Кто такой ы из романа трудно быть богом братьев стругацких 5 букв

Обновлено: 07.07.2024

Впервые с повестью Аркадия и Бориса Стругацких "Трудно быть богом" я познакомился еще школьником. Тогда она показалась мне своеобразной сказкой с донами-рыцарями и приключениями на неизвестной планете (ну прямо как в фильме-экранизации 1989 года). Но, как отметил однажды современный мудрец: Стругацких надо читать вдумчиво, а через пару лет обязательно перечитывать. Особенно если эта книга культовая.

Кратко о сюжете произведения

Действие повести происходит в далеком будущем, когда люди достигли значительного развития и технологического превосходства. На планете, удивительно похожей на Землю, идет "Средневековье". Население её ничем не отличается от обычных землян. Группа исследователей внедряется в общество для наблюдения за его развитием, историческими процессами в нем протекающими. К слову, история, в новом её понимании, превращается в дисциплину экспериментальную.

Дон Румата Эсторский, он же историк Антон, проживает в Арканаре уже более 5 лет. Ему поставлена задача не пытаться изменять ход событий, а лишь фиксировать их. Все ученые на планете хорошо подготовлены, имеют специальные устройства для передачи данных. Благодаря своему "происхождению", Румата-Антон вхож в правительственные круги, на равных способен общаться с донами и баронами. Более того, главный герой вполне освоился и в бытовом отношении. У него есть свой верный мальчик-слуга Уно, возлюбленная Кира, дом. Когда первый министр королевства дон Рэбо затевает переворот, то главный герой уже никак не может оставаться сторонним наблюдателем.

Главный герой и его психологическая трансформация

Необходимо отметить, что одной из основных задач дона Руматы в повести является спасение от гонений на лиц просвещенных (ученых, поэтов, изобретателей). Это придает его работе гуманистическую направленность и одновременно ставит перед каждодневным выбором.

Главный герой не имеет права вмешиваться в окружающие события и принципиально менять ход их течения. Но чем дольше он там находится, тем больше растет желание переступить запрет. В душе Руматы сталкиваются два начала: четкая инструкция и стремление к справедливости, нравственности.

Как отмечал Павел Гуров в статье "Психологический анализ повести братьев Стругацких "Трудно быть богом":

Происходит трансформация Антона - сначала Бог, потом частично кусок данного мира, ну и в конце реакция мести обычного, доведенного до отчаяния, человека.

Отправляясь в дворец дона Рэбы после гибели Киры и устраивая кровавое побоище, главный герой словно бы доказывает, что быть богом - непросто, а подчас и невозможно.

Экранизации повести

Впервые попытка экранизации повести была предпринята в 1989 году международной командой из СССР, ФРГ, Франции и Швейцарии. Стругацкие настаивали на привлечении отечественного режиссера, но Совинфильм остановил свой выбор на немце Петере Фляйшмане. Последний привлек к съемкам польского актера Эдварда Жентару на роль дона Руматы. Картина авторам не понравилась. Но все, вероятно, познается в сравнении.

Экранизация 2013 года А.Ю. Германа вызвала неоднозначную реакцию поклонников творчества Стругацких (и это даже несмотря на целую кучу наград и премий). Фильм сильно отходит от сюжета повести и, на взгляд ряда критиков, абсолютно не отображает её философии. Да, бесспорно, всё снято довольно натурально, но за крайней формой натурализма будто ускользает главная идея. Возможно Ваш покорный слуга не дорос до уровня концептуального понимания подобных картин, но признаюсь - меня хватило ровно на 15 минут просмотра данной экранизации.

Леонид Ярмольник в роли дона Руматы Эсторского в экранизации А.Ю. Германа, 2013 Леонид Ярмольник в роли дона Руматы Эсторского в экранизации А.Ю. Германа, 2013

По нашему мнению, адекватной экранизации повести не пока существует (а может ли она существовать?)

Тем не менее, рекомендуем ознакомиться с обоими фильмами (только обязательно уже после прочтения повести) и сделать свой вывод самостоятельно. Благо они есть в открытом доступе даже на платформе YouTube.

Примечания

  • Книги по алфавиту
  • Фантастические повести
  • Мир Полудня
  • Повести братьев Стругацких
  • Повести 1963 года

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Трудно быть богом" в других словарях:

ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ — «ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ», ФРГ СССР, киностудия им. А. Довженко, 1989, цв., 135 мин. Боевик по одноименной научно фантастической повести братьев Стругацких. В ролях: Эдвард Зентара, Александр Филиппенко (см. ФИЛИППЕНКО Александр Георгиевич), Анн Готье … Энциклопедия кино

Трудно Быть Богом — … Википедия

Трудно быть Богом — … Википедия

Трудно быть богом (фильм — Трудно быть богом (фильм, 1989) У этого термина существуют и другие значения, см. Трудно быть богом (значения). Трудно быть богом Es ist nicht leicht ein Gott zu sein … Википедия

Трудно быть богом (фильм, 1989) — У этого термина существуют и другие значения, см. Трудно быть богом (значения). Трудно быть богом Es ist nicht leicht ein Gott zu sein … Википедия

Трудно быть богом (игра) — У этого термина существуют и другие значения, см. Трудно быть богом (значения). Трудно быть богом … Википедия

Трудно быть Богом (радиоспектакль) — Содержание 1 О радиоспектакле 2 Над радиоспектаклем работали 3 Примечания 4 … Википедия

Ссылки

Интересные факты

  • Роман планировалось написать как «весёлый, чисто приключенческий, мушкетёрский», в стиле «Трёх мушкетёров» Александра Дюма[3] .
  • В романе ни разу не упомянуто название планеты, на которой происходит действие.
  • Группа «Пилигрим» под руководством Андрея Ковалёва написала песню «Трудно Быть Богом» по мотивам романа [4] .
  • Третья планета звезды ЕН-2097 указана в предисловии «Детектив по-арканарски» написанном Сергеем Переслегиным.
  • У российского автора-исполнителяЕкатерины Болдыревой есть песня, посвящённая событиям в Арканаре.

Персонажи

Марка ЭВМ в НИИЧАВО. Обладатель бессмертной души, с легкой руки Киврина Ф.С.


Директор НИИЧАВО. Един в двух лицах. Администратор, медленно становящийся большим ученым. Имеет обыкновение начинать разговор со слова: "Так".


1938 года рождения, русский, член ВЛКСМ. Носит очки. При первом знакомстве одет в серую гэдээровскую курточку, джинсы, исполосованные «молниями». Курит. Водит автомобиль. В НИИЧАВО занимает должность заведующего вычислительной лабораторией. Проживает в общежитии института. Делит комнату с Виктором Корнеевым. Уже работая в институте отрастил бороду. На момент описываемых событий не женат.

Специалист по транспортным машинам с ядерным приводом, много лет проработавший в пустыне Гоби. Получает предложение участвовать в планируемой экспедиции на Венеру, соглашается и становится членом экипажа экспериментального фотонного планетолёта «Хиус-2». После экспедиции возвращается на Землю и поступает в Высшую школу космогации. Проходит путь от специалиста-транспортника до прославленного капитана межпланетных кораблей. Один из главных героев повести "Страна багровых туч" и других произведений "предполуденного" цикла.

Один из героев повести "Обитаемый остров".

Подпольщик, бывший профессор-психиатр, бывший заключенный, репрессированный режимом.

Полномочный агент Бюро эмиграции. Агитировал хармонтцев уехать из окрестностей Зоны.

Вольноотпущенный вурдалак. Смотритель вивария НИИЧАВО.

Секретарша и любовница А.М. Воронина.


Доктор наук, профессор. Научный консультант Тройки. Волосы стрижет под горшок, чтобы никто не видел его ушей.

Один из героев повести "Страна багровых туч".

"Невысокий стройный человек, очень бледный и совершенно седой, хотя по лицу его, тонкому, с четкими, правильными чертами, ему нельзя было бы дать больше тридцати пяти лет". Командир планетолета "Хиус" и начальник первой экспедиции на Венеру в поисках "Урановой Голконды".

Мусорщик, полицейский, редактор, сенатор, участник операции «Зигзаг»; в реальной жизни — звездный астроном.

Школьная подруга Антона и Пашки.

Революционер и профессиональный бунтовщик, предводитель множества восстаний. Ранее был спасён Руматой при помощи вертолёта. Один из немногих, кто в курсе настоящей личности Антона.

Сын Стервятника Барбриджа. Был «выпрошен» папашей у Золотого Шара.

Друг дона Руматы. Полное имя Пампа дон Бау-но-Суруга-но-Гатта-но-Арканара. Богатый аристократ из провинции.

Работник в бардачке Ричарда Г. Нунана.

Один из героев повести "Страна багровых туч".

Пилот, один из лучших в мире космонавтов. Участник первых экспедиций в пояс астероидов.

Глава всех преступных сил Запроливья. Сотрудничал как с доном Руматой, так и с доном Рэбой.

Дворник в Городе.

Существо с Каллисто, второго спутника Юпитера. Варечка обладает способностью к мимикрии. Похожа на большую ящерицу. Любимица Владимира Сергеевича Юрковского в повести "Путь на Амальтею". Во время спасательной экспедиции на Амальтею Юрковский взял ее с собой, а она сбежала от него и двенадцать дней пряталась. Юрковский и Дауге ее вместе не могли найти. Варечка напугала Крутикова, из-за чего тот отвлекся от управления и не смог увернуться от астероида.

Первоклассный штурман. Делала доклад о характеристиках "Хиуса", после его пробного рейса, в котором она участвовала. Возлюбленная и гражданская жена пилота Богдана Спицина. Появляется в "Стране Багровых Туч".

Сотрудник отдела Универсальных Превращений. Магистр. "Здоровенный детина". "Грубый". Проживает в общежитии института. Делит комнату с Александром Приваловым.

Сотрудник отдела Недоступных Проблем. Работает в лаборатории Романа Ойры-Ойры. Магистр. Уроженец города Мурманск. Рыжебородый, безусый. Курит.

"Замечательный геолог и опытный межпланетный путешественник". Герой произведений "предполуденного" цикла. Планетолог. Друг Быкова.

Старший бригады испытателей нуль-транспорта.

Главный герой повести братьев Стругацких «Парень из преисподней», житель планеты Гиганда, курсант III курса «Школы Бойцовых Котов» — расположенного в столице Алайского герцогства военного училища, готовящего бойцов спецназа.

Один из героев повести "Обитаемый остров".

Рядовой Боевой Гвардии на Саракше.

Родился в 2104 году. Во время учебы в Анъюдинской школе-интернате в 2118 году задумал полёт на Венеру вместе со своими друзьями: Михаилом Сидоровым (Атосом), Полем Гнедых и Александром Костылиным (Лином), — однако Учитель Тенин вовремя раскрыл их замысел. Получил степень доктора наук в области ксенопсихологии. В 2133 был начальником экспедиции на Леониду, установившую первый контакт с Леонидянами. Однако, обнаружив на планете первые признаки разумной жизни, Комов принял решение немедленно покинуть планету и предоставил возможность устанавливать контакт работникам КОМКОНа. Примерно в 2162 стал главой КОМКОНа, лично координировал проект «Голованы в космосе». Участвовал в «Большом откровении». В 2199 вместе с Леонидом Горбовским представлял людей на переговорах с люденами.

Профессиональный боксер в реальной жизни, советник Президента Стеклянного Дома.

Настоящее имя — Дигга. Старший наставник, офицер. Командир подразделения, в котором служит Гаг. Фигурирует в повести "Парень из преисподней".

Клоп. Обитатель Колонии Необъясненных Явлений при НИИЧАВО.

Один из героев повести "Обитаемый остров".

Один из высших чиновников режима Неизвестных Отцов, глава системы юстиции, плетущий интриги против Странника.

Один из героев повести "Страна багровых туч".

Друг Быкова, геолог, работал ранее в экспедициях вместе с Быковым, участник первого полета на Венеру в поисках полумифической "Урановой Голконды".

Встречается в повести "Стажеры".

Сын Алексея Быкова.

Жена Рэда Шухарта и объект его постоянной заботы.

Негр, друг Рэда, координатор общества Воинствующих Ангелов.

Денщик полковника Сент-Джеймса, участник операции «Зигзаг».

Юноша с Гиганды, увлекается математикой. Гражданский. Пацифист. Герой повести "Парень из преисподней".

По прозвищу Мясник, хирург, светило своего штата. Первый в мире врач — специалист по нечеловеческим заболеваниям человека.

Корифей. Создал первый в истории самолетный эскадрон на помелах, хорошо показавший себя на полях сражений Столетней войны. Но эскадрон довольно быстро распался: часть ведьм повыходила замуж, а остальные увязались за рейтарскими полками в качестве маркитанток. Граф Калиостро был неудачным дублем Джузеппе Бальзамо.

Дочь Стервятника Барбриджа.

Коренной ируканец. Крупнейший в Империи специалист по ядолечению. Захвачен штурмовиками дона Рэбы, под угрозами составил яд для отравления Арканарского короля. Спасён доном Руматой из подвалов Весёлой Башни.

Исследователь феноменов Зоны, лауреат Нобелевской премии по физике, якобы первооткрыватель «радианта Пильмана», хотя сам он это отрицает.

Советский исследователь, доказавший, что «пустышка» — это магнитная ловушка. Дружил с Шухартом во времена его работы в МИВК.

Содержание

Авторская интерпретация

Насколько я помню, дон Рэба имел целью захватить в плен Киру, дабы потом использовать ее как орудие шантажа. Замысел не удался, главным образом, из-за отвратительно низкой дисциплины его монахов (характерной, впрочем, для феодальных дружин всех времен и народов). Кроме того, дон Рэба никак не ожидал, что Румата, отъехавший давеча аж в пределы Пьяного леса, ухитрится каким-то загадочным образом оказаться дома.

См. также

Тема прогрессорства

Борис Натанович Стругацкий утверждает, что Румата и другие персонажи повести не являются прогрессорами.

Основные герои

Трудно быть богом/Что здесь есть

Здешняя религия заключается в поклонении безымянному единому Богу и куче святых; церковь обладает большим влиянием, вполне достаточным, чтобы агрессивно поглощать целые королевства. Служат ей монахи и епископы, в ходу обращения «брат» и «отец». Изображена религия довольно неприглядно, наиболее запоминающаяся цитата из их писания звучит так: «И сказал Бог — прокляну. И проклял». Все державы мира делятся на светские, где религиозные ценности пока что мало уважаются («Эй, поп, хошь в лоб?»), и теократические, где все, включая дворян, бегают перед церковью на задних лапках, как собачки («Никто не имеет привилегий перед Орденом!»). В последних сам институт монархии упразднён за ненадобностью (церковь берёт на себя всю администрацию), культура сведена к минимуму, а вся духовная жизнь находится «под колпаком». Вообще книга наполнена стёбом над христианством, в частности, над культом многочисленных мощей святых: «Когда Румата миновал могилу святого Мики — седьмую по счету и последнюю на этой дороге»… Мика, судя по всему - примерный цуринаковский аналог Иисуса. Сходства добавляет и то, что ируканцы (СФК евреев) «продали его варварам», за что их по сей день не любят. Лишь единственный раз человек с Цуринаку употребляет слово «боги» во множественном числе вообще — это Арата, ненавидящий всякую религию и открыто это признающий.

  • Экспрессивные выражения: «спина святого Мики!», «клянусь спиной святого Мики!», «клянусь святой Барой!»
  • Ещё есть святой Тукка и Ката Праведный.
  • В честь святых называют орудия пыток, что как бы намекает… «мясокрутки святого Мики, поножей господа бога, перчаток великомученицы Паты или, скажем, сиденья… э-э-э… виноват, кресла Тоца-воителя».
  • В местной религиозной традиции также не крестятся, а омахиваются большим пальцем, отгоняя нечистого.
  • Пережитки язычества: «закрывали ставни, чтобы не привлекать злых людей и злых духов». «Искусно вырезанная деревянная фигурка веселого чертика, торчащая под карнизом крыши». «Сбивали языческие изображения».
  • Описание местности и людей: «Он шел, огибая лужи и перепрыгивая через рытвины, полные зацветшей водой. …В порту пахло, как нигде в Арканаре. Пахло соленой водой, тухлой тиной, пряностями, смолой, дымом, лежалой солониной, из таверн несло чадом, жареной рыбой, прокисшей брагой. В душном воздухе висела густая разноязыкая ругань. На пирсах, в тесных проходах между складами, вокруг таверн толпились тысячи людей диковинного вида: расхлюстанные матросы, надутые купцы, угрюмые рыбаки, торговцы рабами, торговцы женщинами, раскрашенные девки, пьяные солдаты, какие-то неясные личности, увешанные оружием, фантастические оборванцы с золотыми браслетами на грязных лапах.
  • Земляне-наблюдатели. «250 разведчиков на 9 материках планеты». «У нас отличные нервы: мы умеем не отворачиваться, когда избивают и казнят. У нас неслыханная выдержка: мы способны выдерживать излияния безнадежнейших кретинов. Мы забыли брезгливость, нас устраивает посуда, которую, по обычаю, дают вылизывать собакам и затем для красоты протирают грязным подолом. Мы великие имперсонаторы, даже во сне мы не говорим на языках Земли. У нас безотказное оружие — базисная теория феодализма, разработанная в тиши кабинетов и лабораторий, на пыльных раскопах, в солидных дискуссиях…» «Мне не нравится, что мы связали себя по рукам и ногам самой постановкой проблемы. Мне не нравится, что она называется Проблемой Бескровного Воздействия». «Мы пришли, чтобы помочь этому человечеству».
    • Земляне разработали новые лекарства — снотворное тетралюминал, стимулятор спорамин, могучий антиопьяняющий препарат «каспарамид». К сожалению, действие последнего имеет свои пределы, в чём Румата убедился на собственном опыте.
    • Земляне научились производить золото из любого подручного и подножного хлама. «Стоял в прочном силикетовом сейфе малогабаритный полевой синтезатор „Мидас“. Румата набрал на диске комбинацию цифр и поднял крышку сейфа …бросил в приемную воронку несколько лопат опилок, и синтезатор тихонько запел, автоматически включив индикаторную панель …посыпались золотые кружочки с аристократическим профилем Пица Шестого».
    • Характеристика правления Рэбы.
    • Шоу внутри шоу. Приводятся строчки и строфы, сочинённая местными поэтами: Цурэном и другими.

    «Теперь не уходят из жизни,
    Теперь из жизни уводят.
    И если кто-нибудь даже
    Захочет, чтоб было иначе,
    Бессильный и неумелый,
    Опустит слабые руки,
    Не зная, где сердце спрута
    И есть ли у спрута сердце. »

    Велик и славен, словно вечность,
    Король, чье имя — Благородство!
    И отступила бесконечность,
    И уступила первородство!

    Компьютерные игры

    Сюжет

    Действие повести разворачивается в будущем на другой планете в государстве Арканар, где существует гуманоидная цивилизация, представители которой физически неотличимы от людей. Цивилизация находится на уровне развития, соответствующем земному позднему Средневековью. На планете негласно присутствуют сотрудники земного Института экспериментальной истории, ведущие наблюдение за развитием цивилизации.

    Снова о загадках книги «Трудно быть богом».

    1. «Когда Румата миновал могилу святого Мики — седьмую по счету и последнюю на этой дороге…»
    2. «Был это, ясно, сам святой Мика еще до приобщения к вере, многоженец, пьяница и сквернослов.»

    Румата, как продукт научно-технического общества, видит в вышеприведённых образцах мышления арканарских крестьян всего лишь темноту, примитивность и невежество. Ему намного ближе простой, как двуручный меч, барон Пампа или же строгий логик, учёный Будах. Окружающие его аристократы примитивны, но вполне понятны. Как и монахи-бюрократы. Хотя последнее уже должно было бы насторожить любого настоящего историка: бюрократический стиль мышления с его приоритетом писаных инструкций над реальностью на самом деле является продуктом высокоразвитого общества. В реальной Европе он получил распространение лишь в XIX веке.

    Чёрные боевые монахи в представлении современных киношников. Чёрные боевые монахи в представлении современных киношников.

    Вернёмся к парадоксам святого Мики из вышеприведённых цитат. Согласно первой, Мика мог умереть и оставить после себя могилу неоднократно — аж до семи раз (как тут не вспомнить крестражи Волдеморта, которых было столько же), и это только на одной дороге. По второй цитате, Мика мог являться не только в виде святого облика, но и в более раннем варианте своей личности. Между тем, обе эти идеи крайне нетривиальны и чтобы их воспринять (не говоря уже о том, чтобы до такого додуматься) требуется не просто высокоабстрактное, но ещё и парадоксальное мышления. Практически, постижение дзена.

    Однако в книге эти две идеи принадлежат явно не церковникам, а обычным крестьянам, мышлению которых в реальности свойственна предельная конкретность. Кстати, выходцами из простонародья явно являются такие гениальные арканарские самоучки, как тот самый отец Кабани, которого видели в Пьяной Берлоге, Вага Колесо и пресловутый дон Рэба. Последний, будучи агентом Святого Ордена, разумеется, получил соответствующее образование. Но ведь и природные задатки у него заведомо имелись.

    Кстати о Святом Ордене. Он показан как организация, в которую набирают не просто выходцев из низов, но в том числе всяких калек с убогими. Причём не просто кормят их из милости, но относятся к ним так же, как к обычным людям. А вот представителей аристократии среди орденских мы не видим, что крайне странно. В реальной средневековой Европе церковные ордена были в первую очередь аристократическими организациями. Да и церковная иерархия в целом наполнялась выходцами из дворянских семей. Епископом обычно становился какой-нибудь второй сын графа или даже герцога. А вот в якобы феодальном Арканаре ничего подобного нет, церковь там совершенно обособленная структура, и её элита состоит из талантливых выходцев из низов.

    То, что реальности Арканара не соответствуют земному Средневековью, что западному, что восточному, отмечалось критиками неоднократно. И очень странно, что историки-наблюдатели с Земли, которые занимаются изучением этого мира уже не один десяток лет, этого почему-то не замечали. По тексту книги, они упорно сводят всё, ими увиденное, к некоей «Базисной теории феодализма». Хотя даже далеко не гениальный Антон-Румата, поварившись в местных реалиях, если не мозгами осознал, то шкурой почуял неладное. Но сформулировать, в чём оно заключается, и донести своё мнение до коллег, не сумел.

    Подводя итог вышесказанному. Феодальная «надстройка» арканарского общества мало чем отличается от земного Средневековья. А вот местный крестьянский «базис», и опирающиеся на него религиозные структуры — крайне нетривиальны и прямых земных аналогов не имеют. Нечто общее можно найти разве что на Дальнем Востоке с его дзен-буддизмом и боевыми монахами. Но и эта аналогия будет неполной, поскольку китайские и японские чиновники во-первых думали иначе, чем европейские (а в книге менталитет арканарского чиновничества показан вполне европейским), а во-вторых были вполне светской структурой, жестко завязанной на государство, а не на религию.

    Поэтому загадку Арканара приходится признать далёкой от разрешения. Мы по-прежнему не знаем, почему местные крестьяне владеют настолько сложным стилем мышления. Откуда взялась уникальная местная культура. Как развивалась местная церковь, почему она настолько нетипична и почему действует методами, освоенными земными спецслужбами не раньше середины XX века. К сожалению, земных исследователей в книге все эти интереснейшие вопросы совершенно не интересовали, что также вызывает вопросы — как вообще могли профессиональные историки не заметить всех вышеприведённых крайне странных фактов?

    Экранизации

    Намеки, совпадения

    Трудно быть богом

    Трудно быть богом.jpg


    Титульный лист первого издания,
    художник И.А.Огурцов

    Влияние

    Возникла литературная игра «Сонет Цурэна», в которой предлагается написать сонет, начинающийся со строчки «Как лист увядший падает на душу». В романе строчка приписывается поэту Цурэну, эмиграцию которого организовал Румата.

    Читайте также: