Кто такие денди в конго

Обновлено: 04.07.2024

Sapeurs или как их еще называют - Стиляги - люди, которые наряжаются по выходным в красивые костюмы 50-60 годов 20 века и собираются в определенных местах - Клубах. Это движение очень распространено по обе стороны реки Конго (и в Браззавиле, и в Киншасе). Зачастую, проживая в ужасающей бедности, в неблагополучных районах этих 2-х столиц, стиляги годами копят деньги на новые наряды, или продают доставшийся им в наследство бизнес, землю, дома родственников. Таким образом они приобретают определенный статус в своем районе.

LA SAPE: Общество амбиций и элегантных людей.

Согласно легенде La Sape, человек по имени Андре Гренард Мацуа, вернулся в 1922 году домой в Конго, из Парижа, одетый как французский «месье». В то время, Конго был заселен французами, и многие конголезцы все еще были «голыми» и «неопытными» слугами у элегантных, и хорошо одетых французских колонизаторов.

Его появление в ярком костюме, в «ревущих двадцатых» джазовой музыки, выглядело в Центральной Африке совершенно сюрреалистичным.

Однако эта история дала толчок социальному движению в Браззавиле, где слуги стали одеваться, как их хозяева. Они взяли этот европейский стиль моды как способ борьбы с колониальным превосходством. Таким образом, «Лес Сапеурс» стал политическим символом и идеологией, которые все еще можно увидеть сегодня.

Конголезские женщины

Хотя эта традиция обычно передается по мужской линии, многие конголезские женщины недавно тоже начали надевать дизайнерские костюмы и становиться приверженцами этого движения. Бросая вызов конголезскому патриархальному обществу, они возвращаются к истокам Le Sape, идя наперекор власти.

Таким образом, La Sape - это движение, которое постоянно развивается, поскольку молодежь использует моду как способ перехода своей нищей страны в более обнадеживающее космополитическое будущее.

Движение La Sape

Конголезцы известны тем, что гордятся своей внешностью, но движение La Sape поднимает умение хорошо выглядеть на новый уровень.


Папе Уэмбе, знаменитому щеголеватому конголезскому танцору румбы, приписывают популяризацию образов движения La Sape. Он сказал, что его вдохновение пришло к нему от его родителей, которые в годы своей молодости были очень хорошо сложены и всегда выглядели очень умно. К его семейству относятся здесь как к знаменитостям. Они приносят надежду и радость жизни в общины, которые были разрушены вследствие насилия и конфликтов.


Тратить деньги на шелковые носки может показаться несерьезным в такой стране, как Конго, где более 70 % населения живет в нищете, но La Sape стремится помочь людям забыть о своих проблемах. Это стало формой социальной активности и способом быть в несогласии с властью и восставать против экономических условий, в которых живут здесь люди.


Как выглядят африканские модники и стиляги

африканские модники денди конго браззавиль sapa les sapeuirs отвратительные мужики disgusting men

Африканские модники из Конго выглядят красочно, экзотично и на наш взгляд довольно дико. На любого из них невозможно смотреть без улыбки, но так и задумано. Достаточно взглянуть на их кичливые наряды, тропические цвета и вычурные трости с трубками, чтобы понять, что у себя на родине они считаются невероятно крутыми парнями.

африканские модники денди конго браззавиль sapa les sapeuirs отвратительные мужики disgusting men

Но речь идет не о простых выпендрежниках, а о la SAPE, то есть «Societe des Ambianceurs et des Personnes Elegantes», что примерно можно перевести как «Общество Тусовщиков и Элегантных Персон». Этой аббревиатурой в Республике Конго обозначают субкультуру местных модников, хлыщей, любителей танцев и обходительных денди. Больше всего les sapeurs обожают эпатировать публику своими экстравагантными нарядами и манерным поведением.

африканские модники денди конго браззавиль sapa les sapeuirs отвратительные мужики disgusting men

Движение SAPE зародилось еще в колониальную эру и связано не с самым приятным моментом в истории Конго. Колонизаторы той эпохи часто предпочитали не платить своим черным слугам, вынуждая их довольствоваться лишь едой, кровом и обносками с барского плеча. Слуги, в свою очередь, попытались извлечь выгоду из положения и начали использовать вещи для повышения статуса среди соплеменников. Они носили европейскую одежду с таким гонором, словно заказали ее в лучших ателье Парижа или Брюсселя.

африканские модники денди конго браззавиль sapa les sapeuirs отвратительные мужики disgusting men

У этого стиляги даже сигара желтого цвета!

Очевидно, у них оказалось достаточно харизмы и артистизма для того, чтобы убедить сородичей в том, что это и есть непререкаемый образец вкуса и изящества. Когда колониальная эпоха завершилась и Конго (как французское, так и бельгийское) пережило множество ударов судьбы, жажда стиля пробудилась вновь. В 1960-х годах движение SAPE уже сформировалось: появились и аббревиатура, и субкультура, и собственный слэнг.

Забавно, что эти африканские модники — вовсе не гангстеры или какие-то околокриминальные мрачные личности. Почти все они — простые пролетарии из Браззавиля, столицы республики Конго. Обычные таксисты, слесари, клерки и даже фермеры копят деньги месяцами ради того, чтобы купить шикарнейшие по местным меркам костюмы и аксессуары. Войдя в общество SAPE, они собираются в своих клубах, танцуют затейливые танцы в ретро-стиле и пытаются стать иконой стиля для собственного района.

А так выглядел бы твой дед в Конго. Ну, или как-то так. Хотя, возможно, стал бы иконой стиля.

Идеология les sapeurs довольно проста: радоваться жизни даже несмотря на грязь и разруху, неизменно находиться в позитивном расположении духа и заряжать всех вокруг. Даже тех из несчастных, кто не сечет ничего в стиле и обидно смеется над модниками.

Стиляги существуют и сейчас. Но живут они в Конго

Если вы окажетесь в столице Республики Конго, Браззавиле, или в Киншасе, столице Демократической Республики Конго (да-да, это 2 разных государства), то не заметить «сапёра» у вас просто не будет шанса. Представители уникальной субкультуры под названием La Sape резко контрастируют своим видом с окружающей разрухой. Они носят только элегантную и модную одежду известных брендов: фешенебельные костюмы Yves Saint Laurent, броские галстуки Versace, вычурные очки Prada и начищенные до блеска туфли Weston, приковывая к себе восхищенные взгляды окружающих. Но эти африканские модники не богачи или гангстеры. Это таксисты, продавцы, фермеры и электрики, которые решили посвятить жизнь экстравагантному хобби. Свои дорогие костюмы и туфли они хранят прямо посреди глинобитных хижин, а модными платками и галстуками набивают мешки и пластиковые бочки.

Необычная субкультура зародилась в 1920-х, после Первой мировой войны. Конголезцы, воевавшие под флагами своих колониальных хозяев, Англии и Бельгии, вернулись домой в европейской одежде, которая ассоциировалась у их соотечественников с богатством и шиком. После Второй мировой войны конголезские солдаты вновь приехали на родину с трофеями: поношенными, но фирменными костюмами и ботинками. Возникшая тогда традиция собираться вместе по выходным и демонстрировать друг другу привезенные наряды сохранилась по сей день. В 1960-х годах движение La Sape полностью сформировалось, у него появились собственные принципы и лидеры — основатель «религии одежды» Стервос Ниаркос и африканский певец в стиле румба Папа Вемба.

Перемены в культуре Le Sape

Культура Le Sape в последнее время переживает возрождение. Ее последователи всех возрастов собираются вместе, чтобы танцевать, разговаривать и конкурировать за признание в качестве самого хорошо одетого модника. И к ним относятся с уважением, эти люди рассматриваются как жизненно важная часть конголезского культурного наследия.

В странах, раздираемых колониализмом, коррупцией, гражданской войной и нищетой, последователи Le Sape поняли, что смогут помочь излечить междоусобицу.

"Я не понимаю, как кто-то из Le Sape может быть жестоким или драться. Мир очень много значит для нас", - сказал Северин, 62-летний мужчина, чей отец тоже был сторонником этого движения.


Конголезское сопротивление 20-х

Это движение восходит к конголезскому сопротивлению 1920-х годов, когда молодые люди стремились перенимать и имитировать французскую и бельгийскую одежду как способ борьбы с колониальным превосходством. Конголезские слуги отвергали подержанную одежду своих хозяев и становились непокорными потребителями, тратя свое скудное месячное жалованье на приобретение экстравагантных вещей из Парижа.


После обретения независимости в 1960 году Киншаса и Браззавиль стали центрами новой франкоязычной африканской элиты. Многие конголезцы ездили в Париж и Лондон и возвращались оттуда с дизайнерской одеждой.


"Белые люди изобрели одежду, но мы (африканцы) делаем из нее искусство", - рассказал Папа Уэмба.


«Денди Конго»: со временем традиция конголезского движения La Sape меняется



Конголезское модное движение La Sape играет важную роль в жизни людей. Конго - одно из беднейших мест в мире. Именно поэтому движение Société des Ambianceurs et des Personnes Élégantes, что означает «Общество создателей атмосферы и элегантных людей» (сокращенно La Sape), представляет собой необыкновенное зрелище.

Читайте также: