Кто пролил первую кровь в романе ангелы и демоны

Обновлено: 01.05.2024

С тех пор, как экранизацию второго романа Дэна Брауна "Код да Винчи" встречали по всему миру акциями протеста, минуло три года. Писатель успел объявить, что напишет продолжение, а кинематографисты поставили на экраны его первый роман "Ангелы и демоны". Дни.Ру узнали, кому стоит волноваться из-за событий во втором фильме по Брауну от режиссера Рона Ховарда.

О чем: В Ватикане умер Папа римский (чуть позже выяснится, что не своей смертью), и толпы народа по всему городу ждут, когда можно будет возликовать во здравие нового. Католической церкви, тем временем, в отместку за многовековые гонения идеи просвещения грозят апокалипсисом от имени пронаучной религиозной организации иллюминатов: четверым похищенным главным претендентам на престол понтифика подготовлена страшная смерть, а Ватикан в назначенный час вознесется на небо от взрыва частички антиматерии и заберет с собой за компанию половину Рима. Из Гарварда спешно выписывают профессора Роберта Лэнгдона (Том Хэнкс), страстного любителя пентаграмм, и дают ему в нагрузку ученую итальянскую красотку (Аилит Зорор), обладающую тайным знанием по выведению из строя банки с опасным веществом. Лэнгдон с дамой едва ли не с секундомером носятся по ватиканским церквям, преодолевая подножки главы швейцарской гвардии (Стеллан Скарскард), и один только усердный распорядитель дел умершего папы (Эван МакГрегор) им в подмогу.

Отец Бритни Спирс подал прошение о прекращении опекунства над ней

Писатель Дэн Браун довольно ловко играет на религиозных чувствах, но слагает детективы на грани фола: что в "Ангелах и демонах", что в "Коде да Винчи" он набирает одну и ту же команду типажей, лишь изменив им имена и лица. Раз отследив интригу романа (или его экранизации), во второй раз ни читатель, ни зритель не ошибется, с первых же разворотов сюжета указав на убийцу.

"Ангелы и демоны", написанные раньше "Кода да Винчи", вновь вышли из-под тени второго романа лишь после того, как пророческая аура первого развеялась дымкой через обращение книги в фильм. Кинематограф, чьей силы внушения так опасались религиозные фанатики, сыграл роль кривого зеркала, в котором за пафосом произведения проступила скороспелость выводов и общая предвзятость суждений: автор плел интригу из подручного материала - но никак не глаголил истину.

Звезда "Очень странных дел" снялся в женской одежде в рекламе известного бренда

Режиссер Рон Ховард, пронаблюдав, как критики всласть потопталась на псевдоисторическом и псевдоинтеллектуальном "Коде да Винчи", спасает ситуацию как может. Избавил, например, "Ангелов и демонов" от лишних сантиментов - здесь все работает по законам последнего Бонда: герои говорят на ходу, по делу (то есть мало), и совершают много телодвижений. Кроме того, "Ангелы и демоны" дадут сто очков вперед по части изощренности убийств, да так, что церкви, правда, есть от чего вздрогнуть и перекреститься: священников отправляют на тот свет методично и живописно.

Ударившись в эту крайность, режиссер, впрочем, не заметил потери бойца - выбранный темп киноповествования обескровил героиню. И ладно бы красотка нужна была Лэнгдону, как все тому же агенту 007 - чтобы подчеркивать его мужское достоинство, так нет же - девушка с распущенными волосами, осиной талией и на шпильках служит здесь теннисной ракеткой, отбивающей очередную словесную подачу Фореста Гампа, произведенного в трактовщики символов с ученой степенью.

"Найти защиту от людской злобы": подорвавшая здоровье Анастасия Макеева улетела на Камчатку

По всей видимости, Ховард застрял на развилке, подсказывающей, делать ли из Брауна нового Индиану или можно обойтись Борном. И пока он там торчит, камера режиссера поставляет на экраны чистую фантомасовщину, без Луи де Фюнеса и лишь условно смешную, но столь же нелепую: так и ждешь, что в финале один из ключевых героев сдерет с лица человеческую маску и засмеется во всю свою лоснящуюся болотную физиономию. Славно было бы, если бы Фантомасом оказался Лэнгдон. Но Брауну и Ховарду все-таки слабо.

Вероника, зритель: По-моему, вышел отличный экшен-детектив. В отдельные моменты становится реально страшно, несмотря даже на определенную предсказуемость, которая, как мне кажется, фильму идет на пользу. В этом жанре всегда стараешься предугадать убийцу - здесь же удалось сделать так, что три четверти картины продолжаешь вздрагивать. Мне очень понравился "Код да Винчи" и понравились "Ангелы и демоны", но последних я вряд ли буду пересматривать.

Бритни Спирс заявила, что ее отец вымогал у нее деньги

Тимур, зритель: Меня несколько удивил выбор актера на роль одного из героев - не буду его называть, а то вся интрига пропадет. Дело в том, что он здесь абсолютно не в своем амплуа, и поэтому, естественно, сразу начинаешь думать на него. Довольно странный фокус со стороны режиссера - так оно и есть, карты были сданы практически сразу, как выясняется в финале.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

«Ангелы и демоны» Дэна Брауна: Что правда, а что - вымысел?

В романе знаменитого беллетриста описаны ужасающие события, произошедшие во время избрания нового Папы Римского. Наш корреспондент побывал в Ватикане во время настоящего конклава кардиналов и прошелся по описанному в книге маршруту.

. Дэн Браун за пару лет стал самым известным беллетристом планеты. На стене крупного римского книжного магазина висят рейтинги продаж в разных странах; Браун лидирует в Германии, Испании и Франции и лишь в Америке занимает второе место. При том, что главные его хиты - «Код да Винчи» и «Ангелы и демоны» - вышли уже давно.

На ура продается и все, что с этими романами связано. В книжных магазинах Европы целые стенды занимают путеводители по «Коду» и «Ангелам» (их уже с десяток), триллеры с названиями типа «Ассасины» (сочинили их другие авторы). Кто-то выпустил огромное исследование «Кровные узы» о связях между Христом и Марией Магдалиной. Кто-то состряпал книжку «Думай так же, как Леонардо!» (да Винчи благодаря Брауну нынче популярней, чем Бритни Спирс).

Год назад один римлянин открыл автобусный маршрут для туристов по следам персонажей «Ангелов». Сейчас парень владеет уже целым автобусным парком и возит все новых туристов.

Я предпочел ходить сам. Сейчас на конклаве кардиналов идет избрание нового Папы Римского. Над крышей Сикстинской капеллы вот-вот взовьется дым. И именно в эти часы я решил узнать, что из написанного Дэном Брауном в его «Ангелах и демонах» правда, а что - вымысел.

О чем речь в романе Брауна?

Из швейцарского научного центра ЦЕРН похищен образчик антивещества, способный сровнять с землей целую страну. Украденное антивещество находится в Ватикане, в соборе Святого Петра. Именно в этот день там выбирают нового Папу Римского! Через несколько часов бомба взорвется и центр католической религии перестанет существовать. Кроме того, загадочный убийца похищает четырех кардиналов - главных претендентов на пост Папы. Он обещает убивать по одному каждый час. В центре этой истории оказывается Роберт Лэнгдон - американский специалист по религиозной символике. Он догадывается, что во всем виноваты иллюминаты - древний тайный орден, и идет по их следу. Ватикану остался всего час до гибели. Что было дальше, вы прочтете сами.


На Пьяцца дель Пополо когда-то проходили казни, теперь это одна из самых спокойных римских площадей. Довольно неприметная снаружи церковь Санта-Мария дель Пополо была воздвигнута на месте, где, по преданию, похоронен Нерон. С тех пор ее много раз перестраивали.

Вот и Лэнгдон с Витторией натыкаются на закрытые двери: в церкви идет строительство. Приходится искать запасной вход. «В расположенном справа от церкви и зажатом высоченными стенами проходе было темно. Там пахло мочой. »

Никакого прохода справа от церкви нет: она упирается в глухую стену. Но герои «Ангелов и демонов» все-таки попадают внутрь.

«Держа пистолет наготове, она всматривалась в стоящую у стены стелу. На гранитной глыбе была выбита надпись: «КАПЕЛЛА КИДЖИ». (. ) Куполообразный потолок часовни был усыпан сверкающими звездами, меж которыми сияли семь планет, известных в то время астрономам. В капелле Киджи архитекторы воздвигли четыре десятифутовые мраморные пирамиды. Пирамиды стояли абсолютно симметрично: по две с каждой стороны».

Ей-богу, фантазер этот Браун! Нет, во-первых, никакой гранитной стелы, а во-вторых - звезд и знаков зодиака. На потолке часовни - обычная религиозная живопись. Пирамиды имеются, но. по одной с каждой стороны. Да их и пирамидами-то не назовешь: это мраморные обелиски, чуть выступающие из стен.

Но самое главное в капелле Киджи - «дьявольская дыра». Тут Браун, кажется, написал правду: в центре капеллы расположен люк, на котором нарисован скелет с гербом в руках. В принципе можно люк поднять и сдвинуть (именно так поступил ассасин).

Направо от «дьявольской дыры» - статуя Бернини «Пророк Аввакум». Рядом с пророком изображен ангел. Он простер руку - куда-то указывает. Куда? По мнению Лэнгдона, на площадь Святого Петра.


Второго кардинала с выжженным на груди знаком AIR («воздух») ассасин имел наглость убить прямо перед собором Святого Петра, у «знаменитого» (если верить Брауну) барельефа West Ponente. На барельефе изображен ангел, из уст которого несется дуновение.

В недоумении смотрю на легендарный барельеф с надписью West Ponente. Это просто овальная плита, на которой очень грубо высечено лицо с надутыми щеками.

Обелиск в центре площади Святого Петра окружает еще множество точно таких же овалов с точно такими же лицами «ангелов». Вот только надписи на них другие. West Ponente значит «Западный ветер» - а есть еще «Северо-западный», «Северный» и так далее, и так далее. Это просто указатели такие.


Несчастного кардинала Гуидера подвесили за руки над огромным костром, и он сгорел заживо в церкви Санта-Мария делла Виттория.

Это не самая популярная римская basilicа. Тихая, симпатичная, небольшая. «Цепи, к которым были прикреплены руки кардинала, шли к потолку и, проходя сквозь шкивы, вновь спускались вдоль противоположных стен. Там они крепились при помощи металлических зажимов».

Ну да, вот они - тоненькие цепи, и даже с кадилами. Но, пожалуй, на этих цепях трудно подвесить человека, они оборвутся.

Лэнгдон, спасаясь от пуль убийцы-ассасина, по-пластунски ползет под скамьями. В реальности под этими скамьями никак нельзя пролезть. К спинке каждой почти на уровне пола приделаны наклоненные доски, обитые мягкой кожей.

Лэнгдон бросается к саркофагу и протискивается в щель между полом и каменным гробом, но ассасин сталкивает саркофаг с основания - и он, перевернувшись вверх дном, накрывает собой Лэнгдона.

Загвоздка в том, что все саркофаги в Санта-Мария делла Виттория стоят прямо на полу. И, чтобы перевернуть эти гробницы, требуется строительная бригада с отбойными молотками!

Скульптура Бернини «Экстаз святой Терезы» - главное сокровище Санта-Мария делла Виттория. Над мраморной женщиной, откинувшейся на спину и будто бы задыхающейся, нависает ангел; его копье целится святой Терезе в сердце. «Творение Бернини здорово смахивало на порнографию», - беззаботно пишет Браун; по его догадке, Тереза испытала банальный оргазм.

В реальности скульптура (которая стоит не у выхода из храма, а подле алтаря) вовсе не так уж непристойна. Копье ангела указывает скорее вниз; но Роберту Лэнгдону показалось, что ангел тычет копьем в сторону пьяцца Навона. И, отправившись туда, он стал свидетелем убийства четвертого кардинала.


На пьяцца Навона находится фонтан «Четыре реки» с фигурами атлетов, которые символизируют Ганг, Нил, Дунай и Ла-Плату.

В этот-то фонтан, по Брауну, и столкнул ассасин опутанного цепями кардинала Баджиа. Лэнгдон «перебрался через край бассейна и спрыгнул в пенящуюся жидкость. Оказавшаяся ледяной вода доходила ему до пояса. »

На самом деле вода там доходит максимум до щиколотки. В романе ассасин и Лэнгдон вступают в схватку в бассейне. В реальности им просто негде было бы развернуться.

Лэнгдон, вылезши из фонтана, замечает на вершине обелиска голубку. Живую или бронзовую? Он подбрасывает вверх монеты, одна из них ударяется о птичку, и раздается звон. Замечу, обелиск возвышается над площадью метров на двадцать с лишним. Подбросить монетку на такую высоту нереально.

Лэнгдон понимает, что эта голубка - последний указатель на пути к храму Света. Он «принялся карабкаться вверх. Добравшись до платформы, на которой стоял обелиск, он решил лезть дальше. Однако, оглядевшись, ученый понял, что в этом нет никакой необходимости. Его взору открылся весь Рим, и это зрелище было потрясающим».

На самом деле изваяния в основании обелиска высотой всего в несколько метров. А площадь со всех сторон окружают дома. Все, что он мог бы увидеть, - окна второго этажа посольства Бразилии.


Подлый ассасин обосновался в замке Святого ангела. Оттуда иллюминатам ничего не стоило добраться в Ватикан по древнему подземному проходу, именуемому Il Passetto. Браун рассказывал в интервью, что идея «Ангелов и демонов» пришла ему в голову, именно когда он шел по Il Passetto. Вполне возможно. Проход такой и вправду есть, и даже не один. Этих passetto вообще-то много.

Папы действительно рыли себе тоннели, чтобы быстро скрыться из Ватикана в случае опасности. Прошлым летом возле замка Святого ангела перекладывали асфальт и нашли очередной древний тоннель. Теперь их известно не то пять, не то шесть. Вот только туристу туда трудно проникнуть - хотя бы потому, что это опасно. Точно так же не проберешься на тот самый балкон замка, за которым, по версии Брауна, находится храм Света иллюминатов и на котором ассасин чуть не изнасиловал Витторию Веттра. «Виттория, содрогаясь всем телом, стояла на балконе замка Святого ангела. Она смотрела на Ватикан». Красиво сказано, но на самом деле этот балкон смотрит в другую сторону.

Что Ватикан думает об «Ангелах и демонах»?

Официально - ничего. Этой книги для католической церкви просто не существует. Дэн Браун для католиков - автор фантастических романов, эта формулировка и озвучивается для прессы. Ватикан долго собирался с силами и подыскивал выражения, чтобы выразить свое резкое несогласие с «Кодом да Винчи». Вероятно, когда-нибудь такое же скажут про «Ангелов и демонов».

Возрастная категория сайта 18 +

«Ангелы и демоны» Дэна Брауна: Что правда, а что - вымысел?

В романе знаменитого беллетриста описаны ужасающие события, произошедшие во время избрания нового Папы Римского. Наш корреспондент побывал в Ватикане во время настоящего конклава кардиналов и прошелся по описанному в книге маршруту.

. Дэн Браун за пару лет стал самым известным беллетристом планеты. На стене крупного римского книжного магазина висят рейтинги продаж в разных странах; Браун лидирует в Германии, Испании и Франции и лишь в Америке занимает второе место. При том, что главные его хиты - «Код да Винчи» и «Ангелы и демоны» - вышли уже давно.

На ура продается и все, что с этими романами связано. В книжных магазинах Европы целые стенды занимают путеводители по «Коду» и «Ангелам» (их уже с десяток), триллеры с названиями типа «Ассасины» (сочинили их другие авторы). Кто-то выпустил огромное исследование «Кровные узы» о связях между Христом и Марией Магдалиной. Кто-то состряпал книжку «Думай так же, как Леонардо!» (да Винчи благодаря Брауну нынче популярней, чем Бритни Спирс).

Год назад один римлянин открыл автобусный маршрут для туристов по следам персонажей «Ангелов». Сейчас парень владеет уже целым автобусным парком и возит все новых туристов.

Я предпочел ходить сам. Сейчас на конклаве кардиналов идет избрание нового Папы Римского. Над крышей Сикстинской капеллы вот-вот взовьется дым. И именно в эти часы я решил узнать, что из написанного Дэном Брауном в его «Ангелах и демонах» правда, а что - вымысел.

О чем речь в романе Брауна?

Из швейцарского научного центра ЦЕРН похищен образчик антивещества, способный сровнять с землей целую страну. Украденное антивещество находится в Ватикане, в соборе Святого Петра. Именно в этот день там выбирают нового Папу Римского! Через несколько часов бомба взорвется и центр католической религии перестанет существовать. Кроме того, загадочный убийца похищает четырех кардиналов - главных претендентов на пост Папы. Он обещает убивать по одному каждый час. В центре этой истории оказывается Роберт Лэнгдон - американский специалист по религиозной символике. Он догадывается, что во всем виноваты иллюминаты - древний тайный орден, и идет по их следу. Ватикану остался всего час до гибели. Что было дальше, вы прочтете сами.


На Пьяцца дель Пополо когда-то проходили казни, теперь это одна из самых спокойных римских площадей. Довольно неприметная снаружи церковь Санта-Мария дель Пополо была воздвигнута на месте, где, по преданию, похоронен Нерон. С тех пор ее много раз перестраивали.

Вот и Лэнгдон с Витторией натыкаются на закрытые двери: в церкви идет строительство. Приходится искать запасной вход. «В расположенном справа от церкви и зажатом высоченными стенами проходе было темно. Там пахло мочой. »

Никакого прохода справа от церкви нет: она упирается в глухую стену. Но герои «Ангелов и демонов» все-таки попадают внутрь.

«Держа пистолет наготове, она всматривалась в стоящую у стены стелу. На гранитной глыбе была выбита надпись: «КАПЕЛЛА КИДЖИ». (. ) Куполообразный потолок часовни был усыпан сверкающими звездами, меж которыми сияли семь планет, известных в то время астрономам. В капелле Киджи архитекторы воздвигли четыре десятифутовые мраморные пирамиды. Пирамиды стояли абсолютно симметрично: по две с каждой стороны».

Ей-богу, фантазер этот Браун! Нет, во-первых, никакой гранитной стелы, а во-вторых - звезд и знаков зодиака. На потолке часовни - обычная религиозная живопись. Пирамиды имеются, но. по одной с каждой стороны. Да их и пирамидами-то не назовешь: это мраморные обелиски, чуть выступающие из стен.

Но самое главное в капелле Киджи - «дьявольская дыра». Тут Браун, кажется, написал правду: в центре капеллы расположен люк, на котором нарисован скелет с гербом в руках. В принципе можно люк поднять и сдвинуть (именно так поступил ассасин).

Направо от «дьявольской дыры» - статуя Бернини «Пророк Аввакум». Рядом с пророком изображен ангел. Он простер руку - куда-то указывает. Куда? По мнению Лэнгдона, на площадь Святого Петра.


Второго кардинала с выжженным на груди знаком AIR («воздух») ассасин имел наглость убить прямо перед собором Святого Петра, у «знаменитого» (если верить Брауну) барельефа West Ponente. На барельефе изображен ангел, из уст которого несется дуновение.

В недоумении смотрю на легендарный барельеф с надписью West Ponente. Это просто овальная плита, на которой очень грубо высечено лицо с надутыми щеками.

Обелиск в центре площади Святого Петра окружает еще множество точно таких же овалов с точно такими же лицами «ангелов». Вот только надписи на них другие. West Ponente значит «Западный ветер» - а есть еще «Северо-западный», «Северный» и так далее, и так далее. Это просто указатели такие.


Несчастного кардинала Гуидера подвесили за руки над огромным костром, и он сгорел заживо в церкви Санта-Мария делла Виттория.

Это не самая популярная римская basilicа. Тихая, симпатичная, небольшая. «Цепи, к которым были прикреплены руки кардинала, шли к потолку и, проходя сквозь шкивы, вновь спускались вдоль противоположных стен. Там они крепились при помощи металлических зажимов».

Ну да, вот они - тоненькие цепи, и даже с кадилами. Но, пожалуй, на этих цепях трудно подвесить человека, они оборвутся.

Лэнгдон, спасаясь от пуль убийцы-ассасина, по-пластунски ползет под скамьями. В реальности под этими скамьями никак нельзя пролезть. К спинке каждой почти на уровне пола приделаны наклоненные доски, обитые мягкой кожей.

Лэнгдон бросается к саркофагу и протискивается в щель между полом и каменным гробом, но ассасин сталкивает саркофаг с основания - и он, перевернувшись вверх дном, накрывает собой Лэнгдона.

Загвоздка в том, что все саркофаги в Санта-Мария делла Виттория стоят прямо на полу. И, чтобы перевернуть эти гробницы, требуется строительная бригада с отбойными молотками!

Скульптура Бернини «Экстаз святой Терезы» - главное сокровище Санта-Мария делла Виттория. Над мраморной женщиной, откинувшейся на спину и будто бы задыхающейся, нависает ангел; его копье целится святой Терезе в сердце. «Творение Бернини здорово смахивало на порнографию», - беззаботно пишет Браун; по его догадке, Тереза испытала банальный оргазм.

В реальности скульптура (которая стоит не у выхода из храма, а подле алтаря) вовсе не так уж непристойна. Копье ангела указывает скорее вниз; но Роберту Лэнгдону показалось, что ангел тычет копьем в сторону пьяцца Навона. И, отправившись туда, он стал свидетелем убийства четвертого кардинала.


На пьяцца Навона находится фонтан «Четыре реки» с фигурами атлетов, которые символизируют Ганг, Нил, Дунай и Ла-Плату.

В этот-то фонтан, по Брауну, и столкнул ассасин опутанного цепями кардинала Баджиа. Лэнгдон «перебрался через край бассейна и спрыгнул в пенящуюся жидкость. Оказавшаяся ледяной вода доходила ему до пояса. »

На самом деле вода там доходит максимум до щиколотки. В романе ассасин и Лэнгдон вступают в схватку в бассейне. В реальности им просто негде было бы развернуться.

Лэнгдон, вылезши из фонтана, замечает на вершине обелиска голубку. Живую или бронзовую? Он подбрасывает вверх монеты, одна из них ударяется о птичку, и раздается звон. Замечу, обелиск возвышается над площадью метров на двадцать с лишним. Подбросить монетку на такую высоту нереально.

Лэнгдон понимает, что эта голубка - последний указатель на пути к храму Света. Он «принялся карабкаться вверх. Добравшись до платформы, на которой стоял обелиск, он решил лезть дальше. Однако, оглядевшись, ученый понял, что в этом нет никакой необходимости. Его взору открылся весь Рим, и это зрелище было потрясающим».

На самом деле изваяния в основании обелиска высотой всего в несколько метров. А площадь со всех сторон окружают дома. Все, что он мог бы увидеть, - окна второго этажа посольства Бразилии.


Подлый ассасин обосновался в замке Святого ангела. Оттуда иллюминатам ничего не стоило добраться в Ватикан по древнему подземному проходу, именуемому Il Passetto. Браун рассказывал в интервью, что идея «Ангелов и демонов» пришла ему в голову, именно когда он шел по Il Passetto. Вполне возможно. Проход такой и вправду есть, и даже не один. Этих passetto вообще-то много.

Папы действительно рыли себе тоннели, чтобы быстро скрыться из Ватикана в случае опасности. Прошлым летом возле замка Святого ангела перекладывали асфальт и нашли очередной древний тоннель. Теперь их известно не то пять, не то шесть. Вот только туристу туда трудно проникнуть - хотя бы потому, что это опасно. Точно так же не проберешься на тот самый балкон замка, за которым, по версии Брауна, находится храм Света иллюминатов и на котором ассасин чуть не изнасиловал Витторию Веттра. «Виттория, содрогаясь всем телом, стояла на балконе замка Святого ангела. Она смотрела на Ватикан». Красиво сказано, но на самом деле этот балкон смотрит в другую сторону.

Что Ватикан думает об «Ангелах и демонах»?

Официально - ничего. Этой книги для католической церкви просто не существует. Дэн Браун для католиков - автор фантастических романов, эта формулировка и озвучивается для прессы. Ватикан долго собирался с силами и подыскивал выражения, чтобы выразить свое резкое несогласие с «Кодом да Винчи». Вероятно, когда-нибудь такое же скажут про «Ангелов и демонов».

Возрастная категория сайта 18 +

«Ангелы и демоны» Дэна Брауна: Что правда, а что - вымысел?

В романе знаменитого беллетриста описаны ужасающие события, произошедшие во время избрания нового Папы Римского. Наш корреспондент побывал в Ватикане во время настоящего конклава кардиналов и прошелся по описанному в книге маршруту.

. Дэн Браун за пару лет стал самым известным беллетристом планеты. На стене крупного римского книжного магазина висят рейтинги продаж в разных странах; Браун лидирует в Германии, Испании и Франции и лишь в Америке занимает второе место. При том, что главные его хиты - «Код да Винчи» и «Ангелы и демоны» - вышли уже давно.

На ура продается и все, что с этими романами связано. В книжных магазинах Европы целые стенды занимают путеводители по «Коду» и «Ангелам» (их уже с десяток), триллеры с названиями типа «Ассасины» (сочинили их другие авторы). Кто-то выпустил огромное исследование «Кровные узы» о связях между Христом и Марией Магдалиной. Кто-то состряпал книжку «Думай так же, как Леонардо!» (да Винчи благодаря Брауну нынче популярней, чем Бритни Спирс).

Год назад один римлянин открыл автобусный маршрут для туристов по следам персонажей «Ангелов». Сейчас парень владеет уже целым автобусным парком и возит все новых туристов.

Я предпочел ходить сам. Сейчас на конклаве кардиналов идет избрание нового Папы Римского. Над крышей Сикстинской капеллы вот-вот взовьется дым. И именно в эти часы я решил узнать, что из написанного Дэном Брауном в его «Ангелах и демонах» правда, а что - вымысел.

О чем речь в романе Брауна?

Из швейцарского научного центра ЦЕРН похищен образчик антивещества, способный сровнять с землей целую страну. Украденное антивещество находится в Ватикане, в соборе Святого Петра. Именно в этот день там выбирают нового Папу Римского! Через несколько часов бомба взорвется и центр католической религии перестанет существовать. Кроме того, загадочный убийца похищает четырех кардиналов - главных претендентов на пост Папы. Он обещает убивать по одному каждый час. В центре этой истории оказывается Роберт Лэнгдон - американский специалист по религиозной символике. Он догадывается, что во всем виноваты иллюминаты - древний тайный орден, и идет по их следу. Ватикану остался всего час до гибели. Что было дальше, вы прочтете сами.


На Пьяцца дель Пополо когда-то проходили казни, теперь это одна из самых спокойных римских площадей. Довольно неприметная снаружи церковь Санта-Мария дель Пополо была воздвигнута на месте, где, по преданию, похоронен Нерон. С тех пор ее много раз перестраивали.

Вот и Лэнгдон с Витторией натыкаются на закрытые двери: в церкви идет строительство. Приходится искать запасной вход. «В расположенном справа от церкви и зажатом высоченными стенами проходе было темно. Там пахло мочой. »

Никакого прохода справа от церкви нет: она упирается в глухую стену. Но герои «Ангелов и демонов» все-таки попадают внутрь.

«Держа пистолет наготове, она всматривалась в стоящую у стены стелу. На гранитной глыбе была выбита надпись: «КАПЕЛЛА КИДЖИ». (. ) Куполообразный потолок часовни был усыпан сверкающими звездами, меж которыми сияли семь планет, известных в то время астрономам. В капелле Киджи архитекторы воздвигли четыре десятифутовые мраморные пирамиды. Пирамиды стояли абсолютно симметрично: по две с каждой стороны».

Ей-богу, фантазер этот Браун! Нет, во-первых, никакой гранитной стелы, а во-вторых - звезд и знаков зодиака. На потолке часовни - обычная религиозная живопись. Пирамиды имеются, но. по одной с каждой стороны. Да их и пирамидами-то не назовешь: это мраморные обелиски, чуть выступающие из стен.

Но самое главное в капелле Киджи - «дьявольская дыра». Тут Браун, кажется, написал правду: в центре капеллы расположен люк, на котором нарисован скелет с гербом в руках. В принципе можно люк поднять и сдвинуть (именно так поступил ассасин).

Направо от «дьявольской дыры» - статуя Бернини «Пророк Аввакум». Рядом с пророком изображен ангел. Он простер руку - куда-то указывает. Куда? По мнению Лэнгдона, на площадь Святого Петра.


Второго кардинала с выжженным на груди знаком AIR («воздух») ассасин имел наглость убить прямо перед собором Святого Петра, у «знаменитого» (если верить Брауну) барельефа West Ponente. На барельефе изображен ангел, из уст которого несется дуновение.

В недоумении смотрю на легендарный барельеф с надписью West Ponente. Это просто овальная плита, на которой очень грубо высечено лицо с надутыми щеками.

Обелиск в центре площади Святого Петра окружает еще множество точно таких же овалов с точно такими же лицами «ангелов». Вот только надписи на них другие. West Ponente значит «Западный ветер» - а есть еще «Северо-западный», «Северный» и так далее, и так далее. Это просто указатели такие.


Несчастного кардинала Гуидера подвесили за руки над огромным костром, и он сгорел заживо в церкви Санта-Мария делла Виттория.

Это не самая популярная римская basilicа. Тихая, симпатичная, небольшая. «Цепи, к которым были прикреплены руки кардинала, шли к потолку и, проходя сквозь шкивы, вновь спускались вдоль противоположных стен. Там они крепились при помощи металлических зажимов».

Ну да, вот они - тоненькие цепи, и даже с кадилами. Но, пожалуй, на этих цепях трудно подвесить человека, они оборвутся.

Лэнгдон, спасаясь от пуль убийцы-ассасина, по-пластунски ползет под скамьями. В реальности под этими скамьями никак нельзя пролезть. К спинке каждой почти на уровне пола приделаны наклоненные доски, обитые мягкой кожей.

Лэнгдон бросается к саркофагу и протискивается в щель между полом и каменным гробом, но ассасин сталкивает саркофаг с основания - и он, перевернувшись вверх дном, накрывает собой Лэнгдона.

Загвоздка в том, что все саркофаги в Санта-Мария делла Виттория стоят прямо на полу. И, чтобы перевернуть эти гробницы, требуется строительная бригада с отбойными молотками!

Скульптура Бернини «Экстаз святой Терезы» - главное сокровище Санта-Мария делла Виттория. Над мраморной женщиной, откинувшейся на спину и будто бы задыхающейся, нависает ангел; его копье целится святой Терезе в сердце. «Творение Бернини здорово смахивало на порнографию», - беззаботно пишет Браун; по его догадке, Тереза испытала банальный оргазм.

В реальности скульптура (которая стоит не у выхода из храма, а подле алтаря) вовсе не так уж непристойна. Копье ангела указывает скорее вниз; но Роберту Лэнгдону показалось, что ангел тычет копьем в сторону пьяцца Навона. И, отправившись туда, он стал свидетелем убийства четвертого кардинала.


На пьяцца Навона находится фонтан «Четыре реки» с фигурами атлетов, которые символизируют Ганг, Нил, Дунай и Ла-Плату.

В этот-то фонтан, по Брауну, и столкнул ассасин опутанного цепями кардинала Баджиа. Лэнгдон «перебрался через край бассейна и спрыгнул в пенящуюся жидкость. Оказавшаяся ледяной вода доходила ему до пояса. »

На самом деле вода там доходит максимум до щиколотки. В романе ассасин и Лэнгдон вступают в схватку в бассейне. В реальности им просто негде было бы развернуться.

Лэнгдон, вылезши из фонтана, замечает на вершине обелиска голубку. Живую или бронзовую? Он подбрасывает вверх монеты, одна из них ударяется о птичку, и раздается звон. Замечу, обелиск возвышается над площадью метров на двадцать с лишним. Подбросить монетку на такую высоту нереально.

Лэнгдон понимает, что эта голубка - последний указатель на пути к храму Света. Он «принялся карабкаться вверх. Добравшись до платформы, на которой стоял обелиск, он решил лезть дальше. Однако, оглядевшись, ученый понял, что в этом нет никакой необходимости. Его взору открылся весь Рим, и это зрелище было потрясающим».

На самом деле изваяния в основании обелиска высотой всего в несколько метров. А площадь со всех сторон окружают дома. Все, что он мог бы увидеть, - окна второго этажа посольства Бразилии.


Подлый ассасин обосновался в замке Святого ангела. Оттуда иллюминатам ничего не стоило добраться в Ватикан по древнему подземному проходу, именуемому Il Passetto. Браун рассказывал в интервью, что идея «Ангелов и демонов» пришла ему в голову, именно когда он шел по Il Passetto. Вполне возможно. Проход такой и вправду есть, и даже не один. Этих passetto вообще-то много.

Папы действительно рыли себе тоннели, чтобы быстро скрыться из Ватикана в случае опасности. Прошлым летом возле замка Святого ангела перекладывали асфальт и нашли очередной древний тоннель. Теперь их известно не то пять, не то шесть. Вот только туристу туда трудно проникнуть - хотя бы потому, что это опасно. Точно так же не проберешься на тот самый балкон замка, за которым, по версии Брауна, находится храм Света иллюминатов и на котором ассасин чуть не изнасиловал Витторию Веттра. «Виттория, содрогаясь всем телом, стояла на балконе замка Святого ангела. Она смотрела на Ватикан». Красиво сказано, но на самом деле этот балкон смотрит в другую сторону.

Что Ватикан думает об «Ангелах и демонах»?

Официально - ничего. Этой книги для католической церкви просто не существует. Дэн Браун для католиков - автор фантастических романов, эта формулировка и озвучивается для прессы. Ватикан долго собирался с силами и подыскивал выражения, чтобы выразить свое резкое несогласие с «Кодом да Винчи». Вероятно, когда-нибудь такое же скажут про «Ангелов и демонов».

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: