Первый день в школьном лагере чем занять детей

Обновлено: 18.05.2024

Заезд ребят. Распределение по отрядам. Экскурсия по лагерю. До обеда в отрядах проходят «Огоньки знакомства». Вожатый может провести с ребятами следующие игры:

1. Ребята рассаживаются по кругу. Вожатый и воспитатель представляют себя детям и просят их написать на листочках свои имена. Листочки бросают в коробочку или бейсболку. Затем вожатый вытаскивает их по одному и читает громко имя. Дети с таким именем должны встать. Все им аплодируют.

После того, как прочитаны все имена, вожатый может спросить у детей:

1.1. Ребят с каким именем у нас в отряде больше всего?

1.2. Кто из ребят носит самое редкое имя?

1.3. Как зовут вашего соседа справа (слева)?

2. Вожатый обращается к ребенку, сидящему от него справа (слева) со словами: «Я рад с тобой познакомиться. (называет имя ребенка). А ты?»

Потом дети по кругу говорят те же слова своим соседям. При этом очень важно, чтобы ребята обязательно называли имя соседа.

3. Вожатый может обратиться к любому ребенку со словами: «Мне кажется, что ты. (Ваня, Оля), занимаешься спортом. Я прав?» Дети отвечают на вопросы вожатого и сами могут задавать любые вопросы подобного типа кому угодно в кругу:

3.1. Мне кажется, что ты. (имя), учишься в музыкальной (художественной) школе;

3.2. Мне кажется, что ты. (имя), не любишь смотреть боевики;

3.3. Мне кажется, что ты. (имя), очень любишь собак (кошек);

3.4. Мне кажется, что ты. (имя), хороший рыбак (художник, швея, танцор, певец и так далее).

4. Вожатый раздает ребятам карточки, на которых написана какая- то роль. Ребята по очереди разворачивают карточки и произносят такую фразу: «Я сыграю роль Колобка (Терминатора, Человека-Паука, Бабы Яги, Лешего, Бэтмена и так далее.) И сделать мне это нетрудно (трудно), потому что.

5. Предложите ребятам представить, что они «рыбачат» в Море Желаний, откуда кроме рыбы» тины, крабов и водорослей можно выловить все, что угодно: предметы, чувства, понятия, черты характера для себя и друзей. Ребята рассказывают, что они «поймали». Это символическое выражение актуальных желаний, ожиданий и надежд.

Внимание! Вожатый в начале этой игры нацеливает ребят на то, что им предоставляется возможность, выловить в Море Желаний то, что сделает их отдых в лагере просто замечательным.

6. Вожатый обращается ко всем ребятам с вопросами типа: «Как вы думаете, чем можно обидеть (разозлить, растрогать, испугать, рассмешить, удивить, сбить с толку, заставить покраснеть, смутить и так далее) Ваню?». Ребята высказывают свои мнения по каждому вопросу. Участник, о котором задавался вопрос, может высказать потом и свое мнение.

7. Один из ребят, руководствуясь сигналами остальных (хлопки — одобрение, поддержка; топот — несогласие, запрет), выполняет задание отряда. Например, подойти к кому-то и пожать руку, или встать в центр круга и подпрыгнуть, или подойти к кому-то и погладить его по голове, или сесть к кому-то на колени и так далее. Пока отряд обдумывает задание, тот, кому предстоит его выполнить, находится за дверью. Разговаривать с ним нельзя.

8. Вожатый предлагает ребятам оформить свое мнение, о любом ребенке в кругу, метафорой. (Например, «Вечный двигатель», «Плакучая ива», «Острый перец», «Семи пядей во лбу», «Золотая антилопа» и так далее.) А потом надо пояснить свою метафору.

9. Желающие ребята могут подойти к коробочке и вытащить оттуда записку с началом фразы, которую надо продолжить. Фразы могут быть такими:

• А у нас во дворе.

• А у нас в классе.

• А у нас в школе.

• А у нас в лагере.

• А у нас в городе (поселке).

• А у нас в стране.

• А у нас в подъезде, (доме).

Внимание! Ребятам, которые расскажут о себе, без уговоров вожатого, можно приколоть на грудь бумажный значок с надписью: «Спасибо за смелость и искренность!».

10. Попросите ребят пантомимой показать время года, когда они родились. (Например, кататься на лыжах, косить траву, копать картошку, сажать цветы и так далее.)

Предложите им собраться в группы «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», не произнеся ни слова. Потом можно провести какие-нибудь подвижные игры и конкурсы с этими группами.

11. Ребята разбиваются на пары. Распределяют между собой роли «замороженного» и «реаниматора». По сигналу вожатого первый застывает в неподвижности, изображая существо, погруженное в анабиоз, с застывшими лицом и взглядом. Задача «реаниматора» в течение одной минуты вернуть партнера к жизни. «Реаниматор» не имеет права ни прикасаться к «замороженному», ни обращаться к нему с каким-либо словом. Все, чем он располагает, — это взгляд, мимика, жесты, движения. С их помощью он должен сообщить партнеру нечто такое, что вызовет его живую реакцию (смех, удивление и тому подобное.) Затем следует смена ролей.

12. Ребятам предлагается высказать свои планы на будущее, если бы они оказались: Богом; Президентом страны; на необитаемом острове; миллионером; в психиатрической больнице; в раю; пенсионером; нищим; чемпионом по боксу; альпинистом; художником; звездой эстрады.

13. Вожатый говорит детям, что он, на несколько минут, превратится в Сивиллу — знаменитую греческую пророчицу. А ребята превратятся в «древних греков». Они будут по очереди подходить к пещере Сивиллы и задавать вопрос, касающийся жизни в предстоящий сезон. «Сивилла» подбрасывает листочки бумаги, на которых написаны слова или короткие фразы. Дети должны пофантазировать и придумать связанный с этим словом (или фразой) прогноз на смену.

14. Вожатый предлагает ребятам начать составление отрядного фотоальбома. Можно представить, что в руках у каждого фотоаппарат. Для начала все фотографируются по одному: их «щелкают» все остальные с разных позиций. Потом мальчики «фотографируют» всех девочек, после чего девочки «фотографируют» всех мальчиков.

Внимание! В групповых фотографиях надо постараться рассадить всех так, чтобы каждого было видно, придумать им интересные позы и прокомментировать фотографии.

15. «Иди ко мне». Все ребята сидят в кругу на стульях. Одно место свободно. Сидящий слева от пустого стула, обращается к любому в круге, со словами: «Саша (Таня, Оля), иди ко мне». Тот, кого позвали, переходит на свободный стул и обращается к тому, кто его пригласил со словами: «Спасибо, Ира (Вика, Петя), что пригласила меня». На освободившийся стул сидящий слева от него человек приглашает любого из круга. И все повторяется.

16. «Кто это?». Все ребята сидят в кругу. Двое детей выходят в центр, встают спиной друг к другу.

Каждый из них видит лишь половину отряда. Они, по очереди, задают по одному вопросу друг другу о ребятах, которых они видят. Например:

• У кого самые длинные светлые волосы?

• Как зовут того мальчика, у которого на футболке нарисован Человек-Паук?

Тот, кому задан вопрос, должен назвать имя человека, сидящего в кругу. Если оба ответили правильно, они жмут друг другу руки и говорят: «Молодец, . (имя)». «И ты . (имя), молодец». Если кто-то ответил неправильно, второй ему говорит: «Эх, . (имя), это же.

(называет имя того, о ком был задан вопрос.)

После полдника проводится эстафета знакомства «Круг друзей». На каждую станцию, согласно маршрутному листу, приходят одновременно два отряда, в которых ребята близки по возрасту. Для этой эстафеты знакомства отобраны круговые соревнования.

1. «Плетень». Отряды образуют два круга, в которых дети встают лицом к центру, скрестив руки на уровне живота и сцепившись ладонями со своими соседями справа и слева. Это «Плетень».

Затем ведущий конкурса просит вожатых поменяться отрядами, то есть перейти в круг соперников. После этого ведущий предлагает обоим отрядам расцепить руки, встать в колонну и под музыку бежать за вожатым, который будет запутывать эту цепочку.) Можно взяться за руки, как в хороводе.) По команде «Плетень!» отряды должны образовать круг, скрестив руки так, как они делали в самом начале. Вожатый, у которого прочный плетень построен, поднимает руку вверх. Игра проводится 3—5 раз. Отряд, который побеждал большее количество раз, получает два балла, проигравший — один балл.

2. «Круговые пятнашки». Сначала один отряд образует внешний круг, а второй — внутренний. Под музыку эти два круга начинают вращение в разные стороны. При этом дети держатся за руки. По команде ведущего «Лови!», ребята из внешнего круга пытаются поймать ребят из внутреннего круга, не успевших встать парами и взять друг друга за локти. Кого поймали — выходят из игры. После того, как ребята трижды ловили своих соперников, надо подсчитать, сколько человек было поймано. Затем отряды меняются ролями. В конце игры два балла присуждается тем, кто «потерял» меньше людей из своего отряда, один балл — их соперникам.

3. «Бесконечный галоп». В каждом отряде дети становятся парами по кругу, лицом друг к другу. По команде ведущего все делают назад друг от друга по два шага. Образуют круглые коридоры. В каждом отряде выбирается первая пара. Все должны их запомнить.

По сигналу ведущего, первые пары в каждом отряде, под музыку боковым галопом двигаются по коридору, взявшись за руки. Вслед им устремляются вторая, третья и все остальные пары. Дойдя до своего места, пары останавливаются. Отскочив назад на два шага, встав в коридор, дают проход другим парам. Как только последняя пара встанет на свое место, первая пара начинает второй круг, затем третий. Победит и получит два балла тот отряд, в котором пары пробегут по коридору галопом быстрее. Соперники получат один балл.

4. «Западня». Один отряд образует внешний круг, а второй — внутренний. По сигналу ведущего круги начинают вращение в разные стороны. Когда ведущий скажет «Стоп!», круги останавливаются. Стоящие во внутреннем круге, взявшись за руки, поднимают их вверх, образуя «ворота». Ребята из внешнего круга пробегают под воротами внутрь круга и из него. По сигналу ведущего «Западня!» — «ворота закрываются» — дети опускают руки. Те, кто остался во внутреннем круге, выбывают из игры. Сначала «западню» три раза устраивает один отряд, потом три раза — другой отряд.

Отряд, в котором в «западню» попало больше ребят, получает один балл, а в котором меньше — два балла.

5. «Непослушный шарик». Отряды образуют два круга на расстоянии друг от друга. Каждому отряду выдается воздушный шарик. (Дети в кругу не должны стоять плотно друг к другу.) По команде ведущего, первый игрок в круге подбивает шарик до второго игрока, второй до третьего и так далее, пока шарик снова не вернется к первому игроку. Какой отряд первым справился с заданием, тот и получит два балла, соперники — один балл.

6. «Круговой футбол». Каждый отряд образует круг, в котором дети стоят лицом к центру круга. В отряде выбирается один футболист. Он встает в круг, ему выдается футбольный мяч. Все, кто стоит в круге, ставят ноги на ширину плеч — это «ворота» (или образуют «ворота» попарно взявшись за руки.) По команде ведущего, «футболисты» начинают прокатывать мяч через все ворота, огибая их змейкой. Победит и получит два балла тот отряд, в котором футболист «забьет» мяч во все ворота и первым встанет в центр своего круга.

7. «Оборона крепости». Один отряд образует круг, стоя спиной к центру круга. Он держит «оборону крепости». Второму отряду выдается мяч. По сигналу ведущего отряд, находящийся за «стенами крепости» пытается пробить мяч ногами в центр круга. «Защитники крепости» отбивают мяч ногами. Ведущий считает, сколько было пропущено мячей. Через 2—3 минуты отряды меняются ролями. Те, кто при защите крепости пропустили в нее больше мячей, проигрывают и получают один балл.

Внимание! Чтобы игра была более напряженной, можно нападающим выдать не один мяч, а два или три.

8. «Блуждающий остров». Каждый отряд образует круг, положив ладони на плечи впередистоящего человека. Затем надо присесть на корточки и, не разрывая круга, пройти дистанцию. Побеждают те, кто прошел дистанцию быстрее соперников или те, кто допустил меньше ошибок при выполнении задания.

9. «Прорыв цепи». Игроки одного отряда, взявшись за руки, образуют круг. Ребята второго отряда становятся в центр и, по сигналу ведущего, пытаются прорваться за круг, разъединяя своими телами руки игроков первого отряда. Потом отряды меняются ролями. Ведущий подсчитывает количество игроков, сумевших прорвать цепь, с той и с другой стороны; присуждает победителям два балла, проигравшим — один балл. (Игру можно повторить 2—3 раза.)

10. «С шапкой по кругу». Отряды образуют два плотных круга. Одному из игроков в круге на голову надевается бейсболка. По сигналу ведущего ребята в бейсболках бегут за кругом по часовой стрелке, встают на свое место, надевают бейсболку на голову соседа, стоящего слева. Они делают то же самое. Победит и получит два балла отряд, в котором первым займет свое место последний игрок от отряда, пробежав очередной круг.

11. «Чет — нечет». Отряды образуют круги. В каждом круге рассчитываются на первый-второй. Перед началом конкурса можно по репетировать выполнение команд. «Нечет!» — приседают игроки под номером 1. «Чет!» — приседают игроки под номером 2. Любым игрокам под первым номером дается мяч.

По сигналу ведущего «Чет!», вторые игроки приседают, первые игроки перекидывают мяч по кругу друг другу над головами присевших ребят. Когда круг завершен, начинавший игрок командует «Нечет!». Первые игроки приседают, вторые перекидывают мяч по кругу друг другу над головами присевших ребят.

Побеждает и получает два балла команда, в которой мяч быстрее пройдет два круга: сначала от первого нечетного игрока к последнему нечетному игроку, а потом от первого четного игрока к последнему четному игроку.

Советы, как провести первый день в лагере

3RtrIZCxoIIm.jpg

Основными задачами первого дня в лагере является организованный прием и заезд детей, знакомство ребят с лагерем, его традициями и законами, возможность узнать друг друга.

Для реализации этих задач целесообразно организовать проведение небольших по времени отрядных дел, не требующих тщательной подготовки как со стороны детей, так и педагога, но направленных на организацию конкретной деятельности, в которой ребята смогут себя проявить. Такими делами выступают:

1.Операция «Уют». В процессе ее проведения разъясняются основные правила и требования к санитарному состоянию территории и корпусов. Вместе с тем можно провести небольшие конкурсы по оформлению палат, отрядных мест и др.

2.Рассказ-экскурсия по территории городка или лагеря. Знакомство с расположением основных служб лагеря, кружков, библиотеки и других помещений.

3.«Разнобой» — конкурсное отрядное дело. Его цель — закрепить возникшие между детьми симпатии, продолжить знакомство друг с другом и заложить основы будущих творческих советов для проведения отрядных дел.

Методика проведения: отряд делится на небольшие группы по пять-семь человек по принципу добровольности, симпатии, по желанию. Затем каждая группа придумывает по два-три вопроса своим соперникам (тематика и область вопросов согласовываются со всеми участниками). Одновременно каждая группа готовит творческую защиту-представление своего микроколлектива: название, девиз, песня, короткая реклама имен и увлечений всех участников. Оценивать выполнение заданий вожатому помогают представители творческих групп (каждая группа посылает в жюри по самому справедливому, по самому эрудированному).

Начинается «Разнобой» с защиты-представления творческих групп, по ходу которого взрослый предлагает ребятам выбрать наиболее интересное название, девиз, песню для их будущего отряда. Вопросы, которые ребята задают друг другу, и их ответы могут помочь вожатому сориентироваться в области ребячьих интересов и выступить примерным показателем уровня знаний и воспитанности школьников.

4.Концерт «Ромашка» — веселая игра-конкурс, которая может использоваться в отрядах младших школьников и помогает вожатому представить отряду наиболее творческих и интересных товарищей.

Методика проведения: до начала игры вожатый готовит «Ромашку» — картонный круг желтого цвета, на котором крепятся «лепестки» из белой бумаги. На каждом «лепестке» написаны творческие задания: придумать и сыграть сценку (тему предлагают ребята), сочинить сказку или рассказ, спеть на новый мотив известную песню, станцевать, приготовить выступление духового оркестра и др. Основное требование к заданию заключается в том, чтобы оно было посильным, интересным и вызывало творческую активность участников. При его проведении отряд имеет смысл тоже поделить на небольшие творческие группы по пять-семь человек, которые выберут для своего микроколлектива по два-три небольших задания и в течение 15—25 минут подготовят его представление. При проведении любого выбранного дела важно помнить, что это должен быть непринужденный, веселый смотр находчивости, фантазии, юмора и творчества участников. Одновременно эти импровизированные игры-конкурсы должны помочь педагогу в решении основных задач дня. При подведении итогов важно сказать доброе слово о каждом и ни в коем случае не вводить оценку очками, баллами и всем тем, что может нарушить процесс формирования товарищеских отношений, вызвать обиду и ссору в первые часы пребывания в лагере.

Самым важным в первый день является сбор знакомств, который позволяет вожатым более близко познакомить детей друг с другом и вожатыми, сформировать у воспитанников представление об укладе жизни лагеря и его традициях, установить в отряде теплую дружескую атмосферу.

Кроме того, желательно, чтобы на первом сборе вожатые вместе с воспитанниками определили законы жизни отряда. Их не должно быть много. Главное — они должны нацеливать ребят на взаимоуважение, заботу друг о друге, взаимопомощь. Например:

  1. закон добра: будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе;
  2. закон заботы: прояви заботу об окружающих людях, помни об их интересах, нуждах и потребностях;
  3. закон милосердия: рядом с тобой могут быть люди, которые нуждаются в помощи и поддержке, не забывай о них;
  4. закон уважения: хочешь, чтобы уважали тебя, уважай человеческое достоинство других;
  5. закон правды: правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям, будь правдив.

Можно предложить воспитанникам разработать собственные формулировки законов.

Для обеспечения социально-психологического благополучия воспитанников необходима деятельность — интересная, информационно наполненная и полезная. Для того чтобы организовать такую деятельность, вожатому необходима определенная информация о воспитанниках.

  1. Фамилия, имя ребенка.
  2. Число, месяц, год рождения.
  3. В какой класс, какой школы перешел?
  4. Какое общественное поручение выполнял в школе?
  5. Что умеет делать?
  6. Что не любит делать?
  7. В каких кружках, секциях занимается?
  8. Выступал ли в роли ведущего на каком-либо мероприятии?
  9. Чему хочет научиться в лагере?
  10. В каких мероприятиях готов принять участие?

Эти вопросы лучше всего подготовить в форме анкеты. Если воспитанники ответили не на все предложенные вами вопросы — не стоит огорчаться. Эту часть информации можно получить постепенно через наблюдение за детьми и личное общение.

Вожатому лучше всего принимать участие во всех делах вместе с воспитанниками, необходимо постоянное с ними общение, нужно отвечать на все их вопросы, даже если они повторяются, интересоваться успехами детей. Не менее важна эстетика и корректность в общении с детьми и со взрослыми, вожатому необходимо проявлять терпение, ненавязчивость, служить детям примером в выполнении всех правил и требований. Необходимо обратить внимание и на поведение вожатого: важно часто улыбаться детям, речь должна быть эмоциональной, в голосе всегда доброжелательные интонации.

Таким образом, главная задача вожатого на данном этапе заключается в том, чтобы помочь воспитанникам безболезненно и быстро войти в новую для них жизнь, поближе узнать друг друга, организовать их быт и режим, помочь адаптироваться в обстановке лагеря.

Первый день

701m.jpg

С вечера необходимо приготовить вещи, которые вы оденете на встречу, проверить наличие бейджиков, канцелярских товаров, которые будут вам необходимы для работы. Придумаете с напарником маленькие сюрпризы для ребят, чтоб ребята почувствовали себя долгожданными и любимыми. Хорошо выспитесь перед заездом, потому что вам предстоит самый главный, волнительный, сложный, эмоциональный день лагерной смены – встреча с вашими подопечными детьми.

После того, как Вы получили отряд, необходимо:

  • представиться ребятам;
  • не только Вы впервые видите ребят, но и они Вас. Поэтому они будут приглядываться к Вам, а Вы – к ним. Только они это будут делать скрытно и непроизвольно. А Вы открыто, заранее подготовившись. Не бойтесь взаимных смотрин, будьте уверенны в себе, веселы, приветливы, заботливы, а вместе с тем тверды, точны в словах. Это пока главное;
  • Cфотографируйте каждого вашего ребёнка в полный рост при приеме в отряд;
  • разместить их в комнатах, предназначенных для Вашего отряда: ребята обустраиваются в своих комнатах (их можно оформить, подписать, кто здесь будет жить, даже придумать название своей комнате и т.д.). Необходимо подсказать детям, как лучше разместить вещи в комнате (что можно, а что нельзя хранить в тумбочке, куда положить чемодан и т.д.);
  • проверить, у всех ли ребят на месте вещи и все ли смогли в комнате определиться с местом для сна и тумбочкой, у всех ли на месте постельные принадлежности;
  • проверить, все ли смогли принять душ;
  • отвести ребят в столовую в то время, которое будет указано старшей вожатой;
  • составить список отряда с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места жительства (города или населенного пункта) каждого ребенка; один список отдать старшей вожатой, а второй оставить у себя;
  • собрать все лекарства у ребят (исключая те, что в Вашем присутствии разрешил оставить врач при медосмотре), положив таблетки каждого ребенка в отдельный пакет с фамилией того, у кого взяли;
  • собрать быстропортящиеся и несвежие пищевые продукты;
  • весь отряд должен собраться для знакомства с вожатым, друг с другом, а также с порядком, режимом и традициями лагеря;
  • совершить прогулку по территории лагеря, показать, где находятся столовая, медпункт, спортивные площадки, администрация лагеря, выход на пляж и др.;
  • будет оправдано, если одновременно Ваш отряд займется и поиском отрядного места, на котором проходят отрядные линейки и сборы, встречи, отдельные моменты подготовки к общелагенрным мероприятиям: отрядное место может быть создано как на базе стационарных мест отдыха (скамеек, поставленных в ряд или полукругом, беседок и т.п.), так и на голом месте (с помощью переносных скамеек и бревен, из которых будут созданы места для сидения). Важно, чтобы для вожатых вопрос выбора отрядного места не носил стихийный характер. Заранее пройдите по территории, посоветуйтесь с вожатыми других отрядов, и предложите ребятам такие варианты отрядного места, чтобы их обустройство было реально возможно и безопасно. В любом случае, ребят нужно грамотно подвести к тому, чтобы они согласились с Вашим выбором, только тогда оборудование отрядного места для отряда станет первым значимым коллективным творческим делом;
  • отряду необходимо выбрать свое название и командира. Название отряда должно подчеркивать его образ: запоминающийся, оригинальный, отличный от других отрядов, который ребята пронесут через всю смену, оно должно отражать его индивидуальность, особенность;
  • провести несколько игр на знакомство.


Первый отбой (как и большинство мероприятий в оргпериод) лучше начинать заранее (на 15-20 минут раньше обычного), ибо ребята еще не привыкли к режиму и это затягивает время проведения. Обычно в первый день смены для каждой палаты составляется график дежурств и вывешивается на внутренней стороне двери палаты. После первого отбоя можно походить по палатам, запоминая имена и фамилии подопечных, сопоставляя имена и фамилии в графиках дежурств с конкретными физиономиями в кроватях. На следующий день вы уже будете всех знать по именам, а это очень удобно. Правильное проведение первого отбоя очень важно, оно задает ритм на всю смену. А здесь можно было подойти к каждому ребенку и что-нибудь приятное ему сказать, обратившись сразу по имени. Особенно это важно для детей, приехавших в лагерь впервые, обращение сразу по имени их успокаивает. Заодно это намертво "бетонировало" шумных. Когда уже на первом отбое они слышат свою фамилию, то понимают что они УЖЕ на заметке, это их озадачивает (правда лишь на некоторое время).


Очень важно, чтобы в первые дни у ребят не было времени для безделья, чтобы все было четко и организованно.

В первый день после расселения советуем вам провести экскурсию по лагерю. Обследуйте все вместе каждый уголок. Хорошо, если вы расскажете ребятам что-нибудь из истории лагеря. Затем проведете с ними первое отрядное дело. Оно должно быть очень интересным, иначе потом ребята будут неохотно откликаться на отрядные дела. Лучше, если это будет небольшое, на час, КТД.

Если до ужина осталось время, займитесь оформлением палат и отрядного места. Постарайтесь, чтобы каждый ребенок остался доволен полученным от вас заданием. Эти задания должны быть небольшими, на двух-трех человек (нарисовать рисунок, сделать гирлянду, оформить место для свечки, сделать почтовый ящик, таблички на палаты с именами и т.д.). В первый день ребята еще плохо знакомы, поэтому им еще трудно было бы общаться в больших группах, где вероятность "выпадения" кого-то из ребят из работы группы выше. И, конечно же, работы должно хватить для всех.

Каждый день, проведенный ребенком в лагере, должен быть непохожим на другие. Вы должны постоянно придумывать что-то новое, не давать им скучать. Пусть они с первого же дня поймут, что им просто придется жить интересно. В зависимости от возраста набор дел будет конечно разный. Так, к примеру, возможные 25 дел, из которых можно было бы сложить мозаику оргпериода в отряде, . >


> где ребятам по 10-12 лет:

  • Сбор-инструктаж по организации дежурства в корпусе.
  • Вечер "Будем знакомы".
  • Операция "Полундра!" скоростному покиданию комнат направление места проведения зарядки.
  • Открытие "Дизайн-интерьер-клуба" и разработка оформления комнат с последующим воплощением проектов.
  • Разучивание спортивной игры "Снайпер".
  • "Песенная перестрелка" на тему: "Вода, вода, кругом вода. ".
  • "Ты, да я, да мы с тобой" - сбор по формированию микроколлективов.
  • Соревнование-пари на скорейшую заправку кроватей.
  • "Путешествие по ближнему зарубежью" - исследование достопримечательностей ближайшего леса.
  • Изготовление рекламного стенда "Эй, приятель, взгляни на нас".
  • Эрудит-шоу "Все о лете".
  • Час знакомства с лагерной библиотекой.
  • Сюжетно-ролевая игра "Предвыборная кампания", итогом которой - выборы командира /спикера, предводителя, верховного координатора/ отряда.
  • Конкурс "Моя тумбочка лучше всех".
  • Оборудование отрядного места.
  • Спортивно-игровая эстафета "Молодецкие забавы".
  • Торжественное заполнение первой странички "Летописи отряда".
  • Экологическая акция "Чистота спасет мир" - уборка территории, закрепленной за отрядом.
  • Первый отрядный костер с пением песен и разговором о прошедшем дне.
  • "Разведка интересных дел".
  • Творческий конкурс "Джентльмен-шоу" на лучший комплимент и т.д.
  • Открытие отрядной "Настольной игротеки".
  • "Футбол без границ".
  • Операция "Прощай, ватрушка!" по уничтожению через съедание последних запасов родительских продуктов.
  • "Конституционное собрание" - сбор отряда по утверждению плана смены и основных законов отрядной жизни.


Каждое дело должно быть коротким по времени, не более тридцати минут. Вместе, они должны превратиться в калейдоскоп не похожих друг на друга, ярких и необычных узоров.

  • Сразу брать дело в свои руки. Не ждать и не присматриваться. Дети должны почувствовать инициативу вожатого. Не надо бояться детей!
  • Чётко спланировать день, чтоб заминок и возможности растеряться было как можно меньше.
  • Как можно больше подготовить до смены. Наличие разрюханных мероприятий и чёткой план-сетки сэкономит ваше время, нервы, здоровье.
  • Не избегать общения с детьми. Помните, что только в активном общении устанавливаются хорошие отношения.
  • Следить за имиджем. Выглядеть бодро, даже если вы устали.
  • Контролировать и корректировать своё настроение. Пресекать на корню злость и обиду на детей.
  • Не увлекаться застраиванием детей. Если в какой-то момент вы чувствуете, что ваше общение с детьми сводится только к попыткам установить дисциплину, значит надо остановиться и что-то изменить. Возможно где-то в ущерб дисциплине найти возможность душевно пообщаться с детьми, сделать вместе с ними что-то интересное.


Чтобы процесс вхождения детей в новую жизнь прошел плавно и безболезненно, необходимо:

  • как можно скорее познакомить детей друг с другом – провести игры и отрядные дела, способствующие интенсивному знакомству);
  • очень важно, чтобы и вожатые запомнили имена ребят - иначе, как же тогда придется обращаться к детям: “Мальчик, девочка/ ты, да-да, ты, иди сюда”?
  • приучить детей к выполнению распорядка дня и соблюдению санитарных норм – предъявить детям «единые педагогические требования» (это про зубки, носочки, форму, про аккуратность - и требования или договоренности по поводу чистоты должны быть общими для всех ребят и всех вожатых);
  • создать у детей ощущение уюта и комфорта – красиво оформить комнаты и весь корпус;

сделать детей «управляемыми» – поделить их на «звенья», «звездочки», «экипажи», «команды»;

  • дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться – предложить набор отрядных дел разнообразной направленности: спортивной, интеллектуальной, художественно-прикладной, трудовой, творческой;
  • сформировать у детей представление о том, что ждет их в ближайшем будущем – познакомить их с планом смены, а по возможности (это даже лучше!), привлечь и детей к его составлению.

В первый день после расселения необходимо провести экскурсию по лагерю, ознакомить ребят с историей лагеря, местности. Тут же делаем акцент на технике безопасности!

Очень важным является проведение первого отрядного дела. Оно должно быть очень интересным, иначе потом ребята будут неохотно откликаться на отрядные дела. Можно также заняться оформлением комнат, игровых или отрядного места. При этом важно, чтобы каждый ребенок остался доволен полученным заданием. Эти задания должны быть небольшими, на двух-трех человек (нарисовать рисунок, сделать гирлянду, смастерить почтовый ящик, таблички для комнаты с именами и т. д.). Вечером обычно проводится «Огонек знакомств». Или просто вечер знакомств.

Можно (и нужно) также предложить ребятам такие отрядные мероприятия:

— Игры на знакомство — Игры на выявления лидера — Игры на сплочение коллектива — Огонек знакомств — Игры на выявление творческих способностей: работа в микрогруппах — Анкетирование — Знакомство с лагерем


Знакомство с детьми подразумевает не только знание имен и фамилий, но также и интересов детей. Кроме того, важно выявить лидерские качества, а также тех детей, которые не могут за себя постоять. За последними надо тщательно присматривать. В первом случае поможет простой опрос детей о том, на какие секции или кружки ни ходят. Обязательно выясните, сколько среди детей спортсменов, чтобы подобрать хорошую спортивную команду отряда. Не лишним будет сразу выявить художников для того, чтобы поручить им нарисовать стенгазету. Выявить лидера тоже достаточно просто. Во-первых - это активный человек, который не теряется, когда ему задают вопросы. Кроме того, лидеры обычно развиты сразу в нескольких областях - они могут быть, как отличные спортсмены, так и творчески одаренные люди. Предложите детям поиграть в игру "Семейная фотография". И Вы увидите, что фотографом, который командует всем процессом, обычно становится лидер отряда. Из лидеров получается хорошие капитаны и помощники вожатых.


Рекомендации для младшего отряда. Для адаптации малышей к лагерю в первый день постарайтесь подготовить все так, чтобы они почувствовали, что в лагере их ждали. Пускай каждый ребенок обязательно найдет под подушкой маленькую открытку с приветствием и пожеланиями. Постарайтесь как можно больше занять их – конечно, проведите игры, экскурсию по лагерю в интересной форме. Постарайтесь уделить каждому ребенку лично хотя бы несколько минут. Вечером обязательно проведите огонек знакомств со свечкой и маленькими сюрпризами для ребят, после отбоя расскажите сказки, пусть коротенькие, зато успеете зайти в каждую комнату. А следующим утром проведите свою, малышовскую, отрядную зарядку - не скучные упражнения, а веселые игры-речёвки с забавными движениями. Все это повторите и в последующие дни. А еще все вместе оформите наше отрядное место, корпус, обязательно придумайте свои традиции и "секрет".


Итак еще раз. Основные моменты первого дня, которые надо постараться реализовать:

1. «Мне сильно повезло с вожатыми» Красивый, добрый, веселый, обаятельный вожатый, который сразу завоевал симпатии ребят – то что надо! И при дележке обязательно стоить отметить каждому отряду насчет их вожатых, объясняя как им неимоверно повезло. Правило цыпленка «кого первого увидел- тот и мама». Поэтому детей на регистрации их в лагере должны встретить выспавшиеся, бодрые и радостные вожатые при полном параде. Настройте себя на волну любви – и дети обязательно это почувствуют.

- Короче, пацаны, дело такое: мест всем не хватает, Кто будет спать со мной на полу? - Яя-я-я-я! - Молодцы. Пошутил, пацаны.

Стоит на первый день лагеря разрешить детям максимально обустроиться в комнате. То есть не наводить порядки. А наоборот: разложить вещи, показать куда можно повесить какой-то списочек с именами (не Иванов Петр, н-ый отряд), а придумают пускай себе ники, да еще и аватары пририсуют. И название комнаты заодно. А про порядок напомните уже на следующий день. Пусть побудет тот беспорядок, который обычно народ устраивает на СВОЕЙ территории. Пусть это будет Дом.


3. Знакомство с отрядом.

a) Дети встают перед отрядом и отчитываются, как в армии на плацу, разве что «равняйсь-смирно!» не звучит. Разговор на равных подразумевает разговор и на равном расстоянии - высоте – позиции в том числе. Мы все сидим и разговариваем. Или стоим и разговариваем. Но все.

б) При представлении запрашивается кто чем увлекается, в каких секциях занимается и какой вальс умеет танцевать и т.д. Разве так мы представляемся при реальном знакомстве? Разве нам важны какие-то там умения наших друзей. А не то, что они просто есть? Максимум при первом знакомстве – это ответ на один вопрос «Что вы ждете от смены?” Ну и представиться, конечно. А потом где-то перед и после столовой запустить «снежный ком» Да с себя начать. Да движения посмешнее. Детям – расслабушка и первое сплочение отряда, вам – первая попытка всех запомнить.

в) Правила в лагере звучат как инструкция в зоне. Думате помогает? Ни-ког-да. Скорее , наоборот, если правил сильно много - дети будут пробовать их на обязательность исполнения. Что делать? Cхитрите. «Свалите» с больной головы на… ветеранов лагеря. Обязательно кто-то будет из стареньких. А даже если и не будет - какая разница?

“Народ, все кто был - знают, а остальные- умные люди и понимают, что…»

И вот тут расскажите 3 основных правила:

- Вожатый должен быть в курсе жизни своего отряда и местоположении каждого ребенка в каждую секунду - Вожатый всегда на стороне детей и защищает их. - Вожатый отвечает за жизнь, безопасность и здоровье детей. Поэтому… не подведите, народ”

А инструкцию зачитаете после. С интонациями: «Ребят, тут как бы положено инструкции по правилам – я почитаю вам на ночь вместо сказки, ок?” Потому что чтение инструкций к общению как-то мало располагает.

Первый день желательно расписать заранее и поминутно. Пусть не все удастся выполнить, это не страшно, но собравшись с мыслями внутреннее, вы быстрее соберете в кучку отряд, которому эта собранность и уверенность передастся на уровне ощущений.

Первые дни в лагере

X 77cc9137m.jpg


Первые 3 дня - так называемый орг.период, в который нужно быть очень жёстким в требованиях и запрещать детям вообще всё, что что выходит за пределы режимных моментов и программы мероприятий. Потом за смягчение требований они чуть не на руках готовы носить вожатого. Ну и для дисциплины это необходимо. В эти дни отряд нужно всеми силами сплачивать, делать его одним целым и усиленно нравиться детям. Эти дни интересны тем, что проводится очень много диагностических игр, игр на знакомство и мероприятий.

Организационный период – один из наиболее важных и трудных моментов лагерной смены. Именно от того, как пройдут первые дни, какой настрой получат дети, во многом зависит успех смены. Вожатый в это время должен быть предельно внимателен к ребятам. Надо продумать всё до мелочей.

Продолжительность оргпериода – 3 дня. Условно его можно организовать по плану:

  • регистрация,
  • знакомство в отряде,
  • знакомство с лагерем,
  • формирование коллектива,
  • выявление лидеров в отряде,
  • планирование отрядной работы, мероприятий,
  • открытие смены.

Организация приема детей. При регистрации ребенок должен иметь:

  • путёвку (заполненную полностью, с необходимой печатью),
  • обменную медицинскую карту, где стоит подпись врача лагеря,
  • копию медицинского страхового полиса,
  • копию свидетельства о рождении или паспорта.

При оформлении ребенка в ДОЛ вожатый заполняет анкету со слов родителей.

По команде директора ДОЛ либо его заместителя начать посадку в автобус (или другой вид транспорта), предварительно пересчитав детей, записанных в вашем списке.

Усадив детей в автобус, провести инструктаж о поведении в пути следования.


«Шпаргалка» для вожатого

Встречая детей, постарайтесь:

  • Быть спокойным и уравновешенным, но не скованным, а свободным и эмоциональным, жизнерадостным и приветливым.
  • Иметь свой индивидуальный стиль.
  • Вырабатывать красивый голос, не «бубнить себе под нос», но не кричать.
  • Одеться красиво, по возможности со вкусом.
  • Придерживаться стиля общения «на равных», не заноситься и не «сюсюкать».
  • Улыбаться, шутить, радоваться, передавать детям положительные эмоции.


При посадке в автобус придерживайтесь некоторых правил:

  • Спокойно пересчитайте детей, сделав сверку по списку.
  • Организуйте посадку детей в автобус, учитывая состояние их здоровья, элементарные правила этикета (мальчики пропускают девочек и т.п.).
  • Если дети маленькие, организуйте посадку так, чтобы дети сами не вносили вещи в автобус (делайте это, например, с помощью родителей или юношей старшего отряда).
  • Нежелательно после окончания посадки разрешать родителям входить в автобус, даже если у кого-то из детей потекли слёзы.
  • Закончив посадку детей в автобус, вновь пересчитайте их. Убедитесь, что все дети на местах, нет посторонних в автобусе.
  • Доложите директору ДОЛ.


По прибытии в лагерь выполните следующие требования:

  • Не выводить детей из автобуса без команды директора или его заместителя.
  • После объявления высадки, провести детей к месту формирования отрядов (столовая, клуб и т.д.) или в жилые корпуса, если отряды уже сформированы.
  • Сформированный отряд необходимо проверить по списку, пересчитать детей, провести их к корпусу и распределить по палатам.
  • Рассказать детям о том, что должно находиться в тумбочке, дать время на распаковку чемоданов.


После размещения детей проведите первый организационный сбор отряда:

  • Первоначальное знакомство детей друг с другом и вожатыми.
  • Правила внутреннего распорядка, правила поведения на воде, во время купания (бассейн, река, море).
  • Обязанности дежурных по корпусу, по столовой, по территории.
  • Маленькое «нельзя» и большое «можно» в вашем лагере.
  • Режим дня.
  • Правила пользования туалетами.
  • Хранение вещей в тумбочках, шкафах.
  • Уборка кроватей.
  • Сохранность мебели и сантехнического оборудования.
  • Посещение столовой
  • Правила поведения ночью.
  • Правила пожарной безопасности и эвакуации при пожаре.

Организуйте экскурсию – знакомство с лагерем. Привлекайте к проведению экскурсии детей, ранее отдыхавших в вашем лагере.

Проведите игры на знакомство и на сплочение коллектива.

День закончите «Огоньком знакомств».

Организуются «выборы»: актив, название отряда, девиз, речевка. Распределение ролей в отряде.

Задача дня – выдвижение единых педагогических требований. Они должны быть согласованы с общими требованиями ДОЛ, программы, педагогической и методической службами, а также между вожатыми, работающими в отряде.

В отряде необходимо сформировать актив и распределить между ними обязанности (творческие, трудовые, спортивные и т.д.).

Первая половина дня отведена отрядной работе. В это время надо провести организационный сбор, где рассказать о традициях и законах лагеря, попытаться сформировать творческие группы (оформление отрядного уголка, массовые игры в отряде, спортивные состязания, создание имиджа отряда, участие в общелагерных мероприятиях). Рассказать о том, как передаются и чередуются поручения внутриотрядные и общие (дежурство по корпусу, дежурство по ДОЛ и т.д.). В обязательном порядке следует довести до детей правила поведения во время массовых мероприятий: линеек, клубных дел; об их внешнем виде и одежде в различных ситуациях (мероприятие, либо плохая погода, поход).

Вечером – по традиции многих ДОЛ – проходит вожатский концерт или конкурс вожатского мастерства.

Отрядный огонёк. При хорошей погоде огонёк можно провести на заранее выбранном отрядном месте на территории, где в дальнейшем и будут проходить ваши отрядные сборы, чествования и тайные встречи.

Завершение процесса формирования коллектива.

Определите место каждого ребенка в жизненном пространстве коллектива.

На вечер следует запланировать творческое отрядное мероприятие – жирную точку по итогам всего организационного периода.

После традиционного отрядного огонька дети могут начать заполнять сквозную анкету по всей смене, «Дерево настроения» (наклеивать квадратики или треугольники и т.п.). Красный цвет – восторженное настроение, желтый – радостное, зеленый – спокойное, синий – грустное.


Советы вожатому на оргпериод в детском лагере.

Продолжительность: 3 дня

Важность: В первые дни детского лагеря дети адаптируются к правилам, распорядку дня и к общей атмосфере детского лагеря. От того, как хорошо вы сможете наладить жизнь в первые три дня, зависит то, сколько проблемы вы будете или не будете иметь в будущем.

Например: Если дети не привыкнуть отбиваться в четко указанное время, каждый день Вам придется решать одну и ту же проблему с отбоем и получать выговор на планерке.

Сложность: В первые дни вожатые еще сами привыкают к детскому лагерю и его правилам. Решается множество организационных вопросов и порой забывается, что на отряде проходит самый важный этап в детском лагере – «Оргпериод»

Ниже вы найдете памятку для себя, которая поможет не забыть самые важные моменты оргепериода детского лагеря.

  1. Режим детского лагеря. Следите четко за временем и будьте максимально пунктуальны по времени (подъем, зарядка, принятие пищи, тихий час и отбой). Будьте пунктуальны до секунды, в остальные дни дети сами будут соблюдать это расписание.
  2. Гигиенические процедуры. Будьте строгими при проверке чистоты на отряде. Можете даже быть немного строже, чем предполагают правила. После оргипериода, вам не придется тратить каждое утро на уборку комнат вместе с детьми. Они будут понимать, чего вы от них ждете.
  3. Психологическая адаптация. Проведите мероприятия на знакомство и командообразование.


Совет на миллион: Если вы были строгими и много требовали в оргепериод, а потом немножко отпустили ситуацию, дети подумают, что Вы добрый и на их стороне. Если вы вначале смены детского лагеря были заняты другими организационными делами и забыли про отряд, а потом получили нагоняй от директора и начали закручивать гайки на отряде, дети подумают, что Вы тиран.


Ты привез детей в лагерь и 21–30 дней будешь с ними. Постарайся обдумать эти слова:

  • Если находишься рядом с детьми – пусть у тебя будут теплые руки, приветливое лицо и доброе сердце.
  • Если ребенку плохо, поставь себя на его место.
  • Если хочешь добиться успеха, советуйся с ребятами.
  • Если хочешь иметь с детьми согласие, уважай разногласие.
  • Если ты не понимаешь шуток – пиши пропало.
  • Если не хочешь рассердиться на ребят, сосчитай до десяти.
  • Если хочешь крикнуть на них – сосчитай до десяти.
  • Если сам занимаешься пересудами, у тебя и дети будут сплетниками.
  • Если ты постоянно критикуешь ребят, ты сеешь вокруг уныние и скуку, учишь детей «науке ненавидеть».
  • Если детей подбадривать и одобрять, они научатся верить в себя.
  • Если дети вместе с тобой трудятся, играют, поют, смеются, ты – победитель.
  • Если ты говоришь, что у тебя в отряде ужасные дети, ты прав. У тебя они не могут быть дружными.
  • Добрый вожатый – это не тот, кто умеет делать добрые дела, а тот, кто не способен делать детям зло.
  • Нужно вожатской работе отдавать всё: ум, способности, силы, здоровье, годы. И вспоминать её с удовольствием. Но если от неё не защемит в груди – это была не твоя работа.


Инструкция по выживанию

Пожалуй, каждый вожатый, готовясь к своей первой смене сталкивался с пугающей мыслью: как пережить эти первые часы в лагере? Когда автобус вот-вот пересечет ворота заветного места, и ты окажешься в окружении двух-трех десятков испуганных и растерянных детей или же, напротив, излишне самоуверенных подростков. Что говорить? Как себя вести? И главное, чем их занять, ведь до обеда, как правило, остаётся ещё около часа. Самый простой вариант, это, конечно, пустить всё на самотёк. Довести ребят до корпуса, показать им комнаты, а там сами разберутся. Пообщаются, решат, кому где поселиться – вот уже и на обед можно идти. Казалось бы, отличный план, если бы не одно «но». При таком раскладе мы упускаем время. То самое драгоценное время, которое дано для того, чтобы начать погружение ребят в увлекательную лагерную жизнь!

Итак, инструкция по выживанию.

В первую очередь, не забывай, что общение с детьми начинается не с лагерных ворот, а с самого момента регистрации. Улыбайся своим будущим воспитанникам, узнай у них об интересах и предпочтениях (помечай эту информацию в своем блокноте – лишней не будет). Шути, но разумеется, только в те моменты, когда понимаешь, что это уместно. В целом, создавай приятное впечатление. Это поможет тебе не только расположить к себе ребят, но и вызовет доверие родителей.

Следующий шаг – автобус. Когда он скрывается за поворотом, и махать ручкой в окошко становится некому, для ребят, особенно тех, кто едет в лагерь впервые, начинается самый страшный момент – осознание того, что близкие всё дальше, а ты в окружении незнакомых людей едешь туда, где тебя ждёт неизвестность. Ощущение не из лучших, правда? Поэтому твоя задача, как вожатого, отвлечь детей от волнующих мыслей. Для этого существует множество игр и развлечений в автобусе.

Раздели ребят на команды и устрой соревнование по подсчёту красных машин за окном или запусти песенный марафон. Пусть вспоминают все известные им песни про лето, и дружно поют. Также время в пути можно использовать с пользой. Скажем, разучить с детьми кричалки, которые можно будет использовать сразу по приезду в лагерь. Объединенные общим делом, вы не заметите, как полетит время, а ребята не успеют загрустить.

Главное, не забывай о безопасности: следи, чтобы никто не вставал с мест, а активные развлечения отложи на потом.

И наконец, вот он, момент Х. Вы приехали. Организуй ребят в строй, с первых минут объясни правила передвижения в лагере. К слову, этим можно было заняться ещё в автобусе, но если вы заигрались – самое время ввести правила сейчас, и двинуться к корпусу, который вот-вот станет для вас домом на ближайшие три недели. Как только ребята распределились по комнатам, а ты более-менее разобрался с документами – пришла пора собрать свою новоиспеченную «семью». Спроси, помнят ли они, как тебя зовут, и начни запоминать их имена. Чем более легко и шуточно ты будешь общаться, тем комфортнее себя станут ощущать дети – можешь для начала попросить их всех вместе крикнуть свои имена. И запутавшись в толпе Маш и Вань, предложить им узнать друг друга получше. Если погода позволяет, из душного помещения лучше выйти на улицу: разместиться в беседке или захватить с собой мяч, чтобы сделать процесс знакомства более увлекательным.

Не пытайся запомнить все их имена с первых минут, на это у тебя ещё будет время.

Но постарайся уделить особое внимание тем, кто в лагере впервые – им твоя поддержка нужна, как никогда. Кроме того, уже сейчас можно начинать погружение детей в тематику смены, не углубляясь пока в подробности. Самое главное, помни, что в эти минуты твоя цель – не дать ребятам возможности скучать и, закрывшись в комнате, звонить родителям со словами «Хочу домой».

Чтобы упростить себе жизнь, на всякий случай подготовь перед сменой список игр, которые могут быть использованы в рамках твоей возрастной группы. Тогда эти первые минуты в лагере не превратятся в бесконечность, а ты выйдешь к ребятам полный уверенности в себе и своих силах!

Читайте также: