем дела пророка Моисея, идут завоевывать для себя землю, которую обещал им их единственный и всемогущий бог.

Еврейское войско пересекло Иордан , оставив на восточном берегу все свое имущество, жен и детей. Решительно настроенные кочевники окружили Иерихон. В Ветхом Завете написано, что на седьмой день осады еврейское войско семь раз обошло вокруг Иерихона, при этом священнослужители евреев при этом дули в некие «юбилейные» трубы. Все воины поддержали трубные звуки криком. Стены города обрушились, и город был взят.

Остается добавить, что по приказанию Иисуса Навина евреи уничтожили все население Иерихона (и даже находившихся в городе животных), за исключением блудницы по имени Рахав и ее близких. Дело в том, что эта женщина легкого поведения укрывала у себя посещавших Иерихон еврейских лазутчиков.

На руины города было наложено заклятие, запрещавшее восстанавливать город и жить в нем. Металлы, захваченные в городе — медь, железо, золото — можно было использовать исключительно в религиозных нуждах.

Иерихон: разрушен полковым оркестром, не вписывается в мировую историю…

Немного загадками займемся на канале. Великими и археологическими. Тема в комментариях популярная, списочек составлен, кое в чем даже немного ориентируюсь. Начнем с самой знаменитой, наверное. Библейского Иерихона. Тем более, специалисты бают — в 1955 году его откопала английский археолог Барбара Кеньон.

Краткая история.

О городе немало сказано в Библии, Ветхий Завет. Там он изначально — «город пальм», локализация — берег реки Иордан. Евреи («сыны израилевы»), после смерти Моисея, на исходе своего великого блуждания по пустыням, решили его захватить первым. Послали лазутчиков, но тех заметили. Царь Иерихона велел Раав-блуднице (хм…!), у которой остановились шпионы, немедленно выдать соглядатаев, в пыточную так сказать. Но предприимчивая и смелая дамочка ослушалась, организовала побег. Спустила сотрудников департамента «плаща и кинжала» на веревке с крепостной стены. Три дня помаявшись без карт по горам, лазутчики пришли к израильскому вождю Иисусу Навину, доложили о всех секретах Иерихона.

Видимо сообщили нечто такое, что заставило их руководителя последовательно отказаться от двух очевидных способов взятия города: кровавого штурма и долгой осады. Что он выбрал… не имеет аналогов в мировой военной истории. Само собой, подкрепившись божиим духом после празднования Пасхи, Иисус Навин заставил все мужское население Израиля … пройти обряд обрезания. Традиция была крепко подзабыта со времен Исхода.

Дальше начались, с точки зрения военной науки и медицины, странные похождения израильтян. Шесть дней они бродили вокруг стен Иерихона, соблюдая безопасную дистанцию от защитников. В авангарде — воины, следом брели мужчины. В непонятном отчаянии — горестно дули в дудки и трубы. Жрецы несли Ковчег, замыкали эту безумную процессию старики, женщины, дети.

Как нам сообщают Источники, 4 миллиона человек зловеще молчали, упрямо месили землю натруженными ногами. Вокруг города только гремели звуки труб и прочих духовых инструментов. Осажденные, не в силах послать за специалистами-мозгоправами к соседям (осада же), рассудили так: это какая-то боевая магия. Но трезво оценив оборонительные возможности крепостных стен — сдаваться не помышляли.

После шестисуточных пеших упражнений в сопровождении народного оркестра, Иисус Навин (нарушив Завет отдыха седьмого дня) — приказал начать неожиданный по тактике штурм. Израильтяне кружанули вокруг крепостных стен еще шесть раз. Сохраняя гробовое молчании. На седьмом круге дружно и громко заорали что-то устрашающее… Стены не выдержали криков — и рухнули. После начался невиданный геноцид населения Иерихона, были перебиты все, даже животных не пощадили. За ислючением доброй блудницы Раав, пустившей переночевать израильских шпионов. Город был обращен в пепел, сожжен дотла…

Аргументация Иисуса Навина, зачем так было поступать, — в библейском обосновании видится бредом параноидального маньяка, но не суть. Этот вождь был так зол на Иерихон, что пообещал замысловатые проклятья на головы тех, ко посмеет восстановить эти руины. Через несколько веков это подзабыли, Иерихон был отстроен. Там даже было открыто уникальное учебное заведение, под названием «училище пророков».

Город…

Эпоха этих поселений ведет свою историю из времен, когда люди освоили металлы, их обработку. Стали собирать урожаи в таком количестве, что оставалось немало излишков. Чтобы не делиться ими с менее трудолюбивыми охотниками-мародерами, харч стали припрятывать. Сперва за частоколами и невысокими глинобитными стенами посёлков-деревень.

Надежно защитить свои амбары, рынки, первые храмы (с подношениями), ремесленные мастерские — силами одной общины невозможно. Нужно объединяться. Сначала — с единоплеменниками, ведущий такой же образ жизни, принимающих участие в торговом обмене. Нужны были вожди, военная прослойка для мобильного реагирования на угрозы. Возникли потребности в некоем центре оседлых территорий. Там стали жить избранные люди, первая знать. Обычно это выглядело незатейливо: высокая башня внутри обвода стен. Это говорит наука, так возникли первые города.

Первостроители .

До недавнего времени вопрос не выглядел спорным или противоречивым. Первыми городами в истории цивилизации считались поселения и конгломерации Древнего Египта и Двуречья, расположенные в низовьях Тигра и Евфрата. Там же назначено появление величайших государств древности. Но… Египет и Двуречье нам представляют археологию и письменную историю… небывало развитых цивилизаций.

Дельта Нила, Тигр и Ефрат даже в самых ранних слоях дают грамотно построенные дома и храмы, обожженную посуду самых разных форм и назначения. Английские археологи XIX века, вдумчиво вытряхнув из Индии все ее храмовые богатства, тоже стали копать. Вполне научно перенеся право «первой древности» — на города долины Инда. Приложив соответствующие легенды местного населения об их покорении и разрушении. Виновниками назначили воинственных ариев середины II тысячелетия до нашей эры. Так, первое градостроительство отодвинули на неизвестное число столетий вглубь. До нашествия ариев, ага.

Вот возник резонный вопрос: кто учил древних египтян и шумеров строить города, крепостные стены, большие храмовые и общественные здания? Где те первые робкие эксперименты, в каких местах? Не деревеньки охотников-собирателей, землепашцев. Не общие большие племенные дома, из которых веками потом разрастались поселковые и городские кварталы.

Вводные для поиска были очевидны: последний ледник отступил десять тысяч лет назад, Евразия приобрела климатический облик современности, с небольшими отклонениями. Из великих изменений — Сахара и Двуречье. Сначала они были более влажными и плодородными, нежели сейчас. Сейчас к великой африканской пустыне примеряются многие исследователи, считают: это древнее царство бегемотов, жирафов, слонов и львов даст немало полезных находок. Не только каменного века, там могут быть и первые прото-города. А их полукочевые обитатели — первыми строителями и учителями древних египтян. Но не суть, нам Иерихон интересен.

Читая Библию ,

много не поймешь. Альтернативщики с продвинутым духовенством культов Книги единодушны: так была записана история применения некоего «оружия». Что досталось Иисусу Навину вместе с чудесным древним Знанием (обрезание, так понимать). Есть веселые предположения: стены Иерихона были такими ветхими, что в городе запрещали громко разговаривать, петь песни. Ага, чтобы не рухнули во время иерихонской дискотеки. Именно по этому горевала блудница Раав, невольно выдав страшную тайну города лазутчикам… Оперная дива. Ладно, в топку это.

По мнению очень большого числа ученых, в разрушение города Иерихона повинно землетрясение. Логично. Если бы на крепостные стены действовала внешняя сила, хоть «чудо-оружие» Навина — они бы рухнули внутрь. Но как говорит археология — направление разрушений идет с севера — на юг. Все здания рухнули в этом одном направлении.

Так может работать природа, если будет сильный подземный толчок из недалекого северного эпицентра. Вроде правдоподобно: Иерихон стоит в районе Мертвого моря, близ реки Иордан, геологическая встряска там обыденное дело. Город неоднократно рассыпался в щебень за всю историю, последнее землетрясение зафиксировано 11 июля 1927 года.

А теперь самое вкусненькое ,

археологи докопались до слоев …которым восемь тысяч лет, это минимум. Иерихон стал самым древним городом Египта и Двуречья. Его очень-очень толстые крепостные стены опоясывали массивную крепостную башню и площадь поселения — более десяти гектаров. По самым минимальным прикидкам, там могли жить — до пяти тысяч человек. Для тех времен, мегаполис уровня Гонконга или Мехико.

Сомнений в радиоуглеродной датировке нет, перепроверено не раз, каждый год появляются уточнения в научных журналах. Путем зондирования было установлено: самые древние стены города относятся к VIII тысячелетию, но есть еще более древнее святилище, ему 9551 год до нашей эры.

Вся эта монструозная фортификация строилась без применения кайл и мотыг. В крепкой скале был вырублен (?) ров шириной восемь с половиной метров, глубиной — два. Стены имели толщину 1,64 м, первоначально каменная ее основа была пятиметровой, выше шла кладка из сырцового кирпича. Предположительно — до семи-восьми метров. Вопрос… от кого такие стены должны защищать? Ладно, пусть от наводнений, другого врага в те времена просто не существовало. С осадными технологиями античности и Средних Веков.

Была и городская планировка. Дома тоже обнесены стенами, образующими дворы. В центре более массивные и просторные здания, явно для верхушки племенной или жреческой. К руглые, похожие на палатки. Опираются на каменные фундаменты, стены из сырцового кирпича, одна поверхность которого выпуклая (тип «свиная спина»). Стены обмазаны глиной, тщательно заполированы, часто красились.

Чем занимались горожане, можно только гадать. Скорее всего — добычей, переработкой, торговлей солью Мертвого моря. Серы и битума тоже. Как в последующие эпохи. В Иерихоне найдены обсидиан, нефрит и диорит из Анатолии, бирюза Синайского полуострова, раковины каури Красного моря — признаки меновой торговли с другими территориями, самый ходовой расчетный товар неолита.

Итак, открытие Иерихона стало сенсацией археологии 1950-х годов. Регулярной и почти бессменной работой постоянных экспедиций были обнаружены последовательные наслоения двух комплексов. Так называемый «докерамический неолит А» (VIII тыс. до н.э.) и «докерамический неолит Б» (VII тыс. до н.э.). Оба они тоже были окружены каменной мощной оборонительной стеной. С примыкавшей огромной (судя по фундаментам) круглой каменной же башней.

Еще одна загадка там нашлась. Оказывается, уже 10 тысяч лет назад существовал культ «раздельного захоронения» покойников. Тело — под порог своего дома, голову же — хоронили отдельно. Этот «лунный культ» так и не разгадан. Находки Иерихона ничего не прояснили. Здешние обитатели той поры не знали глиняной посуды, только фигурки примитивные лепили. Были низкорослы (около полутора метров), пользовались костяными и каменными орудиями, внешность имели обычную для так называемой «евро-африканской расы».

Вопрос статьи

будет незатейливый. Сделано выдающееся открытие, которое совершенно изменило представления о ранней истории человечества. Исследователи пробились сквозь 40 (однако!) культурных слоев, обнаружили сооружения неолитического периода с громадными постройками. Эта эпоха, когда в Евразии должны были жить только кочующие племена, перебивавшиеся с корешков на суслика. А тут… откровенно цивилизационный гигантский прыжок, переход к высокопродуктивному земледелию, строительным технологиям, четко обозначенным религиозным культам.

Более глубокие слои, старше 10 тысяч лет, показывают — была эволюция города. Не на пустом месте Иерихон вырос. Период между культурой первоначального поселения и культурой «нового города» рубежа IX и VIII тысячелетий до н.э., — непрерывен, жизнь здесь не умирала. Но пересмотр академических представлений о картине развития и технических возможностей, которыми располагало человечество 10 тыс. лет назад, — так и не произошел. Хотя семь десятков лет прошло уже.

Версии

предполагать станем, «наперстки» наполнять. Что такое Иерихон, откуда взялся, почему наука ничего толком не растолковала.

Первый «наперсток» почти научен. Плеснем туда «недостаточность научных данных» о зарождении высокоразвитых (почти античных) цивилизаций. Минимальное число артефактов «доисторического периода», спорность времени появления загадочных мегалитических построек. Как вариант: многие другие «Иерихоны» смыты Всемирным Потопом или покоятся на дне морском.

Чуть веселее можно подумать, после второго «наперстка»: академическая «неолитическая революция» (9500 год до н. э.— 5500 гг. до н. э. ) не имеет отношения к Иерихону, возникновению цивилизаций Шумера и Египта. К нашему эволюционному пути — соответственно, тоже. Мы развились благодаря внешним идеям единичных пришельцев-цивилизаторов. (Ща еще долью себе, минуточку).

Так вот. Шумер и до-династический Египет развивались параллельно с той же… Атлантидой, стартовав 12 000 тысяч лет назад. Еще до Потопа. Ведь про какие-то Тиррению и Пеласгию-Прафинию пишет Платон. Они с атлантами воевали. После неизвестной катастрофы, выжившие создали упрощенную версию своих цивилизаций. Шумер и древний Египет.

Ну и третий «наперсток»: вся человеческая цивилизация — более древняя, чем нам говорят. Неолитическая революция произошла в среде кроманьонцев около 15 000 лет до нашей эры, а то и глубже в старину забираться можно смело. Эволюция шла неравномерно. Скачок от первобытнообщинного строя произошел не за 2-3 тысячелетия, в раз в десять дольше длился.

Почему пал Иерихон: основные версии

Вот уже много столетий исследователей Библии и просто любопытных людей волнует этот вопрос. Трубы «шофары» , сделанные из рога кошерных животных и применяемые в ритуальных целях, вряд ли способны разрушать крепостные стены.

К настоящему времени оформилось три версии того, что случилось со стенами Иерихона (исключим радикальные точки зрения вроде тех, что стены разрушил Бог или что осады Иерихона вообще не было).

Первая версия — назовем ее физической — объясняет падение стен такими объективными явлениями, как обратный термоакустический эффект (преобразование звука в тепловую энергию) и резонанс (резкое увеличение амплитуды колебаний в системе при определенном внешнем воздействии).

Сторонники второй версии напоминают нам, что эпизод о разрушении иерихонских стен был записан через много лет после описываемых событий, а источником информации для людей, пишущих Ветхий Завет, служили дошедшие до них предания. В общем, основная работа была проделана с помощью неких стенобитных орудий , а вся слава досталась трубам.

Третья версия предполагает, что еврейская армия проникла в город с помощью разведчиков (тех самых, что укрывала в своем доме блудница Рахав). Они могли перебить стражу и открыть ворота. Звук труб в этой версии являлся сигналом к нападению или же отвлекающим противника маневром.

Пришельцы из-за Иордана

Ко времени нашествия кочевых еврейских племен в XIII веке до нашей эры город был одним из важнейших культурно-экономических центров всего Ближнего Востока. Площадь, занимаемая городскими постройками, составляла порядка 235 тыс. квадратных метров. Иерихон окружали два ряда стен, при этом толщина наружной крепостной стены достигала полутора метров, а за ней имелась внутренняя стена около 3 метров толщиной. Нужно отметить, что подобные укрепления характерны для хеттских городов.

Хетты — народ индоевропейского происхождения, некоторое время владевший значительными ближневосточными территориями.

В общем, к концу XIII — началу XII столетия под стенами процветающего Иерихона вдруг появляются древние евреи. Эти кочевники, возглавляемые талантливым лидером Иешуа Бин-Нуном (библ. Иисус Навин), верным продолжателем дела пророка Моисея, идут завоевывать для себя землю, которую обещал им их единственный и всемогущий бог.

Еврейское войско пересекло Иордан , оставив на восточном берегу все свое имущество, жен и детей. Решительно настроенные кочевники окружили Иерихон. В Ветхом Завете написано, что на седьмой день осады еврейское войско семь раз обошло вокруг Иерихона, при этом священнослужители евреев при этом дули в некие «юбилейные» трубы. Все воины поддержали трубные звуки криком. Стены города обрушились, и город был взят.

Остается добавить, что по приказанию Иисуса Навина евреи уничтожили все население Иерихона (и даже находившихся в городе животных), за исключением блудницы по имени Рахав и ее близких. Дело в том, что эта женщина легкого поведения укрывала у себя посещавших Иерихон еврейских лазутчиков.

На руины города было наложено заклятие, запрещавшее восстанавливать город и жить в нем. Металлы, захваченные в городе — медь, железо, золото — можно было использовать исключительно в религиозных нуждах.

Один из древнейших городов планеты

Прежде всего нужно понять, что представлял собой древний Иерихон. Как показали исследования, история этого города начинается около 8 тысячелетий до нашей эры. Это означает, что Иерихон относится к числу древнейших центров цивилизации на планете. Расположение города уникально — ниже уровня моря на 260 метров!

Ученые полагают, что название города (библ. Йерихо) означает «лунный». Возможно, население города во времена нашествия древнееврейских племен из-за Иордана поклонялось луне или месяцу.

Основателями Иерихона были, очевидно, представители культуры Натуфа . Предполагают, что они говорили на древнейшем афразийском языке и представляли собой особую смешанную расу, возникшую в результате контактов негроидов-австралоидов и европеоидов. Их стоянки на месте Иерихона сначала имели временный характер, но затем превратились в постоянное поселение.

Первые стены Иерихона (этот археологический слой называется Иерихон А ) возникли в неолите и были сложены из дикого камня, а круглые жилища строились в основном из необожженного кирпича. Существовали и каменные капитальные хранилища для зерна — жители Иерихона одними из первых людей на планете освоившие земледелие, предпринимали все необходимые меры для сбережения урожая.

Интересно, что эти первые иерихонцы не оставили следов гончарного ремесла. Они делали посуду из камня.

Своих мертвых жители города хоронили без голов. То есть голова покойника отделялась от тела и после специальной обработки (удаление нижней челюсти, украшение раковинами) помещалась под полом жилища. Тела длительное время держали на открытом воздухе и солнце, а сухие кости хоронились вместе с искусственными головами, сделанными из глины, причем глазницы этих «голов» украшались перламутром. Эти особенности похоронных обрядом ученые объясняют верой в воскрешение и жизнь после смерти.

Примерно в 7300 г. до н. э. в Иерихоне появляется другая культура. Этих древних людей принято называть тахунийцами, а оставленный этими людьми культурный слой — Иерихоном Б . Эта новая культура развилась в результате смешения автохтонного населения с пришельцами, которые явились, скорее всего, из Юго-Восточной Европы. Новые жители переняли многие достижения нафутийцев и даже развили их (так, зерна ячменя при тахунийцах увеличились в размерах), но делать сосуды из глины не научились.

Зато этим умением владел другой народ, появившийся в Иерихоне в пятом тысячелетии до н. э. за две тысячи лет Иерихон становится большим процветающим городом, окруженным крепостными стенами из кирпича-сырца.

Звуковые пушки Третьего Рейха

Пытались раскрыть загадку иерихонских труб в практическом ключе инженеры Третьего рейха. Так, доктор Ричард Валлаушек занялся исследованием разрушительных возможностей резонанса, вызываемого наложением энергий продольной волны (в этом случае частицы колеблются вдоль направления движения волны) и звука низкой частоты.

Тайна чудесных иерихонских труб

Легенда о падении стен Иерихона от звука еврейских труб уже много веков остается одним из самых популярных эпизодов Библии. К этому образу обращаются художники и проповедники, он интересует историков, теологов и даже инженеров. Загадка разрушительной мощи иерихонских труб продолжает волновать умы и в наши дни.

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, «Падение Иерихона» (середина XIX в). Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, «Падение Иерихона» (середина XIX в).

Почему пал Иерихон: основные версии

Вот уже много столетий исследователей Библии и просто любопытных людей волнует этот вопрос. Трубы «шофары» , сделанные из рога кошерных животных и применяемые в ритуальных целях, вряд ли способны разрушать крепостные стены.

К настоящему времени оформилось три версии того, что случилось со стенами Иерихона (исключим радикальные точки зрения вроде тех, что стены разрушил Бог или что осады Иерихона вообще не было).

Первая версия — назовем ее физической — объясняет падение стен такими объективными явлениями, как обратный термоакустический эффект (преобразование звука в тепловую энергию) и резонанс (резкое увеличение амплитуды колебаний в системе при определенном внешнем воздействии).

Сторонники второй версии напоминают нам, что эпизод о разрушении иерихонских стен был записан через много лет после описываемых событий, а источником информации для людей, пишущих Ветхий Завет, служили дошедшие до них предания. В общем, основная работа была проделана с помощью неких стенобитных орудий , а вся слава досталась трубам.

Третья версия предполагает, что еврейская армия проникла в город с помощью разведчиков (тех самых, что укрывала в своем доме блудница Рахав). Они могли перебить стражу и открыть ворота. Звук труб в этой версии являлся сигналом к нападению или же отвлекающим противника маневром.

Как евреи Иерихон разрушили


1 комментарий/ 3283

Иерихон, город 7-2-го тыс. до н. э. в Палестине (к северо-востоку от Иерусалима). Открыты остатки укрепленных поселений эпохи неолита и бронзы, руины города с мощными стенами XVIII-XVI вв. до н.э., гробницы и др. В конце 2-го тыс. до н. э. разрушен еврейскими племенами. По библейскому преданию, стены Иерихона рухнули от звуков труб завоевателей («иерихонские трубы»).

После исхода из Египта и смерти Моисея израильтян возглавил Иисус Навин. Согласно воле Яхве, он повел их завоевывать Ханаан. Первым городом на его пути почему-то оказался Иерихон (вопрос не прояснен и до сих пор), хотя он не лежал ни на пути из Египта, ни на пути из пустыни. Город крепость считался неприступным, поэтому Иисус выслал разведчиков. Очевидно, лазутчики подтвердили самые худшие опасения израильтян относительно мощи иерихонских стен, так как предпринятая Иисусом-полководцем тактика осады не имеет аналогов в мировой истории.

Справив пасху, Иисус приказал всему мужскому населению Израиля подвергнуться обряду обрезания, который не применялся со времен Исхода. Вслед за этим израильтяне на протяжении шести дней ходили на безопасном для жизни расстоянии вокруг стен Иерихона.

Шествие возглавляли воины, за ними шли мужчины и дули в дудки и трубы, следом жрецы несли ковчег, а замыкали эту процессию старики, женщины и дети.

Общим числом 4 миллиона человек, все зловеще молчали, воздух оглашали только вой и свист дудок. С удивлением и тревогой стражи на башнях обреченного города наблюдали за каждым перемещением израильтян и докладывали городскому начальству. Они не могли даже вообразить, что означает все это представление. Иерихон бросил вызов израильскому войску и Богу Небесному, но когда его жители увидели могущественное воинство, каждый день марширующее вокруг города и демонстрирующее военную мощь и величие, когда они увидели великолепие священного ковчега и сопровождающих его священников, то впечатляющее таинство этого зрелища вселило страх в сердца князей и народа. Иерихонцы снова и снова проверяли свои мощные защитные укрепления, желая удостовериться, что они в состоянии успешно отразить самую ожесточенную атаку. Многие защитники высмеивали саму мысль о том, что эти странные, необычные действия врагов могли причинить какой-либо вред их городу, но часть воинов была охвачена благоговением и трепетом, взирая на величие и великолепие той процессии, что каждый день величаво обходила Иерихон. Хананеи вспоминали, что сорок лет назад Красное море расступилось перед этим народом и что совсем недавно евреи точно так же посуху перешли через Иордан. Они не знали, какие еще чудеса Бог мог сотворить для израильтян, но наглухо закрыли ворота города и приставили к ним для охраны самых сильных воинов. Осажденные, подозревая магический смысл происходящего, но не сдавались на милость.

На седьмой день Иисус Навин решился на штурм.

Читайте также: