Почему алеша попович боится илью муромца

Обновлено: 06.07.2024

Был в дружине черниговского князя Мстислава Храброго удалой богатырь Илья Муромец. Враги боялись одного его имени. Легче камню было всплыть со дна реки, чем заставить нехристей печенегов сразиться с разудалым черниговским богатырём! Как услышат, что с дружиной князя Мстислава идёт Илья Муромец, сразу бросались все в рассыпную. Убегали куда глаза глядят, сидели по топям и болотам, боялись оттуда свой нос высунуть.

По всей земле Черниговской калики перехожие-переброжие пели славу Илье Муромцу на гуслях звончатых. Прослышал в Киеве о его подвигах великий князь Владимир Красное Солнышко. Как солнечные лучи согревает живую душу, так князь Владимир согревал своей заботой простых людей. Потому они и прозвали князя Красным Солнышком.

Стал киевский князь Владимир Красное Солнышко звать черниговского богатыря в свою дружину. Сильно уж он закручинился. Силою несметною подступали враги к высоким киевским горам. В битвах с ними полегло немало храбрых киевских витязей. И некому уже было защищать славный град Киев.

Когда Илья Муромец прослышал о такой беде, стал просить князя Мстислава, чтобы отпустил его в Киев. «А желаю», — говорит Илья Муромец, — «разбить зло. Очень уж досаждают киевлянам полчища печенегов. Отпусти меня, светлый князь в Киев. Верой и правдой служил я тебе многие годы, теперь же настала пора послужить мне славному отцу твоему — князю Владимиру Красное Солнышко».

«Жалко мне отпускать тебя в Киев», — отвечает богатырю черниговский князь Мстислав, — «да не пойду против воли отца моего любезного. Будет по его слову! Только вот тебе мой совет. Не езжай ты в Киев дорогой дебрянской. Худая о ней слава! Завладел ею Соловей-разбойник, грабит и убивает всех, кто спешит этой дорогой в стольный град Киев. Многие богатыри пытались сразиться с ним, да всех одолел проклятый разбойник! Ходит молва, что он бессмертный!»

«Разбойного Соловья бояться — Киева не видать!» — молвил славный богатырь князю. — «Хочу биться с этим нехристем! Сделаю дорогу дебрянскую свободной для всех честных людей».

Вот рано-ранешенько выехал Илья на своём крепконогом коне из Чернигова и направился в стольный град Киев. Ехал богатырь не долго и не коротко. И подъехал к мёртвому лесу. Деревья в лесу стоят без листвы, а многие лежат на земле, вывернуты с корнем. На них змеи подколодные шипят, извиваются. Всё пытаются укусить Илью Муромца и его верного друга-коня.

Вьётся-петляет пустынная дорога среди мёртвого леса, по её обочинам кости лежат человечьи. Над ними кружат и зловеще каркают чёрные вороны. Темно, страшно вокруг! Конь Ильи Муромца оробел и споткнулся. «Не бойся, мой верный товарищ!» — сказал ему богатырь. — «Не выказывай своего страха! Храбрый не тот, кто не ведает страха, а тот, кто его не показывает!»

Вот выехал Илья-Муромец на поляну и увидел дуб могучий. Он единственный в мёртвом лесу стоял с листвой зелёной. Среди неё сидел в шароварах и острой войлочной шапке великан с могучими, как ветви дуба, руками и ногами. На его лице лютом дико вращался один глаз недобрый. А второй закрывала повязка чёрная. Так страшно выглядел Соловей-разбойник.

Увидел страшилище Соловей Илью Муромца и засвистел громко. Поднялся сильный ветер. Деревья в лесу согнулись и застонали. Конь нашего богатыря не устоял и попятился. Соловьище разбойное громко зарычало: «Это кто потревожил мой покой? Кто осмелился вступить в моё грозное царство? Кто не побоялся моей силы звериной? Не сносить такому смельчаку головы!»

«Это я, Илья Муромец, потревожил тебя, идолище поганое», — отвечает разбойнику черниговский богатырь. — «Много невинных душ загубил ты здесь, на дороге дебрянской, в царстве своём разбойном! Пришла пора ответить тебе за все свои преступления!»

Соловей-разбойник дико расхохотался: «Да никак это Илья Муромец?! Нагадала мне ведьма, что ты — погибель моя! Да ты просто сморчок против меня! На одну руку тебя посажу, а другой прихлопну — мокрого места от тебя не останется!»

Соловей-разбойник дико завращал своим единственным глазом, раздул щёки и выдохнул изо рта большую огненную струю. «Что Илья, жарко?» — прорычал он, — «сейчас ещё жарче станет!» Идолище поганое ещё сильнее завращало своим глазищем, ещё больше раздуло щёки и снова выдохнуло огромный клубок огня и дыма.

Наш богатырь соскочил со своего коня и отправил его в укрытие. А разбойнику Соловью громко крикнул: «Хоть и здоровый ты, идол, вырос, а ума не вынес! Сейчас я поквитаюсь с тобой за все твои злодейства!» Илья снял с плеча лук свой волшебный и достал из колчана стрелу калёную с наконечником железным, гранёным. В пору пришёлся ему подарок черниговского князя Мстислава!

А идолищу Соловью всё неймётся, всё дышит огнём. Да не жжёт огонь Илью Муромца! Богатырь натянул свой лук волшебный и пустил свою стрелу калёную. Разбойник и охнуть не успел, как грохнулся с дуба наземь. Да так, что земля затряслась в округе.

«Высоко ты, дурень, сидел, да низко упал!» — сказал Илья Муромец и связал поверженного врага. Потом подозвал своего верного друга-коня и привязал злодея к седлу. А Соловей-разбойник расплакался: «Отпусти ты меня, Илюша. Пожалей мою жёнушку и деток моих! Дам тебе золота, сколько душа твоя пожелает. Сколько сможешь увезти на своём добром коне!»

«Брехливой собаке никто не верит», — ответил разбойнику Илья Муромец. — «О детях своих подумал бы раньше, когда шёл на большую дорогу грабить и убивать! И злато твоё мне не нужно! Злым трудом досталось оно тебе. А зло всегда должно быть наказано. Миловать тебя или казнить решит в Киеве князь Владимир».

В киевском тереме князя Владимира Красное Солнышко ширился пир горой. За широкими дубовыми столами сидели знатные гости, они славно ели и пили и слушали песнь слепого гусляра. Перебирая струны, гусляр пел о подвигах Ильи Муромца — великого богатыря земли Черниговской. И тут подводят к князю незнакомого человека.

Князь трижды хлопнул в ладоши, в горницу ввели Соловья-разбойника. Когда злодей увидел князя Владимира, задрожал и упал на колени, и стал слезно просить: «Великий князь, не вели казнить, а вели помиловать. Буду тебе верным слугой и помощником».

«Губителю душ христианских на дороге дебрянской прощения нет! Получишь сполна, что заслужил! Посадить его в яму глубокую!» — обратился князь Владимир к своим дружинникам. Те подхватили разбойника под руки и поволокли его из терема в глубокую чёрную яму.

И поделом досталось разбойнику Соловью! Нечего было грабить и убивать ни в чём не повинных путников на дороге дебрянской!

А Илью Муромца великий киевский князь Владимир Красное Солнышко позвал в свою дружину, чтобы вместе с отважными богатырями Добрыней Никитичем и Никитой Кожемякой защищал град Киев и киевское княжество от врагов. А пока пригласил черниговского богатыря на свой удалой пир.

А когда пир, тогда и песни на весь мир! Знатно князь Владимир гуляет со своей дружиной! И наш герой Илья Муромец за пиршественным столом. Пусть гуляет наш славный черниговский богатырь, ведь скоро ему опять на кордон — защищать родную сторону от вражеских полчищ.

Кем на самом деле были Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович

Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович

В. Васнецов «Богатыри» Исторические источники «расселили» великую троицу по разным векам. Имена трех богатырей стали символами детства для многих поколений ребят.

«Экспресс газета» в Яндекс.Дзене
«Экспресс газета» в Яндекс.Новостях
«Экспресс газета» в Google Новостях

В былинах и легендах три богатыря - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович часто совершают различные подвиги вместе. Спасают родную землю от полчищ врагов, выходят на бой с диковинными злодеями, выручают попавших в беду пригожих девиц.

Их деяния нашли отражения не только в славянском эпосе, но и в историях, которые веками передавали из уст в уста финны, алтайцы, германцы, скандинавы. Кем же были на самом деле эти три витязя и встречались ли они друг с другом?

В. Васнецов «Витязь на распутье»

В. Васнецов «Витязь на распутье»

Илья Муромец

В 1188 году в Киево-Печерской обители отошел ко Господу преподобный старец Илия, память которого православные христиане отмечают 1 января. Всенародный герой, увенчанный славой и израненный в боях, принял иноческий постриг в глубокой старости. По другой версии, инок Илья Печерский погиб в бою, когда в 1204 году князь Рюрик привел половцев в Киев и разорил лавру.

Мощи его покоятся в Ближних пещерах лавры. В 1988 году межведомственная комиссия Минздрава Украинской ССР провела экспертизу останков.

Исследование показало, что в гробнице покоится мужчина по меркам XII века преклонного возраста, перенесший множество травм и ранений и умерший от поражающего удара, нанесенного в область сердца. Округлое орудие, возможно, копье, пронзило его левую руку и вошло в грудь. Правая рука его осталась навеки сложенной для крестного знамения. Медики также выявили дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесенном в юности параличе конечностей.

Так стало ясно, что Церковь хранит память о былинном герое, образ которого в многочисленных пересказах за многие века сделался расплывчатым и неопределенным.

Рака с мощами святого Ильи

Рака с мощами святого Ильи

Историкам известно несколько вариантов происхождения Ильи. Так, например, тем самым богатырем мог быть Илья Чоботок. Это прозвище он заслужил, когда, за неимением оружия, отбился от врагов чоботом, то есть сапогом. Во владимирском селе Карачарове не только считают Илью Муромца своим земляком, но и родичем. Мужчинам из семейства Гущиных, обладавших необыкновенной силой, аж до XIX века запрещалось участвовать в потешных кулачных боях.

По другой версии Илья пришел на службу к киевскому князю Владимиру из селения Карачев близ города Моровийска на Черниговщине. А германские эпические поэмы, не вдаваясь в подробности, именуют его просто - Ильей Русским.

Этот богатырь является главным действующим лицом в 15 сюжетах героических былин, по которым можно проследить его биографию. Если исходить из них, то в юности Илья был парализован, а впоследствии - исцелен каликами перехожими (по некоторым версиям - Христом и двумя апостолами). Он учился воинскому искусству у Святогора, а поступив на службу к киевскому князю, зарекомендовал себя победой над Соловьем-разбойником. Известно также, что у Ильи Муромца были непростые отношения с князем Владимиром, а его сына Сокольничка постигла трагическая судьба.

Добрыня Никитич

Принято считать, что былины сохранили для нас образ воеводы Добрыни Никитича. Добрыня приходился братом Малуше, матери князя Владимира Красно Солнышко.

В. Васнецов. «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем»

В. Васнецов. «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем»

Место рождения этого богатыря точно не известно. Некоторые исследователи полагают, что он родился во второй половине X века где-то в районе Владимира-Волынского. Вполне возможно, Никитич – вовсе не его отчество, а искаженное прозвище, данное по названию села Низкиничи.

Именно воевода Добрыня, полагают историки, помог Владимиру взойти на княжеский престол в обход старшего брата Ярополка. К слову, Добрыня вполне мог подучить Владимира добиться силой Рогнеды, дочери половецкого правителя, которая стала невестой Ярополка.

Владимир с войском пришел в Полоцк, захватил Рогнеду и публично изнасиловал. Сам князь, как описывают легенды, был весьма женолюбив и держал в Киеве целый гарем. Охотиться за единственной женщиной (пусть она и отказалась выходить замуж за него, назвав сыном рабыни), чтобы потом унизить ее, - не в его характере. А Добрыню весьма раздражали напоминания о том, что его сестра Малуша при князе Святославе была рабыней, ключницей.

В былинах Добрыня Никитич бьется со Змеем и выручает из беды целую череду красавиц, включая собственную жену, Настасью Микулишну. В реальности, будучи поставлен князем Владимиром наместником в Новгороде, он сначала устанавливает в городе языческих идолов, а затем, после крещения племянника, обращает свой удел в христианство.

Несмотря на религиозные шатания, богатырь был грамотным и умелым правителем, при нем Новгород расцвел. Многим стратегическим государственным решениям князь Владимир также обязан своему дяде и воспитателю. Сын Добрыни Никитича, Константин, стал одним из видных сподвижников Ярослава Мудрого. Прямым потомком героя был святой Варлаам Печерский, первый игумен Киево-Печерской лавры.

Алеша Попович

В былинах Добрыня Никитич бился с Ильей Муромцем прежде чем они подружились. А Алеша Попович сватался к жене Добрыни, когда тот был в походе. На самом деле Добрыня Никитич жил в X веке и служил Владимиру Красно Солнышко, Илья Муромец два века спустя подвизался на службе у Владимира Мономаха.

А ростовский храбрец Александр (Олеша) Попович, который стал прообразом былинного Алеши Поповича, в молодости воевал за Всеволода Большое Гнездо, а сложил голову в битве при Калке в 1223 году в дружине Мстислава Старого, то есть в XIII веке. И неразлучной троицы богатырей, очевидно, никогда не существовало.

Алеша Попович. 1895. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри»

Алеша Попович. 1895. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри»

"Некто от ростовских, житель Александр, глаголемый Попович, и слуга бе у него именем Тороп; служаше бо той Александр великому князю Всеволоду Юрьевичу", - говорится в летописях начала XIII века.

Богатырь оказался втянут в политическое противостояние двоих сыновей князя Всеволода, Константина и Юрия, и лично убил несколько лучших воинов последнего. Чтобы избежать мести, он уехал в Киев в дружину князя Мстислава Старого.

Воин из боярского рода, отцом которого был священник, в былинах изображается не силачом, а хитрецом. Он хвастлив, коварен и ловок. Летописи же перечисляют многочисленные битвы, в которых Александр Попович принимал участие и побил немало врагов. Один из них, половецкий хан Тугоркан, вошел в былины под именем Тугарина.

По некоторым данным, Алеша Попович был сыном святителя Леонтия, епископа Ростовского и Суздальского.

Тайны великих богатырей: кем они были на самом деле?


Испокон веков на Руси изустно передавались истории о том, как несколько замечательных парней постоянно выступали защитниками родной земли от разной гнусности. В былинах и сказах обычно фигурируют три богатыря, возможно, их было больше, но в сознание народное прочно вошли именно они: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Правда ли Илья Муромец был паралитиком?


Илья Муромец упокоился в 1188 году в Киево-Печерской обители, это подтвердила межведомственная комиссия Минздрава Украинской ССР после экспертизы останков. При жизни Илья был дюжим мужчиной, а после того, как силушка с годами ушла, он принял монашество.

Согласно тщательному исследованию, в гробнице покоится мужчина зрелых лет. Смерть наступила от фатального удара в область сердца копьем, пронзившим его левую руку. Примечательно, что правая рука Ильи осталась навеки сложенной для крестного знамения. Медики подтвердили легенду о том, что Муромец много лет провел на печи: выявлены дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесенном в юности параличе конечностей.

Если верить сказаниям, в юности Илюша был парализован, а впоследствии чудесно исцелен каликами перехожими (многие видят в них Христа и апостолов, почему-то забредших на Русь). Гигант Святогор научил Муромца биться искусно, после чего Илья поступил в услужение к киевскому князю. Известно также, что у богатыря были непростые отношения с князем Владимиром, а его сына Сокольничка постигла трагическая судьба.

В былинах Добрыня Никитич постоянно бьется с нечистью в образе Змея Горыныча, выручает простых людей из безвыходных ситуаций и ведет себя во всех отношениях благородно. В обычной жизни Добрыня наместничает в красивом городе Новгороде, который по приказу князя постепенно конвертирует в христианство.

Ум богатыря и мудрое правление благотворно сказались на городе: Новгород расцвел. Сын Добрыни Никитича, Константин, тоже был неглуп, он стал одним из видных сподвижников Ярослава Мудрого.

Правда о трех богатырях

Пожалуй, нет человека, который бы не знал картины В.Васнецова, на которой изображена богатырская застава – три богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Она экспонируется в Третьяковской галерее. Большинство воспринимает героев этого полотна, как сказочных персонажей, однако все они – вполне реальные лица.

Родители Ильи Муромца были крестьянами. В былине мы читаем: "Тридцать лет и три года сиднем сидел детище… Шли калики перехожие, он им дал воды напиться, а они ему сказали: "Встань и иди, богатырем земли русской будешь". Так Илья под влиянием их внушения избавился от паралича ног.
Илья Муромец был не просто богатырем, обладающим несокрушимой силой, но и христианином, сила духа которого еще выше его физической мощи. Не напрасно же бесстрашный защитник Руси Православной и Народа Христианского, на склоне лет принявший иноческий постриг, преподобный Илья Муромец причислен после смерти к лику святых, и его мощи поныне покоятся в Киево-Печерской Лавре.
У изголовья его гробницы есть надпись: "Илья из града Мурома". Тестирование останков показало: погребенный мужчина погиб в возрасте 40-45 лет. На грудной клетке – колото-резаные раны, как от копья или кинжала. Видимо они и стали причиной смерти. А каким образом монах Илья вновь оказался в сражении, остается только гадать. Современные исследователи установили, что рост у Ильи был 177 см. По сегодняшним меркам не богатырский, но для своего времени – выше среднего. Кстати, силу Ильи легенда не преувеличивала. Редкое заболевание привело к утолщению костей, увеличению мышечной массы и сделало его истинным богатырем.
За несколько лет до кончины, как явствует из церковных книг, святой Илья сподобился дара чудотворения. По сей день, его нетленные мощи являются источником неизвестной науке энергии, о чем свидетельствуют посетители Лавры.

Кем же был Добрыня? Кстати, ему посвящена еще одна картина Васнецова – "Бой Добрыни Никитича с семиголовым Змеем Горынычем", олицетворяющая борьбу православия с язычеством на Руси.
Добрыня был сыном князя Мала, восставшего против князя Игоря и сосланного за это в Любеч. Историк А.Членов пишет: "Десять лет сын узника проводит в рабстве за унизительной работой – скрести коней, мыть посуду, прислуживать в горнице и у ворот…" Но жестокая школа не сломила юношу. В 970 году князь Святослав направил его со своим малолетним сыном Владимиром княжить в Новгород.
В 988 году князь Владимир, прозванный в народе "Красным Солнышком" провозгласил христианство государственной религией на Руси. Не у всех это нашло понимание. В Новгороде массовым крещением горожан руководил Добрыня, за что сторонники язычества разрушили его дом и убили жену.
Полководец Добрыня совершил целый ряд победоносных походов, участвовал в формировании дружин русских богатырей, командовал флотом, создавал оборонительные рубежи, которых не знала средневековая Европа. Это и позволило ему навечно остаться в людской памяти.

О следующем нашем богатыре былины говорят так: "В славном городе Ростове у соборного попа был сын, звали его Алеша. Алеша Попович грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьем владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать. Силой он был не большой богатырь, зато дерзостью да хитростью взял". Былинный Алеша ловок, удал, жизнерадостен и хвастлив. Он убежден, что цель оправдывает средства, а поэтому ради достижения победы готов пойти на хитрость и обман. Ну, впрямь, как многие наши современники. Самый главный подвиг Алеши – победа над чудовищем Тугарином Змеевичем. Эту легенду связывают с победой Владимира Мономаха и Святополка над Тугорканом в 1096 году.
По мнению историков, Алеша Попович – сын священника отца Леонтия и верный помощник ростовского князя Константина. В 1223 году произошло сражение у реки Калки, где князья Галицкий, Киевский и Черниговский в союзе с половцами, из-за своих несогласованных действий были наголову разбиты татаро-монголами. В этой битве участвовали и 80 богатырей под предводительством легендарного Алеши. В ходе сражения, этот небольшой отряд был окружен врагами. Татары, видя, какой большой урон наносит им горстка храбрецов, предложили героям сдаться и сулили отпустить всех живыми. Но богатыри продолжали отважно драться, отражая врагов палицами, пока не полегли под дождем монгольских стрел.
Однако кровь мучеников за Веру и Отечество зря не проливается: рано или поздно она дает обильные всходы духовности и служит залогом возрождения народа. Что и случилось спустя полтора века во время Куликовской битвы.
(Сокращенный вариант)

© Copyright: Валерий Сергеев Орловский, 2011
Свидетельство о публикации №211032100491

". Однако кровь мучеников за Веру и Отечество зря не проливается: рано или поздно она дает обильные всходы духовности и служит залогом возрождения народа. " - !! замечательный постулат!!

Спасибо, Валерий! С удовольствием освежила в памяти сведения о трёх богатырях!!

Доброго Вам дня!! С теплом!!

Спасибо!
Есть повод.
В этот весенний праздник желаю Вам стать прекраснее, чем все подаренные букеты, пусть улыбка сияет ярче мартовского солнца, а зеркальное отражение показывает только счастливое, молодое и самое красивое личико!
Всего Вам самого доброго!

:)))) Спасибо за чудесное поздравление.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Почему Алеша Попович был самым несерьезным из богатырей?

Алеша Попович, согласно народным сказаниям, был очень женолюбив. Исследователь былин профессор Николай Сумцов о нем говорил: «хитрец, хвастун, бабий пересмешник и обманщик». В одном из сказаний Алеша Попович пытался обмануть даже своего соратника Добрыню, он врал его жене о гибели супруга, дабы соблазнить ее.

Был он родом из Ростова, в юности воевал за Всеволода Большое Гнездо, а сложил голову в битве при Калке в 1223 году в дружине Мстислава Старого в XIII веке.

Читайте также: