Кто снял чернобыль 2021

Обновлено: 05.07.2024

Фильм начинается со знакомства с героями: начальником по пожарной безопасности на Чернобыльской АЭС Алексеем Карпушиным (Козловский) и его давней возлюбленной, парикмахером Олей (Оксана Акиньшина). За десять лет до событий «Чернобыля» у Лёши и Оли завязался роман, но вскоре пара рассталась. Фильм непрозрачно намекает, что виноват в этом именно Карпушин. «У тебя своя жизнь, у нас – своя», — говорит ему Оля, когда Карпушин пытается снова ухаживать за ней в настоящем. Под «нами» она подразумевает себя и десятилетнего сына, которого тоже зовут Лёшей.

Пытаясь построить отношения заново, герой Козловского идет ва-банк: он получает перевод в Киев и зовет с собой Олю и их сына. Впрочем, даже если бы Оля согласилась, уехать им бы не удалось. Карпушина торжественно провожают из части в Припяти, но в ту же ночь на АЭС случается авария. Во время спасательной операции выясняется, что добровольцам придется фактически совершить самоубийство: зайти в помещение, где стоит горящий реактор, и выпустить воду из резервуаров – чтобы избежать ещё одного взрыва.

Сначала Карпушин наотрез отказывается идти с другими добровольцами, и даже пытается уехать из города вместе с Олей, сыном и другими эвакуируемыми. В дороге мальчику становится плохо: он успел получить дозу радиации от взрыва. В итоге Карпушин поворачивает назад, соблазнившись обещанными за подвиг наградами – квартирой в Москве и возможностью выбить для сына лечение в Швейцарии. Леша соглашается пойти с первой группой и помочь ей добраться до нужной точки.

История Алексея занимает большую часть фильма. Зритель видит катастрофу глазами конкретного человека, чья жизнь рушится параллельно с реактором. Проблема в том, что фильм затянут, а сама авария и ее ликвидация показаны одновременно слишком мало и слишком много.

Например, первые минуты после аварии вынесены куда-то за кадр, зато Козловский не упустил возможность ввести побочную линию с чиновником и ученым, пафосными разговорами об ответственности и умирающих в Чернобыле людях. При этом фильм сам транслирует мысль: неважно, кто виноват в аварии (об этом прямо говорит один из персонажей). Скромно показанные ошибки советской системы тут просто для галочки, они не добавляют истории ровным счетом ничего – только растягивают.

Отсутствие героизма – вред или благо?

В разных интервью о фильме Козловский подчеркивал, что хотел показать нетипичного протагониста: далеко не все ликвидаторы были идеальными героями, им тоже было больно и страшно. За человеком, которым движет не только героическое желание спасти родину, наблюдать интересно. Но только поначалу.

Лёша Карпушин – меркантильный, упрямый и удивительно безответственный человек. Все его действия мотивированы только выгодой и желанием заполучить Олю. При этом он часто противоречит самому себе: в одной сцене бескорыстно спасает пострадавших на чернобыльском пожаре товарищей, а уже в следующей напоминает начальству о своем переводе и отказывается идти в реактор. С одной стороны, он не может сдержать ни одно обещание Оле, с другой – готов пожертвовать здоровьем, чтобы обеспечить лечение мальчику, с которым знаком всего две недели (пусть и своему сыну).

Стоит Карпушину проявить героизм, как он тут же скатывается обратно в скотское поведение. И чем ближе к финалу «Чернобыля», тем больше это раздражает и расстраивает. Даже на свой самый большой подвиг Лёша решается, кажется, только от обиды на Олю и безысходности.

В камерной истории Карпушина нет никакого логического разрешения. Он не герой и не антигерой, не трус и не храбрец. И все бы ничего, но Лёша должен был стать собирательным образом ликвидаторов на Чернобыльской АЭС – и, если судить только по фильму, образ выходит неприятный.

По-настоящему хороши в фильме люди, которые сопровождают Карпушина при экспедиции в реактор: военный Борис (Николай Козак) и скромный, боязливый ученый Валера (Филипп Авдеев). От Авдеева вообще не оторвать глаз, настолько у него получился понятный, человечный персонаж; его маленькая и личная трагедия трогает намного больше, чем история Лёши, которому посвящен весь фильм.

Голливудские проблемы и другой «Чернобыль»

Фильм Козловского и сериал Крейга Мэйзина, который вышел в 2019 году на HBO, совершенно по-разному исследуют чернобыльскую катастрофу: от общего к частному и от частного к общему соответственно. И все-таки из-за успеха сериала и близости дат выхода не сравнивать их невозможно – причем не в пользу Козловского.

Российские издания ругали версию Крейга Мэйзина за исторические неточности: например, в материале Forbes говорится о «нагнетании ужасов» и фактических ошибках. «Чернобыль» Козловского повторяет те же самые ошибки. В фильм попали и водолазы-смертники, и синее свечение в реакторе, и вооруженные силы в Припяти, которых, по версии Forbes, не было. Кое-что в версии Данилы Козловского выглядит лучше: по понятным причинам, в ней нет «клюквы» на советскую культуру (как минимум, в нем почти не пьют водку и не зовут друг друга «товарищами»). Но так ли сильно «клюква» помешала «Чернобылю» HBO стать хорошим сериалом?

Блокбастер Козловского показывает гротескное страдание, пугает мертвыми птицами, бьющей по ушам тревожной музыкой и обгорающей наживо кожей, мучает эмоциональными сценами прощания между супругами, родителями и детьми. Он разыгрывает типичный голливудский фильм-катастрофу как по нотам, не пропуская ни один обязательный пункт. Но при просмотре не отпускает ощущение, что подобную картину могли снять о какой угодно аварии – хоть на АЭС Фукусима. В нем не чувствуется всей тяжести, всего сложного исторического контекста: события в Чернобыле по-прежнему остаются непережитой и личной трагедией нескольких народов, а в фильме они показаны глянцево, стандартно.

Вердикт

Чего о «Чернобыле» точно не скажешь – так это того, что фильм снят плохо. Потрясающая операторская работа Ксении Середы, съемки на реальной атомной электростанции и игра актеров, особенно Филиппа Авдеева, – все это вытягивает фильм на уровень среднего голливудского блокбастера.

Удивительно, но Мэйзину и HBO удалось прочувствовать и выразить эту трагедию лучшее, масштабнее. Ужас в их «Чернобыле» складывался из судеб очень разных людей, и формат сериала позволял рассмотреть катастрофу со всех сторон. Данила Козловский в сравнении с этим взял маленький, даже крошечный угол обзора. Его «Чернобыль» идет по схеме «Титаника» (или «Спитака» 2018 года), показывая очень личную историю на фоне крупной трагедии. Но страдает от этого и любовная линия, и отображение самой катастрофы, и общее впечатление от фильма.

Даже в «Титанике» Джек развивается из легкомысленного юноши в героя, который в какой-то момент помогает спасать людей с тонущего корабля. Алексей Карпушин, по сути, выполняет все свои обязанности, но в конце «Чернобыля» остается таким же упрямым, корыстным и эгоистичным человеком, неспособным принять отказ любимой женщины. Поэтому посвящение ликвидаторам в конце кажется странным и неловким – и это чувство не смягчает даже саундтрек от Аллы Пугачевой.

«После Чернобыля» (2021): обзор и интересные факты

Группа американских туристов, путешествующая на автомобиле по России-матушке и сопредельным государствам, направляется из Москвы в Варшаву. В пути каким-то непонятным образом наши герои проезжают нужный поворот, а затем, в поисках верного пути и ночлега (ориентируясь по бумажной карте, Карл!) сворачивают на ухабистую проселочную дорогу, где благополучно застревают. Туристы отправляются через лес в направлении деревни. Один из группы неожиданно пропадает, а остальные начинают его искать и (бац!) случайно оказываются прямо в центре Припяти. Да, ни блок-постов, ни знаков. И самое смешное, что незадачливые путешественники так и не поняли, куда попали. Тут впору вспомнить крылатую фразу Задорнова про американцев.

Сюжет слегка бредовый? Нет, не слегка. Творящееся на экране - это просто забористый бред. Забористей было только в пятом «Крепком орешке». Но там есть оправдание: фильм не про Чернобыль, да и снимали его американцы (это, конечно, не отменяет тот факт, что последний «Орешек» редкостная чушь). Здесь же за дело взялись отечественные творцы. Очередное подтверждение, что американская клюква не нужна, мы сами умеем.

Жанр картины - уже набивший оскомину мокьюментари (то есть перед нами как бы случайно обнаруженные видеозаписи). Хотя не могу не отметить, что стилистика псведодокументалистики очень подходят независимому кино, позволяя существенно экономить средства. Вот только и на мобильник нужно уметь снимать, грамотно выстраивая сцены, да сценарии должны быть вразумительные. Концептуально «После Чернобыля» являет собой нечто вроде «Зоны отчуждения» (2012) для бедных. Это при том, что сама «Зона отчуждения» и так является проходным фильмом категории «б». Таким образом, «После Чернобыля» воспринимается как слабый закос под слабое кино.

Сходство с «Запретной зоной» отнюдь не случайное. Как утверждает один из режиссеров и сценаристов Игорь Кинько, работа над фильмом началась еще в 2011 году. То есть до выхода «Запретной зоны» и уж тем более до выхода сериала от HBO, то есть тема еще не была заезженной. Сейчас-то, благодаря сериалу (пусть и спорному), даже иностранная публика не поверит в такую историю со случайным заездом в ЧЗО. Так вот, тогда, в 2011 году создатели фильма контактировали с Ореном Пели - режиссером и сценаристом «Паранормального явления» и продюсером «Запретной зоны», надеясь заручиться его поддержкой, как продюсера. Но Пели решил не поддерживать отечественный проект, а быстренько снять свое кино. Ну а «После Чернобыля» превратился в долгострой, который к моменту выхода уже даже просто на уровне самой идеи морально устарел. За это время фильм менял названия, фигурируя в Интернете, например, как «Припять. Оставленные позади» и «Признаки Чернобыля».

Бюджет фильма составил 7 млн. рублей. Частично съемки проводились в Припяти, куда съемочная группа ездила несколько раз, останавливаясь в Чернобыле. И было все это еще до печальных событий 2014 года на Украине.

Но, честно говоря, вызывает только недоумение, на что же были потрачены все эти годы. Все сделано словно на коленке, сюжет основан на штампах псевдодокументальных ужастиков. Но убогие штампы и клише - это не самое ужасное.

Самое ужасное в этом фильме то, что перед тем, как увидеть Припять и хоть какие-то мало-мальски интересные события, зрителю предстоит 40 минут мучиться, терпя нудные блуждания героев в ночном лесу. Да, потом в фильме появятся-таки кадры реальной Припяти, но снято все так бездарно, что проще просто поискать на «Ютубе» ролики, где можно отлично рассмотреть город, оценить его изменения и проникнуться атмосферой. Можно было списать все на неопытность киноделов, ибо для режиссеров и сценаристов Игоря Кинько и Максима Литвинова данное кино было дебютным. Но почему же сталкеры, блогеры и те, кто были на экскурссии, умудряются снимать лучше, чем киношники, пусть и дебютанты?

Может быть, если бы «После Чернобыля» сократили до короткометражки и залили на «Ютуб», то зрители оценили бы старания видеолюбителей. Но перед нами-то как бы профессиональная работа! Снять кино, которое скучнее обычного мобильного видео из ЧЗО, и пропихнуть его в кинотеатрах - вот единственное достижение создателей «После Чернобыля». Остап Бендер с его клубом любителей шахмат в Васюках оценил бы.

Фильм вышел в прокат 1 апреля 2021 года. Мог выйти еще в 2020 году, но пандемия внесла свои коррективы. С другой стороны, если бы не пандемия, то возможно, что фильму бы не нашлось места в сетке кинотеатров. Впрочем, прокат был весьма ограниченным, а сборы просто смешными - всего 916,5 тыс. рублей.

В общем, данный опус я бы не рекомендовал даже тем, кто смотрит вообще все подряд на тему аварии на ЧАЭС и ее последствий.

Вызовы "Чернобыля": как снимали фильм о главной катастрофе XX века


Фильм "Чернобыль" выходит в российский прокат 15 апреля 2021 года – за 11 дней до 35-й годовщины всем известной трагедии. Как объясняет режиссер, продюсер и исполнитель главной роли Данила Козловский, он поставил перед собой цель снять кино, прежде всего, о людях – о ликвидаторах, среди которых были и врачи, и пожарные, и медсестры, и физики-ядерщики, и военные, и инженеры других различных областей.

Данила Козловский:

"Чернобыль – это наша общая история, катастрофа, коснувшаяся многих. И для меня главное, чтобы люди пришли на наш фильм не просто посмотреть на масштаб или уникальные подводные съемки, но и испытали сильное эмоциональное переживание, подключились к рассказу о том, как катастрофа ворвалась в жизни обычных людей, как изменила их судьбы и невольно сделала из них героев".

По словам Козловского, подготовка к съемкам, как ремонт: главное – вовремя остановиться. В интервью программе "Индустрия кино" Данила Козловский рассказал, что на этапе препродакшена было множество встреч с ликвидаторами; изучение документальных кадров, как на YouTube, так и телевизионных архивов; использовалась художественная литература (в частности, режиссер упомянул произведение Светланы Алексиевич "Чернобыльская молитва"); в ход пошла хроника событий дней катастрофы, различные документы, доклады МАГАТЭ. Когда стало ясно, что история сложилась, стали думать уже над тем, как реализовать все технические задумки.

Данила Козловский:

"Наш фильм создавался для большого экрана. Над ним трудилось больше 300 человек съемочной группы, различные цеха и команды, и совершенно невозможно сосчитать то число объектов, павильонов, декораций, костюмов, реквизита, которые мы задействовали".

Значительная часть съемочного процесса проходила на действующей Курской АЭС, расположенной в городе Курчатов. Все дело в том, что Курская АЭС создавалась по тому же проекту, по которому была построена Чернобыльская АЭС.

Оператор-постановщик Ксения Середа:

"Нам очень повезло, что у нас была возможность снимать на реальном объекте с его уникальной энергетикой. Если бы мы построили "выгородку", задекорированную под стены АЭС, то это было бы совсем не то же самое. Тот масштаб и та свобода, которые дает реальный объект, не сравнятся ни с чем".

Чтобы отснять масштабный пожар, на территории Курской АЭС были установлены 400 специальных огненных установок. В работе над этими эпизодами приняли участие не только актеры, но и профессиональные пожарные, также использовалось реальное пожарное оборудование. Дабы показать эмоции актеров, снимали специально днем – даже несмотря на то, что ночное зарево гораздо эффектнее смотрится на большом экране. А чтобы добавить эффект присутствия, в работе над сценой с пожаром использовали ручную камеру.

Оператор-постановщик Ксения Середа:

"Было непросто, так как важно было показать не только масштаб происходящего, но и то, что чувствуют в этот момент находящиеся на пожаре люди, – требовалось все время держать во внимании развитие линий персонажей, следить".

Еще одна масштабная часть съемочного процесса была посвящена подводным эпизодам. По словам Данилы Козловского, в фильме эти сцены занимают около 15 минут хронометража. Причем, в каждом кадре, вошедшем в фильм, зритель будет видеть не каскадеров, а актеров: Козловский, Филипп Авдеев и Николай Козак приняли решение выполнять все трюки сами.


Данила Козловский в интервью программе "Индустрия кино":

"Мы часто работали длинными кадрами, я всегда хотел в трюке подойти к актеру, чтобы была минимальная дистанция между зрителем и героем. Поэтому практически все трюки мы выполняли сами. Но у нас была суперпрофессиональная команда каскадеров, которой я поставил задачу: "Ребята, понятно, что мы все можем работать с дублерами, но мне хочется, чтобы если мой персонаж идет через огонь, чтобы я видел, что это идет именно мой персонаж, а не дублер". То же самое касалось подводных сцен. Наши каскадеры настояли на том, чтобы мы прошли курс обучения. Я всячески этому сопротивлялся, но сейчас я им безмерно благодарен, потому что практика дала невероятную свободу во время съемок".

Во время съемок в Курчатове, когда работали над эпизодами с пожаром, на площадке было по-настоящему жарко. Как признался актер Николай Козак, худшее, как оказалось, ждало их впереди – в Венгрии, где как раз и снимали подводные сцены. Работа велась в павильонах студии Origo Studios, которую частенько используют и голливудские кинематографисты. По словам Козака, на улице было +35 градусов, в помещениях с бассейном – до 52 градусов!

Данила Козловский:

"Во время работы над подводными сценами мы долго не могли снять эпизод, в котором персонажу Филиппа Авдеева становится плохо… потому что он играл слишком натурально! Он научился так мастерски выплевывать изо рта загубник и оседать по стенке, что дублей пять подряд были сорваны из-за того, что местные спасатели, дежурившие на съемках, бросались ему на помощь, пытались вставить загубник обратно и поднять на ноги".


Однако позднее помощь спасателей Филиппу Авдееву все-таки потребовалась. Чтобы ходить по дну бассейна, актеры носили специальные ботинки со свинцовым утяжелителем. По сюжету в тот момент герои еще не были экипированы кислородными баллонами, поэтому исполнителям главных ролей предстояло передвигаться под водой, задерживая дыхание. По пути следования стояли спасатели с кислородом, которые давали загубник. Филипп Авдеев вовремя не успел взять воздух, поэтому начал задыхаться и паниковать. Один из спасателей заметил его – и протянул российскому актеру клапан с кислородом.

Интересно, что за всеми съемками и кропотливой работой, которую проделывала команда проекта, наблюдал реальный очевидец чернобыльской катастрофы – продюсер Александр Роднянский. Он провел немало времени возле разрушенной взрывом АЭС – и даже получил удостоверением ликвидатора.

Александр Роднянский:

"Уже после аварии, в течение следующих трех лет, я возвращался в Чернобыль неоднократно, как режиссер-документалист. Несколько раз пытался подступиться к большому игровому фильму об этой трагедии. Море воспоминаний, свидетельств, историй, каждая из которых, была бы, наверное, вполне себе стоящей для того, чтобы сделать картину и рассказать, как произошла одна из крупнейших аварий, последствия которой оказали влияние на судьбу огромной страны”.


Однако впоследствии он доверил снять фильм Даниле Козловскому, с которым до этого уже пересекался по работе. По словам Роднянского, в процессе просмотра ленты "Тренер", режиссерского дебюта Козловского, он понял, что перед ним кино, созданное профессиональным, очень эмоциональным, искренним режиссером.

Данила Козловский:

"Я был в Ирландии на съемках и получил письмо от Александра Роднянского. Мне прислали некий текст, скорее наброски, но там была одна пронзительная сцена, которая на меня произвела сильное эмоциональное впечатление, после чего я абсолютно ясно увидел и понял, как именно я могу рассказать эту историю".

В итоге Данила Козловский выступил не только режиссером фильма "Чернобыль", но также и одним из продюсеров, а еще сыграл в нем главную роль. Съемки начались в начале июня 2019 года – буквально через пару дней после премьеры сериала "Чернобыль" от американского телеканала HBO. И хотя некоторые считают, что российский полнометражный фильм является калькой с этого сериала, это далеко не так. Подготовительные работы к съемкам стартовали еще тогда, когда к сериалу HBO не было даже и трейлера. А в итоге получилась зрелищная кинокартина, созданная по всем канонам масштабного фильма-катастрофы. Другими словами, в этой истории есть и драма, и экшен, и саспенс, и харизматичные главные герои – то есть каждый найдет в ней что-то свое.

«Эта история коснулась очень многих» Российский «Чернобыль» Данилы Козловского — каким он получился?


«Чернобыль» Данилы Козловского должен был выйти на больших экранах еще в 2020 году, но пандемия внесла свои коррективы, и многие релизы были отложены до лучших времен. Фильм выходит в прокат 15 апреля, по стечению обстоятельств — в 35-ю годовщину аварии. «Лента.ру» рассказывает, почему фильм стоит посмотреть в кинотеатре.

Фильм Козловского — история любви, разворачивающаяся на фоне страшных событий 1986 года. Составить первое впечатление о кинокартине можно по новому трейлеру, премьера которого состоялась 28 января. Уже по первым кадрам становится ясно, что зрителей ждет эмоциональный накал и высокий уровень постановки масштабных экшн-сцен. Вот что говорит сам режиссер: «Безусловно, мне хочется, чтобы в кинотеатры пришло как можно больше зрителей — это наша общая история, коснувшаяся в буквальном смысле если не каждого из нас, то очень многих. Но все же самое главное, чтобы люди пришли не просто посмотреть на масштаб или уникальные подводные сцены, а испытали сильное эмоциональное переживание, подключились к человеческой истории о том, как катастрофа ворвалась в жизни обычных людей, как изменила их судьбы и невольно сделала из них героев».

«Чернобыль» Козловского — это первый масштабный российский фильм, посвященный ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, событиям тех страшных дней в Припяти. Но не стоит ждать от картины Козловского подробной исторической реконструкции событий или попытки найти виновных в трагедии. Скорее, это эмоциональная драма, щедро сдобренная экшн-сценами.

Авария на Чернобыльской АЭС ставит под угрозу вопрос мечту главного героя фильма, пожарного Алексея, и жизни всех тех, кто ему дорог — его возлюбленной Оли и ее маленького сына Леши. Смерть грозит тысячам людей, оказавшихся в зоне радиационного поражения. Ведь возможен второй взрыв, катастрофические последствия которого могут быть несоизмеримо больше. Вместе с еще двумя добровольцами — инженером Валерой и военным водолазом Борисом — Алексею предстоит погрузиться в самое пекло, под ядерный реактор, чтобы попытаться выпустить воду из резервуара и тем самым, возможно, предотвратить самый страшный исход сценарий развития катастрофы.

Напомним, взрыв на 4-м энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции прогремел 26 апреля 1986 года. Он полностью разрушил ядерный реактор. Из окружающей станцию 30-километровой «зоны отчуждения» — эта территория до сих пор считается непригодной для проживания — было срочно эвакуировано более 100 тысяч человек. Многие из них получили непоправимый вред здоровью из-за воздействия радиации.

Продюсируют фильм четырехкратный номинант на премию «Оскар» Александр Роднянский и Сергей Мелькумов (они известны по фильмам-событиям в авторском сегменте («Левиафан» и «Нелюбовь») и жанровых чемпионов проката, военным драмам («Девятая рота» и «Сталинград»). Также в производстве фильма были заняты Вадим Верещагин (продюсер самого кассового российского фильма «Холоп») и сам Данила Козловский (до этого снявший спортивную драму «Тренер»).

Фильм уже приобрели для проката в Северной и Южной Америке, Южной Корее, Японии, Израиле, Испании, Прибалтике и немецкоговорящих странах.

Читайте также: