Pioneer dab control что это

Обновлено: 05.07.2024

В последние годы на территории России, Украины и Белоруссии обсуждалось введение цифрового радио стандарта DAB+. И если в России процесс пока не продвинулся, то в Украине и Белоруссии вроде уже перешли к тестовому вещанию.


Как это работает, в чем плюсы и минусы, и нужно ли оно вообще? Подробности под катом.

Программа управления питанием усилителя Pioneer M-10X для RaspberryPi

Исходный код программы для платформы Raspbian находится по этой ссылке. Код содержит вызов nice(-19), поэтому программа должна вызываться суперпользователем root. Для сборки программы нужно использовать команду:


После сборки нужно создать две символические ссылки с альтернативными именами m10xpon и m10xpoff на исполняемый файл:


Программа генерирует на ножке GPIO17 фрейм управляющей команды для усилителя Pioneer M-10X. Фактическое действие программы (генерируемый фрейм) зависит от имени, под которым программа запущена:

  • при запуске с именем m10xpon происходит включение усилителя (выход из состояния Standby, фрейм 0xA55A58A7)
  • при запуске с именем m10xpoff происходит выключение усилителя (переход в состояние Standby, фрейм 0xA55AD827)
  • при запуске с именем m10xptgl происходит переключение состояния питания усилителя (команда power toggle, фрейм 0xA55A38C7)

В целом проект простой, не сложнее учебного проекта по миганию светодиодом, только тут мы «мигаем» целым усилителем Pioneer.

RaspberryPi + Pioneer System Remote


В статье кратко описана шина Pioneer System Remote (SR), представлены схема подключения RaspberryPi к шине System Remote и CLI программа на языке C для RaspberryPi, управляющая усилителем Pioneer M-10X через GPIO. В качестве разоблачения приведён способ применения этой программы.

Применение



Описанные в статье схему и программу удобно использовать, например, вместе с проектом shairport, потому что при этом мы получаем не только функцию AirPlay на старом усилителе, но и автоматическое включение и выключение усилителя on demand.

Собрать проект shairport из исходных кодов можно при помощи последовательности следующих команд:

Тестирование

Перейдем наконец, к практической части, т.е. к тестированию. В России DAB пока не работает, так что будем использовать SDR-записи c голландского мультиплекса. Желающие из других стран тоже могут присоединиться и выслать мне записи в формате IQ, я их обработаю и сделаю сводную таблицу.

Чем вообще можно послушать DAB? Т.к. стандарт цифровой, то декодировать его можно с помощью компьютера и rtl-sdr приемника. Есть две программы — qt-dab и Welle.io, обе умеют работать с rtl-sdr.

Qt-dab выглядит как курсовая работа студента, и автор явно не заморачивался с дизайном — шрифты не влезают в контролы, окна не масштабируются. Но для нас самое главное то, что она позволяет читать и писать IQ-файлы.


Welle.io пока еще в стадии бета-версии, однако работает она гораздо лучше и декодирует более качественно. Также есть возможность вывести довольно много дополнительной отладочной информации:


Но welle.io пока не умеет работать с iq-файлами, так что будем использовать Qt-dab.



Как можно видеть, с количеством станций проблем нет, но основной проблемой является низкий битрейт. Что касается самого контента, вкусы разные и обсуждать я его не буду, желающие могут скачать файлы и послушать самостоятельно. В записях приведены не все мультиплексы, но общая идея, надеюсь, ясна.

Подключение RaspberryPi к шине Pioneer System Remote

Шина System Remote имеет TTL логику, напряжение меняется в диапазоне от 0В до +5В. На выводах же GPIO RaspberryPi напряжение может меняться в диапазоне от 0В до +3,3В, при этом защиты от перенапряжения для этих выводов на плате не предусмотрено. Поэтому напрямую управлять шиной SR с вывода GPIO нельзя, необходимо использовать преобразователь уровня.

Представленная здесь схема и является таким преобразователем. База транзистора Q1 через резистор R1 подключается к ножке P1-11 (GPIO17) RPi, коллектор транзистора через резистор R2 — к ножке P1-02 (5V) RPi, а эмиттер транзистора — к ножке P1-20 (GND) RPi. Программно управляя выводом GPIO17 (база транзистора Q1), на контакте Tip клеммника J1 (коллектор транзистора Q1) получаем сигнал нужного уровня для управляющих команд шины System Remote. Резистор R1 служит ограничителем тока базы, а резистор R2 — ограничителем тока коллектора транзистора. Когда на базе транзистора 0В (GPIO17 = 0), транзистор закрыт и на эмиттере удерживается потенциал +5В; когда на базе транзистора +3,3В (GPIO17 = 1), транзистор открыт и на эмиттере удерживается потенциал 0В. Поэтому, строго говоря, эта схема является инвертором сигнала с преобразованием уровня. На Рисунке 2 выше показаны осциллограммы работающей схемы: на верхнем графике — сигнал на коллекторе транзистора (шина SR), на нижнем графике — сигнал на базе транзистора (ножка GPIO17; реальный диапазон этого сигнала от 0В до +3,3В).



Для реализации схемы понадобятся:

  • контактная макетная плата
  • транзистор КТ3102 (Q1)
  • резистор 1кОм (R1)
  • резистор 10кОм (R2)
  • клеммник с шагом контактов 2,54мм, для установки в макетную плату (J1)
  • моно штекер mini plug 3.5мм (разъём типа TS)
  • провода

Внимание! Будьте очень осторожны с пятивольтовыми ножками RaspberryPi (P1-02 и P1-04), ни в коем случае не закоротите случайно эти контакты с другими ножками платы, так как это выведет её из строя.

Моя свобода – это радиоприёмник: эволюция автомобильного радио


Редкая автомобильная технология с годами не эволюционировала в сравнении с изначальным вариантом до полной неузнаваемости. Однако есть и такие давно привычные вещи, которые практически не претерпели изменений. Например, радиоприемник в автомобиле. Впрочем, если изменений нет у нас с вами, это не значит, что их нет в остальном мире. Давайте узнаем, что такое DAB-радио, HD-радио, Sirius XM, и как это работает.

Да, радио в машине с годами приобрело информативный дисплей, автоматическую настройку и память, в его сигнал «вплетена» полезная информация в формате RDS, но в целом оно фактически осталось таким же, как и на заре автомобилизации – принимающим старый добрый аналоговый сигнал. Впрочем, аналоговое радио постепенно уступает позиции цифровому: все больше стран планируют отказ от вещания в «аналоге» и переходят на «цифру».

Главное преимущество цифровых стандартов – гораздо большая плотность станций. Сейчас в «аналоге» сетка частот такова, что промежутки между станциями FM-диапазона 87,5 — 108 МГц составляют не менее 400 килогерц. С такой сеткой в диапазоне помещается около полусотни станций, и пустых участков нет потому, что любой редкий случай выставления высвободившейся частоты на конкурс, скажем, в московском регионе, вызывает нешуточный ажиотаж среди медиакомпаний. Если вещание перевести на цифровой стандарт, количество свободных частот увеличится раз в двадцать. А значит, получить место для вещания будет легче. Может, даже вырастет количество интересных узкоформатных станций, среди которых каждый найдет что-то по душе.

Как это работает?

В Европе в качестве цифрового стандарта принят DAB — Digital Audio Broadcasting. Сегодня он уже существует в версии DAB+, но мы для простоты будем называть его просто DAB.

Исторически сложилось, что DAB-вещание обосновалось в диапазоне частот 175-239 МГц. Этот участок разбит на фиксированные каналы, в каждом из которых может работать полтора-два десятка станций, не мешая друг другу. Для того чтобы «ловить» цифровое радио, нужен соответствующий приемник, в котором имеется DAB-тюнер. Сегодня в ассортименте большинства известных брендов есть автомобильные головные устройства, имеющие в своем составе как аналоговый тюнер для участка 87,5 — 108 МГц, так и цифровой, для участка 175 — 239 МГц.

Антенна для DAB может представлять собой небольшую коробочку, наклеиваемую в угол лобового стекла автомобиля.
Если головное устройство в машине не умеет принимать DAB, а менять его не предполагается, можно приобрести отдельный DAB-приемник, выполненный в виде штекера в прикуриватель. Он тоже потребует выведения отдельной приемной антенны, а с автомобильной аудиосистемой соединяется либо через ее линейный вход, либо через вход AUX, либо через встроенный в DAB-приемник налоговый FM-трансмиттер.
Количество и качество

Главный плюс DAB – расширение частотного ресурса и появление большого количества узкосегментированных радиостанций. Скажем, радио для любителей собак, разговоров исключительно о политике, любителей рыбной ловли или фанатов «Локомотива».

Главных минусов – два. Во-первых, это, конечно же, необходимость покупать новую автомагнитолу. А во-вторых, как ни парадоксально – отсутствие сколь-либо заметных улучшений в качестве звучания. Реальность такова, что цифровое радио DAB на одной и той же акустической системе звучит ничуть не лучше аналогового…
Гаджеты

Мультимедиа из СССР: автомобильная «музыка» прошлого века

Долгие годы музыкальное сопровождение в автомобиле могло обеспечить только радио, впервые зазвучавшее для человека за рулем в 1920-е годы. Ни грампластинки, ни бобины с магнитной пленкой, которые крутились в домашних…

И увеличение радиуса вещания «цифра» тоже не дает. Скорее, наоборот: при выходе из зоны устойчивого вещания, когда вы, к примеру, выезжаете за город, аналоговая станция достаточно долго продолжает звучать, потом появляются легкий шум и помехи, затем они нарастают и, наконец, музыка или голос полностью тонут в шумах. А DAB-станция уже на границе легких помех пропадает разом… Особенно неприятен этот эффект в плотной высотной городской застройке, где встречаются «пробелы» DAB-покрытия. Там, где «аналог» просто временно ухудшает качество, «цифра» начинает «проглатывать» куски. Иногда не спасает даже буферизация цифрового потока в приемнике, рассчитанная как раз на такие случаи.

DAB-вещание в мире и в России

Цифровое радиовещание появилось более двух десятков лет назад, но единого стандарта цифрового радиовещания в мировом масштабе нет. В США местный цифровой формат под названием HD-radio не совместим с европейским DAB: там применено гибридное вещание одновременно «цифры» и «аналога» на традиционных «аналоговых» частотах. Китайский CDR (China DigitalRadio) с европейским цифровым радио тоже несовместим.

Но и внутри самой Европы нет единства. Правда, не в стандартах, а в подходе к концепции. Единственной страной, целиком перешедшей на DAB и полностью прекратившей вещание в аналоговом формате, в конце 2017 года стала Норвегия. Близка к тому и Великобритания. Наряду с аналоговыми, DAB-радиостанции работают в Италии, Германии, Франции, Австрии, Бельгии, Греции, Швеции, Нидерландах и еще ряде стран, и до полного вытеснения «аналога» там весьма далеко. В то же время около половины европейских стран находятся в положении глубоко раздумывающих о введении DAB. К примеру, буквально в прошлом году «цифра» появилась в эфире Чехии, но зато Латвия, два года тестировавшая цифровое радиовещание, от DAB отказалась, сочтя его нецелесообразным.

В России DAB-вещание не ведется. У Минкомсвязи есть к нему интерес, и не раз анонсировалось введение «цифры» в будущем, но пока никаких реальных подвижек нет.

Вернее, почти нет. Несколько лет назад в Москве проводилось пробное тестовое вещание с размещением передатчиков на Останкинской башне, к тому же существует отечественный собственный стандарт РАВИС. Правда, тоже несовместимый с DAB.

Почему внедрение «цифры» в нашей стране идёт, мягко выражаясь, вяло? Во-первых, из-за опасений невостребованности DAB среди вещателей. Все радиостанции живут за счет рекламы, а общего бюджета всего рекламного рынка России просто не хватит на возросшее в несколько раз количество станций. Ну и, как минимум, нужно дождаться ухода в «цифру» телевидения, потому что сейчас DAB-диапазон у нас занят аналоговым телевещанием: на этих частотах сидят каналы НТВ, Россия-1 и Матч.

Радио через спутник

Музыка в машине ХХ века: от грампластинок до СD

Фактически очень серьезная часть усилий при создании машины тратится на хороший звук в салоне. Да и стоимость и сложность некоторых систем способны вызвать священный трепет. А с чего все…

Говоря об эволюции радио, нельзя не упомянуть это отдельное и особое направление радиовещания, также ориентированное в основном на автомобилистов. Принципиальным и важнейшим его отличием от наземного радиовещания (что аналогового, что цифрового) является огромный радиус охвата. Если наземное радио работает в радиусе 50-80 километров от передающей антенны, то спутниковое работает везде. Неудивительно, что появилось оно именно в США с их развитой автоиндустрией, массовыми дальними грузоперевозками и популярным среди населения автомобильным туризмом. Можно ехать десятки и сотни километров от города к городу, пересекать границы штатов – и везде любимая радиостанция будет с тобой!

Работает SiriusXM по платным тарифам. Обычно при покупке нового автомобиля или приемника предоставляется тестовый период в 2-3 месяца, а затем требуется оплата от $11 в месяц за базовый пакет из 80 станций и дороже.

Автомобили, производимые в США и для США, зачастую уже обладают встроенными тюнерами SiriusXM. В них для перехода в режим приема со спутника служит кнопочка «satellite radio». В этом случае спутниковое радио изначально интегрировано в аудиосистему и установлена антенна.

Для тех авто, где штатного тюнера с SiriusXM нет, доступны «комплекты дооснащения» по цене $50-70 – небольшие приемнички с выносной антенной и дисплеем, выглядящие как GPS-навигаторы. Такие гаджеты устанавливаются на торпедо или центральную консоль, а со штатной аудиосистемой соединяются проводом через вход AUX.
Что звучит?

Сегодня в сетке вещания SiriusXM работает 150 станций. Среди них есть каналы, которые ведут «тамошние» медийные знаменитости – Опра Уинфри, Говард Стерн, известные стендап-комики. На радиостанциях SiriusXM многие музыканты и группы дают живые концерты, которые впоследствии выходят отдельными дисками. Целый сегмент специализированных станций посвящен популярным спортивным состязаниям и околоспортивной жизни в своей сфере. Это гонки NASCAR, игры NBA и NHL, гольф-турниры серии PGA Tour и тому подобное. В спортивном вещании как нигде важна непрерывность звучания вне зависимости от маршрута и его продолжительности, поэтому трансляции спортивных событий по SiriusXM – любимое развлечение американских дальнобойщиков, коммивояжеров и прочей публики, проводящей дни и ночи за баранкой.

А вот в нашей космической стране спутниковое радиовещание – еще большая фантастика, чем цифровое DAB… Если с последним что-то рано или поздно решится, то инвестировать в спутники в расчете на сбор абонентской платы со слушателей никто никогда не рискнет. Ну а про какую-то госпрограмму в этой области говорить и вовсе не приходится…

В двух словах о Pioneer System Remote

Некоторые домашние аудио/видео компоненты производства Pioneer Corporation могут быть соединены друг с другом шиной управления, которая называется SR (аббревиатурное сокращение от System Remote). Целью такого объединения отдельных компонентов в единую систему является, конечно же, удобство потребителя, ведь при этом целой грядкой устройств можно управлять с одного пульта ДУ.


Коннекторы этой шины обозначаются как CONTROL IN и CONTROL OUT и выполнены в виде моно гнёзд mini jack 3.5мм. Поэтому соединения блоков по шине SR можно производить обычными двухконтактными аудио кабелями с моно штекерами mini plug 3.5мм (разъём типа TS, от Tip-Sleeve). Устройства соединяются последовательно, гирляндой: выход CONTROL OUT одного компонента соединяется с входом CONTROL IN другого. Контакт Tip разъёма несёт собственно сигнал шины SR, а вот с контактом Sleeve дело чуть сложнее. На некоторых компонентах (например, усилитель M-10X) здесь честная «земля», и тогда всё как положено: Tip — сигнал, Sleeve — «земля». Но есть компоненты (как правило, проигрыватели), которые используют контакт Sleeve разъёма шины SR для передачи цифрового аудио сигнала. В этом случае «земля» берется с корпуса компонента или с «земли» аналогового аудио разъёма. На самом деле, если «земли» компонентов каким-либо образом соединены, то про контакт Sleeve разъёма шины SR можно вообще забыть.

Управляющие коды шины SR являются ни чем иным, как демодулированными сигналами пульта ДУ. То есть шина SR это попросту проводной ретранслятор очищенных от несущей частоты IR команд. (В IR пультах модуляция кодов управления несущей частотой

В простейшем случае управляющие коды являются двухбайтовыми, где первый байт это тип устройства, а второй байт — собственно код команды для исполнения на этом типе устройств. Ниже для справки приведен список типов устройств шины SR (первый байт команды управления):

  • 0x73 Projectors
  • 0xA1 Tape decks (Blu-ray Players)
  • 0xA2 CD Players
  • 0xA3 DVD Players
  • 0xA4 Tuners
  • 0xA5 Amplifiers (AV Receivers)
  • 0xA8 Laserdisc Players
  • 0xAB Video Recorders (DVD Recorders)
  • 0xAA Plasma Displays



Протокол передачи информации по шине System Remote довольно прост. Каждый компонент на контакте Tip разъёмов шины поддерживает +5В (TTL логика). Для отправки фрейма информации нужно в определённой последовательности и с определённой длительностью подавать на контакт Tip шины SR потенциал «земли» (0В). Pioneer, как и многие японские производители, использует в IR командах схему кодирования длительностью бита (bit-width codification), когда логический ноль кодируется импульсом длительностью 0,56мс а затем паузой 0,56мс, а логическая единица кодируется импульсом длительностью 0,56мс а затем паузой 1,68мс.

Рисунок 1. Кодирование длительностью бита.

Структура фрейма шины SR для двухбайтовых команд следующая:

  • заголовок фрейма: в течение 9мс на шине удерживается потенциал 0В (пульс), затем в течение 4,5мс потенциал +5В (пауза)
  • 8 бит: код типа устройства
  • 8 бит: побитовое отрицание кода типа устройства
  • 8 бит: код команды
  • 8 бит: побитовое отрицание кода команды
  • 1 бит: стоп-бит


Рисунок 2. Фрейм 0xA55A38C7 шины System Remote.

Усилитель Pioneer M-10X

  • цикл питания (power toggle) 0xA538
  • включить питание (power on) 0xA558
  • выключить питание (power off) 0xA5D8

Выводы

Если говорить о перспективах цифрового радиовещания, то они увы, довольно грустные. Основное преимущество DAB — более эффективное использование спектра, что позволяет разместить в эфире больше станций. В этом плане DAB+ имеет смысл только для тех городов, где уже нет свободного места в FM. Для России это наверно только Москва и Петербург, во всех остальных городах таких проблем нет.

Что же касается качества звучания, то технически, DAB+ может обеспечивать битрейт до 192КБит/с, что даст практически HiFi-звук. На практике, как мы видим выше, вещатели экономят и не переходят планку даже в 100КБит/с. Из трех мультиплексов нашлась только одна (!) станция, вещающая в 96Kbps (а уж вещание музыки с 48kbps я ничем кроме как кощунством назвать не могу — таких вещателей надо лишать лицензии;). Так что увы, можно с уверенностью в 99% сказать, что при переходе от FM к DAB качество звука будет хуже чем было. Конечно, может в других странах ситуация обстоит лучше, но вот для примера английский обзор в youtube с красноречивым названием Why DAB sounds so BAD. Технически DAB хорош и к нему претензий нет, но экономически, «бабло победило зло». Из этого следует практический вывод — даже если начнется тестовое вещание в DAB+, не стоит сразу идти в магазин за новым приемником, скорее всего качество звука будет хуже чем в FM.

Возвращаясь к России, стоит ли вообще заморачиваться и начинать вещание в DAB? С точки зрения международного престижа, наверно да, чтобы не выглядеть в глазах соседей отсталой страной третьего мира, и как бонус, чтобы покупаемые в Европе автомобили и радиоприемники могли полноценно принимать все станции. Но с точки зрения слушателей и качества звука, скорее всего никаких плюсов ни в качестве звука, ни в качестве контента, пользователи не получат.

Разумеется, у DAB есть и свои преимущества. Это более низкий порог входа (не нужно покупать свой передатчик), более низкая цена обслуживания аппаратуры и платежей за электроэнергию (легче обслуживать 1 передатчик мультиплекса чем 16 независимых). И это было бы оправданно в том случае, если бы нашлись новые вещатели, создающие интересный и востребованный контент. Но появятся ли они, учитывая что мы по сути наблюдаем эпоху заката радио и ухода аудитории в Интернет, сказать сложно.

Если же подумать о дальних перспективах, то наверно в будущем радиоприемник будет устройством с интегрированной картой e-sim и подпиской на Яндекс-музыку Spotify или Apple Music при покупке. Будущее однозначно за стриминговыми сервисами и персонализированным контентом. Насколько скоро это случится, посмотрим, время покажет.

DAB + Радио


я живу в таком месте где технологии появляются вовремя
ни как в нашей стране
поэтому при случае я установил на машину в июне 2015
RNS 510 с DAB диапазоном
как ставить знают все, отличие наличие второго антенного входа для даб диапазона
как выглядит смотрите на фото
при поездке по Европе решение полностью себя оправдало
немножко о стандарте
Стандарт DAB
Система DAB утверждена Европейским союзом радиовещания (EBU) в качестве общеевропейской и рекомендована Международным союзом электросвязи (ITU-R, МСЭ-Р) для внедрения во всем мире как наземная или спутниковая система ЦРВ, работающая в диапазоне частот 30–3000 МГц (рекомендации ITU-R BS.1114 и BO.1130). Наибольшее распространение получили наземные варианты систем ЦРВ DAB, DAB+, DMB (далее – системы из семейства DAB), поэтому в их обозначениях часто добавляют через дефис букву “Т” (то есть Terrestrial).

Перечислим основные отличия систем DAB+ и DMB от базовой системы DAB. В последней применен метод кодирования звуковых сигналов (ЗС) MPEG-1 Layer II (стандарт ISO/IEC 11172-3 (где: ISO – International Organization for Standardization, IEC – International Electrotechnical Commission)). В системе DAB+ (стандарт ETSI TS 102563, где ETSI – European Telecommunication Standard Institute) применен более эффективный метод кодирования ЗС – MPEG-4 HE AAC v2 (стандарт ISO/IEC 14496-3). Это позволяет примерно в три раза снизить скорость передачи цифрового ЗС при сохранении качества звуковоспроизведения и увеличить количество аудиопрограмм, передаваемых в одном сигнале DAB+ (то есть вместо примерно шести аудиопрограмм в одном радиочастотном сигнале системы DAB можно передать 18 программ c таким же качеством звучания в радиосигнале системы DAB+) [2]. При этом в обоих случаях полосы частот, которые занимают спектры передаваемых радиосигналов, имеют одинаковую ширину (приблизительно 1,54 МГц). Система DMB (Digital Multimedia Broadcasting, стандарты ETSI TS 102427, TS 102428) базируется на транспортных механизмах системы DAB и обеспечивает передачу, а также мобильный прием сигналов цифрового телевидения и мультимедийного цифрового радиовещания. Существуют варианты системы DMB, обеспечивающие передачу и прием только звуковых программ и данных.

По состоянию на осень 2014 года регулярное вещание по какой-либо системе из семейства DAB осуществляется в 21 стране, а экспериментальное вещание и тестирование – еще в 18 странах. Рассмотрим положение дел в странах, лидирующих в этой области.

Австралия. Население 23,1 млн человек (здесь и далее указаны приблизительные цифры). Осуществляется регулярная передача 210 аудиопрограмм по системе DAB+. Возможность приема сигналов ЦРВ имеет 64% населения. Продано примерно 1,7 млн радиоприемников ЦРВ (в это число входят собственно радиоприемники для системы DAB+ и комбинированные устройства, которые содержат соответствующие радиоприемные модули).

Дания. Население 5,6 млн человек. Регулярно передаются 15 звуковых программ DAB, 9 программ DAB+ и один цифровой поток данных. Возможность приема этих сигналов имеет 98% населения. Продано примерно 1,7 млн радиоприемников ЦРВ.

Германия. Население 80,2 млн человек. В общей сложности регулярно передаются более 120 национальных, региональных и местных программ DAB+. В зоне уверенного приема сигналов ЦРВ проживает 91% населения. Продано около 2,7 млн радиоприемников ЦРВ.

Норвегия. Население 5,1 млн человек. Регулярно передаются 22 аудиопрограммы DAB. Обеспечено покрытие территории, на которой проживает 99,5% населения. Продано 1,166 млн DAB-радиоприемников.

Южная Корея. Население 50,2 млн человек. Регулярно передаются 19 программ DMB (включая телевизионные), две программы DAB, шесть цифровых потоков данных. Возможность приема сигналов ЦРВ имеет 90% населения. Продано 62 млн радиоприемников ЦРВ.

Швейцария. Население 8 млн человек. Регулярно передаются 80 аудиопрограмм DAB+, 20 программ DAB. Возможность приема сигналов ЦРВ имеет 94% населения. Продано 1,52 млн соответствующих радиоприемников.

Оборудование для передающих устройств систем ЦРВ DAB, DAB+, DMB производит ряд фирм, например: DIGIDIA, Fraunhofer IIS, Harris Corporation, Rohde & Schwarz и др.

К основным производителям интегральных схем для радиоприемников ЦРВ следует отнести фирмы: Frontier Silicon Ltd, Intel, Keystone Semiconductor Corp, NXP Semiconductors, Panasonic, Silicon Labs, Texas Instruments и др.

Радиоприемники для названных систем ЦРВ выпускает множество фирм, среди которых: Alpine, Blaupunkt, Bose, Grundig, Iriver, Kenwood, LG, Marantz, Morphy Richards, Noxon, Onkyo, Panasonic, Philips, Pioneer, Samsung, Sangean, Sanyo, Sharp, Sony, TechniSat Digital, Terratec и ряд других. К концу 2014 года в мире продано более 90 млн подобных радиоприемников. Наиболее дешевые модели имеют стоимость около 20 евро.
извиняюсь за качество фото -телефон

Технология

Отличий DAB от привычного FM довольно-таки много. И дело даже не в том, что один это «цифра», а другой «аналог». Отличается сам принцип передачи контента. В FM каждая станция вещает самостоятельно, а в DAB+ все станции объединены в «мультиплекс», в каждом из которых может быть до 16 станций. Предусмотрены разные частотные каналы, так что разные страны могут выбрать те, которые свободны от других служб.


С точки зрения бизнеса, это отличие вызывает ряд споров у вещателей, относительно того как вещать в мультиплексе. Раньше вещатели сами получали лицензию на частоту, покупали антенну и передатчик, сейчас лицензия будет выдаваться оператору мультиплекса, а он уже будет арендовать каналы радиостанциям. Лучше это или хуже, сказать сложно, кому-то удобнее иметь все свое, кому-то удобнее аренда.

Кстати, в этом плане, DAB имеет огромный и жирный минус для слушателя — цена аренды мультиплекса зависит от битрейта. И если выбрать между 192 и 64kbps… всем я думаю, понятно, что будет выбрано. Если в FM вещать с плохим качеством довольно сложно, то в DAB это даже поощряется экономически (понятно что это не вина разработчиков стандарта, но тем не менее). Российские цены пока разумеется, неизвестны, а английские для примера, можно посмотреть здесь.

С точки зрения технической, мультиплекс DAB+ представляет собой широкополосный сигнал, с шириной спектра порядка 1.5МГц, который хорошо виден с помощью RTL-SDR приемника.


Более подробное описание в PDF можно найти здесь.

Конкурирующие стандарты

Их в общем-то не так много. В Европе используется DAB+, в США популярен стандарт HD Radio, в Индии проводили эксперименты со стандартом DRM, но чем они закончились, сказать сложно.

Карта немного устарела (в России DRM тоже тестировали, но так и забросили), но общую идею понять можно:



Источник

В отличие от DAB, создатели стандарта HD Radio пошли по другому пути — цифровой сигнал размещается непосредственно рядом с аналоговым, что позволяет вещателям использовать свои собственные антенны и мачты.


Однако это не решает проблему, из-за которой все и начиналось — проблему отсутствия свободных мест в спектре. Да и чисто географически (да и наверно политически), в ex-странах СНГ принятие европейского стандарта выглядит более логичным, чем использование стандарта американского — выбор европейских товаров все же больше и купить приемники легче. В 2011 году еще были упоминания российского стандарта РАВИС, но все так и заглохло (и слава богу, т.к. ни с чем не совместимый собственный цифровой стандарт, это худшее что можно было бы придумать для радиослушателей).

Читайте также: