Можно ли работать в фирме без интернета

Обновлено: 07.07.2024

С 1 января 2021 года заработает новый закон об удаленной работе. Он вносит поправки в трудовой кодекс. Раньше там упоминалась дистанционная работа, но теперь стало больше конкретики по поводу командировок, компенсации расходов и обмена документами. А еще работников можно перевести на удаленку без их согласия и уволить спустя два рабочих дня молчания.

Вот что работникам и работодателям нужно знать об удаленной работе.

Охрана труда

В отношении сотрудника на «удаленке» работодатель в общем случае обязан обеспечить:

  • расследование в установленном порядке несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • выполнение предписаний, выданных трудовой инспекцией;
  • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • ознакомление работника с требованиями охраны труда при работе с оборудованием и средствами, рекомендованными или предоставленными работодателем.

Другие мероприятия по охране труда в отношении дистанционных работников необходимо проводить, только если об этом сказано в трудовом или коллективном договоре, либо локальным нормативным актом (новая ст. 312.7 ТК РФ).

Где брать оборудование для работы

Все необходимое для работы обязан предоставить работодатель: компьютер, принтер, нужные программы, наушники, антивирус.

Работник может использовать свое оборудование или взять его в аренду. Но тогда он имеет право на денежную компенсацию. Работнику должны и заплатить за использование оборудования, и возместить расходы. Например, если для работы используется личный ноутбук, работодатель оплачивает его использование, антивирус для него и доступ в интернет.

Конкретные суммы и порядок компенсации должны быть описаны в трудовом договоре или других официальных документах.

Как перевести работника из офиса на дистанционную работу

Работодатель может перевести работников, которые трудились в офисе, на дистанционку — по договоренности с ними.

Для этого стороны подписывают дополнительное соглашение об изменении трудовых условий. Там указывают, что с определенной даты сотрудник будет работать дистанционно, устанавливают режим работы, оборудование и программы, которые будут использовать стороны, порядок предоставления отчетов.

Если изменения в договоре достаточно объемные, можно оформить их дополнительным соглашением об изложении трудового договора в новой редакции. Оформлять приказ о переводе на другую работу в этом случае работодателю необязательно, ведь переход на удаленку не считается переводом по трудовому кодексу. Второй вариант — расторгнуть старый договор и заключить новый, уже о дистанционной работе.

В любом случае новый трудовой договор или дополнительное соглашение вступят в силу с момента их подписания, либо в момент, указанный в этих документах.

Что такое удаленная работа

Дистанционная, она же удаленная, работа — это когда сотрудник выполняет свои трудовые функции вне места нахождения работодателя или стационарного рабочего места. Все коммуникации и само выполнение работы — по телефону или через интернет. Раньше в трудовом кодексе было только понятие дистанционной работы, но нормы оказались недостаточно гибкими — и вот их усовершенствовали. Теперь дистанционная и удаленная работа — это синонимы.

Удаленная работа бывает трех видов:

  1. постоянная — когда в течение всего срока действия трудового договора работник выполняет свои обязанности удаленно. То есть его изначально так оформили и он согласен работать не в офисе;
  2. временная — когда на удаленный режим работники переходят на какой-то непрерывный, но ограниченный срок, не более полугода;
  3. периодическая — это вариант временной удаленки с сочетанием дистанционного режима и работы на стационарном месте. Для него нет шестимесячного ограничения.

То есть дизайнера могут взять на постоянную удаленную работу. С ним сразу оговаривают такие условия и заключают трудовой договор, где написано, что дизайнер работает откуда угодно, а в офис не приезжает.

Или дизайнера могут нанять по обычному трудовому договору в офис. Но потом его могут перевести на удаленку на два месяца или он будет два дня работать в офисе и три дня — дома.

Какие особенности есть в командировках

Если удаленный работник едет выполнять служебное поручение на другую территорию — не ту, где он обычно выполняет работу, — нужно применять правила, установленные для командировок. То есть возмещать расходы и сохранять средний заработок.

Как избежать санкций

Очевидно, что избежать штрафов и приостановления деятельности можно, если документально обосновать: присутствующие на производстве (в офисе, магазине) работники относятся к исключениям, поименованным в пункте 2 Указа № 206. Здесь работодателям может помочь документ Минтруда , в котором даны разъяснения некоторых терминов, использованных в Указе. В частности, отмечено: к организациям, обеспечивающим население продуктами питания и товарами первой необходимости, следует относить не только магазины, но и организации, осуществляющие производство таких товаров, как в целом, так и материалы, ингредиенты, сырье и комплектующие, необходимые для их производства.

Обмен документами с сотрудником на «удаленке»

Если человек переведен на дистанционный режим, то любой документ, касающийся его работы, можно оформить в электронном виде. Какую подпись поставить? Это зависит от вида документа.

Есть перечень документов, для которого установлено четкое правило: работодатель использует КЭП, сотрудник — либо КЭП, либо усиленную неквалифицированную электронную подпись. В него входят:

  1. Трудовой договор и допсоглашения к нему.
  2. Договор о материальной ответственности.
  3. Ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы.

Все остальные документы разрешено подписывать любым способом, который закреплен в коллективном договоре, локальном нормативном акте или трудовом договору. Главное — предусмотреть порядок, согласно которому каждая из сторон (организация и сотрудник) будет подтверждать получение документа.

СПРАВКА

Возникают ситуации, когда кадровикам нужно ознакомить работника под роспись с приказом, распоряжением, уведомлением и проч. Если сотрудник перешел на «удаленку», то сделать это допустимо «путем обмена электронными документами». Таким же путем можно получать от человека заявления, объяснения и иную информацию.

О чем нужно помнить:


Вы работаете удаленно или уже вышли в офис? Расскажите, как лучше работается



Работаю удаленно! Это счастье! Эффективность, как работника на удаленке возросла, и экономия на офисных вещах, обедах, автомобиле существенная. Ну и душевный комфорт и больше времени на сон)


И я, и муж работаем дистанционно уже более года, целенаправленно искали такую работу. Полет нормальный, в офис никогда уже не вернемся.
По сравнению с офисом - загрузка выше. И есть ощущение, что тебя постоянно могут "достать". Ну и сложно переключаться вечером с работы на свои какие-то дела за ноутом. Думаю, это индивидуально и грозит не всем.
Основные плюсы: работай откуда хочешь, одевайся во что хочешь, обед без расписания, вставать можно за полчаса до работы и не переживать встать в пробку и опоздать.
А также мы интроверты - для нас это вообще кайф. Никаких отвлекающих разговоров и офисного шума, нет противостояния между приверженцами кондея и закрытого окна )))
Ну а самый жирный минус конкретно для меня - попа растет :))) Физическая нагрузка уменьшилась. Нужно себя заставлять.


Таня, вот про лишний вес это прямо повсеместно, по у меня тоже

Я работаю дистанционно и мне все нравится


Работаю на промышленном предприятии, которое не останавливало работу во время пандемии. Весной этого года у нас перевели на удалёнку всех, кто непосредственно не задействован в производстве. Вот тогда я поняла, что такое счастье. Я интроверт и вообще люблю свой дом. Хотя мне до работы идти пешком 15 минут и на этом я не сильно сэкономила время, всё равно моя эффективность повысилась, я считаю. Не стало всяких ненужных разговоров в коридорах, лишних совещаний, неприятных лично мне людей, а душевное спокойствие от любимого домашнего кресла у компьютера и кота на коленях вообще бесценно.
Но счастье закончилось довольно быстро, потому что руководство и коллеги сразу показали свою отсталость в вопросе удалёнки. Бухгалтерия демонстративно отказалась уходить на удалёнку, потому что якобы они очень важны на производстве и должны нести свою тяжкую вахту в рабочем кабинете. Отдел по персоналу и высшее руководство фыркало на всех, кто ушел на удалённую работу, считая их бездельниками. Формально приказ о дистанционной работе для определенных категорий работников еще действует, но руководство всех вернуло на рабочие места. Устоял только ИТ-отдел, который отказался возвращаться в кабинет. Но им можно, с ними ничего не сделают.
Сейчас я с тоской вспоминаю о тех 1,5 месяцах на удалёнке и очень плотно подумываю о том, чтобы найти другую постоянную работу в дистанционном формате.

Как уволить дистанционного работника

Дистанционного работника могут уволить по тем же основаниям, что и офисного — по инициативе работника, по инициативе работодателя или по соглашению сторон.

По инициативе работодателя можно уволить из-за сокращения должности, ликвидации организации или по основаниям, прописанным в трудовом договоре. Например, если работник систематически не выполнял план и не выходил на связь с работодателем в течение определенного времени.

Риски удаленки для работодателя

Дистанционная работа имеет достаточно преимуществ, чтобы задуматься о ее внедрении. Иногда, как в случае с коронавирусом, она становится единственным доступным вариантом. Но прежде чем переходить на удаленку, работодателю стоит взвесить и учесть возможные риски.

Удаленка подходит не всем. Бухгалтер по заработной плате вполне справится со своей работой из дома при наличии соответствующих программ и удаленного доступа. Но парикмахер не сможет подстричь клиента дистанционно, а мастер не починит технику по «Вотсапу».

Сложно уволить за нарушение трудовой дисциплины. На дистанционке работодатель напрямую не контролирует рабочее место сотрудника. Вот почему будет сложно доказать, что человек отсутствовал, даже если не выходил на связь более 4 часов.

Сложно повлиять на качество работы. Иногда дома сложно добиться нужной рабочей обстановки. Особенно если в семье есть маленькие дети и домашние животные, или сама домашняя обстановка мешает работе. На эти обстоятельства работодателю повлиять сложно, но низкий результат труда работника влияет на работу компании в целом.

Снизить эти риски можно, например, прописав испытательный срок в трудовом договоре. За три месяца можно хорошо узнать сотрудника и определиться, продолжать с ним работать или нет.

Как оформить сотрудника на дистанционную работу

Пандемия коронавируса вынудила некоторых работодателей перевести работников на удаленную работу.

Удаленка позволила не останавливать рабочие процессы — работники ИТ-сферы , бухгалтеры, менеджеры, преподаватели из дома решали все те же задачи, что и в офисе. В опросе аналитиков « Битрикс-24 » 72% работодателей в России довольны работой сотрудников на удаленке.

Компании, которым понравился такой формат работы, могут перейти на дистанционку — частично или насовсем. Расскажем, зачем и как.

Как оплачивается удаленная работа

Если работа выполняется удаленно, это не повод снижать зарплату. То есть при временной дистанционной работе нельзя урезать оклад по сравнению с работой в офисе. Платить должны так же, как если бы сотрудники каждый день находились на обычном рабочем месте.

Как оштрафуют тех, кто продолжит работу «в офф-лайне»

Поскольку Указ № 206 фактически является частью законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, то и за нарушение установленных в нем положений будет наступать ответственность, предусмотренная именно для нарушений санитарно-эпидемиологических норм.

В настоящее время такая ответственность установлена статьей 6.3 КоАП РФ и предусматривает максимальное наказание для ИП и юрлиц в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток. В качестве альтернативы — штраф в размере от 500 до 1000 руб. для ИП и от 10 тыс. до 20 тыс. руб. для организаций. Гражданам нарушение грозит штрафом от 100 до 500 руб., а должностным лицам — от 500 до 1000 руб.

Также Госдума уже приняла в первом чтении законопроект (№ 929651-7), который предусматривает уголовную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил. Лишение свободы на срок до 5 лет грозит нарушителям, если они умышленно создали угрозу массового заболевания людей. А если из-за невыполнения требований погибли люди, срок лишения свободы может составить 7 лет.

Понятно, что даже если указанные законопроекты будут приняты в описанном выше виде, обратной силы они иметь не будут, так как это прямо запрещено частью 1 статьи 54 Конституции РФ. Поэтому применить новые санкции и наказания к нарушителям Указа № 206 не получится. Но даже действующая редакция КоАП РФ позволяет органам власти принудительно закрыть офисы, производства и магазины тех, кто нарушит Указ № 206. Причем, закрыть не на одну неделю, а сразу на 3 месяца. Поэтому невыполнение Указа может стоить бизнесу гораздо дороже, чем его соблюдение.

Как перевести работника на временную удаленку

С 2021 года переводить работников на удаленку можно принудительно — без их согласия. Вот в каких случаях это допустимо:

  1. Катастрофа природного или техногенного характера.
  2. Авария или несчастный случай на производстве.
  3. Пожар, наводнение, землетрясение, эпидемия.
  4. Любая угроза жизни или нормальным жизненным условиям.
  5. Решение органов власти.

В таких условиях удаленная работа длится столько, сколько и сами обстоятельства.

Для временного перевода на дистанционную работу нужно издать приказ и ознакомить с ним сотрудников. Вносить изменения в трудовой договор не придется.

Если в регионе вводят режим повышенной готовности и 30% штата нужно перевести на удаленную работу — работодатели могут сделать это без согласия сотрудников, на основании приказа.

Как установить рабочее время

Режим работы устанавливается трудовым договором, допсоглашением или другими документами. Но если на этот счет официально ничего не сказано, работник может выбирать. Он сам решает, когда приступать, а когда делать перерывы. При условии, что выполняются все обязанности и отрабатывается нужное количество часов или смен. Общение с работодателем входит в рабочее время. То есть переписка в «Телеграме» и созвоны в «Зуме» должны происходить с 9 до 18 часов, а не ночью.

Еще в документах можно установить порядок выхода на работу в офис — по вызову работодателя или желанию самого работника.

Отпуск предоставляется как обычно. То есть удаленные работники имеют такое же право на отдых, как и те, кто работает стационарно: не менее 28 календарных дней за каждый год работы. И все права во время отпуска тоже должны соблюдаться.

Как оформить сотрудника на дистанционную работу

Трудовой договор и допсоглашение о переводе на «удаленку» можно заключить в электронном виде. Подписать их нужно следующим образом. Работодателю — при помощи усиленной квалифицированной электронной подписи (КЭП). Сотруднику — при помощи усиленной квалифицированной или неквалифицированной электронной подписи.

Заказать усиленную квалифицированную электронную подпись (КЭП) Получить через час

Согласно статье 65 ТК РФ, будущий сотрудник должен предъявить при трудоустройстве:

  1. Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность.
  2. Трудовую книжку или сведения о трудовой деятельности (если ранее человек уже работал).
  3. Уведомление о регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в т. ч. в форме электронного документа.
  4. Диплом или иной документ об образовании или квалификации (если должность предполагает их наличие).
  5. Документы воинского учета (предъявляют только военнообязанные).
  6. Другие документы, которые предоставляют только в определенных случаях. Например, справка об отсутствии судимости, если она является условием для приема претендента на ту или иную должность.

Что касается коллективного договора и правил внутреннего трудового распорядка, то ознакомить с ними сотрудника можно путем обмена электронными документами. Если человек пришлет по почте (заказным письмом с уведомлением о вручении) «бумажную» трудовую книжку , кадровики обязаны сделать в ней запись о трудоустройстве (новая редакция ст. 312.2 ТК РФ).

ВАЖНО

После приема на работу нового сотрудника необходимо сдать форму СЗВ-ТД (подробнее см. «Как правильно заполнить и сдать форму СЗВ‑ТД»).

Как оформить больничный

Чтобы получить пособие по временной нетрудоспособности или декретные, сотрудник на «удаленке» должен выслать в бухгалтерию оригинал бюллетеня. Сделать это нужно по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Если бюллетень оформлен в электронной форме, работник должен сообщить в бухгалтерию серию и номер этого документа (подробнее об электронных больничных листах см. « Меняется порядок выдачи больничных: как действовать работодателю »).

Рабочий график, отпуск и гарантии

Сколько часов в день тратить на работу, когда приступать и заканчивать, как часто приезжать в офис — все это можно предусмотреть в трудовом договоре, либо в коллективном договоре или локальном нормативном акте. В случае, когда работодатель не утвердил никаких правил, человек волен сам решать, какой график для него предпочтителен.

Порядок предоставления отпусков зависит от такого, на каких условиях сотрудник переведен на «удаленку». Если на постоянной основе, то правила необходимо прописать в трудовом или коллективном договоре, либо в локальном нормативном акте. Если временно — нужно придерживаться правил, изложенных в главе 19 Трудового кодекса.

ВНИМАНИЕ

Благодаря комментируемым поправкам, в статье 312.4 ТК РФ появится важное уточнение. Время, когда человек «взаимодействует с руководством», считается при «удаленке» рабочим временем.

Что касается гарантий, то дистанционный сотрудник вправе пользоваться ими точно так же, как если бы он приходил на работу. Плюс к этому четко оговорено, что удаленный режим не может служить основанием для снижения заработной платы (новая редакция ст. 312.5 ТК РФ).

Как принять человека на дистанционную работу

Чтобы оформить дистанционного работника, от него нужно получить стандартный набор документов: паспорт, СНИЛС, диплом, трудовую книжку, если она есть, военный билет, если сотрудник военнообязанный.

Если будущий работник не может привезти документы в офис и передать кадровикам, он отправляет их двумя способами:

Дальше работодатель отправляет трудовой договор, издает приказ о приеме на работу, предоставляет локальные акты для ознакомления — все, как обычно. Копии локальных актов можно выслать на бумаге, предварительно заверив, или прислать по электронной почте и в любой мессенджер.

Если работник и работодатель подписывают трудовой договор электронно, то работодатель обязан выслать ему оформленный договор на бумаге в течение трех рабочих дней.

Запись о приеме на работу в трудовую книжку при дистанционной работе можно не вносить, если работник и работодатель об этом договорились. В этом случае стаж подтверждается трудовым договором и электронными сведениями о трудовой деятельности, которые с 2020 года сдает работодатель.

Если работник хочет иметь запись в трудовой книжке, то он должен выслать ее работодателю заказным письмом с уведомлением, и тот сделает соответствующую запись.

Работодатель будет хранить трудовую книжку до увольнения работника или до перехода на электронную трудовую книжку.

Плюсы дистанционной работы для компании

Результаты исследования ADP Research Institute показывают, что вовлеченность в работу дистанционных сотрудников может быть выше, чем у тех, кто каждый день ходит на работу в офис. Вот что еще хорошего может дать удаленка работодателям.

Сэкономить офисный бюджет. При дистанционной работе работодатель существенно экономит на аренде и уборке офиса, коммунальных платежах и оборудовании. Ему не нужно проводить специальную оценку условий труда, тратиться на пожарную безопасность.

Обучение и инструктаж по охране труда с удаленщиками проводить не нужно. Правда, необходимо провести инструктаж по работе с оборудованием, если работодатель его предоставляет.

Есть и другие расходы, которые работодатель перестает нести с удаленными работниками, например на питьевую воду, канцелярию и мебель.

Выбирать команду по всей стране. С дистанционной работой работодатель может не ограничиваться сотрудниками, которые живут в одном городе с ним. Можно нанять на работу человека из любой точки страны и не тратиться на его переезд к месту, где расположен офис организации.

Снизить издержки на оплату труда. Уровень зарплат в разных регионах страны отличается, поэтому работодатель может найти квалифицированных сотрудников за меньшие деньги. Например, бухгалтер по расчету зарплаты из регионов может согласиться работать за 25 000—30 000 Р в месяц, а в Москве квалифицированного специалиста за такие деньги можно даже не искать.

Увеличить удовлетворенность от работы. Сотрудник на удаленке может сам определять темп и режим работы, если иное не предусмотрено трудовым договором, и решать, как сделать свой труд более продуктивным. Он экономит время на дороге, деньги на обедах в кафе и на покупке одежды для офиса. Все это положительно влияет на его удовлетворенность работой и работодателем.

Можно ли трудиться «на удаленке»

Как было показано выше, Указ № 206 не регулирует трудовые отношения. А это означает, что работать в онлайне, или «на удаленке» могут даже те организации и ИП, которые не подпадают под исключения, перечисленные в пункте 2 Указа. Ведь при работе дома, ни сотрудник, ни его работодатель никаких нарушений санитарно-эпидемиологических норм не допускают. Этот вывод подтвердили и сотрудники Минтруда в дополнениях от 27.03.20 к уже упомянутому письму от 26.03.20 № 14-4/10/П-2696 .

Таким образом, если работа не требует присутствия сотрудника в офисе, а также проведения очных встреч и разъездов, то она может продолжаться и на неделе с 30 марта по 3 апреля. При этом, как уже упоминалось, проводить оплату в двойном размере за такие дни не нужно.

Нужно ли исполнять Указ № 206

Однако игнорировать Указ № 206, на наш взгляд, нельзя. Дело в том, что помимо ссылки на статью 80 Конституции РФ, в нем имеется и второе обоснование: «в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ». Это значит, что объявление нерабочей недели — мера борьбы с распространением коронавирусной инфекции. Правовое обоснование такой меры надо искать в специально законе, который регулирует санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

Статья 1 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает возможность проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, под которыми понимаются, в т.ч. организационные и административные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, а также на предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний и их ликвидацию. В силу пункта 1 статьи 29 Закона № 52-ФЗ такие мероприятия могут проводиться в соответствии с любыми нормативными правовыми актами РФ. А согласно пункту 3 этой статьи они являются обязательными для граждан, ИП и юридических лиц.

Если рассматривать Указ № 206 как нормативный правовой акт, устанавливающий в соответствии с Законом № 52-ФЗ экстренные (новые) санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, то понятным становится и ссылка на статью 80 Конституции РФ. Изданием Указа № 206 президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. А это означает, что Указ обязаны исполнять все граждане, ИП и организации.

Дистанционная работа в 2021 году: читаем новый закон об «удалёнке»

Дистанционная работа в 2021 году: читаем новый закон об «удалёнке»

С января 2021 года начали действовать новые нормы Трудового кодекса, посвященные дистанционному режиму работы (поправки внесены Федеральным законом от 08.12.20 № 407-ФЗ). Как правильно оформить договор об удаленной работе? Кто устанавливает рабочий график? За что можно уволить дистанционного сотрудника? Ответы на эти вопросы — в нашей статье.

Увольнение при «удаленке»

Для расторжения трудового договора по инициативе работодателя применяются общие основания, изложенных в статье 81 ТК РФ: ликвидация компании, сокращение штата, прогул и проч. (подробнее см. « Как уволить сотрудника в 2021 году: пошаговая инструкция для работодателя »).

Есть и дополнительные основания. Уволить дистанционного сотрудника можно, если он без уважительной причины не выходит на связь с начальством более двух рабочих дней подряд. Или переехал в другую местность и больше не может выполнять трудовые функции на прежних условиях (новая ст. 312.8 ТК РФ).

Дистанционному работнику необходимо выдать при увольнении те же документы, что и любому другому сотруднику (подробнее см. « Документы при увольнении сотрудника » и « Как заполнить форму СТД‑Р и выдать ее работнику »). Полагаем, что в этом случае нужно следовать порядку передачи документов, который прописан в статье 312.3 ТК РФ.

После увольнения дистанционного сотрудника, на него нужно подать сведения по форме СЗВ-ТД.

На что обратить внимание при оформлении трудового договора на удаленке

Трудовой договор с дистанционщиком оформляют, как обычно, в нем прописывают фамилию, имя и отчество работника, его должность, зарплату, гарантии и компенсации.

Работодателю нужно уделить внимание следующим моментам.

Место работы. В трудовом договоре с дистанционным сотрудником должно быть прописано, что он выполняет свою работу дистанционно, вне места расположения работодателя.

В качестве места работы указывают название организации и населенный пункт ее регистрации. Рабочее место, то есть то место, где человек будет выполнять свою работу, указывать не нужно.

Режим работы и отдыха. В трудовом договоре может быть установлен режим рабочего времени, тогда работник должен будет его придерживаться.

Если в трудовом договоре ничего не сказано про режим работы и отдыха, дистанционный работник определяет его сам. Важно учесть, что в этом случае работодатель не сможет уволить за прогул подчиненного, не выходившего днем на связь больше 4 часов без уважительных причин.

Как предоставляется отчет. В какие сроки, как работник должен отчитываться о проделанной работе — это все должно быть указано в трудовом договоре.

Например, в нем может быть прописано, что работник должен ежемесячно присылать отчет — в электронном виде и в определенную дату. Работодатель должен утвердить форму этого отчета и определить порядок ее заполнения.

Оборудование и программы. Работодатель может выдать работнику необходимое для работы оборудование и программное обеспечение или компенсировать затраты, если работник использует свои средства. В любом случае эти моменты должны быть прописаны в трудовом договоре.

Основания для увольнения. С дистанционным работником можно расстаться по иным, не указанным в трудовом кодексе основаниям. Эти основания должны быть прописаны в трудовом договоре. Например, можно оговорить, что сотрудника могут уволить, если он более двух раз не предоставил вовремя отчет.

Что работодатель должен сделать для охраны труда

Для охраны труда дистанционных работников работодатель обязан:

  1. Ознакомить их с требованиями охраны труда при работе с предоставленным оборудованием.
  2. Расследовать и учитывать несчастные случаи на производстве и профзаболевания.
  3. Выполнять предписания по поводу трудовых прав.
  4. Платить страховые взносы в ФСС на травматизм.

Другие обязанности по охране труда работодатель выполнять не должен. Например, нет требования обеспечивать санитарно-бытовое обслуживание, оказывать первую помощь и следить за режимом отдыха. Работодатель не должен обустраивать удаленщикам места для приема пищи, туалет, покупать для них аптечку и контролировать температуру в помещении. Но такие условия могут быть предусмотрены внутренними документами.

Чем дистанционная работа отличается от работы в офисе

При дистанционной работе компания договаривается с работником, как они будут взаимодействовать — по телефону, электронной почте, мессенджеру. И через эти средства связи работник получает все задания работодателя. Совещания можно проводить через сервисы видеосвязи, например по «Зуму» или «Скайпу», отчеты отправляют электронно.

Дистанционному работнику не нужно приезжать в офис даже иногда. Более того, если у работника будет такая обязанность, то трудовой договор нужно переоформить в обычный и убрать условие о дистанционной работе.

Во всем остальном дистанционный работник ничем не отличается от офисного — у него есть все трудовые права и обязанности, ему также полагаются все виды отпусков, оплата больничных, гарантии, связанные с семейными обстоятельствами.

Работать при этом можно из дома, кафе, коворкинга — из любого места, главное, чтобы был стабильный интернет для связи с коллегами.

Как подписать договор об удаленной работе

Законодательство допускает «обмен электронными документами», но это не значит, что можно обмениваться сканами или фотографиями подписанных документов в мессенджерах или по электронной почте. Такие документы юридической силы иметь не будут.

Договор о дистанционной работе нужно подписывать усиленной квалифицированной электронной подписью (ЭП), которая должна быть как у работодателя, так и у работника.

Если у сотрудника нет электронной подписи и нужно, чтобы он подписал бумажные документы, то тут есть три варианта.

Встретиться лично и передать документы из рук в руки в офисе или другом месте.

Вызвать работника в офис. Если работник живет в другом городе и его вызывают для подписи документов, то организация должна возместить его расходы, так как это считается командировкой.

Можно ли трудоустроить жителя другой страны

По мнению Минтруда, работодатель не может заключать договор о дистанционной работе с иностранцами и россиянами, проживающими в других странах. Объясняется это тем, что российское трудовое право не действует на территории других государств. Это правило действует и для жителей стран Евразийского экономического союза — ЕАЭС. В таких случаях обычно заключают гражданско-правовой договор с указанием срока и объема работ или услуг.

С гражданами ЕАЭС можно работать как с самозанятыми, если человек в течение последних двух лет не работал на компанию, и этот режим налогообложения ему подходит.

Можно ли бизнесу работать в нерабочую неделю и как оформлять «удаленку» в «нерабочие дни»

Можно ли бизнесу работать в нерабочую неделю и как оформлять «удаленку» в «нерабочие дни»

На прошлой неделе вышел Указ президента № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней». Указ установил с 30 марта по 3 апреля 2020 года нерабочие дни с сохранением заработной платы. Практически сразу после опубликования Указа представители бизнеса стали интересоваться: обязаны ли они остановить работу, отправив работников на оплачиваемые выходные, и что будет тем, кто продолжит вести деятельность. Давайте разбираться.

Нужен ли приказ о выходных

Нерабочие дни установлены нормативным актом — Указом президента. Указ в силу части 2 статьи 90 Конституции РФ носит общеобязательный характер. Поэтому дублировать его содержание в локальном акте — приказе или распоряжении по организации — не нужно. Дни с 30 марта по 3 апреля являются нерабочими вне зависимости от того издан приказ об этом в организации или нет. При этом заработная плата за эти дни начисляется так же, как за рабочие.

Не требуется издавать локальный акт для продолжения работы и тем работодателям, которые подпадают под исключения, поименованные в пункте 2 Указа № 206. Причина та же: данные исключения уже определены обязательным для всеобщего исполнения нормативным актом. Поэтому дублировать его содержание в локальном документе не требуется.

А вот если организация по согласованию с работниками решит продолжить работу «на удаленке», то можно издать соответствующий приказ и ознакомить с ним сотрудников. Хотя и в этом случае оформление данного документа не является обязательным. Ведь работа в период с 30 марта по 3 апреля в удаленном режиме и так должна быть согласована с работниками. А значит, и у работодателя, и у работника даже без приказа будет документ (заявление, соглашение и т.п.), подтверждающий необходимость выполнения трудовых обязанностей в означенный период времени в удаленном формате. Так что приказ в подобной ситуации необходим, скорее, самому работодателю, чтобы четко зафиксировать перечень сотрудников, которые продолжают работу, и условия оплаты их труда.

Как оформить больничный

Если удаленный работник заболел, есть два способа сообщить об этом работодателю:

Дальше работодатель все оформит как обычно.

Как оформить удаленную работу

Раньше для этого нужно было заключить соответствующий трудовой договор — то есть подразумевалось согласие работника. С 2021 года сотрудников можно переводить на удаленку даже без их согласия.

Удаленная работа может быть оформлена тремя документами:

  1. трудовым договором;
  2. дополнительным соглашением к трудовому договору;
  3. локальным актом работодателя, например положением и правилами внутреннего распорядка.

Свои документы для оформления работник тоже может прислать в электронном виде. Но если работодатель попросит, нужно представить заверенные нотариусом на бумаге.

СНИЛС. для удаленщиков есть особенность при оформлении СНИЛСа: при первом устройстве на работу уведомление о регистрации в ПФР нужно получать самостоятельно.

Электронная подпись. До 2021 года подходила только усиленная квалифицированная электронная подпись, но теперь процедура упрощена. Работодателю нужна усиленная квалифицированная подпись, работнику — усиленная квалифицированная или неквалифицированная, но только для обмена такими документами:

  1. Трудовыми договорами.
  2. Допсоглашениями.
  3. Договорами о материальной ответственности.
  4. Ученическими договорами.

Другие документы можно отправлять с другими видами электронной подписи или в той форме, о какой договорились, — хоть через корпоративный портал. В ответ на документ нужно отправлять подтверждение, что он получен.

Когда возможна «удаленка»

Согласно поправкам, в 2021 году и далее допустимы два сценария перевода персонала на дистанционную работу.

Вариант первый: по согласованию с работником

В общем случае для установления режима удаленной работы нужно согласие сотрудника и работодателя. Это следует из новой редакции статьи 312.1 ТК РФ.

Условие о «дистанционке» прописывают в трудовом договоре или в дополнительном соглашении к нему. Удаленная работа может продолжаться:

  • в течение всего срока действия трудового договора;
  • временно, но не более 6 месяцев;
  • при условии чередования периодов «удаленки» и присутствия на рабочем месте.

Вариант второй: без согласия работника

В исключительных случаях временно перевести сотрудника на дистанционный режим можно без его согласия. К таким ситуациям относятся: природные и техногенные катастрофы, пожары, эпидемии и иные ситуации, когда жизнь или нормальные условия для жизни населения оказались под угрозой.

В случае недобровольного перевода сотрудника на «удаленку» вносить изменения в трудовой договор не нужно. Достаточно издать локальный нормативный акт (ЛНА) с указанием причин и сроков введения «дистанционки».

Работника следует ознакомить с ним под роспись. Плюс к этому необходимо обеспечить человека всем, что нужно для работы на дому. Если сотрудник использует собственное или арендованное имущество, работодатель обязан выплатить ему компенсацию (новая ст. 312.9 ТК РФ).

ВАЖНО

Если специфика работы не позволяет выполнять трудовые функции дома, то «принудительный» сценарий невозможен. Тогда человека на время отстраняют от работы. Оформляют это как «простой по причинам, не зависящим от работодателя и работника». Сотрудник получает вознаграждение в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада, рассчитанных пропорционально времени простоя (ст. 157 ТК РФ). То же самое происходит, если организация не в состоянии обеспечить специалиста имуществом и программным обеспечением для удаленной деятельности.

Что важнее: указ президента или Трудовой кодекс?

Согласно статье 5 ТК РФ, трудовые отношения могут регулироваться не только Трудовым кодексом и прочими законами, но и указами президента РФ. Правда, в этой норме есть оговорка о том, что такое допустимо только в соответствии с Конституцией РФ и федеральными конституционными законами.

В тексте указа № 206 имеется прямая ссылка на Конституцию РФ, а именно на статью 80 Основного закона. Однако если мы заглянем в эту норму, то не обнаружим в ней указаний на возможность регулирования президентом РФ трудовых отношений.

В данной статье Конституции говорится, что президент — глава государства и является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Для этого президент принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости, государственной целостности, а также обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Кроме того, в соответствии со статьей 80 Конституции РФ, президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства и представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Как видим, ни одно из перечисленных в статье 80 Конституции РФ полномочий не дает президенту права регулировать трудовые отношения. Напротив, в части 5 статьи 37 Основного закона сказано, что выходные и праздничные дни, а равно оплачиваемый ежегодный отпуск устанавливаются исключительно федеральным законом.

Таким образом, Указ № 206 не является частью трудового законодательства и не может регулировать выходные дни. Это, в частности, означает, что к объявленным нерабочими дням (30 марта – 3 апреля) не применяются никакие положения о выходных днях, установленные в Трудовом кодексе. В частности, работа в эти дни не должна оплачиваться в повышенном размере; на эти дни не продлеваются отпуска; рабочий день накануне 30 марта не должен сокращаться на час. Эти выводы подтвердило и Министерство труда и социальной защиты в письме от 26.03.20 № 14-4/10/П-2696 (см. « Как оплатить нерабочую неделю: разъяснения чиновников »).

Тот факт, что Указ № 206 не является частью трудового законодательства, также означает следующее. Работодателей нельзя привлечь к ответственности, предусмотренной статьей 5.27 КоАП РФ. Ведь данная статья предусматривает штраф за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Какие есть варианты удаленной работы

Удаленной работой называется труд работника вне офиса, то есть не на территории компании.

Термина «удаленная работа» в российском законодательстве нет, вместо него в трудовом кодексе есть «дистанционная работа». В жизни эти два понятия воспринимаются как синонимы. Однако в рамках правового поля работодатель может оформить только трудовой договор о дистанционной работе.

Человек может работать удаленно по закону, если работодатель заключит с ним один из трех видов договора: о дистанционной работе, надомной работе или договор гражданско-правового характера — ГПХ.

В российском законодательстве дистанционной считается работа, которую сотрудник выполняет через интернет и не на территории работодателя. Дистанционную работу сотрудник выполняет только сам, и труд при этом интеллектуальный.

Надомная работа — еще одно понятие из трудового кодекса. Это тоже удаленная работа, которую сотрудник выполняет дома по договору. Надомная работа предполагает физический труд и производство чего-либо , а материалы и инструменты для труда выдает работодатель. Надомный работник может привлекать к своей деятельности членов семьи.

Договор ГПХ — это соглашение о выполнении работ или оказании услуг, которое регулируется гражданским, а не трудовым законодательством. По этому договору человек может выполнять определенные виды услуг, например проконсультировать по юридическим вопросам.

У работодателя бывает соблазн заключить договор оказания услуг вместо трудового договора о дистанционной работе — для уменьшения налоговой нагрузки. Ведь это дает возможность сэкономить на взносах на страхование по болезни и в связи с материнством, не оплачивать отпуска и не предоставлять другие гарантии, предусмотренные трудовым кодексом. Но если работник регулярно выполняет какие-то обязанности, а компания его контролирует и платит зарплату, то эти отношения могут признать трудовыми, даже если они не оформлены трудовым договором.

Трудовая инспекция может оштрафовать работодателя-организацию за уклонение от оформления трудового договора на сумму от 50 000 Р до 100 000 Р , а налоговая доначислит страховые взносы за работника и пени за просрочку их уплаты.

Кроме того, сам работник может обратиться в суд и получить положенные ему в соответствии с трудовым кодексом выплаты, а также компенсацию судебных издержек.

Зарабатывать больше и не нарушать закон. Раз в месяц — в нашей рассылке для предпринимателей

Читайте также: