Поцелуй иуды оплакивание христа кто автор

Обновлено: 16.05.2024

Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, июль 1266, Веспиньяно – 8 января 1337, Флоренция ) – итальянский художник и архитектор, основатель итальянской школы живописи, один из крупнейших реформаторов в истории европейского искусства.

Особенности творчества Джотто ди Бондоне: художник известен как мастер церковных фресковых циклов (базилика св.Франциска в Ассизи, капелла Скровеньи в Падуе) – его «светские» картины, написанные в период пребывания при дворе Роберта Анжуйского в Неаполе, хотя и упоминаются у Вазари, по-видимому, не сохранились. В новаторской фресковой живописи, кардинально отличающейся от византийской, Джотто в полной мере утверждает ценность реальной человеческой жизни. Его живые и наглядно трактованные образы противостоят по своему характеру абстрактно-символическому искусству Средневековья, вот почему Джотто может быть назван первым художником эпохи Возрождения.

Творчество итальянского живописца и архитектора XIII – XIV веков Джотто ди Бондоне – водораздел между средневековой готикой и искусством Возрождения, тот рубикон, перейдя который европейская живопись кардинально и навсегда изменит свой облик.

Миссия Джотто – преодоление византийской иконописной традиции.

Это Джотто первым начнёт изображать библейские события не на условном, а на вполне конкретном архитектурном или пейзажном фоне. Это он «изобретёт» композицию – такой способ передавать события Священной истории, при котором главенствует не строго установленный канон, а его собственная точка зрения, его единственное в своем роде авторское видение. Это Джотто начнёт намечать перспективу и разрабатывать глубину пространства. Это он впустит в религиозную живопись живые эмоции. И это Джотто преодолеет средневековую плоскостность, догадавшись, что если постепенно высветлять или затемнять локальный цвет, то получишь объемную и пластичную форму.

Начиная с работ Джотто ди Бондоне, европейская живопись изберёт своим ориентиром не умозрение, а реальность.

Поздние годы в биографии Джотто: Флоренция

Флоренция, куда Джотто неизменно возвращался, воздала ему должное. Бывший пастушок получил дворянство и был избран почетным гражданином города, да и само отношение к труду художника изменил именно Джотто: живопись больше не уравнивалась с простым ремесленничеством, её статус стал неизмеримо выше.

В 1334 году Джотто был назначен главным архитектором Флоренции и «интендантом всех укреплений города» . Он отвечает за все стройки, реконструкцию мостов и начинает работу над самым амбициозным проектом за всю историю Флоренции – возведением кафедрального собора (Дуомо). Джотто работал над набросками и планами строительства, спроектировал колокольню (теперь она носит название кампанила Джотто), но так и не увидел окончания строительства. 8 января 1337 года в возрасте около 70 лет после продолжительной болезни Джотто скончался.

Еще один знаменитый тосканец и младший современник художника, автор «Декамерона» Джованни Боккаччо сказал: «Мы с полным правом можем назвать Джотто одним из флорентийских святых» .

Творчество Джотто: Ареццо, Неаполь, Рим, Милан

В течение последующих десятилетий Джотто много путешествовал по всему Апеннинскому полуострову, выполняя заказы для короля Неаполя, аретинских церквей, флорентийских банкиров, миланской знати и даже римского Папы. Со слов Вазари известна история о том, как Папа, до которого дошли слухи о великом мастерстве Джотто, направил к художнику своих посланцев с целью убедиться, что ему можно доверить работу в Вечном городе. Посланец потребовал от Джотто рисунки, подтверждающие его умения. На это художник ответил тем, что, обмакнув кисть в красную краску и прижав локоть к боку, без использования циркуля нарисовал идеально ровную окружность и добавил, что других подтверждений не последует. С тех пор в итальянском языке появилась пословица для описания простофиль: «Ты круглее, чем джоттовское О».

Побывав во Франции, Джотто приобрёл и международную репутацию.

Работы Джотто в Ассизи: летопись жизни святого Франциска

Данте – родоначальник итальянской литературы, впервые начавший писать не на латыни, а на родном тосканском диалекте. Джотто – реформатор живописи. Примерно за столетие до них жил в Италии и еще один человек, в корне преобразовавший свою сферу деятельности, – Франциск Ассизский.

Будущий святой Франциск бросил богатую и разгульную жизнь, выбрав путь нищенствования и покаяния. Он обличал развращенную церковь, излечивал прокажённых, обретал стигматы и проповедовал птицам, обозначив новую эпоху в истории католицизма.

Город Ассизи в Умбрии – родина Франциска. В конце XIV века в память о нём здесь был построен грандиозный храм. Джованни ди Муро делла Марка, возглавлявший в то время францисканский орден, пригласил для росписи церкви признанного мастера Чимабуэ, а несколько лет спустя – его талантливого ученика Джотто.

Именно в Ассизи произойдёт неизбежное: живопись Джотто затмит творчество его учителя. Ведутся споры, кто из них исполнил какую часть росписей. Считается, что потолок трансепта расписал Чимабуэ, а большинство из 28 фресок, рассказывающих о жизни и подвигах Франциска, принадлежат Джотто, ведь и в дальнейшем в его творчестве будут использоваться ассизские находки: реалистические детали, написанные с натуры, и последовательное «покадровое» повествование, благодаря которому Джотто в шутку назовут хроникёром святого Франциска.

Поцелуй Иуды: абсолютный шедевр. Почему?

Сюжет предательства Иудой своего друга и наставника Христа прописан почти у всех евангелистов. Из библейских текстов он перешел и в изобразительное искусство, фрески «Поцелуя иуды» появились во многих местах, но одна из них заслуживает пристального внимания, потому что совершенно нетипична для своего времени.

Паоло Уччелло. Джотто ди Бондони. Фрагмент картины “Пять мастеров флорентийского Возрождения”. Начало 16 века. Паоло Уччелло. Джотто ди Бондони. Фрагмент картины “Пять мастеров флорентийского Возрождения”. Начало 16 века.

Джотто работал на Папу Римского долгое время, сама суть такого сотрудничества обуславливалась выдающимися качествами художника , других ко двору просто не брали. Шедевр Джотто был написан в 1303-1305 гг. в Капелле Скровеньи в Падуе и для 14 века его объем, формы и композиция были просто невероятны.

«Поцелуй Иуды» стал главным символом предательства, такой неоднозначный знак. По сюжету, Иуда выбрал его, чтобы указать на Спасителя солдатам, которые прибыли его арестовать.

Взгляните, как Иуда при поцелуе укрывает Иисуса своим золотым плащом (намек на истинные мотивы – обогащение через предательство), который выписан невероятно реалистично, объемно, почти ощутимо. Но главное – это реакция персонажей, их эмоциональное вовлечение. Чтобы было более понятно, о чем речь, можно взглянуть на другую работу на этот же сюжет. К примеру, миниатюра “Поцелуй Иуды” из Псалтыря Мелисенды показывает всех героев совершенно канонически, соответствующими иконописному обезличенному и бездушному плоскому образу. Одно выражение на всех лицах, почти неразличимых между собой.

Фреска Джотто раскрывает ярость и столкновение, реальную борьбу, посреди которой, застывшим кадром, происходит ключевое событие библейской истории. Одно из, во всяком случае.

На самом деле, в работе «Поцелуй Иуды» нет самого поцелуя , так как действие происходит за мгновение до. Эмоции двух совершенно разных людей умело выписаны на лицах : принятие и осознание у Христа, вероломство у Иуды. Он рассматривает Спасителя, ищет в нем какой-то отклик, но Иисус не дает ему желанного контакта.

На заднем плане мы видим вскинутую к небесам трубу, это словно временная петля: она возвещает о Воскрешении Христа, которое еще не произошло.

Биография Джотто: дела семейные

В конце 1280-х годов, еще будучи учеником Чимабуэ, Джотто женился на Чивутте ди Лаппо дель Пьелла, которая родит художнику восьмерых детей. Им не придётся бедствовать, так как Джотто обладал не только талантом, но и прекрасной деловой хваткой. Современники считали его успешным дельцом. Сохранились документы, что он мог позволить себе жить на широкую ногу. Со временем Джотто настолько разбогатеет, что решит скупить земли в Веспиньяно и его окрестностях, чтобы любимые с детства места стали собственностью его многочисленного семейства.

Фрески Джотто для капеллы Скровеньи

Посетитель капеллы видит у Джотто не лики, не условные фигуры – живых персонажей из плоти и крови: Дева Мария торжественно шествует к алтарю в сопровождении весёлого свадебного кортежа; Христос и Иуда напряжённо всматриватся друг в друга; Мария с выражением глубочайшей скорби склонилась к лицу мертвого Сына… Это уже не иконописные образы, а это полноценные живописные герои, переживающие настоящие человеческие эмоции и драмы. И именно поэтому принято считать: с Джотто начинается великая ренессансная живопись.

Новаторство художника касалось и чисто технической стороны дела. Если Чимабуэ брался за работу, когда все стены были не только оштукатурены, но и окончательно просохли, то Джотто стал работать по сырой штукатурке, наносившейся фрагментами строго перед началом росписи. Высыхала она быстро – это заставляло художника, во-первых, работать динамичнее, а во-вторых, использовать более насыщенные цветовые пигменты. Но зато и по сей день падуанские работы Джотто сохраняют свою праздничную яркость.

Биография Джотто: годы детства и учения

Он родился около 1267 года (дата предположительна) в деревне Веспиньяно, расположившейся в 14 милях на восток от Флоренции, в небогатой крестьянской семье. С детства Джотто отличала непоседливость, живой ум и задорный нрав. Его отец рано начнёт приобщать сына к семейному делу: доверит ему пасти овец.

Согласно распространённой легенде, за этим занятием подростка застал проезжавший мимо флорентийский художник Чимабуэ. Весёлый пастушок рисовал углём на камне барашка, благо натура всегда была под рукой. Чимабуэ убедил родителей Джотто, что нужно учиться, а для этого – поступить в его мастерскую. Так юный провинциал впервые попал в столицу Тосканы.

Флоренция рубежа XIII-XIV веков – великолепный и политически независимый город с населением в немыслимые для этого времени 100 тысяч. Она процветает благодаря торговле шерстью и банковскому делу. А следовательно, здесь всегда есть запрос на масштабное строительство и заказы для художников мастерской Чимабуэ.

Довольно быстро Джотто перешёл от этапа растирания красок и подготовки доски для Чимабуэ к самостоятельному написанию фонов и даже второстепенных фигур и получил первую известность. А ещё во Флоренции он познакомился со своим современником и почти ровесником – Данте Алигьери, который станет его другом и увековечит художника на страницах «Божественной комедии». Само это время, рубеж XIII – XIV веков, позднее будут называть «эпохой Данте и Джотто» .

Фрески Джотто для капеллы Скровеньи

Посетитель капеллы видит у Джотто не лики, не условные фигуры – живых персонажей из плоти и крови: Дева Мария торжественно шествует к алтарю в сопровождении весёлого свадебного кортежа; Христос и Иуда напряжённо всматриватся друг в друга; Мария с выражением глубочайшей скорби склонилась к лицу мертвого Сына… Это уже не иконописные образы, а это полноценные живописные герои, переживающие настоящие человеческие эмоции и драмы. И именно поэтому принято считать: с Джотто начинается великая ренессансная живопись.

Новаторство художника касалось и чисто технической стороны дела. Если Чимабуэ брался за работу, когда все стены были не только оштукатурены, но и окончательно просохли, то Джотто стал работать по сырой штукатурке, наносившейся фрагментами строго перед началом росписи. Высыхала она быстро – это заставляло художника, во-первых, работать динамичнее, а во-вторых, использовать более насыщенные цветовые пигменты. Но зато и по сей день падуанские работы Джотто сохраняют свою праздничную яркость.

Поздние годы в биографии Джотто: Флоренция

Флоренция, куда Джотто неизменно возвращался, воздала ему должное. Бывший пастушок получил дворянство и был избран почетным гражданином города, да и само отношение к труду художника изменил именно Джотто: живопись больше не уравнивалась с простым ремесленничеством, её статус стал неизмеримо выше.

В 1334 году Джотто был назначен главным архитектором Флоренции и «интендантом всех укреплений города» . Он отвечает за все стройки, реконструкцию мостов и начинает работу над самым амбициозным проектом за всю историю Флоренции – возведением кафедрального собора (Дуомо). Джотто работал над набросками и планами строительства, спроектировал колокольню (теперь она носит название кампанила Джотто), но так и не увидел окончания строительства. 8 января 1337 года в возрасте около 70 лет после продолжительной болезни Джотто скончался.

Еще один знаменитый тосканец и младший современник художника, автор «Декамерона» Джованни Боккаччо сказал: «Мы с полным правом можем назвать Джотто одним из флорентийских святых» .

Джотто ди
Бондоне

Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, июль 1266, Веспиньяно – 8 января 1337, Флоренция ) – итальянский художник и архитектор, основатель итальянской школы живописи, один из крупнейших реформаторов в истории европейского искусства.

Особенности творчества Джотто ди Бондоне: художник известен как мастер церковных фресковых циклов (базилика св.Франциска в Ассизи, капелла Скровеньи в Падуе) – его «светские» картины, написанные в период пребывания при дворе Роберта Анжуйского в Неаполе, хотя и упоминаются у Вазари, по-видимому, не сохранились. В новаторской фресковой живописи, кардинально отличающейся от византийской, Джотто в полной мере утверждает ценность реальной человеческой жизни. Его живые и наглядно трактованные образы противостоят по своему характеру абстрактно-символическому искусству Средневековья, вот почему Джотто может быть назван первым художником эпохи Возрождения.

Творчество итальянского живописца и архитектора XIII – XIV веков Джотто ди Бондоне – водораздел между средневековой готикой и искусством Возрождения, тот рубикон, перейдя который европейская живопись кардинально и навсегда изменит свой облик.

Миссия Джотто – преодоление византийской иконописной традиции.

Это Джотто первым начнёт изображать библейские события не на условном, а на вполне конкретном архитектурном или пейзажном фоне. Это он «изобретёт» композицию – такой способ передавать события Священной истории, при котором главенствует не строго установленный канон, а его собственная точка зрения, его единственное в своем роде авторское видение. Это Джотто начнёт намечать перспективу и разрабатывать глубину пространства. Это он впустит в религиозную живопись живые эмоции. И это Джотто преодолеет средневековую плоскостность, догадавшись, что если постепенно высветлять или затемнять локальный цвет, то получишь объемную и пластичную форму.

Начиная с работ Джотто ди Бондоне, европейская живопись изберёт своим ориентиром не умозрение, а реальность.

Описание картины «Взятие Христа под стражу (Поцелуй Иуды). Сцены из жизни Христа»

«Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды» – одна из самых выразительных и проникновенных фресок Джотто в Капелле Скровеньи, небольшой частной часовне в городе Падуя на севере Италии, которая обеспечила немеркнущую славу Джотто на семь веков вперёд.

«Поцелуй Иуды» потрясает зрителя небывалым (и почти немыслимым для начала треченто, когда фреска создавалась) эмоциональным накалом. Мы становимся свидетелями беспокойного столпотворения, видим длинные факелы, мечи и копья, дрожащие в неверных руках на фоне темно-синего ночного неба и чувствуем, как наэлектризован воздух в преддверии свершающихся событий. Стражники готовы взять под стражу того, кого поцелует Иуда. Истина здесь сталкивается с предательством, абсолютное добро – со злом. Лица Христа и Иуды олицетворяют это противопоставление, этот разительный контраст.

Вот как описывает его искусствовед Паола Волкова в видеоцикле «Мост над бездной»:
«…Благородное, прекрасное лицо Христа: золотые густые волосы, светлое чело, спокойный взор, колонна шеи, серьезное, сосредоточенное лицо. Так Христа – как героя, как изумительно красивого человека – будет потом, 100 лет спустя, изображать итальянское Возрождение. Это очень важно: не измождённое, измученное страданием лицо, не истекающее кровью на кресте тело, не умученная плоть, а прекрасный мужчина, полный сил. И к нему приближает своё лицо какой-то просто чёрный кабан, черный поросёнок! Если лоб у Христа выпуклый, то у него вогнутый, как у неандертальца; маленькие глазки под нависшими лобными костями всматриваются в его глаза».

Христос – совершенен и прекрасен, Иуда – безобразен и толст, этого не может скрыть одежда. Плащ Иуды на этой фреске считается одним из больших живописных достижений Джотто. Во-первых, никто до него не изображал драпировки одежды столь правдоподобно описывающими контуры тела и передающими стремительность движения. Во-вторых, интереснейшим композиционным решением Джотто было написать плащ Иуды так, чтобы он почти полностью закрывал Христа, словно поглощая его.

Очень многое из того, что мы видим в джоттовском «Поцелуе Иуды», возникает в истории живописи впервые. В первый раз художник изображает то, что потом станут называть «поединок взглядов». В первый раз готовый иконописный канон, пришедший из византийской живописи, заменяет реалистическая сценка, полная драматизма и волнения. Впервые столь ярко неоднородной выглядит толпа. Апостол достал хлебный нож и в аффекте отсекает ухо стражнику. Священник на первом плане указывает пальцем: «Возьмите его!» Некто, развёрнутый спиной, тянет кого-то соседнего за одежды. Стражник рядом с Иудой в высоком чёрном шлеме в давке наступает на ногу стоящему рядом. А кто-то (вероятно, ангел) на дальнем плане уже трубит в рог, предвосхищая Христово Воскресение. Бородатые и безбородые, темно- и светловолосые, с индивидуально различающимися профилями, обутые и босые, в одежде разных цветов и форм – все они демонстрируют, насколько заинтересованным в живой реальности становится итальянское искусство с появлением Джотто.

Библейские фрески итальянца Джотто ди Бондоне настолько отличались от византийского (греческого) иконописного канона, что художник и теоретик искусства XIV – XV вв. Ченнино Ченнини остроумно заметил: «Джотто перевёл Библию с греческого на латынь» .

Биография Джотто: дела семейные

В конце 1280-х годов, еще будучи учеником Чимабуэ, Джотто женился на Чивутте ди Лаппо дель Пьелла, которая родит художнику восьмерых детей. Им не придётся бедствовать, так как Джотто обладал не только талантом, но и прекрасной деловой хваткой. Современники считали его успешным дельцом. Сохранились документы, что он мог позволить себе жить на широкую ногу. Со временем Джотто настолько разбогатеет, что решит скупить земли в Веспиньяно и его окрестностях, чтобы любимые с детства места стали собственностью его многочисленного семейства.

Джотто в Падуе: капелла Скровеньи

В самом начале XIV века Джотто получает интересный заказ – расписать небольшую часовню в Падуе. Сейчас она известна под двумя названиями. Первое – капелла Санта Мария дель Арена, потому что сооружалась на месте, где когда-то шумел и неистовствовал античный амфитеатр. А второе – капелла Скровеньи, по фамилии богатого семейства, на средства которого она возводилась.

Заказчика звали Энрико Скровеньи. Его покойный отец, которому принадлежала земля, где предполагалось возвести капеллу, вёл богатую и далеко не праведную жизнь. Так что часовня, которую приедет оформлять Джотто, была для семейства Скровеньи своего рода откупом, попыткой искупить перед Всевышним земные грехи: на неё не жалели средств.

Джотто решает рассказать евангельскую историю как серию последовательных эпизодов. Своей детальностью они напоминают иллюстрированную Библию для тех, кто не умел читать. Такой способ живописного изложения был весьма смелым. К тому же в новаторском порыве художник откажется от характерного для византийских икон золотого фона, который продолжал использовать его учитель Чимабуэ. Джотто первым в европейской живописи станет изображать события библейской истории на «естественном» фоне пейзажа или архитектурных строений.

Другое открытие Джотто, без преувеличения революционное, состоит в следующем: он начал подавать всем известные события не так, как это предписывал византийский иконописный канон, неизменный на протяжении столетий, но так, будто это он, Джотто, сам являлся свидетелем этих событий и теперь готов рассказать о них зрителю.

Творчество Джотто: Ареццо, Неаполь, Рим, Милан

В течение последующих десятилетий Джотто много путешествовал по всему Апеннинскому полуострову, выполняя заказы для короля Неаполя, аретинских церквей, флорентийских банкиров, миланской знати и даже римского Папы. Со слов Вазари известна история о том, как Папа, до которого дошли слухи о великом мастерстве Джотто, направил к художнику своих посланцев с целью убедиться, что ему можно доверить работу в Вечном городе. Посланец потребовал от Джотто рисунки, подтверждающие его умения. На это художник ответил тем, что, обмакнув кисть в красную краску и прижав локоть к боку, без использования циркуля нарисовал идеально ровную окружность и добавил, что других подтверждений не последует. С тех пор в итальянском языке появилась пословица для описания простофиль: «Ты круглее, чем джоттовское О».

Побывав во Франции, Джотто приобрёл и международную репутацию.

Взятие Христа под стражу (Поцелуй Иуды). Сцены из жизни Христа

Джотто ди Бондоне. Взятие Христа под стражу (Поцелуй Иуды). Сцены из жизни Христа

Работы Джотто в Ассизи: летопись жизни святого Франциска

Данте – родоначальник итальянской литературы, впервые начавший писать не на латыни, а на родном тосканском диалекте. Джотто – реформатор живописи. Примерно за столетие до них жил в Италии и еще один человек, в корне преобразовавший свою сферу деятельности, – Франциск Ассизский.

Будущий святой Франциск бросил богатую и разгульную жизнь, выбрав путь нищенствования и покаяния. Он обличал развращенную церковь, излечивал прокажённых, обретал стигматы и проповедовал птицам, обозначив новую эпоху в истории католицизма.

Город Ассизи в Умбрии – родина Франциска. В конце XIV века в память о нём здесь был построен грандиозный храм. Джованни ди Муро делла Марка, возглавлявший в то время францисканский орден, пригласил для росписи церкви признанного мастера Чимабуэ, а несколько лет спустя – его талантливого ученика Джотто.

Именно в Ассизи произойдёт неизбежное: живопись Джотто затмит творчество его учителя. Ведутся споры, кто из них исполнил какую часть росписей. Считается, что потолок трансепта расписал Чимабуэ, а большинство из 28 фресок, рассказывающих о жизни и подвигах Франциска, принадлежат Джотто, ведь и в дальнейшем в его творчестве будут использоваться ассизские находки: реалистические детали, написанные с натуры, и последовательное «покадровое» повествование, благодаря которому Джотто в шутку назовут хроникёром святого Франциска.

Джотто в Падуе: капелла Скровеньи

В самом начале XIV века Джотто получает интересный заказ – расписать небольшую часовню в Падуе. Сейчас она известна под двумя названиями. Первое – капелла Санта Мария дель Арена, потому что сооружалась на месте, где когда-то шумел и неистовствовал античный амфитеатр. А второе – капелла Скровеньи, по фамилии богатого семейства, на средства которого она возводилась.

Заказчика звали Энрико Скровеньи. Его покойный отец, которому принадлежала земля, где предполагалось возвести капеллу, вёл богатую и далеко не праведную жизнь. Так что часовня, которую приедет оформлять Джотто, была для семейства Скровеньи своего рода откупом, попыткой искупить перед Всевышним земные грехи: на неё не жалели средств.

Джотто решает рассказать евангельскую историю как серию последовательных эпизодов. Своей детальностью они напоминают иллюстрированную Библию для тех, кто не умел читать. Такой способ живописного изложения был весьма смелым. К тому же в новаторском порыве художник откажется от характерного для византийских икон золотого фона, который продолжал использовать его учитель Чимабуэ. Джотто первым в европейской живописи станет изображать события библейской истории на «естественном» фоне пейзажа или архитектурных строений.

Другое открытие Джотто, без преувеличения революционное, состоит в следующем: он начал подавать всем известные события не так, как это предписывал византийский иконописный канон, неизменный на протяжении столетий, но так, будто это он, Джотто, сам являлся свидетелем этих событий и теперь готов рассказать о них зрителю.

Биография Джотто: годы детства и учения

Он родился около 1267 года (дата предположительна) в деревне Веспиньяно, расположившейся в 14 милях на восток от Флоренции, в небогатой крестьянской семье. С детства Джотто отличала непоседливость, живой ум и задорный нрав. Его отец рано начнёт приобщать сына к семейному делу: доверит ему пасти овец.

Согласно распространённой легенде, за этим занятием подростка застал проезжавший мимо флорентийский художник Чимабуэ. Весёлый пастушок рисовал углём на камне барашка, благо натура всегда была под рукой. Чимабуэ убедил родителей Джотто, что нужно учиться, а для этого – поступить в его мастерскую. Так юный провинциал впервые попал в столицу Тосканы.

Флоренция рубежа XIII-XIV веков – великолепный и политически независимый город с населением в немыслимые для этого времени 100 тысяч. Она процветает благодаря торговле шерстью и банковскому делу. А следовательно, здесь всегда есть запрос на масштабное строительство и заказы для художников мастерской Чимабуэ.

Довольно быстро Джотто перешёл от этапа растирания красок и подготовки доски для Чимабуэ к самостоятельному написанию фонов и даже второстепенных фигур и получил первую известность. А ещё во Флоренции он познакомился со своим современником и почти ровесником – Данте Алигьери, который станет его другом и увековечит художника на страницах «Божественной комедии». Само это время, рубеж XIII – XIV веков, позднее будут называть «эпохой Данте и Джотто» .

Читайте также: