Кто снял дневной дозор и ночной

Обновлено: 05.05.2024

Ночной Дозор и Дневной Дозор — серия фильмов, созданных по отдаленным мотивам произведений Сергея Лукьяненко о Дозорах.

Несмотря на пафосные жалобы автора книг на то, что ему предлагают сценарии, и близко не лежащие рядом с сюжетом и идеей его книги (и уверения в том, что ничего подобного он не потерпит), фильмы к книгам имеют самое отдалённое отношение. Даже главную идею всего «Дневного дозора» — обычный человек не может стать Иным — напрочь похерили.

Первый фильм мгновенно (и заслуженно!) получил фанскую кличку «Ночной позор». Многие вообще утверждали, что лучшее, что есть в фильме — это рэп, под который финальные титры показывали. И с удовольствием цитировали: «И мерзкий Свет, ну как паук, плетёт узор»… Второй ситуацию не улучшил.

Журнал

«Ночной Дозор» и «Дневной Дозор»: история экранизации

Почему провалилась первая попытка экранизации, кого мог сыграть Михаил Ульянов и как создавали ведьминскую куклу.

Первая книга Сергея Лукьяненко из цикла о противостоянии современных Тёмных и Светлых магов вышла в 1998 году. «Ночной дозор» стал началом долгой истории, которая закончилась спустя 16 лет романом «Шестой Дозор». К тому времени было снято два фильма, сделана компьютерная игра, книги Лукьяненко перевели на 30 языков, а также появилась армия писателей-подражателей. Населённые магами, вампирами и оборотнями «Дозоры» стали литературной вселенной, с популярностью которой до сих пор не сравнилась ни одна российская фантастика.

Идея экранизировать «Ночной дозор» появилась сразу. В 2000-м году за работу взялся режиссёр Сергей Винокуров, снявший фильм «Упырь» — трэш-боевик на вампирскую тему. В проект пригласили Артемия Троицкого и Ивана Охлобыстина, а сценарий начала писать Рената Литвинова. Когда Лукьяненко прочитал первые главы, то пришёл в ужас от того, что его сказку о борьбе добра и зла превратили в чернуху в стиле худшего перестроечного кино. Пока все привлечённые к работе решали, что делать — права на экранизацию «Ночного Дозора» и «Дневного Дозора» купил канал ОРТ.


«Ночной Дозор», к/к «Табакк», АО «Первый канал», 2004, реж. Т. Бекмамбетов

Экранизацию «дозоров» доверили Тимуру Бекмамбетову. До этого он снял несколько малозаметных фильмов, но зато зрители до сих пор помнят его цикл рекламных роликов для банка «Империал»… Так как сначала задумывался мини-сериал на четыре серии, непрерывная работа шла более трёх лет — весь материал снимали сразу. Позже его размонтировали на два самостоятельных фильма.

Написать главную песню для фильма попросили братьев Кристовских из группы «Уматурман». За работу они взялись с неохотой, так как произведение Лукьяненко им не нравилось, да и о гонораре речи не было. Они согласились ради пиара и не прогадали — рэп про то, что «треснул мир напополам», стал одной из самых узнаваемых песен начала «нулевых».


«Дневной дозор», к/к Bazelevs, АО «Первый канал», 2005, реж. Т. Бекмамбетов

Бекмамбетов сразу знал, кого хочет снимать в главных ролях. Городецкого он видел красивым, чуть хитрым, и чтобы «по глазам было видно, что есть совесть» — под этот образ идеально подходил Константин Хабенский. Актёр книгу Лукьяненко не читал, но идея сыграть светлого мага-оперативника ему понравилась. На роль Гесера режиссёр планировал Михаила Ульянова, но представители телеканала отстояли понравившегося им Владимира Меньшова, который сам загорелся проектом. Виктора Вержбицкого Бекмамбетов уже снимал и в своих фильмах, и в рекламе, и на роль Завулона он был единственным кандидатом.


«Ночной Дозор», к/к «Табакк», АО «Первый канал», 2004, реж. Т. Бекмамбетов

На роль Светланы пробовалась Виктория Толстоганова, но утвердили Марию Порошину, которая была знакома с Константином Хабенским по съёмкам фильма «Поклонник». Труднее всего было найти ведьму Шульц. Из суеверия актрисы отказывались одна за другой, в их числе были Лия Ахеджакова и Зинаида Шарко. Роль досталась Римме Марковой, правда, она была уверена, что играет аферистку, которая только выдает себя за ведьму — сценарий целиком она не читала. Когда Маркова узнала суть роли, то очень расстроилась…


«Дневной дозор», к/к Bazelevs, АО «Первый канал», 2005, реж. Т. Бекмамбетов

Съёмки фильма начались со сцены знакомства ведьмы Алисы и вампира Кости — она вошла в «Дневной дозор». Алису играла Жанна Фриске, которая согласилась на небольшой гонорар, просто потому что ей понравилась героиня. Алексей Чадов, которому переложили сыграть Костю, сначала сниматься не хотел. Роман он не читал, а когда ему дали сценарий — удивился большому количеству «магических» сцен и не понимал, как это будут снимать, так как подобного кино у нас ещё не было. Он пообщался с режиссёром, начал читать книгу и понял, что в любом случае хочет участвовать в таком проекте.


«Дневной дозор», к/к Bazelevs, АО «Первый канал», 2005, реж. Т. Бекмамбетов

Костюмы для героев покупались на блошиных рынках или доставались из домашних шкафов, униформу сотрудников «Горсвета» сделали из вываренных и потёртых рабочих роб, а интерьер ведьминской кухни подсмотрели у одной странной старушки. Сосед одного из реквизиторов посоветовал заглянуть к ней в гости… У неё же купили несколько сюрреалистичных коллажей, которые она лично составляла и развешивала по стенам квартиры.


«Ночной Дозор», к/к «Табакк», АО «Первый канал», 2004, реж. Т. Бекмамбетов

Основные съёмки проходили в Москве, но было и несколько выездов. Сцена в московском метро на самом деле снималась на станции «Политехническая» в Санкт-Петербурге . Мост, на котором происходила средневековая битва, находится на территории музейного комплекса в Тверской области, а Самарканд снимали в Казахстане — декорации древнего города выстроили недалеко от Алматы, и в массовке снимались казахские актёры.


«Ночной Дозор», к/к «Табакк», АО «Первый канал», 2004, реж. Т. Бекмамбетов

По сюжету «Дневного Дозора» всадники на лошадях должны были пробивать стены города, но лошади упорно тормозили перед препятствием из обмазанных глиной кирпичей. Тогда каскадёры придумали выход — наездники руками закрывали лошадям глаза, что было даже видно в кадре. Кони не видели преграды, скакали вперёд и пробивали «кирпич». Красоты этой сцене добавили уже с помощью компьютерной графики.


«Дневной Дозор», «Первый канал», к/к «Таббак», к/с «Базелевс», 2005, реж. Т. Бекмамбетов

«Дозоры» стали первым отечественным фильмом с обилием спецэффектов, большая часть которых пришлась на «Дневной Дозор». Катящееся по московским улицам колесо обозрения на самом деле было маленьким макетом, Останкинскую башню разрушали на компьютере, для создания стаи ворон художники пересмотрели массу научных фильмов об этих птицах, чтобы точно скопировать их движения. А вот меч-позвоночник Завулона был настоящим — Виктор Вержбицкий вытаскивал его из накладного «горба» за спиной.


«Ночной Дозор», к/к «Табакк», АО «Первый канал», 2004, реж. Т. Бекмамбетов

Особенная гордость художников — ведьминская кукла Машенька, бегающая на жутких паучьих лапах. Сначала резиновую куклу превратили в компьютерную модель, а потом вместе с режиссёром подставляли к ней лапы разных насекомых. Остановились на варианте одного из экзотических длинноногих пауков.


«Ночной Дозор», к/к «Табакк», АО «Первый канал», 2004, реж. Т. Бекмамбетов

В «Дневном Дозоре» есть сцена, когда Антон забирает Светлану с занятий по магии. В числе учеников было несколько писателей-фантастов — Владимир Васильев, Олег Дивов, Эдуард Геворкян и сам Сергей Лукьяненко. У него был целый эпизод, который потом вырезали на монтаже… «Под нож» вообще пошло много сцен, например, были сильно сокращены роли Алексея Маклакова, Игоря Лифанова и Егора Дронова. У фильмов есть три версии, которые отличаются по количеству сцен — прокатная, кассетная и международная.


«Дневной дозор», к/к Bazelevs, АО «Первый канал», 2005, реж. Т. Бекмамбетов

Фильмы много критиковали за сильное отличие от первоисточника, но оба «дозора» очень успешно прошли в прокате — в России по сборам они обогнали «Властелина колец», а международные сборы были даже больше, чем на родине. Бекмамбетова пригласили в Голливуд, книги Лукьяненко продавались по всему миру, а в числе поклонников «дозоров» оказались Квентин Тарантино, Тоби Магуайр и Джеймс Ганн. Первый в интервью называл Бекмамбетова самым любимым российским режиссёром, второй рассказывал, как ездил в русский магазин за дисками, а Ганн включил «Ночной дозор» в свой личный топ-50 лучших боевиков.
В США «дозоры» вообще произвели фурор, 20th Century Fox даже выкупила права на экранизацию, но не сложилось… Не сложилось и у нас — разговоры об экранизации «Сумеречного Дозора» шли несколько лет, но постепенно создатели фильмов потеряли интерес к этой истории.

«Ночной дозор» и «Дневной дозор». Вспомним, невзлюбим и поскорбим

Официальный синопсис фильма «Ночной дозор»

Ночью можно столкнуться с темными магами, вампирами и прочей нечистью. Но по следу «ночных охотников» идет Ночной Дозор. Его предназначение - сохранение равновесия между Добром и Злом, нарушение которого вызывает разрушения, войны, революции, вселенские катастрофы.

Трейлер

Ностальгия?

На самом деле, при повторном просмотре явного чувства ностальгии не случилось. Нет того эффекта, что наблюдаешь при пересмотре любимых советских фильмов или же картин Фрэнка Дарабонта . Да, были сцены, которые ещё 15 лет назад выглядели круто и необычно для русского кино. К примеру, та же драка в начале первой ленты, из-за которой и начался весь сыр-бор. В то время это было зрелищно и смотрелось на одном дыхании. Сейчас же всё это превращается в какую-то монтажную кашу, где кадры сменяются раз в полсекунды и способны вызвать эпилептический припадок. Почему тогда это смотрелось хорошо, а сейчас плохо?

Всё просто. «Ночной дозор» оказался первым русским фильмом, в котором экшен-сцены были динамичными, а сопровождалось это всё отменнейшим роком. Это действительно было в новинку, а потому в притоке адреналина и гордости за рашн-мувимейкинг зрителям было параллельно на все прочие аспекты. Некоторые, конечно, пересматривали ленту через полгода или год и замечали все эти нюансы. Но вот тогда, в первые дни выхода «Ночного дозора» на большие экраны, всем было как-то фиолетово на эти самые нюансы.

Но ностальгия не возникает не только из-за экшен-сцен. Проблема кроется и в подаче сюжета, и в том, что некоторые уже успели ознакомиться с книжным циклом «Дозоров». Проблем тут оказалось выше крыши, но почему-то в начале века мы их не замечали и хвалили эти картины.

А было ли за что хвалить?

Моё почтение

На самом деле, да. Хвалить тут можно многое, но не стоит чересчур усердствовать.

Первым похвальным словом одарю визуал. Он тут оказался весьма стоящим, а местами и вовсе впечатляющим. Чтобы не быть многословным, напомню Вам сцену с пролётом болтика от самолёта в кружку главной героини. Весь путь этого болтика был нарисован на компьютере, но даже сейчас это выглядит завораживающе. Да, мы осознаём, что это графика, но не смущаемся ей. Есть ещё сцена, но уже из «Дневного дозора», которая также отчётливо попадает в память и не уходит оттуда — поездка Жанны Фриске на RX-8 по отелю Космос. Тоже самое — впечатляющая графика и отличнейшая съёмка. Для того времени это был прорыв в русском кино, но зашло это далеко не всем.

Ещё мне понравился антураж. Да-да, к нему было также много вопросов, но мне показалось, что тут всё вышло очень даже удачно. Я сейчас про все эти различия между светлыми и тёмными, между добром и злом, между тайным и явным. Взять, к примеру, светлых — это трудящиеся люди, обитающие где-то в советском лимбе. У них нет шикарных авто, нет огромных денежных средств — они просто выполняют свою работу. Тёмные же — совершенно другая история. Они эпатажны, у них гламур и тусовки. Для тёмных совершенно несвойственно ездить на ЗИЛе и носить спецовку. Всё это вносило свою многозначительную лепту в атмосферу ленты и вышло очень отлично.

Музыка и звук. Тогда, ещё в далёком 2004-м году, когда вышла первая часть «Дозоров», саундтрек действительно ощущался по новому — это было необыкновенно, круто и завораживающе. Сейчас же ощущается он совершенно иначе. Видно, что местами авторы накосячили с его сведением, а местами и вовсе включали не по делу. Экшен-сцены сопровождаются в двух фильмах одной и той же композицией. В общем, бедненько. Но так ли это важно, если «Ночной дозор» стал, если, конечно, так можно выразиться, первооткрывателем в области "блокбастерного звучания". Мы все знаем картины Дэвида Финчера и Квентина Тарантино , где саундтрек в экшен-сценах создаёт необходимое настроение. Такое настроение, что зритель с большой охотой смотрит эту сцену и получает тонну удовольствия и адреналина. В русском кинематографе на тот момент не было подобного. Да, был «Брат» с его атмосферными темами, но там музыка работала на другие задачи. Можно ещё вспомнить «Утомлённых солнцем», но там также другая история. На тот момент «Ночной дозор» привнёс в русский мувимейкинг что-то совершенно новое, а именно отличное звучание. И это был волнительный момент.

На этом с плюсами всё. Как видите, хвалить картину есть за что, даже по текущим меркам. Кино, можно сказать, от части выдержало проверку временем. Да, с оговорками, но всё же зачёт. Теперь перейдём к минусам, которые могут оставить неприятное послевкусие.

Червоточина

Сразу, что бросается в глаза — это реклама. Та самая, что известна по мемам и возможным отпечаткам из памяти. Вокруг этой рекламы выстроили даже целую отдельную вселенную на одном из ресурсов и, стоит сказать, получилось крайне забавно.

Здешний продакт-плейсмент не грешит вставками в повествование. То есть, тут не будет такого, что не посмотрев рекламный момент, Вы упустите что-то действительно важное для сюжета. Реклама здесь существует где-то в отрыве от всего происходящего, но само её присутствие дико раздражает и губит художественную составляющую фильма. Невозможно воспринимать фильм, где постоянно мелькают баннеры именитого кофе, а также сотового оператора. Причём рекламируют довольно старые тарифы, которых уже давно не существует. От этого становится вдвойне неуютней. Видимо, данный факт авторов совершенно не заботил в то время, а главной задачей стояло отбить бюджет ещё до премьеры. Надеюсь, что это удалось.

Как говорится, бороться со злом без кружечки пивка нельзя, поэтому главный герой картины, Антон Городецкий, здесь постоянно под шафе. Оговорюсь сразу — да, не всегда, но Константин Хабенский играет его именно так. И проблема здесь кроется, скорее всего, не в актёрских работах, и даже не в сценаристах ленты. Просто под каким-то мистическим стечением обстоятельств на съёмочной площадке «Дозоров» решили сделать из главного героя вечного тунеядца. Ему на всё плевать, он постоянно шатается, говорит невразумительно. Он — пример того, как выглядит типичный алкоголик. Вся загвоздка в том, что в книгах он имел совершенно другую личность, иной характер, как у настоящего "иного". Здесь же — какая-то беда.

Теперь попробуйте представить человека, который будет смотреть это впервые в 2021-м году. Какой-то алкаш просыпается в своей хибаре и не может найти в холодильнике пойла, чтобы опохмелиться. Затем идёт на мясной рынок, чтобы выпить свежей крови свиньи. После еле доходит до станции метро, где садится в вагон, заполненный людьми. Там он включает фонарик и начинает истошно кричать во весь голос "А-А-А-А-А!". Я серьёзно. Как это смотреть молодому поколению без смеха?

В этой экспозиции, что описана выше, совершенно нет места юмору. Там, на самом-то деле, говорится о весьма серьёзных вещах, но авторы превратили это в сущий фарс. Ок. Видимо, так надо.

За всей этой загадочной дрянью, что происходит на протяжении 4-х часов, многие зрители не смогут разглядеть хоть толики морали и посыла. "Неправильный" юмор и слишком много недосказанностей сделают своё дело — Вы вряд ли получите полноценное удовольствие от просмотра. Да, можно оргазмировать от музыки, от визуала, от атмосферы, но получить хоть немного эйфории от сценария попросту не удастся. Кино не работает на эти вещи. Мне кажется, что «Ночной дозор» изначально не рассматривался всерьёз, а потому он должен был стать лишь рекламой для самой книги. Затем, когда за картину взялись дядьки с «Первого канала», она стала уже более зрелищной. На зрелищности, правда, все потуги и остановились. Сценарий и персонажей уже никто не стал переделывать. В сухом остатке, мы получили такой вот несъёдобный продукт. Кушать можно, но без пивка не обойтись.

Вердикт

К "первому блокбастеру страны" (именно так называли это кино авторы) мне захотелось вернуться после просмотра первоапрельской премьеры. Да, Вы просили уже давно, но получилось сделать это только сейчас. Писать про «Ночной дозор» и «Дневной дозор» не совсем приятно, так как когда-то эти фильмы были для меня одними из любимых. Сейчас, по прошествию многих лет, они смотрятся очень несуразно и смешно. Могу лишь с уверенностью заявить, что проверку временем они не прошли. Но это не отменяет того факта, что я буду их помнить и где-то считать их действительно "первыми".

Оценки (и «Ночному дозору», и «Дневному дозору», так как картины идентичны):

  • Визуальный ряд: +1 балл ;
  • Атмосфера: +1 балл ;
  • Музыкальное и звуковое сопровождение: +1 балл ;
  • Актёрская игра: +1 балл ;
  • Операторская работа и монтаж: 0 баллов ;
  • Уникальность: +1 балл ;
  • Экспозиция: 0 баллов ;
  • Завязка: 0 баллов ;
  • Развязка: +1 балл ;
  • Общие аспекты: 0 баллов .

Но ответа на главный вопрос ещё так и не прозвучало. Стоит ли смотреть эти фильмы сейчас, спустя 15 и более лет? Моё мнение — нет. Это были картины именно того времени. Сейчас они уже не выглядят так изысканно, не звучат как-то по новому, не вызывают бурю эмоций. Если Вы не видели эти ленты в начале нулевых, то сейчас явно не стоит тратить на них своё время. Единственное, зачем их стоит смотреть — если Вы не хотите пропустить ни одну русскую ленту или же просто фанатеете от здешних актёров. Во всех остальных случаях получить удовольствие не выйдет, также как не выйдет и поностальгировать.

От канала Кинотаурус фильмы «Ночной дозор» и «Дневной дозор» получают 6 баллов из 10 возможных.

На этом всё. Всем спасибо за прочтение, желаю бобра и смотреть только хорошее кино ㋛

Содержание

Основан на отдаленных мотивах книги «Ночной Дозор».

Бросила жена — он грустил не по-детски.
Пошёл к колдунье —
«А ну-ка, наколдуй мне!»
«Легко, мой хороший:
Только хлопну в ладоши —
И жена вернётся,
От того отвернётся,
И маленькая жизнь внутри неё оборвётся».
Но тут налетели на ведьму тени:
«Стоять! — говорят. — Не бывать преступленью!
Ну что же ты, что же потупила взор?
Сдавайся, ведьма. Ночной Дозор».

Собственно, вся суть как первой сцены, так и первой половины фильма. Обычный московский парень Антон Городецкий хочет вернуть свою жену с помощью магии, хоть и предупреждён, что это убьёт ее ребёнка (сцена списана с начала первой книги Дневного Дозора). Ритуал прерывают переодевшиеся в электриков (неплохой намёк) сотрудники Ночного Дозора, жена выживает, ребёнок рождается болезным. Антон начинает работать в Дозоре, поскольку оказывается Иным. Его ребёнок ни с того ни с сего оказывается Великим Иным, которому предначаертано сместить баланс Сил. Весь следующий фильм Ночной и Дневной дозоры гоняются за мальчиком и пытаются снять огромную воронку «Инферно», нависшую над Москвой…

Все ищут легендарный Мел Судьбы, с помощью которого можно менять судьбу. Каждый, кто его смог заполучить не знает, что именно ему менять. Зато знает старая жаба. Концовка — спойлер. А еще в фильме Сергей Шнуров поет песню «Ж-па» на вечеринке в честь второго пришествия Чубайса, а Борис Моисеев бьется на мечах с сотрудниками «Мосгорсвета».

Почему третья часть "Дозоров" так и не вышла?

Серия книг "дозоры" о противостоянии добра со злом, написанная писателем Сергеем Лукьяненко, приобрела большую популярность у читателей и берет свое начала с конце девяностых, а если точнее с 1998 года. В общей сложности вселенная дозоров насчитывает более десяти книг, рассказывающих о противостоянии светлых и темных иных . Иными рождается примерно один из десяти тысяч человек, и они обладают мощнейшими магическими способностями. Ими могут быть вампиры, ведьмы, колдуны, маги и многие другие, есть где разгуляться. Экранизация успешного романа не заставила себя ждать и в 2004 году появляется фильм по первой книге из серии - "Ночной дозор" .

Режиссерское кресло занял, тогда еще никому не известный, Тимур Бекмамбетов. Ночной дозор рассказывает о светлом ином - Антоне Городецком (Константин Хабенский) . По сюжету, в 1992 году Антон обращается к колдунье, чтобы та помогла ему вернуть жену, которая ушла к другому. Колдунья соглашается, но отмечает, что его жена беременна от нового суженного и плод погибнет, если провести обряд. Антон соглашается, но в процессе к ним врываются сотрудники ночного дозора , чтобы помешать колдунье. И тут выясняется, что Городецкий тоже иной, ведь только они могут видеть других иных в сумраке, параллельном мире для иных, в котором находились "дозорники" . Спустя 12 лет Антон сам уже сотрудник ночного дозора и в череде событий он узнает, что ведьма тогда обманула его. Это был его сын и теперь и он тоже иной. Антону предстоит помешать встать сыну на темную сторону.

Было экранизировано всего две книги и снято два полнометражных фильма - "Ночной дозор" (2004г.) и "Дневной дозор" (2005г.) с одинаковым актерским составом. Константин Хабенский, исполнивший главную роль, после этих фильмов стал настоящей звездой и начал получать приглашения в голливудские проекты. Тимур Бекмамбетов также, вскоре после этого снял свой первый голливудский фильм "Особо опасен" , с Анджелиной Джоли и Джеймсом Макэвоем в главных ролях. Дозоры имели колоссальный для своего времени коммерческий успех. На производство двух фильмов было потрачено 8.4 млн долларов, которые принесли в прокате более 100 млн долларов.

Кинокритики приняли фильм достаточно хорошо, как и зритель. Так почему же производство такой успешной франшизы прекратилось? А причина довольно проста. После оглушительного успеха дозоров, права на дальнейшую экранизацию были выкуплены американской компанией "двадцатый век фокс" . Третий фильм, под названием "Сумеречный дозор" , должны были снимать уже в Голливуде. Но американские коллеги не спешили со съемками. Они и сейчас не спешат, прошло уже долгих 15 лет, а никакой информации о продолжении или хотя бы о написании сценария нет. Как считает автор оригинальных книг Сергей Лукьяненко, американские коллеги не захотели конкуренции с новой успешной франшизой из России и, выкупив права, заморозили производство фильмов.

По словам Лукьяненко, он писал третью книгу во время экранизации первой части и она повлияла на дальнейшее развитие вселенной. Так, к примеру, вампир Костя стал одним из главных действующих лиц, в следствии игры актера Алексея Чадова, хотя ранее был второстепенным персонажем.

В одном из последних интервью, где Тимур Бекмамбетов упоминал в "дозоры" , он сказал: "Я считаю, что фильм все таки появится" . Мир кино порою непредсказуем, так что возможно, когда права на экранизацию вернуться в Россию фильм и появится, а пока Тимур снимает свои новогодние "Ёлки" , которые намного проще в производстве и гарантированно прибыльны.

Читайте также: