Лицо со шрамом кто он в реальной жизни

Обновлено: 05.07.2024

Про Аль Капоне начали слагать легенды и снимать фильмы еще при его жизни. Его фразы передавались из в уста и становились популярными афоризмами. Его пальто и шляпы на десятилетия определили гангстерскую моду. Мы говорим «итальянская мафия» — подразумеваем Аль Капоне. До сих пор легендарный бандит — непременный герой сериалов, книг и фильмов об эпохе «ревущих 20-х». Как же ему удалось стать иконой стиля?

Альфонсе Габриэль Капоне родился в бедной многодетной семье итальянских мигрантов, проживавших в нью-йоркском Бруклине. Некоторое время он ходил в школу, но в четырнадцать лет избил учительницу. На шум прибежал директор, навалял Альфонсе, и обиженный подросток ушел из школы навсегда. Его единственным школьным другом остался Лаки Лучано — будущий крестный отец мафиозного итальянского клана.

Аль прибился к подросткам, называвшим себя «Бандой Джеймс-стрит». Возглавлял банду Джонни Торрио, он же «папа Джонни», он же «Лис». «Папа Джонни» одним из первых понял, как удобно использовать подростков для криминальных целей. Пацаны безоговорочно слушались Джонни, который был старше их на двадцать лет, выполняли все его приказы и при этом не подлежали уголовной ответственности.

Аль был здоровенным «быком», поэтому Торрио стал поручать ему охрану своих нелегальных игорных заведений. Чуть позже Аль стал работать вышибалой в бруклинском борделе, принадлеавшем Торрио и его партнеру — известному киллеру Фрэнки Йейлю.

В этом борделе случились два судьбоносных события в жизни Аль Капоне. Во-первых, некая греческая проститутка наградила его сифилисом. Во-вторых, Аль подрался из-за нее с уголовником Фрэнком Галуччо. Галуччо порезал ему ножом левую щеку. С тех пор Аль Капоне стали называть «Скарфаче» — «Лицо со шрамом».

Аль стеснялся шрама и всем говорил, что получил его в Европе во время первой мировой. Однако на самом деле, он никогда в армии не служил.

В 1919 году нью-йоркская полиция разыскивала Капоне по обвинению в двух убийствах. Папа Джонни отправил его отсидеться в Чикаго. Город крышевал в ту пору дядя Торрио, Большой Джим Коллозимо.

Большой Джим поднялся на сутенерстве. В 1919 году под ним ходили чуть не все проститутки Чикаго. Прогрессивный Торрио уговаривал дядю заняться новым прибыльным бизнесом — контрабандой спиртного. Но дядя растолстел, обленился и не понимал, как выгодно будет нарушать «сухой закон».

Осознав, что уговоры бесполезны, Торрио вместе с Капоне спланировали убийство Большого Джима. Они заказали его своему старому нью-йоркскому другу Фрэнки Йейлю, и Фрэнки «исполнил» дядю безупречно.

Бутлегерство — незаконная торговля спиртным — стала приносить Торрио и Капоне миллионы долларов в год. Однако рынок Чикаго был высококонкурентным. В 1924 году друзьям вновь пришломь обратиться за помощью к Фрэнки Йейлю. По их заказу он застрелил Диона О’Бэниона, главаря ирландской Северной банды.

Однако северяне не сломались и стали мстить. Торрио был тяжело ранен. Выйдя из больницы в феврале 1925 года, он произнес историческую фразу «Аль, теперь все твое», забрал честно нажитые тридцать миллионов долларов и уехал в Бруклин, где до самой смерти был неформальным лидером и решалой местных преступных кланов.

Аль остался на хозяйстве. Под его началом была банда из тысячи профессионалов, приносившая доход триста тысяч долларов в неделю. С такими деньгами новый крестный отец повел себя мудро. Он купил не только всю полицию Чикаго, но и прокуратуру, судей, политиков и выборные власти.

В результате счет его жертв шел на сотни — только по официальным данным, по приказу Аль Капоне было убито более 700 человек. Его годовой доход превышал 10 миллионов долларов — фантастическая сумма по меркам 1920-х. Он практически открыто владел борделями, игорными домами и нелегальными питейными заведениями, нарушая едва ли не все законы — штата и федеральные.

Однако при этом Аль Капоне был самым уважаемым человеком в Чикаго. Он широко занимался благотворительностью. Когда он с друзьями и телохранителями появлялся на местном стадионе, публика приветствовала его овациями.

Аль Капоне сам назначал руководство города и округа. Однажды в Цицеро, пригороде Чикаго, представители Демпартии задумали выставить свои кандидатуры. Но Капоне нужен был на посту мэра свой человек, Джозеф Кленья. Поэтому он пригласил своег старшего брата Фрэнка разобраться с непокорными избирателями.

Любимое высказывание Фрэнка было «Трупы не спорят». Он взял своих бойцов и в день выборов стал вместе с ними обходить избирательные участки Цицеро. Буквально под дулом пистолетов бандиты заставляли горожан вписывать в бюллетени имя Кленьи. Охранявшие участки полицейские ничего не замечали. Возмущенные граждане вызвали полицию из Чикаго. В начавшейся перестрелке Фрэнк погиб.

Аль Капоне устроил своему брату похороны, которых не видел Чикаго. Труп лежал в гробу, сплошь покрытом серебром. Только цветы и венки стоили двадцать тысяч долларов. Все бордели и игорные дома Чикаго закрылись в знак траура. А мэром Цицеро вновь стал человек Аль Капоне, Джозеф Кленья.

Кстати, спустя несколько лет Кленья чего-то напортачил. Аль Капоне приехал в мэрию, вытащил мэра на крыльцо и принялся избивать его в кровь. Полицейские, охранявшие здание, тактично отвернулись.

Аль Капоне был первым боссом мафии, отказавшимся от пещерного национализма. До него кланы были чисто этническими. Бригады Аль Капоне, напротив, представляли собой стопроцентный интернационал. Наряду с итальянцами среди его бойцов были ирландцы, евреи, греки, афро-американцы.

Дисциплину «Великий Аль» наводил своеобразно. Заподозрив в предательстве двух своих бойцов, он устроил в их честь пышный банкет. В разгар вечера Алю поднесли большую красивую коробку. Он открыл «подарок», достал из коробки биту и, не выходя из-за стола, разбил головы обоим предателям.

14 февраля 1929 года вошло в американскую историю как «Бойня в день святого Валентина». Кстати, именно с этой «бойни» начинается культовая комедия «В джазе только девушки». В этот день Капоне переодел своих бойцов в полицейскую форму и устроил налет на склад спиртного, принадлежавший конкурировавшей банде Морана. Гангстеры Морана, завидев «полицейских», послушно подняли руки и встали к стене, ожидая обыска. Люди Капоне спокойно перестреляли их и уехали.

Общественное мнение потребовало головы Аль Капоне. Жестокость «короля Чикаго» уже вошла в поговорку. Пресса назвала Аль Капоне «врагом народа номер 1». Однако все свидетели его преступлений таинственным образом исчезали. Ни одно обвинение было невозможно довести до суда. Только в 1929 году глава ФБР Эдгар Гувер сумел посадить Аля на 10 месяцев за незаконное владение оружием.

Из тюрьмы Аль продолжал вести дела по телефону. Ео империя процветала. Тогда федералы через одного из подчиненных Капоне вышли на его «черную бухгалтерию» и впаяли ему неуплату налогов. Знаменитого гангстера защищали лучшие адвокаты Америки, но все-таки он получил целых одиннадцать лет.

С 1931 года Аль Капоне сидел в самой страшной тюрьме США — Алькатрасе. Там отбывали пожизненный срок отморозки, осужденные за многочисленные убийства. Они устроили старому мафиозо веселую жизнь.

Однажды Аль Капоне без очереди полез к тюремному парикмахеру. Техасский грабитель банков, отбывавший 30-летний срок, выхватил у парикмахера ножницы, приставил их к шее гангстера и прогнал его в конец очереди. Потом Аль Капоне досталось от него еще раз — грабительударил его ножом.

В тюрьме Аль Капоне пытались задушить. Был план отравить его, насыпав щелок в кофе. После того, как Аль проигнорировал забастовку сокамерников, они его чуть не убили. В конце концов его сослали мыть душевые. В Алькатрасе бывшего короля Чикаго называли крысой, штрейкбрехером и «итальяшкой со шваброй».

В Алькатрасе дал себя знать старый незалеченный сифилис, которым страдал Аль Капоне. У него начались судороги, его частично парализовало, он стал терять разум. В 1939 году его выпустили на поруки. До самой смерти он отсиживался в своем особняке в Майами, опустившийся и отупевший. Жена достала ему только что изобретенный пенициллин, но вылечить его уже не успела. В 1947 году «Великий Аль» умер от инсульта.

Единственный сын знаменитого гангстера «Сонни» всю жизнь страдал от последствий врожденного сифилиса. В 1966 году он сменил фамилию и стал Альбертом Фрэнсисом Брауном.

Аль Капоне похоронен в двадцати миялх от Чикаго, на кладбище Маунт-Кармель, недалеко от своих друзей, врагов и коллег. Рядом с его могилой — семейные склепы О’Баниона, Хайме Вайса, Фрэнка Нитти, Сэма Джанкано и других чикагских «авторитетов». Доброй традицией американцев стало распивать джин на могиле «Великого Аля» — в память того, как он помогал людям нарушать «сухой закон».

"Лицо со шрамом": интересные факты и фото со съёмок

1. Аль Пачино не раз говорил, что роль в фильме "Лицо со шрамом" является одной из его любимых.

2. Сценарий к фильму написал Оливер Стоун, которому в те времена не удалось избежать кокаиновой зависимости. Сценаристу тогда довелось пообщаться как с полицейскими, так и с представителями криминального мира. Как кокаин может изменить жизнь человека Оливер Стоун знал не понаслышке.

3. Тони Монтана, кстати, был так назван потому, что любимым футболистом Стоуна был Джо Монтана.

4. Ходит легенда, что на съёмках использовался настоящий кокаин. Сложно сказать, насколько далека эта легенда от реальности, но Аль Пачино говорил, что после съёмок в "Лицо со шрамом" его нос уже не был прежним. Да и создатели фильма не говорят, чем на самом деле являлся этот белый порошок в кадре.

5. Не смотря на то, что действие фильма происходит в Майами, большая часть съёмок прошла в Лос-Анджелесе. Дело в том, что власти Флориды не были рады тому, что на их территории будет сниматься подобный фильм.

6. Оператором фильма был Джо Алонсо, который хорошо говорил по-испански. Когда это стало известно Аль Пачино, актёр попросил оператора говорить с ним на испанском. Аль Пачино считал, что это поможет ему лучше примерить на себя роль кубинского эмигранта.

7. Режиссёром фильма был Брайан Де Пальма, который дружил со Стивеном Спилбергом. Как-то раз, Спилберг заглянул на съёмочную площадку "Лица со шрамом", ближе к концу съёмок. В итоге, в финале картины есть несколько сцен, снятых Спилбергом.

8. Что удивительно, "Лицо со шрамом" почти не был изрезан цензурой. Первоначально, фильму хотели присвоить максимальный возрастной рейтинг. Но в итоге вмешались представители полиции, которые сказали, что фильм близок к реальности.

Видимо, с помощью фильма, людей решили предостеречь от наркотиков. В фильме почти всё оставили как было, сделав лишь чуть менее брутальной сцену с бензопилой в ванной.

9. А фильм и правда довольно суров. После выхода "Лицо со шрамом", стало модным этот фильм резко осуждать. Причём, делали это в основном актёры.

Некоторые же, как например Эдди Мерфи, называли "Лицо со шрамом" своим любимым фильмом.

10. А вот зрителям фильм понравился. При бюджете в 25 миллионов долларов, "Лицо со шрамом" собрал в мировом прокате 65 миллионов.

Самый знаменитый гангстер Америки: реальная история последних лет жизни Аль Капоне

На пике своей карьеры король криминального мира Аль Капоне возглавлял организацию, ежегодно зарабатывающую миллиард долларов. Пряжки его ремней и кольца были инкрустированы бриллиантам и, он тратил тысячи долларов на пошив костюмов; а кроме того — организовывал сотни заказных убийств, включая — хоть это не доказано — бойню в День святого Валентина (14 февраля 1929 года подчиненные Аль Капоне расстреляли бойцов конкурирующей ирландской группировки Багса Морана). Однажды его люди похитили легенду джаза Фэтса Уоллера, заставили музыканта выступать на трехдневной вечеринке по случаю дня рождения босса, а затем отвезли домой с карманами, набитыми тысячедолларовыми купюрами.

Однако последние годы жизни Капоне были куда менее яркими: он страдал от нейросифилиса и стремительно терял ясность ума. Именно эти несколько лет легли в основу нового фильма Джоша Транка, Capone (в России выходит под названием «Лицо со шрамом». — Esquire), главную роль в котором сыграл Том Харди. В этом материале мы собрали все, что стоит знать о последних годах жизни легендарного босса мафии.

Капоне заразился сифилисом еще подростком

В 19 лет Аль Капоне сделал предложение своей подруге, Мэй Кафлин — их брак продлился до самой смерти мафиози. И хотя Капоне едва ли можно было назвать верным мужем, сифилисом он заразился еще раньше — тинейджером, от проститутки, работавшей в доках в его родном Бруклине.

Открытие пенициллина в 1928 году сделало возможным лечение сифилиса, но до тех пор он оставался «самой отвратительной и тяжелой болезнью» — так заболевание назвал один из немецких ученых, описывая вспышку сифилиса в средневековой Европе. Современные проявления болезни уже не так опасны и не выкашивают целые области, как столетия назад.

У болезни есть несколько стадий. На первой у больного появляются язвы. На второй — сыпь, а кроме того, могут возникнуть симптомы, схожие с гриппом. У редких пациентов болезнь может вернуться с новой силой десятилетия спустя и спровоцировать летальный нейросифилис. Именно это и случилось с Аль Капоне.

Аль Капоне со своим сыном Альбертом Фрэнсисом «Сонни» Капоне.

Bettman/Getty Images Аль Капоне со своим сыном Альбертом Фрэнсисом «Сонни» Капоне. Игрок бейсбольной команды Cubs in Chicago подписывает Сонни мяч. Снимок сделан в 1931 году.

Возможно, болезнь начала прогрессировать, еще когда он возглавлял криминальный клан. Автор биографии Капоне, Дейдре Бэйл вспоминает , как на судебных заседаниях по делу о неуплате налогов, ставших началом конца для босса мафии, гангстер выглядел подавленным. По слухам Капоне избегал лечения из-за патологической боязни уколов, но это чистой воды миф — позднее он перенес такую процедуру, как люмбальная пункция, а ее невозможно представить у пациента с подобной фобией.

Семь лет заключения окончательно подорвали здоровье Капоне, хотя первый год он отсидел в роскошно оборудованной индивидуальной камере тюрьмы Филадельфии, и даже спал на матрасе, привезенном из дома. Но потом его перевели в только что открытый Алькатрас, построенный для содержания самых опасных преступников Америки. Здесь мафиозный босс пережил нападение заключенного с заточкой, и вследствие некомпетентной медпомощи, оказанной персоналом тюрьмы, его болезнь только ухудшилась: на лице появились язвы, а сам Капоне начал хромать.

Мэй Капоне прячет лицо от папараццфМэй Капоне прячет лицо от папарацци, 1937 год. и

В 1939 году он был досрочно освобожден и вернулся в свой дом во Флориде, где проживал под наблюдением членов семьи. К моменту освобождения доктора заключили, что интеллект гангстера опустился до уровня семилетнего ребенка, хотя его состояние постепенно улучшалось из-за ухода близких. Капоне проводил жизнь в изоляции, отчасти из-за усиливающейся деменции: он разговаривал с людьми, убийства которых сам же и организовывал.

По сценарию «Лица со шрамом» федеральные агенты следили за Капоне до самой его смерти. Впрочем, герой Кайла Маклахлена — врач, шпионящий в пользу властей, — это выдуманный герой. «У этого персонажа есть реальный прототип, однако нет никаких доказательств его работы на ФБР, — признался режиссер в разговоре с Esquire . Ходили даже слухи, что Капоне симулировал свою болезнь, чтобы отвязаться от слежки.

21 января 1947 года у Капоне начались припадки. Он умер 25 января в возрасте 48 лет.

Том Харди в образе Аль Капоне

Addictive Pictures
Мифы об утерянных сокровищах Капоне ходили десятилетия после его смерти

По слухам за несколько лет до смерти Аль Капоне успел спрятать огромную сумму денег, но из-за деменции не мог вспомнить где. Его адвокат отрицал подобные домыслы, а члены семьи вели достаточно скромное существование, но легенды об утерянном богатстве не пропали. В 1986 году чикагский отель «Лексингтон», в 1930-х служивший одним из убежищ преступного клана Капоне, перестраивали. Владелец отеля согласился снести стену тайника в прямом эфире. Канал пообещал зрителям разгадать секрет мафиози и показать комнату, полную тел его жертв, собрав таким образом 30-миллионную аудиторию. Но когда после двух часов прямого эфира стена наконец была снесена, ведущие не обнаружили в «тайнике» ничего, кроме нескольких пустых бутылок. Вскрытие «Тайника Капоне» стало одной из самых больших неудач в истории американского телевидения.

Но даже после этого слухи о спрятанном сокровище не были развеяны. В 2019 году владелец одного из чикагских ресторанов обнаружил тайное хранилище в подвале своего здания, однажды принадлежавшего подчиненным Капоне. С тех пор о его находке не было слышно ни слова. Внучатый племянник мафиозного босса в том же году рассказал таблоиду Daily Mail о том, что Капоне спрятал больше $100 млн, о которых позабыл из-за прогрессирующей болезни. Даже спустя 60 с лишним лет после его гибели найдутся те, кто отправятся на поиски богатства короля мафии.

Как Джош Транк и Том Харди переосмыслили биографию Аль Капоне: интервью с режиссером фильма «Лицо со шрамом»

Джош Транк на съемках

Vertical

Джош Транк — последний человек, который будет спорить с тем, что «Фантастическая четверка» — «объективно плохой фильм». Но несмотря на этот провал, приведший к малоприятному публичному разрыву между Транком и топ-менеджерами студии Fox, и заставивший Джоша уйти из проекта Lucasfilm (предполагалось, что Транк снимет фильм о Бобе Фетте), 36-летний режиссер вернулся, и вернулся с триумфом. «Капоне» (на стриминговых сервисах с 12 мая) — смелая, местами в хорошем смысле безумная история про последний год жизни Аль Капоне. Мафиози, страдающего от деменции, играет Том Харди — в своей фирменной притягательной манере. Галлюцинаторное путешествие в глубины медленно гаснущего сознания легендарного преступника по ходу действия превращается в демистификацию его образа. Для Транка, чей дебют 2011 года — «Хроника" — до сих пор остается высшей точкой жанра псевдодокументального «случайно найденного видео», это триумф, перечеркивающий катастрофу, чуть не погубившую всю его карьеру.

Кроме Харди роли в «Капоне» исполняют Мэтт Диллон, Кайл Маклахлен и Линда Кардинелли. «Капоне» — головокружительный, сумасшедший фильм. Он напрягает и ужасает. Местами он превращается в гонзо — например, в эпизоде, когда герой Харди, мрачный гангстер со шрамом во все лицо, подпевает Трусливому Льву в «Волшебнике Изумрудного города», или — не снимая подгузника и не вынимая изо рта сигары, которая больше бы пошла Багзу Банни, — расстреливает родных и друзей из позолоченного автомата Томпсона. Можно было бы сказать, что история о человеке, находящемся на последнем издыхании и мучимом своим прошлым, для Транка очень личная. Последние дни Капоне полны кошмаров и обвиняющих призраков (Джош замечает, что «сам фильм как будто страдает деменцией»). Но прежде всего это доказательство того, что даже однажды оступившись на съемках блокбастера, Транк остается исключительно сильным режиссером и сценаристом. В преддверии премьеры мы поговорили с ним о том, как он собирал себя по частям после своего марвеловского провала, как в последнем фильме он смешивал факты и вымысел, и о том, каково это — работать с неукротимым Харди.

История с «Фантастической четверкой» и «Звездными войнами» подошла к концу, испытания позади. Чувствуешь облегчение от того, что у тебя наконец вышел новый фильм? Тебя не удивляет, что все связанное с двумя предыдущими картинами так активно обсуждалось?

Ну, у меня смешанные чувства. После выхода «Четверки» мне пришлось ходить к психотерапевту, и это был лучший врач в моей жизни. Вместо того чтобы заставлять меня погружаться в воспоминания и весь этот ужас заново переживать, он просто спрашивал: «А что вы чувствуете прямо сейчас? Забудьте о прошлом — что вы чувствуете?» С тех пор я стараюсь придерживаться этой схемы. Особенно сейчас. Новый фильм же выходит.

Потом, вокруг эпидемия, которая весь мир перетряхнула, и мне, честно говоря, неловко признаваться, что я чувствую себя прекрасно, потому что фильм мне очень нравится. Я его монтировал. Это не впервые — я уже монтировал фильмы, которые мне очень нравились и которыми я потом гордился. «Хроника», моя первая картина, — там я тоже был очень глубоко погружен в процесс монтажа, работал вместе с Эллиотом Гринбергом. Чтобы я ни делал в своей жизни, рано или поздно наступает момент, когда я не могу больше видеть дело рук своих. «Капоне» я смотрел долго, много, сначала до конца и от конца к началу, и вдруг понял, что мог бы смотреть этот фильм дважды в день до конца жизни. Я его обожаю. Я сделал его так, чтобы самому от него зафанатеть, и мне не терпится показать его другим людям и узнать, за что они его полюбят.

Том Харди в

Еще до начала съемок я рассчитывал, что если все получится, это будет своего рода оправданием: смотрите, я все-таки хороший режиссер, а не полное дерьмо, как вам кажется. Я надеялся, что получится оправдаться. Но в итоге получилось так хорошо, что я совсем перестал думать об оправданиях. У меня ощущение, что это полная перезагрузка. Перерождение — это слишком громко звучит и похоже на кокетство. Но в определенном смысле я действительно переродился и поменял свои отношения с кинематографом. Потому что когда ты снял что-то объективно плохое, и все это знают, смотреть потом другие фильмы тяжело — появляется ощущение, что ты этого не достоин, потому что подвел кинематограф как таковой. «Капоне» мне кажется уникальным вкладом в индустрию. Я надеюсь, фильм вдохновит молодых людей взять камеру и попытаться сделать что-то новое.

Получается, мораль твоих приключений такова: ты все-таки сохранил любовь к кинематографу и желание им заниматься. Да?

Не люблю говорить, что у меня посттравматический синдром, я все-таки не ветеран войны, и хоронить боевых товарищей мне не приходилось. Меня всего-то унизили в социальных сетях [смеется]. Это было худшее, что со мной произошло. Довольно сюрреалистический опыт — потому что, как и многих, особенно в киноиндустрии, меня травили в школе, и в детстве я чувствовал себя изгоем. Но когда тебя травят в реальной жизни, происходящее хоть как-то связано с реальностью. Когда это происходит в соцсетях, то вроде бы и не считается, но ощущается самой настоящей травлей, и от этого ты только сильнее сходишь с ума. Так что да, у меня был посттравматический синдром, от которого я отходил три года. Потом он как будто растаял.

На подготовку к «Капоне» у меня было достаточно времени. Когда я писал этот фильм, я будто изгонял все странные чувства, которые у меня накопились. Капоне в фильме — человек, у которого вся жизнь позади, он не живет в настоящем. Мы впервые видим героя таким обаятельным дедушкой, который возится с детьми на День благодарения, и все его любят. Потом он остается один, включает радио — а там радиопостановка про него, довольно мрачная — оказывается, что он совсем не тот человек, каким кажется окружающим. Мало того, настоящим он не нравится даже себе и не хочет оставаться наедине с собой. Примерно так я себя и чувствовал.

Можно сказать, что благодаря «Капоне» мне удалось осмыслить и проработать свой опыт с помощью искусства. Собственно, весь фильм — попытка показать людям этот процесс. Думаю, это одно из лучших качеств кинематографа: мне не обязательно было снимать фильм о себе, я снял оКапоне, и теперь любой человек может спроецировать на персонажа свои личные травмы, сожаления о прошлом и прошлые жизни.

Джон Транк на съемка, 2012 год

Alamy/Legion Media

В разгар конфликта ты намекал на существование режиссерской версии «Четверки», но ведь на самом деле ее не было? Можешь рассказать о том, как могла бы выглядеть альтернативная версия фильма? Или на что мог быть похож тот твой проект про Бобу Фетта?

В итоге получилось объективно плохо, и они тоже это поняли. Так что с моей стороны будет неправильно сидеть тут пять лет спустя и рассказывать, что они были неправы. Не то что бы я был прав сам. Я был неправ — тут мы с ними сходимся. Но я надеялся, что раз уж крупная студия поставила на режиссера с оригинальным подходом, то она будет поддерживать его и оценивать конечный результат.

В фильмах подобного жанра нужно так много компьютерной графики и тому подобных вещей, которые я не мог сделать без поддержки студии, что половину версии, которую я смонтировал, просто невозможно смотреть. Да это теперь и не важно. Я рад что Marvel и Disney нашли способ перезапустить этих героев, и теперь их полюбят все. Я еврей и всегда считал Стэна Ли своего рода еврейским Уолтом Диснеем. Обожаю Стэна Ли. Мне выпала честь несколько раз пообщаться с ним, мы переписывались. Он был прекрасным, очень добрым, тонким человеком, и я надеюсь, что однажды на экраны выйдет фильм о фантастической четверке, который всем понравится, и герои, придуманные Стэном, останутся в веках.

Трудно ли было запустить проект «Капоне» после всех проблем с «Четверкой»? Тебе оставили право финального монтажа?

Проект случился благодаря участию Тома Харди, благодаря тому, что Харди поддержал мое видение. Мы сработались сразу после встречи, и этого было достаточно, чтобы заинтересовать всех, кого нужно было заинтересовать. Можно сказать, они заинтересовались мной даже сильнее, чем до «Четверки». За что я их совершенно не виню.

У меня было право финального монтажа, да. Прошлым летом мы показали версию, которую я смонтировал, некоторым прокатчикам — не знаю, может быть, она выглядела слишком смелой, но фильм не взяли. После этого студия захотела, чтобы материалом занялся другой монтажер, несмотря на то, что мы оговаривали финальный монтаж, несмотря на то, что я столько сделал для этого проекта. Я решил, что устроить скандал я всегда успею. Подумал: действительно, пусть поработает другой профессионал, увидим, что получится. Результат меня не убедил. Получился совсем другой фильм, который не нравился мне и не понравился бы зрителям. В итоге все участники проекта — Том Харди, студия — единогласно признали, что моя версия — тот фильм, который мы собирались снимать, и что мы должны довести дело до конца, даже если крупные прокатчики нас не поймут.

Именно поэтому я рад, что в проекте участвовала Vertical. Они поверили в идею. Все, что мне пришлось поменять, — название, с «Фонзо» на «Капоне». Я это переживу — монтаж ведь мой, и фильм им понравился.


Действие фильма происходит в голове у главного героя. Откуда ты брал материал для сценария, особенно для самых галлюцинаторных сцен?

Я неплохо знал историю Капоне еще до того, как сел за сценарий — из книг, разных документалок. Я более-менее представлял себе его жизнь. «Капоне» скорее фильм про опыт деменции, чем биографический портрет знаменитого гангстера. Я знал, конечно, что не могу придумывать все, что захочу. Но весь фильм происходит у него в голове, и это дает очень большую творческую свободу.

Мне нравится говорить, что деменцией тут болен сам фильм. Это своего рода мантра, которую мы повторяли на съемках. Когда у нас возникали какие-то творческие вопросы, когда мы придумывали что-то, то всегда напоминали друг другу, что снимаем кино, страдающее деменцией.

Что касается творческих вольностей, то врач Капоне, которого играет Кайл Маклахлен, скорее обобщенный образ нескольких врачей, чем реальный доктор. У него есть общее с историческим персонажем, но совершенно никаких свидетельств о том, что у настоящего врача Капоне была какая-то сделка с ФБР. Точно мы этого не знаем, поэтому важно было использовать собирательный образ. Джино, начальник охраны Капоне, — не знаю, существовал ли такой человек на самом деле, это тоже обобщенный персонаж. Персонаж Мэтта Диллона собирательный. В принципе, обобщены все, кроме главных членов семьи.

Но — еще раз — не потому, что я привык работать в Голливуде и решил, что могу, как это обычно делается, приукрасить реальную историю и сделать ее поярче. Просто нам нужно было уместить целую жизнь в сравнительно короткий отрезок времени, а это тяжело сделать без собирательных образов. Ну и определенную роль играет тот факт, что это фильм о травматическом прошлом, и действие развивается во флешбеках. В каком-то смысле это фильм ужасов.


Тебе понравилось работать с Томом Харди?

Том — один из моих любимых актеров. Впервые я увидел его — он тогда произвел неизгладимое впечатление — на «Санденсе», в 2009-м, в «Бронсоне». Я привозил туда фильм «Большой фанат», который сделал вместе со своим другом Робертом Сигелом. «Бронсон» меня потряс. Том уникальный актер. Он работает на мировом, оскаровском уровне, но делает то, что остальные актеры такого класса обычно делать боятся. Он бросается с головой в рискованные проекты, и это почти откровение. Он в этом смысле не боится быть уязвимым.


«Капоне» выходит на стриминговых сервисах, но ходят разговоры о том, что он может появиться в кинотеатрах до конца года. Тебе важно показать фильм на большом экране, или важнее охват?

Сейчас важнее всего, чтобы люди были здоровы. Это самое важное. С другой стороны, как раз сейчас людям особо нечем заняться дома, им нужны новые идеи, нужно что-нибудь, что можно посмотреть, обсудить, обдумать, так что я рад, что могу показать свой фильм — не важно, на большом экране или на маленьком.

Понятно, ничто не сравнится с кинозалом — большой экран, звук 7.1. Звук мы нарезали для зала, цветокоррекцией занимался Стивен Накамура, абсолютная легенда, и тоже в расчете на зал. Так что мне было бы, конечно, приятно увидеть, как люди собираются и смотрят мой фильм. Изначально у Vertical и был такой план — мы должны были выйти в прокат в этом месяце, на 300−500 кинотеатров сразу. Потом началась эпидемия, и я сразу подумал, что все отменяется.

Есть на горизонте новые проекты, или ты собираешься отдохнуть?

Читайте также: