Один из героев уверен что воевать мы не умеем

Обновлено: 07.07.2024

Из книги "36 типовых вариантов по русскому языку в формате ОГЭ 2020"

Прочитайте текст и выполните задания 6–9
(см. ответы и комментарии к ним ниже)

8. Лексический анализ.
В предложениях 2-10 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Николая Фёдоровича Бунакова:
«Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира».

9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 19 текста:
«Стыд огнём ударил Альке в лицо!».

9.3. Как Вы понимаете значение выражения СИЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём проявляется сила характера?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

ОТВЕТЫ:
6 – 35
7 – 13
8 – вовесьрост.

КОММЕНТАРИИ
к заданиям 7-8

7. Сравнение – это сопоставление изображаемого предмета или явления с другим предметом по общему для них обоих признаку.
Выполняя задание, найдите предложение, в котором имеются словосочетания, удовлетворяющие данным условиям.
1) Вокруг Альки посвистывало, звучно причмокивало, от деревни доносился треск, будто горели сухие дрова.
3) Алька не успел добежать до залёгшей цепи: правую руку ударило, точно палкой, наотмашь, пальцы тотчас скрючились, одеревенели, рука жёстко согнулась в локте.
В данных предложениях сравнение образовано с помощью сравнительных союзов будто и точно.

8. Фразеологизм – это устоявшееся по структуре и составу выражение, которое употребляется в переносном значении и состоит из двух и более слов.
Выполняя задание, найдите предложение, в котором встречается устойчивое выражение, используемое повседневно именно в таком виде, состоящее из двух или более слов и имеющее переносное значение.
(10)Расстёгивать крючки одной рукой было неудобно, он пыхтел, вставал во весь рост; он не замечал свиста пуль и разрывов мин. – В этом предложении фразеологизмом является выражение «во весь рост», употребляемое в значении «полностью, целиком».

ПРИМЕРЫ СОЧИНЕНИЙ
ЗАДАНИЕ 9.1

Известный лингвист Николай Фёдорович Бунаков пишет: «Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатством своего внутреннего мира». Смысл этого высказывания заключается в том, что грамматический строй предложений и слов помогают писателю отразить очень многое из того, что у него на душе.
Например, Радий Петрович Погодин в прочитанном мною тексте использует многоточие в предложении 18. Оно даёт автору возможность выразить молчаливое осуждение в адрес главного героя: ты идёшь в лазарет, довольный и радостный, а вот Степан идти даже не может, а движется вовсе даже в другую сторону – навстречу врагу.
Писатель, стремясь показать ужасы войны, использует в тексте большое количество прилагательных. Мы читаем в предложении 15: «горящую», «чёрная, закопчённая и пустая», «горелой», «раскалённым». Автор рисует страшный мир, и читатель понимает: быть на пути к спасению и вернуться в ад кромешный – это настоящий подвиг.
Таким образом, мы убеждаемся, что лингвист Н.Ф.Бунакова прав - грамматика является средством использования языка с целью выражения всего того, что накопилось внутри человека.

ПРИМЕР СОЧИНЕНИЯ
ЗАДАНИЕ 9.2

Метафора «Стыд огнём ударил Альке в лицо!» - играет важную роль в тексте, представленном для анализа. Она является переломным моментом в сюжете повествования: теперь перед читателем не мальчишка, "выбывший из игры", а настоящий солдат.
В предложении 14 автор описывает состояния Альки: тот счастлив покинуть поле боя: «…он раненый – и может теперь на вполне законных основаниях не воевать».
В такой эйфории Алька пребывал, пока не увидел Степана, раненного гораздо тяжелее Альки, но он «пытался ползти, причём не в сторону лазарета». Вот тут-то и произошёл перелом в сознании главного героя, он вдруг почувствовал, что не может, не имеет права покинуть Степана, что обязан двигаться в ту сторону, куда пытается ползти его товарищ. Теперь читатель видит совсем другого человека: «Степан, потерпи, я сейчас…», - сказал Алька Степану твёрдым, уверенным голосом».
«Стыд огнём ударил Альке в лицо!» - это предложение о том, как мальчишка превращается в солдата.

ПРИМЕР СОЧИНЕНИЯ
ЗАДАНИЕ 9.3.
Сочинение-рассуждение на тему «В чём проявляется сила характера?»

Материалы по теме

«По крещеным детям плакали, как по мертвым»


Васька Пьяница и Хотен Блудович

А когда мы говорим о былинах и сказках, — это некий условный мир. В них даже имена героев и героинь условны, поэтому чаще всего мы их определяем по сюжетам. Сюжет может разворачиваться в каком-то царстве, например, в девичьем царстве, но мы о нем в любом случае будем знать примерно то же, что о тридевятом или тридесятом царстве. Иными словами, это всегда такая условная система, которая существует только так, как мы можем ее себе представлять.

То есть в сказках это придуманное царство, а в мифах это всегда апелляция к реальности. Так было всегда. Мифы — это некое реальное пространство, вписанное в систему реального мира. Просто оно может быть далеко.

Какие самые известные богатырши в русском фольклоре и что о них известно? С детства, наверное, все знают только про жену Ставра Годиновича Василису Микулишну — по старому советскому мультику. Но ведь есть и другие?

Да, Василиса Микулишна как раз самый известный персонаж среди богатырш. Хотя она не была прямой богатыршей. Она была женщиной умной в первую очередь и владела определенными навыками воинского искусства: умела стрелять из лука и обладала несвойственной женщине ловкостью. В тех вариантах, где она вступает в бой, она побеждает не силой, а ловкостью. Поэтому она вряд ли может считаться богатыршей в прямом смысле этого слова.

Кадр из мультфильма «Василиса Микулишна»

Есть еще один образ — женщина в мужской одежде. Сегодня мы его знаем по мультфильму «Мулан», а вообще это довольно распространенный сюжет о девушке, которая переодевается в мужское платье и идет воевать. И здесь речь идет, безусловно, о девушке-воине — неважно, богатырша она или нет, но о воине, который скрывает свое женское естество. И если в русских традициях она остается женщиной, то в западно-славянских традициях есть варианты, когда она с помощью колдовства меняет пол и превращается в юношу, тем самым приходя к норме «мужчина-воин».

А вообще помимо Василисы Микулишны, которую вы назвали, богатырш не очень много и в былинах, и в сказках. Есть так называемые герои второго ряда (второстепенные персонажи — прим. «Ленты.ру») в былинах, и они периодически соприкасаются с женщинами-воительницами. Это могут быть, например, сестры царевен, княжон или боярышень, которых сватают за князя Владимира. Их сестры в этих сюжетах как бы мешают взять их в княжеский терем, в результате чего происходит битва героя с богатыршей (имеется в виду былина о богатыре Дунае Ивановиче и о Настасье Королевичне, сестре невесты князя Владимира Апраксы, которая решила помешать их свадьбе — прим. «Ленты.ру»).

Эта Настасья Королевична
Узнала про сестрицу свою родную,
Увезли у ней сестрицу на Святую Русь,
Не влюби у них брали богатыри;
Она ехала в погоню по чисту полю,
А скакала на кони богатырскоем
Да по славну роздолью чисту полю;
По целой версты конь поскакивал.

Обычно былинную богатыршу или побеждают, или убивают. Возьмем, например, Настасью-богатыршу, на которую замахиваются, пронзают, и она течет потом Настасьей-рекой.

Становил-то он свою да саблю вострую,
Говорил Дунай да таковы слова:
— Наперед-то протекла река Настасьина,
А другая протеки река Дунаева!

Фрагмент иллюстрации Николая Каразина «Дунай Иванович и Настасья»

Фрагмент иллюстрации Николая Каразина «Дунай Иванович и Настасья»

Но чаще богатырши все-таки появляются в сказках. Там есть целый пласт таких героинь, как Марья Моревна или Царь-девица. Они заведомо равны богатырям, и только в определенных случаях могут быть побеждены ими. И, собственно, победа над ними — это как бы некая победа над девичеством, потому что только невинность героини позволяет ей быть богатыршей. Как только она вступает в сексуальный контакт с героем, она становится обычной женщиной, и ей начинает угрожать такая же опасность, как и любой другой героине.

Хотя есть еще сказка «Слепой и безногий». В ней некий слуга царевича помогает ему сосватать героиню, пройдя все ее испытания за него. Сюжет очень близок к «Песне о Нибелунгах» (знаменитый немецкий эпос, основанный на сюжете о женитьбе легендарного драконоборца Зигфрида на бургундской принцессе Кримхильде — прим. «Ленты.ру») — герой хитростью получает в жены богатыршу, а та потом наказывает его и своего мужа за обман. В «Песне о Нибелунгах» это сватовство Гунтера к Брюнхильде, которую он должен был победить в бою. Сражался за него Зигфрид — он надел плащ-невидимку и действовал как бы от лица Гунтера, пока тот только руками размахивал.

То есть богатырши выходили замуж не только за богатырей, но и за всяких царевичей, получается?

Здесь очень странная история, потому что, конечно, богатырша ищет себе равного по силе мужчину. Еще лучше — даже не равного, а того, кто будет сильнее. И чаще всего замужество происходит именно тогда, когда герой честно или не совсем честно побеждает героиню, как в «Слепом и безногом». Плюс иногда бывают случаи как с Марьей Моревной, когда герой слабее. Там действительно произошел брак по любви: они поженились, он поселился в ее дворце и прекрасно себя там чувствовал, а она продолжала некоторое время ездить в поля воевать.

Иллюстрация Бориса Зворыкина «Кощей Бессмертный похищает Марью Моревну»

Иллюстрация Бориса Зворыкина «Кощей Бессмертный похищает Марью Моревну»

И вот однажды он в ее отсутствие открыл погреб, увидел там Кощея и, будучи человеком добрым, напоил его водой. Кощей набрался сил, выбрался и утащил Марью Моревну — в отместку за то, что она его заточила. Дать ему отпор она не смогла, потому что уже потеряла часть силы после замужества.

— Спасибо, Иван-царевич! — сказал Кощей Бессмертный. — Теперь тебе не видать Марьи Моревны, как ушей своих!

И страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью Моревну, прекрасную королевну, подхватил ее и унес к себе.

А Иван-царевич горько-горько заплакал.

Сказка «Марья Моревна» в изложении Александра Афанасьева из сборника «Народные русские сказки»

Но чаще всего, конечно, богатырша выходит замуж за того, кто сильнее или хотя бы равен ей в силе. Тут речь идет про равноценные партнерские отношения.

А злодейки были среди этих воительниц?

Женщины эти, прямо скажем, вообще не добрые персонажи. Они на равных с мужчинами сражаются и на равных могут убить. Есть тексты, в которых описано, как к богатырше сватаются женихи, и тем, кого побеждает, она отрубает голову и надевает на тын. И вот одна тычина в этом заборе свободна и как бы ждет героя этой сказки. Спасает его от казни только помощник.

Хотя потом, после замужества, они могут быть вполне нормальными женщинами. А те героини, которые узнают, что их победил не сам герой — не сильнейший, а хитрейший, — очень злобно себя ведут в конце сказки. Тому помощнику, который помог ее завоевать, она отрубает ноги, а собственного мужа отправляет свиней пасти.

А если брак был удачным, богатырши становились обычными женами? Или они так и продолжали после свадьбы ходить с мужьями воевать?

В русских былинах и сказках я такого не знаю. Чаще они выходили замуж, отдавали часть своей силы мужчине и продолжали жить обычной жизнью.

Добрыня Никитич встречает поленицу Настасью Микулишну. Иллюстрация из книги «Русские народные былины»

Добрыня Никитич встречает поленицу Настасью Микулишну. Иллюстрация из книги «Русские народные былины»

Это понимание обычной жизни в противовес образу женщины-воительницы как-то характеризует положение женщины на Руси?

О матриархате эти героини былин и сказок точно не говорят, потому что сам вопрос матриархата достаточно спорный. Неизвестно, был ли он вообще. На самом деле роль женщины в русской традиции — это совсем не та мифическая роль угнетаемой стороны, которую ей придумали. В действительности женщина на Руси имела очень большие права, в ряде случаев у нее даже было право голоса, а в определенные эпохи женщина вообще занимала очень значимое место в традиции.

Просто надо понимать, что если все вокруг воюют, довольно странно ожидать, что женщина будет занимать главенствующее место. При этом в истории женщины-правительницы периодически появлялись, начиная с княгини Ольги и заканчивая матушками-императрицами, которые в свое время управляли государством. То есть особым гонениям женщины на Руси не подвергались. Конечно, они были слабее, поэтому людям хотелось, чтобы в каких-то случаях существовал некий миф о ее силе. Да, женщина не обладала гражданскими правами, но у нее были большие семейные права. Всегда хочется некоего отступления от нормы.

Один из героев уверен что воевать мы не умеем

(1)Сентябрь. (2)Десятый день на сталинградском заводе. (3)Враг бомбит город. (4)Бомбит – значит, там ещё наши. (5)Значит, идут бои. (6)Значит, есть фронт. (7)Это лучше, чем в июле, когда мы отступали…

(8)Игорь часто спорит с Георгием Акимовичем:

(9) – Не умеем мы воевать.

(10) – А что такое уметь, Георгий Акимович?

(11) – Уметь? (12)От Берлина до Волги дойти – вот что значит уметь.

(13) – Отойти от границы до Волги тоже надо уметь.

(14)Георгий Акимович смеётся мелким сухим смешком. (15)Игорь начинает злиться.

(16) – Мы будем воевать до последнего солдата. (17)Русские всегда так воюют. (18)Но шансов у нас всё-таки мало. (19)Нас сможет спасти только чудо. (20)Иначе нас задавят. (21)Задавят организованностью и танками.

(23)Недавно ночью шли мимо солдаты. (24)Я дежурил у телефона и вышел покурить. (25)Они шли и пели, тихо, вполголоса. (26)Я даже не видел их, я только слышал их шаги по асфальту и тихую, немного даже грустную песню про Днепр и журавлей. (27)Я подошёл. (28)Бойцы расположились на отдых вдоль дороги, на примятой траве, под акациями. (29)Мигали огоньками цигарок. (30)И чей-то молодой, негромкий голос доносился откуда-то из-под деревьев:

(31) – Нет, Вась… (32)Ты уж ей не говори. (33)Лучше нашей нигде не сыщешь. (34)Ей-Богу… (35)Как масло земля – жирная, настоящая. – (36)Он даже причмокнул как-то по-особенному. – (37)А хлеб взойдёт – с головой закроет…

(38)А город пылал, и красные отсветы прыгали по стенам цехов, и где-то совсем недалеко трещали автоматы то чаще, то реже, и взлетали ракеты, и впереди неизвестность и почти неминуемая смерть.

(39)Я так и не увидел того, кто это сказал. (40)Кто-то крикнул: «Приготовиться к движению!» (41)Все зашевелились, загремели котелками. (42)И пошли. (43)Пошли медленным, тяжёлым шагом. (44)Пошли к тому неизвестному месту, которое на карте их командира отмечено, должно быть, красным крестиком.

(45)Я долго стоял ещё и прислушивался к удалявшимся и затихшим потом совсем шагам солдат.

(46)Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь. (47)Маленькие, как будто незначительные, они въедаются как-то в тебя, начинают прорастать, вырастают во что-то большое, значительное, вбирают в себя всю сущность происходящего, становятся как будто символом. (48)И вот в песне той, в тех простых словах о земле, жирной, как масло, о хлебах, с головой закрывающих тебя, было что-то… (49)Я даже не знаю, как это назвать. (50)Толстой называл это скрытой теплотой патриотизма. (51)Возможно, это и есть то чудо, которого так ждём мы все, чудо более сильное, чем немецкая организованность и танки с чёрными крестами.

  1. Один из героев повествования уверен, что воевать мы не умеем.
  2. Помочь русским солдатам одержать победу над врагом могло только чудо.
  3. На войне детали никогда не запоминаются, в памяти остаются лишь основные события.
  4. Патриотизм – вот чудо, которое помогло русским людям выстоять в трудные времена и одолеть врага.
  5. Русская земля, по мнению солдата, от любой другой не отличается: она везде хороша, если родит хлеб и кормит человека.
  1. Предложения 4 – 7 содержат повествование.
  2. В предложениях 16 – 21 представлено описание.
  3. Предложения 23 – 25 содержат повествование.
  4. Предложения 40 – 42 содержат описание.
  5. В предложениях 49 – 51 представлено рассуждение.

23. Из предложений 38 – 45 выпишите антонимы (антонимическую пару).

24. Среди предложений 23 – 29 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

25. «О тяжёлых для русского народа временах вспоминает писатель В.П. Некрасов – очевидец событий. Тон его размышлениям задаёт такой троп, как (А) ______ (в предложении 47), а также такие синтаксические средства выразительности, как (Б) _____ (в предложении 48) и (В) _____ («возможно» в предложении 51). С помощью такого приёма, как (Г) _____ (предложения 8 – 13), передаётся неоднозначность суждений разных людей о событиях тех лет, что придаёт раздумьям Некрасова объективность и правдивость».

Один из героев уверен что воевать мы не умеем

Анализ содержания текста.

1) Мальчик вернулся к музыкальному училищу, потому что хотел остаться верным самому себе и своей любви.

2) Знакомая скрипка слышалась из окна второго этажа музыкального училища.

3) Мальчик задержался у музыкального училища, когда шёл в булочную.

4) Круглолицая девочка играла на виолончели.

5) Мальчик торопился домой, потому что промок под дождём.

(1)Вы когда-нибудь стояли под окнами музыкального училища на мокром асфальте, в котором отражается свет больших прямоугольных окон? (2)Идёт невидимый мелкий дождь. (3)А из освещённых праздничных окон музыкального училища доносятся приглушённые звуки разных инструментов, и дом похож на оркестр, который настраивается перед концертом.

(4)Мальчик шёл из булочной, а хлеб спрятал от дождя под пальто. (5)На улице было скверно. (6)Люди мечтали поскорее добраться до крыши, очутиться в сухом месте. (7)А он разгуливал под окнами музыкального училища.

(8)Мальчик искал скрипку. (9)И нашёл её. (10)Она звучала в окне второго этажа. (11)Он прислушался. (12)Скрипка плакала и смеялась, она летала по небу и устало брела по земле. (13)Все окна как бы умолкли и погасли.

(14)Светилось только одно. (15)Мальчик стоял под ним, а дождь тёк за воротник. (16)Неожиданно кто-то положил ему руку на плечо. (17)Он вздрогнул и обернулся. (18)На тротуаре стояла круглолицая девочка с двумя короткими толстыми косичками. (19)В руке девочка держала огромный виолончельный футляр.

– (20)Опять ждёшь Диану? – спокойно спросила девочка.

(21)Её голос заглушил скрипку. (22)Мальчик недовольно поморщился и пробурчал:

– Никого я не жду.

– (23)Неправда, – не отступала девочка, – чего ради стоять на дожде, если никого не ждёшь.

– (24)Я ходил за хлебом, – ответил мальчик, – вот видишь… хлеб.

– (25)Пойдём, – уверенно сказала девочка. – (26)Что мокнуть.

(27)Ему ничего не оставалось, как пойти рядом с ней. (28)Ярко освещённый дом музыкального училища растворился в дожде.

– (29)Знаешь что, – предложила она, – пойдём ко мне. (30)Я сыграю тебе ноктюрн. (31)Мы будем пить чай.

(32)Он ничего не ответил. (33)Он вдруг подумал, как было бы хорошо, если бы вместо этой круглолицей рядом была Диана. (34)И если бы она сказала: «Я сыграю тебе ноктюрн. (35)Мы будем пить чай».

– (36)Так пойдём ко мне? – робко повторила девочка.

– (37)Всё равно, – сказал он.

(39)Дождь не проходил. (40)Он обволакивал фонари, здания, силуэты деревьев. (41)Все предметы теряли форму, расплываясь. (42)Город обмяк от дождя. (43)А почему он должен гордо стоять под окнами музыкального училища и ждать Диану? (44)Она пробегает мимо легко и свободно, словно никто не стоит под окнами и не ждёт её. (45)Конечно, ей всё равно, стоит он или не стоит. (46)Есть он или его нет. (47)А эта круглолицая, напротив, сама заговаривает, и не убегает, и зовёт его слушать ноктюрн и пить чай.

(48)Всё складывалось очень хорошо. (49)Круглолицая уже не казалась ему такой круглолицей и вообще была славная девчонка. (50)Она уводила его от нудного дождя, от недоступной скрипки, от холодной Дианы. (51)Больше он не будет искать окно со скрипкой, а будет прислушиваться к голосу виолончели.

(52)Вдруг мальчик как бы запнулся. (53)Ему показалось, что это не он шагает по дождю с большой тяжёлой виолончелью, что это кто-то другой. (54)И этот другой не имеет никакого отношения к неприступному зданию музыкального училища, к его таинственной жизни, к ярким окнам, у которых свои разные голоса. (55)Всё пропало. (56)И его самого уже нет…

(57)В следующее мгновение он остановился. (58)Он поставил большой чёрный футляр на мокрый асфальт и прислонил его к стене дома. (59)Потом он крикнул:

– (61)Куда ты. (62)А как же ноктюрн? – крикнула ему вслед круглолицая девочка.

(63)Но он не оглянулся и ничего не ответил. (64)Он бежал обратно к музыкальному училищу, к скрипке, к самому себе.

* Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мальчик убежал от круглолицей девочки?»

1) Он торопился домой, потому что промок под дождём.

2) Мальчика ждала скрипачка Диана.

3) Мальчик не хотел общаться с круглолицей девочкой, потому что она была высокомерной.

4) Мальчик решил остаться верным своей любви.

Последнее высказывание является важнейшим в понимании смысла всего текста: решив остаться верным своей любви, мальчик оставляет неинтересную ему девочку.

Источник: Открытый банк ФИПИ, блок 682C0F, вариант РЕШУ № 101

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Е.В. Джанджаковой: «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Е.В. Джанджаковой.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Он бежал обратно к музыкальному училищу, к скрипке, к самому себе».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.1 Известный лингвист Е.В. Джанджакова говорила: «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». Не вызывает сомнения, что мышление и речь тесно взаимосвязаны, речь является показателем уровня интеллектуального и духовного развития человека: чем ниже уровень развития человека, тем беднее его речь. В оформлении мысли немаловажную роль играет грамматика. Так, использование в речи сложноподчиненных предложений свидетельствует о том, что человек умеет грамотно, стройно сформулировать высказывание, а, следовательно, и мыслит он последовательно, логично.

Обратимся к тексту Юрия Яковлева.

Проанализируем грамматический строй предложения 54 (И этот другой не имеет никакого отношения к неприступному зданию музыкального училища, к его таинственной жизни, к ярким окнам, у которых свои разные голоса.) Оно представляет собой сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Кроме того, предложение осложнено однородными дополнениями (к зданию, к жизни, к окнам). Это позволяет автору составить ёмкое высказывание, показать, насколько важны герою его переживания.

Предложение №60 (И побежал.), напротив, простое, как бы однозначно подводящее итог неожиданно завязавшемуся знакомству: герой не будет изменять себе, своему чувству, потому что это чувство и есть самое главное в нём. Так, ресурсы синтаксиса помогают точно и связно выразить авторский замысел.

Подводя итог нашего рассуждения, приходим к выводу, что Джанджакова была права в утверждении, что очень важно правильно подобрать нужные средства для выражения мысли.

15.2 Небольшой отрывок заканчивается словами «Он бежал обратно к музыкальному училищу, к скрипке, к самому себе». Этими словами Юрий Яковлев описывает состояние главного героя, мальчика, который от отчаяния решился отказаться от своей тайной мечты: дождаться, пока Диана выйдет к нему, заметит его и (может даже) пригласит слушать ноктюрн и пить чай.

Мы знаем, почему мальчик стоит под дождём, не идёт домой, почему смотрит на окна музыкального училища. Потому что среди звуков разных музыкальных инструментов он слышит только голос скрипки, скрипки, которая в руках у Дианы поёт, смеётся и устало бредёт по земле. Эта девочка завладела душой и сердцем героя, но и её скрипка, и сама Диана холодны и неприступны.

Случайная знакомая, круглолицая девочка с виолончелью, напротив, «сама заговаривает, и не убегает, и зовёт его слушать ноктюрн и пить чай.» Соглашаясь идти с нею, главный герой пытается убедить себя в том, что она «славная девочка» и что ему не стоит больше ждать, пока Диана его заметит.

Но, как говорят, сердцу не прикажешь. Увидев себя как бы со стороны и поняв, что он поступает против души, мальчик принимает подсказываемое сердцем решение: чтобы остаться самим собой, он будет ждать столько, сколько нужно. И никакие посторонние девочки с виолончелями и ноктюрнами не в состоянии помешать этому. В его мечтах только одно: была бы вместо этой круглолицей его Диана. И ничего с этим не поделаешь: такова любовь.

Почему мальчик, герой Юрия Яковлева, стоит под дождём, не идёт домой, почему смотрит на окна музыкального училища? Потому что среди звуков разных музыкальных инструментов он слышит только голос скрипки, скрипки, которая в руках у Дианы поёт, смеётся и устало бредёт по земле. Мы знаем, что закончится репетиция, и Диана пробежит мимо, не догадываясь, что её ждут; мы не знаем, заметит ли она когда-нибудь мальчика, но абсолютно точно одно: он будет ждать столько, сколько нужно. И никакие посторонние девочки с виолончелями и ноктюрнами не в состоянии помешать этому. В его мечтах только одно: была бы вместо этой круглолицей его Диана.

Любовь бывает взаимной и безответной. Первая делает человека счастливым, вторая делает его несчастным. Ради любви человек может совершить подвиг, а может пойти на преступление. Это огромная сила, способная двигать людьми, распоряжаться их судьбами, вершить суд и даровать милость.

«Они сражаются на равных с мужчинами и могут убить» Кто такие русские богатырши и почему им так сложно было найти мужа?

Поляница удалая

Всем с детства знакомы герои русских сказок Илья Муромец, Алеша Попович, Святогор, Добрыня Никитич и Никита Кожемяка. Мы привыкли, что богатыри обладают необычайной физической силой и могут в одиночку сразить целое войско. Однако мало кто знает, что в былинах и сказках были и богатырши, которые не боялись воевать с мужчинами и даже побеждали их в честном бою. Откуда эти девы-воительницы взялись в русском фольклоре, чем они знамениты, как складывалась их судьба и существовали ли на самом деле русские амазонки — «Лента.ру» спросила у профессора Института славянской культуры Российского государственного университета имени Косыгина, фольклориста и этнографа Варвары Добровольской.

Как богатырши появились в русских былинах?


Добровольская: Начнем с того, что воительницы — в русской традиции их еще называют «поленицы» или «поляницы», то есть женщины, которые ездят в поле сражаться, — есть во всей мифологической системе. Например, валькирии или амазонки. Со временем мифы разрушались, определенным образом эволюционировали, формировались другие жанры. С разрушением мифологической системы эти образы попадали в былинный и в сказочный эпос.

В любой традиционной культуре существует некая норма, то есть любой человек должен вести себя определенным образом и выполнять определенные функции. А сказочный мир создается именно появлением персонажа, который не подчиняется этим декларируемым нормам. Например, в русских сказках есть лежащий на печи. Ни один нормальный человек на печи постоянно лежать не должен. Любой человек должен что-то делать, а не только лежать на печи и золу перебирать. То есть этот герой как бы не соответствует неким представлениям о норме. Человек должен стричься, мыться и сопли подтирать, а такой герой, как Неумойка, который за собой не следит и 12 лет в таком облике живет, выходит за рамки.

И с девами-воительницами примерно то же самое. Женщина не должна быть воительницей по определению. А тот факт, что женщина совершает какие-то неженские поступки, — это уже знак сказочного мира.

Какие они — богатырши в русских былинах? Они рождались сильными или как-то волшебным образом обретали свою силу?

Нигде не сказано, что богатырши как-то получали свою силу, в отличие от героев мужского пола. Герой может выпить «сильной воды», его могут наградить этой силой каким-то волшебством, а героиня всегда изначально богатырша.

Причем в случае с богатыршами речь идет только о физической силе, не о волшебной. Есть и другой пласт героинь, которые попадают в категорию таких чудесных женщин, — например, Марья-искусница. Они могут быть волшебницами, которых надо победить именно в колдовстве. Такие героини тоже есть, но их существенно меньше.

Картина Николая Рериха «Настасья Микулишна»

Какое у них обычно происхождение — высокое или низкое?

Происхождения они обычно высокого: это чаще всего образ княжеской или царской дочери, королевны, Царь-девицы. Кроме того, как правило, это дочери какого-то заморского царя, который сам по себе в сюжете не появляется.

Что отличает былинных богатырш от амазонок и дев-воительниц в других культурах?

В мифах мы обычно имеем некую систему, в которую тот или иной персонаж вписан. То есть мы знаем, откуда он появился, как существует, где живет и так далее. В мифах у любого персонажа есть место обитания и социальная система общества, в которой он функционирует. Если мы говорим об амазонках, то это страна, в которой есть определенная царица, там действуют определенные правила жизни, и все в этом духе.

Читайте также: