Основа мельчайшая единица мира разные философы считали что это атом вода воздух огонь

Обновлено: 05.07.2024

Диоген Лаэртский относил Эмпедокла к пифагорейцам. В наше время его часто называют эклектиком, так как его учение использует элементы почти всех предшествовавших систем. Однако его учение в целом вполне самобытно. Эмпедокл всегда был популярен и является одним из наиболее цитируемых и хорошо сохранившихся авторов среди досократиков. В его творчестве с замечательной выпуклостью проявляется «протофилософское» качество досократиков: его философская интуиция неотличима от религиозного откровения, а взлёт научной мысли – от поэтической образности. Центральная идея космогонии Эмпедокла: Любовь и Вражда формируют мир из четырех стихий-первоэлементов: земли, воды, воздуха и огня/1/.

Его система напоминает о «стихийном материализме» милетской школы, однако стихии в его учении играют совсем другую роль. Ионийские философы спорили о том, какая из стихий является единственным источником всего сущего. Избранная на эту роль стихия приобретала магическую способность порождать из себя весь видимый и невидимый мир. Эмпедокл же предложил считать все четыре стихии (землю, воду, воздух и огонь) первичными элементами материи. Все вещества состоят из этих четырех элементов, смешанных в разной пропорции: реальная земля содержит воду, реальный огонь содержит землю и воздух и т.п. В живом организме кости отличаются от мышечной ткани тем, что в них больше земли (твердости) и меньше воды (текучести). Мир начинает формироваться благодаря действию Вражды (разделяющей силы) путем выделения элементов из первоначальной однородной смеси: так появляются земля-материк, вода рек и океанов и воздух (атмосфера). Затем благодаря действию Любви путем синтеза тех же четырех элементов образуются живые существа: в нас присутствуют твердая компонента (земля), жидкая (вода), дыхание (воздух) и тепло (огонь). Души также состоят из тех же четырех стихий, причем люди с разным характером имеют разный состав компонент /2/.

Эта идея Эмпедокла оказалась настолько удачной и долгоживущей, что она использовалась наукой вплоть до Нового Времени. Даже сейчас мы продолжаем анализировать личности и характер окружающих, рассуждая о том, в ком из них преобладает Воздух или Земля, а в ком Вода или Огонь. Сама по себе концепция составленности материи из ограниченного набора первичных элементов остается базой современной науки о веществе, как химии, так и ядерной физики. Кроме того Эмпедокл впервые разделил «живые стихии» на пассивную часть (материя) и активную (силы). Объяснение движения мира через воздействие внешних сил на пассивную материю было важным открытием Эмпедокла, на котором по сути базируется вся классическая механика: в ней фигурируют материальные точки или тела приводимые в движение силовыми полями или точечными силами.

В системе Эмпедокла действуют две силы – Любовь/3/ и Вражда/4/. Любовь соединяет, Вражда разъединяет. Космогония Эмпедокла заключается в разъяснении того, как именно совместное действие Любви и Вражды сформировало мир вещей и куда направлена дальнейшая эволюция. Эмпедокл представляет себе первоначальный хаос как однородную смесь четырех элементов. Эта первоматерия совершает интенсивное вихревое движение, в котором более тяжелые элементы (земля и вода) остаются в центре, а более легкие (воздух и огонь) поднимаются к периферии, где формируется небо. Небо состоит из огня-эфира/5/, который собственно и есть огонь в наиболее чистом виде /6/. Земной физический огонь – это смесь огня как такового и других элементов, которыми он питается. Поэтому земной огонь дымит и обжигает.

Взгляды Эмпедокла характеризуют с новой стороны восприятие древними огня. Качества, приписываемые огню, проявляются здесь в сопоставлении с другими элементами-стихиями. Огонь - это наиболее легкий из четырех элементов; он образует наиболее тонкую материю, из которой состоят боги и демоны. Таким образом подтверждается, что огненная природа духовного является общим местом древней физики: мы встречаем эту идею в разных вариантах у Пифагора, Гераклита, Эмпедокла и, как будет видно, даже у «материалиста» Демокрита. Подчеркнем, что огонь-первоэлемент у Эмпедокла не тождествен природному огню, а представляет собой огонь в наиболее чистой форме, как небесное по своей природе начало движения, тепла, света и жизни.

Эмпедокл разработал оригинальную теорию восприятия, которая построена на простом принципе: подобное воспринимается подобным/7/. Так как свет является проявлением огня, то для восприятия света в глазу должен быть огонь. Огонь, по Эмпедоклу, находится в центре глаза и окружен землей и воздухом, которые распознают себе подобные элементы в видимом мире. При всей наивности такой концепции с точки зрения современной науки, «пламенный взор» и «огонь в глазах» занимают важное место в нашем языке и системе образов, в частности неоднократно используется в Библии/9/.

Обратим внимание на центральную роль Любви в учении Эмпедокла. Любовь выступает животворным началом: она созидает мир, и формирует живые существа. Любовь руководит мудрым и возводит его к высшим ступеням бытия. Эмпедокл был пацифистом и противником насилия, что было необычно в эпоху восхищения подвигами героев и военной доблестью. В учении Эмпедокла сильно выражена религиозно-мистическая компонента/10/. Он верил в переселение душ /11/. Самого себя он считал инкарнацией павшего бога, который искупал прошлые грехи в новых рождениях, причем он сам был последней ступенью в череде воплощений перед окончательным высвобождением «своего» бога и его приобщением к сонму бессмертных. Близость к божественному финалу наделяла Эмпедокла магической силой: его жизнеописание сообщает, что он повелевал ветром и дождями и даже воскрешал умерших.

ПРИМЕЧАНИЯ
1. В литературе дискутируется соответствие между богами и элементами у Эмпедокла. Традиционно считалось (согласно Диогену Лаэртскому), что Зевс соответствует огню, Гера – воздуху, Аид – земле, а Персефона – воде. Кингсли однако доказывает, что Зевс соответствует воздуху, Гера – земле, а Аид - огню. Предполагаемая связь между Аидом и огнем особенно интересна. Она обосновывается пифагорейским учением о центральном огне, который рассматривался не как астрономическое тело подобное Солнцу (в современном представлении), а принадлежал невидимому подземному царству. См. P. Kingsley. Ancient philosophy, mystery and magic: Empedocles and Pythagorean tradition. Oxford Univ. Press, 1995.
2. Таким образом стихии имеют аспект одушевленности, однако в целом они являются скорее пассивной материей, кирпичиками мироздания. Напомним, что Эмпедокл и его современники считали душу разновидностью «живой материи».
3. Из четырех слов греческого языка, обозначающих «любовь» (филия, агапэ, сторгэ,эрос), Эмпедокл использовал слово «филия», которое обозначает дружеское отношение или расположение к тому, что нравится. «Филию» Эмпедокла можно было бы также перевести как «дружбу» или даже «сродство», имея в виду употребление последнего слова в химии для обозначения стремления веществ к реакциям слияния.
4. «Вражду» Эмпедокла (Нейкос) также переводят как «распрю», см. А.В. Лебедев. Фрагменты древнегреческих философов. Гл. 31, Эмпедокл, с. 330.
5. Термин «эфир» неоднозначен. Кингсли пишет, что первоначально он обозначал просто воздух, или даже влажный воздух, а в дальнейшем стал обозначать наиболее тонкую «небесную материю».
6. Псевдо-Плутарх пишет об Эмпедокле: «по его словам, из первоначальной смеси элементов выделился воздух и разлился вокруг в виде сферы. Вслед за воздухом стремительно вырвался огонь и, не имея другого места, побежал вон наверх, располагаясь под воздушным льдом небосвода» (А. В. Лебедев, гл. 31, Эмпедокл, 210,А30). Таким образом, небесный огонь находится на самом верху под небесной твердью и испускает дневной свет. Сама небесная тверь образована действием огня; мы знаем из земного опыта, что огонь может способствовать затвердению материалов (Дж. Барнет, гл. 112-113). Читаем далее у Псевдо-Плутарха: «вокруг Земли вращаются два полушария: одно — целиком из огня, второе — смешанное из воздуха и небольшого количества огня; последнее, как он полагает, и есть ночь» (а первое – день). Солнце светится отраженным светом (как у пифагорейцев); там же: «Солнце по своей природе не огонь, а отражение огня, подобное тому, что бывает в воде».
7. Идея о восприятии подобного подобным перекликается с теорией резонанса и с представлениями о симметричной роли излучения и приема радиоволн в антеннах.
8.См. Дж. Барнет, гл. 118.
9.В видении пророка Даниила глаза божественного мужа напоминают горящие светильники (Дан. 10:6). Автор Откровения видит «пламень огненный» в очах Сына Человеческого (Откр. 1:14), см также Откр. 2:18, 19:12.
10. Кингсли и многие другие современные авторы подчеркивают, что для правильного понимания Эмпедокла и вообще досократиков в контексте своей эпохи следует отказаться от принятых позднейшей наукой разграничений между магией и наукой, а также между магией и религией. Древние мыслители воспринимали космос как живой организм связанный с человеческим миром. Им было чуждо современное восприятие вселенной как механической системы.
11.Подобно некоторым сектам индуизма, вера в переселение душ привела Эмпедокла к крайнему вегетарианству.

Единый пдф-файл, соответствующий полному содержанию данного сборника, можно скачать здесь

С. Н. Трубецкой. Метафизика древней Греции. М., «Мысль», 2003

P. Kingsley. Ancient philosophy, mystery and magic: Empedocles and Pythagorean tradition. Oxford Univ. Press, 1995.

Почему Фалес считал,что ПЕРВООСНОВА МИРА и ЖИЗНИ-ВОДА;Гераклит-ОГОНЬ;Анаксимен-ВОЗДУХ;Демокрит-АТОМЫ;Анаксимандр-Архэ?:)

Фалес усмотрел начало всего во влаге: ведь она пронизывает собой все.
Гераклит считал что мир, не создан никем из богов и ни-кем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, воспламеняющимся и угасающим.
Анаксимен считал, что все вещества получаются посредством сгущения и разря-жения воздуха. Воздушные испарения, поднимаясь вверх и разряжа-ясь, превращаются в огненные небесные светила, и, наобо-рот, твердые вещества–земля, камни–есть не что иное как сгустившийся и застывший воздух.
Демокрит, утверждал, что бытие есть нечто предельно простое, далее неделимое, непроницаемое–атом. Соединения атомов образуют все многообразие при­роды.
Анаксимандр принял за первооснову сущего апейрон–неопределенную и беспредельную субстанцию: ее части изменя-ются, целое же остается неизменным. Он первым выдал идею бесконечности миров.

a v itoge poluchilos* ,chto vazhno eto vse vmeste vzyatoe,--v ih spore rodilas* istina.

отвечу за воду: потому что все живое что умирает - высыхает, следовательно первооснова - вода:)

кто из философов античности за первооснову мира считал воду,воздух,логос,число,апейрон,атом?

Воду - первоосновой считал Фалес!! ! Воздух - Анаксимен!! ! Ферекид считал, что всё состоит из четырёх начал, одно из которых – земля. Гераклит Эфесский считал, что всё состоит из огня! Анаксимандр из Милета считал, что первооснова вещей – это апейрон (по гречески – бесконечное) , апейрон означает бесконечную делимость материи, вещество состоит из молекул, молекулы – из атомов, атомы – из элементарных частиц, элементарные частицы, возможно, состоят из кварков и так до бесконечности. Левкипп и Демокрит учили, что начала Вселенной сути атомы и пустота. Эмпедокл в Сицилии считал, что первооснову вещей составляют четыре стихии – огонь, вода, земля и воздух. Анаксагор считал, что первооснова - это гомеомерии («подобные частицы») : как золото состоит из так называемой золотой пыли, так и всё представляет собой связь подобных маленьких телец.

Вода - Фалес
Воздух - Анаксимен
Логос - Логос
Число - Пифагор
Апейрон - Анаксимандр
Атом - Демокрит

Методические указания для студентов по выполнению практических работ по дисциплине «основы философии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные методические указания составлены в соответствии с рабочими программами по дисциплине ОГСЭ.01 "Основы философии" для студентов 2 курса медицинских колледжей по специальностям: «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело».

Просмотр содержимого документа
«Методические указания для студентов по выполнению практических работ по дисциплине «основы философии»»

Министерство образования и науки Ульяновской области

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Ульяновский медицинский колледж

Методические указания для студентов по выполнению практических работ по дисциплине «Основы философии»

Специальность: «Сестринское дело»

Специальность: «Акушерское дело»

Специальность: «Лечебное дело»

Разработала: Шмелькова Т.В.

От «____» _____________ 20____ г.

(подпись) (расшифровка подписи)

Данные методические указания составлены в соответствии с рабочими программами по дисциплине ОГСЭ.01 "Основы философии" для студентов 2 курса ОГБОУ СПО УМК по специальностям: «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело».

Введение.

Дисциплина «Философия» входит в блок общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Программой курса предусматривается изучение философии в течение учебного семестра, по окончании которого сдается дифференцированный зачет. В методических указаниях приводится тематика лекционного курса, вопросы и задания для практических (семинарских) занятий и методические рекомендации для подготовки к ним. Даны списки основной и дополнительной литературы. К каждому практическому занятию предложены темы докладов.

Философия, как учебная дисциплина, принадлежит сфере гуманитарного знания. Памятуя о функциональном многообразии и привлекательной специфичности, можно сказать, что философия венчает ряд гуманитарного знания, а если обратиться к философскому наследию Аристотеля, то и знание вообще. Философия носит мировоззренческий характер, выполняя мировоззренческую функцию и являясь одновременно одним из типов мировоззрения. Привлекательная специфичность философии выражается в том, что наиболее полное представление о ней никак не ограничивается характеристикой ее только как учебного предмета и определенного знания. Философия представляет собой особый духовный мир, одну из форм общественного сознания. Наряду с мифом, религией, наукой, искусством, жизненным опытом, философия отражает мир в присущих ей предельно общих основаниях и выражает свое представление о нем в такого же рода характеристиках, понятиях, категориях. И вместе с тем именно философия, со свойственной ей устремленностью к поиску и созиданию мудрости, способна объединить различные формы общественного сознания, проявить взаимодействие с ними (например, философия религии, философия искусства, философия науки, философия права и т.д.). Философия способна предстать и как искусство мыслить и даже жить. Ее жизненная необходимость, в связи с возникающими проблемами в жизни человека, общества, человечества, становится все более очевидной. Если принять во внимание и то, что каждый человек способен предстать мыслителем, то сфера применения философии еще более расширяется, а интерес к ней растает.

Войти в мир философии и приобщиться к нему помогут лекции и семинарские занятия. На лекциях по философии преподаватель систематично излагает темы курса, раскрывая вопросы, давая рекомендации по литературе и способам овладения материалом, формулируя выводы. Для удобства восприятия текста лекции в конспекте рекомендуется оставлять широкие поля. На полях можно записывать вопросы, возникающие по ходу лекции, отмечать важные моменты, фиксировать дополнительную литературу, делать иные необходимые записи, например, из справочной литературы. Культура ведения конспектов лекций и записей при подготовке к семинарским занятиям весьма существенна для результативности овладения основами философского знания.

Практическое занятие - это занятие, проводимое под руководством преподавателя в учебной аудитории, направленное на углубление научно- теоретических знаний и овладение определенными методами самостоятельной работы.

Логическая связь лекций и практических занятий заключается в том, что информация, полученная на лекции, в процессе самостоятельной работы на практическом занятии осмысливается и перерабатывается, при помощи преподавателя анализируется до мельчайших подробностей, после чего прочно усваивается.

Семинар - это практическое занятие по гуманитарной дисциплине. Семинары по философии представляет собой вид учебных занятий, на которых его участники обсуждают тему, вынесенную на занятие, доклады по темам, работают над проблемными заданиями. Задачей семинарского занятия является расширение представлений студентов по той или иной теме, закрепление лекционного материала и знаний, полученных в ходе самостоятельной работы над темой, овладение философской культурой. Участие в работе семинарского занятия позволяет студентам обсуждать актуальные философские и социально-политические вопросы, проявить свою активность, овладеть умением вести диалог, навыками дискутировать, научиться быть терпимее и уважительнее к другому мнению, аргументировано излагать собственную позицию по тому или иному вопросу. Подготовка к семинарскому занятию должна быть систематической, записи по вопросам грамотными, четкими, понятными. Готовясь к семинарскому занятию, следует привлечь конспект лекции, основную и дополнительную литературу по теме, хрестоматии, философские словари, энциклопедии, журналы, информационный ресурсы.

Полезно вырабатывать навыки самостоятельной работы. Ее необходимость обусловлена подготовкой к семинарскому занятию, работой над темой реферата, подготовкой к контрольным работам и зачету. Самостоятельная работа заключается, прежде всего, в стремлении подобрать необходимую литературу и в процессе работы над ней выделить то существенное, что необходимо для раскрытия вопроса. Умение студентов правильно организовать свою самостоятельную работу заключается также в подготовке докладов и написании рефератов. В помощь организации такой работы существуют специальные методические указания, к которым следует обращаться.

Для успешного освоения дисциплины студент должен посетить все практические занятия и выполнить все задания практикума по философии.

Читайте также: