Начало здравия души видение своих грехов бесчисленных как песок морской

Обновлено: 03.07.2024

«Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской» (прп. Пётр Дамаскин). От сюда видно, что грехи открываются по мере духовного выздоровления человека. Выздоровление осуществляется через тщательное исполнение заповедей Христовых, которое «. научает человека его немощи. » (прп. Симеон Новый Богослов). Осознание немощи побуждает человека искать помощи у Бога и тем очищаться от страстей.
Впрочем, очевидное очевидно. Грубые дела неправды явственно видны и людям духовно незрячим. Однако, велика пропасть между тем, чтобы знать грехи и осознать их тяжесть, между тем, чтобы перечислять их и сокрушаться над ними. Но и здесь покаяние приобретается не иначе, как через духовное выздоровление человека. Искусственное же разжигание чувств недопустимо.
Так пьяница может вполне осознавать своё непотребное состояние и будучи нетрезв, нисколько не смущается тем, что наг, чумаз и дурно пахнет. Однако, чем более трезвеет, тем более пробуждается в нём стыд и он спешит скрыться от взора окружающих.
Дивен Бог во святых своих! В помощь нам жития святых, из которых научаемся, яко благ Господь и отвратна похоть, ибо всё познаётся в сравнении: чёрное невидимо на чёрном, заметно на сером и режет глаз на белом.
А если кто и знает, что на темной скатерти его есть тёмное пятно и это нисколько не тревожит, то окажись пятно на скатерти белой, да уготованной к праздничному столу, сие обстоятельство много волнует её владельца, побуждает очистить либо заменить. Или: однорукий вполне осознаёт отсутствие руки, но тем более сокрушается, когда видит искусные творения рук человеческих. А пьяница нистолько устыдится срамоты своей, пробудившись в кабаке в обществе себе подобных, сколько утром на людной площади среди трезвых и чисто одетых.

А. Миронов. 2016 г.

© Copyright: Андрей Николаевич Миронов, 2016
Свидетельство о публикации №216090100530

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Источники святоотеческих высказываний

Не нашёл нужной темы на форуме, потому решил открыть новую здесь, в разделе патрологии.

Я – как, наверно, и большинство православных христиан – выписываю изречения святых отцов, помогающие ориентироваться в духовной жизни. Но порой у известной фразы бывает трудно установить источник и даже автора.

Есть и у меня несколько таких цитат. Их авторы мне как будто известны (они указаны в приведённом ниже списке) - неизвестны сочинения, по которым эти авторы цитируются. Поиск в Интернете результатов не дал. Большая просьба помочь.

  • Нет добродетели выше рассуждения. Прп. Антоний Великий (ок. 251–356).
  • Церковь – не собрание праведников, она – толпа кающихся грешников. Прп. Ефрем Сирин (ок. 309–373).
  • Многих, творящих зло, оправдает их чин. Свт. Григорий Богослов (329–389).
  • Тайна спасения - для желающих, а не для насилуемых. Свт. Григорий Богослов (329–389).
  • Бог мог создать нас без нас, но спасти нас без нас не может. Блаж. Августин (354–430).
  • Грешник подобен псу, который лижет пилу и не замечает причиняемого себе вреда, потому что пьянеет от вкуса собственной крови. Прп. Исаак Сирин (VII–VIII вв.).
  • Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской. Прп. Петр Дамаскин (ум. 775 или XII в.).
  • Никто никогда не стал добрым по принуждению. Прп. Симеон Новый Богослов (949–1022).
  • [По поводу того, может ли Всемогущий Бог создать камень, который Сам не сможет поднять.] Бог не только может создать такой камень, но уже создал его. Камень этот – человек. Свт. Филарет Московский (1783–1867).
иерей Герман Каптен
Супер Модератор

Из того, что навскидку:

Никто никогда не стал добрым по принуждению
похоже на гимн Симеона Нового Богослова, в другом переводе звучит так:
"Ведь добро воистину будет добром (только) по воле,
Без воли же добро не будет добром"
в том переводе, что у меня он проходит под номером 17.

По-гречески, то же двустишие:
"Τό γάρ καλόν θελήματι ἔσται καλόν τῷ ὄντι,
τό δ᾿ ἀβουλήτως ἀγαθόν οὐκ ἀγαθόν ὑπάρξει,"
в этом сборнике гимн стоит под номером 34.

Ваш вариант (Никто никогда не стал добрым по принуждению)дается митр. Иларионом Алфеевым в "Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие" глава "Происхождение зла" со ссылкой на 43 Гимн Симеона в Sources Chretiennes том 196 стр. 66.


Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской
Петр Дамаскин Книга вторая, слово 8 (19), вот полный текст:
"Ибо от веры страх, и от страха благочестие, то есть воздержание, терпение, плач, кротость, алчба и жажда правды, то есть всех добродетелей, милостыня, по блаженствам Господним, беспристрастие, и от него умерщвление тела, от многих стенаний и горьких слез покаяния и скорби, чрез которые душа отвергает радость мира и самую пищу от сокрушения; потому что начинает видеть свои согрешения, как песок морской, и это есть начало просвещения души и признак ее здоровья".
Цит. по изданию Преподобный Петр Дамаскин. Творения - М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001, с. 243-244.

Тайна спасения - для желающих, а не для насилуемых
Григорий Богослов слово 12, Говоренное отцу, поручившему ему попечение о Назианзской церкви:
". полезнее и безопаснее начальствовать желающим и над желающими. Да и по закону нашему должно водить не насильно и не принужденно, но охотно (1 Пет.5:2). И другое начальство не может утвердиться принуждением, управляемое с насилием при всяком удобном случае старается освободиться, тем паче наше, не столько начальство, сколько детовождение, всего более соблюдает свободу. Ибо тайна спасения - для желающих, а не для принуждаемых".
Цит. по Григорий Богослов. Собрание творений: в 2т. Т.1. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000, с. 242-243.


Как видите, распространенные цитаты не всегда точны, для того, чтоб найти оригинал нужно вручную пересматривать тексты, что не всегда возможно для таких плодовитых авторов как, например, Августин или Ефрем Сирин. Разве что только случайно кто-то наткнется на нужное место.

Первым признаком здравия души является видение грехов своих

Христианский подвижник игумен Никон (Воробьев) писал своей духовной дочери: «Как твое душевное устроение? Начинаешь ли видеть свои грехи или все считаешь себя „в общем хорошею“? Помни слово преп. Петра Дамаскина, что первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих бесчисленных , как песок морской . Если этого нет, то пусть никто не думает о себе, что он находится в удовлетворительном устроении, нет, он или в слепоте душевной или, еще хуже, — в самообольщении. Желаю тебе понять это на деле, а не голым рассудком». В этих кратких словах сформулирована общая духовная проблема человечества: мы не видим своих грехов.

Вернее, видеть-то мы их, быть может, и видим. Но при этом не опознаем их как грехи. Происходит это по простой и трагической причине. После отпадения первых людей от Бога греховность вошла в саму нашу природу, и человек перестал реагировать на грех как на что-то недопустимое и разрушительное. Говоря техническим языком, в нашей душе перестала действовать опознавательная система «свой-чужой». В войсках противовоздушной обороны такая система позволяет определять, свой самолет вошел в воздушное пространство страны или чужой. Если система выходит из строя, на экране радаров окажется лишь множество одинаковых светящихся точек, среди которых уже невозможно отличить свой пассажирский лайнер от вражеского бомбардировщика.

В духовной жизни человека после грехопадения произошло нечто подобное: человек потерял способность видеть подкрадывающееся зло в собственных мыслях и намерениях. Для огромного множества людей сегодня не существует даже такого понятия — грех. Любые мысли и желания, возникающие в душе, словно одинаковые точки на экране радара, воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, естественное и закономерное. Это не означает, будто в человеке греховно абсолютно все. Будучи образом Божьим, мы всегда несем в себе отблески красоты и величия этого образа, пускай и поврежденного грехом. Сама природа наша влечет нас к добру. Но в том и беда, что добро в падшем человеке живет вперемешку со злом, а отличить одно от другого получается очень плохо или не получается совсем.

Поэтому очень важно понять, что способность видеть свои грехи нам, в нынешнем нашем состоянии, увы, не свойственна. Такая способность — дар Божий, настоящее чудо, как если бы человек, всю жизнь страдающий дальтонизмом, вдруг начал различать цвета.

Однако Бог не навязывает Свои дары тем, кто в них не нуждается. Чтобы увидеть собственные грехи, нужно сначала понять, что сам по себе ты на это не способен, и попросить Бога об этом даре. Например, словами знаменитой молитвы Ефрема Сирина, которую в Церкви каждый год читают Великим постом:

…Ей, Господи Царю,
даруй ми зрети моя прегрешения,
и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков, аминь.

Осипов Алексей Ильи‪ч‬ 4+

Мобильное приложение позволяет прослушать и бесплатно скачать книги, интервью и лекции профессора МПДА Алексея Ильича Осипова, в которых рассматриваются вопросы:

Зачем живёт человек?
Есть ли Бог и кто Он?
Невинные страдания.
Бог и справедливость. Запрещает ли Бог делать зло?
Духовные законы жизни.
Жизнь после смерти — фантазия или реальность?
Православие и другие религии.
В одного Бога верят во всех религиях?
Все ли спасутся?
Почему мы верим во Христа?
О западном христианстве.
Сущность Православия и его искажения.
Зачем Православие человеку?
Что такое счастье? Любовь, брак, семья.
И другие.

Осипов Алексей Ильи‪ч‬ 4+

Мобильное приложение позволяет прослушать и бесплатно скачать книги, интервью и лекции профессора МПДА Алексея Ильича Осипова, в которых рассматриваются вопросы:

Зачем живёт человек?
Есть ли Бог и кто Он?
Невинные страдания.
Бог и справедливость. Запрещает ли Бог делать зло?
Духовные законы жизни.
Жизнь после смерти — фантазия или реальность?
Православие и другие религии.
В одного Бога верят во всех религиях?
Все ли спасутся?
Почему мы верим во Христа?
О западном христианстве.
Сущность Православия и его искажения.
Зачем Православие человеку?
Что такое счастье? Любовь, брак, семья.
И другие.

Читайте также: