Можно ли тушить огонь соленой водой

Обновлено: 05.07.2024

В обществе бытуют разные мнения и мифы о пожарной охране. Однако все они не соответствуют действительности.

Кроме того, оперативность действий пожарных и спасателей во многом зависит от времени следования на вызов. Следует учитывать низкий уровень культуры водителей – на загруженных транспортом дорогах многие водители не пропускают вперед машины со специальными сигналами, а это, в конечном счете, может повлиять на сохранность жизни, здоровья и имущества людей.

Воду применяют для тушения пожаров твердых горючих материалов, создания водяных завес и охлаждения объектов (сооружений, зданий и др.), расположенных вблизи очагов горения.
Водой не тушат ряд веществ, которые при попадании на них могут образовывать взрывоопасные смеси, а также взрываться и увеличивать горение. При тушении водой легких нефтепродуктов и других горючих веществ, с плотностью меньше плотности воды они всплывают и продолжают гореть на ее поверхности. Более того, площадь горящей поверхности при этом увеличивается, что существенно может усложнить условия тушения пожара. А пена наоборот накрывает горящую жидкость сверху, тем самым прекращая доступ кислорода (воздуха) необходимого для горения. Именно поэтому воздушно-механическую пену применяют при тушении легковоспламеняемых и горючих жидкостей. Если же температура горения очень высокая,(например открытым пламенем горит дом или надворная постройка) то воздушно-механическая пена будет испаряться до того как соприкоснется с поверхностью горения, поэтому лучше использовать более теплоемкие огнетушащие вещества, т.е. воду без пенообразователей!

Запасы пресной воды в мире ограничены. В некоторых засушливых регионах, на островах, наблюдается ее недостаток, поэтому в случае пожара рассматривают вопрос применения морской воды.

Разберемся в статье - допускается ли использование морской воды? Как она влияет на природу после тушения и что же лучше использовать в данных целях.

Заключение

Тушить пожары морской водой можно, но необходимо принимать во внимание экологические и технические аспекты этого метода. С особым вниманием подходят к выбору пенообразователей-смачивателей. После пожаротушения тщательно промывают пресной водой мотопомпы, пеносмесители, рукава, трубы, баки.

Что лучше использовать для тушения?


При тушении используют H2O из всех возможных источников:

  • рек;
  • озер;
  • ручьев;
  • колодцев;
  • водохранилищ;
  • цистерн.

В городах и рядом с крупными предприятиями должны быть предусмотрены точки водозабора, гидранты.

Чтобы сэкономить воду и увеличить ее смачивающую способность применяют пенообразователи. С морской водой некоторые из них не работают.

Для природных пожаров рекомендуется использовать пенообразователи типа WA и S (согласно ГОСТу Р 50588 2012). Они не содержат фтора, предназначены для тушения твердых веществ и горючих жидкостей.

Пенообразователи и смачиватели поверхности должны пройти испытание и подтвердить свою эффективность.

Пример подходящих марок, работающих с солеными растворами:

  • ПО-6ТС-М,
  • Файрэкс,
  • Фос-чек WD-881.

Почему нельзя?

Морская вода солена (3,4-3,6 %), в ней растворены:

  • ионы хлора,
  • сульфаты,
  • гидрокарбонаты.

Соли откладываются на стенках оборудования для пожаротушения и разъедают их. Они также вызывают гибель растений. Поэтому основания для применения морской воды должны быть очень веские.

В городе

Электропроводимость морской воды почти в 100 раз выше, чем речной или дождевой. Тушить ею объекты электроснабжения или электропотребления следует с большой осторожностью.

После применения морской воды может выйти из строя электрооборудование, разъедаются все предметы, строения, содержащие металл. К тому же это опасно для воздушных аппаратов, сбрасывающих воду, в особенности вертолетов, опускающихся низко.

Лесные возгорания


Морская вода оказывает негативное влияние на состав почвы, снижает ее плодородность.

Из-за недостатка кормовой базы животные, обитающие на территории, могут покинуть ее, их популяция снизится.

С особой осторожностью применяют морскую воду на территориях заказников и заповедников.

Она действует на почву хуже огня, выжигая оставшиеся кустарники и деревья. После применения пресной воды растительный и животный мир постепенно восстанавливается на выжженной территории, а после соленой на это нужны многие годы.

ПОчему нельзя тушить пожар морской водой?

в ней же зверушки всякие плавают! не гуманно! ) а если серьёзно то в древности на кораблях только ей и тушили.

Можно в тех же случаях, что и пресной водой. А нельзя, когда горят ГСМ или электроустановки.

Состав морской воды гораздо сложнее пресной, соответственно, список веществ, бурно реагирующих с морской водой, гораздо шире. Кроме того, морская вода будет быстрее выводить из строя автоцистерны и прочее оборудование. При тушении электроустановок под напряжением, меры те же: со стволом работать в диэлектрических перчатках, ствол и автоцистерну заземлять. Но восстановить электрооборудование после такого тушения будет невозможно (при тушении пресной водой, есть шанс восстановить оборудование обычной просушкой)

Влияние на природу и оборудование

Большинство трав, кустарников, деревьев не могут расти на соленой почве. У них нарушается азотный обмен и водоснабжение. В дополнение к этому гибнут почвенные микроорганизмы, участвующие в жизнедеятельности растений. Есть методы восстановления засоленных почв, но они дорогостоящие.

Еще одна причина, по которой пожары не рекомендуется тушить морской водой – порча оборудования. Для соленой воды нужны насосы, которые не будут засоряться и ржаветь.

После использования воды из моря пожарные рукава, шланги, помпы промывают, сушат и проветривают. Осматривают металлические элементы, чтобы убедиться в их целостности.

Подводный пожар в Мексиканском заливе. Смешнее всего выглядят корабли с фонтанами воды, которые тушат водой горящую воду

Кадры тушения подводного пожара в Мексиканском заливе мгновенно облетели весь мир. Телеканал Televisa сообщает, что в 4 часа утра по местному времени 2 июля был зафиксирован пожар на морском трубопроводе, расположенном в 400 метрах от платформы Ku-Charly в водах Мексиканского залива, напротив побережья Сьюдад-дель-Кармен, штат Кампече

Морская платформа Ku-Charly действует в составе крупного комплекса Ku Maloob Zaap. Это одно из крупнейших месторождений принадлежит мексиканской нефтегазовой компании Pemex, здесь добывают около 95 тысяч баррелей нефти в сутки. Огонь идет из-под воды, горит даже вода. Горит уже вторые сутки, но власти, ссылаясь на информацию от нефтедобывающей компании сообщают, что в настоящий момент пожар под контролем, жертв и пострадавших нет. Объем экологического ущерба не устанавливался. Количество погибших животных не известно. Температура воды вблизи пожара близка к кипению.

У экологов к компании Pemex накопилось множество вопросов. О размерах утечки сырой нефти, о качестве воздушной смеси, которая подавалась по воздуховоду, о технике безопасности.

Комментируя пожар в сети один из сотрудников компании, анонимно, высказал версию о том, что причиной развития пожара могли стать воспламенение нефтеводной смеси от электрической искры вблизи утечки газовоздушной смеси из воздухопровода, который в данном месте соприкасается с нефтепроводом. По другой версии взорвался попутный газ. Детонация также могла быть вызвана в следствии неисправности электрооборудования. Официально ни одна из версий не подтверждена

Категория: Экология в заложницах у экономики и политики. Каспий, климат, газ

Можно или нет?


С точки зрения законов физики ответ – можно, с такими же ограничениями, как для пресной. Соленая вода обладает большой теплоемкостью и теплотой испарения.

При ее нагревании образуется пар, препятствующий проникновению кислорода к источнику горения.

Но есть и отличия. Морская вода содержит соль, которая негативно сказывается на металлах и живых организмах.

Ее применение возможно только в исключительных случаях:

  • возник крупный природный или техногенный пожар;
  • источников пресной воды поблизости нет или ее запасов недостаточно;
  • ущерб от применения морской воды меньше, чем от пожара.
Чтобы применять морскую воду для пожаротушения, следует получить согласие местных властей. Об этом подробно говорится в методических указаниях экипажам воздушных судов от 2014 год.

Читайте также: