Кто такой соловей разбойник в былине илья муромец и соловей разбойник

Обновлено: 02.07.2024

Но мы будем оперировать фактами и только фактами. Кстати сегодня 2 августа Илии день. Я сегодня Вам хочу рассказать про самого известного Илью- Илью Муромца.

Сначала разберемся с личностью былинного богатыря Илья Муромца, который смог побороть Соловья разбойника. Конечно, красиво смотреть мультики про трех богатырей или фильмы - сказки про былинного богатыря. Но если углубится в историю, то не такие уж это и сказки.

Факты

1.Илья Муромец реальный исторический персонаж. Это доказано еще во времена СССР. Были проведённых серьёзные исследования в этом вопросе.

2.Родом был из села Карачарова, что под Муромом.

3.Родился в крестьянской семье.

4.По настоящему звали его Чобиток.

5.До 33 лет сидел, лежал на печи. С детства были проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Илья слабо или плохо мог ходить, страдал параличом ног.

6.Потом излечился и подвиги начал совершать.

7.Жил этот исторический персонаж в 12 веке.

8.В Киево-Печерской лавре принял монашество.

В 1188 году или около этого, после трагической гибели от набега половцев, при защите монастыря, был причислен к лику святых.

9.Мощи святого хранятся в Киево-Печерской лавре.

10.В 1643 году его канонизировали как Илью Печерского.

Реальная реконструкция образа Ильи Муромца. Фото взято из источников интернета. Реальная реконструкция образа Ильи Муромца. Фото взято из источников интернета.

С этим разобрались. Илья Муромец был, жил и это реальная историческая личность. Теперь переходим к Соловью разбойнику. А вот тут не все так просто. И здесь уже придется потрудится, чтобы отличить правду от вымысла.

Кто такой соловей разбойник?

Из былин мы узнаем, что он обладал невероятным свистом. Этот свист был на столько мощным, что не животные ни человек не могли его вынести. Он пугал путников и благодаря его стараниям люди не могли ездить через эти места. Он просто убивал их и видимо грабил. Так продолжалось около 30 лет. Но если от его зверств, его невероятного свиста люди гибли, то, как тогда мы могли бы узнать об этих происшествиях. Значит, не все умирали от его "проделок" , а иначе мы бы не узнали, что творилось там с путниками.

А теперь уберем характерные для былин гиперболы и метафоры, что мы получим в итоге.

1. Жил в чаще леса, в непроходимых дебрях, как зверь себя вел.

2. Имел гнездо на деревьях. Странно для басурманина сидеть в кронах деревьях и оттуда свистеть на прохожих путников и пугать их. Согласитесь вовсе не характерная черта для степных народов, которые массово разбойничали в те времена на Руси, жить в чаще леса, да еще в кроне деревьев.

3. Умел резко свистеть и этот свист был самым страшным. "А то свищет Соловей по-соловьему, он кричит, злодей-разбойник, по-звериному…". Кречит по звериному. Странно для человека рычать и кричать по звериному.

4. Обладал невероятной силой. Мог спокойно"лесушки к земле приклонять". Кто по вашему обладает такой силой в природе.

Напомню, что до Ильи Муромца не один из людей, кто нарвался на этого чудовища, не мог с ним совладать.

5. Все животные его боялись, когда он свистел.

Даже конь богатырский и тот не смог устоять перед свистом соловья разбойника и голову склонил к земле. Но Илья Иванович быстро усмирил страх коня своего. Возможно, богатырь знал слова какие-то заветные или обладал каким-то даром. Но в итоге он оказался гораздо удачливее нынешних охотников за реликтовым гоминидом. Стрельнул из лука и стрелой "вышиб ему правое око со косицею". Проще говоря, выбил глаз и повредил часть височной кости. После такого тяжеленного ранения, даже снежный человек сдался , просто по сути потерял сознание. И уже в этом состоянии « без чувств, ели живого» он крепко связал его и закрепил к лошади и повез в Киев. Еще по одной из версий былины, сильно рассерчавшись на йети, когда попал к ним прямо в логово, он просто напросто расправился со всеми. Поубивав при этом всех от мало до велико, то есть всю популяцию рода снежного человека, и оставив одного раненного в качестве доказательства оправился в стольный град Киев.

"За досаду Илье Муромцу показалось, вынимал он саблю свою вострую, прирубил у Соловья всех детушек".

По прибытию в город Илья продемонстрировал свою добычу при всем честном народе. Народ чудищу удивился. Но сначала, перед этим он разговаривал с самим князем. Князь ему не поверил, что он одолел этого злодея. Тогда богатырь продемонстрировал своего пленника ему, при всем народе. Князь «щедро» одарил Илью шубой ношенной с плеч. Вот тогда богатырь раздосадованный за такой поступок князя опять не на шутку разозлился. Согласитесь не царский это был подарок. Привел пленника в чувство, растолкал его и применил "зеленое вино".

Захмелевший Соловей встал, чуть оправишься, люди от страха раступилися при видя такого чудовища и свистнул так, что многим дурно стало. А кто-то и вовсе умер на месте от страха. Илья Муромец тогда просто взял и отрубил свистуну "буйну" (лохматую) голову.

В летописях того времени, кстати, есть упоминание, о неком лохматом человекоподобном звере, которого убили. Зарыли его за крепостной стеной, тело валуном огромным придавили. А сверху наложили булыжников кругом.

Самое странное или даже удивительное, это такой момент в былине, когда объясняется, как йети продолжают свой род: оказывается, за счет внутриродового скрещивания между собой.

"Возговорит Илья Соловейке-разбойнику: "Что у тебя дети во единый лик?". Отвечает Соловейко-разбойничек: "Я сына-та выращу, за него дочь отдам, дочь-ту выращу, отдам за сына, чтобы Соловейкин род не переводился".

Так что решайте уже сами, кто был на самом деле Соловей разбойник. Подписывайтесь на мой канал, если информация для Вас была интересна. Не забывайте ставить лайки.

Какой Соловей-Разбойник в былинах

При встрече с Ильёй Муромцем Соловей восседает в «гнезде» на дубах. В нашем сознании возникает образ гигантской птицы. Завидев Илью, Соловей пытается погубить его своим смертоносным свистом. Неизбежно возникающая при этом параллель со свистом реального соловья усиливает впечатление, что речь идёт о пернатом чудовище.

Даже богатырский конь Ильи не устоял на ногах от звуковой атаки. Сам богатырь, однако, неуязвим. Метким выстрелом из лука прямо в глаз Соловью он сбивает его с дубов. Привязав противника к седлу, Илья Муромец продолжает свой путь в Киев. Дорога лежит мимо жилища Соловья. Члены семьи разбойника глядят в окошко и сперва не могут разобрать: то ли Соловей везёт незнакомого мужика, то ли мужик — Соловья.

Значит, Соловей тоже умеет ездить на коне? С нашим персонажем произошла неожиданная метаморфоза. «Будучи побеждён богатырём, он как бы сбрасывает с себя нечеловеческие, фантастические формы», — пишет фольклорист Б.Н. Путилов. В дальнейшем Соловей-разбойник уже ничем не напоминает птицу. У него, как у состоятельного человека, «широк двор», «высок терем», «палаты белокаменные», а также вполне человеческая семья: жена, дочери, сыновья, зятья.

Кто был и где жил Соловей-Разбойник 2

Он отговаривает домочадцев от попыток отбить его у Ильи Муромца, затем, в Киеве, гордо разговаривает с князем Владимиром, по некоторым вариантам даже требует себе чару вина, чтобы смочить запёкшиеся уста. Наконец, удовлетворяя любопытство князя и бояр, он демонстрирует свой свист, отчего в стольном граде трясутся дома и падают люди.

Вот и попробуйте теперь понять, как выглядел противник Ильи Муромца

Эта тенденция к полному очеловечиванию Соловья тем любопытнее, что вообще-то для народного изобразительного искусства показ разных чудищ, полулюдей-полуживотных был делом привычным. Народные художники, никогда не пасовавшие перед изображением «гибридных» существ, однако для Соловья-разбойника сделали исключение. Вероятно, чувствовали: Соловья трудно представить в виде, скажем, человека с крыльями или говорящей птицы. Он не «птицечеловек», а «то птица, то человек», и две половинки его натуры как-то противятся зримому совмещению.

Выбор был сделан в пользу человеческой ипостаси Соловья, благо и в сюжете она выражена заметно ярче. Между прочим, так поступают и современные дети. Как правило, они рисуют Соловья-разбойника пусть страшным, даже «одичалым», но — человеком.

Почему имя Соловей нужно непременно считать указанием на птицу? В старину его мог носить и человек. «Употребление названий животных разного рода в качестве личных имён, — писал А.И. Соболевский, — свойственно едва ли не всему человечеству. Древняя Русь знала его издревле». То, что ныне воспринималось бы только как забавные, а порою даже обидные для их носителей прозвища, раньше служило «официальными» именами вполне уважаемых людей.

С нашим же Соловьём дело могло обстоять очень просто. Разбойникам ведь принято давать клички. Ничто не мешает предположить, что какой-нибудь удалец «с большой дороги» получил прозвище Соловей, допустим, за особенное умение свистеть, всегда ценившееся в разбойничьей среде.

Что у нас осталось от птичьих признаков Соловья-разбойника ? Его сидение на дубах? Во ещё в 1873 г. немецкий учёный Ф. Либрехт, обобщая данные о том, что многие «примитивные» народы устраивали себе жилища на деревьях, без тени сомнения писал: «Реминисценцией такого обычая является Соловей-разбойник, соорудивший себе гнездо на двенадцати дубах».

Позднее русские исследователи «проблемы Соловья» привели другие, не менее интересные параллели. Так, одно из суданских племён укрывалось от своих врагов на ветвях эриодендронов: первый «этаж» воздушного укрепления составляло жилище с провизией и домашними животными, выше располагалась корзина для воинов. А неподалёку от Торуня (Польша) в старину был могучий дуб, знаменитый тем, что на нём какое-то время жили (!) прусские крестоносцы. Такие же факты выявились и в русской истории.

Рассмотрим географические данные, содержащиеся в былине

Кто был и где жил Соловей-Разбойник 3

Но если мы прикинем, где мог бы пролегать подобный маршрут в реальных условиях Древней Руси, нам станет ясно, что человек, спешащий из Мурома в Киев, предпочёл бы проделать максимальный отрезок пути по Оке или вдоль её берега. И только там, где река круто изгибается (в районе нынешней Калуги), он вынужден был бы взять юго-западнее и ехать лесами, устремляясь опять-таки к ближайшей излучине Десны, а уж река привела бы его в Чернигов и Киев. Этот-то путь непосредственно пересёк бы Брянские леса.

Создатели былины знали, что кратчайший путь из северо-восточных земель в Киев лежит через Брынские леса, потому и направили туда своего героя. Наиболее рациональный маршрут выбирали позднее и строители дорог.

Меж тем «брынско-брянская» привязка сюжета получала в ходе исследовательской работы всё новые подтверждения. Много интересного обнаружилось в топонимике окрестностей Брянска и соседствующего с ним города Карачева. Например, былина говорит, что лесная застава Соловья-разбойника располагалась у реки Смородины.

Эту реку поначалу считали чисто мифической и на карте не искали — как оказалось, напрасно, ибо недалеко от Карачева протекает река Смородиновка. А в 13 км от Карачева лежит село с не совсем обычным названием Девять Дубов. Отыскали даже Соловьёв перевоз — через Десну, в непосредственной близости от Брянска.

Такое скопление топонимов, вызывающих в памяти сюжет о Соловье-разбойнике, заставляло с особым интересом отнестись к местным преданиям. И ожидания исследователей оправдались. 14 апреля 1890 г. газета «Московские ведомости» опубликовала корреспонденцию анонимного жителя города Карачева.

Брянские леса — это часть обширной территории, которую в период формирования древнерусской государственности населяло племя вятичей. Географическое положение земли вятичей предписывало ей стать связующим звеном между «центром» и северо-восточными «окраинами» нарождающегося государства. Однако в реальной жизни долгое время было иначе.

В 991 г. сыну Святослава Владимиру опять пришлось облагать их данью с помощью вооружённой силы. Уже через год вятичи восстали («заратишася»), Владимир Святославич снова отправился в поход против них, снова их победил — но и эта победа не была окончательной. Ещё два раза («по две зимы») довелось воевать с вятичами Владимиру Мономаху.

По-видимому, именно ему принадлежит большая, если не решающая, заслуга в том, что сопротивление вятичей было в конце концов сломлено и их земля стала «проходимой». Как считает археолог Т.Н. Никольская, благодаря походам Мономаха была проложена дорога из Киева в Ростов, шедшая через Карачев, Москву и другие поселения вятичей. Вскоре появилась и дорога в северо-восточном направлении, почти совпадающая с былинным маршрутом Ильи Муромца.

Всё подталкивает к мысли, что в сюжете о первом подвиге Ильи Муромца отразилась борьба за прокладывание этой дороги. Таким образом, молодые годы Ильи пришлись бы на середину XII в.

Верны эти сведения или нет, но по другим источникам можно заключить, что слава об Илье Муромце, устные произведения о нём стали широко распространяться именно в XII в. Получается, застава Соловья символизировала собой непокорное племя вятичей? В свете приведённых фактов эта трактовка очевидна, и её уверенно предлагали ещё учёные XIX в. Дополнительным аргументом в её пользу является известное сходство образа жизни Соловья-разбойника с бытом вятичей.

Ясно, что гипотеза о Соловье-вятиче предполагает отход от тривиального понимания этого персонажа как разбойничьего атамана. Оправдано ли это? Вполне.

Но есть и другие нерешенные вопросы в биографии Соловья-разбойника. Они связаны с его свистом. Многие исследователи, начиная с Ф.И. Буслаева, проводили параллель между Соловьём-разбойником и пресловутым Дивом из «Слова о полку Игореве». Характер этой связи, однако, до сих пор остаётся непрояснённым, а образ Дива — загадочным. Так что у нас есть все причины познакомиться с ним поближе.

Новгород-северский князь Игорь, не вняв грозному предзнаменованию в виде солнечного затмения, шёл с войском на половцев. «Солнце ему тьмою путь заступаше; нощь, стонущи ему грозою, птичь убуди; свист зверин въста, зби[ся] Див, кличет връху древа, велит послушати земли незнаеме, Влъзе, и Поморию, и Посулию, и Сурожу, и Корсуню, и тебе, Тьмутараканьскый блъван». Без перевода не очень понятно, но и перевод — дело трудное.

Из-за неоднократного переписывания текста в нём накопились ошибки, не всегда даже можно быть уверенным в правильной разбивке на слова. Так, в первом издании памятника в цитированном месте была фраза «свист зверин с стазби», и переводчики долго ломали головы, что бы это значило, пока, наконец, большинством голосов не решили, что надо читать «свист зверин въста (поднялся)», а «зби» — это усечённая глагольная форма «збися», относящаяся к Диву: «взбился (встрепенулся) Див и т.д.». С учётом этой гипотетической, но на сегодняшний день практически общепринятой поправки постараемся разобраться в сути сообщённого.

Раскаты грома в подступивших сумерках пробудили птиц. Далее упомянут загадочный «свист зверин». Некоторые комментаторы «Слова» (например, зоолог Н.В. Шарлемань) полагали, что речь идёт о свисте потревоженных сусликов. Мысль остроумная; однако сравнение с былиной делает возможным и другое толкование.

Клич Дива разносится на огромное расстояние. Он слышен на Волге, на побережье моря (Чёрного? Азовского?), на притоке Днепра Суле, в крымских городах Корсуне (Херсонесе) и Суроже (Судаке), наконец, в Тмутаракани, знаменитой в ту пору, очевидно, каким-то языческим идолом («болваном»). Смысл этого утверждения «Слова» невозможно понять, не зная реальной обстановки, в которой совершался поход.

По летописному рассказу о тех событиях, разведка сообщила Игорю, что напасть на половцев внезапно не удастся, они разъезжают по степи, во всеоружии готовые встретить русских. В поэтической версии событий, созданной автором «Слова», приближение русских воинов выдал крик Дива. Следом за его криком и как бы в ответ ему скрипят («крычат», будто лебеди) телеги половцев, спешащих к Дону.

Слышимый от Волги до Тмутаракани голос Дива тоже заставляет вспомнить звуковое оружие Соловья-разбойника, обладавшее, как сказали бы военные, большим радиусом поражения.

Ещё одну оригинальную трактовку образа Соловья-разбойника предложил историк Е. И. Босов (он же Еремин), исследовавший очень интересное явление — архаический язык свиста, которым пользуются для дальней связи многие народы, в том числе гуанчи Канарских островов. Это не какая-то простенькая система условных сигналов, овладеть коей может любой из нас, а своеобразная имитация с помощью свиста звуков обычной речи.

Отметив, что свист такой мощи, слышимый порой на расстоянии до 14 км, у близко стоящего человека вызвал бы болезненные ощущения, автор провёл напрашивавшуюся параллель: люди, владеющие этим языком, «могли бы помериться свистом с легендарным Соловьём-разбойником русских былин, в образе которого, может быть, нашли отражение какие-то смутные воспоминания о “свистящих” лесных племенах, некогда живших в муромских лесах».

Мотив смертоносного голоса или звука встречается также в демонологии казахов и киргизов, в фольклоре некоторых африканских народов, в легендах Древнего Египта.

Все это дает основания считать, что свист былинного Соловья-разбойника восходит к неким вполне обычным жизненным обстоятельствам, многократно усиленным в воображении разных народов.

Соловей разбойник — реальный персонаж или легендарная выдумка?

С одной стороны, если прислушаться к одним легендам, он выглядел как нормальный человек, только имел невероятную силу, сравнить которую можно с силой Илья Муромца. В других источниках можно найти информацию о том, что он выглядел как чудовищный, страшный змей и мог дышать огнем. В третьих можно увидеть, что он выглядел как смесь птицы и человека. Версий довольно много. Но версии по поводу его симбиоза с птицей или змеей – неправдивы. Это не значит, что те былины, в которых он описан именно так, тоже являются неправдивыми. Просто суть и задача былин показать качества и возможности персонажей с помощью необычных сравнений, образов, фантастических воплощений. И как раз-таки в этом и заключается суть, почему его изображают именно чудовищем.

Если разобрать несколько версий о его невероятной силе, то можно прийти к простым умозаключительным фактам. В былинах говорится, что он свистел так сильно, что своим свистом мог убить животное и не подпускать к себе людей в радиусе нескольких километров, провоцируя сильный ветер. Такое вряд ли возможно, если углубиться в суть анатомии человека. Ни одни легкие не могут создать такого давления, чтобы нагнать на кого-либо сильный ветер. И вряд ли в то время анатомия человека так сильно отличалась от наших времен. Поэтому понятно, что это выдумка. Скорее всего, он умел свистеть и достаточно сильно, из-за этого и получил такое прозвище.

Существуют версии, что разбойник царил на пути к Киеву не сам. Некоторые историки склоняются к тому, что это была группировка нескольких разбойников, а своим свистом он звал напарником на подмогу. Жил он и выслеживал своих жертв на деревьях, из-за этого также могли появиться сравнения с птицей. Точное местонахождение разбойника не удалось определить, но раз он жил на деревьях, то значит, это будет лестная местность. Историки разделились между Киевом и Черниговом, но письменные источники больше подтверждают то, что он жил на пути к Киеву.

Существование богатыря Илья Муромца уже давно доказано учеными, значит, Соловей-разбойник тоже существовал? Да, об их битве и казни Соловья есть даже летописные памятки, датированные 1168 годом. Тогда Соловей проиграл знаменитому богатырю и Илья лично отвез его в Киев, где позже, по приказу князя Мстислава, он был казнен. В былинах часто встречаются мифические персонажи, но лучше прислушиваться к истории и реальным письменным упоминаниям.

В летописях все персонажи были живыми, настоящими людьми, то же самое касается и Соловья-разбойника. Значит, как разбойник он существовал и был настоящим историческим персонажем. Он действительно приносил вред всем тем, кто направлялся в Киев. Из-за свиста и способа своей жизни он получил такую кличку. Но подтверждений того, что он был человеком-змеей или птицей, которая могла свистом убить человека, нет.

БЫЛИННОЕ ЗЛОДЕЙСТВО

Итак, согласно наиболее распространенным версиям, Соловей представлял собой разбойника, грабившего, а иногда и убивавшего путников ради наживы. Дела свои черные он творил уже 30 лет, не пропуская ни конного, ни пешего. И неизвестно, сколько бы еще продолжались злодейства, если бы не поехал черниговской дорогой до Киева богатырь Илья Муромец.

В отличие от многих других отрицательных персонажей русского эпоса (Змея Горыныча или Чуда-Юда), Соловей-разбойник — человек семейный. В былине, когда Илья Муромец провозит пленника мимо его гнезда, то «несчастного» замечают родные дочери. Причем по непонятной причине они воспринимают картину с точностью до наоборот. Девицы считают, что это Соловей поймал какого-то «мужичищу-деревенщину», и только младшая дочь видит, что отец в плену. После этого женщины подговаривают своих мужей убить Илью Муромца.

Соловей-разбойник решил взять богатыря хитростью. Он уговорил своих зятьев встретить Илью теплом да лаской, угощать его «ествушкой сахарною», поить «питьецом медвяным» и вручать дары драгоценные. В былине не говорится напрямую о каких-либо зловредных планах Соловья относительно Ильи. Но все же мало верится в то, что злодей рассчитывал просто откупиться и добыть себе свободу дорогими подарками. Скорее всего, богатыря попытались бы убить, когда он уснет сладким сном после сытного угощения. Получается, прав был Муромец, что не послушал посулов сказочных, а поехал прямиком в Киев-град.

Соловей-разбойник

Соловей-разбойник. А. В. Красников, А. Н. Жалибо

Соловей-разбойник — один из самых могучих злодеев русского былинного эпоса. Это лесное чудовище, использующее оглушительный свист для нападения на путников. Илья Муромец изловил лиходея, отвез к князю Владимиру в Киев, а затем предал смерти на Куликовом поле.

Традиционно Соловей изображается разбойником с восточной внешностью. Мы с детства увязываем его прозвище со способностью оглушительно свистеть. Действительно, посвист ассоциируется с птицами. Но достаточно вспомнить, как поет соловей, и тотчас возникает вопрос: за что разбойник получил свое прозвище? И был ли вообще человеком Соловей, Одихмантьев сын?

На самом деле, согласно былинному эпосу, отчеств у Соловья много. Среди самых распространенных — Одихмантьевич, Ахматович и Рахматович.

Крупнейшие специалисты в области славянского языкознания много лет исследовали образ этого былинного злодея. Они выдвинули гипотезу о внешности Соловья, «замершей» в переходе от птицы к человеку. С одной стороны, эта идея хорошо вписывается в традицию эпоса. Природа зла должна быть иной по происхождению, в сравнении с природой доб ра. Это и воплотилось в образах богатырей, полениц и др.

Иное дело чудовище. Оно злобно по сути своей. Оно чуждо по форме своей. В когтях и крыльях, жутком облике отображались внутренние качества: злобность, ярость, кровожадность. Другая гипотеза ученых — идея происхождения имени Соловей от имени царя Соломона. Но данная версия была наголову разбита другими исследователями. Поэтому неясно, стоит ли рассматривать всерьез такую теорию.

Куда более подробна и обоснована следующая гипотеза: аналогия между Соловьём-разбойником и героями иранской мифологии. Например, в ней упоминались богатыри Керсарг и Аулад, а также птица Симург и Белое Диво. Теория подкрепляется тем, что Соловья-Разбойника часто изображали похожим на турка.

Впрочем, существует и немало иных идей. Например, образ Соловья сравнивали с германским Зигурдом и летописным разбойником Могутой.

Знатоки русского народного быта вообще считали, что былинный образ Соловья имеет вполне реальную историческую подоплеку. Якобы во времена князя Владимира в лесах вполне мог укрыться языческий жрец, наводивший ужас на всю округу своим «колдовством». И против него действительно могли послать Илью Муромца.

Илья Муромец и Соловей-разбойник. Лубок. XVIII в.

ОТ МИФА К ИСТОРИИ

Наиболее реальной считается теория о том, что ни на каком дереве Соловей не гнездился. Он был обычным князем, правившим землями близ Киевского государства. Не исключено, что он облагал путешественников данью. За это князь Владимир, стремившийся быть единым хозяином русских земель, отправил на борьбу с ним Илью Муромца.

В целом же, увы, ясности в отношении образа Соловья пока нет. Слишком мало о нем известно. Вполне возможно, некогда разбойник являлся вполне конкретным отрицательным персонажем. Но летописи, в которых подробно рассказывалось о нем, просто не дошли до наших дней.

Кто был и где жил Соловей-Разбойник


Комментариев нет/ 5230

Что мы знаем о таком персонаже как Соловей-Разбойник? В русских былинах это почти чудище присутствует давно. Сидел он на двенадцати дубах в гнезде и, сидя в нем, свистал так сильно и громко, что все низвергал своим свистом. Он перекрыл прямоезжую дорогу к Киеву ровно на тридцать лет: никакой человек по ней не прохаживал, зверь не прорыскивал, птица не пролетывала.

Дальнейшее мы знаем с детства. Илья Муромец всё-таки одолел Соловья, привёз его в Киев, показал боярам и князю Владимиру, поначалу не поверившему рассказу о поимке знаменитого и страшного разбойника, а затем казнил его. С тех пор за Ильёй установилась слава главного богатыря и защитника Руси. В образе же его противника народ выразил своё резко отрицательное отношение к силам, мешавшим единству русских земель.

Кто был и где жил Соловей-Разбойник 1

Однако большинство из нас и не подозревает, что Соловей-разбойник — самый таинственный персонаж русского фольклора.

Правда, ныне такие оценки не в ходу. Если некоторые исследователи прошлых лет откровенно признавали Соловья фигурой загадочной, то любой современный автор, толкуя образ Соловья, вольно или невольно создаёт у читателей впечатление, что в основном науке тут уже всё понятно.

Читайте также: