Почему готика пламенеющая

Обновлено: 04.05.2024

Еще записи по тегу "архитектура"

Дом Поленова в Москве станет музеем

Иногда события так любопытно рифмуются. По дому Левитана, где его музея не будет, я бродила вчера. А позавчера я ходила по другому дому, тоже…

Дом-мастерская Левитана в Москве не будет его музеем

Я давно слежу за судьбой милого особнячка в центре города. Весной его выставили на аукцион, никто не купил. Потом были попытки впихнуть его…

Фоторепортаж с еще одной стройки Пушкинского музея

Музейный квартал вокруг основного здания ГМИИ им. А.С. Пушкина уже давно превратился в гигантскую стройку, в которой множество старинных зданий…

Готическая архитектура

Готическая архитектура развивалась в западной и центральной Европе с конца 12-начало 16 века.

В готическом стиле в основном возводили соборы , религия в тот период была главным рычагом власти, люди нуждались в церкви, собор был самым посещаемым местом в городе ,даже в недостроенном виде люди могли приходить в собор, он был сердцем города.

Разберем основные элементы, которые ввелись в архитектуру.

Важное изменение пришло на каркас здания, в готике он вынесен наружу и удерживает силу расспора.

На картинке показан фасад в разрезе , где мы можем увидеть контрфорс и аркбутан, вместе составляющие конструкцию берущую на себя силу распора .

Контрфорс-вертикаль,принимает на себя силу расспора от сводов несущей стены.Сверху контрфорсов пинакль(башенка, для утяжеления и предотвращения сдвига контрфорса)

Аркбутан-полуарка, которая передаёт силу распора от сводов к контрфорсу(о сводах мы говорили в прошлой статье)

! Также использование крестовых сводов, но с выступающим ребром -нервюрой, которая тоже позволяет облегчить силу расспора.

На самом деле пока писала подумала о том где сейчас в архитектуре можно применить подобные конструкции. можно, но не в таких количествах, в готике каркас здания, это отдельная особенность стиля.

Фронтон , завершающий порталы и арки, остроконечный и декорированный называется вимперг

Особенности готической архитектуры

- Стрельчатый свод, состоящий из двух пересекающихся друг с другом сегментных дуг.

Общее описание готической архитектуры

Внутреннее пространство, бесплотная воздушная среда, в которую вступает человек, приобрела в готическом соборе ту силу художественного воздействия, какую на Востоке имели тяжелые каменные массивы, в Греции — выточенные из камня архитектурные формы.

Своей вместимостью и высотой готические соборы значительно превосходят самые большие романские соборы.

Строительная схема готического собора

Наиболее бросающимися в глаза техническими средствами, которыми пользуется готика, являются стрельчатые арки и каркасная система с ребристым сводом. Они придают собору особый внешний вид и устойчивость. Контрфорсы и аркбутаны входят в наружную каркасную конструкцию собора, являясь не только украшением, но и несущим элементом, воспринимая серьезную нагрузку от наружных стен.

История возникновения готической архитектуры

Готика зародилась в XII веке в северной Франции. В последующие столетия она распространилась во многих европейских странах.

В XI и XII веках формирование городской буржуазии стало толчком для развития культуры и экономики. На этой волне, в городах, развернулось широкое строительство строений нового архетипа, который, спустя пару веков начали называть готикой. Название данного стиля принадлежит итальянскому архитектору, живописцу и писателю Джорджо Вазари. Таким образом, он выразил своё отношение к архитектурному стилю, казавшемуся ему, грубым и варварским.

Готические соборы строились не без податей горожан. Нередко, строительство прерывалось на десятилетия во время войн и стихийных бедствий. Многие соборы так и остались незаконченными. Некоторые соборы начинали строиться в одном стиле, а заканчивали в другом. Например, Шартрский собор (1145-1260), украшенный двумя стилистически разными башнями.

Основное предпочтение отдавалось строительству больших соборов, церквей и замков.

В архитектуре Западной Европы, готику можно разделить на 3 вида, соответствующие разным временным отрезкам:

1. Ранняя готика или стрельчатая (1140-1250 гг.) . Переход от романского стиля к готическому. Происходит это с середины XII в во Франции, Англии и Германии . Для него характерны мощные стены зданий и высокие арки.

2. Высокая (зрелая) готика. XIII-XIV вв. (1194-1400 гг.) Усовершенствование ранней готики и признание её городским архитектурным стилем Европы. Зрелой (высокой) готике присуща каркасная конструкция, богатые архитектурные композиции, большое количество скульптуры и витражей.

3. Поздняя готика (пламенеющая). XIV в. 1350-1550. Название происходит от похожих на языки пламени узоров, применявшихся при оформлении зданий. Это высшая форма готической архитектуры, где главное внимание уделяется декоративным элементам. Орнаменты в форме «рыбный пузырь». Для этого периода характерно развитие скульптурного искусства. Скульптурные композиции не только воспитывали у людей религиозные чувства, изображая сюжеты из Библии, но и отражали жизнь простого народа.

В отличие от Германии и Англии, поздняя готика во Франции, разоренной Столетней войной, не получила широкого развития и не создала большого числа значительных произведений. К наиболее значимым сооружениям поздней готики относятся: церковь Сен-Маклу (Сен-Мало), Руан, Кафедральный собор в Мулене, Миланский собор, Севильский кафедральный собор, Нантский собор.

На родине готики, во Франции, выделяют следующие этапы этого стиля:

1. Стрельчатая готика (ранняя) (1140-1240 гг.)

2. Лучистая готика или Rayonnant – «сияющий стиль» (1240-1350 г.г.)

Стиль готической архитектуры, сложившийся во Франции после 20-х годов XIII века, называют “лучистым” — в честь типичного для того периода орнамента в форме солнечных лучей, украшавшего изящные окна-розы. Благодаря техническим инновациям формы ажурного каменного декора окон стали богаче и изысканнее; сложные узоры теперь выполняли по предварительным чертежам, сделанным на пергаменте. Но несмотря на возросшую сложность орнаментов, декоративная структура по-прежнему оставалась двухмерной, лишенной объема.

3. Пламенеющая готика (поздняя) (1350-1500 гг.)

Кафедральный Собор Нотр Дам де Руан. Пламенеющая готика Кафедральный Собор Нотр Дам де Руан. Пламенеющая готика

В Англии и Германии выделяют несколько иные этапы готического стиля в архитектуре:

1. Ланцетовидная готика. 13 век. Характерным элементом являются расходящиеся пучки нервюр сводов , напоминающих ланцет.

Интерьер собора в городе Дареме. «Распускающиеся пучки» нервюр. Ланцетовидная готика Интерьер собора в городе Дареме. «Распускающиеся пучки» нервюр. Ланцетовидная готика

2. Украшенная готика. 14 век. Декоративность приходит на смену строгости ранней английской готики. Своды собора в Эксетере имеют дополнительные ребра, и кажется, будто над капителями вырастает огромный цветок.

3. Перпендикулярная готика. XV век. Преобладание вертикальных линий в рисунке декоративных элементов. В соборе Глостера ребра разбегаются от капителей, создавая подобие раскрытого веера, — такой свод и называют веерным. Перпендикулярная готика просуществовала до начала XVI в.

Ульмский Собор. Вид с птичьего полета. Перпендикулярная готика Ульмский Собор. Вид с птичьего полета. Перпендикулярная готика Ульмский Собор. Вид с роста человека. Перпендикулярная готика Ульмский Собор. Вид с роста человека. Перпендикулярная готика

5. Зондерготика (от нем. Sonder – «особая») – позднеготический стиль архитектуры, бывший в моде в Австрии, Бавариии и Богемии в XIV-XVI веках. Для стиля характерны массивные величественные здания, тщательно вырезанные из древесины детали внутреннего и внешнего декора.

Особенности ранней готики. Главные отличительные признаки.

  • Высокие стрельчатые окна без масверка (Франция), с масверком и без крипты (Германия)
  • Фасады 2-х башенные с круглыми окнами (розасами). Розас и фасад Нотр-Дама в Париже становятся образцами многочисленных кафедральных соборов
  • Масверк, круглое готическое окно и вимперги высшей утонченности
  • Важные росписи по стеклу
  • Членение стен 4-х зонное
  • Круглые колонны с 4 тонкими служебными колоннами
  • Богатая орнаментика капителей
    Исключительно стрельчатые арки

Особенности зрелой готики. Главные отличительные признаки.

  • Вместо стен устанавливаются витражи с росписью. После замены односкатных крыш боковых нефов шатровыми и вальмовыми крышами удается снабжать задними окнами и трифории (Кельн). окна верхних проемов круглые
  • Членение стен 3-х зонное
  • Тонкие разделяющие стены
  • Стремление ввысь, которое требует двойных (Шартр 36 м, Бове 48 м) и тройных аркбутанов
  • Колонны составные (пучкообразные)
  • Арки полуциркульные
  • Свод 4-частный
    Крыши башен ажурные

Особенности поздней готики. Главные отличительные признаки.

  • Низкие верхние оконные проёмы или уменьшение размеров окон, а так же круглые окна наряду со стрельчатыми с богатым ажурным орнаментом
  • Более высокие аркады
  • Более декоративно насыщенная (стиль «Изабелла с 1475, стиль «платереско» — соединение восточных и мавританских влияний)
  • Ажурный орнамент в виде рыбьего пузыря (каф. собор Амьена 1366-1373)
  • Средний неф выше боковых и меньше разделительных элементов между нефами. В германии поперечный неф вовсе отсутствует
  • Колонны приобретают более упрощенный профиль. круглые столбы устанавливаются далеко один от другого
  • Капитель на служебных колоннах отсутствует или есть на отдельных колоннах
  • Арки больших размеров — килевидная (уже ренессансная)
  • Звездчатый или сетчатый свод и свод с замковыми нервюрами с грушевидным профилем
  • Трифорий отсутствует
    Крыши с куполами

Окна в готической архитектуре

Стены-перегородки травей и хоров заполняются окнами с цветными стеклами, а фронтонные стены главного и боковых нефов — розетками. Особенно большую роль в архитектуре играет ажурный орнамент готики (массверк).

Почему готика пламенеющая

Art gallery

Школа искусств

Omsk life

Поиск по сайту

Самое читаемое.

Мы в контакте

"ПЛАМЕНЕ́ЮЩАЯ ГО́ТИКА" (франц. "gothique flamboyant", от flamme,лат. flamma — "огонь, пламя") — историко-художественный стиль , характеризующий поздний, заключительный этап развития Готики. Хронологические границы стиля определяются примерно 1350—1550 гг. и относятся к странам Центральной и Северной Европы ("к северу от Альп").

В отличие от стиля интернациональной готики , получившего распространение в теже годы (1390—1430-е) в основном в живописи , "пламенеющая готика"(также интернациональный стиль) развивалась главным образом в архитектуре . Название возникло от характерных для этого периода архитектурных деталей —фиал, крестоцветов и переплетов окон, изощренно изгибающихся инапоминающих языки пламени (англ. flowing tracery — "текучийузор").

Окно октагона собора в Или, Англия. 1322—1342

Однако смысл стиля не сводится к внешним проявлениям. "Пламенеющая готика"— "венец средневековья" и, одновременно, кризисная фаза развитияготического стиля, в которой искусство Готики как бы отрицает само себя,подготавливая тем самым почву для распространения новых художественных идей. Для этого времени характерно строительство зальных храмов,в которых боковые нефы выводили на одинаковую высоту с центральным, а тонкие пучки колонн и огромные окна создавали ощущение единого пространства .

В этом можно увидеть предвестие классицистического архитектурного мышления,которое формировалось в эти годы в Италии. Однако термин "пламенеющая готика" (как и само слово "готика" и многие другиеназвания, к примеру "барокко") вначале использовали с критическим оттенком. Термин ввел французский историк Шарль-Виктор Ланглуа (Langlois, 1863—1929), считая "пламенеющие формы" вырождением готического стиля. Только в 1972 г. вышло обобщающее и беспристрастноеисследование канадского историка Р. Санфеона "Пламенеющая архитектура во Франции".

Высшая стадия "пламенеющей готики" во Франции связана с периодом правления Людовика XI (1461—1483). Архитектурные детали, имевшие на первых стадиях формирования и развития готического стиля конструктивное значение, окончательно утрачивают тектоничность и превращаются в прихотливый узор , каменную паутину, заполняющую поверхности вимпергов, тимпанов, оконных проемов, больших "роз". Особенно примечательны извилистые линии такого узора южной "розы" собора в Санлисе, западного фасада церкви Св. Троицы в Вандоме (XV в.) и церкви Сен-Уан в Руане (XIV—XV вв.). После стиля "высокой готики" Иль-де-Франс , или стиля Людовика IX Святого , новые тенденции в архитектуре Франции отчетливо выявляются в период правления короля Карла VII (1422—1461). В зданиях Бурже и знаменитом Госпитале в Бонэ (1443—1448), памятнике бургундской школы, уже проявились ренессансные черты.

башня Сен-Жак

Образцом "пламенеющей готики" считают башню Сен-Жак в Париже, галереи клуатра и хоры церкви аббатства Мон-Сен-Мишель (1450—1521).

Для поздней Готики характерно устремление мастеров к дематериализации формы, преодолению естественных, природных свойств материала : камня, дерева (итал. slancio — "порыв, стремление ввысь"). Именно эту тенденцию подметил французский писатель М. Пруст, осматривая резные деревянные скамьи хора собора в Амьене :

"Это конец XV века, пламенеющий стиль в самом своем расцвете. пикардийцы обожали резьбу, нигде и никогда среди изделий из дерева любых пород и любых стран не видел я ничего столь же чудесного; это мягкое молодое дерево, дуб, умело выбранный и обработанный, который до сих пор звенит, как четыреста лет назад. Он был податлив под рукой мастера, как глина, гнулся, как шелк, распрямлялся, как живые ветви, вспыхивал, как живое пламя. теперь, преображенный, он обступает нас со всех сторон и уже по-новому ветвится, образуя вокруг нас зачарованную поляну, бессмертную, неувядающую, гуще покрытую листвой, чем любой лес, и более богатую Историей, чем любая книга"

Стихийное , органическое начало, вообще присущее поздней Готике в результате действия деструктивных тенденций, соединяется в "пламенеющем стиле" с возросшим интересом к живой природе, развитием натурализма (то же явление, но в несколько иных формах мы наблюдаем в искусстве итальянского кватроченто ). Спирально закрученные шпили-фиалы с отростками краббов и звездчатые переплетения нервюр сводов производят впечатление фантастических растений, но не являются простой стилизацией .

"Все завивается, сгибается, оплетается и зазубривается, — писал об этом стиле Э. Кон-Винер, — возникает орнамент, который не довольствуется мотивами растений, он состоит из столбиков, завивающихся вокруг своей оси, загибающихся и покрытых зубчиками. Все, что раньше стояло свободно, теперь употребляется как обрамление, все, что раньше служило опорой, свисает сверху вниз"

Действительно, для форм "пламенеющей готики" характерно смешение обрамляющей (конструктивной) и заполняющей (декоративной) функции. Объясняя причину этого явления, Кон-Винер пишет:

"Следует думать, что поздняя эпоха Готики, так же как и поздняя древность, была временем большого эротического возбуждения. в это время в искусстве появилась весьма сильно выраженная чувственность. стиль пронизывал собой все сферы жизни".

Голландский историк Й. Хёйзинга в книге "Осень средневековья" обращал внимание на детали, свидетельствующие о некоем "панстилизме" и "панэстетизме" (всеохватывающем чувстве стиля). Появлялась мода на башмаки с загнутыми вверх носками, похожими на клюв птицы, и подвешенными к ним серебряными колокольчиками . "Готическая кривая" определяла покрой мужского и женского костюма. Беспокойные складки драпировок, как бы раздуваемые невидимым вихрем, становились отличительной чертой в живописи и скульптуре .


Любовь к "беспокойной линии" заметна в немецких гравюрах XIV—XVI вв. При рассмотрении этих гравюр создается впечатление, что мода пародировала "готическую кривую". Идеалом красоты казалась в то время изогнутая фигура с откинутым назад корпусом и выставленным вперед животом. Костюм, сшитый из разноцветных лоскутов, прорезали таким образом, что в прорезях была видна ткань подкладки контрастного цвета. Чувственность , экзальтация находили выражение в грубых, откровенно эротичных мистериях, которые разыгрывали непосредственно перед храмом .

"Пламенеющая готика — последний энтузиазм, экстаз религиозных переживаний уходящего средневековья. это словно бесконечно длящийся органный аккорд. это безудержное прорастание формы за пределы идеи; границы между красотой и роскошью стираются, украшения, разрастаясь, грозят заглушить всякую логику и гармонию. становящиеся узором детали захватывают все поверхности, все линии. В этом искусстве господствует тот horror vacui (страх пустоты), который, вероятно, может быть назван характерным признаком близящихся к концу духовных периодов"

Читайте также: