Можно ли оставлять на передаче механическую коробку передач

Обновлено: 04.07.2024

Единого мнения у автовладельцев, можно ли ставить машину на стоянке на передачу с механической коробкой передач, на сегодняшний день нет. Кто-то утверждает, что при длительной парковке необходимо обязательно затягивать ручник, тогда как другие водители практически не пользуются стояночным тормозом, а всегда оставляют машину на включенной передаче.

Стоянка с включенной передачей в холодное время года

Действительно, зимой рекомендуется именно оставлять автомобиль на передаче, так как колодки стояночного тормоза могут попросту примерзнуть к колесным дискам, барабанам или основным колодкам, что неизменно приводит к проблемам с эксплуатацией автомобиля, а машину потребуется гнать в сервис или в тёплый бокс. Именно поэтому зимой пользоваться ручником не следует, а при необходимости длительной стоянки следует включать передачу на механике.

безопасно ли оставлять автомобиль на передаче заместо ручника

Принято считать, что нахождение автомобиля на стоянке на передаче вместо ручника, повсеместно практикуемое в прошлом веке владельцами отечественного автопрома, чревато большими неприятностями. Несмотря на то, что связи между частыми стоянками и дорогостоящими ремонтами не обнаружено, опытные автовладельцы убеждены, что «дыма без огня» не бывает.

Несмотря на развитие новых технологий и массовое внедрение их в новые модели, проблемы с примерзанием тормозных колодок и окислением тросика остались. Это происходит из-за попадания воды в тормозную систему и ее замерзания, что приводит к блокировке дисков, барабанов и колодок. Поэтому водители по-прежнему не доверяют ступору и предпочитают по старинке пользоваться передачей. Самым лучшим вариантом является одновременное использование обоих методов, а совсем с точки зрения безопасности будет хорошо, если зафиксировать ТС на стоянке противооткатными упорами.

Что может случиться?

ПДД предупреждает, что покидая управляющее кресло, водитель принять все меры к исключению самопроизвольного движения с автомобиля, а в Приложении уточняются критические неисправности тормозной системы. Поэтому, сегодня даже самые усовершенствованные модели по-прежнему оборудуются ручником.

Ритуал постановки машины на передачу уходит в далекое прошлое, когда приобрести тросик было проблематично, в результате стояночный тормоз утрачивал свою функциональность. Водителю ничего не оставалось другого, как укладываться на морозе под днище и распускать колодки, и что им крайне не нравилось. Водители переводят автомобиль на передачу, исходя из следующих соображений:

  • по причине удобства,
  • из-за отсутствия возможности примерзания у дискам тормозных колодок,
  • отсутствие растягивания тросика и изнашивания стояночного тросика.

Однако, в этой схеме есть и отрицательные моменты, среди них:

  • в случае неисправной электроники машина может самопроизвольно тронуться с места,
  • водитель может забыть о включенной передаче, сесть за руль, выжать сцепление при вставленном ключе и автомобиль стразу поедет.

Технические эксперты утверждают, что использование передачи при парковке вместо ручника никого вреда любому транспортному средству не несет, а ручной тормоз нужно применять хотя бы периодически, чтобы не допустить прокисаний. При этом, желательно придерживаться следующих рекомендаций:

  • на ровной местности ТС лучше оставлять на передаче,
  • при нахождении на уклоне рекомендуется дополнительно задействовать ручник,
  • при кране отрицательных температурах или после мойки автомобиль на ручнике рискует замерзнуть;
  • для подстраховки под колеса нужно подложить твердый предмет.

Во многих машинах за время изменилась и сама конструкция ручника, который стал самозатягивающимся и электронным, а привычную длинную ручку на тоннеле заменила клавиша с букой Р в кружочке, которая присутствует на всех автомобилей с АКПП. Функцию тросиков берет на себя электронная система, автоматически рассчитывающая блокирующие усилия. Недотягивание тормоза в этом случае исключено.

Автовладельцы 20-летних карбюраторных агрегатов, оборудованных задними барабанными тормозами, могут смело оставлять раритетную технику на передаче, двигатель от этого совершенно не пострадает. Модели с электронным управлением и автоматическим впрыском и с клапанным механизмом, сошедшие с конвейеров в нынешнем столетии, лучше ставить на ручник, это защитит систему от чрезмерных нагрузок.

Какую следует включать передачу на механике для парковки

Нет особой разницы, какую включать передачу на парковке для обеспечения неподвижности автомобиля. И всё же, если машина стоит под небольшим уклоном, то рекомендуют включать всё же первую скорость, что позволит исключить вероятность ее отката вперед. Аналогично, если автомобиль запаркован на горке, то для того, чтобы исключить откат машины назад, включают заднюю скорость.

Ручник или скорость? Как оставлять на стоянке машину с МКПП

e21eb301090ad29ee4cf6ef301264168_w650.jpg

Ручной тормоз блокирует тормозные колодки, то есть приводит их в полную боевую готовность, но мороз может окончательно сковать их с дисками и барабаном

Одной из важных задач является парковка автомобиля. Молодые водители порой задумываются на тему того, как правильно оставлять на стоянке машину с механической коробкой передач.

На нейтральной передаче автомобиль и вовсе не статичен, поэтому она используется только с включенным ручным тормозом. Если со стояночным тормозом все ясно и не находится желающих оспаривать его преимущество, то вопрос можно ли оставлять автомобиль на включенной передаче, до сих пор волнует умы автомобилистов и единого мнения так и не выработалось.

Холодное время года. Использование ручного тормоза в холодное время года является довольно спорным вопросом. Он блокирует тормозные колодки, то есть приводит их в полную боевую готовность. А вот мороз может сковать их между дисками и барабанами. Именно поэтому в холодное время года использовать стояночный тормоз нежелательно. В данном случае, лучше всего довериться включенной передаче.

Польза включенной передачи. Опытные автомобили обязательно оставляют включенную передачу на парковке для того, чтобы потом спокойно продолжать эксплуатацию без возникновения каких-либо проблем и сложностей. Здесь в игру могут вступить остальные механизмы. Основное преимущество включения передачи в том, что она предотвращает откат. Это означает, что хотя и необязательно держать машину на передаче, когда вы находитесь на ровной поверхности, наиболее важно делать это, когда вы припаркованы на горке.

9ab6f3526c10095455123de4ad0c4668_w650.jpg

Дорога необязательно должна быть особенно крутой, чтобы машина покатилась

Причем логика в использовании включенной передачи и стояночного тормоза вместе является довольно разумной. Все дело в том, что если в какой-то момент времени стояночный тормоз откажет, то включенная передача не позволит автомобилю откатиться и повредить кузов или стать причиной аварийной ситуации.

Если машину толкнут на парковке, то водитель должен понимать, что нужно делать в этой ситуации. Однако, есть несколько моментов, которые важно учитывать. При сильном контакте с другими предметами машина все же сдвинется с места и самой большой проблемой будут незначительные повреждения спереди или сзади.

e111f9ca8ab7869b73957a8939cd7737_w650.jpg

Автомобиль вообще сложный механизм и требует постоянного обслуживания и ремонта

Самым лучшим вариантом является включение первой передачи. Уже на ней трансмиссия будет заблокирована и машина не сдвинется с места, а значит на парковке она будет надежно зафиксирована.

Сложности. Основной сложностью при оставлении машины на парковке с включенной передачей является то, что в момент завода автомобиля после парковки, водитель забудет об этом. Если сцепление не нажато, поворот ключа приведет машину в резкое движение. В результате будет помят передний или задний бампер у своей и соседней машины.

Что касается использования стояночного тормоза, то многие водители стараются не использовать его из-за того, что берегут элементы автомобиля, избегая их преждевременного износа.

87b513096de4296f82c1935308e0c61b_w650.jpg

Применение двойной меры – и стояночного тормоза и включенной трансмиссии – лучший способ обезопасить автомобиль от движения при любых обстоятельствах

Заключение. Учитывая все вышесказанные моменты, водителям лучше всего стоит выбирать золотую середину. То есть, оставляя автомобили на парковке, нужно пользоваться и стояночным тормозом, но при этом оставлять включенную передачу.

Советы специалистов

Основная сложность при включении во время парковки передачи на механике состоит в том, что водители часто забывают выжать педаль сцепления перед тем как завести двигатель автомобиля. В итоге, стоит нам повернуть ключ в зажигание, как машина резко дёргается вперёд. Это приводит к опасности ударить впереди стоящий автомобиль, разбив как переднюю часть собственной машины, так и выполнять ремонт побитого вами автомобиля.

Если водитель принципиально не пользуется коробкой передач для блокировки автомобиля на стоянке, это увеличивает вероятность его отката вперед или назад на стоянке. В подобном случае важно быть уверенным в состоянии стояночного тормоза, у которого должны быть свежие колодки и полностью отсутствовать какие-либо проблемы с тросиком тормоза.

Недостатком использования коробки передач для блокировки движения автомобиля является то, что существенно увеличивается нагрузка на шестеренки ГРМ, натяжитель и привод газораспределительного механизма. Если автомобиль оставлен под уклоном, это приводит к повышенной нагрузке на цепь коленвала, в конечном счете, все это может привести к необходимости выполнения дорогостоящего капитального ремонта.

Кстати, владельцам дизельных автомобилей и механической коробки передач вовсе рекомендуют отказаться от подобной блокировки движения автомобиля на стоянке. Дело в том, что у таких автомобилей принципиально отличающаяся система зажигания топлива. На дизеле возможен самопроизвольный пуск двигателя, который на передаче может начать движение, что неизменно приведет к серьезным дорожно-транспортным происшествиям. Если же у такого автомобиля, даже при запуске самопроизвольно двигателя, включена нейтраль и затянут ручной тормоз, то машина будет стоять неподвижно.

Подведём итоги

На бензиновых автомобилях действительно можно вовсе отказаться от использования стояночного тормоза, обеспечивая неподвижность автомобиля на стоянке, просто включив при этом передачу на механической коробке. Однако нужно помнить, что подобное всё же увеличивает нагрузку на двигатель, что может привести к неисправностям мотора, который потребует в последующем дорогостоящего ремонта.

Если же оставлять машину на ручном тормозе, то при этом нужно быть полностью уверенным в его исправном состоянии, в том числе регулярно менять колодки и подтягивать тросик. Также помните, что на дизельных автомобилях оставлять машину на передаче на парковке не рекомендуется, так как в подобном случае при самопроизвольном пуске двигателя на автомобиле начнёт движение на передаче.

На задней или первой передаче МКПП стоит оставлять машину на стоянке?

На задней или первой передаче МКПП стоит оставлять машину на стоянке?

Ведь при затянутом стояночном тормозе высок риск примерзания колодок зимой или прилипания за счет коррозийных процессов. Сдвинуть такой автомобиль с места становится непростой задачей. В этой ситуации включенная передача позволяет надежно обездвижить автомобиль.

Механика процесса. При включении первой скорости или заднего хода оказывается активированной механическая цепочка - ведущие колеса - коробка передач - двигатель. Именно за счет сил трения в кривошипно-шатунном механизме обеспечивается неподвижное состояние автомобиля.

На задней или первой передаче МКПП стоит оставлять машину на стоянке? 3

Стоит учитывать, что полностью обездвижить машину могут помешать несколько обстоятельств:

На задней или первой передаче МКПП стоит оставлять машину на стоянке? 4

  • изношенная поршневая группа;
  • включенная высшая передача (когда колеса провернуться под весом машины на подъеме);
  • включенная частично скорость (по невнимательности водителя).

Использование способа в большинстве ситуаций оправдано, однако есть необходимость понимания процесса в зависимости от способа парковки.

На задней или первой передаче МКПП стоит оставлять машину на стоянке? 5

Мелочи в нюансах. При выборе передачи стоит вспомнить, какое передаточное отношение заложил в разные скорости производитель. На ровной площадке паркинга такая разница только между рабочими диапазонами «первый» и «задний ход» не окажет никакого значения. Здесь цифры окажутся в диапазоне - 3,0-4,0. Это значит, что число оборотов на колесах меньше, чем на коленчатом валу двигателя.

Вполне допустимо, что заезжая в ячейку задним ходом, будет достаточно заглушить машину. Передача при этом останется точно включенной.

Если же парковка машины осуществляется па подъеме/спуске, то разница между активированными режимами все-таки есть:

  • на подъеме логичнее включить передачу для движения вперед;
  • на спуске выручит «задняя скорость».

К примеру, даже если стартовое реле замка зажигания удастся активировать (утечка тока), то машина не сдвинется с места. Так и не начав работу, двигатель с учетом противодействия трансмиссии, просто заглохнет.

Водителю не стоит забывать общую рекомендацию при парковке на спуске/подъеме. Управляемые колеса в таких ситуациях рекомендуется повернуть в сторону препятствия (бордюр) и упереть. Это не всегда получится в условиях загородных дорог. Но для совершения стоянки за городом лучше выбрать более удобное место, чем подъем и обочину.

В качестве заключения. Привычка парковаться на передаче связана с невысокой надежностью электронного «ручника» сегодня на многих моделях. Известны случаи сбоев электроники, растяжения троса. При необходимости привлекать «механического помощника» стоит с пониманием.

Еще одной особенностью задействования передачи на парковки является необходимость выжима сцепления при запуске мотора. В противном случае даже короткий толчок позволит сдвинуться автомобилю на 20-30 см относительно первоначального положения. Это может хватить, чтобы задеть соседнюю машину, стоящую в этом же ряду.

Читайте также: