Мир есть сочетание атомов земли воды воздуха и огня кто так считал

Обновлено: 18.05.2024

Воду - первоосновой считал Фалес!! ! Воздух - Анаксимен!! ! Ферекид считал, что всё состоит из четырёх начал, одно из которых – земля. Гераклит Эфесский считал, что всё состоит из огня! Анаксимандр из Милета считал, что первооснова вещей – это апейрон (по гречески – бесконечное) , апейрон означает бесконечную делимость материи, вещество состоит из молекул, молекулы – из атомов, атомы – из элементарных частиц, элементарные частицы, возможно, состоят из кварков и так до бесконечности. Левкипп и Демокрит учили, что начала Вселенной сути атомы и пустота. Эмпедокл в Сицилии считал, что первооснову вещей составляют четыре стихии – огонь, вода, земля и воздух. Анаксагор считал, что первооснова - это гомеомерии («подобные частицы») : как золото состоит из так называемой золотой пыли, так и всё представляет собой связь подобных маленьких телец.

Вода - Фалес
Воздух - Анаксимен
Логос - Логос
Число - Пифагор
Апейрон - Анаксимандр
Атом - Демокрит

Мир есть сочетание атомов земли воды воздуха и огня кто так считал

Философия. Краткая история

© ЗАО «Торгово-издательский дом «Амфора», 2013

Зачем нужна еще одна книга по истории философии, когда полки книжных магазинов буквально ломятся от изданий соответствующего рода? Казалось бы, бери любую и изучай на здоровье философские системы выдающихся мыслителей. Но проблема в том, что можно буквально по пальцам пересчитать книги, способные помочь новичку, едва начинающему «грызть гранит» этой нелегкой науки. Большинство изданий по истории философии написаны авторами как бы для самих себя. Даже самые простые и ясные вещи там излагаются языком, перенасыщенным сложными понятиями, специальными терминами и наукообразными оборотами. Подобные работы подразумевают определенную осведомленность читателя в философских вопросах, его умение разбираться в особенностях тех или иных учений. Словом, такие книги фактически рассчитаны на специалистов. Так где же выход? Ведь человеку, делающему свои первые шаги в философии, крайне тяжело начинать с литературы для профессионалов. Ему нужны принципиально иные справочные издания, написанные ясно, легко и доступно. Книга, которую вы держите в руках, стала одним из первых опытов создания такой литературы.

Автор попытался осуществить синтез сразу нескольких жанров – словаря, справочника и учебного пособия. Выбрав около сотни наиболее значимых для истории философии мыслителей, мы расположили их в хронологическом порядке. В этом и заключен основной смысл книги – создать цельную, непротиворечивую и последовательную концепцию развития всемирной философской мысли.

Изложение философской концепции каждого мыслителя, как правило, предваряется его кратким жизнеописанием. В каждой философской системе автор попытался выделить наиболее важные идеи и объяснить их в максимально доступной форме. В конце книги автор счел необходимым поместить небольшой справочный материал по основным понятиям, категориям и терминам, а также дать краткие характеристики и определения важнейших философских школ и направлений.

Автор далек от мысли, что этот «первый блин» целиком и полностью удался, но надеется, что он и не «вышел комом». Понятно, что ни одна книга в мире не может устроить абсолютно всех, особенно если это не художественная, а специальная литература. Кому-то из профессиональных философов данная книга может показаться слишком легковесной, кого-то не вполне удовлетворит подбор имен, кто-то останется недоволен краткостью справочного материала… Но хотелось бы повторить и подчеркнуть еще раз: книга написана для начинающих, а не для профессионалов! При этом автор попытался избежать популяризаторства и упрощенчества, стараясь по возможности полно и добросовестно осветить историю философской мысли. В какой степени это удалось – судить читателю.

В VI–V вв. до н. э. мировая цивилизация пережила самый настоящий интеллектуальный бум. Именно в этот период сразу в трех очагах древней мировой культуры – в Индии, Китае и Греции – появились выдающиеся мыслители и религиозные деятели, давшие начало величайшим религиозно-философским учениям человечества.

В ряду причин, приведших к зарождению восточной философии, можно перечислить следующие:

1. Ослабление родоплеменных отношений и появление первых государств.

2. Связанный с этим кризис общепринятых морально-нравственных установок.

3. Усиление критического духа и рост научных представлений и знаний.

4. Возникновение оппозиционных настроений в отношении традиционной религии.

5. Развитие ремесел и торговли.

Первые зачатки философского мышления в Индии появились в глубокой древности – примерно в 2500–2000 гг. до н. э. Они содержатся уже в религиозных текстах, в Ведах, где наряду с гимнами в честь индийских богов появляются сутры – выраженные в мифопоэтической форме идеи бытия, времени, пространства, первовещества, причины и т. п., касающиеся в основном проблем осмысления традиционной индийской религии – брахманизма. В течение длительного периода складывались религиозно-философские комментарии к Ведам – Упанишады, где находили отражение многие проблемы находящейся в становлении индийской философии, историю развития которой принято условно делить на три основных периода:

1. Ведийский период: 2500–500 гг. до н. э.

2. Классический (брахмано-буддийский) период: 500 г. до н. э. – 1000 г. н. э.

3. Послеклассический период: 1000 г. – Новое время.

С некоторого времени также сложилась традиция делить все философские школы Индии на т. н. ортодоксальные, т. е. признающие авторитет Вед и Упанишад, и неортодоксальные, т. е. не признающие их авторитетными источниками познания истины. К первым принято относить шесть основных философских школ: Санкхья, Йога, Ньяя, Вайшешика, Миманса и Веданта. Ко вторым – Локаята (Чарвака) и Адживика, а также течения, представленные в форме религиозно-философских учений: буддизма и джайнизма. В целом, все индийские философские школы выгодно отличаются органической общностью морально-нравственных и духовных взглядов, постоянным взаимообогащением и стремлением к дальнейшему совершенствованию. Хотя становление и развитие их проходило в непрерывных теоретических диспутах, они все же не переступали дозволенных приличием границ и сопровождались высоким уровнем терпимости в отношении друг к другу, что вытекало из особенностей самой индийской философии в целом. Согласно традиционным взглядам индийских мудрецов, целью философского познания мира является не чистая теория или простое любопытство, а практическое руководство правильной и добродетельной жизнью. Философское знание необходимо в первую очередь для исправления своих недостатков, для совершенствования – словом, для конкретного применения в жизни.

Для более полного ознакомления с основами индийской философии надо поближе познакомиться с ее главными учениями. Начнем с ортодоксальных школ.

Одна из наиболее популярных ортодоксальных философских школ древней Индии. Ее основателем является мудрец Капила (VI–V вв. до н. э.), о котором, к сожалению, известно очень мало. Не сохранилось также каких-либо трудов других древних авторов, так что первое систематическое изложение этого учения – «Санкхья-карики» – принадлежит философу Ишваракришне, жившему уже в начале нашей эры. Этот текст и поныне считается основным. К нему на сегодняшний момент набралось большое количество комментариев, авторами которых были, в частности, Гаудапада, Вачаспати Мишра.

Санкхья рассматривает общую картину мира, исходя из двух основных общемировых начал: единой, но изменчивой материи (природы) – пра́крити, и вечной, но неизменной духовной сущности – Пу́руши. Пуруша, хотя и выступает в качестве духовного начала, тем не менее не является богом-творцом. Его, скорее, можно отождествить с сознанием, индивидуальностью, воплощающейся в живых существах. Пракрити, как бессознательная материя, постоянно видоизменяется, развивается, преобразуется. Она состоит из трех основных элементов – гун:

1. Саттва – чистота, ясность; благое светлое начало, приводящее к гармонии, покою, счастью и мудрости.

2. Раджас – активность, страстность, действенность; начало, порождающее динамику мира.

3. Тамас – инертность, пассивность, бездеятельность; начало, вызывающее безразличие, косность и обман.

Все мировое природное многообразие возникло из сочетания и взаимодействия этих трех гун. Что же касается развития (эволюции) мира, природы и человека, то этот процесс начинается при соединении Пуруши с пракрити. При этом всякое живое существо (не только человек), согласно Санкхье, имеет три уровня существования: собственно Пурушу (сознание), тонкое тело и грубое тело. Тонким телом является интеллект и органы чувств, дающие при взаимодействии самоощущение, «Я». Здесь, в тонком теле, зарождается кармическое начало живого существа. Грубое тело – это, собственно, материальное тело, физическая оболочка Пуруши и тонкого тела. Оно гибнет и разлагается со смертью организма.

Фалес, Анаксимандр, Анаксимен

Кусок рельефа с портретом Анаксимандра. Рим. Национальный музей.

Философия, как и многие другие из ныне существующих наук, впервые зародилась в Древней Греции, а основоположником ее сами греки считали мудреца Фалеса из Милета. Фалес родился около 640 г. до Р.Х. и происходил из знатного рода, имевшего финикийские корни. В молодости он был неравнодушен к политике, но затем отошел от государственных дел и всецело обратился к изучению природы. Для того чтобы лучше постигнуть восточную премудрость он ездил в Египет и долгое время жил среди тамошних жрецов. Здесь Фалес увлекся геометрией и придумал, как измерить высоту пирамид по их тени (он дождался часа, когда его собственная тень оказалась равной его росту; тень пирамиды, таким образом, также оказалась равной ее высоте).

Помимо геометрии Фалес приобрел большие познания в астрономии. Говорят, он сумел заранее предсказать солнечное затмение 585 г. до Р.Х. Он также первым из греков определил, что продолжительность года составляет 365 дней.
Современники безмерно удивлялись познаниями Фалеса, но вместе с тем тихонько посмеивались над ним. Вид мудреца, отрешившегося от земной суеты и всецело посвятившего себя разгадке тайн мироздания, был для них в диковинку. Однажды Фалес отправился наблюдать звезды и так увлекся этим занятием, что свалился в яму. Он стал звать на помощь, и какая-то старуха насмешливо сказала ему: «Что же ты, Фалес? Не видишь того, что под ногами, а надеешься познать то, что в небе?» Обывателям ее острота показалась очень меткой, и они с удовольствием повторяли ее. Фалес решил проучить насмешников. Установив по своим наблюдениям, что ожидается большой урожай оливок, он заранее взял в наем все маслодавильни. Его расчеты подтвердились. Земледельцам пришлось платить Фалесу за все произведенное масло, и он за один сезон нажил большие деньги. На этот раз все милетяне восхищались его проницательностью. «Вот видите! – сказал им Фалес, - добывать богатство совсем нетрудное занятие. Но деньги меня не интересуют». И он вновь обратился к своим научным изысканиям.

Вопрос, над которым особенно много размышлял Фалес, можно сформулировать примерно так: что есть то, из чего состоит все? Он был уверен, что существует некое первоначало, из которого произошли все бесконечные явления и предметы окружающего нас мира: и земля, и воздух, и люди, и трава, и ветер. После долгих раздумий он пришел к выводу, что таким первоначалом может быть только вода и что было время, когда ничего кроме воды не существовало.

Догадка Фалеса поразила греков. Испокон веков люди привыкли видеть перед собой огромный многообразный мир природы, они смотрели на солнце, горы, землю, море, реки, деревья, как на самостоятельные явления. Мысль, что мир един по своему составу и происхождению была чрезвычайно смелой для своего времени. И пусть, учение о том, что все состоит из воды кажется теперь наивным, это ничуть не умаляет значение Фалеса в истории мировой философии. Ведь в конце концов важно не то, как он ответил на вопрос «из чего все?», а то, что он этот вопрос вообще поставил. Однако, процесс познания бесконечен. Достигнув чего-то, мы сталкиваемся с новыми трудностями. Следующая тайна, над которой пришлось задуматься философу, заключалась в проблеме: «каким образом все происходит из единого?» Ведь, наверняка, Фалес пытался понять, как вода уходит от своей изначальной простоты, образуя пестрый разнообразный мир. Но, увы, мы не знаем, что он говорил на этот счет. Возможно, Фалес так и не смог найти решения загадки.

Жизнь со всеми ее насущными проблемами также не была безразлична великому милетянину. Он был настоящий мудрец, и многие из его изречений служат тому подтверждением. «Древнее всего сущего, – учил Фалес, - Бог, ибо он не рожден. А прекраснее всего – мир, ибо он творение Бога. Больше всего – пространство, объемлющее собой все. А быстрее всего – ум, так он мгновенно обегает все сущее. Сильнее всего – неизбежность: она властвует над всем. А мудрее всего - время, ведь именно оно все и раскрывает». Однажды Фалеса спросили: «Что на свете труднее всего?» Он ответил: «Познать себя». – «А что легко?» – «Советовать другому!» Тогда ему задали новый вопрос: «Какая жизнь самая лучшая и справедливая?» – «Такая, - отвечал Фалес, - когда мы не делаем того, что осуждаем в других».

Другом и младшим современником Фалеса был милетянин Анаксимандр, который родился в 610 г. до Р.Х. и умер после 546 г. до Р.Х. Разделяя философские увлечения Фалеса, Анаксимандр ни в коей мере не был согласен с тем, что вода является первопричиной всего и что мир состоит из воды. Самый подход Фалеса к решению вопроса «из чего состоит все?» он полагал неверным. Разве можно считать первоначалом какой либо из элементов окружающего нас мира, будь то вода, воздух, огонь или земля? Первоначало тем и замечательно, что оно несет в себе изначальные свойства всего, в то время как ничто конкретное не сводится непосредственно к первоначалу.

Сам Анаксимандр утверждал, что в основе мирозданья лежит особая невидимая, вечная и неуничтожимая среда, которую он назвал апейрон – «беспредельное». Все сущее в своей основе состоит из апейрона. Причем «беспредельное» не только есть тот «материал» из которого строится вселенная, но он же является «мастером», который эту вселенную создает. Апейрон сам произвел из себя все, он – единственная причина рождения и гибели. И в то время, как мир окружающих нас вещей бесконечно меняется, божественный апейрон, взятый в своей сути, остается извечно неизменным.

Надо признать, что суждения Анаксимандра о первоначале всего представляются более глубокими, чем суждения Фалеса. А в стремлении постигнуть мир он пошел значительно дальше своего предшественника. Ведь Фалес, насколько мы знаем, не старался объяснить, каким образом его первичная вода развилась в тот пестрый, разнообразный мир, который мы видим вокруг себя. Зато Анаксимандр много и напряженно размышлял об этом. Он считал, что причиной всего служит извечное движение, которому подвержен апейрон. Именно вследствие движения, «беспредельное» меняется и в нем появляются противоположности. Этими противоположностями служат «горячее», «сухое», «влажное» и «холодное». «Горячее», считал Анаксимандр, в силу своей легкости и подвижности, устремилось наружу, превратившись в огонь и воздух, а «холодное», оставшись в центре, разделилось на землю и воду. Так возникла наша Земля, покрытая морями и окутанная воздухом. Она представляет из себя цилиндр, который свободно висит в центре вселенной. За сферой воздуха, полагал Анаксимандр, располагается сфера космического огня. Однако мы ее не видим, а видим лишь ее осколки - Солнце, Луну и звезды, которые движутся по кругу вокруг Земли. Первоначально земля была лишена жизни. Живые организмы постепенно возникли на ней из влаги. И вообще, жизнь зародилась в море, а люди произошли от рыб.

Вот какую развернутую картину создал Анаксимандр силой одной только своей мысли! И хотя многое в его рассуждениях было еще очень наивно, некоторые умозаключения оказались поразительно глубокими и намного опередили свое время. Об Анаксимандре сообщают также, что он первым придумал солнечные часы, первый нарисовал на медной доске очертания земли и моря (то есть, по сути дела, создал первую карту и был в каком-то смысле основоположником географии). Он же попытался нанести на сферу все видимые звезды и соорудил первый небесный глобус.

У Анаксимандра был ученик по имени Анаксимен, который родился в 585 г. до Р.Х. и умер между 528 и 525 г. до Р.Х. Он также стал знаменитым философом. Правда, в своих суждениях Анаксимен был ближе к Фалесу, чем к своему наставнику. Ведь он не верил в апейрон, а считал, что извечным первоначалом являлся воздух. Однако то был не совсем обычный воздух: Анаксимен говорил, что его первоначало божественно по своей природе и что человеческая душа является его частицей. Видим, следовательно, что воздух Анаксимена был не столько «газом», сколько особой субстанцией, которую позднейшие философы и богословы определяли словом «дух». Но как из этого первоначала произошло все остальное? На этот счет Анаксимен имел очень простую и не лишенную изящества теорию. Воздух, объяснял он, не остается неизменным – он способен к сгущению и разряжению. При разряжении он переходит в огонь, а при сгущении становится водой и землей. Таким образом, возникают все основные элементы мироздания, из которых складывается окружающий мир.

© Copyright: Константин Рыжов, 2009
Свидетельство о публикации №209100600176

Это отличные лекции, сжатые, насколько возможно, но надежно схватывающие всё главное! Как я рада, что я тут вас нашла случайно. Я всегда смотрю авторов, которве приходят на мою страничку и плачу вниманием за внимание моим читателям, и какое счастье повстречать среди моих читателей такую хорошую живую энциклопедию всего,что мне нужно. И главное, такой порядочек Вы в мозгах читателя создаёте- прелесть!Ну, мне с Вами и повезло! я сперва даже и не ожидала, сколько у Вас тут всего.
Вы провели такую колоссальную работу- всё найти, выбрать, организовать для успешного восприятия , упростить для запоминания, отобрав самое существенное.
Спасибо Вам за Ваш замечаельный труд.
Я не знаю, кто Вы по профессии, но Вы-отличный, эффективный учитель.
Препод с большой буквы. Удач Вам творческих, здоровья и процветания!
Ваша Маришка.

Да, Вы правы, на то, чтобы все это собрать, пересказать и систематизировать ушли годы. Но это ведь очень интересное занятие! А здесь я разместил часть своих конспектов, чтобы и другие, если желают, могли воспользоваться результатами моих штудий. Материал представил так, как сам бы хотел его находить в других источниках. Рад, что и Вам мои компиляции показались полезными.

И все-таки уже тогда они могли додуматься, что мыслить надо не с того ЧТО было первичным. а с ГДЕоно было7 Где оно есть? Где оно появилось?
Для начала мышления надо обозначить сперва место. Я додумалась, значит и они могли.
ГДЕ вода находится?- спросила бы я Фалеса. Где находится Ваш апейрон?-спросила бы я Анаксимандра. Да и Гераклита с его огнем . и всех других..
ГДЕ? ГДЕ? ГДЕ? Нигде, что ль? А если нигде нету и не было нигде. то и не существует.
Всему нужно место.
И это место ПРОСТРАНСТВО.
Но плохо то, что они еще тогда придумали бесконечность.А это уже серьезная ошибка в мозгах. Что значит БЕСКОНЕЧНО?-БЕС,КОНЕЧНО.
И эта ошибка по сей день гробит и физику и философию.
Надо после понимания первичности пространства идти мыслью к тому, что и откуда в нем появилось.
А у них всегда на крайняк, когда их припрешь к стенке, ответ:всегда было.
То есть бесконечно во времени. Придумали еще само по себе идущее время (тоже ошибка, его нету)и подвесили ему бесконечность. Как и пространству.
ай, ладно.

На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Эмпедокл и его учение о четырех стихиях

Диоген Лаэртский относил Эмпедокла к пифагорейцам. В наше время его часто называют эклектиком, так как его учение использует элементы почти всех предшествовавших систем. Однако его учение в целом вполне самобытно. Эмпедокл всегда был популярен и является одним из наиболее цитируемых и хорошо сохранившихся авторов среди досократиков. В его творчестве с замечательной выпуклостью проявляется «протофилософское» качество досократиков: его философская интуиция неотличима от религиозного откровения, а взлёт научной мысли – от поэтической образности. Центральная идея космогонии Эмпедокла: Любовь и Вражда формируют мир из четырех стихий-первоэлементов: земли, воды, воздуха и огня/1/.

Его система напоминает о «стихийном материализме» милетской школы, однако стихии в его учении играют совсем другую роль. Ионийские философы спорили о том, какая из стихий является единственным источником всего сущего. Избранная на эту роль стихия приобретала магическую способность порождать из себя весь видимый и невидимый мир. Эмпедокл же предложил считать все четыре стихии (землю, воду, воздух и огонь) первичными элементами материи. Все вещества состоят из этих четырех элементов, смешанных в разной пропорции: реальная земля содержит воду, реальный огонь содержит землю и воздух и т.п. В живом организме кости отличаются от мышечной ткани тем, что в них больше земли (твердости) и меньше воды (текучести). Мир начинает формироваться благодаря действию Вражды (разделяющей силы) путем выделения элементов из первоначальной однородной смеси: так появляются земля-материк, вода рек и океанов и воздух (атмосфера). Затем благодаря действию Любви путем синтеза тех же четырех элементов образуются живые существа: в нас присутствуют твердая компонента (земля), жидкая (вода), дыхание (воздух) и тепло (огонь). Души также состоят из тех же четырех стихий, причем люди с разным характером имеют разный состав компонент /2/.

Эта идея Эмпедокла оказалась настолько удачной и долгоживущей, что она использовалась наукой вплоть до Нового Времени. Даже сейчас мы продолжаем анализировать личности и характер окружающих, рассуждая о том, в ком из них преобладает Воздух или Земля, а в ком Вода или Огонь. Сама по себе концепция составленности материи из ограниченного набора первичных элементов остается базой современной науки о веществе, как химии, так и ядерной физики. Кроме того Эмпедокл впервые разделил «живые стихии» на пассивную часть (материя) и активную (силы). Объяснение движения мира через воздействие внешних сил на пассивную материю было важным открытием Эмпедокла, на котором по сути базируется вся классическая механика: в ней фигурируют материальные точки или тела приводимые в движение силовыми полями или точечными силами.

В системе Эмпедокла действуют две силы – Любовь/3/ и Вражда/4/. Любовь соединяет, Вражда разъединяет. Космогония Эмпедокла заключается в разъяснении того, как именно совместное действие Любви и Вражды сформировало мир вещей и куда направлена дальнейшая эволюция. Эмпедокл представляет себе первоначальный хаос как однородную смесь четырех элементов. Эта первоматерия совершает интенсивное вихревое движение, в котором более тяжелые элементы (земля и вода) остаются в центре, а более легкие (воздух и огонь) поднимаются к периферии, где формируется небо. Небо состоит из огня-эфира/5/, который собственно и есть огонь в наиболее чистом виде /6/. Земной физический огонь – это смесь огня как такового и других элементов, которыми он питается. Поэтому земной огонь дымит и обжигает.

Взгляды Эмпедокла характеризуют с новой стороны восприятие древними огня. Качества, приписываемые огню, проявляются здесь в сопоставлении с другими элементами-стихиями. Огонь - это наиболее легкий из четырех элементов; он образует наиболее тонкую материю, из которой состоят боги и демоны. Таким образом подтверждается, что огненная природа духовного является общим местом древней физики: мы встречаем эту идею в разных вариантах у Пифагора, Гераклита, Эмпедокла и, как будет видно, даже у «материалиста» Демокрита. Подчеркнем, что огонь-первоэлемент у Эмпедокла не тождествен природному огню, а представляет собой огонь в наиболее чистой форме, как небесное по своей природе начало движения, тепла, света и жизни.

Эмпедокл разработал оригинальную теорию восприятия, которая построена на простом принципе: подобное воспринимается подобным/7/. Так как свет является проявлением огня, то для восприятия света в глазу должен быть огонь. Огонь, по Эмпедоклу, находится в центре глаза и окружен землей и воздухом, которые распознают себе подобные элементы в видимом мире. При всей наивности такой концепции с точки зрения современной науки, «пламенный взор» и «огонь в глазах» занимают важное место в нашем языке и системе образов, в частности неоднократно используется в Библии/9/.

Обратим внимание на центральную роль Любви в учении Эмпедокла. Любовь выступает животворным началом: она созидает мир, и формирует живые существа. Любовь руководит мудрым и возводит его к высшим ступеням бытия. Эмпедокл был пацифистом и противником насилия, что было необычно в эпоху восхищения подвигами героев и военной доблестью. В учении Эмпедокла сильно выражена религиозно-мистическая компонента/10/. Он верил в переселение душ /11/. Самого себя он считал инкарнацией павшего бога, который искупал прошлые грехи в новых рождениях, причем он сам был последней ступенью в череде воплощений перед окончательным высвобождением «своего» бога и его приобщением к сонму бессмертных. Близость к божественному финалу наделяла Эмпедокла магической силой: его жизнеописание сообщает, что он повелевал ветром и дождями и даже воскрешал умерших.

ПРИМЕЧАНИЯ
1. В литературе дискутируется соответствие между богами и элементами у Эмпедокла. Традиционно считалось (согласно Диогену Лаэртскому), что Зевс соответствует огню, Гера – воздуху, Аид – земле, а Персефона – воде. Кингсли однако доказывает, что Зевс соответствует воздуху, Гера – земле, а Аид - огню. Предполагаемая связь между Аидом и огнем особенно интересна. Она обосновывается пифагорейским учением о центральном огне, который рассматривался не как астрономическое тело подобное Солнцу (в современном представлении), а принадлежал невидимому подземному царству. См. P. Kingsley. Ancient philosophy, mystery and magic: Empedocles and Pythagorean tradition. Oxford Univ. Press, 1995.
2. Таким образом стихии имеют аспект одушевленности, однако в целом они являются скорее пассивной материей, кирпичиками мироздания. Напомним, что Эмпедокл и его современники считали душу разновидностью «живой материи».
3. Из четырех слов греческого языка, обозначающих «любовь» (филия, агапэ, сторгэ,эрос), Эмпедокл использовал слово «филия», которое обозначает дружеское отношение или расположение к тому, что нравится. «Филию» Эмпедокла можно было бы также перевести как «дружбу» или даже «сродство», имея в виду употребление последнего слова в химии для обозначения стремления веществ к реакциям слияния.
4. «Вражду» Эмпедокла (Нейкос) также переводят как «распрю», см. А.В. Лебедев. Фрагменты древнегреческих философов. Гл. 31, Эмпедокл, с. 330.
5. Термин «эфир» неоднозначен. Кингсли пишет, что первоначально он обозначал просто воздух, или даже влажный воздух, а в дальнейшем стал обозначать наиболее тонкую «небесную материю».
6. Псевдо-Плутарх пишет об Эмпедокле: «по его словам, из первоначальной смеси элементов выделился воздух и разлился вокруг в виде сферы. Вслед за воздухом стремительно вырвался огонь и, не имея другого места, побежал вон наверх, располагаясь под воздушным льдом небосвода» (А. В. Лебедев, гл. 31, Эмпедокл, 210,А30). Таким образом, небесный огонь находится на самом верху под небесной твердью и испускает дневной свет. Сама небесная тверь образована действием огня; мы знаем из земного опыта, что огонь может способствовать затвердению материалов (Дж. Барнет, гл. 112-113). Читаем далее у Псевдо-Плутарха: «вокруг Земли вращаются два полушария: одно — целиком из огня, второе — смешанное из воздуха и небольшого количества огня; последнее, как он полагает, и есть ночь» (а первое – день). Солнце светится отраженным светом (как у пифагорейцев); там же: «Солнце по своей природе не огонь, а отражение огня, подобное тому, что бывает в воде».
7. Идея о восприятии подобного подобным перекликается с теорией резонанса и с представлениями о симметричной роли излучения и приема радиоволн в антеннах.
8.См. Дж. Барнет, гл. 118.
9.В видении пророка Даниила глаза божественного мужа напоминают горящие светильники (Дан. 10:6). Автор Откровения видит «пламень огненный» в очах Сына Человеческого (Откр. 1:14), см также Откр. 2:18, 19:12.
10. Кингсли и многие другие современные авторы подчеркивают, что для правильного понимания Эмпедокла и вообще досократиков в контексте своей эпохи следует отказаться от принятых позднейшей наукой разграничений между магией и наукой, а также между магией и религией. Древние мыслители воспринимали космос как живой организм связанный с человеческим миром. Им было чуждо современное восприятие вселенной как механической системы.
11.Подобно некоторым сектам индуизма, вера в переселение душ привела Эмпедокла к крайнему вегетарианству.

Единый пдф-файл, соответствующий полному содержанию данного сборника, можно скачать здесь

С. Н. Трубецкой. Метафизика древней Греции. М., «Мысль», 2003

P. Kingsley. Ancient philosophy, mystery and magic: Empedocles and Pythagorean tradition. Oxford Univ. Press, 1995.

Читайте также: