Немаров дот ком

Обновлено: 25.06.2024

Фото: News BTC

В 2001 году произошел один из крупнейших фондовых коллапсов новейшей истории — обвалился технологический индекс NASDAQ. Вместе с падением индекса лопнул пузырь доткомов . Обанкротилось огромное количество интернет-стартапов. Даже те компании, бизнес которых был налажен, понесли огромные убытки.

Чем интересна эта история и почему спустя почти 20 лет аналитики находят в нашем времени сходства с тем кризисом?

Первые шаги в интернете

В первой половине девяностых наступил период активного развития интернета. У все большего количества пользователей начали появляться персональные компьютеры, а компании стали массово переключать свою деятельность на работу в интернете. Если у компании не было собственного сайта, это казалось несолидным.

Тогда же родились первые проекты, деятельность которых была полностью ориентирована на онлайн-сегмент. Например, интернет-аукцион eBay, книжный онлайн-магазин Amazon и поисковик Yahoo! (сейчас принадлежит Verizon).

Люди пребывали в эйфории от предвкушения возможностей, которые в ближайшем будущем даст им мир, объединенный единой сетью коммуникаций. К таким людям относились и инвесторы. Интернет-стартапы появлялись ежедневно. При этом индустрия оставалась молодой и четкого понимания, как управлять таким бизнесом, у большинства людей не было. В стартапы вкладывались гигантские деньги, а оценка еще вчера не существовавших компаний раздувалась.

По данным Investopedia, к 1999 году 39% венчурного капитала вливалось в интернет-компании.

Главной биржей для таких компаний стала технологическая площадка NASDAQ. Индекс NASDAQ рос небывалыми темпами: с 1000 пунктов в 1996 году показатель индикатора поднялся до 5048 к марту 2000-го.

Еще в 1996 году председатель совета управляющих ФРС США Алан Гриспен предостерег рынок, назвав бум «иррациональным оптимизмом».

Своеобразной кульминацией безудержных маркетинговых расходов стал январь 2000 года. Сразу 14 дотком-стартапов заказали тогда дорогую рекламу во время Супербоула — одного из важнейших спортивных событий года в США. А в марте индекс NASDAQ начал обваливаться.

Что предшествовало катастрофе

Перед обвалом рынка произошло несколько событий, которые ему способствовали.

Для начала Япония — в тот период вторая экономика мира — ушла в рецессию . Это вызвало массовую продажу акций технологических компаний, которые, по мнению экспертов того времени, в первую очередь могли пострадать от ухудшения экономического климата.

Некоторые технологические компании, например Dell, понимая, что рынок находится на своем пике и при этом не имеет перспектив дальнейшего роста, начали распродавать собственные акции. Заметившие это инвесторы тоже стали избавляться от бумаг.

Объемы инвестиционного капитала к концу девяностых сократились: в девяностых ФРС поддерживала низкую процентную ставку, что способствовало появлению у инвесторов лишних денег, но в 2000 году ключевую ставку повысили.

И одна из главных причин: инвесторы начали понимать, что компании, в которые они вкладывали деньги, так и не научились приносить прибыль. Более того: такие компании вряд ли когда-нибудь смогут это сделать, так как не способны выработать устойчивую бизнес-модель. С другой стороны, некоторые предприниматели того времени даже не пытались укрепить бизнес своих проектов после IPO и попросту прожигали деньги.

Но даже без таких трат новые компании ставили перед собой нереализуемые цели. Исследование банка HSBC показало, что космическая оценка стоимости интернет-компаний того времени могла быть адекватна только в том случае, если бы эти стартапы в течение пяти лет наращивали выручку на 80% ежегодно.

Что было после пузыря

Когда пузырь лопнул, еще недавно бывшие перспективными проекты остались без средств к существованию. Деньги испарились из сектора, огромные потери понесли даже те фирмы, бизнес которых строился не просто на количестве кликов и громкой рекламе. Например, акции телекоммуникационной компании Cisco упали на 86%, акции Amazon обвалились на 93%.

К октябрю индекс NASDAQ рухнул более чем на 70% с тех позиций, на которых пребывал в марте. Директоров некоторых доткомов обвинили в мошенничестве и обмане инвесторов. Банкам Citi Group и Merrill Lynch пришлось платить штрафы обманутым инвесторам.


По некоторым подсчетам, на обвале рынка инвестфонды потеряли около $5 трлн.

Мир снова в пузыре? Или все же нет?

Выход на биржу Uber и Lyft многим напомнил о временах доткомов — эти две компании тоже выходили на IPO с большими планами и еще большими убытками. Несмотря на это, банки оценивали их в десятки миллиардов.


По мнению профессора Бизнес-школы при Университете Уорика Джона Колли, инвесторы вновь верят в миф. На этот раз игроки убеждены, что раз есть такие истории успеха, как Google, Amazon и Facebook, то у большинства технологических стартапов в конечном итоге получится со временем найти достаточную для прибыли нишу. Такие инвесторы готовы вкладывать деньги, не требуя дохода через год или два, но рассчитывая на него в долгосрочной перспективе.

В 2018 году в своем обзоре для CNBC аналитик Кейт Райт из Бизнес-школы при Университете Вилланова писала, что инвестору следует несколько раз подумать, прежде чем вкладывать деньги в IPO компании-единорога. «Мы официально находится в пузыре, который больше того, что был в 2000 году», — заявила Райт.

Однако, как отмечает эксперт по IPO и профессор Университета Флориды Джей Риттер, есть существенные отличия. Многие сегодняшние убыточные компании могли бы стать прибыльными, если бы сократили штат и исключили расходы на исследования.

Тот же Lyft без таких расходов показал бы чистую прибыль по итогам 2018 года. Проблема в том, что без подобных исследований и маркетинга Lyft может попрощаться с идеей продвинуться в развитии технологий беспилотных машин и высокими амбициями.

Кроме того, изменился сам рынок интернета, указал банкир и инвестор Кэрол Рот. В распоряжении нынешних технологических компаний гораздо более развитая инфраструктура и подготовленный к новому продукту потребитель. По мнению Рот, даже обанкротившиеся в начале двухтысячных компании могли бы преуспеть, если бы выходили на рынок сегодня: «В некотором смысле они стали жертвами времени, в котором оказались».


Блог компании Тинькофф Инвестиции | Пузырь доткомов. Будет ли сиквел? Переоцененные и недооцененные компании IT-сектора

Еще

Возможно, не все мы занимались инвестиционной деятельностью на фондовом рынке в конце 1990-х и начале 2000-х годов. Но я уверен, что о пузыре доткомов слышали почти все.

Что такое дотком и пузырь доткомов?

Доткомами (англ. dot-com) называют все интернет-компании. Классические примеры: Facebook, eBay, Amazon, Google (Alphabet). Доткомы относятся к IT-сектору экономики и торгуются на бирже высокотехнологичных компаний — Nasdaq.

Пузырь доткомов (англ. Dot-com bubble) — пузырь в экономике, образовавшийся в результате ничем не обоснованного многократного роста цены акций интернет-компаний. Кульминация кризиса пришлась на 10 марта 2000 года.

Кризис доткомов 1.0. Короткий ликбез

В конце 1990-х началась эйфория онлайн-торговли и услуг.

Многочисленные экономисты, эксперты и аналитики заявляли о том, что начался период так называемой неоэкономики, характеризующийся преобладанием неосязаемых активов. С 1995 по 2000 год индекс Nasdaq вырос более чем в пять раз.

Однако затем, начиная с 10 марта 2000 года, началось стремительное падение индекса высокотехнологичных компаний. Nasdaq Composite упал на 78% от своего максимума.

Индекс вернулся к докризисным значениям лишь через 15 лет. Это произошло только 27 апреля 2015 года (котировки достигли нового максимума).

Что же произошло? Причина кризиса

С одной стороны, у инвесторов (во многом из-за мощной рекламной кампании IT-сектора) создалась не совсем правдоподобная картина текущего положения дел в компаниях, работающих в сфере интернет-торговли и услуг. С другой — игнорировались реальные показатели бизнеса доткомов. При принятии инвестиционных решений не учитывалась прибыль, денежные потоки (их отсутствие), долговая нагрузка. Все жили завышенными ожиданиями и потенциальными перспективами интернет-стартапов.

А что было на деле? Мультипликатор P / E — один из основных мультипликаторов стоимостной оценки акций. Фактически показывает окупаемость бизнеса при исторически известной величине прибыли компании.

У многих интернет-компаний в то время значение мультипликатора P / E превышало 100, 200, в отдельных случаях даже 500. То есть фирмам требовалось от одного века и более, чтобы своей прибылью покрыть текущую рыночную стоимость. При этом среднее значение мультипликатора по индексу S&P 500 в то время примерно равнялось 25.

И как следствие — пузырь лопается. Последовала череда банкротств. Инвесторы, венчурные фонды, банки подсчитывали многомиллиардные убытки. В тот период совокупное падение рыночной капитализации превысило $5 трлн.

Кризис доткомов 2.0. История повторяется?

Последние годы не утихают дискуссии о том, что цены на акции высокотехнологического сектора спекулятивно надуты и продолжают расти. Вместе с этим в мире зафиксирована рекордная безработица (в частности, в США), снижение деловой активности, что никак не коррелируется с продолжающимся бычьим трендом индекса Nasdaq.

Однако текущая ситуация разительно отличается от той, что была в конце 1990-х годов — начале 2000-х. В большинстве своем высокотехнологические компании имеют реальные продукты или услуги, которые пользуются спросом. Отсутствует такая, как тогда, иллюзорная маркетинговая ширма, скрывающая реальное положение дел интернет-компаний. То есть интернет-бизнес преимущественно экономически эффективен: генерирует денежные потоки, приносит прибыль. Рыночная цена интернет-компаний имеет куда большее обоснование, чем было при пузыре доткомов. По данным Bloomberg, текущее значение мультипликатора P / E по индексу Nasdaq Composite равно 47. Следует отметить, что по индексу S&P 500 на момент написания статьи P / E = 28. Разница в стоимостной оценке между высокотехнологичным сектором и индексом S&P 500, безусловно, существует. Но она не так велика, как это было при раздутом пузыре доткомов. IT-отрасли еще есть куда расти.

Коронакризис на пользу доткомам?

Скорее да, чем нет. Сейчас онлайн-продажи растут во всех торговых сегментах. Об этом заявляют представители как зарубежного, так и отечественного онлайн-ритейла. Специалисты в сфере торговли и маркетинга прогнозируют значительный ежегодный рост прибыли в электронной коммерции.

Но не будем предаваться эйфории. В секторе высокотехнологичных компаний имеются как недооцененные, так и переоцененные (экономически необоснованные по своей текущей цене) акции. При выборе ценных бумаг на фондовом рынке стоит изучить реальное текущее финансовое положение конкретных компаний, посмотреть на основные мультипликаторы, которые используются при стоимостной оценке; обратить внимание на прогнозы аналитиков (но не слепо верить им).

Топ-5 переоцененных компаний. Будущие ожидания

В высокотехнологическом секторе есть компании, которые несколько переоценены рынком. При инвестировании в акции данных эмитентов нужно быть крайне осторожным и понимать, что текущая цена преимущественно обосновывается ожиданиями будущих успехов бизнеса.

1) Zoom Video Communications — американская компания, разработавшая удобный формат онлайн-конференций. Компания стоит дороже большинства представителей S&P 500, однако сама в него не входит.
— P / E превышает 1 500! Прибыль на акцию всего $0,09.
— Несмотря на то, что аналитики прогнозируют среднегодовой рост прибыли на 37% в ближайшее время, текущий уровень цен акций Zoom Video Communications выглядит крайне высоким.

2) Veeva Systems — компания предлагает облачное ПО преимущественно для научной индустрии.
— P / E = 120, прибыль на акцию составляет $1,97.
— Прогнозируется рост прибыли на 21% в год.

3) ServiceNow — компания предоставляет корпоративные решения для облачных вычислений и автоматизации процессов.
— P / E = 115, прибыль на акцию $3,36.
— Аналитики считают, что у акций еще есть потенциал роста. Консенсус-прогноз — «покупать» (27 из 34 аналитиков).

4) Autodesk — разработчик и поставщик ПО.
— P / E = 70, убыток на акцию составляет $0,37.
— Компания имеет высокую долговую нагрузку.
— При этом аналитики прогнозируют рост прибыли на 43% в год.

5) Fortinet — предоставляет решения для кибербезопасности.
— P / E = 60, прибыль на акцию $1,91.
— Прогнозируется рост прибыли на 12% за год.

Акции представленных выше компаний все еще могут показать рост на определенном временном интервале.

Топ-5 недооцененных рынком компаний

1) Intel — производитель электронных устройств, компьютерных компонентов и микросхем.
— P / E = 10, прибыль на акцию — $4,77.
— Несмотря на то, что Apple собирается переходить на собственные чипы для Mac (но полностью сотрудничество между компаниями не прекращается), прогнозируется рост прибыли за год на 3%.

2) Dell Technologies занимается производством компьютеров, производит и поддерживает различные IT-решения, в том числе ПО и услуги.
— P / E = 7, прибыль на акцию (за последние 12 месяцев) составляет $6,38.
— Прогнозируется незначительный рост прибыли в этом году.

3) International Business Machines (IBM) — один из крупнейших в мире производителей и поставщиков аппаратного и программного обеспечения.
— P / E = 11, прибыль на акцию — $12,44.
— Прогнозируется рост прибыли за год на 7%.

4) Cognizant Technology Solutions предоставляет различные IT-услуги, включая цифровые, технологические, консалтинговые и операционные.
— P / E = 14, прибыль на акцию — $10,37.
— Прогнозируется рост прибыли за год на 12%.

5) VMware предоставляет облачное ПО для виртуализации. Бенефициары роста трафика и нагрузки в интернете.
— P / E = 9, прибыль на акцию — $15,37.
— Прогнозируется рост прибыли за год на 1%.

Заключение

В заключение еще раз обращу ваше внимание вот на что: стоит как можно глубже и детальнее изучать компанию прежде, чем приобретать ее акции (или иные ценные бумаги). Не поленитесь провести комплексный анализ эмитента. И неважно, какой это сектор экономики — IT или какой-либо более прозрачный.

Автор: Николай Коротков, частный инвестор, трейдер на валютном рынке, профиль в Пульсе — Vizo

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции Тинькофф Инвестиций. Ценные бумаги и другие финансовые инструменты, упомянутые в данном обзоре, приведены исключительно в информационных целях; обзор не является инвестиционной идеей, советом, рекомендацией, предложением купить или продать ценные бумаги и другие финансовые инструменты.

Читайте также: