Неделя 6 я по пасхе о слепом что это

Обновлено: 17.05.2024

Други наши, приближается тот день, когда радостное пасхальное “Христос воскресе”, коим мы встречаем теперь друг друга, уступит место будничному приветствию. И только раз в неделю церковные службы и календарь будут напоминать всем живущим о Воскресении Христовом, о смысле и цели жизни, о воскресении души в Боге. А шесть недель по Пасхе воскресные Евангелия предлагали вниманию и размышлению нашему глубоко назидательные истории становления души на пути спасения.

“. Господь мой и Бог мой!” – взывал святой апостол Фома, научая нас только в Спасителе видеть свое личное спасение и еще научая ощущению пагубы своей, из которой извлекает Спасающий ( Ин. 20, 28 ). Святые жены- мироносицы сна не давали очам и веждам дремания, служа возлюбленному Спасителю до дня, пока не обрели Его воскресшим. И они, подобно Фоме, не языком, но сердцем исповедовали любовь ко Христу, ко спасению.

“. ce здрав бысть, к тому не согрешай: да не горше ти что будет”, – говорит Господь расслабленному, говорит и нам о страшном разрушающем действии греха на душу и тело ( Ин. 5, 14 ). Грех – мрак и туга 6 – отделяет нас от Источника жизни – от Бога. И только милость Божия, ожидающая нашего покаяния и обращения, терпит нас и помогает обратиться от смерти в жизнь.

Беседа Спасителя с самарянкой учит нас от внешнего внимания к слову Божию переходить к внутреннему прилежанию, к стоянию в истине.

И вот нынешний воскресный день, именуемый Неделей о слепом, – последнее воскресенье перед отданием Святой Пасхи.

На первый взгляд простое и одновременно чудесное событие: дарование зрения тому, кто родился слепым, дарование зрения тому, кто никогда не видел солнечного света, не видел красот Божиего мира. В нашем понимании – несчастнейшего человека и страдальца безнадежного.

Но, судя по тому, что написано в Евангелии об этом человеке, на котором явилось чудо Божие, он был сильным и мужественным, он нес свою обездоленность и горе без ропота, ибо Сам Спаситель свидетельствует о нем, что не следствием греха является его слепота: “. ни сей согрешил, ни родители его,– а дальше замечательные слова, но да явятся дела Божии на нем” ( Ин. 9, 3 ).

И сила Божия в простых, ничем не предвещающих чуда действиях, совершает чудо. “Идеже хощет Бог, побеждается естества чин”.

Иисус Христос сделал то, что ни один земнородный сделать не мог, – слепорожденный прозрел, заключенные от рождения очи отверзлись. Но для страдальца совершилось исцеление не только телесное: прозрели его очи, а духовное зрение увидело тотчас в Иисусе Христе Сына Божия.

Весть о совершенном во мгновение ока облетела город, всколыхнув умы.

Кто Он, сотворивший неслыханное? И народ разделился. Для одних, увидевших в Целителе человека Божия, ибо грешник не может сотворить ничего подобного, “яко грешники Бог не послушает”, наступило духовное прозрение, и, освободившись от духовной слепоты, они слышат зов Божий.

Другие же, кто не пожелал видеть чуда, усмотрели в Господе лишь нарушителя субботы. Лицемерная показная набожность и гордость восстали против очевидного, и зрячие ослепли; духовная слепота исказила для них мир, сделала невозможным видеть свет истины.

Грех гордости и самодовольства, грех лукавого неверия восстал на простоту веры, ясно зрящей истину. Фарисеи изгоняют прозревшего. Книжная ученость изгоняет истину веры. А Господь произносит слова: “. на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы” ( Ин. 9, 39 ). С тех пор суд Божий совершается постоянно – и в наши дни, и над нами.

Мы иногда прозреваем духовно, но как часто, ослепленные грехом, теряем луч света – света Христова – и бредем по жизни во тьме, мня себя зрячими.

Главное бедствие нашего времени как раз и заключается в исключительной духовной слепоте людей. Духовный разум, который может ясно видеть свет истины, становится теперь крайне редким явлением. Плотской разум, погрязший в вещах жития сего, любящий только земная, всегда ведет противоборство с учением и откровением Божественным.

Для стяжания же духовного разума нужно прежде всего послушание разуму Вселенской Православной Церкви. “Не преставай, – говорит преподобный Ефрем Сирин – испытывать Божественные Писания, не преставай вопрошать Матерь свою – Церковь”. Свет Христова учения, свет Его любви просвещает всякого человека в мире. И любовь – это та проба, по которой проверяется – слепы мы или зрячи, больны или здоровы?

Вспомним слова Спасителя: “. если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха, но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас” ( Ин. 9, 41 ).

Порождает духовную слепоту грех, и духовная слепота укореняет человека во грехе. И ожесточается сердце человеческое, и грубеет. И слухом слышит, и глазами видит, но не внемлет ни тому, ни другому. И грех ожесточения, упорства против истины и противление ей делают человека участником бесплодных дел тьмы. И слабеет голос сердца, и холодный рассудочный гордый ум попирает христианскую любовь. И ослеп человек окончательно. И отступает Бог.

Так совершается над упорным “умником” суд Божий. “. Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня” ( Рим. 11, 8 ).

И вот ныне, как всегда, ставит перед нами Евангелие этого дня вопросы: а кто же мы? здравы мы или больны? зрячи мы или слепы? в Боге мы или дух мира сего увел нас от Него в страну далече?

Проверяется наша преданность Христу и Его заветам во вся дни жизни нашей – и во дни внешнего благополучия, а чаще во дни гонений и испытаний. Надо нам с вами знать спасительную азбуку наизусть, чтобы и себе, и другим давать отчет, а когда нужно, и ответ – с уверенностью в истине и без смущения.

Святая Православная Церковь – столп и утверждение истины! Сейчас же определенные силы пытаются поколебать эту твердыню, видя в ней последнее препятствие для своих разрушительных планов.

Они вторгаются в нее, шельмуют ее священноначалие, внося дух недоверия, раздора и разделения. То, что не могло сделать в свое время воинствующее богоборчество, делают теперь именующие себя хранителями веры и канонов.

Посмотрим внимательно, что заповедал Христос и к чему призывают новоявленные ревнители.

Расколы противны единству во Христе. А на месте, освященном многомученической кровию православных за веру, воздвигают новые престолы – и Русская зарубежная церковь, и Автокефальная украинская церковь. Они зовут на борьбу с Православием унию и католичество. И ересь Богородичного центра заявляет свои права на владение истиной.

Но “разве разделился Христос” ( 1Кор. 1,13 ) .

“Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений. ” (1 Kop. 1, 10).

Где та всепрощающая, сострадательная любовь, к которой призваны последователи Христа? Где дух первоначальной Церкви, когда “у множества же уверовавших было одно сердце и одна душа. ” ( Деян. 4, 32 )? Где дух Христов, призывающий с тяжелейшего креста страданий простить не только тем, кто заблуждался, но и самим врагам?

Вот она проверка – Христовы ли мы, истинные ли мы христиане, не восхитила ли нас мирская сила, и сила отмщения, и сила борьбы без Бога.

В 1920 году, когда льется кровь мучеников и в терновом венце поднимается Русская Церковь на свою Голгофу, кроткий и верный Святейший Патриарх ее Тихон зовет оставшихся в живых чад Церкви – не гневаться, не приходить в отчаяние, но без страха нести свой крест, любовью и покаянием обороняясь от гонителей.

И тот, в чьей святости ныне никто не сомневается и чьего предстательства пред Богом просим мы теперь, говорит: “Пусть слабостью кажется эта святая незлобивость Церкви, эти призывы к терпеливому перенесению антихристианской вражды и злобы. Мы умоляем вас всех не отходить от этой единственно спасительной настроенности христианина – не сходить с пути крестного, ниспосланного нам Богом”. “Трудная, но высокая задача христианина – сохранить в себе великое счастье незлобия и любви”.

И еще слова святого Патриарха в то сокрушающее все живое время: “Умереть нынче немудрено. Нынче труднее научиться, как жить”.

Русский народ и Русская Православная Церковь учатся. Учатся и по сей день, жертвуя многим, чтобы сохранить главное – Церковь, без чего нельзя жить.

Еще в 1927 году мыслитель Николай Бердяев, рассматривая происходящие в России события и жизнь Церкви в тот период, оценил декларацию митрополита Сергия, возглавлявшего в то время Русскую Православную Церковь, как вопль православного сердца, взывающего о помощи. Вопль этот был обращен к Православной Церкви за рубежом: “Сделайте, наконец, что-нибудь для нас, для Церкви-Матери, подумайте о нас, облегчите нашу муку, принесите для Русской Церкви хоть какую-нибудь жертву. До сих пор безответственные слова ваших иерархов вели нас в тюрьму, под расстрел, на мученичество, подвергали Православную Церковь в России опасности – быть совершенно раздавленной и уничтоженной…”

Вопль страдалицы-Церкви не был услышан. Не был понят неведомый в эмиграции новый тяжелейший вид страдания – нравственное мученичество. Православная Церковь в России в лице ее водительствующих иерархов совершила во имя спасения Православной Церкви и церковного народа, во имя сохранения ее в эти годы страшную жертву – жертву видимой красоты и чистоты ее. Она нисходит в мир, находящийся в состоянии смертного греха. Еще до митрополита Сергия Святейший Патриарх Тихон приоткрыл завесу для тех, кто мог увидеть и услышать: “Пусть погибнет мое имя в истории, только бы Церкви была польза”.

В этот период каждодневная работа воинствующих безбожников, не сумев разбить единство Церкви и народа, преуспела в физическом уничтожении духовенства и многих верующих.

Мученичество их было явлением красоты и чистоты их человеческого образа. Патриарх же Тихон, митрополит Сергий, забывая о себе, о своей чистоте и красоте, – должны были говорить лишь то, что спасительно для Церкви. И это огромная личная жертва.

Так оценивали мыслящие и видящие люди деятельность иерархов Русской Православной Церкви, так оценивал ее верующий русский православный народ, узревший в простоте веры истину и категорически отвергший всякое общение с живоцерковниками, раздиравшими в тот период ризу Церкви-мученицы.

Сотни мучеников воссияли в Церкви. И каждый отдельно, принося себя в кровавую или более тяжелую, бескровную нравственную жертву, были все соединены нераздельно духом, верою и любовию, следуя желаниям и намерениям Господа: …да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они [христиане] да будут в нас Едино. ” ( Ин. 17, 21 ). Такова молитва Христа о всех верных Ему.

И вот через семьдесят лет новый вид мученичества должна принять на себя Святая наша Православная Церковь. Русскими православными верующими за границей судятся те, кто в России уже принес Богу плоды своего красного сеяния и предстал на суд Божий. Судятся и те, которые по преемству приняли и сохраняют по сей день дар веры в Церковь, в Бога.

И снова Церковь обвиняется в том, что не Бог правит ею. В наше духовно-смутное время восстают пастыри-волки, лжеучители, не щадящие стада Христова – православный народ.

Помнить надо всем нам, други мои, и другим колеблющимся внушать учение святых отцов: “Вне Церкви можно иметь все, только не спасение. Вне Церкви можно иметь духовный сан, таинства, аллилуия. И литургию, Евангелие, веру, проповедь во имя Триединого Бога, но спасение можно обрести только в Кафолической Церкви”.

И пусть не туне 7 для всех нас звучат слова с церковного амвона: “Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них” ( Рим. 16, 17 ). Бог – Судия всем, умышленно или по недомыслию вступившим на путь богоборчества.

Нам же с вами нужно жить и молиться так, чтобы подвиг наш ради Христа в нынешние лукавые дни передать в наследие и научение грядущим поколениям как лучший завет и благословение. Только на камени сем – врачевании зла добром – созиждется нерушимое величие нашей Святой Православной Церкви в Русской земле.

Таково завещание нам Святейшего Патриарха – мученика и исповедника Тихона. “По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою” ( Ин. 13, 35 ). Вот то главное, что мы должны сохранить с вами в любых обстоятельствах. Вот мера нашего духовного зрения.

Вот все, что хотелось мне сказать вам, дорогие мои, сегодня. Боль сердца говорит сегодня моими устами. Я жил долго, я видел историю Церкви, за которую судят ее сегодня, своими глазами. Я видел и знал ее иерархов, я вырос у их ног. И я не могу забыть основ, которые закладывали они в нас и как жили они сами.

А суд Божий идет по земле. И ин суд человеческий, и ин суд Божий. Дай Бог нам с вами не оказаться духовно слепыми и не уклоняться от истины во Христе. События церковной жизни, события жизни нашей страны настоящего времени и недалекого прошлого да узрим мы духовным зрением. И увидим многочисленные примеры того, как рушились человеческие расчеты, как бессильны пред Промыслом Божиим оказывались и многолетняя мудрость, и опытность, и ученость, и даже духовность, воспринимаемые по-человечески. Да, в настоящие лукавые дни, разметав человеческое, многое потрясается до основания. Сокрушается мирское мудрование, и становится ясным, что грядет суд Божий, отвергается человеческое и дается Божие. И вера наша, и задача наша теперь одна – неизменно пребывать на пути Божественного Промысла, отдаться ему безраздельно, без рассуждения. “Ей, гряди Господи Иисусе, гряди благодатию Духа Твоего Святого, чтобы в немощи нашей и через нее совершались судьбы Твои”. Аминь.

«Ты сущих во тьме Свет пресветлый»


В гимнографии праздника шестой недели по Пасхе мы можем наблюдать, как на примере слепорожденного Святая Церковь показывает образ любого грешника. Мы – духовные слепцы от рождения, потому что, словами апостола Павла, «согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3: 23), но Господь Иисус Христос, даровавший прозрение очам слепого, дает оставление грехов и спасение по благодати.

Обратимся к кондаку и икосу Недели о слепом. Церковнославянский текст песнопений звучит следующим образом.

«Душевныма очима ослеплен, к Тебе, Христе, прихожду, якоже слепый от рождения, покаянием зову Ти: Ты сущих во тьме Свет пресветлый».

«Струю ми даруй, Христе, премудрости неизреченныя, и разума горняго, Свете сущих во тьме, и прельщаемых наставниче, да возмогу чудеса Твоя поведати, окаянный, яже божественная книга научи Евангелиа мира, сиесть, слепаго чудотворение: яко от рождения слеп сый, очи чувственныя приемлет и душевныя, верою взывая: Ты сущих во тьме Свет пресветлый» [1] .

Греческий вариант таков.

«Τῆς ψυχῆς τὰ ὄμματα πεπηρωμένος, σοὶ Χριστὲ προσέρχομαι, ὡς ὁ Τυφλὸς ἐκ γενετῆς, ἐν μετανοίᾳ κραυγάζων σοι· Σὺ τῶν ἐν σκότει, τὸ φῶς τὸ ὑπέρλαμπρον».

«Ῥεῖθρόν μοι δώρησαι Χριστέ, σοφίας τῆς ἀρρήτου, καὶ γνώσεως τῆς ἄνω, τὸ φῶς τῶν ἐν τῷ σκότει, καὶ πλανωμένων ὁδηγέ, ἵνα διηγήσωμαι, ἅπερ ἡ θεία βίβλος ἐδίδαξε τοῦ Εὐαγγελίου τῆς εἰρήνης, δηλονότι, τὴν τοῦ Τυφλοῦ θαυματοποιΐαν, ὅτι ἐκ γενετῆς τυφλὸς ὑπάρχων, ὀφθαλμοὺς τοὺς αἰσθητοὺς ἀπολαμβάνει, καὶ τοὺς τῆς ψυχῆς, ἐν πίστει ἀνακραυγάζων· Σὺ τῶν ἐν σκότει, τὸ φῶς τὸ ὑπέρλαμπρονо́» [2] .

Эти богослужебные тексты не раз переводили на русский язык православные богословы и филологи. Самый известный перевод принадлежит богослову, литургисту, доктору церковной истории М.Н. Скабаллановичу.

«С поврежденными очами души я к Тебе, Христе, прихожу, как слепой от рождения, в покаянии взывая Тебе: “Ты – пребывающим во тьме Свет пресветлый!”».

«Даруй мне поток премудрости неизреченной и познания свыше, Христос – Свет пребывающим во тьме и заблуждающимся Наставник, чтобы я смог о том поведать, чему Божественная книга Евангелия мира ясно научила, – о чудотворении со слепым: как бывший от рождения слепым чувственные очи получает и душевные, с верою взывая: “Ты – Свет пресветлый для находящихся во тьме!”» [3] .

Ослеплен духовными очами

Антитеза – литературный прием, который используется в тексте кондака. Это сопоставление двух противоположных, но связанных между собой общей точкой зрения представлений [4] .

Описывая чудесный случай исцеления слепого, евангелист противопоставляет два вида слепоты: слепоту духовную и телесную. Книжники и фарисеи, великие учителя еврейского народа, имели все, чтобы узнать в Иисусе Христе пришедшего в мир Мессию. Но гордость, надменность и слепое служение букве закона затмили их душевные очи.

Эта слепота намного страшнее телесной слепоты, которая была у больного мужа, повстречавшего Иисуса у храма. Однако пелена, легшая тяжелой язвой на его глаза, не помешала ему разглядеть в спасшем его Человеке Господа.

«Душевныма очима» – форма двойственного числа, которое часто встречается в церковнославянском языке и отсутствует в русском. Для архаичного сознания характерно более дробное, конкретное представление идеи множественности: «один» – «два» – «много».

Словосочетание «душевныма очима» – пример грамматического значения парных природных предметов, а именно в переводе на русский язык – духовных очей. К сожалению, двойственное число утратило свое значение в истории русского языка в XII–XIV веках [5] .

Струя неизреченной премудрости

Икос Недели о слепом начинается с фразы: «Струю ми даруй, Христе, премудрости неизреченныя».

Автор ветхозаветной книги «Премудрость Иисуса, сына Сирахова» дает крайне интересную характеристику Премудрости:

«Всякая премудрость – от Господа и с Ним пребывает вовек… Прежде всего произошла Премудрость, и разумение мудрости – от века» (Прем. 1: 1, 4).

София (ἡ σοφία) – «мастерство; знание, мудрость» – одно из свойств Божиих. Святитель Иоанн (Максимович) так описывает понимание Премудрости в христианском богословии:

«Так как каждое свойство Божие, кроме личных, принадлежит каждому из Лиц Святой Троицы, то премудр Отец, премудр Сын, премудр и Святый Дух. Но когда слово “Премудрость” употребляется как имя собственное, то под этим подразумевается Второе Лицо Святой Троицы на основании богодухновенных слов апостола Павла, что “мы проповедуем Христа, Божию силу и Божию премудрость” (1 Кор. 1: 23–24)» [6] .

= Иисус Христос есть Премудрость, и Он дарует нам это Свое свойство, чтобы мы могли уразуметь Его произволение о нас =

Иисус Христос – Сын Божий, Который есть Премудрость и Господь, – дарует нам Свою священную премудрость как Божественное свойство, чтобы мы могли уразуметь Его произволение о всех нас.

Эта Премудрость неизреченна. Греческое ἄρρητα, церковнославянское «неизреченный» – «невыразимый, непостижимый, сокровенный, таинственный» [7] . Христос – Премудрость и при этом Свет, Который показывает Своим ученикам, что главной Его задачей в этом мире является задача путеводительства заблудших.

Наставник и Путеводитель

В разборе песнопений Недели о слепом нам интересна тема путеводительства и наставничества Христа. В «Словаре русского языка XI–XVII веков» слово «наставник» имеет два значения:

  1. тот, кто указывает путь; проводник, вожатый;
  2. наставник, учитель, руководитель [8] .

Церковнославянское «наставник» связано с греческим ὁδηγός, которое более известно по другому слову – Одигитрия. Так, Христос – Наставник и Путеводитель. Христос – наш Учитель, наш Наставник, наш Проводник в Царствие Небесное. Но не только от Него зависит наше спасение. Каждому из нас необходимо довериться Ему и без колебаний, крепко встать на путь, уготованный Его чадам, «ибо много званых, а мало избранных» (Мф. 20: 16).

Чувственные очи

Икос Недели о слепом заканчивается такими словами:

«Яко от рождения слеп сый, очи чувственныя приемлет и душевныя, верою взывая: Ты сущих во тьме Свет пресветлый».

Человек, который никогда не видел дневного света, с верой, беспрекословно послушался Бога и взамен своей телесной слепоты получает зрение. Зрение не только физическое, но и душевное! И, без всякого сомнения, увидев Иисуса Христа, восклицает Ему, что Он – Свет пресветлый для людей, живущих во тьме греха.

В греческом оригинале икоса употреблены понятия, которые зачастую сложно перевести на русский язык одним словом:

Αἰσθητόσ – «чувственный» – «воспринимаемый чувствами, чувственный, осязаемый» [9] . Человек, который был слеп от рождения, исцеляется Христом. За свою веру он получает глаза, которыми может почувствовать весь видимый мир, что создал Творец.

Ἀπολαμβάνω – «приемлет» – греческий глагол, означающий в контексте икоса «получать взамен» [10] . Взамен слепоты и мрака Господь дает этому страдальцу видеть не только весь мир, но и Славу Того, Кто его исцелил от тяжкой болезни.

Ἀνακραυγάζω или ἀνακράζω – «взывати» – «вскрикивать, восклицать» [11] . Увидев же эту Славу, бывший слепец уже не может молчать. Его душа со всей силой желает прославить своего Спасителя – Иисуса Христа, Сына Божия. Исцеленный не просто говорит, он с радостью восклицает: «Ты сущих во тьме Свет пресветлый».

Богослужебные тексты Недели о слепом – шестой недели по Воскресении Христовом – обращают наше внимание на две формы слепоты: душевную и телесную. Тем самым показывается антитеза людских душ.

Книжники и фарисеи – учителя иудейского народа, которые должны были первыми возвещать о Пришествии в мир Спасителя, – не узнали Его. Их телесные глаза видели чудеса, сотворенные Христом, видели исцеления больных, хромых, сухих и слепых, видели Его славу и Его уничижения. Но глаза их душ оставались слепы.

Напротив, слепец от рождения, который ни разу в жизни не видел Иисуса, поверил Ему, доверился Его силе и был исцелен, потому что его душа была открыта для Христа.

Пятница 6-й седмицы по Пасхе

Прокимен и аллилуарий Вознесения

Деяний святых апóстол чтéние

В те дни, во врéмя пребывáния Аполлóса в Коринфе, Пáвел, пройдя вéрхние стрáны, прибыл в Ефéс и, найдя там нéкоторых ученикóв, сказáл им: «Приняли ли вы Святóго Ду́ха, увéровав?»

Они же сказáли ему: «Мы дáже и не слыхáли, есть ли Дух Святóй». Он сказáл им: «Во что же вы крестились?» Они отвечáли: «Во Иоáнново крещéние». Пáвел сказáл: «Иоáнн крестил крещéнием покаяния, говоря людям, чтóбы вéровали в Гряду́щего по нéм, то есть во Христá Иису́са».

Услышав это, они крестились во имя Гóспода Иису́са, и, когдá Пáвел возложил на них ру́ки, нисшёл на них Дух Святóй, и они стáли говорить иными языкáми и прорóчествовать. Всех их было человéк около двенáдцати.

Придя в синаѓогу, он небоязненно проповéдовал три мéсяца, бесéдуя и удостоверяя о Цáрствии Бóжием. ( Деян 19:1–8 )

Четверг 6-й седмицы по Пасхе

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

Прокимен, глас 8: Помолитеся / и воздадите Гóсподеви Бóгу нáшему.

Стих: Вéдом во Иудéи Бог, во Изрáили вéлие Имя Егó.

Деяний святых апóстол чтéние

В те дни, когдá апóстолы шли в молитвенный дом, встрéтилась нам одна служáнка, одержимая ду́хом прорицáтельным, котóрая через прорицáние доставляла большóй дохóд господáм своим.

Идя за Пáвлом и за нáми, она кричáла, говоря: «Эти люди – рабы Бóга Всевышнего, котóрые возвещáют нам путь спасéния».

Это она дéлала мнóго дней. Пáвел, вознегодов́ав, обратился и сказáл ду́ху: «Именем Иисýса Христá повелевáю тебе выйти из неё». И дух вышел в тот же час.

Тогдá господá её, видя, что исчéзла надéжда дохóда их, схватили Пáвла и Силу и повлекли на плóщадь к начáльникам. И, приведя их к воевóдам, сказáли: «Сии люди, бу́дучи иудéями, возмущáют наш гóрод и проповéдуют обычаи, котóрых нам, римлянам, не слéдует ни принимáть, ни исполнять». Нарóд тáкже восстáл на них, а воевóды, сорвáв с них одéжды, велéли бить их пáлками и, дав им мнóго удáров, ввéргли в темницу, приказáв темничному стрáжу крéпко стерéчь их. Получив такóе приказáние, он ввéргнул их во вну́треннюю темницу и нóги их забил в колóду. Около полу́ночи Пáвел и Сила, молясь, воспевáли Бóга; у́зники же слу́шали их. Вдруг сдéлалось великое землетрясéние, так что поколебáлось основáние темницы; тóтчас отворились все двéри, и у всех узы ослабéли.

Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двéри темницы отворены, извлёк меч и хотéл умертвить себя, думая, что у́зники убежáли. Но Пáвел возгласил грóмким гóлосом, говоря: «Не дéлай себé никакóго зла, ибо все мы здесь». Он потрéбовал огня, вбежáл в темницу и в трéпете припáл к Пáвлу и Силе, и, выведя их вон, сказáл: «Госудáри мои! Что мне дéлать, чтóбы спастись?» Они же сказáли: «Вéруй в Гóспода Иису́са Христá, и спасёшься ты и весь дом твой». И проповéдали Слóво Госпóдне ему и всем, бывшим в дóме егó. И, взяв их в тот час нóчи, он омыл рáны их и немéдленно крестился сам и все домáшние егó. И, приведя их в дом свой, предложил трáпезу и возрáдовался со всем дóмом своим, что увéровал в Бóга. ( Деян 16:16–34 )

Перевод архимандрита Ианнуария В те дни, когдá мы шли на молитву, нам повстречáлась нéкая молодáя рабыня, одержимая Пифоном, ду́хом прорицáния. Предскáзывая судьбу́, онá приносила своим господáм большóй дохóд. Идя слéдом за Пáвлом и за нáми, она кричáла: «Эти люди – рабы Бóга Всевышнего! Они возвещáют вам путь спасéния!» И так она дéлала мнóго дней подряд. Наконéц раздосáдованный Пáвел оберну́лся и сказáл ду́ху: «Прикáзываю тебé именем Иису́са Христá: выйди из неё!» И дух тóтчас вышел.

Но когдá её господá увидели, что «вышла» тáкже их надéжда на дохóд, они схватили Пáвла и Силу, потащили их на рыночную плóщадь к городскóму начáльству. И, подведя их к прéторам, сказáли: «Эти люди устрáивают беспорядки в нáшем гóроде! Они иудéи и возвещáют такие обычаи, которые нам не позвóлено ни принимáть, ни соблюдáть. Мы ведь римляне!»

Толпá тóже выступила прóтив них. Тогдá прéторы повелéли сорвáть с них одéжды и бить их пáлками. Жестóко избив, их бросили в тюрьму́ и приказáли тюрéмщику стрóго стерéчь их. Тот, получив такóе приказáние, брóсил их в сáмую вну́треннюю кáмеру и забил им нóги в колóдки.

Около полу́ночи Пáвел и Сила молились и воспевáли Бóга, а заключéнные их слу́шали. И тут вдруг произошлó землетрясéние, такóе сильное, что поколебáлись основáния тюрьмы, и тóтчас открылись все двéри, и цéпи со всех заключённых спáли. Тюрéмщик же, просну́вшись и увидев, что двéри тюрьмы открыты, выхватил меч и хотéл убить себя, ду́мая, что заключённые сбежáли. Но Пáвел грóмко закричáл: «Не дéлай э́того, не губи себя! Мы все здесь!» И тот, потрéбовав огня, ворвáлся в тюрьму́ и, весь дрожá, пал к ногáм Пáвла и Силы. Потóм, выведя их вон, он спросил их: «Господá мои, чтó я дóлжен сдéлать, чтóбы обрести спасéние?» – «Вéруй в Гóспода Иису́са и тогдá бу́дешь спасён и ты, и дом твой», – отвéтили они. И возвестили ему́ и всем в дóме егó Слóво Гóспода. И в тот же ночнóй час он вывел их, промыл им рáны и немéдленно вмéсте со всей своéй семьёй принял крещéние. Пóсле э́того он привёл их к себé домóй, пригласил к столу́ и со всем своим дóмом рáдовался тому, что увéровал в Бóга.

1. Призри на мя и помилуй мя.

2. Стопы моя напрáви по словеси Твоемý.

Суббота 6-й седмицы по Пасхе

Прокимен и аллилуарий Вознесения

Деяний святых апóстол чтéние

В те дни, в пéрвый день недéли, когдá ученики собрались для преломлéния хлéба, Пáвел, намеревáясь отпрáвиться в слéдующий день, бесéдовал с ними и продóлжил слóво до полу́ночи. В гóрнице, где мы собрались, было довóльно светильников. Во врéмя продолжительной бесéды Пáвловой один юноша, именем Евтих, сидéвший на окнé, погрузился в глубóкий сон и, пошатну́вшись, сóнный упáл вниз с трéтьего жилья, и пóднят мёртвым. Пáвел, сойдя, пал на негó и, обняв егó, сказáл: «Не тревóжьтесь, ибо душá егó в нём». Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, бесéдовал довóльно, дáже до рассвéта, и потóм вышел. Между тем óтрока привели живóго, и немáло утéшились. ( Деян 20:7–12 )

Источник: Апостол: апостольские чтения во все дни года согласно Православному церковному календарю в русском переводе. Прокимны и аллилуарии на церковнославянском языке / пер. архим. Ианнуарий. — СПб. : Собор Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых (Феодоровский собор), 2017. — 338 с.

Среда 6-й седмицы по Пасхе

Прокимен и аллилуарий недели о слепом

Деяний святых апóстол чтéние

В те дни Пáвел, побывáв в Кесарии, приходил в Иерусалим, привéтствовал цéрковь и отошёл в Антиохию. И, проведя там нéсколько врéмени, вышел, и проходил по порядку страну́ Галатийскую и Фригию, утверждáя всех ученикóв.

Нéкто иудéй, именем Аполлóс, рóдом из Александрии, муж красноречивый и свéдущий в Писáниях, пришёл в Ефéс. Он был настáвлен в начáтках пути Госпóдня и, горя ду́хом, говорил и учил о Гóсподе прáвильно, знáя тóлько крещéние Иоáнново. Он нáчал смéло говорить в синагóге.

Услышав егó, Акила и Прискилла приняли егó и точнéе объяснили ему путь Госпóдень. А когдá он вознамéрился идти в Ахáию, то брáтия послáли к тáмошним ученикáм, располагáя их принять егó; и он, прибыв тудá, мнóго содéйствовал увéровавшим благодáтью, ибо он сильно опровергáл иудéев всенарóдно, докáзывая Писáниями, что Иису́с есть Христóс. ( Деян 18:22–28 )

Неделя 6-я по пасхе, о слепом. Евангелие от Иоанна, 34 зачало, глава IX, 1-38.


И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел. Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю. Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк. Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спроси́те; пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите. Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

Святитель Феофан Затворник:
Праведный Алексий Мечёв:

«И мимоидый Иисус виде человека, слепа от рождества» (Ин.9:1).

Так начинается ныне Евангелие, повествуя о чуде исцеления Господом слепорожденного. Конечно, не один этот несчастный был на пути Господа: в это время при недостатке призрения и убежищ страждущие и недужные разного рода обыкновенно собирались на площадях, при дорогах, у дверей храма, где больше сходилось народа и где больше могли встретить участия и помощи. Но из всех этих несчастных, слепец от рождения остановил на себе внимание и милосердие Господа и притом в день субботний, праздник, когда для него было допущено нарушение законного покоя. Затем замечателен самый способ совершения чуда: Господь, смешавши плюновенье с грязью и помазавши глаза, велит слепцу идти в чтимый колодезь, называемый Силуамским. Еще не открылись очи, – а ободренный слепец чувствует проснувшиеся силы, движение, труд. Наконец, Евангелие описывает подробно судопроизводство, бывшее над слепцом по поводу исцеления и противопоставляет ясную, верную, убежденную речь слепца хитросплетениям, притязаниям, пристрастию, лжетолкованию книжников и фарисеев. Слушаешь и дивишься, будто видишь, как этот слепец постепенно перерождается, ему дано зрение телесное, а он затем являет такую силу духа, такое здравое и мудрое рассуждение, что стал выше тех, которые назывались учителями народа. Нам думается, что Господь всею историею этого чуда имел целью изменить взгляд людей на слепых и вообще на несчастных всякого рода. Ведь несчастных множество, а чудеса творить немногим дано и не все же могут быть исцеляемы. Но ободрить несчастного, пробудить в нем душевные силы, помочь ему самому при его недуге жить, трудиться и быть полезным – вот чего могут ожидать от нас несчастные, одержимые слепотою, глухотою, немотствованием.

Надобно вам сказать, что водоем Силуамский был не простой колодезь, но вода в нем текла из горы, на которой стоял храм и вся святыня его, и которая поэтому пользовалась священным уважением, и идя туда, слепец невольно вспомнил о святилище, о Боге, присущем там, о молитве, что ежедневно приносится там за народ. Ожила душа, засветилась вера, легче почувствовалась жизнь.

Какая перемена произошла в слепом по исцелении? – О, это уже не тот, что сидел и просил: послушайте, как он говорит на суде. Знал он, что у иудеев, врагов Господа, было положено исключить из общества того, кто признает Его за Христа, – и несмотря на то, он твердо объясняет истину, как Иисус исцелил его. Далее, в то время, как между книжниками и законниками произошла распря мнений о Господе, слепец уверенно говорит им: это пророк. Напрасно они хотят смутить его новым вопросом, напрасно они убеждают его признать грешником Иисуса. Слепец еще громче, еще убедительнее говорит: «Аще не бы был Сей от Бога, не мог бы творити ничесоже» (Ин.9,33). Наконец, когда Господь, снова увидевши его, вопросил: «Веруешь ли в Сына Божия?» , – и назвал ему Себя, он, весь проникнутый этою глубокою верою, воскликнул: «Верую, Господи» (Ин.9:35–38), – и пал к Нему в ноги!

Видите, как благодатная помощь Господа и Его милосердие вызвали в слепце новую жизнь. Он сделался верующим, способным на труд, полезным себе и другим.

Может ли это чудо исцеления Господом слепого служить нам примером для подражания?

Нам не дано высшей силы исцелять слепых, но и мы, по примеру Господа, можем многое сделать для облегчения несчастной доли слепцов. Как не пожалеть бедного малютку, с самого раннего детства обреченного слепотою на нищету, унижение, лишение всех радостей? Как не поскорбеть при виде взрослого слепца, ведомого чужою рукою, при общем здоровье и силах безпомощного, безсильного? Как не оплакать слепца-старца, ставшего бременем для себя и других. Всегда у нас на Святой Руси оказывали особое сострадание к несчастным слепцам: им давалась более щедрая милостыня, их жалобная песнь вызывала слезы, им охотно давали приют для отдохновения. Но наше время сделало более. Оно обратило внимание на духовную сторону слепца, оно увидело в слепце человека, который может не только просить и жалобно петь, но может мыслить, может верить и молиться, может трудиться, может иметь свои радости, может чувствовать цену жизни, может и при слепоте стать в положение зрячего.

Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской:

«Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его и спасение его – как горящий светильник» (Ис. 62, 1).

Так говорил ветхозаветный пророк Исаия этот исполненный чрезвычайно нежной и попечительной любви пастырь народа своего. Этот народ, по собственным словам пророка, «сомкнул очи свои, да не узрит очами, и не услышит ушами, и не уразумеет сердцем, и не обратится, чтобы Господь исцелил его» (Ис. 6, 10). Даже вожди его ослепли: «навел на них Господь дух усыпления»; будучи преданы отвратительным страстям, они отвращаются от слов пророка, говоря: «Кого хочет он учить ведению? и кого вразумлять проповедью? отнятых от грудного молока, отлученных от сосцов матери?» (Ис. 28:8–9, 29:9–10).

Таков образ ветхозаветного пророка, пастыря, бывшего лишь прообразом Того Единого Истинного Пастыря (Иез. 34, 23), Которому предуготовляли путь пророки, т. е. Христа. Когда «все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу» (Ис. 53, 6), Он пришел подъять на рамена Свои всякую заблудившуюся овцу и возложил «на Себя грехи всех нас». Меч должен был «поразить Пастыря, и рассеются овцы стада» (Зах. 13, 7); но Он, как добровольно принесший Себя в «жертву умилостивления», должен был увидеть «семя долгоживотное» (Ис. 53, 10), собрать во двор овчий и ины овцы, кроме Израиля, «яже не суть от двора сего», т. е. языческие народы, имевшие уверовать во Христа (Ин. 10, 16).

Эти образы Истинного Пастыря Христа и других, которые до Него, как вышеназванный пророк, и после Него «дверью входили во двор овчий», должны постоянно иметь пред своими очами все мы, которые желаем принять на себя служение пастырства, чтобы не уподобиться «прелазящим инуде» во двор овчий, которые «татие суть и разбойницы» (Ин. 10:1, 8). Еще находясь в стенах этого учебного заведения, должны мы предуготовить себя к тому, чтобы усвоить себе настроение этих истинных пастырей. Видя повсюду духовную слепоту людей, покрываемых мраком страстей своих, должны мы теперь еще снимать покровы ослепления с души своей, дабы не оказаться вождями слепыми слепых (Ин. 9, 39–41). Видя повсюду окружающую нас неправду мира, не участниками должны мы делаться той же неправды, но, как можно более, хранить себя от прикосновения ее, чтобы сохраниться неоскверненными в мире тогда, когда себя самих должны будем «посвятить» и принести в духовную жертву за грехи мира (Ин. 17, 15–19).

Видя постоянное упорство и противление истине людей мира, еще теперь должны мы заботиться о том, чтобы не сделаться повинными в том же противлении, дабы беспрепятственно могли мы молиться о чужих неправдах и врачевать их. А чтобы легче было проникнуться этим настроением, свойственным истинному пастырю, должны мы чаще вспоминать те образы истинных пастырей, которые мы видели. Пусть будут эти образы для нас источником утешения во времена скорби, источником назидания во времена сомнений и недоумений, источником мужественного дерзновения во время борьбы с соблазнами мира (Ин. 16, 33)!

Антоний, митрополит Сурожский:

В чем же Божия слава? Неужели в том, что человек прожил слепым, может быть, много лет, дожил до зрелости слепым, обездоленный таким страшным образом для того, чтобы над ним совершилось чудо, чтобы люди прославили силу Божию? Разве люди не могли бы эту Божию силу прославить, может быть, с большей радостью, с более живым чувством понимания, если они увидели бы человека, одаренного всем богатством человеческих возможностей.

И на это приходится ответить тоже двояко. Нет, люди бы не прославили, это мы знаем из собственного опыта и из опыта всех вокруг. Люди не прославляют Бога за то, что все в их жизни хорошо; люди не прославляют Бога за то, что так дивно бывает жить – все дивное только “естественно”: естественно быть здоровым, естественно быть защищенным, естественно быть свободным – все естественно, что дает радость человеку. И редко-редко кто умеет ценить это как дар, как подарок, как нечто не только не заслуженное, но такое, что является предметом постоянного изумления: Как это может быть. Как это чудно.

Но, кроме того, есть и другой ответ, мне кажется, еще более значительный и важный: слава Божия не явилась в том только, что этот человек прозрел телесными очами: он прозрел самыми глубинами своей души. Глаза его открылись на милость Божию, на всемогущество Божие, открылось его сердце к тому, чтобы благодарностью и верой ответить на Божий дар телесного прозрения. Вот здесь воссияла слава Господня – не в том смысле, что люди Христа похвалили; Евангелие говорит нам, что уничижили Господа, как грешника, за то, что Он не так, как люди ожидали, совершил Свое дело милосердия. Нет, не в этом смысле прославился Он, а тем, что в душе этого человека воссияла вечная жизнь: заискрилось, заблистало, засветилось то, что принадлежит Самому Богу и что во-шло в мир в новом сиянии Божественного присутствия.

Часто, окруженные горем, видя трагедии земли, мы колеблемся душой и не видим, что через всякое обстоятельство, через всякий случай в жизни может войти опыт в человека, в его глубины может войти чудо встречи с Богом, и что это гораздо больше и значительнее, чем то, чего мы боимся.

Вдумаемся в это; пути Божии – пути строгие; Бог нам дает много, но Он никогда нам не даст погибнуть от нашего благополучия. Если мы в этом благополучии не сможем найти благодарность и вечную жизнь, то, милостив Бог, не даст Он нам погибнуть в нашем благополучии!

Вознесение Господне

Прокимен, глас 7: Вознесися на небесá Бóже, / и по всéй земли слáва Твоя.

Стих: Готóво сéрдце моé Боже, готóво сéрдце моé: воспою и пою во слáве моéй.

Деяний святых апóстол чтéние

Пéрвую книгу написáл я к тебé, Феóфил, о всéм, что Иису́с дéлал и чему́ учил от начáла до тогó дня, в котóрый Он вознёсся, дав Святым Ду́хом повелéния апóстолам, котóрых Он избрáл, котóрым и явил Себя живым, по страдáнии Своём, со мнóгими ве́́рными доказáтельствами, в продолжéние сорокá дней являясь им и говоря о Цáрствии Бóжием. И, собрáв их, Он повелéл им: не отлучáйтесь из Иерусалима, но ждите обéщанного от Отцá, о чём вы слышали от Меня, ибо Иоáнн крестил водóю, а вы, через нéсколько дней пóсле сегó, бу́дете крещены Ду́хом Святым.

Посему́ они, сойдясь, спрáшивали Егó, говоря: «Не в сиé ли врéмя, Гóсподи, восстановляешь Ты цáрство Изрáилю?» Он же сказáл им: «Не вáше дéло знать временá или срóки, котóрые Отéц положил в Своéй влáсти, но вы примете силу, когдá сойдёт на вас Дух Святый; и бу́дете Мне свидéтелями в Иерусалиме и во всей Иудéе и Самарии и дáже до крáя земли».

Сказáв сиé, Он поднялся в глазáх их, и óблако взялó Егó из вида их. И когдá они смотрéли на нéбо, во врéмя восхождéния Егó, вдруг предстáли им два му́жа в бéлой одéжде и сказáли: «Мужи галилéйские! Что вы стоите и смóтрите на нéбо? Сей Иису́с, вознéсшийся от вас на нéбо, придёт таким же óбразом, как вы видели Егó восходящим на нéбо».

Тогдá они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеóн, котóрая нахóдится близ Иерусалима, в расстоянии суббóтнего пути. ( Деян 1:1–12 )

Перевод архимандрита Ианнуария В пéрвой книге, Феóфил, я рассказáл обо всём, что дéлал Иису́с и чему́ Он учил с сáмого начáла до тогó дня, когдá Он был вознесён, дав прéжде повелéния апóстолам, котóрых Он избрáл Ду́хом Святым, котóрым и предстáл пóсле Своих страдáний живым, докáзывая это многокрáтно, в течéние сорокá дней являясь им и говоря с ними о Цáрствии Бóжием.

И собрáвшись с ними за трáпезой, Он повелéл им не отлучáться из Иерусалима, но ждать тогó, что было обéщано Отцóм: «Об э́том вы ужé слышали от Меня: Иоáнн крестил водóй, а вы через нéсколько дней бу́дете крещены Ду́хом Святым».

Тогдá собрáвшиеся стáли спрáшивать Егó, говоря: «Гóсподи, неужéли пришлó врéмя, когдá Ты вернёшь Изрáилю цáрство?» Он же сказáл им: «Не вам знать временá или срóки, котóрые Отéц установил Своéю влáстью. Но когдá на вас сойдёт Дух Святóй, тогдá вы примете Егó силу и бу́дете Моими свидéтелями в Иерусалиме и во всéй Иудéе, и в Самарии, и дáже до крáя земли».

И сказáв это, Он был пóднят, а они смотрéли на Негó. И óблако подхватило Егó, унося Егó прочь от глаз их. И они продолжáли взирáть на нéбо, куда Он ушёл. И смотри! – Два человéка в бéлых одéждах предстáли перед ними и сказáли: «Мужи галилéяне! Что вы стоите и смóтрите на нéбо? Этот Иису́с, вознесённый от вас на нéбо, придёт таким же óбразом, каким Он на вáших глазáх ушёл на нéбо».

Тогдá они возвратились в Иерусалим с горы, котóрая назывáется Масличной и нахóдится близ Иерусалима, на расстоянии суббóтнего пути.

1. Взыде Бог в воскликновéнии, Госпóдь во глáсе трýбне.

2. Вси язы́цы восплещите рукáми, воскликните Бóгу глáсом рáдования.

Вторник 6-й седмицы по Пасхе

Прокимен и аллилуарий недели о слепом

Деяний святых апóстол чтéние

В те дни афиняне взяв Пáвла, привели егó в ареопáг и говорили: «Мóжем ли мы знать, что это за нóвое учéние, проповéдуемое тобóю? Ибо что-то стрáнное ты влагáешь в у́ши нáши. Посему́ хотим знать, что это такóе?»

Афиняне же все и живу́щие у них инострáнцы ни в чем охóтнее не проводили врéмя, как в том, чтóбы говорить или слу́шать что-нибудь нóвое.

И, став Пáвел среди ареопáга, сказáл: «Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы осóбенно нáбожны. Ибо, проходя и осмáтривая вáши святыни, я нашёл и жéртвенник, на котóром написано ‘невéдомому Бóгу’. Сегó-то, Котóрого вы, не знáя, чтите, я проповéдую вам.

Бог, сотворивший мир и всё, что в нём, Он, бу́дучи Гóсподом нéба и земли, не в рукотворéнных хрáмах живёт и не трéбует служéния рук человéческих, как бы имéющий в чём-либо нужду́, Сам дáруя всему́ жизнь и дыхáние и всё.

От однóй крóви Он произвёл весь род человéческий для обитáния по всему́ лицу́ земли, назнáчив предопределённые временá и предéлы их обитáнию, дáбы они искáли Бóга, не ощутят ли Еѓо и не найду́т ли, хотя Он и недалекó от кáждого из нас: ибо мы Им живём и движемся и существу́ем». ( Деян 17:19–28 )

Понедельник 6-й седмицы по Пасхе

Прокимен и аллилуарий недели о слепом

Деяний святых апóстол чтéние

В те дни Пáвел и Сила пройдя через Амфиполь и Аполлóнию, пришли в Фессалóнику, где былá иудéйская синагóга. Пáвел, по своему обыкновéнию, вошёл к ним и три суббóты говорил с ними из Писáний, открывáя и докáзывая им, что Христу́ надлежáло пострадáть и воскрéснуть из мёртвых и что Сей Христóс есть Иисýс, Котóрого я проповéдую вам. И нéкоторые из них увéровали и присоединились к Пáвлу и Силе, как из э́ллинов, чту́щих Бóга, великое мнóжество, так и из знáтных жéнщин немáло.

Но неувéровавшие иудéи, возревновáв и взяв с плóщади нéкоторых негóдных людéй, собрались толпóю и возмущáли гóрод и, приступив к дому Иасóна, домогáлись вывести их к нарóду. Не найдя же их, повлекли Иасóна и нéкоторых брáтьев к городским начáльникам, кричá, что эти «всесвéтные возмутители» пришли и сюдá, а Иасóн принял их, и все они поступáют прóтив повелéний кéсаря, почитáя другóго царём, Иису́са. И встревóжили нарóд и городских начáльников, слу́шавших э́то. Но сии, получив удостоверéние от Иасóна и прóчих, отпустили их.

Брáтия же немéдленно нóчью отпрáвили Пáвла и Силу в Вéрию, куда они прибыв, пошли в синагóгу иудéйскую. Здéшние были благомысленнее Фессалóникских: они приняли Слóво со всем усéрдием, ежеднéвно разбирáя Писáния, точно ли это так. И мнóгие из них увéровали, и из э́ллинских почётных жéнщин и из мужчин немáло.

Но когдá Фессалóникские иудéи узнáли, что и в Вéрии проповéдано Пáвлом Слóво Бóжие, то пришли и тудá, возбуждáя и возмущáя нарóд. Тогдá брáтия тóтчас отпустили Пáвла, как бу́дто иду́щего к мóрю; а Сила и Тимофéй остáлись там.

Сопровождáвшие Пáвла проводили егó до Афин и, полу́чив приказáние к Силе и Тимофéю, чтóбы они скорéе пришли к нему, отпрáвились. ( Деян 17:1–15 )

Читайте также: